Э мошковской стихи о детях детям 1 класс для читательского дневника


Мошковская. Стихи для детей

Подробности

Эмма Мошковская. Стихи для детей

Мошковская заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей были самобытны и своеобразны. Мошковская действительно была российской детской писательницей и поэтессой. Читая стихи для детей Мошковской может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок. В начале творческого пути Мошковская получила одобрение  Маршака. Вот что писал Самуил Яковлевич о начинающем авторе: « Эмма Мошковская - один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». В 1962 г. Мошковская выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для детей. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы. До сих пор творчество Мошковской не оценено по заслугам, хотя книги ее стали вновь появляться, и многие понимают, что она – большой и самобытный поэт.                                                   ;

 

Стихи для детей Эммы Мошковской

 

Я маму мою обидел

Ангина

Капризы

Уши

Нос умойся!

Пенки

Кислые стихи

Обида

Митя – сам

Разве можно плакать ночью?

Слон

Ноги и уроки

Первая двойка

Не идут...

Я б ответил на отлично!

Печальная арифметика

Таблица умножения

Урок географии

 

 

www.miloliza.com

Веселые и грустные стихи о детстве Эммы Мошковской

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 1 класс, тема 1 «Я расту» с использованием рабочей тетради «Читательский портфель для 1 класса». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог высшей квалификационной категории Рогалева Наталья Александровна.

Тема занятия:

Веселые и грустные стихи о детстве. 

Цель занятия:

Познакомить первоклассников со своеобразием произведений Э.Э.Мошковской, углублять интерес обучающихся к поэтическому слову.

Предметные задачи занятия:

  1. Совершенствовать следующие читательские умения: умение воссоздавать в своем воображении образные картины; умение выразительно читать стихи, умение ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения.
  2. Развивать творческую фантазию школьников, их способность удивляться и радоваться необычному поэтическому слову.
  3. Воспитывать чувство любви к поэзии, расширять культурный кругозор обучающихся.>

Универсальные учебные действия:

  • личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • регулятивные: учить понимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
  • познавательные: учить строить речевое высказывание в устной форме, выделять существенную информацию из художественного текста.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, видеофрагмент стихотворения «Я маму мою обидел», рабочая тетрадь «Читательский портфель» 1 класс, выставка книг Э. Мошковской (или выставка обложек книг), портреты писателей (И.П. Токмаковой, А.Л. Барто, Н.П. Кончаловской, Б.В. Заходера), набор картинок для иллюстрирования стихотворения, наборы наглядного материала для работы в группах, альбомные листы и цветные карандаши.

Для проведения занятия класс разделен на четыре группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Мотивация

– Здравствуйте, дети!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Тут затеи и задачи, 
Игры, шутки, всё для вас. 
Пожелаю всем удачи – 
За работу! В добрый час!

– На ваших партах лежит тетрадь «Вдумчивое чтение», как вы понимаете слова «читать вдумчиво»? (Читать вдумчиво – значит думать над тем, о чем читаешь, понимать, что хотел сказать, передать нам автор произведения).

– Любое литературное произведение создает автор. Как называют автора стихов? (Автора стихов называют поэтом).

II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Постановка темы и цели занятия

– Сегодня, в начале нашего занятия, мы отправляемся в фотогалерею, в зал, где собраны портреты известных поэтов, писавших для детей. Рассмотрите портреты. К сожалению, под портретами нет подписей, имен поэтов. Работая в группе, мы должны это исправить. 

Инструкция для работы в группе. Каждая группа получает набор карточек с различными именами, отчествами и фамилиями и портретом одного из поэтов. Задание для каждой группы.

  • Решите, чей это портрет.
  • Выберите нужное имя, отчество и фамилию, составьте верную подпись.
  • Прикрепите подпись на доску под портретом поэта в фотогалерее.

– Прочитаем, кто изображен на портрете.

– Стихотворения этих поэтов мы читали на наших занятиях. Давайте поиграем, я читаю вам строку из стихотворения или целое стихотворение, а вы называете автора – его имя, отчество, фамилию и название стихотворения. (Дети отгадывают автора стихотворения, называют его фамилию, название стихотворения, выходят к доске, чтобы показать портрет).

В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
 Настурции и лилии. 
(«Моя Вообразилия» Б.В. Заходер)
А я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул —
Но я расту,
Расту, шагая в класс.
(«Я расту» А.Л. Барто)
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеяны густо,
 Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста. 
(«Удивительный огород» Н.П. Кончаловская) 
Это ничья кошка,
Имени нет у неё
У выбитого окошка
Какое ей тут житьё. 
(«Ничья кошка» И.П. Токмакова)

В подарок можно дудеть.
Подарок можно надеть.
Подарки вкусные есть. 
Мне шоколадка нравится: 
Можно подарок съесть, 
Золотая бумажка останется. 
Подарок может взлететь. 
В клетке сидеть и петь. 
Подарок может ползти. 
Плыть. Плавниками грести. 
Но каждый, наверное, хочет 
Подарок, который ходит! 
Который хвостом виляет! 
И лает... Каждый желает!

– Это стихотворение называется «Какие бывают подарки», назовите автора стихотворения. (Дети не могут назвать автора последнего стихотворения, т.к. еще не читали его). Портрет этой поэтессы есть в зале нашей фотогалереи. (Учитель открывает портрет). Вы узнаете кто это, сложив из отдельных букв имя, а из слогов фамилию поэтессы. 

Работа в группе. Для работы каждой группе учащихся выдается набор букв и слогов, из букв складывается имя Эмма, из слогов – Мошковская.

– Назовите автора стихотворения «Какие бывают подарки». (Представители каждой из групп читают получившееся сочетание – Эмма Мошковская. Учитель вывешивает на доску подпись под портретом, добавляя отчество, Эмма Эфраимовна Мошковская).

– Понравилось стихотворение Э.Э. Мошковской? (Да!). Давайте подберем слова, чтобы сказать какое оно. (Интересное, веселое, необычное, смешное). Как вы думаете, стихи какой поэтессы будем читать на нашем занятии? (Будем читать стихи Э.Мошковской).

– Назовите тему занятия, цель занятия. (Тема занятия – стихи Э. Мошковской. Цель – узнать какие стихи для детей писала Э. Мошковская, что хотела сказать детям, в своих стихах).

– Вы правы, Э.Мошковская писала стихи для детей и в нашей тетради они помещены в раздел «Мое чтение», тема «Я расту». Откройте тетрадь на стр. 16, найдите стихотворение «Какие бывают подарки». Прочитайте это стихотворение и подумайте, как можно показать движениями все, о чем говорится в стихотворении. (Читают стихотворение «про себя»).

III. Работа по теме занятия

– Я поняла, что стихотворение «Какие бывают подарки» вам понравилось, давайте покажем его вместе. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все, о чем в нем говорится. (Дети выходят в круг, учитель читает стихотворение, а дети жестами, мимикой и движениями иллюстрируют стихотворение).

