Двусложный размер стиха


Двусложные и четырехсложные размеры в силлабо-тонике

Правильная последовательность ударных и безударных слогов называется размером. Обычно в классическом русском силлабо-тоническом стихосложении выделяют 5 размеров: два двусложных и три трехсложных. Помимо этого существует четыре четырехсложных, (теоретически) пять пятисложных, шесть шестисложных и т.д.

Сегодня на уроке попытаемся разобраться с двусложными и четырехсложными размерами. Запишем строку и составим ее схему:

Он смолоду один в темнице изнывал

/ / — — — / — / — — — /

Пока нам не ясно, что это за размер. Мы не видим системы. Запишем другой пример, уже известный нам:

Буря мглою небо кроет

/ — / — / — / —

Здесь уже явно прослеживается чередование ударного и безударного слога. Этот размер называется хорей. Его название и графическую схему нужно запомнить.

Хорей называется двусложным размером потому, что в состав стопы входит 1 ударный и 1 безударный слог – всего 2 слога. Что такое стопа? Это ритмическая единица, в состав которой входит 1 ударный слог и некоторое количество безударных. Определив, сколько безударных слогов входит в стопу, вы сможете определиться с размером.

На практике это означает… зубрёжку. Вам придется выучить названия и графические схемы 5 «стандартных размеров» силлабо-тонического стихосложения и применять их к стихотворениям. Сразу предупрежу, что не все стихи можно «загнать» под эти пять размеров, так как количество комбинаций ударных и безударных слогов в принципе неограниченно, и не все из них вписываются в силлабо-тоническое стихосложение.

Итак, в строке «Буря мглою небо кроет» стопой является сочетание ударного и безударного слога:

(/ -) (/ -) (/ -) (/ -)[1]

Это, как уже говорилось, двухсложная стопа. Таких стоп в строке 4. Значит, строка написана 4-стопным хореем. Пока это кажется непонятным, но после выполнения упражнений все прояснится.

Вернемся к первому примеру.

Он смолоду один в темнице изнывал

/ / — — — / — / — — — /

Эта строка тоже написана двусложным размером, но не хореем, а ямбом. Почему? Сравним с графической схемой ямба, хорея и любого трехсложного размера (например, анапеста):

/ / — — — / — / — — — / – оригинал

— / — / — / — / — / — / – ямб

/ — / — / — / — / — / — – хорей

— / — — / — — / — — / — – анапест

Как видим, совпадений больше всего всё-таки с ямбом.

«Нагромождение» ударных слогов в начале строки называется спондеем. Что такое спондей? Спондей – стопа, состоящая из 2 ударных слогов (/ /). В силлабо-тоническом стихосложении спондеем условно называют ударение на слабом месте в хорее или ямбе. В нашем примере местоимение «он» с фонетической точки зрения является слабым. «Он» словно примыкает к «смолоду»: он_смолоду, т.е. ударение на нем можно и не ставить.

Отсутствие ударений на 4 и 10 слоге (на 2 и 5 стопе) называется пиррихием. Пиррихием называется стопа, состоящая из 2 безударных слогов (- -). По сути пиррихий – отсутствие ударения там, где оно требуется «по схеме». Но творчество живее всякой схемы. К тому же в русском языке не так много двусложных слов, и писать «чистым» ямбом или хореем очень сложно (но возможно, см. М.Ломоносов «Ода на взятие Хотина»).

Посмотрим на пример еще раз:

Он смолоду один в темнице изнывал

/ / — — — / — / — — — /

Теперь попробуем прочитать строку так, словно мы её поём, при этом выделяйте голосом те слоги, где по-вашему (и по схеме) должно быть ударение. Получится примерно так:

он смОлодУ одИн в темнИце ИзнывАл

Звучит странновато, но зато, если составить графическую схему, вы сможете убедиться, что перед вами – 6-стопный ямб. Явление, где ударения нет, но оно должно быть по схеме, можно условно называть сверхсистемным ударением. В данном случае сверхсистемное ударение располагается на месте пиррихиев[2].

