Дельвиг анализ стихов


Анализ стихотворения Пушкина Дельвигу

Стихотворений с таким названием написано Пушкиным два. Одно в 1830 году, другоё в 1817.

В 1830 году, в пору знаменитой Болдинской осени, Пушкин пишет стихотворение своему другу Дельвигу. Он издаёт «Литературную газету», а Пушкин в ней работает редактором. Стихотворение написано в стиле дружеского послания.

В своё время оба учились в Царскосельском лицее. И уже там у обоих появились литературные способности. «…Киприда, Феб и Вакх румяный
играли нашею судьбой…». Феб - второе имя Аполлона, покровителя солнца и поэзии. Киприда – другое имя Афродиты. По преданию она вышла на берег из моря на берегу Кипра. Пушкин намекает на то, что они оба интересовались прекрасным слабым полом, любили выпить рюмочку вина.

Поэтому, они безразлично относились к судьбе своих произведений. Пушкин сравнивает их с «гуляющими детьми», оставленными без присмотра. Будучи человеком лишённым низменного корыстолюбия, Дельвиг не продавал свои произведения.

В двух последних строфах описываются литературные будни журналов. Поэтов упрекают в том, что они тщеславны, любят вино. Критиков и журналистов-недоброжелателей Пушкин называет «какой-то пародист» и  «беззубый журналист».

Стихотворение, написанное в 1817 году, тоже посвящено другу Дельвигу. Его можно отнести к ранней лирике поэта. Тогда они были молоды и дружески подшучивали друг над другом.

В то время он писал стихотворения, посвященные друзьям и товарищам по учёбе в лицее. Пушкин считает своего друга «наперсником богов», подающим большие надежды, поэтом. И указывает, что у него и Дельвига общие творческие интересы.

Интересен тот момент, что Пушкин переписал это стихотворение через некоторое время, примерно 8-9 лет.

Пушкин призывает Дельвига беречь и развивать свой талант, вдали от мирской суеты и ежедневных тревог. Источниками вдохновения могут быть любовь, дружба и, как ни странно, лень. Пушкин в шутку называет своего друга «сыном лени».

Талант – это от бога, точнее от богини, покровительницы искусства. Они вдохнули искру вдохновенья и в грудь самого Пушкина, и в грудь Дельвига. Пушкин пишет о себе «лира мой удел». Он испытал  минуты «упоенья, сердца жар, …слёзы вдохновенья». Шедевры всегда рождаются в творческих муках.

Но завистники и клеветники не дремлют. Они вонзают «невидимый кинжал» в сердце поэта. Слово - это сильное оружие в человеческих руках. Словом можно убить, а можно и спасти. Так хочется на минутку отложить перо, отпустить на волю музу. Пушкин называет её мучительницей.

Но в отличие от поэта, Дельвиг верен звукам, исходящим от струн его возвышенной поэзии. Поэтому Пушкин хочет вздохнуть « в восторге молчаливом», слушая и внимая стихам друга.

Картинка к стихотворению Дельвигу

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Батюшкова Разлука

    Стихотворение Батюшкова «Разлука» написано в 1815 году. По жанровой принадлежности его можно отнести к элегиям, так как в нём звучат мотивы горечи и грусти от утраты любви. Лирический герой безответно влюблён в девушку.

  • Анализ стихотворения Фета Весенние мысли

    Фет очень много писал о весне и возрождении к жизни. Ведь это такое время года, когда каждая частичка земли пробуждается после зимней спячки. Это-то время, когда Земля дарит надежду на рождение чего-то нового или забытого

  • Анализ стихотворения Ахматовой Последнее стихотворение

    «Последнее стихотворение» Анны Ахматовой было написано в 1959 году. Всё её творчество наполнено собственными эмоциями и переживаниями, проникает в душу каждого читателя, может вдохнуть энергию, а может отобрать, будто живёт своей жизнью.

  • Анализ стихотворения Северянина Увертюра

    Интересна история создания этого стихотворения. Оно было написано в 1915 году. Оно полностью отражает дух того времени. Смутное, непонятное, оно так и подталкивало уйти в другие миры, другие измерения. Или отправиться на фронты

  • Анализ стихотворения К Дашкову Батюшкова

    Произведение написано в 1812 году. Это лирическое стихотворение написано, как послание к другу в жанре элегия, но, если рассматривать по содержанию, то относится к гражданско-патриотическому стилю.

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Пушкина Дельвигу сочинения и текст



Анализ стихотворения Александра Пушкина «Дельвигу»

12 декабря 2015

Дельвиг был одним из друзей Пушкина, с которыми он вел дружбу в лицее. Этих двоих соединила невероятная тяга и любовь к поэзии. Он, как и Пушкин читал много книг и увлекался литературой. Еще в годы обучения, он выпускает свои первые стихи.

Его стихотворение «К Дельвигу» это дружеское послание, которое наполнено любовью и привязанностью к своему другу. Пушкин говорит, что они будто бы рождены по одной звездою, что говорит о похожести друзей. Деливиг был первый из лицеистов, которые стали печататься в газетах и журналах со своими произведениями. Поэтому они с Пушкиным ведут одно общее дело. Помимо этого их схожесть состоит в одинаковом образе жизни.

Как пишет Пушкин в своем стихотворение, слава склонила им голову очень рано, потому они пользовались ею неумело и взбалмошно. Они не заботились о своем будущем, жили одним моментом и прожигали дни за весельем и гуляньем.

Пушкин и Дельвиг одинаково начинали свою поэтическую карьеру, оба в одно и то же время вступили в объединение «Зеленая лампа». Там их не всегда публиковали, часто цензура не пропускала творения юных поэтов. Но оба друга все равно сильно любили славу и наслаждались каждым ее лучом.

Дельвиг был очень талантливым человеком, его стихотворения были высшим образцом искусства. Он применял к ним различные литературные средства в связи, благодаря чему они становились удивительно красивыми и в тоже время правильными. Пушкин, как истинный друг не завидовал успехам Дельвига, наоборот, в своем стихотворении он восхваляет его талант и желает его искусству расти.

Дельвиг также посвятил стихотворение Пушкину, еще во время их обучения в лицеи. Его стихотворение «К Пушкину» является первым положительным отзывом творчеству молодого поэта. Дельвиг уже тогда предсказывал Пушкину славу и бессмертие в этом мире. Они помогали друг другу в создании стихотворений, часто вели часовые беседы на различные темы.

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Вечер» Стихотворение Гумилева «Вечер» было написано примерно в 1908 году. Тот период жизни выдался очень сложным для молодого поэта. Символизм находился в переломной части, его творчество было омрачено личными проблемами поэта. Тогда он терпит очередной отказ от Ахматовой, он снова просил у нее руку и сердце, но та еще долгое время будет оставаться неприступной.

Название стихотворения символизирует не только вечернее время суток, но и психологическое состояние лирического героя. Он находится в поисках своего счастья. Каждая строчка стихотворения является определенным символом, который раскрывает весь смысл и задумку автора.

