Добро и зло стих фет


Афанасий Фет - Добро и зло: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой — душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Всё мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:
Согнись над роковым трудом —
И мир свои раскроет блага;
Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья.
Подъемля потное чело,
Не бойся горького сравненья
И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыни
Познать дерзаешь ты как бог,
Не заноси же в мир святыни
Своих невольничьих тревог.

Пари всезрящий и всесильный,
И с незапятнанных высот
Добро и зло, как прах могильный,
В толпы людские отпадет.

Анализ стихотворения «Добро и зло» Фета

Философская лирика «Добро и зло» — одна из вершин творчества поэта XIX века Афанасия Афанасьевича Фета. В нем уже чувствуется дыхание приближающегося Серебряного века русской поэзии.

Стихотворение создано в 1884 году. Поэту уже 64 года, он задумывается над написанием собственных мемуаров. Недавно он закончил перевод «Фауста» И. Гете, начал публикацию несколько частей сборника «Вечерние огни». Поэт погружен в хозяйственные хлопоты в новом имении.

По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. В этом сложном для восприятия произведении поэт как бы обращается к своему нынешнему и будущему читателю, возможно, поэту. В нем ярко воплотилось тогдашнее мировоззрение А. Фета. Равноправными он считает не добро и зло, а материальный и душевный мир. Факт их существования для него очевиден. Однако он признает, что душевное, работа ума и мысли — это не божество. Духовный мир стоит выше двух обозначенных им миров. В трудах, творчестве, мелочах повседневной жизни следует всегда помнить — на чьей ты стороне.

В последних строфах поэт, как старый романтик, не может удержаться от почти богоборческих мотивов. Подъем на крыльях гордыни он считает оправданным, если есть некая высокая цель. Более того, в таком полете, как считает А. Фет, человек даже способен встать над добром и злом, отринуть их, оставить на Земле, устремиться в какие-то совсем уж потусторонние заоблачные сферы. Впрочем, такого человека он аттестует «богом» со строчной буквы, понимая истинное место человека в мире святыни. Следует отметить, что в названии первым идет «добро», а не «зло». Подобная трактовка перекликается с одой Г. Державина «Бог».

Лексика возвышенная (бытия, слитно, мирозданье, крылах, невольничьих, чело, лик). Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Эпитеты: глубине заветной, юная отвага, роковым трудом, незапятнанных высот. Сравнение: как прах могильный. Повторы: два. Уменьшительно-ласкательный суффикс в слове «росинке» будто возвращает читателя этих строк в мир более привычный всем музыкальной пейзажной лирики поэта. Накал переживаний подчеркивает употребление в заключительной строфе приставок: всезрящий, всесильный, незапятнанных.

Рекомендации А. Фета начинающим поэтам в стихотворении «Добро и зло» нашли отклик в сердце юного А. Блока. Произведение, написанное на склоне лет, полно размышлений о тайне бытия и творчества.

rustih.ru

Добро и зло (Фет) — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

II

Добро и зло

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой — душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Всё мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:
Согнись над роковым трудом —
И мир свои раскроет блага;
Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья.
Подъемля потное чело,
Не бойся горького сравненья
И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыни
Познать дерзаешь ты как бог,
Не заноси же в мир святыни
Своих невольничьих тревог.

Пари всезрящий и всесильный,
И с незапятнанных высот
Добро и зло, как прах могильный,
В толпы людские отпадет.

14 сентября 1884


Примечания

  1. ↑ Датировано 14 сентября 1884 г., по-видимому, на основании письма Фета к Страхову.
  2. ↑ «Вечерние огни». Выпуск второй неизданных стихотворений А. Фета. М., 1885, стр. 3.
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояниеОбщественное достояниеfalsefalse

ru.wikisource.org

Стихи о добре и зле Афанасия Фета

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Стих. «Добро и зло» Афанасий Фет

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой — душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Всё мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:
Согнись над роковым трудом —
И мир свои раскроет блага;
Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья.
Подъемля потное чело,
Не бойся горького сравненья
И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыни
Познать дерзаешь ты как бог,
Не заноси же в мир святыни
Своих невольничьих тревог.