Беседа по вопросам:

  • Ребята, о чем это стихотворение? (О подарке, о щенке, которого очень хочет получить ребенок).
  • Что Э. Мошковская, хотела сказать родителям, которые будут читать это стихотворение своим детям? (Каждый ребенок хочет получить в подарок щенка).
  • Вы хотите получить в подарок щенка? (Да).
  • Значит, это стихотворение про вас? (Да).
  • Действительно, любимый герой стихотворений Э. Мошковской – ребенок, его мечты, его чувства. Она хорошо знала мир детей, знала, чем их можно удивить. Так, одно из своих стихотворений поэтесса назвала так «Кислые стихи».

Работа над стихотворением «Кислые стихи»

– Вас удивило название стихотворения? Что бывает кислым? (Да. Кислым может быть лимон, суп...).

– Предположите, о чем может идти речь в этом стихотворении. (Высказывают предположения).

– Прочитайте стихотворение самостоятельно в тетради «Читательский портфель» на стр. 18.

Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло...
И спешат несчастные кислые прохожие,
И едят ужасно кислое мороженое...
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.

Беседа по вопросам:

  • Какими были наши предположения? 
  • О чем прочитанное стихотворение? (Высказывания детей).
  • Какими словами в этом предложении можно заменить слово кислое? (Грустное, мрачное).
  • Посчитайте, сколько раз в этом стихотворении встречаются слова кислое и скисло.
  • Почему автор столько раз пишет это слово? (Чтобы показать как грустно).
  • Давайте перечитаем стихотворение, чтобы представить картинку, нарисованную автором, покажем её на доске.

Дети читают стихотворение вслух, выбирают картинку, подходящую к тексту стихотворения, прикрепляют на доску:

Работа над выразительным чтением стихотворения.

  • Определите основное настроение стихотворения. (Грустное, мрачное).
  • В каком темпе будем читать стихотворение? (Выберем спокойный темп).
  • Громко или тихо? (Нормально, громче прочитаем только последние предложения, в конце которых стоят восклицательные знаки).
  • Какое слово будем выделять голосом при чтении, поставим логическое ударение? (Кислое, скисло).
  • Кто захотел прочитать стихотворение выразительно для всех? (Чтение стихотворения детьми).
  • Понравилось чтение, получилось передать настроение стихотворения? (Высказывание своих мнений, получилось или нет при чтении передать основную мысль стихотворения).

–  Каждый настоящий поэт – талантливый человек и немножко волшебник. Посмотрите, как изменится стихотворение, если в нем заменить слово кислое на слово противоположное по значению.

Прочитайте строку стихотворения, найдите слово, которое нужно заменить, каким словом его заменим, прочитайте что получилось.

Встало солнце кислое (яркое),
Смотрит – небо скисло (чистое),
В кислом (светлом) небе кислое (веселое) облако повисло...
И спешат несчастные (счастливые) кислые (веселые) прохожие,
И едят ужасно кислое (очень вкусное) мороженое...
Даже сахар кислый (сладкий)!
Скисло (сладко) всё варенье!
Потому что кислое (доброе) было настроение.

(Дети читают текст стихотворения, заменяя в каждой строке слово кислое на подходящий по смыслу антоним. По ходу чтения выбирают из предложенных учителем картинок подходящие по смыслу и прикрепляют на доску. Выслушиваются все варианты ответов детей, выбирается самый удачный).

– Ребята, что хотела сказать детям Э. Мошковская, написав это стихотворение? (Настроение человека зависит от самого человека).

– Зависит ли настроение человека от поступка, который он совершил? (Да).

– Обидеть – это хороший или плохой поступок, а обидеть маму? (Это очень плохой поступок).

Какое настроение у того, кого обидели? У того кто обидел? (Грустное, печальное).

Работа над стихотворением «Я маму мою обидел»

– Давайте послушаем стихотворение Э.Мошковской «Я маму мою обидел» и подумаем, для кого Э. Мошковская написала это стихотворение. (Просмотр видеозаписи).

– К кому своим стихотворением обращается поэтесса? (К детям и взрослым, чтобы они не обижали своих мам).

– Прочитайте стихотворение в «Читательском портфеле» на стр. 18 самостоятельно.

– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? (Они дружили, вместе гуляли, рассказывали все друг другу). Найдите эти строчки и прочитайте.

– Какой совет вы бы дали мальчику? (Извиниться перед мамой. Мама – самый близкий человек, самый родной. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова).

– Меняются ли чувства героя в начале, середине и конце стихотворения? (Да, в начале мальчик сердит на маму, обижен, придумывает, что будет делать, чтобы мама его простила, его настроение меняется, а в конце ему грустно, он понимает, как плохо он поступил, обидев маму).

– Какой темп и громкость выберем для чтения этого стихотворения? (Спокойный темп, не громко).

– Прочитаем стихотворение (по четверостишиям), стараясь голосом передать настроение мальчика, его чувство, состояние. (Чтение стихотворения детьми).

– Ребята, что Э. Мошковская хотела вам сказать, написав это стихотворение? (Не нужно обижать людей. Плохо и тому, кого обидели, и тому, кто обидел. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом).

IV. Рефлексия

– Наше занятие заканчивается. Стихи, какой поэтессы читали? Для кого писала Э. Мошковская?

Эмма Мошковская написала для детей много интересных стихотворений, выпущено много книг с её стихами, некоторые из них вы видите на нашей выставке, после занятия вы можете взять и почитать другие стихотворения поэтессы. Все эти книги из школьной библиотеки, там вы можете взять понравившуюся книгу для домашнего чтения.

Книги Э. Мошковской

– К какому из стихотворений захотелось нарисовать иллюстрацию? Я предлагаю сделать в нашем классе выставку иллюстраций к стихам Э.Мошковской, каждый из вас выбирает понравившееся стихотворение и выполняет к нему иллюстрацию, а затем из ваших работ мы оформим выставку.

– Откройте «Читательский дневник» на стр. 4 и выскажите свое читательское мнение о стихах Э.Мошковской, которые читали на уроке.

– Какое из прочитанных сегодня на уроке стихотворений понравилось больше других?

Урок заканчивается обсуждением детских работ и оформлением выставки иллюстраций к стихам Э.Мошковской.

Оформить заказ на пособия

Вернуться в раздел «Методика»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

www.lit-studia.ru

Эмма Мошковская - Детские стихи

Эмма Эфраимовна Мошковская

Эмма Мошковская — советская детская писательница и поэтесса. Она родилась 15 апреля 1926 года в Москве.

В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала. После окончания музыкального училища работала в Архангельской филармонии, а затем — в оперно-хоровой студии при Московской консерватории.

Первые стихи Эммы были опубликованы в 1961 году в детских журналах «Мурзилка», «Пионер». Самуил Маршак и Корней Чуковский дали свои положительные отзывы о стихах Эммы Мошковской.

Первый сборник стихов для детей был выпущен в 1962 году. А в 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей.

Помимо стихов Эмма Эфраимовна писала прозу, сказки, занималась переводами.

На стихи Эммы Мошковской были написаны песни, такие как «Двойка», «Это осень виновата» и др.

Поэтесса умерла 2 сентября 1981 года в возрасте 55 лет.


