Елена харламова стихи для детей


Если ветер запереть. Стихи Елены Харламовой — Букник Младший


ЕСЛИ ВЕТЕР ЗАПЕРЕТЬ

 

Если ветер запереть

В комнатке под лесенкой,

Он едва ли станет петь

Озорные песенки.

 

Он зачахнет без дворов

С золотыми листьями,

Одичает без голов

С ветреными мыслями,

 

Днём и ночью будет спать,

Словно кот, у тумбочки

И разучится играть

На волшебной дудочке.

 


ДВА ВЕСЁЛЫХ БАШМАКА

 

Жили в доме за горою

Два весёлых башмака.

Был один башмак с дырою,

А второй — без каблука.

Но они не унывали —

Просыпались поутру

И тихонько напевали:

Тра-ля-ля  да  тру-лю-лю!

 

Добродушная хозяйка,

Сунув ноги в башмаки,

Погнала коров к лужайке,

Где синели васильки.

И пока она шагала

За коровою своей,

Потихоньку напевала:  

Тра-ля-ля  да  тру-ля-лей!

 

А рогатая корова

Шла и думала о том,

Что на ужин будет снова

Детям каша с молоком.

Побежит весёлой струйкой

Молоко в бидон, звеня,

Как смычок бежит по стрункам —

Тра-ля-ля  да  тру-ля-ля!

 


КОРКИ ОТ ЕГОРКИ

 

У воробья Егорки

Полным-полно забот:

Нашёл две хлебных корки,

На пир семью зовет.

 

Слетелась птичья стайка, —

Веселье, гомон, крик:

— По-честному давай-ка

Дели на всех, старик!

 

Вот корка для Ермолки,

Вот крошка для Хаврошки,

Краюшка — для Гаврюшки,

Мякина — для Устина,

Еще осталось что-то

Для Фёклы и Федота.

 

Вкусны ли были корки —

Неведомо Егорке.

 

ВИНОВАТ ВО ВСЁМ БАРАШЕК

 

Брат по кухне мяч гонял —

Всё вокруг себя ронял.

 

А в шкафу стояла чашка

С нарисованным барашком.

 

И резвился тот барашек

На лугу среди ромашек:

Скок да скок,

     Прыг да прыг —

           К синей речке напрямик!

 

Вдруг упала чашка с полки

И разбилась на осколки.

 

«Я ни в чём не виноват! —

Заявляет младший брат. —

Посмотрите на барашка —

Это он всему виной:

Оттого разбилась чашка,

Что скакал он, как шальной!»


ЧЕМ ПАХНЕТ УТРО?

 

Утро феи пахнет мятой

И лавандовой росой,

Утро сонь — подушкой мятой,

Утро кошки — колбасой,

 

Утро дворника — рассветом,

Ведь встает он раньше нас.

Пахнет утренней газетой

Почтальона ранний час.

 

Утро Сказки пахнет чудом,

Утро повара — борщом,

Утро гения — этюдом,

Не написанным еще.

Утро Года — веткой хвойной,

Белой стружкой января…

 

Горькой корочкой лимонной

Утро пахнет у меня.

 


КАПРИЗНАЯ ПЛЮШКА

 

Утром на рынке

Купила старушка

Сладкую, свежую,

Сдобную плюшку.

 

Вскоре поехала

Плюшка домой,

В сетке качаясь

Над мостовой.

 

Но недовольно

Морщится плюшка:

«Как неуклюжа

Эта старушка, —

Будто с дровами

Сумку несёт!

Ай, укачает!

Ой, протрясёт!»

 

Гневно бабуле

Кричит пассажирка:

«В Вашей авоське

Огромная дырка!

Долго придётся

Мне это терпеть?

Кажется, я начинаю

Черстветь!»

 

Ох, до чего же

Капризная плюшка!

Но глуховата

На ухо старушка.

Может, характер

У плюшки и крут,

Только по вкусу она —

Вери гуд!

 

 


 


УЧТИВЫЙ СЭР ГЕНРИ

 

Сэр Генри решил

Приготовить обед.

Сэр Генри открыл

Свой столовый буфет:

 

Петрушка,

    Лаврушка,

         Мускатный орех,

А соли не может

Найти как на грех!

 

Сэр Генри сказал:

«Мне поможет сосед!»

Сэр Генри достал

Пару лучших штиблет.

Сэр Генри надел

Свой парадный камзол

И с тростью под мышкой

Во двор он пошел.

 

Ворота открыты,

Выходит сосед.

Сосед добродушно

Кивает в ответ.

 

У Генри немного

Растерянный вид:

«Кто прямо с порога

Про соль говорит?»

 

И Генри учтиво

Ведет диалог

Про сад и про ниву,

Про хлеб и налог,

О засухе летней,

О пользе галет,

Про глупые сплетни

Из местных газет.

 

Уж ночь наступает,

Зажгли в доме свет.

Украдкой зевает

Радушный сосед.

Угасла беседа

И кофе допит. —

«Но кто напоследок

Про соль говорит?!»

 

В раздумье сэр Генри

Из кресел встаёт,

И к дому сэр Генри

Без соли идёт.

 

Не важно, что пресный

У Генри обед,

Зато — от и до —

Соблюдён этикет!

 


 

КОВАРНАЯ ПРОСТУДА

 

В четверг из ниоткуда

Ко мне пришла Простуда.

— Апчхи! — сказала. — Здрасьте! —

Вот не было напасти!

 

— Встречай скорее тётю!

Где мама?

— На работе.

— А бабушка?

— На даче.

— Так это же удача!

 

— А в чём же тут удача? —

Спросил я чуть не плача.

 

— А в том, — шипит Простуда, —

Что мне мешать не будут! —

 

И проскочила меж дверей

И обняла меня скорей.

 

Перед глазами пелена,

Застыли ноги и спина.

 

Простуда ходит рядом,

С меня не сводит взгляда,

Глядит, как я бледнею,

И шепчет: «Одолею!»

