День и ночь стих


Федор Тютчев - День и ночь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Анализ стихотворения «День и ночь» Тютчева

Две самые распространенные темы в творчестве Федора Ивановича Тютчева — это красота природы и философские размышления. Примером философской лирики является стихотворение «День и ночь», написанное поэтом в 1839 году.

Основная тема произведения — вечное противостояние дня и ночи. Для Тютчева день и ночь — это не просто природные состояния, которые сменяют друг друга, а отображение двойственности всего мироздания. Автор противопоставляет их, словно добро и зло. День несет с собой свет, это «блистательный покров», который дарит радость и умиротворение человеческим душам, и закрывает собою все страхи и ужасы, которые приходят, когда наступает ночь. Днем человек находится в гармонии с Богом и чувствует себя защищенным. Ночь же для Тютчева подобна злу и он называет ее «бездной». Ночью людям становится неспокойно, им кажется, что над ними нависает какая-то угроза, даже если реальных причин для беспокойства нет, а в голову приходят темные мысли, которым не было места в светлое время. Человек остается один на один со своими «страхами и мглами» до тех пор, пока снова не наступает день. Людям свойственно испытывать необъяснимый священный трепет перед темным временем суток, они издавна боятся его, и эту боязнь, чувство того, что ночью «бездна нам обнажена» и стремился передать поэт в этом стихотворении.

Стихотворный размер произведения — привычный для Тютчева четырехстопный ямб. Поэт широко использует эпитеты («бездной безымянной», «блистательный покров», «мира рокового»). В первой части стихотворения практически отсутствуют глаголы, что демонстрирует покой и умиротворение дня, они появляются только во второй части, при описании ночи, показывая ее большую опасность и агрессивность. Для придания торжественности Тютчев употребляет архаизмы («земнородных», «сей», «мглами»). Основной художественный принцип, на котором построено стихотворение — антитеза, противопоставление дня и ночи.

Таким образом, в стихотворении утверждается, что мир, так же как и человеческая душа, имеет светлую и темную стороны. Это закон равновесия и гармонии в природе. День — светлое, доброе время, безопасное для человека. Ночью же становится темно, природа засыпает, а в человеке просыпаются древние инстинкты, пугающие его. Это время темноты и хаоса. Но всем известно, что ночь заканчивается, вслед за ней вновь приходит день, и ночные страхи уходят. Это непоколебимый закон мироздания, применимый как к природе, так и к человеческой душе.

rustih.ru

"День и ночь", Тютчев, Фёдор Иванович — Поэзия


Анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева "День и ночь"

Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение «День и ночь», созданное в 1839 году. К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе. И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.

Стихотворение «День и ночь», написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с «покровом златотканым», наброшенным «волею богов». По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят все живым существам радость и умиротворение. День в восприятии Федора Тютчева, это «души болящей исцеленье, друг человека и богов». Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы, утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на не искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу. Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.

«И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами», — отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная — одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию. Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой, которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности. «Вот отчего нам ночь страшна!», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.

Образ божественного покрывала, которое чья-то невидимая рука с завидной регулярностью набрасывает на землю, является ключевым в стихотворении «День и ночь». Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно. Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим флером, отмечая, что ночь пришла и «и с мира рокового ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь».

При этом поэт использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений. И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо ленче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.

poesy.site

День и ночь Тютчев

Фёдор Иванович Тютчев — великий поэт. Это достоянием всего русского народа. За время своего жизненного пути он создал множество изысканных произведений, которыми восхищались и восхищаются как критики того времени, так и читатели современности. Одним из наиболее удачных произведений считается шедевр под названием «День и ночь». Это произведение является классическим примером философской лирики.

Произведение нравилось многим великим литературным деятелям и получило высокие оценки от современников. К примеру, Лев Николаевич Толстой, восхищаясь талантом автора на полях, где было написано произведение, сделал пометку отметив, что текст проникнут глубиной и изысканной красотой.

Создано произведение «День и ночь» в 39-м году девятнадцатого столетия. В этом же году оно и было опубликовано в 19 выпуске известного на то время журнала «Современник», которым после смерти Пушкина продолжали руководить Вяземский и Плетнёв. Первые стихи Ф. И. Тютчева уже публиковались в этом журнале тремя годами ранее и имели подпись «Ф.Т.».

