Двухсложный размер стиха


Методическая разработка по литературе на тему: Двусложные стихотворные размеры

Двусложные стихотворные размеры

1. СТИХ - это ОДНА СТИХОТВОРНАЯ СТРОКА!

Никогда не предлагайте учителю послушать выученный вами "стих": это слишком мало для оценки!

Когда говорят: "Он пишет стихи,"- имеют в виду, что он пишет стихотворные строки. Иногда даже много.))

Вы учите СТИХОТВОРЕНИЯ - небольшие лирические произведения, написанные в стихотворной форме. Если вы вдруг выучили СТИХИ, это в общем-то тоже не страшно: каждое стихотворение состоит их некоторого количества стихов, которые вы и подготовились читать наизусть.))

2. Созвучие на концах стихотворных строк - РИФМА:

Если жизнь тебя обмАНЕТ,

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настАНЕТ.

3. Упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихах - РИТМ. Именно наличие ритма позволяет положить стихи на музыку.

4. Порядок чередования ударных и безударных слогов в стихе - СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР.

Порядок бывает разный.

В традиционном русском стихосложении используются стихотворные размеры двух видов: ДВУСЛОЖНЫЕ и ТРЁХСЛОЖНЫЕ. (Морфемный состав этих терминов позволяет догадаться, что они каким-то образом связаны соответственно с ДВУМЯ и ТРЕМЯ СЛОГАМИ. Как связаны - сейчас разберёмся.)) Поговорим пока о двусложных размерах.

Запишите один стих из стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер":

Буря мглою небо кроет...

Поделите стих на слоги, расставьте ударения:

БУ-ря мглО-ю нЕ-бо крО-ет... (ударный гласный обозначен прописной буквой)

Обозначьте каждый слог горизонтальной чёрточкой, над чёрточкой, обозначающей ударный слог, поставьте знак ударения. Вы видите, что в этой стихотворной строчке чередуются ударные и безударные слоги. Если вы теперь вертикальными чёрточками поделите строку так, чтобы на каждый ударный слог приходилось одинаковое число безударных (то есть в нашем случае - по одному), то получите /_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /, при этом на каждый первый слог будет падать ударение . Каждый из четырёх получившихся у нас четырёх отрезков называется СТОПА.

СТОПА - это минимальный (самый маленький) ритмический отрезок стиха. СТОПА может совпадать со словом, как в нашем примере, а может и не совпадать. Так бывает достаточно часто, и это не должно вас смущать.)

ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР ИМЕЕТ ДВА СЛОГА В СТОПЕ.

ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР С УДАРЕНИЕМ НА ПЕРВОМ СЛОГЕ СТОПЫ - ХОРЕЙ.

Если вы проделаете аналогичную (такую же)) работу со строкой из стихотворения "Зимнее утро", то получите такую схему:

Мороз и солнце; день чудесный!..

/_ _ /_ _ /_ _ /_ _ /_

При этом ударение будет падать на второй слог стопы. В конце у нас остался "хвостик" - это не стопа, потому что там нет ударного слога. Так тоже бывает достаточно часто, и это не должно сбивать вас с толку.))

ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХТВОРНЫЙ РАЗМЕР С УДАРЕНИЕМ НА ВТОРОМ СЛОГЕ СТОПЫ - ЯМБ.

Помните о том, что в стихах на самостоятельное слово ударения может и не падать:

Мой пЕрвый дрУг, мой дрУг бесцЕнный...

Когда мы читаем эту строку, местоимение "мой" сливается в произношении со следующим словом и является безударным слогом в стопе.)))

Итак, в традиционном русском стихосложении используются два двусложный размера: хорЕй и ямб. Ими русские поэты пользовались и пользуются достаточно часто, но это ещё не все размеры!)) В будущем году мы поговорим о трёхсложных: дАктиле, амфибрАхии и анАпесте. ( Все эти мудрёные названия - заимствования из греческого языка.)))

P.S.

