Ель рукавом мне тропинку завесила фет стих


Афанасий Фет - Ель рукавом мне тропинку завесила: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета. В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви.

Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами. Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.

К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет. Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира. Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания. Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.

rustih.ru

«Ель рукавом мне тропинку завесила» 🖋️ анализ стихотворения А.А. Фета, стихотворный размер, текст полностью

История создания

Это стихотворение относится к позднему творчеству Фета: оно было написано в ноябре 1891 года, за год до его смерти. На момент написания поэту было уже 70 лет, но всё же произведение пронизано свежестью и силой эмоциональных переживаний.

Может показаться, что оно относится только к пейзажной лирике, но всё же многие исследователи включают его в цикл любовных стихотворений к Марии Лазич — польской красавице, в которую Фет был влюблён в молодости. История любви закончилась трагически: поэт сам решил расстаться с ней из-за проблем с материальным положением, а через некоторое время узнал, что возлюбленная погибла в пожаре. Он винил себя в прерывании отношений и её смерти, считая, что, если бы он женился на Марии, их судьбы сложились бы иначе.

После гибели Лазич Фет посвятил ей немало стихотворений, пронеся любовь к её образу и тёплые воспоминания о ней через годы, но все эти произведения не были опубликованы при его жизни. Однако стих «Ель рукавом мне тропинку завесила» всё же был напечатан в сборнике «Вечерние огни», когда автор был ещё жив. Это объясняется тем, что в тексте не так просто разглядеть намёк на образ возлюбленной: об этом говорится только в последних строчках: «Кажется, издали странника бедного нежно приветствуешь ты».

Жанр и стихотворный размер

Стихотворение написано в жанре элегии: это эмоциональный результат философского размышления над серьёзными проблемами жизни. Ранние стихи Фета отличаются лёгкостью, наивностью и восторженностью, поздние же, наоборот, затрагивают вопросы философии, а образ его погибшей возлюбленной незримо присутствует даже в пейзажной лирике.

Произведение также можно отнести к излюбленной Фетом поэтической миниатюре: это небольшая зарисовка пейзажа, словно запечатлённая в картине художника. Яркие образы природы только добавляют сходства с творением живописи: кажется, что при чтении читатель так и видит, как рукав ели завешивает человеку тропинку.

Стихотворный размер — четырёх- и двустопный дактиль. Рифмовка — перекрёстная АВАВ, присутствуют мужские и женские рифмы. Поэт использует разностопные строки и чередует их. Именно благодаря чередованию коротких и длинных строк создаётся удивительная рваная и порывистая ритмика произведения, за счёт которой можно провести ассоциацию с порывами ветра, сбившимся шагом путника в лесу и его прерывистым от волнения дыханием. Как и другие стихотворения Фета, этот стих очень музыкален и имеет свою особую мелодию, передающую взаимодействие человека с природой.

Тема произведения

В стихотворении автор затрагивает традиционные для русской литературы темы:

  • природа в лесу;
  • взаимозависимость человека и природы;
  • одиночество и поиск себя.

В центре событий находится лирический герой, который один идёт по осеннему лесу: его глазами читатель видит окружающую природу. Из-за одиночества он пребывает в сложных и неоднозначных чувствах, которые ему и самому трудно интерпретировать: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — я ничего не пойму». Сам он называет себя «странником бедным». Настроение природы тонко перекликается с его собственными внутренними переживаниями: шквалы ветра отражают его внутренние душевные порывы.

Как показывает анализ стихотворения, лес Фета — это ещё один самостоятельный «герой», который обладает собственным характером и особенностями. Осенний лес мрачный и жуткий, старающийся напугать странника или вогнать его в тяжкие думы. Он встречает человека недобрым шумом и гулом. Ещё одним «персонажем» произведения является ветер: чтобы усилить впечатления, автор использует повторы односоставного предложения, состоящего из одного только слова «Ветер» в первом и втором четверостишии. Не уточняется, сильный ветер или слабый, но о его силе можно догадаться по тому, что он кружит мёртвые листья у ног, а всё вокруг «гудет и колышется».

Но описание природы и блуждание лирического героя резко прерывается, когда вдали он слышит тонкий звук рога, мгновенно вырвавший его из раздумий. Он понимает, что он больше не один в лесу, а «мёртвые листы» под ногами больше не угнетают его дух. Когда же ему кажется, что издалека его нежно приветствует возлюбленная, он спешит на встречу с ней.

Основная мысль и композиция

Композиционно произведение делится на 3 четверостишия, которые связаны между собой по содержанию и продолжают друг друга:

  1. В первом ощущается чувство безысходности и смятения, лес окружает человека, он путается в своих эмоциях так же, как и в лесных тропах, будучи заблудившимся путником.
  2. Во втором это состояние продолжается, ветер бушует, но лирический герой, не веря своим ушам, неожиданно улавливает звук рога.
  3. В третьем настроение резко меняется, что выражается большим количеством восклицательных предложений. Эта часть — радостная и жизнеутверждающая. Настрой героя улучшается, он видит надежду, а прежние страхи и переживания теперь кажутся беспочвенными: «Мёртвые что мне листы!»

