Чтение стихов польза


Чтение стихов развивает мозг

Стихи не только облагораживают нас духовно, но и развивают наш мозг. Ученые наблюдали нейронную активность в сером веществе добровольцев, читавших шедевры классической поэзии. Они заставляли активизироваться зоны мозга, ответственные за воспоминания о прошлом опыте. Выходит, что читая "Евгения Онегина", мы можем переосмыслить собственное прошлое?

Они не ошиблись. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота и других светил английской поэзии, экспериментаторы анализировали, как в это время работает их мозг. Чтобы сравнить, как реагировала бы ЦНС испытуемых на те же истории, рассказанные обычным языком, произведения классиков переписывали в прозе и давали на прочтение тем же добровольцам.

Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет "безумный" в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово "яростный", мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся.

Но именно необычный эпитет "безумный" заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.

Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Причем этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Можно сказать, что хорошие стихи действуют на людей наркотически!

Читайте также:Изучение языков вызывает прирост мозга

Чтение поэзии, по словам ученых, активировало также правое полушарие мозга, а точнее — его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. Читатель словно обращался к пережитому личному опыту в свете только что полученных впечатлений. Получается, что читая "Гамлета" и "Вордсворта", мы можем переосмыслить собственное прошлое. Интересно, возьмут ли психологи на вооружение эту методику. К примеру, людям, находящимся в кризисе, можно было бы рекомендовать ежевечерне читать классическую поэзию.

Исследователи обещают проверить эту догадку, а заодно и то, не будет ли похожего эффекта от чтения прозы (ливерпульские ученые собираются проверить это на примере Диккенса и других своих соотечественников — корифеев).

Пока же можно сделать вывод о том, что искусство — это не просто сложение рифмованных слов, нот или беспорядочный хаос мазков на полотне. И теперь это подтверждено научно. Прошлые исследования доказывают, что и музыка, и живопись удивительным образом развивают и "структурирует" мозг.

Музыка, никак, казалось бы, не связанная с остальными школьными дисциплинами, помогает школьникам лучше учиться. После длительного исследования обнаружилось, что музыка развивает вербальную память (то есть способность запоминать слова и текст).

Эксперимент, подтверждающий это, был проведен в Гонконге. Китайские ученые набрали 90 мальчиков, половина из которых играла в школьном оркестре, а другая половина музыкой никогда не занималась. При этом все мальчики учились в одной школе, то есть качество образования, которое они получали, было одинаковым. Но ребята, которые играли на каком-либо инструменте, запоминали слова и фразы намного лучше, чем их немузыкальные сверстники.

Спустя год экспериментаторы попросили тех же мальчиков снова пройти тестирование. Из 45 участников оркестра занятия продолжили только 33 человека. А еще 17 школьников пришли на занятия музыкой, узнав о результатах первого исследования. Группа начинающих продемонстрировала худшую вербальную память, чем те, кто занимался уже долго.

То есть чем дольше вы занимаетесь музыкой, тем лучше ваша память. У тех 12 учеников, которые бросили занятия, способности к запоминанию сохранились на прежнем уровне - не улучшились, но и не ухудшились. Можно предположить, что человек, который хотя бы несколько лет занимался музыкой в школьном возрасте, на долгие годы сохранит хорошую память.

Читайте также:Музыка синхронизирует умы

Эксперименты с живописью показали, что картины знаменитых художников отвечают некоему необъяснимому чувству гармонии, которое есть у большинства людей. Сотрудница Бостонского колледжа (США) Анджелина Холи-Долан решила проверить, правда ли, что современное искусство — мазня, подобная детским каракулям ли рисункам, которые создают животные. Ведь существует немало сторонников такой точки зрения.

Участники ее эксперимента рассматривали пары картин — либо творения известных художников-абстракционистов, либо каракули любителей, детей, шимпанзе и слонов — и определяли, какая картина нравится им больше, кажется более "художественной".

Согласитесь, немногие обыватели узнают картины абстракционистов "в лицо", поэтому повальное узнавание картин было вряд ли возможно. А чтобы еще больше запутать участников эксперимента, подписи имели только две трети произведений — причем некоторые таблички еще и сообщали ложную информацию. К примеру, подпись гласила, что зрители рассматривают "творения" шимпанзе, тогда как в действительности видели перед собой картины известного художника.

Но обмануть добровольцев не удалось. Люди чувствовали произведения, созданные художниками, и, невзирая на неправильно расставленные подписи, выбирали именно их в качестве "настоящих" картин. Объяснить причину своего решения они не могли. Получается, что художники, даже творящие в жанре абстракционизма, следуют некоему чувству визуальной гармонии, которое воспринимают практически все зрители.

Но не обманывают ли они сами себя, считая ту или иную комбинацию фигур и цветов совершенной? К примеру, на одном из полотен Мондриана большой красный квадрат уравновешивается небольшим синим на противоположной стороне. Есть ли в этом какая-то особенная гармония? Экспериментаторы при помощи компьютерной графики поменяли квадраты местами — и картина перестала вызывать у зрителей неподдельный интерес.

Наиболее узнаваемые картины Мондриана представляют собой цветовые блоки, разделенные вертикальными и горизонтальными линиями. Взгляд участников эксперимента останавливался на определенных частях картин, которые нашему мозгу казались наиболее выразительными. Но когда добровольцам предлагали перевернутые версии, они безучастно скользили глазами по полотну.

Впечатление от таких картин волонтеры впоследствии оценили намного ниже, чем эмоциональный отклик от оригинальных полотен. Заметим, что добровольцы не были искусствоведами, способными отличить "перевернутую" картину от оригинальной, и в оценке ее выразительности опирались исключительно на субъективные впечатления.

Похожий эксперимент провел Ошин Вартанян из Университета Торонто (Канада). Он переставлял элементы самых разных картин, от натюрмортов Винсента Ван Гога до абстракций Жоана Миро. Но оригиналы всегда нравились участникам больше.

В картинах великих мастеров были найдены и другие закономерности, которые "нравятся" мозгу. Алекс Форсайт из Ливерпульского университета (Великобритания) с помощью технологии компьютерного сжатия изображений установила, что многие художники — от Мане до Поллока — использовали определенный уровень детализации, который не был скучным, но и не перегружал мозг зрителя.

Читайте также:Почему одни любят Мане, а другие — Пикассо?

К тому же, многие произведения знаменитых живописцев имеют черты фрактальных узоров — мотивов, многократно повторяющихся в разных масштабах. Фракталы — распространенное явление в природе: их можно увидеть в зубчатых вершинах гор, в листьях папоротника, в очертании северных фьордов.

www.pravda.ru

Почему стоит читать поэзию | BroDude.ru

Поэзия. Даже слово какое-то слишком изысканное, чтобы казаться мужским. Когда кто-то упоминает стихи, воображение сразу рисует томные первокурсники с прыщами на лбу, отчаянно слагающие очередной шедевр. Или духовно богатые девы с томиками Мандельштама, которые любят пить свой дурацкий латте и рассуждать о «высоком» — причем обычно в таких примитивных категориях, что аж выворачивает и в голову приходит мысль, что уж лучше бы на кухне борщ варила. Поэзия для подростков, юнцов и женщин — этакая антитеза мужественности.

Так было не всегда. Стихи, как правило, пишут и читают мужчины — так было на протяжении веков, начиная с античной Греции: на всех этих Гомера, Архилоха, Гесиода, Пиндара и прочих была лишь одна Сафо — и та лесбиянка. Поэзия была и искусством, и развлечением.

В прошлом поэзия принадлежала к числу обязательных составляющих образования любого мужчина. Сегодня мы учим стихи только в школах, потому что… да кто знает почему. Мы привыкли к мысли, что поэзия — это не для мужиков, потому что она лирична, эмоциональна, а мальчиков с младых ногтей учат контролировать эмоции. Поэтому поэзия тяжело находит себе путь в мужскую библиотеку. Кроме того, у нас есть и другие, более приемлемые способы выразить эмоции.

Наше общество изменилось, наверное, в прошлом веке, и телевидение как будто заняло место, которое прежде принадлежало поэзии. Нашему обществу больше не нужны поэты, чтобы наполнять жизнь лирикой и развлекать нас. У нас есть телевидение и кино, и когда мы хотим почитать, к нашим услугам романы, рассказы, журналы, газеты и развлекательные сайты. Поэзии больше нет места в нашем мире, и потому мы забываем о ней. Может, люди прошлого знали что-то, чего мы не знаем? Может, они читали поэзию не только потому, что у них не было телевизора? Может, поэзия — это не только ахи, вздохи, цветочки и радуги? Есть стихи о войне, о дружбе, о природе, философская лирика — всё это гораздо богаче привычных представлений о стихах.

Зачем я должен это читать?

Так сложилось, что настоящее строится на основе прошлого. Традиции нашей повседневной жизни ведутся из прошлого, даже если мы этого не осознаем. Чтение поэзии, особенно старинной поэзии, может дать нам ключ к более верному пониманию мира. Современная культура не даром названа постмодернистской, одна из ее характерных черт — повсеместная цитатность, вездесущие ссылки на прошлые факты культуры, понять которые мы просто не сможем, если не будем обладать определенным культурным багажом. Готов поспорить, что ты не отсек много разных отсылок даже в популярных фильмах, потому что читал недостаточно стихов.

Чтение поэзии позволяет видеть связь между настоящим и прошлым и знакомиться с традициями, которые были у наших предков. Например, чтение Пушкина может многое рассказать о дворянском быте XIX века.

Поэзия — это увлекательная история; иногда в одном стихотворении в сто строк разворачивается захватывающий сюжет.

Иногда поэты создают свои собственные слова, которые очень точно ловят суть вещей, и это тоже довольно интересно. Они могут выразить большое и даже общечеловеческое, казалось бы невыразимое, в паре строк.

Но чтение поэзии необходимо не только для развлечения или понимания аллюзий. Иосиф Бродский говорил, что поэзия — это высшая форма речи, и, читая поэтов, человек начинает лучше понимать язык. Он даже ставил вопрос о массовом издании поэтов в один ряд с вопросом о всеобщей медицинской помощи.

Читать поэзию тяжело и утомительно. Язык и структура отличаются от привычной нам речи, сложно воспринимать ритм и рифму. Если стихотворение длинное, иногда тяжело его понимать, тяжело трактовать образы и постоянно тревожит, правильно ли ты понял авторскую мысль. Но если ты не будешь торопиться и дашь себе время поразмыслить над прочитанным стихотворением, ты начнешь быстро и заметно расти. Чтение стихов требует накачанного мозга.

С чего начать

Ни в коем случае не стоит превращать чтение поэзии в скучную обязанность и рутину. Можешь прочитывать по одному стихотворению в день или в неделю. Сделай чтение стихов небольшим ритуалом. Например, это можно делать в воскресное утро: читай стихотворение за своей первой чашкой кофе, прежде чем начинать делать другие дела. Читай, чтобы развлечься или просто чтобы доказать себе, что можешь. Если тебе понравился процесс, то и хорошо, а если нет, не страшно: попробуй почитать другого автора. Даже если это стихотворение все называют одним из лучших, а оно тебе не нравится, просто двигайся дальше. Не надо себя мучить и внушать в себе, что «ты ничего не понимаешь в поэзии, потому что это стихотворение тебе не по душе, хотя его считают объективно хорошим». Поэзия — это искусство. О ней можно судить субъективно, однако всё же оперировать более вменяемыми аргументами, чем «скучно».

Поэты, которых стоит прочесть

Для начала, обратимся к классике, хотя читать ее в самом начале я бы не советовал. Почему? Когда я перечислю имена, ты поймешь. Эпос о Гильгамеше, «Одиссея», «Илиада», «Энеида», «Потерянный рай» — это стыдно не читать. Но начинать с таких сложных произведений не имеет смысла: ты не втянешься, ты не поймешь и бросишь. Начни с чего попроще, а потом вернись сюда.

Обязательны к прочтению: Гомер, Шекспир, По, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Мандельштам, Есенин, Маяковский, Ахматова, Цветаева, Бродский, Аполлинер, Бодлер, Рембо.

А теперь факультативный вариант: Киплинг, Блейк, Поуп, Фрост, Оден, Кавафис, Коган, Симонов, Пригов, Губерман, Теннисон.

Есть рекомендации? Милости просим в комменты.

brodude.ru

Чем полезно чтение стихов - Волга Ньюс

Всем известно, что в школьные годы, заучивание наизусть стихов, требовалось для улучшения памяти мозга. Но вот редко кому известно, что и в дальнейшей взрослой жизни, даже просто читать поэзию, весьма полезно. Казалось бы, ну какую пользу они могут принести человеку? В действительности, независимо от возраста человек, читая поэзию, в первую очередь способствует развитию мозга.

Ведь многие поэты, в своих стихах используют весьма интересные обороты, заставляющие каждый раз мозг, при появлении определенных фраз работать быстрее и лучше. Как итог, у человека, начинает улучшаться фантазия, ведь он каждый раз, читая стих, автоматически, представляет все действия, описываемые в сюжете. Не нужно считать, что фантазия взрослым людям не нужна.

Именно развитость этого качества, впоследствии позволяет многим специалистам при появлении опасности в рабочей сфере, быстро принимать верные решения. Чтение стихов отражается благоприятно и на словарный запас человека. Особенно если чтение происходит исключительно классической поэзии.

Какие стихи лучше читать

Безусловно, тут сказать, чему следует отдавать предпочтение, невозможно. Ведь у каждого человека имеется свой вкус. Но если взять во внимание, то какие именно стихи, оказывают больше положительного воздействия на мозг человека, то окажется, что ими являются классические и любовные стихи. Для чтения таких стихов, сейчас необязательно приобретать специальные сборники поэзии. В наши дни легко можно тут можно почитать красивые стихи про любовь в любое удобное время.

Представляемые на этом сайте literator.info стихи про любовь, подвергаются частому пополнению. Поэтому найти тут всегда можно новые, с интересными речевыми оборотами стихи. Несмотря, что многие поэты сочиняют стихи и на другие темы. В большей степени, на мозговую деятельность, благоприятно отражаются именно те творения, что содержать в себе тему любви. Возможно из-за того, что ее во все времена люди ищут. Но как бы то ни было, такие стихи, нужно признать, не только полезны для мозга, но и весьма занимательны.

volga.news

Читать короткие рассказы и стихи полезно для мозга и психики

Любители провести досуг за чтением хорошего рассказа, повести или романа утверждают, что нет ничего лучше погружения в реальный или вымышленный мир слова, а телевидение и киноиндустрия не идут ни в какое сравнение с литературным произведением. Их оппоненты настаивают, что такой всплеск воображения отрывает от реальности и мешает социализации личности в условиях бытующей реальности, отнимая массу времени, которое можно потратить с большей пользой. Вредно ли чтение для человека?

Как чтение влияет на человека?

Под впечатлением от недавно прочитанной целого романа или даже короткой интересной истории можно находиться несколько дней. Выяснили это ученые из университета Эмори в Атланте, изучая активность мозга 12-ти читающих тестовое произведение студентов — добровольцев. Измерения проводились с помощью метода магнитно-резонансной томографии.

Эксперимент установил возбуждение участка коры головного мозга при чтении и в течение нескольких дней после прочтения, отвечающего за речевую деятельность и сенсомоторные реакции. К примеру, если герой в рассказе бежит, то у читающего в этот момент в мозгу включаются межнейронные связи, соответствующие самому физическому процессу бега. Отсюда вытекает интересное заключение — при углубленном чтении не только развивается речь и воображение, но и переживается телесный опыт. А эксперимент с чтением научно доказывает в извечном спорном философском вопросе о первичности бытия или сознания, что все-таки сознание определяет бытие, а не наоборот.

Читатель проживает тысячи жизней и развивает свой интеллект. Исследования американца Роберта Уилсона в течение 6 лет мозга людей старческого возраста привели к выводам, что мало читающие старики на 48% чаще страдают расстройствами памяти, чем их начитанные собратья.

Всем людям во все времена свойственна предрасположенность к созданию и поддержанию различных ритмов. Сама работа мозга по интерпретации чувственных раздражителей, созданию нейронных связей ритмична, и при повторении зрительных или слуховых раздражителей возможно даже достижение необычных состояний сознания. Поэзия задает трехсекундный ритм восприятия стихотворного размера, равный временному отрезку, за который мозг воспринимает и обрабатывает звуковую информацию.

Правое полушарие мозга наделено творческими способностями, а левое — лингвистическими, и при чтении или декламации лирических или грустных стихов их работа настраивается в едином ритме, что приводит к их взаимодействию, обострению памяти, более глубокому пониманию времени и прекрасного и общей физиологической гармонии. Воздействию поэзии на человеческий мозг посвящено даже целое научное исследование немецкого психолога и нейробиолога Эрнста Пеппеля.

Всего лишь 6-ти минут чтения достаточны для мышечного расслабления и снижения частоты сердечного пульса. Интересные короткие рассказы — отличное лекарство от стресса. В исследованиях Дэвида Льюиса, нейрофизиолога из США, чтение как антистрессовое средство, значительно превзошло такие популярные способы психической разгрузки, как прогулка, распитие чая (а Вы что подумали?) и прослушивание спокойной музыки.

Существует даже такой метод психотерапии, как библиотерапия. Лечение словом показало хорошие результаты в улучшении психического состояния детей с различными нарушениями деятельности нервной системы, обнародованные социологом Дженифер Боумен на ежегодном собрании социологической ассоциации Америки.

Не стесняйтесь своего пристрастия, литературно просвещайтесь и относитесь с терпением и снисходительностью к пожилым людям, забывшим свое имя и дорогу домой!

art-assorty.ru

Как стихи развивают мозг? - Yvision.kz

Я никогда не задумывалась над тем, как стихи могут влиять на жизнь человека. Бесспорно, образы или картины воспетые в стихах могут вызвать определенные яркие ассоциации с чувством радости, сочувствия, печали или воодушевления. Но, как оказалось, влияние стихов намного глубже и сильнее чем я могла себе представить.

1. Хорошие стихи действуют на людей как наркотик

Ученые из Ливерпульского университета в Великобритании решили изучить свойства, которыми обладает поэзия. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота, исследователи одновременно анализировали, как в это время работает их мозг.

Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Самое удивительное, что этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Наверное поэтому Бродского хочется читать снова и снова.

В рамках эксперимента ученые сравнили реакцию Центральной Нервной Системы испытуемых на те же истории, но рассказанные обычным языком. Произведения классиков переписывали в прозе и давали на прочтение тем же чтецам. При чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо же остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет «безумный» в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово «яростный», мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся. Но именно необычный эпитет «безумный» заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.

(Более подробно можно прочитать об эксперименте здесь).

2. Читая стихи, мы переосмысливаем собственное прошлое

Невероятно, но читая стихи, мы активируем правое полушарие мозга, а точнее его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. То есть когда мы, к примеру, читаем «Гамлета», то волшебные строки Шекспировской трагедии вызывают из глубин памяти воспоминания о возможном предательстве произошедшем с нами в прошлом или непонимании со стороны окружающих, которое мы могли ощущать ранее. Возможно, стихи Есенина о любви вытягивают из нас яркие картины прошлого, где мы рядом с любимым человеком. Это очень сильный инструмент, который может использоваться в психотерапии, наряду с рисованием.

3. Сочинение стихов помогает контролировать эмоции

Не только чтение стихов оказывает необычное воздействие на человека, но, как оказалось, даже написание стихов может оказывать влияние на человека. По словам профессора Мэтью Либермана из Калифорнийского университета, собственные воспоминания, выложенные на бумагу, а также сочинение историй на основе личного опыта увеличивает активность в области мозга, отвечающей за контроль эмоций, и замедляет работу области, отвечающей за эмоциональные расстройства.

Профессор уточнил, что не имеет значения какого качества будут написанные стихи. Главное, что процесс написания будет обладать смягчающим эффектом на эмоциональное состояние человека, позволяя восстановить ментальный баланс. Единственное условие в том, что выложенное на бумагу должно быть как можно менее ярким и лишенным подробных деталей.

4. Декламировать стихи — полезно для развития памяти

Когда мы учим стихи, то мы тренируем ту область мозга, которая несет ответственность за развитие и сохранение памяти. В век информационных технологий, когда весь мир начинается от простого нажатия пальца на экран, люди перестали запоминать. Мы полагаемся на память компьютеров, мобильных телефонов и других девайсов. Но это притупляет нашу способность запоминать и наш мозг начинает медленно деградировать. Очень важно держать свой мозг в тонусе. Самый простой способ — разучивайте стихи, а потом декламируйте их вслух.

Читать и писать стихи, оказывается, не только приятно, но и полезно.

Оригинал статьи можно прочитать в моём личном блоге.

 

yvision.kz

7 причин, почему заучивать стихи наизусть полезно + 7 лучших поэтических сборников Книжного Клуба!

«Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия», — писал Кант в «Критике способности суждения». А учёные давно доказали, что заучивать стихи наизусть полезно для мозга и общего развития личности. Вот несколько причин:

1. Когда человек учит стихи, то он синхронизирует свой мозг с образом мыслей гениев. Человек запоминает обороты. Речь такого человека становится более афористичной и развитой.
2. Увеличивается способность к запоминанию информации – становится легче учить иностранные языки! Это объясняется тем, что наша память поддается тренировке – как и мышцы.
3. Мышление становится ярким и образным, развивается способность к созданию ассоциаций, что помогает в творчестве и в повседневных задачах.
4. Тренируется чувство ритма.
5. Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас.
6. Когда вам скучно, вы можете вместо бессмысленного чтения новостей или интернет-серфинга вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.
7. Расширяется кругозор и словарный запас!

В действующем каталоге Книжного Клуба вы можете приобрести в превосходных подарочных изданиях 7 сборников стихотворений известнейших и любимых поэтов: Омара Хайяма, Александра Блока, Анны Ахматовой, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и многих других. Членам Клуба – скидка!

Увлекательного чтения!

Ваш Книжный Клуб

1. «Рубаи», Омар Хайям

Мудрые четверостишия Омара Хайяма, выдающегося персидского поэта и мыслителя XII века, занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Его рубаи цитируют все, кто любит меткое слово от тамады на пышную свадьбу в умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих веков они привлекают ценителей изящного своим дорогим словесным огранке. В филигранном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека, отражены соображения любого мыслящего души: веселый спор с Судьбой и печальный диалог с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко известным, довел эту поэтическую форму до совершенства и оставил потомкам вечное послание, наполненное редкой свободой духа.

Эта книга — драгоценный трофей истинного библиофила. Каждую его страницу можно рассматривать не спеша, со вкусом. На фарфоровой поверхности бумаги рождаются тончайшие арабески персидского шелка — словно воспоминание упоминание о тех золотых временах, когда искусством именовались только шедевры, а мудрость жизни умещалась в четыре поэтические строки.

2. Сборник «Русь моя, жизнь моя...», Александр Блок

В этот том вошли многие стихотворения Александра Блока из составленного им «романа в стихах», пронзительные стихотворения о России, поэмы «Возмездие» и «Двенадцать», пьесы, проза разных жанров. Личность Александра Блока, его судьба в неразрывности жизни и литературы — вот объединяющая идея книги. Представлены также фрагменты его дневников и записных книжек, избранные письма, воспоминания современников о Блоке. Печатаются все произведения поэта, включенные в основные российские школьные программы по литературе.

3. Сборник «Серебряный век. Стихотворения»

Лирический дневник эпохи! Серебряный век – удивительный период в истории русской культуры. Это было время интеллектуальных прозрений и социальных потрясений, получившее широкое воплощение в искусстве и литературе. В книге вы найдете шедевры мастеров той эпохи.

4. «Стихотворения. Поэмы», Анна Ахматова

Анна Ахматова — признанный поэт еще в 20-е годы ХХ века, человек с драматичной судьбой, подвергалась замалчиванию, травле, цензурированию. Однако еще при жизни ее поэзия была любима миллионами читателей, а имя уже тогда окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и за рубежом. Тонкое понимание психологии чувства и осмысление общенародных трагедий ХХ века и сейчас привлекают читательский интерес к творчеству А. Ахматовой.

5. Сборник «Избранное», Андрей Вознесенский

«Андрей Вознесенский ворожит-завораживает, иронизируя, играя, перетекая через ритм от звука, намека и недомолвок к всепоглощающему смыслу в пространстве собственных слов и строф,» – писал Эрнст Неизвестный. Поэтические озарения большого поэта возникают в обыденной жизни, но этим они еще более ценны. При всех открытиях в области звуковых метафор, видеом, кругометров А. Вознесенский не теряет главное свойство своей поэзии – нежный трагический лиризм. Автор либретто к знаменитой рок-опере «Юнона и Авось», объехавшей весь мир, всенародно любимых романсов «Сага», «Белый шиповник», песен, среди которых «Миллион роз», «Вальс при свечах», «На бис», «Часы»... Все эти песни и другие, любимые читателями стихотворения, собраны в этой книге.

6. «Стихотворения», Роберт Рождественский

Роберт Рождественский родился поэтом. Его интонацию не спутаешь ни с какой другой. В шестидесятые годы, когда поэзия вырвалась на площади и стадионы, он заявил о себе громко, ершисто, обращаясь к своим сверстникам, «парням с поднятыми воротниками», таким же, как и он сам. А потом был «Реквием», и лирика, и пронзительные последние стихи. И конечно, песни — они звучали по радио, их пела вся страна, они становились лейтмотивом наших любимых картин. Достаточно вспомнить хотя бы это: «Не думай о секундах свысока...».
Роберт Рождественский, поэт и человек, предстает перед нами со страниц этой книги.

7. Сборник «Ночи безумные, ночи бессонные. Эротическая проза и поэзия»

Лицам, не достигшим 18 лет, данный товар выслан не будет.

Каждая строка этих произведений пронизана пылкой чувственностью и неудержимым желанием. Пикантные и где-то неожиданные творения А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Северянина, А. Фета, М. Цветаевой, М. Волошина и других поэтов доставят истинное удовольствие ценителям откровенной литературы.

bookclubby.livejournal.com

Как прокачать мозг с помощью поэзии

Читайте

Учёные из Ливерпульского университета исследовали влияние чтения высокой поэзии на мозговую активность человека.

Выяснилось, что нейроны мозга посылают сильный импульс, встречая почти каждое слово или оборот в стихотворении.

Этот импульс не ослабевает, даже когда строчка заканчивается. Значит, мозг разгоняется и продолжает искать дополнительный смысл в последующих стихах. Те же произведения, пересказанные в прозе, подобного эффекта не оказывают.

Например, слово «обезумевший» в пересказе заменили на «взбешённый». До замены мозг пытался всеми силами осмыслить, почему автор использовал именно этот эпитет. А слово «взбешённый» не вызвало заметного импульса.

Также обнаружилось, что чтение поэзии воздействует на области мозга, отвечающие за автобиографическую память, и позволяет нам переоценить собственный опыт в свете прочитанного.

Такие активности мозга и помогают стать умнее.

Пишите стихи

Психологи советуют записывать на бумаге всё, что с нами происходит. