|
Диалоги стихи для дошкольниковКартотека стихов-диалогов. Старший дошкольный возраст.Картотека стихов-диалогов Старший дошкольный возраст 1. Потерялась наша Таня- Потерялась наша Таня, Где искать ее мы станем? - Котик, черные чулочки, Ты не видел нашей дочки? - Мяу, не видал я Тани, Я мышей ловил в чулане. - Хрюшка, розовое брюшко, Ты не знаешь, где Танюшка? - Хрю, спала я возле бани, Hе видала вашей Тани... - Утка, беленькая шея, Где она, скажи скорее? - Кря, не видела я Тани, Я вела утят с купанья. Слушай, курица-пеструшка, Где же все-таки Танюшка? - Ко-ко, копалась я в бурьяне, Там не видно было Тани. - Козлик, остренькие рожки, Ты не видел нашей крошки? - Ме-еее я прыгал по поляне, Hе заметил вашей Тани. - Тузик, рыженькое ушко Ты не знаешь, где Танюшка? - Гав, сейчас доем я кашу И найду Танюшку вашу. Мчится Тузик по дорожке, Вот следы... Вот босоножки... Hу, а вот и наша Таня В ярко-синем сарафане. 2. «Кто живет под потолком?» «Кто живет под потолком?» 3. Где же яблоко, Андрюша? - Где же яблоко, Андрюша? 4. Маленькая девочка, скажи, где ты была? - Маленькая девочка, Скажи, где ты была? - Была у старой бабушки на том конце села. - Что ты пила у бабушки? - Пила с вареньем чай. - Что ты сказала бабушке? - Спасибо и прощай! 5. Кулёк конфет - Я нес домой кулек конфет. 6. Куклу кормили? -Куклу кормили? 7. Яму копал? - Яму копал? 8. Кто кого обидел первый? - Кто кого обидел первый? - Он меня! -Нет, он меня! - Кто кого ударил первый? - Он меня! - Нет, он меня! - Вы же раньше так дружили! - Я дружил! - И я дружил! - Что же вы не поделили? - Я забыл… - И я забыл… - Что ж не будете ругаться? - Ни за что! - И ни когда! - Остается вам обняться! - Здорово! - Согласен я! 9. Мы с тобой шли? - Мы с тобой шли? - Шли. - Кожух нашли? - Нашли. - Я тебе его дал? - Дал. - Ты его взял? - Взял. - Так где же он? - Кто? - Да кожух! - Какой? - Мы с тобой шли?.. 10. Был сапожник? (польская) -Был сапожник? -Был! - Шил сапожник? -Шил! -Для кого сапожки? -Для соседской кошки. 11. Зайчонок и ёж - Зайчонок, садись на меня, прокачу! - Нет, нет, не хочу, дядя еж, не хочу! 12. Ты видишь, кто идет? - Ты видишь, кто идет? - Утка серая идет. - А кого она ведет? - Утят маленьких ведет. - А куда они идут? - На лужок и на пруд. 13. Я сама! - Давай будем одеваться… - Я сама! Я сама! - Пойдем, будем умываться… -Я сама! Я сама! - Ну идем хоть причешу я… -Я сама! Я сама! -Ну давай хоть накормлю я… -Я сама! Я сама! 14. Сынишка-болтунишка - Хватит языком болтать! - За столом сказала мать. А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно? 15. От чего, родная, снег зимой идет? - От чего, родная, снег зимой идет? - Из него природа одеяльце ткет! - Одеяльце, мама? А зачем оно?! - Без него в земле бы стало холодно! - А кому, родная, в ней тепла искать?! - Тем, кому придется зиму зимовать: Семенам-малюткам, зернышкам хлебов, Корешкам былинок, злаков и цветов. 16. Заинька, заинька, где ты был? - Заинька, заинька, где ты был? 17. У гусей с утра тревога У гусей с утра тревога: 18. Воробьишко Летел воробьишко: 19. Диалог 1 Сестра. А ты, брат, на ярмарке бывал? Брат. Бывал! - А велика? - Не мерял! - А сильна? - Не боролся! - А кого на ярмарке видал? - Видал, как на цепи безрогую, бесхвостую корову водили, а лоб широкий! - Это же медведь был! Другие дети постепенно вступают в разговор. - Какой там медведь? Я раньше медведя знавал. Он не такой. Медведь серый, хвост длинный! - Да ведь это же волк! - Всё ты, брат, говоришь не в толк! Я прежде волка знавал! Волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку попрыгивает. От собак убегает! - Да ведь это заяц! - Да какой там заяц?! Я прежде зайца видал! Заяц рыженький, хвостик пушистенький, глазки – чёрные пуговки, с ёлки на ёлку перепрыгивает! - Да ведь это белка! Отец. Ну-ка, ребятня, чем завираться, лучше молча почесаться. 20. Диалог 2 Отец. На ярмарку ходил, никого не забыл! Дети. Бабушке? - Платочек. - Матушке? - Серёжки. - Себе? - Ремешок. - Сестрицам? - По ситцу. - Братишкам? - По книжкам. Мать. А маленькому Васечке? - Медовый пряничек да на зиму валеночек. 21. Собака, что лаешь? — Собака, что лаешь? 22. Комары - Комары! Комары! Вы уж будьте так добры, Не кусайте вы меня Столько раз средь бела дня! Отвечали комары: - Мы и так к тебе добры, Ведь кусаем мы тебя, Хоть до крови, но любя! 23. Села кошка на окошко Села кошка на окошко, — Тише, 24. Пёсик - Песик, песик, черный носик, Что ты вертишься волчком? Даже шерсть встает торчком. - Мой ответ вам очень прост, Я ловлю себя за хвост! 