Лирический герой просит ночь укутать его своим волшебным сном, ведь только там он чувствует себя по-настоящему счастливым. Он возвышает ночь, благодарит ее за то, что она избавляет его от страданий. На время погружает в нереальную атмосферу счастья. Это очень красивое стихотворение, в котором использовано много символов и метафор. Оно очень эмоциональное, очень грустное. Ведь лирический герой не способен найти счастья в реальной жизни, поэтому ему приходится оставаться в одиночестве и просить ночь помочь ему.

В действительности он просто засыпает и счастье, в котором он прибывает некоторое время, является лишь сном, который быстро заканчивается. Но, несмотря на это, герой все же упрашивает ночь прийти и подарить свой дар, ему неважно, что все это не взаправду, человеку в определенный момент жизни просто хочется верить в его существование.

Стихотворение «Вечер» это грустная история о поиске счастья. После знакомства с произведением Гумилева невольно начинаешь задумываться, а существует ли в действительности счастье. Или же наша участь, как и у героя стихотворения «Ночь» находить его только во сне, где нельзя насладиться его дарами.

Мы рождены, мой брат названый,
Под одинаковой звездой.
Киприда, Феб и Вакх румяный
Играли нашею судьбой.

Явилися мы рано оба
На ипподром, а не на торг,
Вблизи державинского гроба,
И шумный встретил нас восторг.

Избаловало нас начало.
И в гордой лености своей
Заботились мы оба мало
Судьбой гуляющих детей.

Но ты, сын Феба беззаботный,
Своих возвышенных затей
Не предавал рукой расчетной
Оценке хитрых торгашей.

В одних журналах нас ругали,
Упреки те же слышим мы:
Мы любим славу да в бокале
Топить разгульные умы.

Твой слог могучий и крылатый
Какой-то дразнит пародист,
И стих, надеждами богатый,
Жует беззубый журналист.

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.

© Электронная публикация — РВБ, 2000—2017. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка. Отец, Антон Антонович Дельвиг (17.6.1773 — 8.7.1828) — офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). Мать - Любовь Матвеевна Красильникова была внучкой русского ученого-астронома.

В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский).

Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 г. и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 г. был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке. Затем до смерти своей служил в Министерстве внутренних дел. Умер от тифа («гнилой горячки») в 32 года. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.


Александр Сергеевич Пушкин посвятил Дельвигу стихотворение.

Блажен, кто с юных лет увидел пред собою
Извивы темные двухолмной высоты,
Кто жизни в тайный путь с невинною душою
Пустился пленником мечты!

Наперснику богов безвестны бури злые,
Над ним их промысел, безмолвною порой
Его баюкают Камены молодые
И с перстом на устах хранят певца покой.

Стыдливой Грации внимает он советы
И, чувствуя в груди огонь еще младой,
Восторженный поет на лире золотой.
О Дельвиг! счастливы поэты!

Мой друг, и я певец! и мой смиренный путь
В цветах украсила богиня песнопенья,
И мне в младую боги грудь
Влияли пламень вдохновенья.

В младенчестве моем я чувствовать умел,
Всё жизнью вкруг меня дышало,
Всё резвый ум обворожало.
И первую черту я быстро пролетел.

С какою тихою красою
Минуты детства протекли;
Хвала, о боги! вам, вы мощною рукою
От ярых гроз мирских невинность отвели.

Но всё прошло - и скрылись в темну даль
Свобода, радость, восхищенье;
Другим и юность наслажденье:
Она мне мрачная печаль!

Так рано зависти увидеть зрак кровавый
И низкой клеветы во мгле сокрытый яд.
Нет, нет! ни счастием, ни славой
Не буду ослеплен. Пускай они манят

На край погибели любимцев обольщенных.
Исчез священный жар!
Забвенью сладких песней дар
И голос струн одушевленных!

Во прах и лиру и венец!
Пускай не будут знать, что некогда певец,
Враждою, завистью на жертву обреченный,
Погиб на утре лет.

Как ранний на поляне цвет,
Косой безвременно сраженный.
И тихо проживу в безвестной тишине;
Потомство грозное не вспомнит обо мне,
И гроб несчастного, в пустыне мрачной, дикой,
Забвенья порастет ползущей повиликой!

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Дельвигу»

1.Семантический анализ

1) В этом стихотворении присутствуют два основных образа – образ автора (Пушкина) и его друга Антона Антоновича Дельвига. Эти образы названы прямо, поэтому нет надобности выявлять их из подтекста. Автор обращается к своему другу, доверяя ему свои самые сокровенные мысли, переживания, чувства. Александр Сергеевич рассказывает другу о жизни поэта (а точнее – самого его, Пушкина), описывает свои чувства и ощущения, которые он испытывает, когда пишет стихотворения.

2) Два главных образа связаны крепкой дружбой, начавшейся ещё в лицейские годы. Дельвиг – также поэт, и Пушкин, возможно, хотел посредством этого стихотворения разъяснить что-либо своему другу.

3) Сопутствующими образами в данном стихотворении являются образы остальных людей, вне их дружбы, союза. Так же это образы соблазнов большого света - славы, клеветников, которые могли бы разрушить их дружбу. В произведении Пушкин описывает свое противостояние этим силам.

4) Автор рассказывает о музе, о её неуловимости в поэтическом мире. При прочтении стихотворения возникает ощущение красоты, легкости и чего-то прекрасного благодаря грамотному выстраиванию Пушкиным ассоциативных рядов.

2.Анализ изобразительных средств

1) Автор применяет инверсии.

…Стыдливой Грации внимает он советы…

«Дельвигу (Любовью, дружеством и ленью…)» А.Пушкин

«Дельвигу» Александр Пушкин

Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надежной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.
Наперснику богов не страшны бури злые:
Над ним их промысел высокий и святой;
Его баюкают камены молодые
И с перстом на устах хранят его покой.
О милый друг, и мне богини песнопенья
Еще в младенческую грудь
Влияли искру вдохновенья
И тайный указали путь:
Я лирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел.
Но где же вы минуты упоенья,
Неизъяснимый сердца жар,
Одушевленный труд и слезы вдохновенья!
Как дым исчез мой легкий дар.
Как рано зависти привлек я взор кровавый
И злобной клеветы невидимый кинжал!
Нет, нет, ни счастием, ни славой,
Ни гордой жаждою похвал
Не буду увлечен! В бездействии счастливом,
Забуду милых муз, мучительниц моих;
Но, может быть, вздохну в восторге молчаливом,
Внимая звуку струн твоих.

Анализ стихотворения Пушкина «Дельвигу»

Поэтический текст, относящийся к 1817 г. вошел в число лицейских произведений, переделанных автором спустя 8—9 лет после их написания. Стихотворение, жанровые особенности которого определены рамками товарищеского послания, является характерным примером ранней пушкинской лирики. Ее адресаты — товарищи по лицейской учебе.

Лирический субъект произведения уверен в творческом амплуа своего однокашника, выраженного краткой формулой «Ты поэт». Герой призывает друга, «наперсника богов», оберегать и развивать высокий дар художественного слова, воспитывая его «в уединении», вдали от суеты и тревог. Источниками вдохновения служат вечные чувства любви и дружбы, к которым присоединяется неожиданная составляющая — «лень». При помощи последней поэт юмористически характеризует не только собственное настроение, но и стихотворный образ Дельвига, восторженного «сына лени».

В поэтическом тексте декларируется «святое», божественное происхождение творческих способностей, которые преподносят «богини песнопенья», покровительницы искусства. Прекрасные неземные девы одарили таинственной «искрой вдохновения» и лирического субъекта, и адресата его произведения. «Лира мой удел», — так резюмирует свое предназначение герой, испытавший «жар сердца» в упоительные минуты творческого порыва.

Заключительный эпизод посвящен известной романтической теме разочарования, вызванного наговорами завистников и клеветников. Обозначая себя как жертву интриг, поэт прибегает к метафорам «кровавый взор» и «невидимый кинжал». Оскорбленный и отчаявшийся герой желает забыться в «бездействии счастливом», оставив муз-«мучительниц». Путь, который избрал лирический субъект, — его собственный выбор, вынужденное решение трагического романтика. Оно противопоставляется судьбе адресата, который остается верен гармоничным «звукам струн» высокой поэзии, способной успокоить мятущуюся душу лирического «я».

Юношеское стихотворение предваряет основные мотивы ключевой темы предназначения поэта: провозглашаются божественные истоки творчества, его гуманистическая суть и безразличие к земным волнениям.

Попытка моделирования собственной судьбы изображается в юношеском произведении «Товарищам». Герой не желает прославиться на воинской или гражданской стезе. Относя характеристику «сын лени» к собственной персоне, он выбирает душевное спокойствие и «красный колпак», символ свободы.

Дружба в лирике А.С. Пушкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Усть-Удинская СОШ№2»

П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район

Развозжаева Ксения Сергеевна

Научная работа по теме «Дружба в лирике Пушкина»

Цель исследования. выяснить, какое место в жизни и лирике Пушкина занимает тема дружбы, изменилось ли с течением лет отношение Пушкина к лицейскому братству.

Задачи: 1.Показать, как дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов

2.Удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных дружбе.

Гипотеза: Прошла ли испытание временем дружба Пушкина, родившаяся в стенах Царскосельского Лицея?

Объект исследования – лирика Пушкина.

Предмет исследования – тема дружбы в лирике Пушкина.

Основной метод исследования: анализ, анкетирование, изучение литературы по данной теме.

Вывод:Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина. Бог помочь Вам, друзья мои…

I. Дружба в лирике Пушкина

1.1Что значит дружба для А.С. Пушкина

Всей жизнью и творчеством А.С. Пушкин утверждал такое благородное чувство как дружба. Дружба для А.С. Пушкина « отрадная звезда», « святое братство» единомышленников, для которых любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству.

Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирике дружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и не забывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер.

Тема дружбы в лирике Пушкина имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.

1.2Лицейский период(1811-1817) (Приложение 1)

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта [12] .

В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма. Пушкинская лирика периода 1813—1815 годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь [13]

1.3Жанр послания ( Приложение 2)

Жанр послания известен ещё с времён античности (Квинт, Гораций, Овидий).
В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам.
В русской поэзии начала XIX века дружеское послание было весьма распространенным жанром (послания В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.А.Фета). Популярность его во многом объяснялась малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения мыслей. Дружеское послание напоминает непринужденную беседу, часто это разговор "на равных". Адресат мог быть самый разный: реальное, близкое автору лицо, лицо, с которым автор не был лично знаком, лицо воображаемое.
Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания. От первоначального стихотворного размера – гекзаметра – авторы посланий вскоре отказались. Дружеское послание создается с целью обретения единомышленника и союзника.

Пушкин-лицеист использует различные жанры: от оды до романса, элегии и сказки. Но самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С.Пушкина – дружеское послание ("К Наталье" – первое стихотворение поэта, "К другу стихотворцу" – первое печатное произведение). Многие послания Пушкина берут в качестве образца "Мои пенаты" Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В обращениях к друзьям ( "Товарищам". "В альбом Пущину". "Кюхельбекеру") возникает тема Лицея, которая встречается и в более поздних стихотворениях поэта.
Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний – признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание "К Чаадаеву" .
Пушкин еще не раз обратится к Чаадаеву с дружескими посланиями: в 1821 году – "В стране, где я забыл тревоги прежних лет. ", в 1824-м

В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

1.4 Стихотворение « 19 октября» (Приложение 3)

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Печален я: со мною друга нет,
Вокруг меня товарищей зовёт;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждёт.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют.
Но многие ль и там из вас пируют?
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Друзья мои. прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и безпечен

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой.
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь о́бнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай просёлочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне. пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слёз и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
1825

1.5 Стихотворение А.С. Пушкина « Пирующие студенты» (Приложение 3)

Друзья! досужный час настал; [1]
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным — он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее — завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем —
И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,—
Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем —
И пить давайте снова.

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется.
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?— это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!

Но что. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком.
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради.
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради.
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

1.6 (Из письма к Я.Я.Толстому, 1821) (Приложение 3)

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

Горишь ли ты, - лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

1.7 Послание « К Чаадаеву» (Приложение 3)

И дружбу верную, и милые предметы,
Пленявшие меня в младенческие леты,
В те дни, когда, еще не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.

Но дружбы нет со мной. Печальный, вижу я
Лазурь чужих небес, полдневные края;
Ни музы, ни труды, ни радости досуга —
Ничто не заменит единственного друга.
Ты был целителем моих душевных сил;
О неизменный друг, тебе я посвятил
И краткий век, уже испытанный судьбою,
И чувства — может быть спасенные тобою!
Ты сердце знал мое во цвете юных дней;
Ты видел, как потом в волнении страстей
Я тайно изнывал, страдалец утомленный;
В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой ;
Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь;
Терпенье смелое во мне рождалось вновь;
Уж голос клеветы не мог меня обидеть,
Умел я презирать, умея ненавидеть.
Что нужды было мне в торжественном суде
Холопа знатного, невежды при звезде,
Или философа, который в прежни лета

1.8 Послание « Дельвигу» 1821 (Приложение 3)

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

Ты знаешь сам: в минувши годы

Я на брегу парнасских вод

Любил марать поэмы, оды,

И даже зрел меня народ

На кукольном театре моды.

Бывало, что ни напишу,

Все для иных не Русью пахнет;

Об чем цензуру ни прошу,

Ото всего Тимковский ахнет.

Теперь едва, едва дышу!

1.9 Друзьям» Александр Пушкин(Приложение 3)

Вчера был день разлуки шумной,
Вчера был Вакха буйный пир,
При кликах юности безумной,
При громе чаш, при звуке лир.

Так! Музы вас благословили,
Венками свыше осеня,
Когда вы, други, отличили
Почетной чашею меня.