Попробуйте определить размеры в следующих стихотворных строках (строки взяты из работ членов ЛПО «Сатурния»):

Порою больно за свершенья

Пойдем со мной бродить по облакам

Твой образ вновь в моих мечтах

Мне так хочется понять

Сердце сжалось черным вором

Теперь обратим внимание на еще одну строчку из «Corona Actralis» М. Волошина:

О темные восторги расставаний

— / — — — / — — — / —

С одной стороны, это 5-стопный ямб с двумя пиррихиями, но с другой – это четырехсложный размер, одна стопа которого насчитывает 1 ударный и 3 безударных строки:

(- / — -) (- / — — ) (- / — )

Размер называется 3-стопный пеон II: 3 стопы и ударение на 2 слог (пеон I – ударение на 1 слог, пеон III и пеон IV – соответственно, на 3 и 4). Обычно пеон чередуется с двусложными размерами – ямбом или хореем:

А темные восторги расставанья,

А пепел грез и боль свиданий – нам.

Нам не ступать по синим лунным льнам,

Нам не хранить стыдливого молчанья.

Здесь пеон II в 1 и 4 строке чередуется с ямбом во 2 и 3 строках. Еще пример пеона, также пеона II из к/ф про всемирно известного разведчика на стихи Р. Рождественского:

Не думай о секундах свысока,

Наступит время, сам поймёшь, наверное.

Свистят они как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения.

Здесь пеон II в 1, 2 и 4 строке чередуется с ямбом во 2. «Чистым» пеоном писать можно, но сложно.

Когда вы будете писать новые или править старые стихи, размер необходимо учитывать. Возможно, на первых порах будет сложно, мысль будет путаться, не сможет вкладываться в прокрустово ложе размера. Но достаточно быстро это пройдёт. И мысль, как прекрасный алмаз, засверкает ярким светом в огранке размера.

У кого-то есть чувство ритма, и над размером думать не надо. Но всё равно после написания не мешает «проверить алгеброй гармонию», расставить ударения в стихотворении и ликвидировать «сбитый» ритм. О том, как это сделать, поговорим на следующих уроках.

Практика:

Определить размер, если это возможно, в стихотворениях, которые вы графически разобрали, выполняя предыдущее домашнее задание.

Также определить размер в строках, приводимых в лекции, если вы этого не сделали:

Порою больно за свершенья

Пойдем со мной бродить по облакам

Твой образ вновь в моих мечтах

Мне так хочется понять

Сердце сжалось черным вором

[1] Скобками выделены стопы. В рукописном оформлении обычно стопы выделяют фигурной скобкой }, но у нас нет технической возможности это выполнить.

[2] Сверхсистемное ударение в данном контексте – условный авторский термин. В литературоведческой терминологии сверхсистемным ударением называется первый ударный слог в амфибрахии.

Вы можете вернуться к оглавлению, ознакомиться с теорией ритма, либо читать далее.

nsaturnia.ru

как понять духсложные размеры стиха и трёхсложные

стихосложение – это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, в связи с этим четче определяется роль ударных слогов и последовательность их расположения. Не иначе как от данного зависит деление ритма стихотворения на размеры. В результате существует пять главных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий. Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А. С. Пушкин. Четырехстопный ямб – самый распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века. Мороз и солнце; день чудесный! Временно ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин) Анапест – трехсложный размер стиха, в котором первые два слога безударные, а третий ударный. Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село.. . (Н. А. Некрасов) Амфибрахий как и относится к трехсложным размерам стиха, в нем ударный слог находится между двумя безударными. Как-то раз в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел: был мощный мороз… (Н. А. Некрасов) Дактиль – в свою очередь трехсложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, за ним следуют два безударных. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М. Ю. Лермонтов) Помимо того, различают в настоящее время такие размеры, как пиррихий, либо по-другому дибрахий, когда в двусложных размерах стиха рядом стоят два безударных слога. Спондей – а именно в двусложных размерах стиха расположение рядом двух ударных слогов. В трехсложных размерах вдобавок есть дополнительные размеры: трибрахий – три безударных слога подряд; молосс – три ударных слога подряд. И определенные другие.