Определить стихотворный размер можно и на слух (разумеется, при наличии чувства ритма)). Для этого достаточно прочитать строку без выражения и хлопать при этом в ладоши, обозначая более громким хлопком ударный слог. Попробуйте.)

ПОПРОБУЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ДВУСЛОЖНЫЙ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР:

1. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

2. Поздно ночью из похода

Воротился воевода...

3. Мчатся тучи, вьются тучи...

4. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!..

5. Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?..

6. В надежде славы и добра

Гляжу вперёд я без боязни...

7. Роняет лес багряный свой убор...

8. Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид...

9. Фонтан любви, фонтан живой!..

10. Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?..

)) На самом деле если при невыразительном чтении получается что-то вроде: "ТА-та-тА-та-тА-та-тА-та,"- это хорей.

А если: "Та-тА-та-тА-та-тА-та-тА,"- это ямб. Прописной буквой обозначены ударные гласные.)

nsportal.ru

6-6 класс стихотворные размеры - двусложные

Стихотворные размеры. Двусложные размеры. ( 6-7 класс)

Цель:

  1. Изучение стихотворных размеров (ямб, хорей)

  2. развитие умения определять стихотворные размеры

  3. воспитание внимательного слушателя

Тип урока: изучение нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный

Формы работы: фронтальные, самостоятельные

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово.

Стихи звучат по-особому. В этом вы уже неоднократно убеждались. Уже знаете, что особое звучание речи придают ритм и рифма.

Ритм - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов).

Рифма – Созвучие концов стихотворных строк (Толковый словарь С И Ожегов)

  1. Изучение нового материала.

Также многие стихотворения делятся на строфы, существуют различные типы строф

Сейчас мы научимся определять , чем же, помимо ритма и рифмы отличается одно стихотворение от другого. Это отличие определяется в метре.

Метр – поэтический размер. Таких размеров всего 5.

Стихосложение

Двусложные размеры Трёхсложные размеры

Ямб Хорей Амфибрахий анапест дактиль

Сегодня на уроке мы будем работать с двусложными размерами.

Для того чтобы научиться определять поэтический размер вам необходимо прежде всего усвоить несколько простых терминов.

Стих – это одна стихотворная строчка.

Стопа – группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных , повторение которых определяет размер стиха. . Стопы могут быть двусложные и трёхсложные . Двусложные – это когда в стопе один ударный и один безударный слог. (__/; /__)

Трёхсложные -в них один слог ударный, 2 безударных (__/ __)

А сейчас подробнее остановимся на двусложном размере стиха.

Запишем два стиха из стихотворения А. С. Пушкина и попробуем определить тип стопы и размер стихотворения.

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет

Вих/ри снеж/ные /кру/тя

Перед нами двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.

Другой пример:

Зи/ма. /Кресть/я/нин/, тор/жест/ву/я,

На/ дров/нях/ об/нов/ля/ет путь.

Ямб – двусложный размер с ударением на 2-м слоге.

Задание по рядам:

1-й ряд определяет: Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман (ямб)

Мчатся тучи, вьются тучи (хорей)

2-й ряд: Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром (ямб)

Трещит затопленная печь,

Приятно думать у лежанки (ямб)

3-й ряд: Мороз и солнце! День чудесный… (ямб)

Тучки небесные, вечные странники (хорей)

Итог урока: продолжите предложения:

  1. Ямбом называется….

  2. Хореем называется…

infourok.ru

Законы стихосложения. Трехсложные размеры стиха. 6–й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ:

  • формирование знаний о стихотворных размерах, о роли трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм;
  • воспитание уважения к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

Слайд 1.

2. ПОВТОРЕНИЕ ДВУСТОПНЫХ РАЗМЕРОВ СТИХА

Слайд 2.

  • С какими двусложными размерами стиха мы знакомы?
  • Как различить эти размеры?
  • Как называется группа слогов, объединяемая ритмическим ударением?
  • Как определить сколько стоп в строке?
  • Что можно сказать об интонации хорея и ямба?

Хорей – плавный, протяжный, напевный. Поэты использовали данный стихотворный размер, чтобы придать своему произведению легкость, романтичность.