По смыслу стихотворение сюжетно делится на 2 части. В первой описывается природа, блуждание человека и его внутренний мир, во второй — рассказывается о звуке рога и об эмоциях, которые он вызвал. Эти две сюжетные части одинаковы по объёму и не переплетаются между собой. Такое разделение очень удобно и позволяет автору уделить внимание и пейзажной зарисовке, и состоянию души лирического героя.

Идеей произведения может стать мысль, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации, не стоит опускать руки. Всегда есть надежда и выход из сложившегося положения. Звук рожка в стихотворении — как свет в конце туннеля, на который заплутавший странник идёт, чтобы выйти на нужную лесную тропинку и вернуться к жизни.

Однако, зная биографию автора и историю о его трагически ушедшей любви, можно интерпретировать смысл произведения по-другому. Долгий жизненный путь представляется ему как бесцельное блуждание по лесу, не принесшее ему долгожданного счастья. На склоне лет он устал от этого пути и окончательно запутался. «Зов глашатая медного» — это призыв его любимой из иного мира, которая ждёт его, приветствует и хочет скорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боится смерти, верит в реальность загробного мира и надеется, что там сможет увидеть ту, кто изначально была предназначена ему судьбой, и искупить свою вину перед ней.

Тропы и образы

Красивый пейзаж и внутреннее состояние лирического героя автор описывает при помощи многочисленных средств художественной выразительности. Фет был настоящим мастером слова: в его произведениях природа оживает и ярко предстаёт перед глазами читателя.

Художественные средства в тексте:

  1. Метафоры: «рукавом ель мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые листы».
  2. Эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь».
  3. Олицетворения природы: «ель рукавом тропинку завесила».

Сравнения автор не использует.

Интересна и интонация в стихотворении. Одинокое путешествие по лесной глуши описывается меланхолично, лишь образ ветра демонстрируется как нечто шумное и бушующее: к примеру, для этого Фет применяет нетипичное слово «гудет» вместо более привычного «гудит», а также два раза использует назывное односоставное предложение «Ветер», из-за чего читатель может ощутить его порывы, настигающие героя раз за разом. Шум ветра можно почувствовать благодаря большому количеству шипящих и свистящих звуков в предложении: «колышется, листья кружатся у ног».

Мёртвые листья на земле символизируют гибель увядающей осенью природы, конец всему, и навевают тревогу. Радость же от звучащего вдали звука рожка показывается при помощи восклицательных знаков в конце предложений, а также благодаря словам с позитивной окраской: «сладостен», «нежно» — в них уже нет ничего мрачного. Благодаря этим приёмам и читателю тоже хочется радоваться вместе с лирическим героем.


nauka.club

Анализ стихотворения Фета Ель рукавом мне тропинку

Афанасий Фет – русский поэт девятнадцатого века, создатель такого поэтического жанра как лирическая миниатюра. Его творчество не отличается разнообразием тем – его не интересовали вопросы общества, только “чистая поэзия”. Главной для Фета остаётся красота, включающая в себя природу и любовь. Творчество поэта ярко выражает его лиричность, выразительные образы, мелодичная и красивая речь.

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» поэт написал осенью 1891 года, примерно за год до своей смерти. Несмотря на то, что Фету в то время было уже семьдесят лет, стихотворение удивительно свежо и поражает читателя лёгкостью и открытостью эмоциональных переживаний, испытываемых поэтом.

В этом произведении поэт передаёт эмоциональное состояние лирического героя через изображение окружающего его мира. Фет передаёт своё душевное волнение и ощущение грядущих изменений, помещая героя в осенний лес, в центр ветряной бури, оставляя его запутанным собственными смутными ощущениями:

“Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –
Я ничего не пойму.”

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть изображает картину окружающей героя природы, которая передаёт его душевное состояние. Рассказчик понимает, что не может разобраться в той буре, что царит в его душе, но основным в ней является предчувствие чего-то грядущего. Во второй же части произведения герой слышит “тонко взвывающий рог”, то, чего он ожидал. Он воспринимает это как приветствие себе, “страннику бедному”, и его настроение меняется, ему уже не страшен шумный, бушующий лес:

“Сладостен зов мне глашатая медного!”
“Мертвые что мне листы!”

Стихотворение является лирической зарисовкой с яркими образами “мертвых листов”, “глашатая медного”. Поочередная смена коротких и длинных строк создаёт рванную, порывистую ритмику стихотворения, его особую музыкальность. Главным образом в произведении является бушующий ветер, передающий душевное смятение героя и задающий тон описанию.

Стихотворение становится ясно для восприятия, если знать биографию поэта, в которой присутствовала трагически окончившаяся любовь, чей зов он слышит в осеннем лесу. Поэт открывает перед нами душу, показывая царящее там смятение и надежду на встречу с милым другом, которую ему подаёт “зов … глашатая медного”.  Изображение лирического героя в момент максимального эмоционального и душевного напряжения на фоне прекрасного мгновения позволяет нам прочувствовать те переживания, которые терзали Фета.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.

Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».

Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.

Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.

В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.

Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.

Последние строки говорят нам о том, что поэт уже и сам предчувствовал свою смерть. И вот, в 1892 году, через год после написания этого стиха, Афанасий Афанасьевич Фет сконча.

Анализ стиха №3

Афанасий Фет  признанный поэт Золотого века. Его  знают и любят почитатели поэзии  всего мира. Много романсов  написано на его стихи. Трудно найти человека в России, который не знает романса "На заре ты ее не буди" или стихов "Вечер", "Соловей и роза" и многих других воспевающий красоту и гармонию мира. Родился  поэт в Орловской области, прожил семьдесят два года. Умер в Москве.

Его называют "чистым лириком" но, к сожалению, не всем понятна его поэзия, через, которую он передал все свои ощущения и чувства. Он  часами мог слушать: как поют птицы, и, журчит ручей.

Стихотворение "Ель рукавом мне тропинку завесила" состоит из трех частей.

В первой части: поэт идет один по лесу, ветер со всех сторон, наклоняет верхушки деревьев, он знает, что есть тропинка, но ель своими раскидистыми ветвями её "завесила". Чувство смятения, непонятны поэту. Его эмоции и настроения сменяют друг друга: грустью и весельем, шумом и тревогой.

Во второй части четверостишья, сознание поэта пробуждает: рожок охотника: в лесу, своя жизни и человек не властен над природой. Поэт знает, что тропинка есть, нужно её найти. Лес решил испытать его: ветром, гнущимися деревьями, летящими и кружащими  листьями. И где-то вдали он слышит, взывающий рог. Природная стихия, не так страшна, он понимает, что в лесу  не один и от этого у него на душе становится веселее и теплее.

Третья часть радостная, жизнеутверждающая. Он с радостью восклицает: о нежном приветствии бедного странника и для него не так важны листья. Поэт погружается в реальность и  идет на зов рожка, он не одинок.

Вывод

В любой жизненной ситуации, есть надежда и выход из создавшегося положения. Стихотворение А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила",  странник, играющий на рожке - это и есть надежда, которая возвращает к жизни и выводит на нужную тропинку в лесу.

6 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Ель рукавом мне тропинку

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Деревня

    В данном произведении, не очень длинном, можно с лёгкостью увидеть и тёплое отношение автора к не городской жизни, и восторг от признания такими чистыми и искренними слушателями как дети. Всё это, а также другие подобные чувства так

  • Анализ стихотворения Есенина Буря

    Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Утес 6 класс

    М.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге. Элегию « Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г.

  • Анализ стихотворения Есенина Пушкину

    Александр Сергеевич Пушкин, великий классик, который повлиял на творчество многих поэтов. Свои произведения Пушкину посвящали: Лермонтов, Блок, Ахматова, Цветаева, Маяковский и другие. В память о поэте написаны такие произведения как,

  • Анализ стихотворения Тютчева В небе тают облака

    Тютчев считается одним из самых известных и талантливых поэтов своего времени в России. Как и много других поэтом он уделяет много времени в своём творчестве для написания произведений касающихся красоты родной природы.

analiz-stihov.ru

история создания, тема, жанр и композиция

Автор Маргарита Малиновская На чтение 7 мин. Опубликовано

Афанасий Фет — один из лучших поэтов Золотого века, основатель жанра лирической миниатюры. Его называли чистым лириком, ведь он никогда не поднимал вопросы общества, а воспевал лишь прекрасное. Для него в творчестве главной была красота, которая заключалась в природе и любви. Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила» расскажет о лиричности произведения, его уникальности.

Краткий анализ

Афанасия Фета знают и почитают во всем мире. В своей любви к природе и воспевании ее красоты поэт был уникальным человеком — он мог часами сидеть и слушать пение птиц или звон воды. Краткий анализ стиха Фета «Ель…» раскрывает основные факты о произведении:

  1. История написания — было закончено в 1891 г. незадолго до кончины поэта. Стихотворение вошло в поэтический сборник «Вечерние огни».
  2. Основные темы — связь человека и природы, одиночество и красота окружающего мира.
  3. Композиция — делится на 3 катрена, каждый продолжает мысль, которую выражал предыдущий. Условно стихотворение поделено на 2 смысловые части: сначала описываются чувства героя, что оказался один в лесу, и сама природа, затем повествуется о зове, который ему послышался.
  4. Жанр — элегия.
  5. Стихотворный размер — четырех- и двухстопный дактиль, рифмовку автор использовал перекрестную.

Для придания стихотворению выразительности поэт не скупится на художественные средства. Он задействовал метафоры, эпитеты, аллитерацию.

История создания

Будучи молодым, Афанасий Фет встречался с польской девушкой Марией Лазич. Однако в брак пара так и не вступила. Поэт был вынужден расстаться с возлюбленной из-за финансовых проблем. Он сам был небогатым человеком, поэтому жениться на бедной девушке не захотел.

В скором времени Мария погибла во время пожара. Фет всю жизнь винил себя в случившемся и так и не смог простить себе разрыва с любимой женщиной. Теплые чувства к Марии остались у него на всю жизнь, а горечь утраты нашла отпечаток в творчестве поэта. К примеру, проведя анализ стихотворения «Давно ль под волшебные звуки» можно легко заметить, что в нем описывается именно смерть Марии и тоска поэта по ней. Афанасий Афанасиевич всю свою жизнь посвящал девушке стихи, но большую часть из них так и не решился отдать в печать. Они были опубликованы уже после его кончины.

В ранний период творчества Фет писал легкие стихи, пронизанные восторженностью, тогда его стиль был похож на работы Бенедиктова, Жуковского. Но после смерти возлюбленной поэт отдавал предпочтение философским размышлениям. Афанасий Афанасьевич переживал утрату настолько тяжело, что по утверждениям современников, в отдельные периоды жизни казалось, что у него помутился рассудок на фоне горя. Но понять странное поведение поэта близкие люди и даже его супруга были не в силах, поскольку стихи, написанные в память о Лазич, Фет хранил и не отдавал в печать.

Стих «Если ель рукавом мне тропинку завесила» был написан в 1891 году. Однако стал исключением из правил и увидел мир еще при жизни Афанасия Афанасьевича. Стих был отдан в печать как часть поэтического сборника «Вечерние огни».

Публикация была обоснована тем, что есть лишь косвенный намек на Лазич, который было бы сложно заметить человеку, не знающему подробностей личной жизни автора. Сначала Фет при помощи слова пишет рисунок зимнего пейзажа с заснеженными елками и описывает свое неоднозначное внутренне состояние. Однако в конце он говорит все так же о Лазич. Последняя строка «Издали странника бедного нежно приветствуешь ты» виднеется ее образ. И в анализе «Сосны» Фета становятся ясно видны философские мотивы. Автор мечтал встретиться с возлюбленной и поместил ее в образ странника. Однако поэт понимал: чтобы его мечтам было суждено сбыться, ему пришлось бы расстаться с жизнью.

Произведение относится к позднему периоду творчества автора.

Тема произведения

В своем стихе Фет передает эмоциональное настроение лирического героя через описание пейзажа. В произведении поднимается несколько тем, которые традиционно присутствуют в лирике поэта:

  • описание красот природы;
  • одиночество;
  • связь человека и природы.

В стихотворении Афанасия Фета красоту природы читатель может понять через эмоции лирического героя. Тот сумел отыскать тропу, которую скрыли от него ели. Затем автор рассказывает, что герой его произведения находится один в лесу. Одиночество пробуждает в нем странные чувства, природу которых очень сложно понять и отнести их к чему-то конкретному. Лес встречает лирического героя шумом, вызванным колыханием веток от потоков ветра. Поэт при этом не говорит, какой ветер: сильный или нет. Он лишь указывает, что все вокруг «гудит и колышется».

Описание природы прерывается в момент, когда герой услышал звук рога. Это говорит, что далеко в лесу кто-то есть. От понимания, что рядом есть человек, настроение лирического героя улучшается, его перестают угнетать опавшие листья и пейзаж вокруг. Сердце радостно приветствует странника. Образ в стихотворении символизирует возлюбленную поэта. Как понятно по анализу «Ель рукавом…», Фет, по всей видимости, еще верил, что сумеет вновь с ней встретиться.

Композиция и жанр

Настроение стихотворения печальное. В нем также присутствует сюжет. За счет этого стихотворение относится к элегии.

Фет написал произведение при помощи двух- и четырехстопного дактиля. Поэт чередовал разностопные строки. Рифмовка перекрестная по типу АВАВ, с использованием женской и мужской рифмы.

Композиционно произведение состоит из трех катренов. Строфы объединяются по смыслу и каждое последующее четверостишие продолжает повествование предыдущего.

Поэзия Афанасия Афанасиевича идейно поделена на 2 части. Каждая из них имеет одинаковый объем, они следуют одна за другой не переплетаясь:

  1. В первой автор рисует пейзаж: повествует про гул осеннего леса, листья которого из-за дуновения ветра обрываются и падают на землю. Затем идет характеристика чувств лирического героя поэзии — он одновременно испытывает чувство грусти, страха и веселья. Автор объясняет, ему не понять самому, что же творится на душе и какие эмоции преобладают. В строках чувствуется, как герой предвещает, что скоро должно случиться нечто. Вероятно, автор ждет какого-то чуда.
  2. Во второй части поэт неожиданно услышал рев завывающего рога. Это и есть то самое чудо. Поскольку такой жест считается приветствием несчастному страннику от доброго друга. После этого лирическому герою больше не страшен шум леса, ведь зов глашатая сладок.

Зов, который услышал поэт в осеннем лесу, скорее всего, принадлежал его любимой женщине, ведь он так хотел бы ее увидеть снова.

Разделение на 2 смысловые части позволяет Афанасию Афанасьевичу точно и ярко описать природу и внутренние переживания лирического героя.

Художественные приемы

Для характеристики лесной природы и душевного состояния героя Фет использовал средства художественной выразительности. Они способствуют уникальному раскрытию темы и донесению мыслей поэта до читателя:

  • эпитеты — «бедный», «нежно»;
  • аллитерация звуков «ж», «с», «ш» задействована, чтобы передать шум леса, в котором оказался герой.
  • метафоры в тексте — «ель тропинку завесила», «листья кружатся», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы»;

При этом первая метафора служит для олицетворения природы. Большую роль в понимании настроения поэзии играют интонации, расставленные Фетом. Нахождение героя в лесу автор описывает спокойно, размеренно. Однако как только он услышал звон рога, его сердце наполнилось радостью. И это состояние поэт передает за счет знаков восклицания в предложениях.

В стихотворении Афанасия Фета мир природы сливается воедино с человеческими чувствами, создавая при этом удивительное для русской поэзии явление.

na5.club

Анализ стихотворения А. А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №15»

города Берёзовский Кемеровской области

Автор-составитель: Литвинцева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы

«Лицея №15»

Готовое сочинение предлагается в помощь школьникам и учителям.

Сочинение

Анализ стихотворения А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

План

1. Автор и название стихотворения ( в какой сборник входит).

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Эмоциональная окраска, чувства ( настроение, которым проникнуто это стихотворение,

меняются ли чувства от начала к финалу).

4. Лирика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская).

5. Тема стихотворения (кто, о чём).

6. Идея стихотворения (что хотел сказать нам автор, какую мысль донести, к чему призвать).

7. Художественно-выразительные средства (олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты).

8. Собственное отношение к прочитанному, какие чувства вызывает стихотворение.

Стихотворение А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила» было написано в 1891 году. Оно вошло в сборник «Вечерние огни».

Стихотворение проникнуто грустным настроением, но в финале звучит радость. Поэт передаёт душевное состояние лирического героя, который оказался в осеннем лесу. Он наблюдает за природой, отмечает, что происходит вокруг, размышляет.

Тема стихотворения – человек и природа (пейзажная и философская лирика).

В стихотворении три строфы по четыре строчки в каждой. В 1-й строфе говорится о том, что герой один идёт по лесу, дует ветер. Он знает, что где-то есть тропинка, но не знает, куда идти, ель своими ветвями её завесила. Герой признаётся, что ему страшно и одиноко, грустно и весело.

Во 2-й строфе лес испытывает героя ветром, гнущимися деревьями, летящими листьями. Неожиданно он слышит вдали звуки рожка и понимает, что в лесу он не один.

В 3-й строфе герой радуется, на душе у него стало веселее и теплее, «сладостен зов», и его уже не пугают мёртвые листы. Мы понимаем, что он выйдет на нужную тропинку.

Главная мысль стихотворения: всегда есть надежда на выход из трудной ситуации. Звук рожка – это надежда на спасение.

Описывая природу и состояние лирического героя, автор использует художественные средства выразительности. В тексте есть метафоры: «ель рукавом мне тропинку завесила», «глашатай медный», «мёртвые что мне листы»; эпитеты: «взывающий рог», «бедный странник»; олицетворения: «всё идёт и колышется», «листья кружатся у ног». Радость от услышанного звучания рога передаётся восклицательными предложениями: «Сладостен зов мне глашатая медного! Мёртвые что мне листы!

Стихотворение А.А.Фета мне понравилось. Поэт хорошо описал печальную позднюю осень и переживания человека в лесу.

infourok.ru

Технологическая карта урока по литературе на тему "А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила"

Ребята любите ли вы путешествовать? Ну, разумеется, любите? А куда и как вам захотелось бы совершить свое бывают разными. И мы сегодня с вами отправимся в путешествие в мир красоты природы, и помогут его совершить поэты, писатели, музыканты, художники.

Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Природа – любимая тема А. Фета. Неброская красота русской природы своеобразно отражена в его поэзии. Фет замечает все оттенки природы, все ее звуки. Для него природа – источник радости, оптимизма, неожиданных открытий. Фет создает целые циклы стихов: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Вечера и ночи», «Море

а) Работа с текстом стихотворения.

Фет А. А. - «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных

произведений. Природа мощно звучит в музыке.

Чтение текста учителем на фоне миниатюры П. И. Чайковского «Осень»

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

б) актерское чтение

Учитель: А теперь послушаем это стихотворение в исполнении актера.

Обратите внимание как читает актер, какие строчки выделяет?

в) Анализ стих-я

Учитель: Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения?

Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь?

г) Чтение стих-я уч-ся

д) . Словарная работа

- Гудёт - издает гул, урчание;

- Рог- приспособление, с помощью которого охотники посылали друг другусигнал; -Сладостный - приятный, доставляющий удовольствие; -Глашатай - в старину вестник, всенародно объявляющий что-нибудь;

Учитель: Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали?

Учитель: А теперь посмотрим, как А.А. Фет передаёт состояние человека в осеннем лесу, его переживания, настроения. Прочитаем внимательно первую строфу:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу? Найдите ключевые слова.

Учитель: Вы правы, в осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, сам герой говорит: «Я ничего не пойму». Не потому ли чувство смешанное, что Фет этой строкой создает атмосферу таинственности, сказочности? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать?

( если нет вариантов, то помогаю ) - Может автор сравнивает ель с женщиной – колдуньей, которая преградила дорогу путнику, манит его

вглубь леса и закрывает от его взора лесные тропинки? А ветка ели – рукав её платья.

Учитель: Читаем 2-ю строфу:

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,

Листья кружатся у ног,

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

С какого слова – предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?

На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет?

Учитель: Правильно. А к какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется?

Учитель: А каким словом можно заменить это просторечное междометие?

Учитель: И что же герой неожиданно слышит?

Учитель: Правильно. А что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?

(Если ученики затрудняются ответить, то объясняю).

Учитель: с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками

охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека. Как вы понимаете значение «взывающий»?

Учитель: Часто ли это слово «взывающий» употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы.

(Если затрудняются ответить, то помогаю) - Не употребляется, потому что высокого стиля. Синонимы: зовущий, зазывающий,

ведущий, вызывающий, приглашающий...

Учитель: Молодцы! Теперь читаем 3-ю строфу:

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Какова полная форма слова «сладостен»?

Учитель: Верно. А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»?

Учитель: Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»

А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

К кому или к чему обращается герой в этих строчках?

(Если нет ответа, поясняю).

Учитель: Наверное, герой обращается к рогу – глашатаю медному. Вы согласны?

Учитель: Как вы понимаете выражение странник бедный: «бедный» в значении «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?

Учитель: Правильно. Молодцы!

Слушают учителя и отвечают на вопросы

Ответы: лес; человек пробирается сквозь чащу деревьев….

Читает ученик

Слушают, принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.

Ответы: страх, радость, тревогу, спокойствие….

Слушают.

Находят ключевые слова.

Ответы: ему жутко, грустно, но в то же время весело.

Отвечают

Слушают

Отвечают: со слова «ветер», возможно, автор показывает одиночество героя.

Отвечают: строфа делится на две части: кругом всё гудёт и колышется и неожиданный звук

Отвечают: Чу – междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки.

Междометие носит просторечный характер.

Отвечают: вдруг, слышишь….

Отвечают: взывающий рог.

Отвечают.

Отвечают: взывающий – обращаться с призывом, звать.

Отвечают:

Отвечают: сладостный.

Отвечают: Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Отвечают: к глашатаю медному, то есть к рогу.

Отвечают: несчастный, одинокий.

infourok.ru

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Конспект урока литературы "А.А.Фет. "Ель рукавом мне тропинку завесила..."

Конспект урока литературы, 6 класс

Тема: «А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь». Природа как воплощение прекрасного.»

Цель: познакомить с биографическими сведениями об А.А.Фете; продолжить работу с поэтическим текстом, формировать навык анализа поэтического произведения, учить чувствовать внутренний мир поэта, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения; воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.

Задачи

Обучающая.

  • прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией А.А.Фета;
  • показать своеобразие и неповторимый лиризм стихотворений поэта.

Развивающая.

  • развивать интерес к творчеству поэта;
  • развивать навык анализа поэтического текста;
  • обогащать  духовный опыт детей;
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся.

Воспитывающая.

  • воспитывать у детей чувство бережного отношения к лирике;
  • воспитывать интерес к стихотворениям поэта.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия, выставка книг, сборники стихотворений А.Фета, литературоведческий словарь, словарные карточки, схема построения синквейна.

Ход урока

I. Организационное начало.

Психологический настрой на работу.

- Посмотрите в окно – на улице сегодня не погода, а сказка! Туман бережно укутал деревья, чтобы не замёрзли ночью, да так и остался пуховым покрывалом на плечах у берёз и тополей. И стоят они в полусне, словно не желая просыпаться. Пожалуй, им можно позавидовать – они могут потянуть эти сладкие мгновения утра, а у нас уже прозвенел звонок – пора за работу!

II. Актуализация знаний.

- А чтобы взбодриться, предлагаю вам небольшую поэтическую зарядку для пробуждения мозга. Я читаю (отрывки стихотворений воспроизводятся на слайдах, ученики могут выразительно прочитать их или вспомнить и прочитать наизусть) отрывки, вы определяете автора.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора…

                                     Пушкин

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

                              Фет

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

                                 Тютчев

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой

                                         Фет

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

                                  Тютчев

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

                                     Пушкин

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

                                        Фет


- Что объединяет все эти стихи? (Тема природы, они все описывают разные времена года)

III. Формулирование темы, постановка целей и задач.

- Как вы думаете, почему я начала урок с чтения отрывков из стихотворений? (Наверное, будем изучать стихи).

 - Да, действительно, сегодня мы продолжаем работу над поэтическими страницами богатейшей русской литературы и прикоснёмся к творчеству ещё одного поэта, замечательного лирика, нашего земляка. Вы уже догадались, кого? Как вы об этом догадались? (Выслушиваю предположения детей. Мы только закончили изучать творчество Тютчева, значит, теперь должны познакомиться с Фетом.)

- Вы правы, для меня эти два автора тоже неразрывно связаны, и сегодняшний урок мы посвятим поэзии Фета.

- В программе тема формулируется громоздко и длинно: «А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь» и др. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного». Я предлагаю назвать наш урок «Стихи пленительные Фета». Запишите в тетрадь тему.

- Изучать творчество Фета мы будем по тому же плану, что и других авторов. Попробуйте сформулировать цели и задачи нашей работы. Чего мы должны на уроке достичь? (Познакомиться с биографическими сведениями об А.А.Фете, формировать навык анализа поэтического произведения, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения.)

- Молодцы! А ещё мы будем учиться чувствовать внутренний мир поэта, воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.

IV. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя о Фете.

- Но прежде чем мы приступим  к стихам Фета, я познакомлю вас с некоторыми фактами из биографии поэта. – Что вы уже знаете о нём?  (Рассказ учителя сопровождается презентацией)

Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года.

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Так в четырнадцатилетнем возрасте мальчик лишился всего, к чему привык с детства. Его отправили в немецкую школу-пансион в городе Верро, после окончания  которого Афанасий Фет поступил в Московский университет на словесное отделение, где подружился с замечательными поэтами Аполлоном Григорьевым, Яковом Полонским, поэтические опыты самого Фета благосклонно встречены Гоголем.

Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.

В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.)

- Что же заставило современников поэта восторженно отзываться о его творениях?

2. Работа со статьёй в учебнике (с. 218)

- Прочитайте очерк о поэзии Фета.

- Чем отличается поэтический дар Фета? (Одарённость Фета исключительна. Природа наградила его чувствительностью к красоте. Поэт славился тонким остроумием. Он безошибочно улавливал прелесть народной поэзии.)

- Какие «намёки», краски, звуки наполняют мир стихотворений поэта? (В лирике Фета человек устремлён к изначальной гармонии и красоте. Фет познаёт бытие через тонкие намёки, едва видимые приметы в природе или человеческой душе. Фет ценит звук и краску, пластику и аромат. Стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета)

3. Чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» подготовленным учеником.

- Давайте обратимся непосредственно к стихам Фета. Послушаем чтение Дениса.

4. Анализ стихотворения.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Противоречивые)

- Почему? (Сначала тревожно, в конце радостно)

- Давайте внимательно вчитаемся в это стихотворение.

- Какие чувства испытывает одинокий лирический герой в лесу?  (В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе.)

- Почему его одновременно охватывают разные чувства? (Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством.)

- Откуда это ощущение таинственности, колдовства? (Метафора – Ель рукавом мне тропинку завесила отсылает нас к какому-то сказочному существу. Может быть, это лесное божество или колдунья, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель - женщина-колдунья, ветка - рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности)

- Откуда у лирического героя возникает чувство тревоги в начале стихотворения? (Повтор слова ветер, обилие глаголов не пойму, гудёт, колышется, кружатся)

- Проследите, как меняется настроение лирического “я” по ходу текста, сопоставив в смысловом ряду глаголы завесила > не пойму > гудёт > колышется > слышится > кажется > приветствуешь. (Тревога и смятение заменяются надеждой, радостью)

- Как этому способствуют существительные? (Они также постепенно меняются ель > тропинка > ветер > лес > листья > рог > зов)

- Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения? (Одинокому путнику жутко, грустно и весело одновременно в этом шумном, гудящем лесу, а звук рога вселяет в него надежду на освобождение от колдовства, наваждение спадёт и он выберется из леса туда, где его с нежностью ждут)

- На какие две смысловые части распадается стихотворение? Что стоит на границе? (1-6 строки – смятение и тревога лирического героя, 7-12 стоки смена настроения, связанная со звуком рога. На границе частей стоит устаревшее междометие чу, которое заставляет читателя прислушаться к происходящему.)

- Какая метафора появляется в последней строфе? На чём она основана? (Рог сопоставляется с глашатаем медным, это ещё и олицетворение)

- Как соотносятся в стихотворении внешний мир и внутреннее состояние человека? Можно ли утверждать, что странник заблудился? (В финальной строфе он назван “странником бедным”)

- Почему звук рога меняет настроение лирического “я”?

 - Какие ещё средства языковой выразительности использует Фет? (Эпитеты взывающий, сладостен, мёртвые, бедный, антитеза 1 и 2-й частей стихотворения, грустно и весело, градация гудёт, колышется, кружатся)

- Обратите внимание на 3-ю строку. Вслушайтесь в неё. Что заметили? (Образы создаются не только лексикой, но и фоникой!)? Как звуковые образы помогают понять чувства лирического “я”?

- Какие согласные звуки в 3–6 строках передают шум ветра?

- Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?

5. Сообщение сведений по теории литературы.

- Такой повтор звуков в поэтическом произведении имеет своё название. С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев (“неожиданно слышится”) доносится иной звук: “тонко взывающий рог” (в этой строке “работают” и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.

Звукопись – применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. ( К. Д. Бальмонт)

Звукопись в Энциклопедическом словаре:

Звукопись - в стихосложении - это система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.

Аллитерация – повтор согласных звуков.

Ассонанс – повтор гласных звуков.

- Найдём строку, в которой ярко слышатся и аллитерация и ассонанс (Шумно, и жутко, и грустно, и весело – повтор шипящих и свистящих, повтор звука [у] )

 Лексическая работа.

- Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы. ( зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...)

- Как меняется настроение во второй части строфы?

Читаем 3-ю строфу.

“Сладостен зов мне глашатая медного!”

- К какой части речи относится слово “сладостен”?

Сладостен - краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма - сладостный.

- В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?

Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.

Сладостный - приятный, доставляющий удовольствие.

- Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?

- Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?

- Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.

- Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы? (Зов “глашатая медного” - символ жизни, присутствия человека - противопоставлен символу угасания природы - “мертвым листам”)

- Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении? (Взывающий, сладостен, глашатай)

- В целом стихотворение звучит оптимистически и приобретает обобщённый, символический смысл: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход всегда есть, только нужно собраться и услышать спасительный рог.

V. Рефлекия.

1. Слушание фонохрестоматии.