Пари всезрящий и всесильный,
И с незапятнанных высот
Добро и зло, как прах могильный,
В толпы людские отпадет.

Анализ стихотворения «Добро и зло» Фета

Философская лирика «Добро и зло» — одна из вершин творчества поэта XIX века Афанасия Афанасьевича Фета. В нем уже чувствуется дыхание приближающегося Серебряного века русской поэзии.

Стихотворение создано в 1884 году. Поэту уже 64 года, он задумывается над написанием собственных мемуаров. Недавно он закончил перевод «Фауста» И. Гете, начал публикацию несколько частей сборника «Вечерние огни». Поэт погружен в хозяйственные хлопоты в новом имении.

По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. В этом сложном для восприятия произведении поэт как бы обращается к своему нынешнему и будущему читателю, возможно, поэту. В нем ярко воплотилось тогдашнее мировоззрение А. Фета. Равноправными он считает не добро и зло, а материальный и душевный мир. Факт их существования для него очевиден. Однако он признает, что душевное, работа ума и мысли — это не божество. Духовный мир стоит выше двух обозначенных им миров. В трудах, творчестве, мелочах повседневной жизни следует всегда помнить — на чьей ты стороне.

В последних строфах поэт, как старый романтик, не может удержаться от почти богоборческих мотивов. Подъем на

ief-usfeu.ru

Анализ стихотворения Фета Добро и зло

Стихотворение настраивает на философский лад. В мире господствуют материальное и духовное. Добро и зло равноправно и безгранично. Зло объемлит человека, добро - «душа и мысль моя».

Во втором четверостишии  Фэт даёт объяснение, как устроено мироздание. Для этого используется неординарное сравнение. Как в малом, капле росы, отражается великое - солнце, так и в душе человека отражается картина мироздания. Надо лишь немного углубиться в свои мысли, свою душу». «Глубина заветная» и есть такая непонятная всему миру загадочная русская душа.

В следующем четверостишии поэт наставляет молодых, предлагает им встать на путь добра. Земные блага можно получить только тогда, когда трудишься постоянного, не разгибая спины, до седьмого пота. Но даже не вздумай, ни на минуту считать себя божеством.

Когда приходит вдохновенье, смахни пот со лба, но различай где добро, а где - зло. Грань где добро, а где зло - очень тонкая. И её сложно определить. Поэтому, часто люди выбирают боле простой путь, испытывают страх идти по сложной дороге, дороге добра. Ведь этот путь требует отказа от чего-либо, умения приложить массу усилий.

В следующих четверостишиях поэт утверждает, что от сильных людей зависит судьба человечества. И им надо более ответственно относиться к добру.

Так всё-таки, что же есть добро и есть зло? Лучше быть правым или добрым? Добро и зло не разделимы, как день и ночь, как свет и мрак. Надо ли их различать и стоит ли этим заниматься. Вот о чём данное стихотворение.

Художественные средства по плану

Картинка к стихотворению Добро и зло

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Эхо

    А.Пушкин один из поэтов, который отличался особенным свободомыслием. Большинство своих произведений он посвятил именно возвышенным чувствам, а именно любви, но его творения эти не ограничивались. Пушкина волновала роль поэта

  • Анализ стихотворения Лермонтова Осень 8 класс

    У Лермонтова еще в раннем детстве сформировались особенные чувства к окружающему миру и природе в целом. Не считая себя полностью лирическим персонажем, он все же достаточно многогранно передает прелесть природного пейзажа.

  • Анализ стихотворения Есенина Дорогая сядем рядом

    Стихотворение написано в 1923 году в то время когда Есенин встретил Августу Миклашевскую. Он думал, что она станет его последней любовью и посвятил строки данного произведения ей. Их роман продлился не долго, но именно про нее он

  • Анализ стихотворения Пушкина Телега жизни

    Лирика Пушкина слишком универсальна и всепоглощающа. Она не только интригует она, будто затрагивает всю жизнь человека. Через свои произведения автор словно передает собственные жизненные наблюдения и даже пытается познать и дать ответы

  • Анализ стихотворения Есенина Под венком лесной ромашки

    «Под венком лесной ромашки» было написано в 1911 году, но мотив потери кольца существовал в поэзии и раньше. Как народные, так и литературные источники одинаково негативно толкуют это событие. Потерял кольцо – потерял любимую.