Честолюбивой позолотой
Не ослепляя наших глаз,
Она не суетной работой,
Не резьбою пленяла нас;

Но тем одним лишь отличалась,
Что, жажду скифскую поя,
Бутылка полная вливалась
В ее широкие края.

Я пил — и думою сердечной
Во дни минувшие летал
И горе жизни скоротечной,
И сны любви воспоминал;

Меня смешила их измена:
И скорбь исчезла предо мной
Как исчезает в чашах пена
Под зашипевшею струей.

1.10 Стихотворение « Во глубине сибирских руд. »

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Усть-Удинская СОШ№2»

П. Усть-Уда, Иркутская обл, Усть-Удинский район.

Развозжаева Ксения Сергеевна

Проанализировав стихотворения А.С. Пушкина, посвященные теме «дружба» в лирике Пушкина, мы выяснили, что эта пушкинская тема имеет автобиографические истоки. В исследовании лирического наследия поэта оптимальным является хронологический принцип, в соответствии с которым каждая тема рассматривается в логическом развитии, дабы воссоздать духовную биографию великого поэта.

II. Дух творчества, свободы в Лицее

2.1 История лицейских лет А.С.Пушкина. Дух творчества, свободы поощрялся в лицее начальством. Между преподавателями и лицеистами царили дружеские взаимоотношения, которые строились на принципах уважения, а не палочной дисциплины.

2.2 Анализ стихотворения А.С. Пушкина«Разлука», 1817

Преобладающий лирический жанр – послание. В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через все творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

2.3 Анализ стихотворения А.С. Пушкина«19 октября», 1825

Преданность друзьям Пушкин проносит через всю свою жизнь. Этот мотив вновь и вновь возникает в стихотворениях, посвященных лицейским годовщинам:

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

«19 октября», 1825.

2.4 Анализ стихотворения А.С. Пушкина (« Пирующие студенты»)

С дружбой связаны пиры и веселье (« Пирующие студенты», «Мое завещание друзьям»)

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом пенистом вине?

(«Воспоминание»(К Пущину), 1815)

2.5. Южная ссылка (1820 – 1824)

Поэта не оставляю т воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

(Из письма к Я.Я.Толстому,1821)

2.6 Петербург (1831-1833)

Воспоминание о времени, проведенном в Петербурге среди друзей, связанных с обществом декабристов:

Горишь ли ты, - лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому,1821)

2.7 Анализ стихотворения А. С. Пушкина « К Чаадаеву»

Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

(« Чаадаеву», 1821)

2.8 Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Дельвигу»

Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки: Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен, Но признаюсь, барон, я грешен: Стихам я больше был бы рад. («Дельвигу», 1821)


2.9. Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Друзьям»1822год.

Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит.

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха буйный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

2.10 Анализ стихотворения А. С. Пушкина (« Чем чаще празднует лицей» 1831)

«1. Меняется пафос дружеской лирики: все больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы.

2. Со временем индивидуальные образы сливаются в обобщенный образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету…

(« Чем чаще празднует лицей» 1831)

2.11 Анализ стихотворения А. С. Пушкина « Во глубине сибирских руд…»

Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов: 3. Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве, так и в зрелом творчестве. « Во глубине сибирских руд…» по форме гражданское послание, выдержанное в традициях декабристской эстетики, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке, Тема о дружбе, надежда – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нем гражданских мотивов:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

2.12Стихотворение В. Кюхельбекера.

После смерти Пушкина Кюхельбекер писал:

И вот опять Лицея день священный;

Но уж и Пушкина меж вами нет!

Не принесет он новых песней вам,

И с них не затрепещут перси ваши.

2.13 Анкетирование ( Приложкение4)

Из 49 опрошенных девятиклассников выяснили, что у 46% есть лучший друг, у 16%- 2 друга,

у 38%-3 друга и более.

Из 60-ти человек, опрошенных мною на улице: 68% удалось сохранить дружбу через года.

Не удалось сохранить дружбу - 32%.

Пушкинская лирика дружбы, несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в 21 веке, а жизненный его пример, внутренняя крепость, с которой Пушкин противостоял ударам судьбы, являются одним из лучших образцов для подражания каждому новому поколению. Исследовав стихотворения А.С.Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С.Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая ценность в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не столько брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А.С.Пушкина.

Бог помочь Вам, друзья мои…

Слушать стихотворение Пушкина Дельвигу

Темы соседних сочинений

ostihe.ru

Анализ стихотворения А. А. Дельвига "Снова, други, в братский круг"

Поляк Евгений Геннадьевич,
учитель русского языка и литературы  МОУ ИРМО
"Кудинская СОШ", Иркутская область.

Снова, други, в братский круг
Собрал нас отец похмелья,
Поднимите ж кубки вдруг
В честь и дружбы, и веселья.

Но на время омрачим
Мы веселье наше, братья,
Что мы двух друзей не зрим
И не жмем в свои объятья.

Нет их с нами, но в сей час
В их сердцах пылает пламень.
Верьте. Внятен им наш глас,
Он проникнет твердый камень.

Выпьем, други, в память их!
Выпьем полные стаканы,
За далеких, за родных
Будем ныне вдвое пьяны.

Стихотворение посвящено очередной годовщине открытия Царскосельского лицея, оно было написано 19 октября 1826 года. Всего в творчестве Антона Дельвига стихотворений, посвящённых «лицейскому празднику» 4: это «19 октября» 1822, 1824, 1825 и 1926 гг, последнее более известно по первой строке  «Снова, други, в братский круг».

Конечно, широкому кругу читателей в большей степени известны стихи Пушкина к лицейским годовщинам, как и то, что именно Пушкин был хранителем традиций лицейского братства.

Но лицеисты отмечали дату открытия Лицея и без него. Так состоялась встреча друзей 19 октября 1822 года, когда Пушкин был в южной ссылке. Тогда «лицейский зал» для встречи «воскрес» в квартире Илличевского. В 1824 году, находясь в Михайловском, Пушкин снова не смог присоединиться к празднованию 19 октября. Но сама встреча состоялась. В квартире Яковлева и Вольховского снова прозвучали стихи Дельвига.

Семь лет пролетело, но, дружба,
Ты та же у старых друзей:
Всё любишь лицейские песни,
Всё сердцу твердишь про Лицей.

В 1825 году в Михайловском Пушкин пишет самое известное своё лицейское стихотворение «19 октября», но снова не может обнять друзей, пришедших на встречу. А Дельвиг пишет своё «19 октября» 1825 года.

В третий раз, мои друзья,
Вам пою куплеты я

В этом же стихотворении Дельвиг обещает:

И в четвертый раз, друзья
Воспою охотно я
Вам лицейский праздник.
Лейся, жженка, через край,
Ты ж под голос наш играй,
Яковлев-проказник.

Поэт как будто предчувствует, что, несмотря на обещание Пушкина быть с друзьями 19 октября 1826 года, обстоятельства помешают тому быть, и воспевать встречу придется снова ему, Дельвигу.

Поэтому вполне закономерно, что стихотворение начинается словом «снова»:

Снова, други, в братский круг
Собрал нас отец похмелья,
Поднимите ж кубки вдруг
В честь и дружбы, и веселья.

«Снова» здесь можно рассматривать в двух контекстах: снова встреча – это признак сложившейся традиции, и снова лицейское братство воспевает Дельвиг.

В первой строфе обозначена тема – веселье в братском кругу в честь дружбы. На общее настроение веселья накладывается отпечаток высокого чувства к друзьям, дружбе, Лицею, где эта дружба родилась, в застольной речи звучит устаревшая форма обращения «други» и слово «вдруг» в устаревшем значении «разом, дружно», а в честь дружбы поднимаются не стаканы, а кубки.

Во второй строфе настроение меняется.

Но на время омрачим
Мы веселье наше, братья,
Что мы двух друзей не зрим
И не жмем в свои объятья.

Используя прием умолчания, не называя имен, автор напоминает друзьям о недавних событиях 1825 года и их последствиях. И друзья, и читатели понимают, что речь идет о декабристах Кюхельбекере и Пущине. Но, несмотря на расстояние и трагические события, разделяющие друзей, они чувствуют взаимосвязь, собравшиеся на встречу шлют слова поддержки и знают, что их друзья пылают ответным дружеским чувством, тем более ценным сейчас, когда они в беде.

Нет их с нами, но в сей час
В их сердцах пылает пламень.

При чтении следующих двух строк смутно наметившаяся ранее параллель с более известным стихотворением становится явной.

Верьте. Внятен им наш глас,
Он проникнет твердый камень.

Справедливости ради следует отметить, что стихотворение Дельвига написано в 1826 году, а Пушкинское послания «В Сибирь» – в 1827 году, то есть, пальма первенства в создании образа дружеского «гласа», проникающего через затворы и камень, принадлежит Дельвигу.

Заканчивается стихотворение призывом выпить в память друзей, которых нет рядом, за друзей «далеких, родных».

Стихотворение написано четырёхстопным хореем с использованием перекрёстных женских и мужских рифм.

Использование художественных средств сведено к минимуму. Это устаревшая высокая лексика, метафоры «отец похмелья», «в их сердцах пылает пламень». Минимализм использования средств выразительности делает речь, обращённую к близким друзьям, максимально простой и прозрачной, но при этом служит для создания общего пафоса дружбы.

journalpro.ru

Анализ стихотворения Пушкина “Дельвигу” 👍

Произведение появилось болдинской осенью 1830 г. Его созданию предшествовала редакторская работа поэта в “Литературной газете”, которую с начала года стал издавать Дельвиг. Автор видит в адресате стихотворения не только друга по лицейской юности, но и коллегу, вместе с которым противостоит оппонентам в ожесточенной полемике “журнальной войны”. Стихотворный текст, оформленный по канонам дружеского поэтического послания, остался не законченным, особенно в заключительных строфах, где размещаются недописанные слова.

С первых

строк произведения декларируется духовная близость лирического субъекта с “братом названым”. Друзей объединили литературные способности, которые проявились еще в годы лицейской учебы.

В третьей строфе возникает вывод: ранние успехи на поэтическом поприще избаловали лирическое “мы”. Поступками юных поэтов руководила “гордая леность”, которая породила безразличное отношение к судьбе собственных сочинений. Последние метафорически уподобляются “гуляющим детям”, оставленным без присмотра.

Бескорыстные и возвышенные помыслы, далекие от низменного корыстолюбия торгашей, – эти

качества адресата выделяет герой, считая их оправданием “беззаботной” позиции.

Две последние строфы посвящены актуальной теме литературной полемики. Лирическое “мы” терпит насмешки журнальных критиков. Коллег упрекают в тщеславии, несерьезности, “разгульности” ума. Финал, в котором на смену возвышенно-романтическим интонациям приходят иронические, построен на антитезе.

Стиль адресата получает положительно окрашенные эпитеты: “могучий”, “крылатый”, “надеждами богатый”. Противники изображены мелочными, завистливыми и ничтожными: “какой-то пародист”, “жует беззубый журналист”.

Образ Дельвига появляется в художественном мире Пушкина с лицейских времен. В произведении 1817 г. “Любовью, дружеством и ленью…” товарищ характеризуется как “наперсник богов”, возвышенный и талантливый поэт. Здесь же впервые декларируется общность творческих интересов адресата и лирического героя, рождая тему поэтического братства лицеистов.

Имя единомышленника, “сына лени вдохновенного”, упоминается в тексте “19 октября” 1825 г. Герой признателен одаренному другу, пример которого “пробудил сердечный жар”, потаенный в душе, вызвал решимость связать собственную судьбу с поэзией.

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения Антона Дельвига “Вдохновение”???? | Дельвиг А.

Текст стихотворения написан в 1817 году, однако вошел в число тех произведений, которые называются лицейскими стихотворениями. Автор переделал их через восемь лет после того, как написал впервые. Стихотворение написано в жанре послания к товарищу, поскольку отличаются определенными жанровыми особенностями. Стихотворению А. А. Дельвига “Вдохновение” характерны рыси, которые широко использовались Пушкиным в ранней лирике. Адресатами становятся товарищи, с которыми учились вместе в лицее.

Герой стихотворения, абсолютно уверенный в

том, что его друг имеет творческий амплуа и является настоящим поэтом. Эти мысли автор выразил словами “Ты поэт”, которые герой адресовал другу. Он требует его, чтобы тот защищал и развивал высокий талант художественного письма. Для этого достаточно уединится, избавить себя от людской суеты и забот. И наполнить жизнь источниками для вдохновения. Герой размышляет о том, что к трепетным чувствам любви и приятельства присоединился еще один источник – “лень”. С помощью лени автор пытается юмористически охарактеризовать свое настроение и образ, который в стихотворении изображен сыном лени.

В произведении

акцентируется внимание на том, что творческие способности преподносят только богини, которые являются покровительницами искусства. Герой уверен, что, как и он, так и адресат этого произведения также был одарен великолепными неземными девами, которые наделили парня искрой вдохновения. Герой высказывает о своем предназначении такой фразой: “Лира мой удел”. Он испытывает огонь в душе в период поэтического порыва.

Но произведение не обошлось и без нотки разочарования. В заключительном эпизоде строки посвящаются наговорам завистников и клеветников. Автор изображает поэтов как жертв этих интриг. И поэтому герой чувствует себя оскорбленным и отчаявшимся человеком, который хочет только одного – бездействовать. Адресат остался верен гармонии высокой поэзии, которая способна утихомирить душу лирического человека. Герой же выбирает тот путь, который является вынужденным решением в следствии трагедии в жизни романтика.