Ямб – деловой, энергичный. Яркой особенностью этого стихотворного размера является придание стихотворению определенного четкого ритма. Очень часто ямб использовали, чтобы произведение было бодрым, ясным. Ямбом писали торжественные оды.

Творчество какого поэта прочно связано с двусложными размерами стиха?

Слайд 3.

А.С. Пушкин писал преимущественно двусложными размерами, чаще всего четырёхстопным ямбом, но и хорей встречается часто.

Слайд 4.

Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, с которым познакомимся в старших классах. Но почему же эти строки сегодня перед нами?

Давайте попробуем в этом уменье превзойти Евгения Онегина.

Приложение 1.

Положите перед собой Приложение 1.

Определите каким размером написаны эти строки.

Проверим. Прочитаем с ударением.

3. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

Прочитайте статью учебника, расположенную на странице 242.

С какими трёхсложными размерами вы познакомились?

Слайд 5.

Если ударный первый слог – это дактиль.

Второй? Третий?

Обратимся к этимологии этих слов.

Слайд 6.

Что в переводе значит слово “дактиль”?

Палец состоит из трёх фаланг, где первая (основная) длиннее, а вторая (средняя) и третья (ногтевая) короче. Так и в стопе, записанной дактилем, первый слог длинный (ударный), второй и третий короткие.

Обратимся сразу к анапесту.

Слайд 7.

Воспользуйтесь переводом слова. Почему этот размер получил такое название?

Обратите внимание на ударение в этом слове.

Слайд 8.

Объясните имя третьего размера.

Слайд 9.

Повторим названия трёхсложных размеров.

А теперь поговорим об интонации. Пользуясь данными об интонации двусложных размеров стиха, попробуйте высказать предположения о трёхсложных размерах.

Анапест сходен с ямбом т.к. ритмически утверждает жизнелюбие. А дактиль, также как и хорей создаёт минорный лад. Но это не значит, что все весёлые, задорные стихи нужно писать анапестом и ямбом, эти тонкости мы будем изучать подробно на каждом стихотворении отдельно. Сейчас мы лишь говорим об общей тенденции.

У амфибрахия монотонно-раскачивающаяся интонация.

А.П. Сумароков (поэт, литератор, современник Ломоносова) находил, что амфибрахий – своеобразная  золотая середина. Поэт называл хорей и дактиль “нежными стопами”, ямб и анапест – “живоносными”. А вот про амфибрахий говорил, что это “нежности и живности смесь”.

Слайд 10.

Перед нами одно из редких обращений Пушкина к трёхсложной стопе.

Найдите эти строки в Приложении 1, для удобства слова уже разделены на слоги.

Обратите внимание, что слова разделены не для переноса, а на слоги (по закону восходящей звучности).

  • Выделите ударные слоги.
  • Проверим, проговорим, выделяя голосом.
  • Разделите на стопы.

Каким размером написано стихотворение “Узник”?

Амфибрахий – редкий для начала XIX века размер, который был в этот период в основном балладным, т.е. использовался для написания баллад.

Слайд 11.

Первым поэтом XIX века, который активно использовал трёхсложный размер стиха, стал Н.А. Некрасов.

Слайд 12.

Рассмотрите диаграммы.

Сколько процентов в творчестве Некрасова занимают произведения, написанные трёхсложными размерами?

Какой трёхсложный размер чаще использует поэт?

Трёхсложные размеры по интонации очень близки к человеческой речи, вероятно, поэтому они так полюбились Н.А. Некрасову. Трехсложный размер позволяет удачно передать простую народную речь широкими движениям стиха, в трёхсложный размер легко и свободно ложатся полногласные протяжные слова.

Слайды 13-14.

С каким произведением поэта мы познакомились в этом году?

Вспомним первые строки.

Запишите эти строки, разделяя их на слоги. Поставьте ударение. Обведите стопы. Определите размер.