***

Можно тихо-тихо-тихо
и на цыпочках шагая,
незаметно, чуть ступая,
можно очень осторожно
близко-близко подобраться…
и погладить мышку в норке
и за хвостик подержаться.

 

Я мамy мою обидел

Я мамy мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из домy вместе не выйдем,
Hе сходим с ней никyда.

Она в окно не помашет,
И я ей не помашy,
Она ничего не расскажет,
И я ей не расскажу…

Возьмy я мешок за плечи,
Я хлеба кyсок найдy,
Hайдy я палкy покpепче,
Уйдy я, yйдy в тайгy!

Я бyдy ходить по следy,
Я бyдy искать pyдy
И чеpез бypнyю pекy
Стpоить мосты пойдy!

И бyдy я главный начальник,
И бyдy я с боpодой,
И бyдy всегда печальный
И молчаливый такой…

И вот бyдет вечеp зимний,
И вот пpойдёт много лет,
И вот в самолёт pеактивный
Мама возьмёт билет.

И в день моего pожденья
Тот самолёт пpилетит,
И выйдет оттyда мама,
И мама меня пpостит.

 

Двойка

А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике,
С тяжелой двойкой в дневнике…
А все шагают налегке.

А все шагают тут и там
И просто так, и по делам.
А возле дома номер два
Стоит автобус номер два,
И пароход издалека
Дал почему-то два гудка…

А ноги тащутся едва,
А ноги тащутся едва,
И опустилась голова,
Как голова у цифры два…

А все шагают тут и там
И просто так, и по делам.
А кто-то песенку поет,
Конфеты кто-то продает,
А кто-то покупает…

А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике,
С тяжелой двойкой в дневнике,
А все шагают налегке…

 

Митя — сам

Он сам
Отправился в лес.
Сам
На берёзу полез.
Сам
Ухватился за ветку,
Сам
оцарапал коленку.
Сам
Свалился с берёзы.
Сами
Закапали слёзы.
Он сам свои слёзы вытер,
Никто-никто их не видел!

Один только ветер увидел.
Видел, но только не выдал!
Ветер
И виду не показал!
И никому-никому не сказал!…

 

Жадина

Пёс шагал по переулку,
он жевал большую булку.
Подошёл Щеночек,
попросил кусочек.

Встал Пёс,
стал гадать:
дать
или не дать?
Погадал-погадал —
не дал.

Подошла Кошка-мяушка,
попросила Кошка мя́кушка.

Встал Пёс,
стал гадать:
дать
или не дать?
Погадал-погадал,
пожевал-пожевал —
не дал.

Прискакала Лягушка,
пошептала на ушко,
попросила Лягушка горбушку.

Сел Пёс,
стал гадать:
дать
или не дать?
Погадал-погадал,
пожевал-пожевал —
не дал.

Подошла Курочка,
попросила Курочка
корочку.

Встал Пёс,
стал гадать:
дать
или не дать?
Погадал-погадал,
пожевал-пожевал —
не дал.

Подошла Уточка,
постояла минуточку,
попросила Уточка чуточку,
только попробовать!

Сел Пёс,
стал гадать:
дать
или не дать?
Погадал-погадал,
пожевал-пожевал
и сказал:
— Я бы дал!
У меня у самого
больше нету ничего!


Это осень виновата

Солнце светит реже, реже,
Виноватый где же, где же?
Это травка поседела,
Вся она окоченела…
Это травка поседела.

Это листья кружат, кружат,
Это птицы тужат: «Стужа!»
Это зяблик бьёт тревогу:
«Кто в дорогу? Кто в дорогу?…»
Это зяблик бьёт тревогу…

Лето ватою укрылось,
В серой вате лето скрылось…
Моросит и плачет вата:
«Это осень виновата,
Это осень виновата,
Это осень виновата…»

 

***

Я был на счастливом острове,
Там я катался на ослике!
И там грузовик мой валялся,
Который давно потерялся!

И была там чашечка белая
Опять совершенно целая!
И лампа была
Не разбитая,

И мама была
Не сердитая!

 

***

В горло влез Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне!..

И Царапу
Стало
Тяжко.

И полегче
Стало
Мне!

 

***

Мы приходим в магазин,
Покупаем апельсин.

Он громадный,
он тяжёлый,
он блестящий,
он весёлый,
он оранжевого цвета,
он — как солнечное лето!

А представьте себе только
апельсиновые рощи!
Только дерево представьте!..
Только ветку!..
Это проще!

 

Шарик

— Шарик, хочешь — отпущу?
— Ой, хочу, хочу, хочу!

— Ты направо, или влево,
Или прямо-прямо в небо?
Ты ведь должен мне сказать,
Где потом тебя искать.
Я тогда тебя поймаю!

— Я не знаю… Я не знаю…

Ну а если б даже знал,
Ни за что бы не сказал!

 

Уши

— Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?..

Отвечает доктор:
— ЕЖЕ… —
Отвечает доктор гневно:
— ЕЖЕ-
ЕЖЕ-
ЕЖЕДНЕВНО!

 

Капризы

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далекий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки…

Пусть едят их злые волки!

 

Пенки

Молоко
На беду
Дали в детском саду,
И в стакане
У всех на виду

Вверху,
И внизу,
И у стенки

Заплавали
Страшные
Пенки!..

Дайте мне мою цедилку!
Дайте мне мою поилку!

А не то —
Я не буду гулять,
Я не буду,
Не буду играть,
Здесь останусь сидеть
И на пенки глядеть.
И всё пере-
и пере-
живать…

 

Зима

Жили-были в тучке точки:
точки — дочки и сыночки —
двадцать тысяч сыновей!
Двадцать тысяч дочерей!

Сорок тысяч белых точек —
сыновей и точек-дочек —
сразу за руки взялись
и на землю понеслись.

www.poemsonalltimes.ru

Эмма Мошковская. Стихи для детей - Стихи - Любовь - Каталог статей

Эмма Мошковская занимает в детской литературе особое место. И хотя при жизни она не была в полной мере обласкана лучами славы, в настоящее время ее творчество, наконец, начинают признавать и многие считают ее своеобразным, самобытной детской поэтессой.

Ее первые стихотворения были напечатаны в 1961 году в журналах «Мурзилка», «Вожатый» и «Пионер». После первых публикаций ее заметил Самуил Маршак: «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Столь же высокого мнения о ее творчестве придерживался и К. Чуковский. Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.

Ее стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их придумал маленький ребенок, а не взрослая поэтесса.

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота…
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!

Сама Мошковская в детстве занималась вокалом и впоследствии после окончания училища им. Гнесиных работала в архангельской филармонии. Это наложило отпечаток на ее дальнейшее творчество. Персонажи стихотворений не скрывают своих чувств, выражают их громко и открыто.

Я громко
Пою
про ногу свою,
Пою
про башмак,
Пою
просто так!