25. Мишка - Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? - Потому что снег и лед – Не малина и не мёд! 26. Мышка - Мышка, мышка, что не спишь, Что соломою шуршишь? - Я боюсь уснуть, сестрица, Кот усатый мне приснится. 27. Лягушка - Лягушка, лягушка, Где ты была? - Ква-ква-ква- важные Были дела! Утром ныряла в пруду, Днем загорала в саду. 28. Б.Заходер «Ёжик» — Что ты еж такой колючий? 29. С кем ты, зайка, дружишь зимнею порой? - С кем ты, зайка, дружишь зимнею порой? - Со скрипучим снегом, С молодой корой, А еще с метелью, Что средь бела дня Столько раз спасала От лисы меня! 30. Здравствуй, киска, как дела? - Здравствуй, киска, как дела? 31. Про муравья - Муравей, почему у тебя голова большая? - Умён! - А почему носишь груз больше себя? - Силён! 32. Что делать? Фома говорит Ерёме: - У меня болит голова, что мне делать? - Когда у меня болел зуб, я его вырвал, - ответил Ерёма. 33. Уцелел Один человек говорит другому: - Вчера я упал с двенадцатиметровой лестницы. - Как же ты уцелел? - Да я стоял на нижней перекладине. 34. Отпугивал сон - Эй, солдат, ты на посту спал? - Не спал. - А почему храпел? - Я отпугивал сон! 35. Хорошее ружьё - Хорошо ли твоё ружьё бьёт? - Хорошо. - Как хорошо? - С полки упало, семь горшков разбило. 36. Яблоки Фома принёс Ерёме яблок. - Где ты их взял? - В саду у Ивана. - А Иван знает об этом? - Верно, знает! Ведь через всё село за мной гнался. 37. Кто идёт? - Отворяй, хозяин, ворота! - А кто идёт! - Тот, кто всё умеет! - Всё умеешь, так отворяй сам! 38. Чей ты, чей, лесной ручей? - Чей ты, чей, лесной ручей? -Ничей! - Но откуда ж ты, ручей? -Из ключей! -Ну а чьи же те ключи? -Ничьи! -Чья березка у ручья? -Ничья! 39. Заяц, заяц, чем ты занят? - Заяц, заяц, чем ты занят? 40. Кошка, как тебя зовут? - Кошка, как тебя зовут? - Мяу! - Стережешь ли мышку тут? -Мяу! - Мяу, хочешь молока? -Мяу! -А в приятели - щенка? - Фр-р! 41. Я.Аким «Откуда?» - Откуда вырос колос? - Из одного зерна. - Откуда слышен голос? - Из нашего окна. - Откуда взялся мальчик? - Он вышел из дверей. -Откуда вылез пальчик? - Из варежки моей. 42. Шутка-дразнилка 4 - Где? - У тебя на бороде. - Кто? - Дедушка Пыхто да бабушка Никто! - Куда? - На кудыкины горы, воровать помидоры. - Вроде… - Вроде Володи, похож на тарантас. - Почему? - По кочану и по жареной капусте. - Что делать? - Снять штаны да побегать. - Откуда? - От верблюда. - Когда? - После дождичка в четверг. - Если бы… - Вот если бы да кабы, то во рту росли бы грибы. И это был бы не рот, а настоящий огород. 43. Куда идёте, детушки? - Куда идёте, детушки? - По ягоды, бабушка. - Где же ягоды, детушки? - Над землицей, бабушка. - Уж не клюква ли, детушки? - Нет, повыше, бабушка. - Не калина ли, детушки? - Угадала, бабушка. 44. Коляда-маледа, зачем пришла? (Рождество) Хозяева: Коляда-маледа, зачем пришла? Колядовщики: Косы просить. - Зачем просить? - Траву косить. - Зачем траву? - Коров кормить. - Зачем коров? - Молоко доить. - Зачем молоко? - Детей поить. - На что детей? - Свиней пасти. - Зачем свиней? - Бугры ровнять. - Зачем ровнять? - Красным девицам гулять! - Впереди у нас дорожки, Нам опять колядовать. Разбирайте быстро ложки, Будем барыню плясать!
infourok.ru Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Стихи для детей. Диалоги и монологи для разучивания.Дети с 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Мой опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками, говорит о том, что наилучшие образцы диалогического взаимодействия дают детям литературные произведения. Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных диалогов. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Олег Григорьев. Конфеты. Я нёс домой Кулёк конфет. А тут навстречу мне Сосед. Снял берет: - О! Привет! Что несёшь? - Кулёк конфет. - Как - конфет? - Так - конфет. - А компот? - Компота нет. - Нет компота И не надо… А они из шоколада? - Да, они из шоколада. - Хорошо, Я очень рад. Обожаю шоколад. Дай конфету. - На конфету. - А вон ту, а ту, а эту… Красота! Вкуснота! А вот эта, а вон та… Больше нет? - Больше нет. - Ну, привет. - Ну, привет. - Ну, привет. Повар. Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье, Мешает суп кочережкой, Угли бьет поварешкой, Сахар сыплет в бульон, И очень доволен он. То-то был винегрет, Когда починили свет! Л. Миронова
Г. Лебедева Ёжик.