 

Мне с каждым часом хуже —

Я болен. Я простужен.

Я от неё бегу, бегу,

Но оторваться не могу…

 

Вдруг бабушка и мама

Склонились надо мной:

«Опасность миновала.

Ну как дела, больной?

 

На столике — микстуры,

И чай, и молоко,

И нет температуры,

И дышится легко.

 

И утром в воскресенье

Пришло выздоровленье!

 

Страничка для взрослых


Елена Харламова живет в Петрозаводске. И нам очень приятно сознавать, что «ареал существования» детской литературы все время расширяется.

Впервые в этом году она стала участником фестиваля молодых детских писателей «Вокруг Детгиза». И не случайно — мне кажется, в стихах Елены много потенциальной энергии, которая должна превратиться в настоящую работу над стихом, а фундамент для этого уже готов. Во всяком случае, вы можете обратить внимание на то, что в ее стихах оригинальным образом уживаются ссылки и аллюзии на два фольклора — русский и английский, а как показывает опыт и история отечественной детской поэзии, эта смесь — зажигательная.

Хочу пожелать нашему новому автору удачи, ну а стихи, как всегда, говорят сами за себя.

 

 

 

family.booknik.ru

Елена Харламова. СТИХИ В АЛЬМАНАХЕ "ЛЁД И ПЛАМЕНЬ" №1, 2013

Главная » Поэзия » Елена Харламова. СТИХИ В АЛЬМАНАХЕ “ЛЁД И ПЛАМЕНЬ” №1, 2013

Чем пахнет утро?

Утро феи пахнет мятой
И лавандовой росой,
Утро сонь — подушкой мятой,
Утро кошки — колбасой,

Утро дворника — рассветом,
Ведь встаёт он раньше нас.
Пахнет утренней газетой
Почтальона ранний час.

Утро Сказки пахнет чудом,
Утро повара — борщом,
Утро гения — этюдом,
Не написанным ещё, —
Утро Года — веткой хвойной,
Белой стружкой января…

Горькой корочкой лимонной
Утро пахнет у меня.

Виноват во всём барашек

Брат по кухне мяч гонял,
Всё вокруг себя ронял.

А в шкафу стояла чашка
С нарисованным барашком.

И резвился тот барашек
На лугу среди ромашек:
Скок да скок,
Прыг да прыг —
К синей речке напрямик!

Вдруг упала чашка с полки
И разбилась на осколки.

«Я ни в чём не виноват! —
Заявляет младший брат. —
Посмотрите на барашка —
Это он всему виной:
Оттого разбилась чашка,
Что скакал он, как шальной!»

Крот и тыква

Тыкву крот нашёл под вечер
И сказал, смущаясь, он:
«Я мечтал о нашей встрече!
Тыква, я в тебя влюблён!»

Но оранжевая Тыква —
Королева красоты —
Говорит: «Я не привыкла,
Чтоб со мною — и на ты!»

Крот отгрыз у тыквы хвостик
И понёс в нору свою,
Отвечая ей без злости:
«Выква, как я Вас люблю!»

Если ветер запереть

Если ветер запереть
В комнатке под лесенкой,
Он едва ли станет петь
Озорные песенки. —

Он зачахнет без дворов
С золотыми листьями,
Одичает без голов
С ветреными мыслями.

Днём и ночью будет спать,
Словно кот, у тумбочки,
И разучится играть
На волшебной дудочке.

Учтивый сэр Генри

Сэр Генри решил
Приготовить обед.
Сэр Генри открыл
Свой столовый буфет:
Петрушка,
Лаврушка,
Мускатный орех —
А соли не может
Найти как на грех!

Сэр Генри сказал:
«Мне поможет сосед!»
Сэр Генри достал
Пару лучших штиблет.
Сэр Генри надел
Свой парадный камзол
И с тростью под мышкою
Вышел во двор.

Ворота открыты —
Выходит сосед.
Сосед добродушно
Кивает в ответ.
У Генри немного
Растерянный вид:
«Кто прямо с порога
Про соль говорит?»

И Генри учтиво
Ведёт диалог
Про сад и про ниву,
Про хлеб и налог,
О засухе летней,
О пользе галет,
Про глупые сплетни
Из местных газет…

Уж ночь наступает,
Зажгли в доме свет.
Украдкой зевает
Радушный сосед.

Угасла беседа
И кофе допит.
«Но кто напоследок
Про соль говорит?!»

В раздумье сэр Генри
Из кресел встаёт,
И к дому сэр Генри
Без соли идёт.

Неважно, что пресный
У Генри обед,
Зато — от и до —
Соблюдён этикет!

Кувшин

Стеклянный кувшин —
Без компота и морса —
Стоял на зеркальной
Ладошке подноса.

А мы через стенки
Пустого кувшина
Смотрели на горы
И сосен вершины,
На старый автобус
В дорожной пыли,
На белое облако
Где-то вдали.

И вдруг оказалось,
Что в этом кувшине
Есть место всему —
И домам, и машине,
И шумной реке,
И деревьям с листвой…

И мы догадались:
Кувшин не пустой!

Опубликовано в Лёд и пламень №1, 2013

Вы можете скачать электронную версию номера в формате FB2

This content is for members only.

lit-web.net

Чем пахнет утро? | Абзац

Стихи и сказки

 

Чем пахнет утро?

 

Утро феи пахнет мятой

И лавандовой росой,

Утро сонь – подушкой мятой,

Утро кошки – колбасой,

 

Утро дворника – рассветом,

Ведь встает он раньше нас,

Пахнет утренней газетой

Почтальона ранний час.

 

Утро Сказки пахнет чудом,

Утро повара – борщом,

Утро гения – этюдом,

Не написанным еще, –

Утро Года – веткой хвойной,

Белой стружкой января…

 

…Горькой корочкой лимонной

Утро пахнет у меня.