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Фета «Добро и зло», литература

Анализ стихотворения Фета «Добро и зло»

Поэзия А.А.Фета отражает мир "летучих настроений". В ней отсутствуют политические, гражданские мотивы, нет острых социальных конфликтов. Основными темами являются природа, любовь, искусство. В природе поэт находит отзвук своих чувств. Он тонко ощущает переливы и переходы состояний природы. Любовная лирика А.Фета светла, спокойна, оптимистична. Искусство, по мнению А.Фета, не должно "вмешиваться" в дела "бедного мира". Его предназначение - служить красоте, которую понимают только "посвященные". Различия между добром и злом, масштабы этих двух мировых явлений как главная проблема человеческой цивилизации. Притягательность добра, морально-нравственная составляющая человека и его бытия, ответственность за мироздание - основная задача автора.

А.А.Фет, верный концепции романтического двоемирия, в своем стихотворении «Добро и зло», декларирует устремленность к вневременным категориям как достойную цель поэзии. Творчество вдохновляет, позволяет воспарить «в мир стремлений», противопоставленный «раздраженной волне» людской суеты. Владеющий даром художественного слова — небесный посланник, пришедший «с вестью из рая».

В философском произведении 1884 г. стихотворец, умудренный жизнью и стяжавший славу, напутствует молодое поколение, полное дерзости и «юной отваги». Поэт моделирует два традиционных, независимых и «равноправных» полюса художественного пространства — земное бытие и идеальную сферу божественного. Лишь в «заветной глубине» души возможно слияние противоположностей. Отвлеченную мысль иллюстрирует сравнение: отблеск солнечных лучей, заметный в едва различимой капле росы, трактуется как отражение великого в малом, вечного во внутреннем мире смертного.

Какие рекомендации дает лирический герой начинающим коллегам? Сосредоточенный честный труд увенчается достойным результатом. Он будет вознагражден земными благами. Интересно, что сложности поэтического творчества изображаются посредством лексики, обычно описывающей тяжелую физическую работу: «согнись», «потное чело».

Если начинающий поэт занят «земными» темами, он вправе оперировать привычными человеческому уху понятиями добра и зла. Здесь уместны и горечь, и злая ирония. Талантливым смельчакам, кто дерзнул сделать предметом своих произведений «мир святыни», нужно отказаться от этических категорий, имеющих хождение в людском обществе. Основополагающие нравственные ценности уподобляются «праху могильному», служащему суждениям и нуждам толпы, а не горней выси.

Маститый герой-наставник благожелательно относится к молодым авторам. Он не отказывает коллегам в причастности к божественным сферам: творческий дар окрыляет истинные таланты — и юные, и опытные. Отринув «невольничьи тревоги», «всезрящий и всесильный» поэт способен воспарить и достичь небесных сфер.

Фетовский стихотворный текст, и в особенности его эмоциональный финал, произвел большое впечатление на молодого Блока. Мысль о сверхморальной природе полюса «незапятнанных высот» легла в основании мировоззренческой доктрины «Стихов о Прекрасной Даме».

«Добро и зло» Афанасий Фет

Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой — душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Всё мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:
Согнись над роковым трудом —
И мир свои раскроет блага;
Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья.
Подъемля потное чело,
Не бойся горького сравненья
И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыни
Познать дерзаешь ты как бог,
Не заноси же в мир святыни
Своих невольничьих тревог.

Пари всезрящий и всесильный,
И с незапятнанных высот
Добро и зло, как прах могильный,
В толпы людские отпадет.

infourok.ru

"Добро и зло", Фет, Афанасий Афанасьевич — Поэзия


Анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета "Добро и зло"

Автор, верный концепции романтического двоемирия, декларирует устремленность к вневременным категориям как достойную цель поэзии. Творчество вдохновляет, позволяет воспарить «в мир стремлений», противопоставленный «раздраженной волне» людской суеты. Владеющий даром художественного слова — небесный посланник, пришедший «с вестью из рая».