стихосложение – это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, в связи с этим четче определяется роль ударных слогов и последовательность их расположения. Не иначе как от данного зависит деление ритма стихотворения на размеры. В результате существует пять главных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий. Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А. С. Пушкин. Четырехстопный ямб – самый распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века. Мороз и солнце; день чудесный! Временно ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин) Анапест – трехсложный размер стиха, в котором первые два слога безударные, а третий ударный. Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село.. . (Н. А. Некрасов) Амфибрахий как и относится к трехсложным размерам стиха, в нем ударный слог находится между двумя безударными. Как-то раз в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел: был мощный мороз… (Н. А. Некрасов) Дактиль – в свою очередь трехсложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, за ним следуют два безударных. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М. Ю. Лермонтов) Помимо того, различают в настоящее время такие размеры, как пиррихий, либо по-другому дибрахий, когда в двусложных размерах стиха рядом стоят два безударных слога. Спондей – а именно в двусложных размерах стиха расположение рядом двух ударных слогов. В трехсложных размерах вдобавок есть дополнительные размеры: трибрахий – три безударных слога подряд; молосс – три ударных слога подряд. И определенные другие.

стихосложение – это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, в связи с этим четче определяется роль ударных слогов и последовательность их расположения. Не иначе как от данного зависит деление ритма стихотворения на размеры. В результате существует пять главных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий. Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А. С. Пушкин. Четырехстопный ямб – самый распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века. Мороз и солнце; день чудесный! Временно ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин) Анапест – трехсложный размер стиха, в котором первые два слога безударные, а третий ударный. Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село.. . (Н. А. Некрасов) Амфибрахий как и относится к трехсложным размерам стиха, в нем ударный слог находится между двумя безударными. Как-то раз в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел: был мощный мороз… (Н. А. Некрасов) Дактиль – в свою очередь трехсложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, за ним следуют два безударных. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М. Ю. Лермонтов) Помимо того, различают в настоящее время такие размеры, как пиррихий, либо по-другому дибрахий, когда в двусложных размерах стиха рядом стоят два безударных слога. Спондей – а именно в двусложных размерах стиха расположение рядом двух ударных слогов. В трехсложных размерах вдобавок есть дополнительные размеры: трибрахий – три безударных слога подряд; молосс – три ударных слога подряд. И определенные другие.

Cписывать не хорошо совесть имейте человек сам старался, а вы списываете

стихосложение – это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, в связи с этим четче определяется роль ударных слогов и последовательность их расположения. Не иначе как от данного зависит деление ритма стихотворения на размеры. В результате существует пять главных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий. Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А. С. Пушкин. Четырехстопный ямб – самый распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века. Мороз и солнце; день чудесный! Временно ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин) Анапест – трехсложный размер стиха, в котором первые два слога безударные, а третий ударный. Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село.. . (Н. А. Некрасов) Амфибрахий как и относится к трехсложным размерам стиха, в нем ударный слог находится между двумя безударными. Как-то раз в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел: был мощный мороз… (Н. А. Некрасов) Дактиль – в свою очередь трехсложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, за ним следуют два безударных. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М. Ю. Лермонтов) Помимо того, различают в настоящее время такие размеры, как пиррихий, либо по-другому дибрахий, когда в двусложных размерах стиха рядом стоят два безударных слога. Спондей – а именно в двусложных размерах стиха расположение рядом двух ударных слогов. В трехсложных размерах вдобавок есть дополнительные размеры: трибрахий – три безударных слога подряд; молосс – три ударных слога подряд. И определенные другие.

тихосложение – это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, в связи с этим четче определяется роль ударных слогов и последовательность их расположения. Не иначе как от данного зависит деление ритма стихотворения на размеры. В результате существует пять главных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий. Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А. С. Пушкин. Четырехстопный ямб – самый распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века. Мороз и солнце; день чудесный! Временно ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин) Анапест – трехсложный размер стиха, в котором первые два слога безударные, а третий ударный. Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село.. . (Н. А. Некрасов) Амфибрахий как и относится к трехсложным размерам стиха, в нем ударный слог находится между двумя безударными. Как-то раз в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел: был мощный мороз… (Н. А. Некрасов) Дактиль – в свою очередь трехсложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, за ним следуют два безударных. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М. Ю. Лермонтов) Помимо того, различают в настоящее время такие размеры, как пиррихий, либо по-другому дибрахий, когда в двусложных размерах стиха рядом стоят два безударных слога. Спондей – а именно в двусложных размерах стиха расположение рядом двух ударных слогов. В трехсложных размерах вдобавок есть дополнительные размеры: трибрахий – три безударных слога подряд; молосс – три ударных слога подряд. И определенные другие.

стихосложение – это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, в связи с этим четче определяется роль ударных слогов и последовательность их расположения. Не иначе как от данного зависит деление ритма стихотворения на размеры. В результате существует пять главных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий. Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А. С. Пушкин. Четырехстопный ямб – самый распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века. Мороз и солнце; день чудесный! Временно ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин) Анапест – трехсложный размер стиха, в котором первые два слога безударные, а третий ударный. Меж высоких хлебов затерялося Небогатое наше село.. . (Н. А. Некрасов) Амфибрахий как и относится к трехсложным размерам стиха, в нем ударный слог находится между двумя безударными. Как-то раз в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел: был мощный мороз… (Н. А. Некрасов) Дактиль – в свою очередь трехсложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, за ним следуют два безударных. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М. Ю. Лермонтов) Помимо того, различают в настоящее время такие размеры, как пиррихий, либо по-другому дибрахий, когда в двусложных размерах стиха рядом стоят два безударных слога. Спондей – а именно в двусложных размерах стиха расположение рядом двух ударных слогов. В трехсложных размерах вдобавок есть дополнительные размеры: трибрахий – три безударных слога подряд; молосс – три ударных слога подряд. И определенные другие.

стихосложение – это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, в связи с этим четче определяется роль ударных слогов и последовательность их расположения. Не иначе как от данного зависит деление ритма стихотворения на размеры. В результате существует пять главных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий. Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный. Ямбом любил писать А. С. Пушкин. Четырехстопный ямб – самый распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века. Мороз и солнце; день чудесный! Временно ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом звании стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А.

touch.otvet.mail.ru

Трехсложный размер стиха. Двусложные и трехсложные размеры стиха

Стихи – это лучший дар, полученный ныне живущими поколениями от далеких предков. За многовековую историю человечества были созданы настоящие шедевры: эпосы и баллады, поэмы и романы. По мнению отдельных исследователей, любая литература начинается с поэзии, ибо стих – первое, что возвышалось из обиходной речи.

Два вида художественной речи

Поэзия от прозы отличается не каким-то одним признаком - особенностями ритма, звучанием или графическим видом... Она является особой системой организации букв и слов. Исследователи ставят перед собой множество вопросов: какая речь возникла раньше – стихотворная или прозаическая? Какая правильней и совершенней? Зачем человечеству нужна поэзия? Эти проблемы актуальны всегда, и на них нельзя дать однозначных ответов. Начиная свою поэтическую карьеру, не все юные гении знают, что такое двусложный и трехсложный размер стиха, как правильно ставить ударение и выдерживать паузы. Но как только, не без помощи музы, начинают появляться строки, в них можно заметить ярко выраженный ритм, и впоследствии полюбившийся способ организации речи можно проследить на всем творческом пути писателя.