Детский мир, который изображает Мошковская в своих стихах, полон неподдельной радости, бесконечного счастья и, конечно же, чудес. Сломанные игрушки невероятным образом вновь становятся целыми, разбитые вазы и чашки склеиваются сами, а мама никогда не сердится. Ее детские персонажи активны, находчивы и изобретательны. Например, в стихотворении «Жил на свете человечек» герой находит 12 дощечек и хочет построить из них домик, но материала хватает лишь на крылечко. Но он не отчаивается, и стройка завершается самым чудесным образом. Крышей становится небо, одной из стен — «кудрявый лесок». «Хорошо, что не хватило досок, зато в гости может зайти каждый, любому хозяин будет рад.

Стихотворения Мошковской полны жизни и энергии. Каждое из них является своеобразным поэтическим открытием.

Кругом –
снег.
А на горке –
нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
– Земля!

Постепенно герои ее стихов растут. В их жизни появляются новые радости и новые: первые друзья, первые книжки, школа… Малыш взрослеет, но в душе он по-прежнему, как впрочем, и сама Мошковская, остается все тем же ребенком. И с ним остается куча сокровищ, которые дороже всего, что есть в мире взрослых: важнее денег, знаний.

У взрослых – очки,
большие портфели,
такие огромные гири – гантели,
приемник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка
нет!
Все у них есть –
И часы, и браслет…
А такого красивого стеклышка
нет!

Ангина

В горло влез Царап-Царапыч
И сидит, сидит, сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из чашки,
Как из пушки на войне!..
И Царапу
Стало
Тяжко.
И полегче
Стало
Мне!

Игрушки, конфеты

Мне не дарите -
Все это, все это
Вы заберите.
Мне крокодила,
Такого живого,
Не очень большого,
Лучше купите...
Я бы тогда бы
Его приручил.
Я бы кормил его
И лечил.
Пусть бы жил у меня крокодил!
Я бы в ванну его посадил,
И там у него
Была бы вода,
И он бы плавал
Туда-сюда.
Он бы плескался! Купался!
И я б на него любовался...

Маша и каша
Вот это -
Хорошая девочка.
Зовут её Маша!
А это - её тарелочка.
А в этой тарелочке...
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу -
Всю, Сколько дали!

Мой замечательный нос

Я ничего не знаю.
И вдруг
Мой нос
Говорит,
Что где-то
И у кого-то
Что-то
Сейчас
Подгорит!
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу,
Нос говорит:
– Погуляем!
Очень тебя прошу! Ходишь с ним
И гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит:
– А знаешь, пахнет уже весной!

Какие бывают подарки

В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает...
Каждый желает!

Капризы

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки...
Пусть едят их злые волки!

Жадина

Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал -
Не дал.
Подошла Кошка-мяушка,
Попросила Кошка мякушка.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Прискакала Лягушка,
Пошептала на ушко,
Попросила Лягушка горбушку.
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Курочка,
Попросила Курочка корочку.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Уточка,
Постояла минуточку,
Попросила Уточка чуточку,
Только попробовать!
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал
И сказал:
- Я бы дал!
У меня самого
Больше нету ничего!

Знаменитый акробат

Ветер надувал рубашку -
Ветер надевал рубашку.
А потом в своей обновке
Он качался на верёвке.
Он качался,
Кувыркался,
Он крутился,
Он старался!
Он ни разу не сорвался!
Кто ещё не догадался?
Выступает
Самый главный,
Самый славный,
Презабавный...
Выступает для ребят
Знаменитый акробат!

Я маму мою обидел

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!

Кислые стихи

Встало солнце кислое,
Смотрит - небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло...
И спешат несчастны кислые прохожие
И едят ужасно кислое мороженое...
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.

Разве можно плакать ночью?

Разве можно плакать ночью,
Когда филины хохочут?
Разве можно плакать утром?
Плакать утром –
На смех курам.

И не надо плакать днем.
Лучше днем Попоём!

И не надо перед сном,
А не то не уснем...

Слон

Канатом привязали огромного слона.
Цепями приковали у толстого столба.
Словами приказали огромному слону:
- Не уходить! - сказали
Ушёл он… Почему?

Я к тоненькой тростиночке привязывал слона.
За тоненькую ниточку - за добрые слова:
-Роднуша слон! Хороший слон!
Ты жди, не уходи!
И слон,
Он не уходит.
Не может он уйти!..

Ноги и уроки

Как вы себя ведёте?
Куда вы меня ведёте?
Что вы задумали, ноги?
ачем вы свернули с дороги...

Сбросили тапки...
Помчались по травке...

Остановитесь, ноги!
Ноги, марш на уроки!

Первая двойка

...А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике,
с тяжёлой двойкой в дневнике,
а все шагают налегке...

А все шагают
тут и там
и просто так,
и по делам,
а возле дома
номер два
стоит автобус
номер два,
а пароход издалека
дал почему-то
два гудка...

А ноги тащатся едва,
а ноги тащатся едва,
и опустилась голова,
как голова у цифры два...

А кто-то песенку поёт
и весело шагает,
конфеты кто-то продаёт,
а кто-то покупает...

...А у меня портфель в руке
с огромной двойкой в дневнике
с тяжёлой двойкой в дневнике,
а все шагают налегке...

Таблица умножения

- Скажи нам,
Сколько шестью шесть?

- Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.

- А сколько будет пятью пять
Уж это стыдно бы не знать!

- Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не желаю,
Не хочу,
Вот не хочу
И промолчу!

- А сколько будет семью семь?
- Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят,
Я спешу.

- А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!

- Я очень болен!
Я - в жару!
В жару
Я, может быть, совру...

- А сколько будет дважды два?!
- От вас устала голова...
Ну отвяжитесь, вас прошу!
Пойду у мамы я спрошу...


Стихи, сказки для детей, о детстве, о детях.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


lubovbezusl.ru

Эмма Мошковская - Сказки Всем

 

Сказки Всем

  • Главная
  • Беатрис Поттер
    • Сказка про Питера-кролика
    • Сказка про Джемайму Плюхвводу
    • Повесть про мистера Джереми Фишера
    • Повесть о Бельчонке Тресси
    • Сказка про котенка Тома
    • Повесть про Бенджамина Банни
    • Балет Беатрис Поттер
    • Мультфильмы
    • Повесть о миссис Мыштон
    • Портной из Глостера
    • Сказка про Джонни Горожанина
    • Пампушата - сказка про кроликов
    • Ухти-Тухти
    • Сказка про Джонни Горожанина
  • Ежевичная поляна
    • Летняя история. Свадьба
    • Осенняя история
    • Зимняя история
    • Весенняя история
    • Детки Поппи
    • Высокие холмы
    • Морское путешествие
    • Мультфильмы
    • Потайная лестница
  • Сказки Сутеева
    • Мешок яблок
    • Мультфильмы
    • У меня пропал щенок
    • Палочка-выручалочка
    • Под грибом
    • Кто сказал мяу?
    • Цыпленок и утенок
    • Три котенка
    • Лесной плакунчик
    • Яблоко
    • Дядя Миша
    • Другие сказки
    • Кот-рыболов
    • Раз, два - дружно!
    • Капризная кошка
    • Это что за птица?
    • Мы ищем кляксу
    • Времена года
    • Елка
    • Петя и Красная Шапочка
    • Знаменитый утенок Тим
    • Крошка Енот
    • Про Козленка, который умел считать до десяти
    • Кораблик
    • Тест
  • Петсон и Финдус
    • Как Финдус потерялся
    • Петсон в походе
    • Петсон грустит
    • Именинный пирог
    • Охота на лис
    • Переполох в огороде
    • Рецепты от Петсона

www.skazkivcem.com

Конспект урока литературного чтения в 1 классе "С.Я.Маршак. Угомон. Э.Э.Мошковская. Можно всему-всему научиться.