В философском произведении 1884 г. стихотворец, умудренный жизнью и стяжавший славу, напутствует молодое поколение, полное дерзости и «юной отваги». Поэт моделирует два традиционных, независимых и «равноправных» полюса художественного пространства — земное бытие и идеальную сферу божественного. Лишь в «заветной глубине» души возможно слияние противоположностей. Отвлеченную мысль иллюстрирует сравнение: отблеск солнечных лучей, заметный в едва различимой капле росы, трактуется как отражение великого в малом, вечного во внутреннем мире смертного.

Какие рекомендации дает лирический герой начинающим коллегам? Сосредоточенный честный труд увенчается достойным результатом. Он будет вознагражден земными благами. Интересно, что сложности поэтического творчества изображаются посредством лексики, обычно описывающей тяжелую физическую работу: «согнись», «потное чело».

Если начинающий поэт занят «земными» темами, он вправе оперировать привычными человеческому уху понятиями добра и зла. Здесь уместны и горечь, и злая ирония. Талантливым смельчакам, кто дерзнул сделать предметом своих произведений «мир святыни», нужно отказаться от этических категорий, имеющих хождение в людском обществе. Несовершенная шкала антропоморфического подхода не способна изобразить полюс идеального. По этой причине основополагающие нравственные ценности уподобляются «праху могильному», служащему суждениям и нуждам толпы, а не горней выси.

Маститый герой-наставник благожелательно относится к молодым авторам. Он не отказывает коллегам в причастности к божественным сферам: творческий дар окрыляет истинные таланты — и юные, и опытные. Отринув «невольничьи тревоги», «всезрящий и всесильный» поэт способен воспарить и достичь небесных сфер.

Фетовский стихотворный текст, и в особенности его эмоциональный финал, произвел большое впечатление на молодого Блока. Мысль о сверхморальной природе полюса «незапятнанных высот» легла в основании мировоззренческой доктрины «Стихов о Прекрасной Даме».

poesy.site

Анализ стихотворения Фета “Добро и зло” 👍

Автор, верный концепции романтического двоемирия, декларирует устремленность к вневременным категориям как достойную цель поэзии. Творчество вдохновляет, позволяет воспарить “в мир стремлений”, противопоставленный “раздраженной волне” людской суеты. Владеющий даром художественного слова – небесный посланник, пришедший “с вестью из рая”.

В философском произведении 1884 г. стихотворец, умудренный жизнью и стяжавший славу, напутствует молодое поколение, полное дерзости и “юной отваги”. Поэт моделирует два традиционных,

независимых и “равноправных” полюса художественного пространства – земное бытие и идеальную сферу божественного. Лишь в “заветной глубине” души возможно слияние противоположностей.

Отвлеченную мысль иллюстрирует сравнение: отблеск солнечных лучей, заметный в едва различимой капле росы, трактуется как отражение великого в малом, вечного во внутреннем мире смертного.

Какие рекомендации дает лирический герой начинающим коллегам? Сосредоточенный честный труд увенчается достойным результатом. Он будет вознагражден земными благами.

Интересно, что сложности поэтического творчества

изображаются посредством лексики, обычно описывающей тяжелую физическую работу: “согнись”, “потное чело”.

Если начинающий поэт занят “земными” темами, он вправе оперировать привычными человеческому уху понятиями добра и зла. Здесь уместны и горечь, и злая ирония. Талантливым смельчакам, кто дерзнул сделать предметом своих произведений “мир святыни”, нужно отказаться от этических категорий, имеющих хождение в людском обществе. Несовершенная шкала антропоморфического подхода не способна изобразить полюс идеального.

По этой причине основополагающие нравственные ценности уподобляются “праху могильному”, служащему суждениям и нуждам толпы, а не горней выси.

Маститый герой-наставник благожелательно относится к молодым авторам. Он не отказывает коллегам в причастности к божественным сферам: творческий дар окрыляет истинные таланты – и юные, и опытные. Отринув “невольничьи тревоги”, “всезрящий и всесильный” поэт способен воспарить и достичь небесных сфер.