С.В. Михалков Котята. Родились у нас котята - Их по счету ровно пять. Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Hаконец мы их назвали: РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ. РАЗ - котенок самый белый, ДВА - котенок самый смелый, ТРИ - котенок самый умный, А ЧЕТЫРЕ - самый шумный. ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА - Тот же хвост и голова, То же пятнышко на спинке, Так же спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята - РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ! Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать. Б. Заходер. - Петь, здорово! Только было сел за стол, Но меня же не обманешь... Я кота простить готов, ***** Раз осеннею порой По тропинке лесной Шел медведь к себе домой В теплой шубе меховой Шел он, шел к своей берлоге По проселочной дороге И шагая через мост, Hаступил лисе на хвост. Подняла лисица крик, Зашумел темный лес, А медведь с испугу вмиг Hа сосну большую влез. Hа сосне веселый дятел Белке домик конопатил И промолвил: ты, медведь, Должен под ноги смотреть. С той поры медведь решил, Что зимой надо спать По тропинкам не ходить Hа хвосты не наступать. И зимою безмятежно Спит медведь под крышей снежной. И доволен не спроста, Кто родился без хвоста! -Федул, что губы надул? -Кафтан прожег. -Можно зашить. -Да иглы нет. -А велика дыра? -Один ворот остался. Шотландская народная песенка. Кyпите лyк, зеленый лyк, Петpyшкy и моpковкy! Кyпите нашy девочкy, Шалyнью и плyтовкy! Hе нyжен нам зеленый лyк, Петpyшка и моpковка, Hyжна нам только девочка, Шалyнья и плyтовка! -Я медведя поймал! -Так веди сюда! -Hе идет. -Так сам иди! -Да он меня не пускает! -Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? -Еду сено косить, -а что тебе сено? -Коровок кормить. -а что тебе коровы? -Молоко доить. -А зачем молоко? -Ребяток кормить. Настя Емельяненко. - Здравствуй, киска, как дела В.Орлов Улитка и жук. Хрюшкина подружка. Кто первый.
«Доброе утро!» - *** Снег под папою *** Как папа жил в детстве. Папа утром сам вставал,
Белкин след ведет к дуплу, В. Степанов Как живете?
-Куры, куры, как живете? -Козы, козы, как живете? -Как вы, кролики, живете? -Вы, котята, как живете? -Птицы, птицы, как живете? С.Я. Маршак
- Лисавета, здравствуй! - Ничего идут дела. - Где ты был? - Сколько взяли? Ободрали - Сыт ли, милый куманек? Источники:
nsportal.ru Картотека готовых литературных диалогов для развития диалогической речи у дошкольниковКартотека готовых литературных диалогов для развития диалогической речи у дошкольников Автор: Менщикова Марина Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад п. Кедровый»Картотека составлена в 2015 году Ветер воет, завывает, Песню деткам запевает: - Буду, буду дуть опять, Не пойдете вы гулять! - Ты нас, ветер, не пугай, Лучше тучи разгоняй, Мы оденемся тепло, Погуляем все равно! М. Менщикова Вьюга песенки поет, Деткам спать не дает. - Тише, вьюга, завывай, Пете с Машей не мешай. - Я не вою, я пою Колыбельную свою. М. Менщикова - Вы сегодня умывались? - Умывались, причесались. - Вы покушали с утра? - Каша вкусная была. - Вы спасибо говорили? - Это точно не забыли! -А к работе вы готовы? -Мы готовы каждый день И трудиться нам не лень! М. Менщикова - Доченька, скажи мне как твои дела? - Я сегодня чудно день свой провела. -Чем ты занималась, что узнала ты? - Как растут березки, травы и цветы. - С кем играла в куклы, кто твой лучший друг? -У меня, мамуля множество подруг, Но всех ближе Юля, с ней играю я И свои секреты с ней делю всегда. М. Менщикова Разговор с дождиком -Дождик, дождик, как дела, Ты же шел уже вчера? Дождик только лишь стучит, А со мной не говорит. Я его прошу поспать, То есть капать перестать. Он в окошко лишь глядит, А со мной не говорит. Дождик, дождик, улыбнись, С солнцем, дождик, подружись. Он мне шепчет: «Не грусти, Солнце вон уже в пути». М. Менщикова Весна -Ты кто? -Весна! -Когда пришла? -Когда солнце пригрело, Снег весь съело, Птицы прилетели, Вы повеселели. -Что с собою принесла? -Светлые денечки, На деревья почки, Первые листочки, На луга цветочки! М. Менщикова Ежик пыхтун по тропинке бежит, А на спине его листик лежит. - Ежик, зачем тебе этот листок? - Норку свою утепляю, дружок. - Чем же еще т educontest.net
nsportal.ru Стихи про детский сад | Диалоги мамТИХИЙ ЧАС Я ТЕПЕРЬ БОЛЬШАЯ ПРО СЕБЯ И ПРО РЕБЯТ ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ? Детский сад, детский сад… Детский сад, детский сад… ДОШКОЛЯТА Здесь мы делаем зарядку, Учим мы стихи и песни ВТОРОЙ ВАШ ДОМ Вместе спорят и мечтают, Вы его любите, дети, ДЕТСКИЙ САД ДЕТСКИЙ САД ДЕТСКИЙ САД Посмотреть я в сад иду – Может, груши, виноград? – Что ты, дядя, не смеши! – И кричат вдесятером: ПРО СЕБЯ И ПРО РЕБЯТ МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД! Там и книжки, и игрушки, Воспитатель милый самый, НАШ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД А без нас грустит, скучает, Ну, конечно, мы его СОБРАЛАСЬ ДЕВЧУШКА В САД... В ДЕТСКИЙ САД Встанем утром рано, Весело оденемся, В садике на стульчиках И потом оденемся, Вечером с работы Скоро вместе с Мишей УТРО Всё осмотрит в добрый час Окна чистые блестят, РАБОТАЮ РЕБЕНКОМ Меня работа уже ждет. Я на работе целый день А если спросите меня, ПОБУДКА НАШИ ПОЛОТЕНЦА НОВАЯ ДЕВОЧКА КАТЯ В ЯСЛЯХ ОДЕЖКИН ДОМИК ДЕНЬ ПРОЩАНЬЯ В ШКОЛУ ДЕТСКИЙ САД ЖДЁТ НАС Скоро новый день начнётся – В ДЕТСКИЙ САД ВЕДУТ ЛИСЯТ ЛЕСНОЙ ДЕТСКИЙ САД А спешит отряд туда, Там все будут веселиться, Так что, славные ребята, Там вас ждут! По вам скучают, КАК СТАТЬ ШКОЛЬНИЦЕЙ В школу ходят не играть, В школу я могу пойти! ДЕТСКИЙ САД ДЕТСКИЙ САД (СТИХОТВОРЕНИЕ-ПЕСЕНКА) dialogimam.com Статья по художественной литературе (младшая группа) на тему: Статья "Учим с малышом стихи-диалоги"Учим с малышом стихи-диалоги. Какая мама не испытывает радость, когда слышит, как её ребёнок, играя, с увлечением, выразительно разговаривает с игрушкой. Его речь звучит свободно и естественно. Дети, как маленькие обезьянки, живо копируют всё услышанное и подражают интонациям взрослых. Но стоит ребёнку начать читать стихотворение наизусть, как глаза его устремляются в одну точку, речь становится невыразительной, текст проговаривается скороговоркой, без каких-либо смысловых пауз. Остаются только заученные слова. Распространённой ошибкой при чтении у детей является многоударность, т.е. ударение на каждом слове. Что же делать? Прежде всего, не старайтесь брать сразу сложный материал. Стихи должны быть доступны пониманию ребёнка, нравиться ему, вызывать при чтении радость. Лучше всего начать со стихов-диалогов, которые ближе всего к привычной для детей разговорной речи. Стихи-диалоги помогают маленьким детям говорить чужие слова стихотворения так же просто, как они разговаривают в жизни, помогают почувствовать общение с конкретным лицом. Множество русских народных потешек написаны в форме диалога. - Ваня, Ванечка! Куда ходил? - В лесочек! - Что видел? - Пенёчек! - Под пенёчком что? - Грибок! Хвать, да в кузовок!.. Чешская народная песенка "Разговор лягушек" тоже написана в форме диалога. - Кума, Ты к нам? - К вам, к вам, К вам, к вам! К воде скачу, Ловить хочу. - Кого, кого, кума? - Рака, карпа и сома. - Как поймаешь, дашь ли нам? - Как не дать? Конечно, дам! Чтобы этот разговор звучал живее, лягушки могут квакать во время диалога, прыгать друг другу навстречу. Это доставит детям большое удовольствие. Когда в стихах-диалогах встречаются слова автора, можно дать их одному из детей. В чтении стихотворения И. Демьянова "Скакалочка" участвуют две девочки: Галочка и её подружка, которая, глядя на прыгающую Галочку, произносит авторский текст: Очень любит Галочка Быструю скакалочку. Скок да скок, скок да скок! Галочке не жалко ног. А бывает жалко Быструю скакалку. - Отдохни, скакалочка, - Еле шепчет Галочка. Для маленьких детей стихи-диалоги очень полезны. Они приучают к общению, а значит, и к простоте в чтении стихов. nsportal.ru Весёлые диалоги для развития связной (диалогической) речи дошкольниковмуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 255» ВЕСЁЛЫЕ ДИАЛОГИ для развития связной (диалогической) речи детей с 2 до 7 лет Разработали: учителя – логопеды Семирунная Е.Б. Хабарова Е.А.Рудак Е.П. Давыдова Н.В. Новокузнецкий городской округ, 2015 Весёлые диалоги для развития связной (диалогической) речи дошкольников. Дидактическое пособие предназначено для развития диалогической речи, интонационной выразительности и творческого воображения дошкольников. Может быть использовано как в работе с детьми, имеющими речевую патологию, так и с их нормально развивающимися сверстниками. Взрослым, занимающимся с ребёнком, даны методические рекомендации. Пособие может быть с успехом использовано в театрализованной деятельности. Адресовано педагогам ДОУ и учреждений дошкольного образования, а также родителям дошкольников. Одно и приоритетных направлений деятельности учреждения - это речевое развитие дошкольников, овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие коммуникативных навыков, позволяющих понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией. Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др.), сопровождает их и служит условием успешной реализации. Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний двух или нескольких говорящих. Считается, что участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Дети с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога: речь бедная, нет навыка рассуждения, речевого творчества, фантазии. Они не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения. Разучивание диалогов – это только один из видов работы по развитию диалогической речи, который позволяет сделать речь детей живой и яркой, интонационно выразительной. Именно литературное произведение является тем самым клише, которое позволяет грамматически правильно оформлять самостоятельное речевое высказывание в соответствии с нормами языка. При заучивании наизусть диалогов, прежде всего, необходимо вызвать у детей эмоциональное отношение к изображаемому, добиться полноценного восприятия художественного текста. Большая роль в этом принадлежит педагогу, его предварительной подготовке к проведению данной работы. Очень важно выразительно преподнести детям художественный текст. Выразительное чтение активно воздействует на детей, вызывает разнообразные ассоциации по сходству или, наоборот, по контрасту в зависимости от того, что дети слушают и на чём делается акцент в чтении взрослого. Далее необходимо выделить сюжетно-логические смысловые части в тексте и определить их задачи. С этой целью поводятся разнообразные беседы, которые дают возможность обратиться к личному опыту ребёнка, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений и наблюдений. Разобрав диалог, проанализировав его в пределах доступного детям, педагог читает повторно (возможно, два раза). После чего предлагает прочитать детям, кто запомнил. Обращает внимание на выразительность чтения, на его осмысленность и логичность. Основная цель заучивания должна заключаться не в тренировке памяти детей, а в развитии образного художественного