Стихотворение выделяет божественные начала искусства, суть творчества и безразличие ко всем земным заботам. Это и является ключевой темой и ее основными мотивами юношеского стихотворения А. А. Дельвига “Вдохновение”.

school-essay.ru

Анализ стихотворения Дельвига “К Диону” 👍

Творческое наследие Антона Дельвига немногочисленно, так как лицейский товарищ Пушкина, по собственному признанию, отличался хронической ленью. Именно поэтому он не преуспел в учебе и был одним из первых кандидатов на отчисление из Царскосельского лицея. Юного Дельвига спасло лишь то, что он очень рано начал писать стихи, и в 16 лет уже публиковался в московских журналах. Именно этому периоду творчества поэта принадлежит стихотворение “К Диону”, выдержанное в древнегреческой манере.

Сам Антон Дельвиг на полном серьезе считал себя

эллином и восхищался античной литературой. Поэтому неудивительно, что сюжет этого произведения основан на древнегреческой мифологии, а его главным героем является Дион (или Дионис) – бог виноделия.

Именно к нему обращается юный поэт, предлагая скоротать время “под сенью развесистой рощи” и отдать дань уважения молодому фалернскому вину. “В честь вечно юного Вакха осушим мы дно золотое”, – провозглашает свой первый тост поэт, отмечая при этом, что сам он настроен на философский лад. Действительно, в этом произведении Дельвиг рассуждает о том, насколько скоротечно время, и неумолимый бог Хронос

беспощаден к юношам, которые просят его замедлить свой бег. В итоге молодой человек не успевает оглянуться, как превращается в дряхлого старика и ловит насмешки юного бога Эроса, который когда-то был к нему благосклонен.

Поэтому поэт выводит для себя некую формулу счастья, утверждая, что не стоит “в жизни сей краткой за тщетною славой гоняться”. По мнению поэта, жить вечно в трудах ради того, чтобы стать знаменитым, и при этом добровольно отказаться от счастья – глупо и расточительно. Ведь боги даровали человеку жизнь “для наслаждений любви”, а не для того, чтобы он превозносил самого себя.

Именно по этой причине Дельвиг считает, что бессмысленно тратить свою жизнь на то, чтобы разбогатеть. По его мнению, богиня Фортуна благосклонна лишь к тем, кто относится к богатству с легкостью и не боится потерять то, что имеет. Но при этом высшей ценностью для человека должны оставаться чувства, которые неподвластны деньгам, так как за них мы “счастье себе не прикупим”. Мирская суета также утомляет юного поэта, который убежден, что жизнь нужно посвятить созерцанию прекрасного.

Именно поэтому время от времени нужно приглашать бога Диона провести вечер под сенью деревьев и вкусить дары небес, к которым поэт относит вино и фрукты. Такое времяпровождение, по мнению Дельвига, позволяет обрести душевное равновесие и на время забыть мирские заботы, которые привносят в жизнь любого человека хаос и суету.

lit.ukrtvory.ru

Анализ стихотворения пушкина дельвигу. Анализ идиллий Дельвига «Цефиз» и «Друзья

Дельвиг был одним из друзей Пушкина, с которыми он вел дружбу в лицее. Этих двоих соединила невероятная тяга и любовь к поэзии. Он, как и Пушкин читал много книг и увлекался литературой. Еще в годы обучения, он выпускает свои первые стихи.

Его стихотворение «К Дельвигу» это дружеское послание, которое наполнено любовью и привязанностью к своему другу. Пушкин говорит, что они будто бы рождены по одной звездою, что говорит о похожести друзей. Деливиг был первый из лицеистов, которые стали печататься в газетах и журналах со своими произведениями. Поэтому они с Пушкиным ведут одно общее дело. Помимо этого их схожесть состоит в одинаковом образе жизни.

Как пишет Пушкин в своем стихотворение, слава склонила им голову очень рано, потому они пользовались ею неумело и взбалмошно. Они не заботились о своем будущем, жили одним моментом и прожигали дни за весельем и гуляньем.

Пушкин и Дельвиг одинаково начинали свою поэтическую карьеру, оба в одно и то же время вступили в объединение «Зеленая лампа». Там их не всегда публиковали, часто цензура не пропускала творения юных поэтов. Но оба друга все равно сильно любили славу и наслаждались каждым ее лучом.

Дельвиг был очень талантливым человеком, его стихотворения были высшим образцом искусства. Он применял к ним различные литературные средства в связи, благодаря чему они становились удивительно красивыми и в тоже время правильными. Пушкин, как истинный друг не завидовал успехам Дельвига, наоборот, в своем стихотворении он восхваляет его талант и желает его искусству расти.

Дельвиг также посвятил стихотворение Пушкину, еще во время их обучения в лицеи. Его стихотворение «К Пушкину» является первым положительным отзывом творчеству молодого поэта. Дельвиг уже тогда предсказывал Пушкину славу и бессмертие в этом мире. Они помогали друг другу в создании стихотворений, часто вели часовые беседы на различные темы.

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Вечер» Стихотворение Гумилева «Вечер» было написано примерно в 1908 году. Тот период жизни выдался очень сложным для молодого поэта. Символизм находился в переломной части, его творчество было омрачено личными проблемами поэта. Тогда он терпит очередной отказ от Ахматовой, он снова просил у нее руку и сердце, но та еще долгое время будет оставаться неприступной.

Название стихотворения символизирует не только вечернее время суток, но и психологическое состояние лирического героя. Он находится в поисках своего счастья. Каждая строчка стихотворения является определенным символом, который раскрывает весь смысл и задумку автора.

Лирический герой просит ночь укутать его своим волшебным сном, ведь только там он чувствует себя по-настоящему счастливым. Он возвышает ночь, благодарит ее за то, что она избавляет его от страданий. На время погружает в нереальную атмосферу счастья. Это очень красивое стихотворение, в котором использовано много символов и метафор. Оно очень эмоциональное, очень грустное. Ведь лирический герой не способен найти счастья в реальной жизни, поэтому ему приходится оставаться в одиночестве и просить ночь помочь ему.

В действительности он просто засыпает и счастье, в котором он прибывает некоторое время, является лишь сном, который быстро заканчивается. Но, несмотря на это, герой все же упрашивает ночь прийти и подарить свой дар, ему неважно, что все это не взаправду, человеку в определенный момент жизни просто хочется верить в его существование.

Стихотворение «Вечер» это грустная история о поиске счастья. После знакомства с произведением Гумилева невольно начинаешь задумываться, а существует ли в действительности счастье. Или же наша участь, как и у героя стихотворения «Ночь» находить его только во сне, где нельзя насладиться его дарами.

Мы рождены, мой брат названый,
Под одинаковой звездой.
Киприда, Феб и Вакх румяный
Играли нашею судьбой.

Явилися мы рано оба
На ипподром, а не на торг,
Вблизи державинского гро

artident.ru

Анализ стихотворения Дельвига «Романс» - Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Анализ стихотворения Есенина «Белая береза»

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой.

Подробнее...

Анализ стихотворения Есенина “Утро”

Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.

Стихотворение “С добрым утром!”, написанное в 1914 году, позволяет в полной мере судить о поэтическом таланте Есенина и его трепетному отношению к родине.

Подробнее...