Фетовский стихотворный текст, и в особенности его эмоциональный финал, произвел большое впечатление на молодого Блока. Мысль о сверхморальной природе полюса “незапятнанных высот” легла в основании мировоззренческой доктрины “Стихов о Прекрасной Даме”.

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Фета "Добро и зло"

Анализ стихотворения Фета "Добро и зло"

Анализ стихотворения А.А. Фета «Добро и зло»

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой - душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Всё мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:

Согнись над роковым трудом -

И мир свои раскроет блага;

Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья.

Подъемля потное чело,

Не бойся горького сравненья

И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыни

Познать дерзаешь ты как бог,

Не заноси же в мир святыни

Своих невольничьих тревог.

Пари всезрящий и всесильный,

И с незапятнанных высот

Добро и зло, как прах могильный,

В толпы людские отпадет.

Мне понравилось данное стихотворение, поскольку его смысл - главная проблема человеческой цивилизации: различия между добром и злом. Честно говоря, я сначала пожалел, что взялся делать анализ именно этого произведение поэта, поскольку оно довольно сложно для восприятия.

В первой строфе Фет описывает масштабы двух мировых явлений: добра и зла, которые безграничны. В строке «Один объемлет человека» речь, по моему мнению, идет о зле, и описывается, как просто человеку попасть под воздействие данного явления. А в строке «Другой - душа и мысль моя» предположительно говорится о добре, и что автор считает объяснение притягательности данного явления своей основной задачей, которая «засела» у него в душе. моральный нравственный ответственность бытие

Во второй строфе поэт пытается объяснить очевидность устройства мироздания и для этого использует весьма крутое сравнение. По мнению Афанасия в душе каждого человека есть достаточно точная картина устройства мироздания, стоит лишь немного «углубиться». И кстати надо заметить, что в строке «Так слитно в глубине заветной» речь, скорее всего, идет о «глубине» человеческой души, и морально-нравственной составляющей человека и его бытия.

В третьей Фет предлагает читателю встать на «путь добра», в строке «Согнись над роковым трудом» словосочетание «роковой труд» дано не в прямом смысле, а смысле описания сложности «пути добра». А так же в строке «И мир свои раскроет блага» описывается выгода «пути добра». То есть человеку, вступившему на «путь добра», будет предоставлена возможность пользоваться всеми ресурсами и потенциалом мира.

А в четвертой строфе поэт напоминает, что иногда поставить грань между добром и злом крайне сложно, и вследствие человек идет в сторону более легкого пути, который может оказаться роковым. Фет призывает читателя не испытывать страх перед выбором добра, пусть даже оно требует массу ресурсов и лишений.

В следующих строфах Афанасий предлагает более сильным людям быть более ответственным по отношению к добру, поскольку от них зависит судьба других людей.

Тема данного стихотворения написана в его названии. Автор попытался ответить на несколько глобальных вечных вопросов: что есть добро и зло?; в чем привлекательность одного и другого?; как их различить и стоит ли вообще этим заниматься? и т.д. Он попытался, а получилось или нет - решать читателю.


diplomba.ru

Стихи о добре и зле для подготовки к итоговому сочинению » Рустьюторс

А. Фет «Добро и зло» 

 Два мира властвуют от века,
 Два равноправных бытия:
 Один объемлет человека,
 Другой — душа и мысль моя.
 
 И как в росинке чуть заметной
 Весь солнца лик ты узнаешь,
 Так слитно в глубине заветной
 Всё мирозданье ты найдешь.
 
 Не лжива юная отвага:
 Согнись над роковым трудом —
 И мир свои раскроет блага;
 Но быть не мысли божеством.
 
 И даже в час отдохновенья.
 Подъемля потное чело,
 Не бойся горького сравненья
 И различай добро и зло.
 
 Но если на крылах гордыни
 Познать дерзаешь ты как бог,
 Не заноси же в мир святыни
 Своих невольничьих тревог.
 