 

Если ветер запереть

 

Если ветер запереть

В комнатке под лесенкой,

Он едва ли станет петь

Озорные песенки.

 

Он зачахнет без дворов

С золотыми листьями,

Одичает без голов

С ветреными мыслями,

 

Днем и ночью будет спать,

Словно кот, у тумбочки

И разучится играть

На волшебной дудочке.

 

Крот и тыква

 

Тыкву крот нашел под вечер,

И сказал, смущаясь, он:

– Я мечтал о нашей встрече!

Тыква, я в тебя влюблен!

 

Но оранжевая Тыква –

Королева красоты –

Говорит: – Я не привыкла,

Чтоб со мною – и на «ты»!

 

Крот отгрыз у тыквы хвостик

И понес в нору свою,

Отвечая ей без злости:

Выква, как я вас люблю!

 

Корки от Егорки

 

У воробья Егорки

Полным-полно забот:

Нашел две хлебных корки,

На пир семью зовет.

 

Слетелась птичья стайка, –

Веселье, гомон, крик:

–  По-честному давай-ка

Дели на всех, старик!

 

Вот – корка для Ермолки,

Вот – крошка для Хаврошки,

Краюшка – для Гаврюшки,

Мякина – для Устина,

Еще осталось что-то

Для Феклы и Федота.

 

Вкусны ли были корки,

Неведомо Егорке.

 

Про Поганку Бледную — 

сеньориту вредную

 

Средь кочек на полянке

Жила одна Поганка –

Аристократка бледная,

Особа очень вредная.

 

Хоть сватались к принцессе

Дворяне из Полесья –

Всё кавалеры видные

Да женихи завидные, –

 

Гнала их недотрога

От своего порога:

– Куда вам до столичных

До принцев заграничных!

 

Прогнала Боровика:

– Не желаю старика!

 

Следом изгнан Мухомор –

Уважаемый сеньор.

 

Рассердилась на Опят,

Что под окнами стоят:

– Шли бы вы, ребята, в пень,

У меня от вас мигрень!

 

А Маслёнок-весельчак

От любви совсем зачах.

Но Поганка Бледная

Не жалеет бедного:

– С глаз долой – из сердца вон!

 

…Только тут явился Он! –

В бархатном берете,

В кружевах и ленте,

В шёлке белых панталон –

Заграничный Шампиньон!

 

Прилетел транзитом

С деловым визитом.

 

Говорит: – Бонжур! Са-ва?

Дескать, как у вас дела?

Этикет, манеры, вкус –

Сразу видно, что француз!

 

Тут Поганка Бледная

Чувств лишилась, бедная!

То краснеет, как томат,

То ответит невпопад,

То щебечет соловьём,

То смущается при нём

И молчит, наоборот,

Как воды набравши в рот.

 

Но француз – транзитом –

С деловым визитом.

 

Осмотрел на местности

Центры и окрестности,

Посетил колонии

Плесени в Болонии,

Съездил во Флоренцию,

Дал пресс-конференцию:

– Спасибо за внимание,

Адью! И – до свидания!

 

Принц исчез – увы и ах! –

А принцесса – на бобах…

 

Иллюстрации Валерии Куликовой к сказкам Елены Харламовой:

old.rk.karelia.ru

Горькой корочкой лимонной утро пахнет у меня | Новости Петрозаводска

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область Камчатский край

petrozavodsk.bezformata.com

Харламова Елена Сергеевна - Сегежский район - Персонали

Елена Харламова

Елена Сергеевна Харламова родилась в Сегеже в 1 декабря 1969 года. Окончила филологический факультет Петрозаводского государственного университета, затем работала в web-лаборатории при кафедре русской литературы ПетрГУ. Дебютировала поэтическим сборником - «Есть девочка Однажды…» (2008г.).

Победитель II международного литературного конкурса и фестиваля «Русский stil» в Германии в номинации «Нашим детям» (2008г.). А в 2010 г. стихотворение «Трамваю тоже снятся сны» вошло в тройку победителей в Международном литературном конкурсе «Солнечный дом на зеленой планете» (Франкфурт-на-Майне, Германия).

В настоящее время живет и работает в г. Петрозаводске. Елена активно принимает участие во встречах с читателями, выезжает в районы Карелии. Член Союза российских писателей.


ЕСЛИ ВЕТЕР ЗАПЕРЕТЬ

Если ветер запереть
В комнатке под лесенкой,
Он едва ли станет петь
Озорные песенки.

Он зачахнет без дворов
С золотыми листьями,
Одичает без голов
С ветреными мыслями,

Днём и ночью будет спать,
Словно кот, у тумбочки
И разучится играть
На волшебной дудочке.


Библиография автора:

  • Харламова, Е. С. Виноват во всем барашек : [для детей младшего и среднего школьного возраста] / Елена Харламова ; худож. Валерия Куликова. – Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2011. – 56 с. : цв. ил.
  • Харламова, Е. С. Есть девочка Однажды... : стихи для детей и взрослых / Елена Харламова ; [рис. Маши Савельевой]. - Петрозаводск : [б. и.], 2008. - 79 с. : ил.
  • Харламова, Е. С. Сказки от портняжки : [для детей младшего и среднего школьного возраста] / Елена Харламова ; худож. Валерия Куликова. - Петрозаводск : [б. и.], 2011. - 47, [2] с. : цв. ил.
  • Харламова, Е. [Стихи] / Елена Харламова // Наш солнечный дом : книга стихов для детей / сост. Е. Рышкова. - Берлин, 2011. - С. 31-32, 69.
  • Харламова, Е. [Стихи] / Елена Харламова // Я вам утро подарю : антология русской детской литературы Карелии / сост. С. М. Лойтер, М. В. Тарасов. - Петрозаводск : Verso, 2009. - С. 114-116.

lit-karta.karelia.ru

Моя газета+ «Ветер очень похож на детей!»