восприятия, осмысленного запоминания и, конечно же, развитии диалогических умений. Психологи отмечают, что для заучивания требуется 8-10 повторений, но желательно это делать не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Хлеб всему голова» * * * Однажды встретил волк в лесу человека и просит: - Дай мне хлеба! Человек дал. Волк съел и облизнулся - вкусный хлеб был. Говорит волк человеку: - Что мне делать, чтобы и у меня был всегда свой хлеб? Научи меня! - Ладно, согласился человек и начал учить волка. - Сперва надо вспахать землю… - А когда вспашешь, можно уже есть? - Еще нет. Надо рожь посеять. - А когда посеешь, можно уже есть? - Еще нет. Надо подождать, пока она вырастет. - А когда вырастет, можно уж есть? - Еще нет. Надо ее убрать. - А когда уберешь, можно уж есть? - Еще нет. Надо ее смолотить. - А когда смолотишь, можно уж есть? - Еще нет. Надо испечь хлеб. - А когда испечешь, можно есть? - Можно. «Все здесь» Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нём видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила: - Бабушка, а что тут растёт? - Хлеб, внученька. - Хлеб? А булки где? - И булки здесь, внученька. - А баранки? - И баранки здесь! - А пряники? - И пряники здесь! Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники. Я.Тайц - Кисонька-мурысонька, Где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысонька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна! Не ешь одна! Не ешь одна! «Золотая рожь» Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят. Е. Серова «Осенняя ярмарка» (овощи, фрукты) *** - Что кряхтите, мышки? - О-о-х! Тяжело тащить горо-о-ох! Как нам быть, не знаем, С этим урожаем! - Эй, синицы, налетайте! Мышкам живо помогайте! - Как дела, мышата? - Плохо! Нет теперь у нас гороха! Нам синицы помогали - Весь горошек поклевали! Помидор на грядке Делает зарядку; Как здоровье, помидор? - Хорошо! В порядке! Весь вспотел ты, не устал? - Да, устал, от зарядки красным стал. В огороде помидор Взгромоздился на забор. Претворяется негодник, Будто сам он огородник! Ай – ай – ай, помидор! Стыд тебе и позор! Возмутилась тетя репа: - Это глупо и нелепо! Ай – ай – ай, помидор! Стыд тебе и позор! Крикнул дядя огурец: - Безобразник ! Сорванец! Ай – ай – ай, помидор! Стыд тебе и позор! Покраснел сорванец, Устыдился, наконец, И скатился чин по чину К огороднику в корзину! *** - Заболел малютка ежик! Доктор, что ему поможет? - Ваш поправится сынок. А спасет его - чеснок! *** - Обожаю я свеколку, - - Говорит зайчонок волку, - Вот, попробуй, угощаю! Будет вкусно, обещаю! - Свекла мне не по зубам! Вот тебя я лучше - ам! - - ... Но в зубах злодея волка Оказалась лишь свеколка! *** - Ну-ка, девица редиска, Полезай скорее в миску! Здесь уже твои сестрички. Видишь хвостики - косички? - Нет, я в миску не спешу, Лучше в грядке посижу! *** Знаю я, любезный лук, Ты - мой добрый, верный друг. Что ж глаза мне щиплешь так, Будто ты не друг, а враг? -Уж такой я, потерпи. Если любишь, то прости! Прими, дорогая подружка, Зелёный венок из петрушки! Ещё приготовил тебе я Чудесный букет сельдерея! - Спасибо! - корова сказала И мигом подарок сжевала! *** - Ты откуда, баклажан? - Прибыл я из тёплых стран - Гость наш холода боится. - Значит, буду жить в теплице! *** - На вопрос ответь-ка: Слаще хрена редька? - Не хочу я отвечать! Сам попробуй - будешь знать! Перец перцу говорит: - У тебя прекрасный вид! Ты большой и гладкий! - Потому что сладкий! Если был бы горький, злой, То не вырос бы такой! *** - Круглый жёлтенький крепыш, Ты кого боишься? - Мышь! Каждый вечер прибегает, За бочок меня кусает! - Репка, мы тебя спасём! Ну - ка, мышка, марш в свой дом! - А можно ли нам, вишенка, Твоих отведать вишенок? - Конечно, можно, детки! Но не ломайте ветки! *** - Нектарин на что похож? - На большую сливу. - И на персик. Ну, а всё ж, Что это за диво? - Фрукт особый – кисло-сладкий. Он пока для нас – загадка. С удовольствием едим Сливу-персик-нектарин. «Осень на пороге» (изменения в природе, приметы осени) - Солнце, солнце, Ты откуда? - Я из тучки золотой. - Дождик, дождик, Ты откуда? - Я из тучи грозовой. - Ветер, ветер, Ты откуда? - Я родился за горой. ВстречаТуча тучу повстречала. Туча туче прорычала: - Что гуляешь на пути? Прочь с дороги, дай пройти! Отвечала туча туче: - Ты меня не трогай лучше! Я гуляю, где хочу, Если тронешь - проучу! Туча тучу - лбом, лбом, А по небу - бом, бом! Бой над городом грохочет, Уступить никто не хочет. Бились тучи целый час, Искры сыпались из глаз. Подрались они всерьез - Довели себя до слез. В. Орлов Поделитесь с Вашими друзьями: psihdocs.ru
nsportal.ru Детские стишки, прибаутки, потешки., стишки диалоги для детей детские потешки и прибауткиНебольшая подборка стишков, прибауток, потешек для маленьких детей. Потешки-действия. Помогают при совершении различных процедур. В основном — не очень любимых гигиенических :) — 1- Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. — 2 - Шла купаться черепаха И кусала всех от страха Кусь-кусь-кусь-кусь Ничего я не боюсь! — 3 - Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот пальчик гриб сорвал, этот пальчик жарить стал, ну а этот (большой палец) его съел, потому и растолстел! — 4 - Поехали-поехали за грецкими орехами, По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, По кочкам, по кочкам И в яму бух! Стишки, прибаутки. Для развития речи, привлечения (или отвлечения) внимания, засыпания. — 5 - Ой-люли, та-ра-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе лужок, а на том лужку дубок, А на том дубку сидит ворон в красных сапогах, Ворон в красных сапогах, во сиреневых серьгах. Черный ворон на дубу, он играет во трубу – Бу-бу-бу, бу-бу, бу-бу. Труба точеная, позолоченная. Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит. — 6 - Шило солнышко рубашку, Был и месяц за портняжку. Ветерок обновку взял – Пастушатам передал. — 7 - Скучно волку жить в лесу – он заводит песню. Так неладно, так нескладно – хоть беги из лесу. Перед ним лисица пляшет, рыжей лапой машет. Хоть ни ладу и ни складу – пляшет до упаду. Воробей пищит на ветке изо всех силенок. Пусть нескладно, непонятно – все равно приятно. — 8 - Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот — задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке, Волки на кобыле, львы — в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, жаба — на метле. Едут и смеются, и пряники жуют! — 9 - Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет Шишка вдруг упала — прямо мишке в лоб. Мишка рассердился, и ногою — топ! — 10 - Стуки-стуки, глянь в ворота: верно, в гости едет кто-то. Едет целая семья — впереди идет свинья. Гусли гусь настроил, а петух — с трубою. Кот и песик удивились – даже помирились. — 11 - Гречку мыли, гречку мяли, Мышку по воду послали По мосту-мосточку, желтому песочку. Проплутала долго – испугалась волка, Заблудилась, слезы градом, А колодец – вот он, рядом. — 12 - Пошел котик на торжок, купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, купил котик булочку. Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть? Я и сам укушу, да и Машеньке снесу. — 13 - Собака на кухне пироги печет. Кот в углу сухари толчет. Кошка в окошке платье шьет. Курочка в сапожках избушку метет. Вымела избушку, положила половичок: — Ляг, половичок, под порог на бочок! — 14 - Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерно взялась, Зайки – за капустку, Мышки – за корку, Детки – за молоко. — 15 - Петушок, петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, голосисто поешь, Деткам спать не даешь? — 16 - Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как петя-петушок ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! Стишки-диалоги. Можно разучить «по ролям». — 17 - — Котятки, котятки, малые ребятки! А кто у вас больший? А кто у вас меньший? — Мы все подрастем, за мышами пойдем. Один дедушка-кот будет дома сидеть Да на печке лежать — нас с добром поджидать. — 18 - Тень-тень-потетень, выше города плетень. Сели звери на плетень, похвалялись целый день. Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!» Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!» Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!» Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!» www.baby.ru Учите детей общаться | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»Проблема формирования речи детей является одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения между людьми и орудием мышления человека. Диалог — это основная форма общения дошкольников. Формирование коммуникативных навыков — одна из важнейших задач развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого — эти способности должны и могут развиваться в дошкольном возрасте. Диалог — разговор, беседа — основная форма речевого общения ребенка с взрослым и сверстниками. Есть определенные требования к формированию диалогической речи по возрастным группам. С самыми маленькими детьми ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Нужно учить детей обращаться к взрослым в случае затруднения с вопросом. Постарше дети должны вступать в общение со взрослыми; отвечать на вопросы и рассказывать о своих впечатлениях. Перед поступлением в школу дети должны отстаивать свою точку зрения и учиться слушать собеседника. Чтение стихов по ролям — один из методов подобного плана. Диалоги с использованием вопросов и ответов представлены во множестве стихотворений для детей. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очередности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации и самое главное научиться слушать собеседника и вступать в диалог. По мнению Г. М. Ляминой, литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке учат детей правильно общаться. Дети дошкольного возраста, поступающие в наш реабилитационный центр педагогические запущенны. У них маленький словарный запас, речь не развита, состоит из простых предложений. Затрудняются строить монологи и вести диалоги. Общение между такими детьми сильно затрудненно. Дети предпочитают играть в одиночестве и не вступать в общении с другими детьми. Мы поставили цель научить детей пользоваться диалогом как формой общения через заучивания стихотворений с диалогами. Обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. Повысить уровень словарного запаса. Активизировать речевую деятельность. Сформировать у детей умение пользоваться различными средствами выражения в процессе рассказывания стихотворений. Совершенствовать эмоциональную, выразительную речь. Сформировать интерес детей к художественным произведениям. Сформировать интерес к окружающему миру. Развить зрительную, слуховую и ассоциативную память. Развить внимание и воображение. В этой работе мы учитывали индивидуальность ребенка, его развитие и возраст. Разработали план работы по данной теме. 1. Изучить методическую литературу по данной теме. 2. Подобрать стихотворения для заучивания. 3. Разработать последовательность работы над стихотворением. Мы прочитали, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1,5 лет. Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов. По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст 4–5 лет. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До четырех лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После четырех лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память. Существуют основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками. 1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Стихотворение должно нравится детям. 2. Сначала необходимо с детьми разобрать содержание стихотворения. Можно нарисовать рисунки к стихотворению или сделать аппликацию. 3. Нужно учитывать особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы(те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). Некоторые особенности заучивания стихов в разные дошкольные периоды. В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат предметность. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные. Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового повторения. Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его инсценировка (разыгрывание по ролям). В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка. Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия. В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». По истечении года работы над данной темой можно сделать следующие выводы: 1. Дети с удовольствием учат стихи и инсценируют произведения. 2. Повысился уровень словарного запаса; повысился уровень речевой активности детей. 3. Дети активнее стали общаться друг с другом. 4. Повысился уровень творческих навыков. 5. Дети стали занимать призовые места в онлайн конкурсах актерского мастерства. 6. Необходимо продолжать работу по данной теме. Приложения. Н. Соболева — Здравствуй, милая ворона! Я тебя ждала. Как живешь, скажи, ворона, Как твои дела? Я тебя в лесу встречаю И частенько замечаю: Что-то очень ты грустна. Ты, случайно, не больна? — И ворона мне в ответ: — Я грустна? Да что ты, нет! Просто мы такие птицы — Не к лицу нам веселиться. Мы ведь песен не поем, Не сравнить нас с соловьем. Ну, конечно, иногда Можно каркнуть — не беда! Но свистеть да стрекотать, Щелкать клювом, хохотать — Не такие мы созданья! До свиданья! — До свиданья.. А. Алферова Заря ещё спускалась с гор… Всех разбудил вороний хор. — Что за базар?! — бегу во двор Послушать птичий перебор. — Кар! — каркали вороны. — Кар! А галки: — Что? Какой пожар?! — Где?.. Кар-р-р!.. Кто?.. Кар-р-р!.. — Как кто? — Кар-кар!.. – Пел птичий, многозвучный хор. Сорока открывала рот… Хормейстером был рыжий кот. Решил он песней день встречать И никого не огорчать. Д. Рум — Лиска, Лисонька, Лиса, Где сегодня ты была? — Ох, в деревню я ходила, Еле ноги унесла. На цепи собака злая Со двора прогнала. — Ты к кому же там ходила? В гости или по делам? — У друзей я гостила, По делам была я там. — А зачем же ты тогда Унесла Петушка? — У него я погостила И к себе пригласила. — Если он твой дружок, Где теперь Петушок? Ой, ведь мы с ним поругались, Только перышки остались. Д. Рум С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум! Целый день играет ежик, Бум-бум-бум! С барабаном за плечами, Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум! И удары раздавались, Бум-бум-бум! Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум! Котёнок и утята. Любовь Алейникова Повстречали два утёнка Чудо-малого котёнка, И спросили: — Кто ты? — Не узнали? Котик!! — Кря-кря-кря! Нам говорили, Чтоб с котами не дружили! У котов есть в мягких лапках Очень острые царапки! Для котов — утятина, Самая вкуснятина! - — Мяу-мяу! Я -котёнок, Как и вы, ещё ребёнок! Пью я только молочко, Не царапал никого! Предлагаю свою дружбу! – А.Веденский «Песенка машиниста» Спят ли волки? Спят. Спят. Спят ли пчелки? Спят. Спят. Спят синички? Спят. Спят. А лисички? Спят. Спят. А тюлени? Спят. Спят. А олени? Спят. Спят. А все дети? Спят. Спят. Все на свете? Спят. Спят. Только я и паровоз, Мы не спим, Мы не спим. И летит до самых звезд К небу дым, К небу дым. ПЕСЕНКА О ЛОШАДКЕ. Генриха Сапгира Ты беги, беги лошадка, Гоп, гоп! Гоп, гоп! По дорожке ровной гладкой Топ, топ! Топ, топ! ы скачи все прямо, прямо Цок, цок! Цок, цок! Мимо папы, мимо мамы Скок, скок, Скок, скок! Пролетел над старой хатой Дрозд, дрозд, Дрозд, дрозд. Мы проехали горбатый Мост, мост, Мост, мост. Стал в лесу на толстой ножке Гриб, гриб, Гриб, гриб. А колеса по дорожке Скрип, скрип, Скрип, скрип. Под березою высокой Тень, тень, Тень, тень. Там я сяду на широкий Пень, пень, Пень, пень. Пой на ветке, зяблик, сладко Пой, пой, Пой, пой. Мы приехали, лошадка, Стой! ЖИЛ НА СВЕТЕ. Жил на свете Оленёнок, Удивлялся сам себе. Был он желтый — и веснушки На боках и на носу. — Почему, скажи, я желтый? – Наклонился он к Цветку. — Ты, наверно, Одуванчик, Отвечал ему Цветок. — Что же я не облетаю? – Оленёнок возразил. — Почему, скажи, я желтый? – У Берёзы он спросил. — Ты, наверно, лист осенний, - Шелестит она в ответ. — Что же я не улетаю? – Оленёнок ей сказал. — Отчего, зачем я желтый? – Он у облака спросил. И, вздохнув, оно сказало: — Оттого что, потому что Ты же — солнышко лесное, Только солнышко в веснушках. КАК ВОЛОДЯ БЫСТРО ПОД ГОРУ ЛЕТЕЛ. Даниил Хармс На салазочках Володя Быстро под гору летел. На охотника Володя Полным ходом налетел. Вот охотник И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели - На собачку налетели. Вот собачка, И охотник, И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели - На лисичку налетели. Вот лисичка, И собачка, И охотник, И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели - И на зайца налетели. Вот и заяц, И лисичка, И собачка, И охотник, И Володя На салазочках сидят, Быстро под гору летят. Быстро под гору летели - На медведя налетели! И Володя с той поры Не катается с горы. А.