2. Выразительное чтение (2 человека)

- Давайте попробуем выразительно прочитать стихотворение. Что нужно передать? Как это сделать? (Обратить внимание на смысловые части стихотворения и на особенности интонаций, выраженных графически знаками препинания. В тексте две смысловые части: 1–6-й и 7–12-й стихи. На границе частей стоит устаревшее междометие чу, которое заставляет читателя прислушаться к происходящему. Главное чувство первой части — тревогу одинокого странника в лесу, взволнованном ветром, — можно передать с помощью пауз на месте точек и запятых. Паузы интонационно будут “рвать” текст, что передаст разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку.    Изменение настроения второй части можно передать, выделяя логическими ударениями слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий, сладостен, приветствуешь. Кроме того, радостное и приподнятое настроение второй части создаётся появившимися восклицательными интонациями.)

3. Чтение стихотворения «Ещё майская ночь» подготовленным учеником.

4. Обобщение. Чтение собственных поэтических зарисовок природы.

- Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки.

- Мы сегодня уже вспоминали уже изученные вами его стихотворения. Раз уж за окнами зима вспомним и «Чудную картину». Казалось бы, всё так обыденно-просто, а вместе с тем, так ёмко и пронзительно.

- Вам  было дано предварительное творческое задание – написать несколько строчек о природе, зимней природе. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Ученики читают свои четверостишия)

-  Молодцы! Стихи Фета вдохновили и меня, вот что у меня получилось

Серебряной прозрачной паутиной

Ложится снег на плечи тополей,

И медленно меняется картина

Озябших поздней осенью аллей.

Морозное зимы прикосновенье

Хрустальным звоном прозвучит в тиши.

И зимнее природы обновленье

Сродни преображению души.

VI. Задавание на дом.

- Выберите для себя домашнее задание.

Чтение и пересказ статьи учебника с.217-218

Стихотворение наизусть (по выбору)

Анализ стихотворения «Ещё майская ночь»

VII. Подведение итога.

Выставление отметок.

- Вспомним, какие цели мы сегодня ставили перед собой. Удалось ли их достичь?

Составление синквейна.

- Чтобы подытожить  разговор о поэте, я предлагаю вам составить синквейн на тему «Фет». (Ребята создают и зачитывают получившиеся синквейны)

А завершить сегодняшний урок мне хочется строками К.Ф.Фофанова

И пока святым искусствам

Радуется свет,

Будет дорог нежным чувствам

Вдохновенный Фет.

 - Спасибо всем за урок.

nsportal.ru

Какие художественные средства, есть в стихотворении Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила "?

Ель рукавом завесила -олицетворение. в лесу жутко, -метафора в лесу грустно-весело-антитеза взывающий рог-эпитет, олицетворение сладостен зов-метафора глашатай медный-эпитет мёртвые листы-метафора странник бедный-эпитет кажется, нежно приветствуешь-сравнение. \

Ель рукавом завесила -олицетворение. в лесу жутко, -метафора в лесу грустно-весело-антитеза взывающий рог-эпитет, олицетворение сладостен зов-метафора глашатай медный-эпитет мёртвые листы-метафора странник бедный-эпитет кажется, нежно приветствуешь-сравнение.

Ель рукавом завесила -олицетворение. в лесу жутко, -метафора в лесу грустно-весело-антитеза взывающий рог-эпитет, олицетворение сладостен зов-метафора глашатай медный-эпитет мёртвые листы-метафора странник бедный-эпитет кажется, нежно приветствуешь-сравнение.

Ель рукавом завесила -олицетворение. в лесу жутко, -метафора в лесу грустно-весело-антитеза взывающий рог-эпитет, олицетворение сладостен зов-метафора глашатай медный-эпитет мёртвые листы-метафора странник бедный-эпитет кажется, нежно приветствуешь-сравнение.

Ель рукавом завесила -олицетворение. в лесу жутко, -метафора в лесу грустно-весело-антитеза взывающий рог-эпитет, олицетворение сладостен зов-метафора глашатай медный-эпитет мёртвые листы-метафора странник бедный-эпитет кажется, нежно приветствуешь-сравнение

Ель рукавом завесила -олицетворение. в лесу жутко, -метафора в лесу грустно-весело-антитеза взывающий рог-эпитет, олицетворение сладостен зов-метафора глашатай медный-эпитет мёртвые листы-метафора странник бедный-эпитет кажется, нежно приветствуешь-сравнение

Ель рукавом завесила -олицетворение. в лесу жутко, -метафора в лесу грустно-весело-антитеза взывающий рог-эпитет, олицетворение сладостен зов-метафора глашатай медный-эпитет мёртвые листы-метафора странник бедный-эпитет кажется, нежно приветствуешь-сравнение.

Ель рукавом завесила -олицетворение. в лесу жутко, -метафора в лесу грустно-весело-антитеза взывающий рог-эпитет, олицетворение сладостен зов-метафора глашатай медный-эпитет мёртвые листы-метафора странник бедный-эпитет кажется, нежно приветствуешь-сравнение.

Ель рукавом завесила -олицетворение. в лесу жутко, -метафора в лесу грустно-весело-антитеза взывающий рог-эпитет, олицетворение сладостен зов-метафора глашатай медный-эпитет мёртвые листы-метафора странник бедный-эпитет кажется, нежно приветствуешь-сравнение.

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.