Так считает молодая карельская поэтесса Елена Харламова 

Жила-была маленькая девочка. Она очень любила писать стихи. И решила отправить свое стихотворение в газету «Пионерская правда», но ответ из редакции не обрадовал. Ей написали, что надо усерднее работать над словом, но она не хотела в это верить и считала свое творение удачным. Прошло много лет, девочка стала взрослой и выпустила замечательную книжку стихов для детей под названием «Есть девочка Однажды».

Елена Харламова — филолог по образованию, окончила ПетрГУ. Ей нравится писать детские стихотворения, дарить своим маленьким читателям улыбку, хорошее настроение. Конечно, чтобы девчонки и мальчишки поняли и полюбили стихи, нужен не только талант, но и особый взгляд на окружающий мир. Такой, каким он бывает только в детстве. Иначе, как еще можно представить и почувствовать, например, запах утра?

«Утро феи пахнет мятой
И лавандовой росой,
Утро сонь — подушкой мятой,
Утро кошки — колбасой…»

На встрече с юными читателями, которая прошла в октябре в библиотеке Дворца творчества Петрозаводска Елена Харламова читала самые яркие стихи из своего сборника: «Репейник», «Шарик», «Корки от Егорки», «Если ветер запереть»… А дети с интересом слушали, отвечали на вопросы поэтессы и даже читали наизусть некоторые ее стихи. Понравился юным слушателям и любимый герой — Ветер, ведь он очень похож на детей: такой же озорной, веселый и немного хулиганистый.
И, конечно же, всех волновал вопрос: почему у книги такое необычное название? Елена Харламова ответила, что мир фантазии — это сказка, чудо, волшебство, а со слова «однажды» начинается сказка…

«Есть девочка Однажды,
Она живет в стране,
Где рыцари отважные
Скачут на коне…
Там солнцем одуванчики
Рассыпаны в лугах,
И даже злые мачехи
Добреют на глазах…»

Ее книга на самом деле получилась яркой, доброй и сказочной. Так решили самые строгие критики — дети. И им понравились не только стихи Елены Харламовой, но и иллюстрации к ним, которые нарисовала юная художница Маша Савельева. Как же получилось, что оформлять книгу взрослой поэтессы выпало школьнице? А дело было так.

Маша познакомилась с Еленой Харламовой через Интернет, и поэтесса сразу же обратилась с предложением оформить ее сборник.
— Раньше я печаталась в журналах «Север», «Кипиня», «Гольфстрим» участвовала в различных конкурсах, — рассказывает Маша. — Есть у меня и свой сайт: http://kids.staniv.ru/Person/masha/Masha.htm Это мой первый опыт работы с книгой.
— А как ты придумываешь рисунки?
— Не могу точно ответить. Бывает, что сразу представляю картинку, бывает, по ходу дела само получается… Мне очень нравится этот сборник. «Есть девочка Однажды» — очень добрый и сказочный стих!

Когда встреча подходила к концу Елена Харламова прочитала ребятам новое стихотворение «Цирк на колесиках» и подарила библиотеке несколько сборников. Так что если захотите узнать, чем же пахнет утро самой поэтессы, как устроить праздник маме и какие сны снятся трамваю, то загляните в библиотеку Дворца. А захотите познакомиться с Машей Савельевой, не пропустите ноябрьский номер журнала «Yes!». Вы увидите ее на обложке.


my-gazeta.com

Однажды Когдатовна — Интернет-журнал «Лицей»

Так зовут Елену Харламову в виртуальном пространстве, и за таким адресом приходят от нее электронные письма. Надо полагать, не случайно: просторы Интернета очень похожи на сказочную страну, в которой все возможно.

Доступ в эту страну открыт каждому человеку в раннем детстве, потом для некоторых она трансформируется в страну Neverland,для других превращается в прекрасное «когда-то», третьим представляется несусветной глупостью, но о них мы вообще говорить не будем. Потому что этой категории людей все дети вообще кажутся глупыми по определению. А ведь далеко не так. Детские души просто сохраняют память небесной прародины, откуда приходят на Землю, поэтому поначалу мир для них представляется добрым, в нем люди честные и простодушные торжествуют, а жадные — наказываются…

Елена Харламова по-прежнему проживает в стране, из которой однажды, когда-то давно, вышли все взрослые. Она укоренилась там, поэтому разговаривает с детьми на равных, а не как училка, менторским тоном. Это ведь очень заметно в таком сложном жанре как детская литература. Например, стихотворение «Кувшин» явно написал философ, любомудр, который, как и все дети, не перестает задаваться вопросами: как в малом может уместиться великое, как в один объем может входить множество других? Над подобными вопросами в свое время ломал голову русский философ Владимир Соловьев, и вдруг ответ находится в детском стихотворении:

 

Стеклянный кувшин —

Без компота и морса —

Стоял на зеркальной

Ладошке подноса.

А мы через стенки

Пустого кувшина

Смотрели на горы

И сосен вершины,

На старый автобус

В дорожной пыли,

На белое облако

Где-то вдали.

И вдруг оказалось,

Что в этом кувшине

Есть место всему —

И домам, и машине,

И шумной реке,

И деревьям с листвой…

И мы догадались:

Кувшин не пустой!

 

Оказывается, достаточно сломать логику взрослого мира, снять очки пресловутого здравого смысла, с которыми мы все срослись, и невозможное становится очевидным!

Елена Харламова пишет, конечно, для детей, но одновременно помогает и нам, взрослым, совершить реальное путешествие во времени. Для этого вовсе необязательно тащить сквозь годы свое физическое тело — отяжелевшее и потрепанное, к тому же.  Достаточно просто окунуться в воспоминания, и вот пожалуйста: пункт назначения, в котором мы снова мальчики и девочки. Иногда даже оторопь берет от того, что Лена как будто подслушала мои детские мысли! Я о стихотворении «Шуршуны»:

 

За нашей стеною

Живут шуршуны.

Шуршат — я не скрою —

Волшебно они.