Анализ стихотворения Ахматовой «Есть в близости людей заветная черта»

Любовь и влюбленность – два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной Ахматовой, которая уже через несколько лет супружества поняла, что испытывает к Николаю Гумилеву теплые дружеские чувства, но никак не любовь. О своих внутренних переживаниях поэтесса не может и не хочет делиться даже с супругом, так как знает, что подобные откровения способны причинить ему сильную боль.

Подробнее...

Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели»

Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин уезжает в Санкт-Петербург, и эта поездка переворачивает всю его жизнь. По возвращении поэт считает себя свободным от каких – либо обязательств перед Анной Изрядновой, которая остается с ребенком на руках в арендуемой квартире. В дальнейшем судьбы этих двух людей уже никогда не пересекутся.

Подробнее...

Анализ стихотворения Ахматовой “Бессонница”

В 1914 году свет увидел второй сборник Ахматовой “Четки”, закрепивший за ней звание популярнейшей российской поэтессы начала двадцатого столетия. В книгу включено стихотворение “Бессонница”. Произведение датировано 1912 годом. Главная его тема обозначена уже в названии. Лирическая героиня текста долгое время не может уснуть по ночам. В первых строках Ахматова при помощи буквально пары деталей создает нужную атмосферу. Она сообщает о жалобном мяуканье кошек да о звуке шагов, слышащемся где-то вдали.

Подробнее...

Анализ стихотворения Цветаевой «Легкомыслие милый грех»

Стихотворение «Легкомыслие! — Милый грех» написано 3 марта 1915 года. Для юной Цветаевой это был период романтики, полный противоречивых устремлений, эгоистичных суждений, внезапных решений… Стабильность семейных отношений привела к охлаждению чувств между супругами, когда-то вдохновляющих ее на поэтическое творчество.

Подробнее...

express5top.ru

Анализ стихотворения Дельвига "Тихая жизнь"

В числе друзей-лециистов Александра Пушкина было много по-настоящему талантливых людей. Среди них особое место занимал Антон Дельвиг, который учился весьма посредственно, но при этом обладал несомненным литературным дарованием. За несколько лет до окончания Царскосельского лицея он начал публиковаться в престижных литературных журналах, чем вызвал зависть и восхищение среди лицеистов. Незадолго до выпуска, в конце 1816 года, увидело свет стихотворение Дельвига под названием «Тихая жизнь», которое вызвало много споров среди друзей поэта. В этот период многие из них мечтали о блестящей карьере и предавались грезам о том, как сложится их жизнь. Дельвиг же был далек от подобных фантазий, так как четко представлял, что за стенами родного лицея его ждет тихая жизнь, лишенная взлетов и падений. Подобную судьбу юный автор предрекал не только самому себе, но и другим лицеистам, считая, что его поколении не в состоянии принести Отечеству хоть какую-то пользу.

«Блажен, кто за рубеж наследственных полей ногою не шагнет», — отмечает Дельвиг, и в этой фразе чувствуются и ирония, и насмешка судьбы. Богатая усадьба, красавица-жена, много детей, достаток и благополучие, размеренный образ жизни – об этом мечтают многие современники юного поэта. Практически любой человек, которого ожидают подобные перспективы, воспринимает все происходящее, как должное. «Спокойно целый век проводит он в трудах», — констатирует Дельвиг, отмечая при этом, что сельская жизнь протекает незаметно и заканчивается прозаично. Рано или поздно наступает такой момент, когда приходит смерть «с улыбкой на устах», и баловню судьбы, не знающему душевных тревог и высоких стремлений, приходится констатировать, что жизнь его прошла бессмысленно и бесцельно.

«Так жизнь и Дельвигу тихонько провести. Умру — и скоро все забудут о поэте!», — отмечает автор, сожалея о том, что не является баловнем судьбы. Он интуитивно чувствует, что некоторые его друзья смогут прославиться и совершить настоящие подвиги во имя России. Сам же Дельвиг далек от подобных мыслей, так как считает себя безвольным и слишком ленивым, чтобы поддаваться влиянию передовых идей. Этому стихотворению суждено было стать пророческим, так как его автор действительно удачно женился, получит обычную должность чиновника в министерстве и относительно спокойно дожил до 32 лет, скончавшись от брюшного тифа. Трудно сказать, какое именно предначертание судьбы должен был выполнить этот человек. Однако известно, что даже к своему литературному дарованию Дельвиг относился с пренебрежением и не утруждал себя написанием стихов, которые могли бы стать настоящим украшением русской литературы.

liricon.ru

Анализ стихотворения пушкина дельвигу. Анализ идиллий Дельвига «Цефиз» и «Друзья

В идиллии «Цефиз» нежная и бескорыстная дружба увенчивается даром: Филинту понравились плоды с груши, и Цефиз с радостью дарит ему дерево, обещая укрывать его от холода: «Пусть оно для тебя и цветёт и плодами богатеет!». Старый Филинт вскоре умер, но Цефиз не изменил прежнему чувству: он похоронил своего друга под его любимой грушей, а «холм увенчал кипарисом» – его деревом скорби. Сами эти деревья, вечно живой кипарис и плодоносящая груша, стали символами не умирающей дружбы, духовной чистоты и человечности.

В «священном листьев шептание» Цефиз слышал благодарность Филинта, а природа одаривала его благовонными плодами и прозрачными гроздями. Так духовная красота Цефиза тонко слилась в идилии с красотой и щедростью природы. Природа и народная среда воспевают в людях благородство, укрепляют их дух и нравственные силы. В труде и на лоне природы человек становится духовно богатым, умеющим наслаждаться истинными ценностями жизни – дружбой, любовью, красотой, поэзией. В идиллии «Друзья» весь народ от мала до велика живёт в согласии. Ничто не нарушает его безмятежного покоя.

После трудового дня, когда «вечер осенний сходил на Аркадию», «вокруг двух старцев, друзей знаменитых» – Полемона и Дамета, – собрался народ, чтобы ещё раз полюбоваться их искусством определять вкус вин и насладиться зрелищем верной дружбы. Привязанность друзей родилась в труде, а самый их труд – чудный дар природы. Отношения любви и дружбы выступают у Дельвига мерилом ценности человека и всего общества. Ни богатство, ни знатность, ни связи определяют достоинства человека, а простые, интимные чувства, их цельность и чистота. И конец «золотого века» наступает, когда они рушатся, когда исчезает высокая духовность.

«Добрый Дельвиг», «Мой парнасский брат» – называл любимого друга Пушкин, и эти славные титулы навечно останутся за поэтом своеобразного, неподдельного лирического дарования. Дельвигу, воспевшему красоту земного бытия, радость творчества, внутреннюю свободу и достоинство человека, принадлежит почётное место среди звёзд пушкинской плеяды.

Дельвиг был одним из друзей Пушкина, с которыми он вел дружбу в лицее. Этих двоих соединила невероятная тяга и любовь к поэзии. Он, как и Пушкин читал много книг и увлекался литературой. Еще в годы обучения, он выпускает свои первые стихи.

Его стихотворение «К Дельвигу» это дружеское послание, которое наполнено любовью и привязанностью к своему другу. Пушкин говорит, что они будто бы рождены по одной звездою, что говорит о похожести друзей. Деливиг был первый из лицеистов, которые стали печататься в газетах и журналах со своими произведениями. Поэтому они с Пушкиным ведут одно общее дело. Помимо этого их схожесть состоит в одинаковом образе жизни.

Как пишет Пушкин в своем стихотворение, слава склонила им голову очень рано, потому они пользовались ею неумело и взбалмошно. Они не заботились о своем будущем, жили одним моментом и прожигали дни за весельем и гуляньем.

Пушкин и Дельвиг одинаково начинали свою поэтическую карьеру, оба в одно и то же время вступили в объединение «Зеленая лампа». Там их не всегда публиковали, часто цензура не пропускала творения юных поэтов. Но оба друга все равно сильно любили славу и наслаждались каждым ее лучом.

Дельвиг был очень талантливым человеком, его стихотворения были высшим образцом искусства. Он применял к ним различные литературные средства в связи, благодаря чему они становились удивительно красивыми и в тоже время правильными. Пушкин, как истинный друг не завидовал успехам Дельвига, наоборот, в своем стихотворении он восхваляет его талант и желает его искусству расти.

Дельвиг также посвятил стихотворение Пушкину, еще во время их обучения в лицеи. Его стихотворение «К Пушкину» является первым положительным отзывом творчеству молодого поэта. Дельвиг уже тогда предсказывал Пушкину славу и бессмертие в этом мире. Они помогали друг другу в создании стихотворений, часто вели часовые беседы на различные темы.

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Вечер» Стихотворение Гумилева «Вечер» было написано примерно в 1908 году. Тот период жизни выдался очень сложным для молодого поэта. Символизм находился в переломной части, его творчество было омрачено личными проблемами поэта. Тогда он терпит очередной отказ от Ахматовой, он снова просил у нее руку и сердце, но та еще долгое время будет оставаться неприступной.

Название стихотворения символизирует не только вечернее время суток, но и психологическое состояние лирического героя. Он находится в поисках своего счастья. Каждая строчка стихотворения является определенным символом, который раскрывает весь смысл и задумку автора.

Лирический герой просит ночь укутать его своим волшебным сном, ведь только там он чувствует себя по-настоящему счастливым. Он возвышает ночь, благодарит ее за то, что она избавляет его от страданий. На время погружает в нереальную атмосферу счастья. Это очень красивое стихотворение, в котором использовано много символов и метафор. Оно очень эмоциональное, очень грустное. Ведь лирический герой не способен найти счастья в реальной жизни, поэтому ему приходится оставаться в одиночестве и просить ночь помочь ему.

В действительности он просто засыпает и счастье, в котором он прибывает некоторое время, является лишь сном, который быстро заканчивается. Но, несмотря на это, герой все же упрашивает ночь прийти и подарить свой дар, ему неважно, что все это не взаправду, человеку в определенный момент жизни просто хочется верить в его существование.

Стихотворение «Вечер» это грустная история о поиске счастья. После знакомства с произведением Гумилева невольно начинаешь задумываться, а существует ли в действительности счастье. Или же наша участь, как и у героя стихотворения «Ночь» находить его только во сне, где нельзя насладиться его дарами.

Мы рождены, мой брат названый,
Под одинаковой звездой.
Киприда, Феб и Вакх румяный
Играли нашею судьбой.

Явилися мы рано оба
На ипподром, а не на торг,
Вблизи державинского гроба,
И шумный встретил нас восторг.

Избаловало нас начало.
И в гордой лености своей
Заботились мы оба мало
Судьбой гуляющих детей.

Но ты, сын Феба беззаботный,
Своих возвышенных затей
Не предавал рукой расчетной
Оценке хитрых торгашей.

В одних журналах нас ругали,
Упреки те же слышим мы:
Мы любим славу да в бокале
Топить разгульные умы.

Твой слог могучий и крылатый
Какой-то дразнит пародист,
И стих, надеждами богатый,
Жует беззубый журналист.

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959-1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка. Отец, Антон Антонович Дельвиг (17.6.1773 — 8.7.1828) — офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). Мать - Любовь Матвеевна Красильникова была внучкой русского ученого-астронома.

В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» — за подписью Русский).

Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 г. и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канц

oepress.ru

Анализ стихотворения Дельвига "К Диону"

Творческое наследие Антона Дельвига немногочисленно, так как лицейский товарищ Пушкина, по собственному признанию, отличался хронической ленью. Именно поэтому он не преуспел в учебе и был одним из первых кандидатов на отчисление из Царскосельского лицея. Юного Дельвига спасло лишь то, что он очень рано начал писать стихи, и в 16 лет уже публиковался в московских журналах. Именно этому периоду творчества поэта принадлежит стихотворение «К Диону», выдержанное в древнегреческой манере. Сам Антон Дельвиг на полном серьезе считал себя эллином и восхищался античной литературой. Поэтому неудивительно, что сюжет этого произведения основан на древнегреческой мифологии, а его главным героем является Дион (или Дионис) – бог виноделия.

Именно к нему обращается юный поэт, предлагая скоротать время «под сенью развесистой рощи» и отдать дань уважения молодому фалернскому вину. «В честь вечно юного Вакха осушим мы дно золотое», — провозглашает свой первый тост поэт, отмечая при этом, что сам он настроен на философский лад. Действительно, в этом произведении Дельвиг рассуждает о том, насколько скоротечно время, и неумолимый бог Хронос беспощаден к юношам, которые просят его замедлить свой бег. В итоге молодой человек не успевает оглянуться, как превращается в дряхлого старика и ловит насмешки юного бога Эроса, который когда-то был к нему благосклонен. Поэтому поэт выводит для себя некую формулу счастья, утверждая, что не стоит «в жизни сей краткой за тщетною славой гоняться». По мнению поэта, жить вечно в трудах ради того, чтобы стать знаменитым, и при этом добровольно отказаться от счастья – глупо и расточительно. Ведь боги даровали человеку жизнь «для наслаждений любви», а не для того, чтобы он превозносил самого себя.

Именно по этой причине Дельвиг считает, что бессмысленно тратить свою жизнь на то, чтобы разбогатеть. По его мнению, богиня Фортуна благосклонна лишь к тем, кто относится к богатству с легкостью и не боится потерять то, что имеет. Но при этом высшей ценностью для человека должны оставаться чувства, которые неподвластны деньгам, так как за них мы «счастье себе не прикупим». Мирская суета также утомляет юного поэта, который убежден, что жизнь нужно посвятить созерцанию прекрасного. Именно поэтому время от времени нужно приглашать бога Диона провести вечер под сенью деревьев и вкусить дары небес, к которым поэт относит вино и фрукты. Такое времяпровождение, по мнению Дельвига, позволяет обрести душевное равновесие и на время забыть мирские заботы, которые привносят в жизнь любого человека хаос и суету.

liricon.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.