Пушкину нравились творения Тютчева. Он ими восхищался, публикуя произведения практически в каждом выпуске, начиная с 1836 года, когда в его руки попала тетрадь со стихами, присланными автором из Германии.

Анализ шедевра «День и ночь»


Представленное читателю стихотворение написано по типу четырехстопного ямба. Этот стиль являлся нейтральным и традиционным для русской поэзии того времени. Многие лирические композиции девятнадцатого века имели именно четырехстопный ямб. Федор Иванович не был исключением, и его лирика преобладала такой механикой написания.

Особенности структуры шедевра



Стихотворение «День и ночь» имеет два восьмистишья. Структура написания шедевра встречается во многих произведениях Федора, к примеру, «Цитерон», «Фонтан». «Тени сизо сместились…». Такая структура строф максимально точно способна отразить представленную антитезу, где сравнивается дневное и ночное время. Именно время является основными образами в произведении. С них и начинаются первые строфы шедевра.

Описанные восьмистишья разрешено смело подразделить на отдельные четверостишья. Каждое из них имеет свою определенную опоясывающую рифмовку и представлено в виде законченного предложения. Следует отметить, что каждая строфа заканчивается восклицанием и отличается восклицательной интонацией. Такая стилистика и образность свойственны практически всем произведениям Фёдора Тютчева. Это связано с тем, что в произведениях автор выступает в роли оратора, который обращается к читателям с речью, наполненной торжеством. Произведение заканчивается строками, рассказывающими о том, в чем причина страха ночного времени.

Как уже было сказано, произведение имеет опоясывающую структуру написания. Первая и четвертая строка в каждом четверостишье имеет окончание мужского рода, а вторая и третья – закрывается женским описанием. Это указывает на то, что шедевр написан в декламационной интонации.

Следует отметить, что описанные мужские окончания в первых строках исключительно рифмуются между собой. В пятой и восьмой строке присутствует тавтологическая рифма. В остальных четырех строках преобладает большое количество согласных букв. Это и безымянный, и злототканный, и оживленный. Вторая строфа отличается присутствием множества гласных, которые практически всегда являются ударными.

Стих «День и ночь» имеет весьма интересное звуковое сопровождение. В шедевре присутствует большое количество исключительных лексических повторов, а также слов с однокоренной структурой. Эти особенности помогают создать впечатления, так как автор акцентирует внимание на образах.

Шедевр «День и ночь» отличается изощренностью и строгостью рифм. Именно поэтому стихотворение относится к лучшим произведениями, когда-либо созданным Тютчевым.

Особенности тематики шедевра



Главная тема произведения – это противопоставление дневного и ночного времени. Такая тематика является классической для поэзии девятнадцатого века. Стихотворение преследует цель — глубоко погрузить читателя в философские сутки. При сравнении особенностей дневного и ночного мира присутствует абстрактность и недетализированность, которых немного в произведениях.

Дневное время в стихотворении представлено в виде "златотканого" покрывала, который наброшен с помощью высокой воли богов на существующую бездну, представленную в виде хаоса. Об этом Федор Иванович Тютчев пишет во многих произведениях. Следует отметить, что автор, в произведении «День и ночь», старается вывернуть наизнанку традиционные образы метафор, связанных с ночным временем. День в произведении представлен в виде чего-то искусственно созданного, вторичного, используемого только богами и предназначенного служить во благо человечеству. Боги и человечество не представлены в виде противопоставления, они здесь объединены в единое целое, рассказывающее о страхах перед неминуемым хаосом, который рано или поздно обязан возникнуть.

Следует также отметить, что первое восьмистишье не имеет глаголов. Здесь присутствует единичное действие, когда боги набрасывают покров в виде дня на опустевшую бездну. Эта фраза закрепляется страдательными причастными оборотами. Именно это указывает на то, что день в данном случае безжизненный, бездеятельный и абсолютно пассивный.

В дальнейших строках присутствует большое количество глаголов. Они олицетворяют лишь резкие действия. К примеру, срывает, отбрасывает. Ночное время в стихотворении представлено активным, деятельным и день своеобразно отступает под действием данной силы. Следует отметить, что в шедевре вообще нет упоминания о сумерках. Это позволяет создать исключительный образ романтики.

В произведении «День и ночь» присутствуют противопоставления двух отдельно описанных миров. День принадлежит миру земнородных и богов, а противоположная ночь – это таинственность, благородность, отличающаяся своей изысканностью. Второй особенный мир полон всевозможных и не изведанных человеку тайн, он существенно сильнее и древнее светлого времени.