Быть может, там кошки

Хвостами шуршат

И ловят на крошки

Шуршащих мышат?..

 

Лена, это мои шуршуны! Некогда они обитали во множестве у меня дома, правда, представлялись не такими безобидными как кошки. Шуршуны — это лохматые чудовища, которые таятся в темных углах, под кроватью, в кладовке. Однажды, когда я сидела в комнате лицом к окну, шуршун прямо у меня за спиной что-то протащил по коридору — туда и обратно. Я до сих пор уверена, что это был шуршун, больше некому. Мама тогда посмеялась над моими страхами, а недавно призналась, что всю ночь не спала, потому что в коридоре будто бы таился кто-то мохнатый. Так и есть: мама успела расплескать по дороге порядочно «здравого смысла», и мой шуршун наконец решился показаться ей…

Елена Харламова пишет еще и очень смешные стихи, иронизируя как раз-таки над здравым смыслом, который в Англии, например, вообще трансформировался в нормы этикета и порядком окаменел, заставляя людей совершать нелепые поступки. Так случилось с одним английским джентльменом («Учтивый сэр Генри»), который с утра отправился к соседу за солью, просидел целый день, но соли так и не добыл, потому что попросить все не представлялось удобным.

Над абсурдностью здравого смысла смеялся еще Льюис Кэрролл, а воз и ныне там. И мы все, уверенные в том, что уж мы-то знаем, как жить, упорно напяливаем на наших детей очки здравого смысла. Они сопротивляются, а мы сердимся, в глубине души все-таки сохраняя некоторое сомнение на этот счет… Может быть, поэтому нам так нравятся детские стихи Елены Харламовой.

Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже:

Похожее

gazeta-licey.ru

Горькой корочкой лимонной утро пахнет у меня

«Желаем вам вдохновения, чтобы у вас всегда складывались хорошие рифмы, чтобы появлялись новые книги, чтобы вас никогда не просили прочитать стихотворение, которое вы написали в 9 лет, и чтобы вам никогда не задавали тех двух вопросов, которых вы боитесь», – наперебой делились пожеланиями второклашки и третьеклашки после встречи с карельской детской поэтессой Еленой Харламовой. Что же это за страшные для поэта вопросы? И вообще, как становятся детскими поэтами? А также хорошо ли живется поэту в карельской глубинке? Обо всем рассказала сама Елена Харламова.

Может ли большое поместиться в маленьком?

– Я не могу сказать, что родилась и сразу знала: буду дет-

ским поэтом или писателем. В университетские годы даже забросила стихосложение, поняв, что не гений, и спрятав все труды куда-то в стол – долгое время к этому не возвращалась. Писала я тогда, конечно, стихи о любви, как все девушки филологического факультета. Стихи для детей появились гораздо позже.

– Когда детских поэтов и писателей спрашивают о причинах выбора именно детской литературы, ответ, как правило, одинаков: родился ребенок и надо было что-то для него придумывать. У вас так же?

– Безусловно, родительский опыт имеет большое значение, потому что очень сложно, не наблюдая за детьми каждый день, не общаясь с ними, написать так, как им это было бы интересно. Нужно иметь опыт бесед с ребенком на понятном ему языке – любая мама это умеет делать.

– Вы хотите сказать, что с ребенком надо говорить на каком-то другом языке, «сюсюкать», «шепелявить» и «причмокивать»?

– Вовсе нет. Просто с ребенком надо говорить так, чтобы ему было понятно, и всегда слушать, что он говорит, думать, что ты ему отвечаешь. Меня как-то маленький сын спросил, может ли большое поместиться в маленьком, и я, будучи уверенной в том, что его интересует, можно ли мяч засунуть в стакан (например), ответила: нет, не может. Тогда ребенок спросил, а как же тогда Бог помещается в человеке и во всем вокруг? В таком случае, конечно, большое с легкостью умещается в малом.

– А в детстве вы действительно ни разу не задумывались, не стать ли вам поэтессой?

– В детстве у меня всегда была тяга именно к поэтическому жанру. Как сейчас помню: папа принес сборник стихов Фета, мне было лет 10 или 11. Тоненькая книжка, без каких-то иллюстраций, но эта гармония поэзии уже тогда меня настолько увлекла, что я очень долго не могла уснуть, прочитав тот сборник. А утром, проснувшись, вдруг обнаружила, что очень многие стихи из сборника знаю наизусть, специально не учив их. Поэзия всегда была мне ближе.

– И все-таки когда вы написали свое первое стихотворение?

– Первое стихотворение, которое трудно назвать стихо-

творением, родилось, когда мне было лет девять. Оно было, конечно, корявое, смешное, наверное, и по-детски наивное, но я решила отправить его в «Пионерскую правду». Тогда редакция «Пионерской правды» очень активно работала со своими читателями. И я ждала, что мне напишут что-нибудь такое с большой хвалой. Но ответ был сдержанный: «Леночка, молодец, что ты пишешь, но над словом надо работать». И эту историю я запомнила на всю жизнь. Она была поучительной и очень полезной для меня.

– Потом был филологический факультет…

– Да, я выпускница филфака ПетрГУ, но всегда искала себя в творчестве. Пыталась музицировать, писать маслом, но все безуспешно. А вот когда написала первые детские стихи, то даже муж мне сказал: «Все – это твое!»

– А когда, кстати, вы написали первые детские стихи?

– Не так уж и давно. В конце 2006-начале 2007 года. То есть у меня был долгий путь к детской поэзии.

– Что же такое произошло в жизни, что вы решили писать детские стихи?

– В какой-то момент ко мне пришел мой знакомый, который тоже пишет, и сказал: «Лена, это беда, сегодня издательства не хотят ничего печатать, но мне сказали сделать книжку для детей, и ее с удовольствием опубликуют. Тебе слабо написать? Ведь у тебя двое детей!» В общем, взял меня на это «слабо». Я подумала: ну-ка, попробую, может, действительно что-то из этого получится? И вот, как ни парадоксально, получилось. Первая книжка «Есть девочка Однажды» вышла в 2008 году, книжка поэтических сказок «Сказки от Портняжки» – в 2011-м, и буквально 22 апреля этого года прошла презентация новой книжки стихов для детей «Виноват во всем барашек».