 Пари всезрящий и всесильный,
 И с незапятнанных высот
 Добро и зло, как прах могильный,
 В толпы людские отпадет.
14 сентября 1884

В. Берестов «Зло без добра не сделает и шага»

 Зло без добра не сделает и шага,
 Хотя бы потому,
 Что вечно выдавать себя за благо
 Приходится ему.
 Добру, пожалуй, больше повезло
 Не нужно выдавать себя за зло!

 

А. Дементьев «Добро должно быть с кулаками»

«Добро должно быть с кулаками», —
 Из древних кто-то утверждал.
 А в кулаке зажатый камень
 Меж тем своей минуты ждал.
 И мне всегда мешала малость
 Поверить в эту благодать:
 Да, кулаки – они остались.
 Добра вот только не видать.

А. Дементьев «Доброта»

Доброту не купишь на базаре.
 Искренность у песни не займёшь.
 Не из книг приходит к людям зависть.
 И без книг мы постигаем ложь.
 Видимо, порой образованью
 Тронуть душу
 Не хватает сил.
 Дед мой без диплома и без званья
 Просто добрым человеком был.
 Значит, доброта была вначале?..
 Пусть она приходит в каждый дом,
 Что бы мы потом ни изучали,
 Кем бы в жизни ни были потом.

Ю. Шмидт «Твори добро»

Твори добро. Не отвечай на козни
 Стоящих за твоей спиной врагов.
 Пойми, мой друг, пока еще не поздно,
 Не отвечай потоком бранных слов.

Не оскорби несчастного калеку,
 Стоящего с протянутой рукой.
 Он остается тем же Человеком,
 Но лишь с иной, изломанной судьбой.

Не откажи бродяге во спасенье,
 С ним поделись, деньгами и едой.
 Пусть грешный он. А кто без прегрешений?
 Не прогоняй, хоть трижды он чужой.

И поделись, коль есть чем поделиться,
 С тем, кто сегодня ничего не ел.
 С любым такое может приключиться:
 Вчера – богат, сегодня – не у дел.

Не обращай вниманья на злословья
 Тех, кто погряз в мещанстве и во лжи.
 Дари любовь. Тебе вернут любовью,
 Как хлеб дает, взращенный колос ржи.

О. Хайям СТИХИ о добре и зле

 Все, что будет: и зло, и добро — пополам —
 Предписал нам заранее вечный калам.
 Каждый шаг предначертан в небесных скрижалях.
 Нету смысла страдать и печалиться нам.
***
 Все — и зло и добро, что людская скрывает природа,
 Высшей воле подвластно, и здесь не дана нам свобода.
 Ты вину своих бедствий не сваливай на небосвод,
 В сто раз хуже, чем твой, подневольный удел небосвода.
***
 Будь все добро мое кирпич один, в кружало
 Его бы я отнес в обмен на полбокала.
 Как завтра проживу? Продам чалму в плащ,
 Ведь не святая же Мария их соткала.
***
 В пути запуталась душа в добре и зле…
 Чист от добра и зла лежащий здесь, в земле.
 Немало путников пройдут по нам с тобою,
 Забывшим обо всем в неведенье, во мгле.

В. Брюсов «Скала к скале; безмолвие пустыни…»

Скала к скале; безмолвие пустыни;
 Тоска ветров, и раскаленный сплин.
 Меж надписей и праздничных картин
 Хранит утес два образа святыни.
 
То — демоны в объятиях. Один
 Глядит на мир с надменностью гордыни;
 Другой склонен, как падший властелин.
 Внизу стихи, не стертые доныне:
 
«Добро и зло — два брата и друзья.
 Им общий путь, их жребий одинаков».
 Неясен смысл клинообразных знаков.

 Звенят порой признанья соловья;
 Приходит тигр к подножию утеса.
 Скала молчит. Ответам нет вопроса.

Э. Асадов «Будь добрым, не злись..»

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
 Запомни: от светлых улыбок твоих
 Зависит не только твое настроенье,
 Но тысячу раз настроенье других.

Э. Асадов «В мире столько всяческого зла»

В мире столько всяческого зла,
 Значит, надо помнить постоянно:
 Никогда не поздно и не рано
 Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу

rustutors.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.