История развития русского стихосложения

Происхождение любого термина принято связывать с античностью, ведь неспроста всем предметам и явлениям в далеком прошлом даны определенные наименования. В переводе с греческого слово «стих» обозначает «ряд». Поэтической речи присуща особая организованность, благодаря которой произведения несложно запоминать. Стихотворный текст интересен тем, что в нем речь разделена на определенные части, которые подтверждаются графикой. В пределах поэтической строки мы обнаруживаем повторение ударных и безударных слогов, которые образуют стопу. В литературоведении существуют двусложные и трехсложные размеры стиха: ямб и хорей, амфибрахий, анапест и дактиль.

В античности насчитывалось около 30 видов стоп. Русское стихосложение развивалось от тонического через силлабическое к силлабо-тоническому. В основе второй системы лежит особый принцип – в каждой строке ударение должно падать на предпоследний слог. Несоответствие фонетики русского языка с другими привело к появлению нового способа сложения, и реформы в этом направлении провели В. Третьяковский, М. Ломоносов и А. Востоков. В основе силлабо-тоники лежит повторение одинаковых стоп.

Двусложный размер стиха

Средняя длина русского слова составляет примерно 3 слога. В двусложных стихотворных размерах в ритмическом рисунке появляются безударные двусложные стопы. Ритмическая организация произведения зависит от длины строки. В хорее ударение падает на второй слог, в ямбе – на первый. В зависимости от количества слогов, они бывают двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестистопными или вольными. В творчестве русских писателей встречаются все размеры стиха.

Примеры хорея можно найти у А. Пушкина в «Зимнем вечере»: «... бУря/мглОю/ нЕбо/ крОет...». Для написания известного романа в стихах «Евгений Онегин» поэт выбрал четырехстопный ямб: «... мой дЯдя/ сАмых/ чЕстных/ прАвил...». Нередко для урегулирования ритма пропускается ударение или, наоборот, встречается на стыке слов.

Трехсложный размер стиха

Помимо ямба и хорея в силлабо-тонику входят дактиль, анапест и амфибрахий. Стихотворения, написанные таким способом, больше приближены к разговорной речи. Как правило, ударение в них пропускается редко, гораздо чаще можно встретить повторение ударных слогов. Со слов К. Вишневского можно выявить, что амфибрахий и анапест получили распространение лишь в середине девятнадцатого века, в эпоху расцвета творчества М. Лермонтова.

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог. Русский поэт Н. Некрасов часто выбирал такой ритм, чтобы его произведения получались интонационно гибкими: «СлАвная/Осень! здо/рОвый, я/дрЕный/вОздух у/стАлые/сИлы бо/дрИт».

Амфибрахий часто использовали для написания своих шедевров поэты-символисты, такие как А. Блок, В. Брюсов, З. Гиппиус. К. Бальмонт писал, что без трехсложных размеров жизнь была бы однообразной, и даже посвятил этой проблематике стихотворение: «хорЕи/ и Ямбы/, с их звУком/ корОтким/, я слЫшал/ в журчАньи/ ручьЕв».

В анапесте ударение падает на последний слог. Среди русских поэтов этот трехсложный стихотворный размер впервые употребил А. Сумароков в своей оде «Противу злодеев»: «На морскИх/ берегАх/ я сижУ/, не в прострА/нное мО/ре гляжУ». Вскоре он полюбился многим другим мастерам пера, и все чаще появлялись произведения, написанные анапестом.

Определяем стихотворный размер правильно

Ямб, хорей или амфибрахий... Казалось бы, выявить между ними разницу не составляет труда. Достаточно высчитать количество слогов и правильно расставить ударение, и размер сразу станет известным. Сегодня анализ стихотворного произведения делают школьники и студенты филологического факультета. Этот вид разбора встречается очень часто, и важно сделать его без ошибок, чтобы преподаватель высоко оценил работу. Иногда определить размер стиха очень сложно, поэтому у каждого начинающего филолога всегда должна иметься компактная таблица с нумерацией стоп, соответствующих особенностям ямба, дактиля или амфибрахия.