Литературное чтение 1 класс

Тема урока:

С.Я.Маршак. Угомон.

Э.Э.Мошковская. Можно всему-всему научиться…

Планируемые результаты:

–личностные: формировать ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и «незнания», оценивать свои действия, поступки;

–метапредметные: регулятивные – учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; коммуникативные понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, уметь задавать вопросы, слушать одноклассников, владеть диалогической формой речи; познавательные осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, уметь осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

–предметные: учить полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, представлять в своем воображении образ Угомона, читать текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.

Педагогические задачи:

учить читать вслух плавно целыми словами, выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания, определять эмоциональный характер текста, формировать умения отвечать на вопросы по содержанию стихотворения и ранжировать произведения по их тематике; пробудить интерес к творчеству С. Маршака; развивать воссоздающее и творческое воображение; расширять читательский кругозор; обогащать грамматический строй и лексический запас речи.

Оборудование: портреты С.Я.Маршака и Э.Э.Мошковской, презентация о С.Я.Маршаке, аудиозапись стихотворения С.Я.Маршака «Угомон», стенд о В.П.Мосолове, теневые картинки для викторины по произведениям С.Я.Маршака.

1.Орг. момент.

Самостоятельное чтение учениками библиотечной книги в течение 3 минут.

2.Проверка домашнего задания.

Речевая гимнастика.

Бегут, бегут со двора

Гулять, гулять в луга

Курка-гарабурка каки-таки,

Утка-поплавутка бряки-кряки,

Гусь-водомусь гаги-ваги,

Индюк-хрипиндюк шулды-булды,

Свинка-толстоспинка чяхи-ряхи,

Коза-дерибоза меке-беке,

Баран-крутороган чики-брыки,

Корова-комола тпруки-муки,

Конь-брыконь иги-виги.

Чтение по ролям произведения Виктора Владимировича Голявкина «Болтуны».

Оценивание чтения по ролям.

-Что вы посоветуете детям из этого рассказа?

-Для чего мы пришли в школу?

3.Постановка цели урока.

-Вспомните, как называется раздел, из которого мы читаем произведения.

-Сегодня мы продолжаем чтение произведений из раздела «Звенит звонок, начинается урок». И говорить мы будем об этикете. А поможет нам разобраться в вопросах школьного этикета вот этот писатель. (Учитель демонстрирует портрет С.Я.Маршака.)

-Кто это?

-А что вы про него знаете?

4.Подготовка к первичному чтению стихотворение С.Я.Маршака «Угомон».

-Прочитайте название произведения. Понятно ли вам название?

Угомонить- утихомирить, унять.

-Поможет нам понять название произведения и иллюстрация. Посмотрите на детей. Что они делают?

-А как должны вести себя ученики на уроке? Значит, это произведение поможет нам понять причину такого шумного, некрасивого поведения учеников.

Чтение слов с доски:

Слу-чи-лось, де-жур-ный, шум-шумел-расшумелся; крик-кричали-закричали;

Крик-крикнул-выкрикнул; молчит-молчите-замолчите.

-Предположите, о чём пойдёт речь в произведении?

5.Первичное чтение произведения.

Стихотворение читает учитель.

-Какие слова непонятны?

Бас-низкий, глухой мужской голос.

Сурово-очень строго.

Чтение произведения подготовленными учениками.

-С какой интонацией надо читать первые два предложения?

-Как называем предложения, в конце которых стоит восклицательный знак? Как их надо прочитать?

-Почему в классе нет тишины?

-Какое слово подсказывает, как нужно читать слова Угомона?

-На что похоже это предложение? Пословица.

-Над чем заставляет призадуматься стихотворение?

Только в том случае, когда каждый ученик начнёт себя контролировать - будет порядок. А если есть порядок и дисциплина, то вы получите хорошие знания.

6.Викторина по произведениям С.Я.Маршака.

Учитель готовит теневые картинки, предметы, задаёт вопросы, помогающие вспомнить произведения С.Я. Маршака.

7.Информационный блок о Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак – это детский писатель и поэт, стихи которого сопровождают человека всю его жизнь – почти с самого рождения, в школьные годы и даже зрелым людям продолжают нравиться строки Маршака. Чтобы разобраться в такой популярности, любви к писателю, нужно познакомиться с его биографией.

-Что такое биография?

Дети начинают работать с карточкой в паре.

Предварительное чтение: Воронеж, Острогожск, Лондонский университет.

Найдите ответы на вопросы:

1.Когда и где родился Маршак?

2.Где провёл раннее детство?

3.Когда написал первые стихи?

4.Где получил образование?

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей.

Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году.

-Поставьте сами вопрос к последнему предложению в карточке.

-Эту информацию о писателе вы получили через письменную речь.

-А сейчас дополнительную информацию вы получите, слушая текст и рассматривая картинки.

Просмотр презентации в течение 4минут.

-Что нового узнали о писателе?

Физкультминутка

8.Чтение произведения Э.Мошковской «Можно всему-всему научиться…»

-Продолжим чтение стихотворений о школе. Автор произведения Эмма Эфраимовна Мошковская. Она профессинальная певица, обладательница удивительного голоса меццо-сопрано. Её поэтический талант, её первые стихи поддержал С.Я.Маршак. Самуила Яковлевича можно считать её наставником и учителем.

Информация для учителя.

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981) — российская детская писательница и поэтесса. Родилась в Москве. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории. В 1961 г. опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее произведения получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 г. выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей. Помимо стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Ее стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира. Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»).

-Произведение Э.Э.Мошковской называется «Можно всему-всему научиться».

-А чему можно научиться в школе?

-Действительно, этому можно научиться, но только в том случае, если ученик обладает положительными качествами характера.

Чтение слов с доски. Выбор положительных качеств.

Словарный материал для анализа: трудолюбие, лень, внимательность, рассеянность, аккуратность, вежливость, грубость, сосредоточенность, активность, замкнутость, любознательность, нравственность.

Подготовительное чтение на с. 30 учебника.

Чтение стихотворения учителем.

-Почему слово «учиться» повторяется несколько раз?

-Тот, кто не желает учиться, его называют неуч. Что с ним может произойти?

-Какой совет даёт автор?

-Как можно озаглавить?

Чтение по разметке в ТПО. Интонационное выделение слов при чтении.

9.Знакомство со стендом о В.П.Мосолове.

Образцом в учении можно считать нашего земляка, первого марийского учёного, Василия Петровича Мосолова. Учитель знакомит учеников с материалами стенда.

10.Итог урока.

Домашнее задание: научиться читать выразительно стихотворение С.Маршака «Угомон», нарисовать Угомона в ТПО.