Поэты есть, поддержки нет

К слову, стихотворение «Чем пахнет утро» из первой книги Елены Харламовой тогда же, в 2008 году, победило в Штудгарте на Международном литературном конкурсе «Русский Stil» в номинации «Нашим детям». Елена признается, что оценка европейских критиков оказалась для нее хорошей моральной поддержкой, поскольку карельская поэтесса не может похвастать железобетонной уверенностью в себе – всегда во всем сомневается.

– Творческие люди, наверное, всегда в себе сомневаются?

– Наверное, да… Это смерть, когда человек уверен сто-

процентно в том, что он делает, это какой-то ступор – и роста дальше нет. Нужно всегда сомневаться. Ведь муки творческие – они же не просто так сидишь и облака считаешь. Это борьба с собой, это постоянная попытка сделать лучше, чем есть. Вот даже стихотворение «Чем пахнет утро» – оно же рождалось в муках, как ребенок.

– Да вы что? Оно кажется таким легким…

– Да, а страдала я ужасно. Мне не хватало одного четверостишия в середине, я обломала все зубы, все копья, сколько рваных бумаг было и «психов», а потом однажды ночью я просто подскочила… Это не для красного словца – так правда бывает иногда. Я крепко спала и подскочила, как будто кто-то водой холодной окатил, и побежала в темноте искать бумагу – вот она пришла, эта строчка. Поэтому правильно говорят, что люди, которые пишут, – это какое-то орудие. На самом деле ощущение, что каналы открываются, а мы – приемники. Подается же все сверху – темы, интонации какие-то… Хотя, конечно, все это заваривается на собственном опыте, внутренних переживаниях. Как на Востоке говорят: нужно уметь слышать зов даже в падении лепестка розы. А детский поэт должен еще видеть специальным образом, чтобы в обычных явлениях, предметах разглядеть повод для целой истории, которая понравится детям.

– Вы сказали, что знакомый рекомендовал писать детские книжки, потому что их охотно публикуют. Так и есть?

– Не совсем. Издательства приглашают авторов, но им нужны авторы детских детективов, ужастиков, триллеров и тому подобного. Детская поэзия не пользуется спросом у издателей. Должна сказать, что сегодня у авторов проблем очень много. Во-первых, таким тиражом, как мои книги, мало кто может похвастаться в Петрозаводске или в Карелии. 3000 экземпляров для регионального уровня – это прилично.

– Кажется, что совсем мало…

– Мы не имеем выходов на Питер и Москву и должны реализовывать все здесь. К слову, и в мегаполисах книжки детских стихов издаются тиражами всего по 7-8 тысяч, хоть и разлетаются там, как горячие пирожки. Просто издатели считают этот жанр непопулярным и затратным. Детское книгопечатание сегодня очень дорогое удовольствие. Я в этой кухне варюсь уже не первый год, отслеживая, как книга формируется от момента идеи до выхода с печатного станка – это безумно дорогое удовольствие. Далеко не каждый может это себе позволить. Поэтому талантливые молодые поэты у нас есть, но прозвучать им сегодня очень сложно – нет поддержки.

Два страшных вопроса

– Издаетесь за свой счет?

– Да, при колоссальнейшей поддержке семьи и издательства «ИнтелТек». Сегодня детский поэт один в поле не воин – если у него нет хорошей группы поддержки единомышленников, он ничего не сделает. Когда я, никому не известная, пошла с рукописью в издательства, то не нашла отклика. А потом знакомые порекомендовали обратиться в петрозаводское издательство «ИнтелТек». Оно занимается медицинской литературой и медицинскими компьютерными программами – художественной литературой они не занимались вообще, а уж тем более детской. Я пришла к главному логисту (теперь это директор издательства) Светлане Петровне Ивановой и сказала: «Поверьте мне, это нужно, это будет востребовано». И человек поверил, и курировал весь проект от начала до конца. Были свои сложности, но были и свои изюминки. Например, первая книжка на сто процентов детская, потому что рисунки к стихам для детей сделал ребенок – Маша Савельева, которой на тот момент только-только исполнилось 14 лет. Я никак не ожидала, что у меня будет такой юный помощник. Очень талантливая девочка.

– Чем же зарабатывает на хлеб детский поэт?

– Да ничем. Если бы не муж, который меня во всем поддерживает, нередко возит меня на своей машине по городам Карелии на встречи с детьми, потому что у принимающей стороны нет средств оплатить дорогу, мне было бы не справиться.

– Вообще все так беспросветно? Дети же с удовольствием слушают стихи и знают их даже наизусть.

– Я не знаю, что из этого выйдет, но один знакомый предложил перевести книжку «Сказки от Портняжки» на английский язык и сделать ее интерактивной. Английский – потому что в России еще не так много детей пользуются современными гаджетами, а за рубежом это повсеместно. Я в этом ничего не понимаю – мне так объяснили. Проект в работе, посмотрим, что получится.

– Кстати, сегодня, ответив на вопросы детей, вы поблагодарили ребят за то, что они не задали два вопроса, которых вы всегда боитесь. Что это за вопросы?

– Сколько мне лет и сколько я зарабатываю.

– А если их все-таки задают, то как вы отвечаете?

– По поводу денег говорю, что зарабатываю миллион до неба, и детей такая формулировка вполне устраивает, а вот с возрастом стало сложнее. Пока была помоложе, говорила так: сколько зим, столько лет, сорока еще нет. И смех снимал все дополнительные вопросы. Теперь 40 уже есть, и я отвечаю, что время не работает против детских авторов – они всегда молоды душой и сердцем.