Первый и главный пункт разбора – расстановка ударения. Стоит учитывать, что для урегулирования ритма автор использует прием, когда вместо привычной гласной выделяет другой слог. Например: пускАй/ в душЕ/вной глу/бинЕ/ встаЮт/ и зА/ходят/ онЕ. В своем известном стихотворении Silentium! Ф. Тютчев выбрал не только оригинальный способ акцентирования в слове «заходят», но и пиррихированные стопы, когда ударение пропускается.

Вторым пунктом необходимо высчитать, какие гласные звуки выделяются силой голоса. Цифры с ударным слогом будут соответствовать следующим стихотворным размерам:

Стихотворный размерУдарные слоги
Ямб2, 4, 6, 8...
Хорей1, 3, 5, 7...
Дактиль1, 4, 7, 10...
Амфибрахий2, 5, 8, 11...
Анапест3, 6, 9, 12...

При правильной расстановке ударения сразу можно выявить, какие гласные стоят в сильной позиции. По таблице несложно будет определить, произведение написано анапестом, дактилем или торжественным ямбом.

Традиции русских писателей: размер стихов Пушкина, Лермонтова, Блока

Зачастую великие поэты в своем творчестве пытаются использовать все приемы, однако сложно не заметить, что каждый из них отдает предпочтение определенному ритму. Почти все ранние стихи А. Пушкина, включая его первую большую поэму «Руслан и Людмила», написаны двусложным ямбом. Трехсложный размер стиха звучит менее энергично и торжественно, но и он находил симпатии у многих великих поэтов. Примеры дактиля можно встретить у М. Лермонтова. Традиция написания трехсложными размерами развивается на стыке 19-20 веков, и ее продолжают писатели-символисты. Иногда А. Блок, З. Гиппиус, А. Ахматова и другие отступали от силлабо-тоники и писали свои произведения так называемыми «народными» ритмами, в организации которых лежит принцип соизмеримости ударных слогов в строках. Двусложные и трехсложные размеры адаптированы для русского языка, поэтому такой способ сложения стихотворений сейчас наиболее востребован, да и со временем также не потеряет своей актуальности.

fb.ru

литература двухсложные и трёхсложные размеры стихов .примеры. ямб. хорей. амфибрахий. анапест. дактиль.

Ямб - двухсложный размер, ударение на втором слоге. Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Хорей - также двухсложный, но ударение на первый слог: Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Амфибрахий - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. Анапест - ударение на третьем слоге: Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. Ну и дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге: В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого

Существует довольно много видов размера стихосложения, принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т. д.) : Листья падают в саду… В этот старый сад, бывало, Ранним утром я уйду И блуждаю, где попало. (И. Бунин) Ямб Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Так бей, не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека - Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок) Дактиль Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет - и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. (А. Фет) Амфибрахий Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Я поднял сверкающий меч, Певцу подарил я кровавый цветок В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв) Анапест Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест. Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. (А. Блок)

спасибо большое спас меня

помогите определить каким размером написано стихотворение Я памятник себе воздвиг.. и После грома после бури После тяжких, мрачных дней

Спасибо вам всем

Людмиле Барткив: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. (с) Это чётностопный ямб. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге. Рифмовка перекрёстная.

Ямб - двухсложный размер, ударение на втором слоге. Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Хорей - также двухсложный, но ударение на первый слог: Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Амфибрахий - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. Анапест - ударение на третьем слоге: Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. Ну и дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге: В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого 64 Нравится Пожаловаться

Существует довольно много видов размера стихосложения, принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т. д.) : Листья падают в саду… В этот старый сад, бывало, Ранним утром я уйду И блуждаю, где попало. (И. Бунин) Ямб Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Так бей, не знай отдохновенья, Пусть жила жизни глубока: Алмаз горит издалека - Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок) Дактиль Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет - и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. (А. Фет) Амфибрахий Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Я поднял сверкающий меч, Певцу подарил я кровавый цветок В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв) Анапест Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест. Мой любимый, мой князь, мой жених, Ты печален в цветистом лугу. Повиликой средь нив золотых Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Вы все списали из интернета

чкаррчврварвапивпипи

ваши ответы очень хорошие

бляяяяяяяяяяяяяя

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.