Итог урока идёт по опоре «Незаконченные предложения».

Рефлексия «Кружочки» (зелёный кружок-урок понравился, был интересным; жёлтый кружок- неинтересный, ничему не научил; красный кружок-урок интересный, но были непонятные моменты, сложный материал, до него я пока не дорос.)

infourok.ru

Мошковская. Стихи для детей

Подробности
Просмотров: 138820

Эмма Мошковская. Стихи для детей

Мошковская заняла особое место в детской литературе. Ее стихи для детей были самобытны и своеобразны. Мошковская действительно была российской детской писательницей и поэтессой. Читая стихи для детей Мошковской может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок. В начале творческого пути Мошковская получила одобрение  Маршака. Вот что писал Самуил Яковлевич о начинающем авторе: « Эмма Мошковская - один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». В 1962 г. Мошковская выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для детей. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы. До сих пор творчество Мошковской не оценено по заслугам, хотя книги ее стали вновь появляться, и многие понимают, что она – большой и самобытный поэт.                                                   ;

 

Стихи для детей Эммы Мошковской

 

Я маму мою обидел

Ангина

Капризы

Уши

Нос умойся!

Пенки

Кислые стихи

Обида

Митя – сам

Разве можно плакать ночью?

Слон

Ноги и уроки

Первая двойка

Не идут...

Я б ответил на отлично!

Печальная арифметика

Таблица умножения

Урок географии

 

 

www.miloliza.com

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

Работа до чтения:

- Если вы в книге видите стихи Э. Мошковской и Э. Успенского, какие чувства и ожидания они у вас вызывают?

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Мошковской «Жил на свете один человечек».

Беседа после чтения:

– С чего человечек начал строительство дома?

– Зачем ему нужно было крылечко?

– О чём это говорит?

– Почему сожаленье сменяется радостью?

– Как происходит смена настроения?

– А что случилось бы, если бы досок хватило?

– Хотите ли вы заглянуть к человечку на часок?

– В каком мире живёт человечек?

– Каким чувством оно пронизано?

2) Выразительное чтение стихотворения.

3) Самостоятельное чтение стихотворения «Снова со всех дорожек...».

– Чем удивительно это маленькое стихотворение?

– В чём его секрет?

– Какие мысли оно рождает? Какие картины?

– Перечислите, что вы увидели, представили, прочитав эти строчки.

Сделайте вывод о ёмкости поэтического слова.

4) Выразительное чтение стихотворения.

5) Самостоятельное чтение стихотворения Э. Успенского «Мой живой уголок».

– Каким вы представили себе героя этого стихотворения?

– Почему вы думаете, что это ребёнок?

– С каким чувством он рассказывает о своём живом уголке?

Выразительное чтение стихотворения «Мой живой уголок».

6) Самостоятельное чтение стихотворения «Необычайный слон».

Вопросы для беседы обсудите в парах:

– Похоже ли это стихотворение на фантазию ребёнка?

– Почему вы так думаете?

– Кто жалеет слона?

– Нуждается ли слон в чьей-то жалости?

– Что для него главное в жизни?

– А для автора?

– А для читателя?

– Чем необычны последние 4 строчки?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Работа с текстом после чтения.

1) Обсуждение вопросов 1–5 по учебнику (с. 171).

2) Выразительное чтение стихов по выбору учащихся.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

nsportal.ru

Вежливое слово — Мошковская. Полный текст стихотворения — Вежливое слово

Театр открывается!
К началу всё готовится!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой…

— Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

— Мне — поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

Говорит овечка:
— Мне — одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —
Доброе словечко.

Утка:
— Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! —
И достала утка
ДОБРОЕ УТРО.

А олень:
— Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё
ПОЖАЛУЙСТА! —

Говорит Дворовый Пёс:
— Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОРО’ВО —
Вежливое слово.

— Вежливое слово?
Нет у вас другого?

Вижу
В вашей пасти
ЗДРАСТЕ.
А ЗДОРО’ВО бросьте! Бросьте!

— Бросил! Бросил!
— Просим! Просим!

Нам билетов —
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, Лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.

И вдруг
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Петухов,
Барсуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавив хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!
— Ваше вежливое слово?
— У меня такого нет.
— Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
— Мне — билет!
— Нет и нет.
— Мне — билет!— Нет и нет,
Не стучите — мой ответ.
Не рычите — мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:

— Ах, слова какие были!
И не мы ли
Их забыли?

ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
их давно уж съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА…
ПРОСТИ…
Я могла бы их спасти!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?
Это слово
Золотое.
Это слово
Залатаю! —
Живо-живо
Положила
Две заплатки…
Всё в порядке!

Раз-два!
все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До СВИДАНЬЯ,
До СКАКАНЬЯ
И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…
И десяток про запас.

— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…

— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ

И кассир даёт билеты —
Не один, а целых три!

—С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых пять.

— ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру
Во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-очень—
Очень вежливый Медведь!»

— БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!

— Славный парень!
— Я стараюсь.
— Вот какая умница!

Вот идёт Медведица!
И она волнуется,
И от счастья светится!

— Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!

— Почему не верится? —
Говорит Медведица. —
Мой сыночек — молодец!
До свидания!

КОНЕЦ

www.culture.ru

Э. Мошковская - Книга для друга

Книга для друга — это сборник стихов Эммы Эфраимовна Мошковской. В сборник вошли следующие стихи:


Жил на свете один человечек

Жил на свете один человечек,
И пошел человечек гулять,
И нашел он двенадцать дощечек,
И решил себе домик собрать.

И сложил он сначала крылечко,
Чтобы каждый войти к нему мог.
К сожаленью, тому человечку
Не хватило на стены досок.

Небо крышу ему подарило,
И стеной был кудрявый лесок,
Ничего ему не хватило,
Не хватило на стены досок!

По утрам к нему солнце входило,
Выпивало росистый квасок…
Хорошо, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок!

И пришли к нему птицы и звери,
Майский жук заглянул на часок…
Хорошо, что на крепкие двери,
Не хватило на двери досок!..


Маленький и большой

Огромный кран — Подъёмный Кран!
И есть, наверно, маленький…
И стоит, строит он дома,
Наверно, в детском садике.

Идет зима!
Нужны дома!

И вот квартира у слона,
И вот у Буратино
Хорошая квартира,
Готова для матрёшек
Квартира в пять окошек —
Балкон и телефон,
Диван, магнитофон…

Голыш уселся в ванну…
И, значит, можно Крану
Вздремнуть и отдохнуть,
И постоять немножко,
Вздохнуть и заглянуть
В морозное окошко…
Там настоящая зима,
Там настоящие дома,

И строят, строят где-то там
И папа-Кран и мама-Кран!


Как лисёнок штанишки потерял

Говорит Утёнок: — Кряк.
Вот Лисёнок. Он добряк.
Он хороший. Он мне нужен.
Почему же мы не дружим?

А Лисёнок говорит:
— Вот Утёнок. Он хитрит.
Он в песочке роется.
За этим что-то кроется.
В коробочке роется.
Что это готовится?