Шибаев «Забыл». — Федя, сбегай к тёте Оле, Попроси немного соли. — Соли? — Соли. — Я сейчас... Ох, и долог Федин час!.. — Ну, явился наконец! Где ты бродишь, сорванец? — Встретил Мишку и Серёжку... — Что ж потом? — Искали кошку. — А потом? — Потом — нашли. — А потом? — На пруд пошли. — А потом? — Поймали щуку. Еле вытянули, злюку! — Щуку? — Щуку. — Но, позволь, Где же соль? — Какая соль? В.Орлов «Ворона» - Кра! - Кричит ворона. - Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался Утром рано! Грош украл он Из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую Коробку! — Стой, ворона Не кричи. Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана - У тебя ведь Нет кармана. — Как?! - Подпрыгнула ворона, И моргнула Удивленно: — Что ж вы раньше Не сказали?! Кар-р-раул! Кар-р-ман! Укр-р-рали! А.Крылов — Кот Василий, где ты был? — Я мышей ловить ходил... — Почему же ты в сметане? — Потому что был в чулане... — Долго ль был там? — Полчаса... — Ну и что там? — Колбаса... — А откуда же сметана? Отвечай-ка без обмана, Расскажи нам поскорей, Как ты там ловил мышей. — Там сидел я возле кваса... Нюхал жареное мясо, Только глянул на творог - Вижу — мышка на порог! Я — за мышкой по чулану И наткнулся на сметану, Зацепился за мешок, Опрокинулся горшок, На меня упало Сало... — Где же мышка? — Убежала... А.Крылов —Кто там бродит в огороде? — Это я, козел Мефодий. — По каким таким делам? — Помогаю сторожам. Я капусту охраняю, Каждый лист оберегаю... — Почему ж капусту вдруг, А не редьку И не лук? Как же так, скажи, Мефодий?! Ты забыл о них, выходит! — Ничего я не забыл, Но на все не хватит сил. Лук стеречь я не умею, А от редьки я худею. А капуста — хороша, И нужны ей сторожа, Потому что самый вкусный, Очень вкусный - Лист капустный!
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. — М., 1998. 2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 4. 3. Бабунова Т. М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. — Магнитогорск, 2002. 4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. — М., 1960. 5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981. 6. Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. — М., 1981. 7. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. — СПб., 2004. 8. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2004. 9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения — М., Просвещение, 1981. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, гора, стихотворение, диалог, дошкольный возраст, средство общения, словарный запас, оха, ворон, взрослый. moluch.ru Стихи изучаем, диалогическую речь развиваемЧекунова Л.А., учитель-логопедЧекунова Г.Б., воспитатель Заучивание стихов очень хорошо развивает у детей память, речь, логическое мышление формирует у ребенка чувство ритма и стиля. Выбирать надо стихи так, чтобы они соответствовали возрасту, и тема была интересна прежде всего ребенку, а не его родителям. Не стоит пытаться учить с дошкольником серьезную взрослую лирику. Но не все дети легко и быстро усваивают стихотворения, многим детям такое занятие даётся с трудом. Это связано с плохой памятью, снижением слухового восприятия или с патологией речи.Иногда у детей речевые высказывания сопровождаются жестикуляцией, звукоподражанием, на вопросы отвечают кивком головы или отдельными словами. Детям трудно общаться друг с другом, взрослыми из-за отсутствия связных высказываний. Поэтому необходимо первоначально создать эмоциональный фон, формировать навыки общения, уделять большое внимание овладению разговорно-диалогической речью.Диалог – наиболее простой и доступный вид речи. Это основная форма общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, словарного запаса. Развивать диалогическую речь помогут короткие стихи – диалоги. Они способствуют повышению эмоционального фона детей, развивают внимание и память, помогают выработать интонационную выразительность, устраняют монотонность в речи. Начать работу лучше всего со стихов-диалогов, которые ближе к привычной для детей разговорной речи, доступны их пониманию, вызывают радость. Предлагаем короткие стихи – диалоги для заучивания. Принимать участие могут совместно взрослый и ребёнок. «Петушок и курочка» (участие взрослого и ребенка). Петушок на улице: - да - кудах! Да - кудах! Спрашивает курица: - да как так? Да как-так! – Так! Так! Так! «Скачет лягушонок». Ребенок произносит звукоподражания в такт движениям. - Взрослый: Скачет лягушонок… Ребёнок: Ква-ква-ква! - Плавает утёнок. Кря-кря-кря! - Прыгает козлёнок. Ме-ме-ме! - А за ним ягнёнок. Бе-бе-бе! - А за ним ребята. Раз-два-три! - Весело шагают. По-смо-три! «Птичка и кошка». Села птичка на окошко. Увидала птичка кошку. - Птичка, птичка, не зевай! Не сиди, а улетай! «Утка с утятами». - Ты видишь, кто идет? Утка серая идет. - А кого она ведет? Утят маленьких ведет. - А куда они идут? На лужок и на пруд. «Киска». - Здравствуй, Киса! Как дела? Что же ты от нас ушла? - Не могу я с вами жить, хвостик негде положить. - Ходите, зеваете… На хвостик наступаете. «Курочка – рябушечка». - Курочка – рябушечка, куда ты пошла? - На речку. - Курочка – рябушечка, зачем ты пошла? - За водичкой. - Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить? - Пи-пи-пи-пи! Желаем удачи в заучивании стихов-диалогов! Будьте терпеливы! ds59apatity.dsedu.ru |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|