Федор Иванович Тютчев старается подчеркнуть начальное состояние бездны, которая не имеет имени. Хаос в произведении описывается как родной, поэт сравнивает его со своим внутренним миром. Данный мир пугает непостижимостью и скрывает большое количество тайн.

Особенности природы в стихотворении «День и ночь»



Фёдор Иванович по-своему видел и ощущал в природных ландшафтах исключительную божественную основу. Он знал, что где-то за таинственной благообразной Землей скрывается постоянный беспорядок. Один неверный шаг способен поменять все вспять. По мнению автора, человек живет в мире, который окружен вулканами. Здесь есть леса, сады, все прелести натуральной природы, но вулканы притихли и в любой момент могут извергнуть пламя и уничтожить своими потоками лавы все на пути.

Ночное время в стихе «День и ночь» раскрывает все скрытые глубины души. Оно не только пугает человека, но и заставляет посмотреть самому себе в глаза. Таинственный ночной мир имеет свой изысканный образ. Живая природа слышится в тишине мрака, окутанного луной. Это происходит не потому, что человечество осознало и прониклось тайной ночи, а оттого, что образ ночного времени практически неотделим, от всего зла, имеющегося во вселенной. Именно ночью происходят самые ужасные вещи – это и необъяснимые поступки людей, которые не способны справиться с безумием, и таинственные происшествия, не имеющие логического объяснения.

Шедевральная композиция «День и ночь», написанная Федором Ивановичем Тютчевым, считается наиболее лучшим и интересным из всех возможных вариантов. Она отличается яркостью и особенным философским мышлением. Таким образом, автор старается описать тайны бытия. Именно такое направление Тютчев считал главной основой всей поэзии.

Лирические стихи Тютчева отражают дуальное понимание окружающего мира и пространства. Произведения раскрывают тайны мироздания и показывают их в виде борьбы двух противоположно направленных сил, которые в дальнейшем способны возродить гармонию и исключительное равновесие.

gfom.ru

Федор Тютчев - Декабрьское утро: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

На небе месяц — и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, —

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной…

Анализ стихотворения «Декабрьское утро» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев – известный русский поэт. Его отличительной особенностью является то, что он в своих произведениях часто обращается к теме природы, её красоте, изменчивости, единении со всем живым. В стихотворении «Декабрьское утро», поэт раскрывает красоту позднего, зимнего рассвета, обращая внимания на переменчивость природы, на течение времён суток, на прекрасность каждого из них, на их неразделённость.

Описывает изменения, которые происходят с природой, Тютчев подчёркивает, что постепенная смена времени суток погружает всё живое в ночь, возрождая с наступлением света и дня. В стихотворении автор использует различные средства художественной выразительности, которые помогают приблизить читателя к природным явлениям.

В центре стихотворения стоит тема предопределённости, покорности всего живого друг другу. Как бы ночь не сопротивлялась, наступит день, а день в свою очередь не может продлиться дольше, чем положено, на смену ему придёт ночь.

В стихотворении поэтом используются олицетворение: нетронутая тень, такие эпитеты, как: ночное торжество, ночная тень и мир дневной. С помощью прилагательных в стихотворении описывается испарение ночи: ночная и дневная. Тютчев раздумывает о гармонии окружающего его мира, о переходе природы из одного состояния в другое, о неизменности этого перехода.

Стихотворение разделено на три части, первая картина строится на ночной природе, всё погружено в темноту, подчёркивается тень и месяц, кажется, будто ночь может длиться очень долго, показывая своё великолепие. Далее вторая картина показывает читателю тот самый, природный переход от одного состояния до другого: луч за лучом, лучи ленивые, несмелые. Третья картина показывает, как ночь отступает, как уходя за ней, приходит день. Это подчёркивается с помощью прилагательных, а так же антитеза день и ночь делает акцент на единстве природы, через противоположности. Но эти три части не звучат отрывисто, они вытекают одна из другой, разворачивая перед читателем общую картину природного полотна.

С помощью пейзажей различных времён года Фёдор Иванович Тютчев показывает близость человека и природы и близость разных ее граней, по отношению друг к другу. Что без дня не существует ночи, а без ночи нет дня. Что всё в природе тонко связано между собой, образуя гармонию. Близостью авторской души ко всему живому объясняется обращённость к теме природы.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.