А Утёнок
Из коробки
Вынул нитки и иголки,
Говорит: — Давай пришью
Пуговицу твою
На штанишках…

— Ишь как!
А что?
А зачем?
— А то
На смех всем
Оборвётся пуговица!

А Лисёнку думается:
«Он неправду говорит.
Он, по-моему, хитрит.
Что это за этим кроется
И когда откроется?»
Говорит в сторонку:
— Не верю я Утёнку.
До чего же он хитрющий!
Я пойду на всякий случай.
Пойду со двора.
К маме пора.

И пошёл, пошёл Лисёнок
Меж сосёнок
На просёлок,
И пришёл он на просёлок,
Побежал скорей в посёлок,
К маме, папе и братишке…

И по пути потерял штанишки!



***
Жил-был один Слонишка.
Слонишка был малышка.
Но рос и рос,
И вот потом
Он стал большим-большим
СЛОНОМ.

Но маленький Слонишка
Был маленький врунишка!
Он рос и рос,
И вот потом
Он стал большим-большим
ВРУНОМ.


***
— Что ты, волк?
Что с тобой?
Почему с одной ногой?

Кто тебя
Одолел?

Может, лев?

— Нет, не лев.
Честное слово!

Пятилетний Лёва!


Вежливое слово

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой…

— Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

— Мне — поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

Говорит Овечка:
— Мне-е-е — одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ —
Доброе словечко.

Утка:
— Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! —
И достала утка
ДОБРОЕ
УТРО.

А Олень:
— ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё
ПОЖАЛУЙСТА!

Говорит Дворовый Пёс:
— Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОР-Р-РОВО —
Вежливое слово.

— Вежливое слово?
Нет у вас другого?
Вижу
В вашей
Пасти
ЗДРАСТЕ.
А ЗДОРОВО бросьте! Бросьте!

— Бросил! Бросил!

— Просим! Просим!
Нам билетов —
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, Лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.

И вдруг,
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Барсуков,
Бурундуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет.

— Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.

— Мне — билет!
— Нет и нет.

— Мне — билет!

— Нет и нет,
Не стучите — мой ответ,
Не рычите — мой совет,
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет!

Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:
— Ах, слова какие были!
И не мы ли
Их забыли?

ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
Их давно уж съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА…
ПРОСТИ…
Я могла бы их спасти!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?

Это слово
Золотое.
Это слово
Залатаю! —

Живо-живо
Положила
Две заплатки…
Всё в порядке!

Раз-два!
все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До СВИДАНЬЯ,
До СКАКАНЬЯ
И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…

И десяток про запас.

— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой! —

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…

— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!

И кассир даёт билеты —
Не один, а целых три!

— С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ! —
И кассир даёт билеты —
Не один, а целых пять.

— ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья
Постоял на голове!

И кассиру
Во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-
Очень вежливый Медведь!»

— БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!

— Славный парень!
— Я стараюсь.
— Вот какая умница! —
Вот идёт Медведица!
И она волнуется,
И от счастья светится!

— Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!

— Почему не верится? —
Говорит Медведица. —
Мой сыночек — молодец!

До свидания!

КОНЕЦ


Обед

Сосед соседа угощал:
Поставил он горчицу,
Ещё солонку он достал —
Красивую вещицу.
А на столе его была
Красивая салфетка.
А у стола его была
Резная табуретка.
Ещё картина над столом
Красивая висела,
Ещё собачка под столом
Красивая сидела,
Ещё с цветочком был горшок
У этого соседа…
Всё было очень хорошо!
Но не было
Обеда.


Хочу в телята

Травка-муравка моется,
Моется летней росой…

Травки-муравки хочется!
Хочется быть козой!

Травкой хрустеть зелёненькой,
Той бы росой запить…

Быть бы козой!
Телёночком!
Вот бы барашком быть!



***
Залило
Луга,
Затопило всё травой,

Побегу
Туда,
Окунусь с головой!


Ботиночный врач

Думаю о чём?
Буду я врачом!
Но только не с таблетками,
А с новыми подмётками!
Таблетки ни при чём.
Ведь буду я врачом
Ботиночным! Ботиночным!
Починочным
врачом!


Жадина

Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек,
Попросил кусочек.

Сел Пёс,
Стал гадать —
Дать
Или не дать?

Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал —
Не дал.

Подошла Кошка-Мяушка,
Попросила Кошка мякушку.

Встал Пёс,
Стал гадать —
Дать
Или не дать?

Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал —
Не дал.

Прискакала Лягушка,
Пошептала на ушко,
Попросила Лягушка горбушку!

Сел Пёс,
Стал гадать —
Дать
Или не дать?

Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал —
Не дал.

Подошла Курочка.
Попросила Курочка корочку.

Встал Пёс,
Стал гадать —
Дать
Или не дать?

Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал —
Не дал.

Подошла Уточка,
Постояла минуточку,
Попросила Уточка чуточку,
Только попробовать!

Сел Пёс,
Стал гадать —
Дать
Или не дать?

Погадал-погадал,
Пожевал-пожевал…
И сказал:

— Я бы дал!
У меня у самого
Больше нету ничего!


Деловой дятел

— Гляньте, дятел, на себя,
Гряньте в лужицу дождя
На рубашку, на жилет…
Вы красавец, разве нет? —
Дятел клювом постучал.
Дятел делом отвечал:
«Поважнее есть дела,
Чем глядеться в зеркала!»


Крыши

Крыша, крыши, крыши, крыши,
А на крышах — трубы, трубы,
А на трубах — небо, небо,
В небе — звёзды, звёзды, звёзды,
И конечно, есть одна,
На которой есть дома…

Крыша, крыши, крыши, крыши,
А на крышах — трубы, трубы,
А на трубах — небо, небо,
В небе — звёзды, звёзды, звёзды…

На какой-нибудь звезде,
Я пока не знаю где,
На какой-нибудь мальчишка,
Тоже думает об этом,
Тоже
Лёжа
На спине…



***
В горло влез Царап Царапыч
И сидит, сидит сидит.
Но могучий Кап-Кап-Капыч
На Царапыча сердит.
Он пошёл к нему из часшки,
Как из пушки на войне!…
И Царапу стало тяжко,
И полегче стало мне!


Цыплёнок шёл в куд-кудаки

Цыплёнок
Шёл
В Куд-кудаки.

— Не трррусь! —
Трещали Сороки.

И пели Синички и Сойки!
И было не страшно в дороге!

А Воробей:
— Чик-чирики!
Решил посмотреть Куд-кудаки?
Запомни:
Страна Куд-кудаки —
На северо-юго-востоке.

— Что ж,
Идёшшшь
В Куд-кудаки, —
Шептали тихие Раки. —
Скоро ты встретишь реки!
Возьми у нас плоскодонку, —
Шептали они Цыплёнку.
— Циплёнок
Идёт в Куд-кудаки? —

Спросил Медведь из берлоги.

— Дам-ка ему медку…
Медку
Дам я сынку…

Цыплёнок
Шёл в Куд-кудаки.
Светляки
Светили во мраке,
И говорил кто-то:
— Тут не ступи, тут — болото…

— Не спи на сырой земле!
В дупле… в тёплом дупле…

Цыплёнок
Шёл в Куд-кудаки.
Слабели, болели лапки…
— Я не войду в Куд-кудаки! —
Сказал он одной Черепахе.