Мы говорили, что дактиль – минор, а здесь такое жизнеутверждающее вступление. Почему же дактиль? Во-первых, мы прочли не только первую часть и понимаем, что здесь минор уместнее. Во-вторых, автор замечательно при помощи этого размера изображает перестук колес. Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та. Мы будто вместе с Ваней едем в этом же вагоне и являемся свидетелями разговора.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 15.

Для вас подготовлена распечатка с шестью строками из разных произведений Некрасова, но каждый из вас должен выбрать только три. Мальчики выберут строки с мужской рифмой, девочки с женской.

Приложение 2.

1. Определить размер стиха.

2. Подобрать из учебника или дополнительной литературы ещё одно стихотворение с трёхсложной стопой и тоже определить размер.

5. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ РИФМА

Слайд 16.

Повторим, что такое мужская и женская рифма.

6. МНЕМОНИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ЗАПОМИНАНИЯ ТРЁХСЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

Слайд 17.

Воспользуйтесь переводом слова “мнемоника” и объясните, что такое мнемонический способ запоминания.

Запомнить в каком из трёх размеров ударным является первый, второй или третий слог нам поможет прекрасная ДАМА.

Слайд 18,19,20.

ДА – стоит на первом месте, значит, в дактиле первый слог ударный.

АМ – идёт вторым, следовательно, в амфибрахии второй слог ударный.

А – стоит на третьем месте, значит, оставшийся анапест имеет ударение на третьем слоге.

7. РЕЛАКСАЦИЯ

Немного отдохнём.

Слайд 21.

Людям, обладающим хорошим чувством ритма, не нужно записывать строки, делить их на слоги, выделять стопы, они слышат ритм на слух. Не все мы с вами обладаем хорошим чувством ритма, поэтому слова романса перед вами (Приложение 1). Но лучше попытайтесь услышать или почувствовать этот ритм. Каждый ударный слог певица очень хорошо выделяет голосом, он длиннее безударных.

Слайд 22.

Слайд 23.

Каким же размером написан романс?

8. ОТРАБОТКА НАВЫКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА СТИХА

Я предлагаю вам игру “Третий лишний”, где необходимо определить размер стиха. Одно из трёх стихотворений лишнее.

Для определения размера совсем необязательно записывать строку буквами, можно вместо каждого слога ставить чёрточку.

Первый тур игры пройдём совместно.

Слайд 24.

Перед вами три названия стихотворений. Вспомните первую строчку из каждого стиха.

  • А.С. Пушкин “Зимнее утро”.
  • А.С. Пушкин “Пущину”.
  • Ф.И. Тютчев “Листья”.

Мороз и солнце; день чудесный! ямб

Мой первый друг, мой друг бесценный! ямб

Пусть сосны и ели//Всю зиму торчат.... амфибрахий

Видим, что лишним здесь является стихотворение Ф.И. Тютчева.

Слайд 25.

  • М.Ю. Лермонтов “Листок”.
  • А.А. Фет “Ель рукавом мне тропинку завесила”.
  • Ф.И. Тютчев “С поляны коршун поднялся”.

Слайд 26.

  • Н.А. Некрасов “Дедушка”.
  • А.А. Фет “Морская даль во мгле туманной”.
  • Е.А. Баратынский “Весна, весна! как воздух чист”.

9. РЕФЛЕКСИЯ

Давайте вспомним, какова цель нашего урока?

Я предлагаю оценить каждому свои успехи, выразить отношение к сегодняшнему уроку.

Для этого воспользуемся схемами трёхсложных размеров стиха.

  • Дактиль – нисходящая интонация. Начертите эту схему, если вы недовольны своими успехами, было непонятно, урок не понравился.
  • Амфибрахий – более ровная интонация. Было скучно, однообразно, ничего нового.
  • Анапест – восходящая интонация. Всё понял. На уроке было интересно. Урок понравился.

Я вами довольна, моя схема перед вами.

Помните, что литература не относится к точным наукам. Литература – это искусство слова. При анализе стихотворения для нас на первом месте должны стоять чувства, эмоции, переживания, а определение стихотворного размера, рифмы является лишь подспорьем, помогающим нам понять замысел автора.

urok.1sept.ru

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - это... Что такое ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ?


ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ - см. Ямб и Хорей.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • ДВУРЕЧЬЕ
  • ДВУСТВОРЧАТЫЕ

Смотреть что такое "ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ" в других словарях:

  • двусложные размеры — стихотворные размеры, в которых ударные слоги чередуются с безударными в четном (ямб) и нечетном (хорей) порядке, образуя двусложные стопы. Ударные слоги часто заменяются безударными. Рубрика: структура стихотворного произведения Род:… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • двусложные размеры — см. Ямб и Хорей. * * * ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, см. Ямб (см. ЯМБ) и Хорей (см. ХОРЕЙ) …   Энциклопедический словарь

  • Двусложные размеры — (двудольные размеры)         в стихе, стихотворные размеры, в которых на каждый сильный слог приходится один слабый. См. в ст. Размер стихотворный …   Большая советская энциклопедия

  • Двусложные размеры — двудольные размеры, двусложники в силлабо тонич. системе стихосложения размеры, осн. на стопах, состоящих из 2 слогов (отсюда назв.) хорей и ямб. В рус. силлабо тонич. стихе ритм Д. Р. основан на чередовании слабых (безударных) и сильных… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ — ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, в силлабо тоническом стихосложении — ямб и хорей, ритм которых в русском стихе строится на чередовании обязательно безударных [ ] и произвольных [ ] слогов: ( ) …; на последнем сильном …   Литературный энциклопедический словарь

  • двусложные размеры — см. в ст. силлабо тоника. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 …   Литературная энциклопедия

  • двусложные размеры — в силлабо тоническом стихосложении хорей и ямб …   Словарь литературоведческих терминов

  • Двудольные размеры — иначе двусложные размеры, образуемые по силлабо тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей сильной и слабой, или наоборот слабой и сильной (Ú U хорей и U Ú ямб). Основным для них является то, что ударения они… …   Литературная энциклопедия

  • ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ — ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ, в силлабо тоническом стихосложении — дактиль, амфибрахий и анапест, ритм которых в русском стихе строится на чередовании обязательно ударных сильных мест и преимущественно безударных слабых мест ; схема: ( ) …   Литературный энциклопедический словарь

  • двудольные размеры \(двусложные\) — ДВУДО´ЛЬНЫЕ РАЗМЕ´РЫ (ДВУСЛО´ЖНЫЕ) в русском силлабо тоническом стихе обычно относят к ямбам и хореям. Но фактически двудольная (двусложная) стопа не может служить количественной мерой ритмического процесса в силу крайней ограниченности своего… …   Поэтический словарь


dic.academic.ru

Как отличить двухсложный размер стиха от трехсложного? как это определить в тексте?

рисуется схема и отмечаются черточками и палочками ударные и безударные гласные. если через одну - двуложный, если через две - трехсложный. Бывают случаи когда пропщенно ударение - пиррий, или наоборот два подряд - это будет исключением из правил, надо просто пропустить. В школе нам еще читали с ударением каждый размер имеет свой стиль чтения попробуйте прочитать - туча мглою небо кроет вихри снежные крутя- двусложный размер. Ранними летними росами Выйдем мы в поле гулять. Будем звенящими косами Сочные травы срезать! - трехсложный размер

по моему это определяется различным чередованием размеров! ну тоесть первое четверостишье написано ямбом другое иначе и делаются различные рисунки! но я могу быть неправ!

<a rel="nofollow" href="http://rifma.com.ru/site/lab.html" target="_blank">http://rifma.com.ru/site/lab.html</a>

Двухсложный - это когда на каждые два слога одно ударение (ямб, хорей) . А трехсложное - когда на три слога (дактиль, амфибрахий, анапест).

Для меня это всё суперсложно! Тут боишься, как бы дахтиля с птеродахтилем не перепутать..

вот сайт на котором всё понятно рассказывается: <a rel="nofollow" href="https://www.youtube.com/watch?v=ftlbqSQkyEw" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=ftlbqSQkyEw</a>

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.