– Ваши дети вас поддерживают? Помогают в творчестве?

– Конечно! У меня двое сыновей 17 и 12 лет. Они всегда мои первые читатели и редакторы – я всегда прислушиваюсь к их мнению. На презентацию последней книжки «Виноват во всем барашек» пришла вся семья. Старший сын подарил мне огромный букет роскошных роз, и я видела, что все мои мужчины мной гордятся. Это очень важно!

Чем пахнет утро

Утро феи пахнет мятой

И лавандовой росой,

Утро сонь – подушкой мятой,

Утро кошки – колбасой,

Утро дворника – рассветом,

Ведь встаёт он раньше нас,

Пахнет утренней газетой

Почтальона ранний час.

Утро Сказки пахнет чудом,

Утро повара – борщом,

Утро гения – этюдом,

Не написанным ещё,

Утро Года – веткой хвойной,

Белой стружкой января...

...Горькой корочкой лимонной

Утро пахнет у меня.

rep.ru

Елена Харламова: "Главное — не утратить способность удивляться" :: Петрозаводский государственный университет

Литературное творчество выпускницы Петрозаводского государственного университета высоко оценено специалистами по детскому чтению и детской литературе, детской и взрослой аудиторией.

Елена Сергеевна Харламова дебютировала в 2008 году с книгой «Есть девочка Однажды…». В апреле этого года в Издательстве ПетрГУ вышла в свет ее новая (уже третья) книга— «Виноват во всем барашек».

Автор детских стихов и поэтических сказок, победитель II Международного литературного конкурса и фестиваля «Русский stil» в Германии в номинации «Нашим детям» (2008) рассказала нам о себе и своем творчестве.

Елена Сергеевна, Вы — выпускница ПетрГУ, какими Вы вспоминаете студенческие годы?
— Безусловно, это была счастливая пора — время предвосхищения и больших надежд, когда горизонты еще далеки и прекрасны; время накопления опыта, знаний, профессиональных навыков. Именно в студенческие годы, как правило, завязываются настоящие связи — человеческие, дружеские, сердечные; формируется собственный стиль, вкусы, обретаются Учителя.

Были ли у Вас любимые предметы и преподаватели?
— Мне повезло общаться с очень интересными и сильными преподавателями: Л.И. Мальчуковым,
Т.Г. Мальчуковой, И.П. Ивановой, Е.М. Неёловым, В.Н. Захаровым. Вероятно, оттого питаю нежные чувства к античной, зарубежной и русской литературе, русскому языку. С некоторыми преподавателями по-прежнему поддерживаем теплые отношения, общаемся, ходим друг к другу на чай.

Как помогает Вам в новой профессии образование, полученное в университете?
— Человек, воспитанный на шедеврах мировой литературной классики, думаю, сознает всю ответственность за сказанное им слово, особенно, если это слово адресовано маленькому читателю. В таком случае и планка требовательности к себе как к автору у него должна быть высока: есть на кого равняться!

Что послужило толчком к написанию книг?
— Достаточно сложно поймать за хвост то самое ≪начало≫ — ускользает. Можно разве что толковать о целом ряде предшествующих событий. Это и любовь к чтению, и детская восторженность перед гармонией поэзии. Помню, мне было лет 10 или 11, когда папа принес домой томик стихов Фета. Я с жадностью его проглотила, а потом долго не могла уснуть, переживая в себе тот удивительный резонанс, который вызвала поэзия. Университетские годы — целая веха в постижении мира литературы и языка. Дальше — больше: родились и взрослели дети, и, общаясь с ними, я всякий раз удивлялась неисчерпаемым потенциям языка, его пластике, энергетике, волшебному преобразованию в детской речи. Когда мы говорим об особенностях языка детей, то я иногда вспоминаю семейную историю ≪о стае улиток≫. А дело было так: однажды поздней осенью мы с четырехлетним Никитой шли в детский сад. Наш путь пролегал через небольшой городской парк. Сын задумчиво наклонился над сухой травинкой и сказал: ≪А летом я здесь видел целую стаю улиток!≫ — ≪И куда же они летели?≫ — поинтересовалась я. — ≪Они не летели — они шагали!≫ Поразительная образность, свобода детского мышления и — как следствие — языка от разного рода стереотипов, комплексов, житейских наслоений одновременно впечатляет и обескураживает, правда? Кто-то сказал, что ребенок мыслит иначе, чем взрослый, потому что он счастлив. Похоже, желание мыслить, как ребенок, стало более осмысленным к моменту написания книг.

Поделитесь ощущениями, воспоминаниями о первой презентации книги.
— Презентация — только формальный отчет постфактум. Гораздо интереснее вспоминать о самом процессе рождения книги, когда замысел обрастал вполне реальными чертами, в творческих муках появлялись новые идеи. Мне посчастливилось найти ≪своего≫ художника за столиком в кафе, обрести единомышленников, встретить издателей-профессионалов, многому у них научиться, самостоятельно делать первые шаги в области детской литературы, набивать шишки и синяки и идти дальше…

Детский писатель — это взрослый ребенок. А Вам удалось сохранить детское восприятие жизни?
— Как заметила Вера Полозкова, ≪детство — это неизлечимо≫! В каждом из нас, в каком-нибудь укромном уголочке, сидит наше Детство, жует себе мятный пряник, держит за ниточку воздушный шарик да посмеивается, глядя на нас, таких ≪взрослых≫. Главное — не утратить способности удивляться и находить повод для радости во всем, чем балует нас жизнь.

Сложно ли находить образы для своих произведений?
— А это всегда по-разному! Иногда они находятся, как грибы под елкой, — легко и просто — как будто только тебя и ждали. А иногда все ноги стопчешь в поиске и вернешься восвояси несолоно хлебавши. Однако поэт должен обладать чутким ухом и зорким глазом, чтобы ≪слышать зов даже в падении лепестка розы≫, — во всем есть знак!

Как Вы считаете, отличаются ли нынешние дети от ребят других десятилетий?
— В настоящее время — хотим мы этого или нет — происходит смена универсального канала восприятия информации. Современные дети больше доверяют не слову, а изображению и звуку. Да и книжная продукция для детей зачастую строится по масс-медийному стандарту. Испытывая на себе постоянный информационный прессинг, современный ребенок быстро развивается, быстро взрослеет… но при этом все же остается ребенком. А это значит — по-прежнему верит в чудеса и ждет их.

Считается, что дети и молодежь мало читают книг и много времени проводят в Интернете. На Ваш взгляд, можно ли их приобщить к чтению?
— Есть такое интересное занятие — разбирать старые книги и вдруг обнаружить книжный ≪хит≫ своего детства. Вкусно рассказав о нем ребенку, можно тем самым возбудить его читательский аппетит. Если в семье жива традиция семейного чтения, то знакомство с каждой новой книгой может стать настоящей игрой, магическим действом, домашним театром.

Какие сказки Вы читали своим детям: написанные Вами или классические?
— Круг их детского чтения, бесспорно, состоял из произведений Чуковского и Маршака, Носова и Драгунского. Что же касается моих сказок, то сыновья были первыми слушателями и критиками, и их мнение всегда учитывалось.

Чем Вы увлекаетесь?
— Я увлекаюсь неординарными собеседниками и новыми странами, хорошей литературой и интеллектуальным кино. С огромным удовольствием общаюсь с увлеченными жизнью людьми.

Поделитесь своими планами на будущее.
— Кажется, у Гёте была такая фраза: ≪Если бы утро не будило нас для новых радостей, стoило бы труда и одеваться?≫ Такое утро однозначно входит в мои планы!

Что Вы хотите пожелать студентам ПетрГУ, в частности, филологического факультета?
— Ярких открытий, творческого вдохновения и счастливых студенческих лет!

Арина НОПОЛА
Фото из личного архива
Елены ХАРЛАМОВОЙ

petrsu.ru

Стихотворение «Стихи-пятиминутки.», поэт Харламова Елена

стихи-пятиминутки...

Елена Харламова 4

Стихи-Пятиминутки...

 

(написано в течении полутора-двух часов...)

 

 

Что хотела,то и получила.

Только жаль,что та любовь горчила.

 

=================================

Богине моей любви...

 

Как мне молчалось аж четыре года!

-На детях отсыпается природа

И надо было мне дождаться внучки,

Добраться до ума,дойти до ручки,

Чтоб пачками стихи писать ночами,

Чтоб обнаружить крылья за плечами,

Себя познать и мирозданья тайну...

 

Всё не случайно.

 

ВОВСЕ НЕ СЛУЧАЙНО.

 

==================================

 

Два направления души-

ЗАБЫТЬ и ПОМНИТЬ.

И я на росстанях твоих теряю власть.

Штандарт приспущен.

Белый флаг приподнят

И остаётся медленно упасть.

В твоих ладонях утонуть лицом...

Но жаль...

Коленок перед подлецом

 

испачкать грязью мне бы не хотелось...

 

===================================

экспромт-ответ страничке одного поэта...

 

 

В мире замкнутого пьянства

И в похмельи поутру,

Пребывает постоянство,

Если ты ещё не труп....

 

===================================

 

Не заглянуть в последнюю страницу.

-Она без нас написана судьбой.

Ей,Богу,право стоит удивиться,

Тому,что мы ещё близки с тобой.

 

На минном поле,скрадывая шаг,

Ступаю осторожно,не дыша,

А хочется кружиться в вальсе с лесом

И кувыркаться окаянным бесом...

 

Но наступила на растяжку взгляда

и поняла,

 

что ЭТОГО НЕ НАДО.

 

======================================

 

Я балдею-

я пишу

В пять минут стихотворенье.

Я живу,люблю,грешу-

Вот откуда озаренье!

 

Мирозданью по плечу

ВСЁ!-

 

Поэтому лечу

по законам ТЯГОТЕНЬЯ!!!

 

====================================

 

Портал открыт.

Осталось не сплошать.

-Спасибо АНГЕЛУ!-

 

ЕМУ СУДЬБУ РЕШАТЬ.

 

====================================

 

На заграницу просят паспорта

И документы просит Райсобес,

А у меня в стихи открыт портал.

-Не знаю только Богом или бесом

(тьфу-тьфу-тьфу...).

И я пишу стихи,ЛЮБВИ согласно .

 

И получается, воистину,прекрасно!

 

====================================

 

когда ирония захлёстывает душу

 

О недостатках говорим.

Достоинства видны и так,

Хотя ,бывает,их как раз

заметить сразу очень трудно.

-Мешает злость.

Мешает страх.

Мешает жизни суета....

 

-Так и корабль и горшок

Одно имеют имя "судно".

 

==============================

АЛЬФЕ...

 

Все роли расписаны чётко по нотам твоим.

Ты жанр свой построил умело

на драме,

ловушках,

загадках..

-Где двери закрыл,а кому небеса отворил,

Диета кому,а кому круасаны на завтрак....

 

Ты жанр свой построил умело,

но мыслил стандартно.

-Расклады твои все открыты и даже ясны.

И мне,обожающей дерзкие длинные нарды,

Осталось дождаться прихода

 

ЛЮБВИ и ВЕСНЫ.

 

=========================================

Закон природы.....АЛЬФЕ.

 

Дичь скрадываешь,как гепард.

Ты,как лавина.

КАМНЕПАД!-

Стихийное,шальное бедствие!

Что нервы попусту трепать,

Когда уже открыта пасть

И ТЫ-причина.

Я,как следствие...

 

=========================================

АЛЬФЕ.

 

В душе своей бы навести порядок,

Почистить и прибраться поутру....

Сама увидеть я была бы рада,

Как я тебя из памяти сотру.....

 

не компа..

 

22 июля 2015г.

========================================

poembook.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.