— Ты переплыл реки!
Ты прошёл полдороги!
Брось тревоги и страхи,
Ты войдёшь в Куд-кудаки!!! —

Пчёлы жужжали:
-Дойдёжжжь!

— Дойдёшшшь! —
Говорил
Ёж.

Цыплёнок
Шёл в Куд-кудаки.

И вот обезьяны Макаки
Сказали:
— Во-о-о-он Куд-кудаки!
Гляди,
Впереди
Куд-кудаки!

Но
На счастливые крики
Примчались злые Собаки!

— Сейчас мы тебя покусаки,
Разорваки,
Готовься к дррраке!

Цыплёнок делает знаки,
Что вот уже Куд-кудаки!
Что он пршёл
Половину земли!
Но поверить ему не могли.

— Гав! —
Сказали Собаки. —
Как?!
ТЫ НЕ ПУГАКИ?»

— Но меня не пугали!
Не пугали,
А помогали

Светляки,
Медведи,
И Раки…

И Пчёлы…

— И Пчёлы-кусаки?!
И даже Пчёлы-кусаки
Помогли
Прийти
В Куд-кудаки?!

Как удивились Собаки!
Забыли Собаки о драке!
Сидят
Собаки-кусаки…

А Цыплёнок
Идет
В Куд-кудаки!


Разговор

— Здравствуй, Пустыня!
Почему ты пустая?

Отвечала Пустыня,
Змейкой блистая:

— Я не пустая,
Я не простая… —

И, саксаулами прорастая,
Сказала она:

— Ошибаешься, Мальчик!
И в пыли заплясал тушканчик!


Вот какой случай

Проснулся Дождик,
Который в туче
Уснул однажды
На полпути…

Подумал Дождик:
«Ужасный случай!
Мне стыдно даже!
Надо идти!»

И топнул с досады!
И тут по саду
Гром прокатился!
Ветер вбежал!

И Дождик —
Вот он!

И сад
Работал!
Листвою всею
Он задышал!


Когда я уезжаю

Когда я уезжаю,
Беру я свой мешок,
Десяток помидоров
И колбасы кусок,
Беру белья на смену
И носовой платок…
Беру с собой стены,
И пол, и потолок.

Беру мой переулок
И будку на углу,

И постовой мне дорог,
И я его беру!

И добрая ракита,
И милый мой вокзал…

Нично не позабыто!
Я всё с собою взял!

Багаж такой огромный!
Но все проводники
Его не замечают.
Такие чудаки!


Говорящая кошка

Я знаю одну говорящую Кошку.
К хвосту привязал я гремящую ложку.
Но «Мяу!!! — сказала мне кошка протяжно. —
Нет-нет, не могу, не хочу, это страшно!»

Тогда отвязал я гремящую ложку,
К себе я прижал говорящую Кошку.
«Мур-мур…» — говорит она мне с этих пор.
Мне нравится тихий её разговор.


Дорожные стихи

Я лежу на верхней полке,
А деревья
Убегают,
И деревни
Убегают,
Всё бежит и всё мельчает…

Огоньки и там и тут
Убегают
И мигают,
А вокзалы — не бегут,
И вагоны
Отдыхают…


Сочинение

В день моего рождения
Воробей принёс сочиненье.

— Чив-чив! —
Закричал он отчаянно. —
Стихи сочинил я нечаянно!
Чудные!
Чув-чудесные!
Мне самому интересные!

— А ещё кому?
— А ещё никому.
— А потому
И мне — ни к чему! —
Говорю я,
Гоню Воробья,
Глядь, вот те на —
Опять у окна!

Говорит Воробей опечалено:
— Сочинил я сказку нечаянно…
Очень-чень сказочка сладилась,
Мне самому понравилась.

А ещё кому?

— Лесу всему!
Белке-соседке,
Калиновой ветке,
Дятлу-соседу,
Туче,
Ветру…

— Давай!
Подавай мне сказочку эту! —
Говорю я
И кормлю Воробья.

В день моего рождения
Я получил сочиненье,
Воробей получил угощенье,
Сел, поклевал печенье,
Ел-пил, чив-чивил,
Полетал по делам…

Он мне сочинил,
А я — вам!


Время спать

Когда приходит время спать,
Часы показывают: СПАТЬ,
И надо точно показать,
Когда пора ложиться…

А у медведей и у сов
Ложатся дети без часов,
Но знает время без часов
И звери, и даже птица!


shkolnaiapora.ru

Э. Мошковская. Нужен он. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

? с. 61 – 62 – Вы уже прочитали рассказ Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами»? – спросила Анишит Йокоповна. – А теперь прочтите стихотворение Эммы Мошковской на странице 62. Подумайте, что общего у рассказа и стихотворения? Их связывает общая тема или основная мысль?
Как ты ответишь на эти вопросы?

Заканчивает главу «Учимся любить» стихотворение Эммы Мошковской «Нужен он…», в котором речь идёт о необходимости иметь рядом «Хорошего Человека». Своей основной мыслью это стихотворение связано с рассказом Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами» (Литературное чтение, 3 класс, 1 ч., с. 55). «Хороший Человек» нужен, «…если кто-нибудь простужен, // или просто нету сил, // или просто загрустил…». Кому был нужен «Хороший Человек» в рассказе Юрия Коваля? Кто выступил этим «Хорошим Человеком»?

В какие моменты жизни, по мнению поэтессы, человеку нужна помощь и поддержка?
Зависит ли, по мнению Эммы Мошковской, потребность в поддержке и дружеском участии 
от внешности и возраста человека?
Ты соглашаешься с таким мнением поэтессы, или у тебя другое мнение? 

Поэтесса Э. Мошковская говорит как раз о том, что помощь или поддержка, дружеское участие необходимы любому – и взрослому, и ребёнку – везде и всегда: «Нужен он зимой и летом // и блондинам, и брюнетам, // …тонким, толстым, // нужен взрослым и ребятам… // Нужен он сию минуту! // Нужен через много лет!.. // Очень нужно, чтобы всюду // был Хороший Человек».

Таким образом, потребность в дружеском участии может возникнуть у любого человека независимо от его возраста, внешности, характера и т. д. Более того, «Хороший Человек» – это не профессия; «Хороший Человек» также не зависит от возраста или внешности. Любой из нас может стать «Хорошим Человеком».

«Хорошему Человеку» свойственна доброта, внимательное отношение к окружающему, ум, способность к сопереживанию и т. д.

А рядом с тобой есть такой Хороший Человек, который поможет и поддержит? Это взрослый человек или кто-то из твоих одноклассников?
Сможешь ли ты сам(а) стать для кого-то таким человеком?

Здесь надо привлечь свой личный жизненный опыт. Необходимо прийти к выводу, что (повторимся): а) любой из нас периодически испытывает потребность в «Хорошем Человеке»; б) таким «Хорошим Человеком» может стать каждый из нас.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.

Понравилось? Оцени!

e-razumniki.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.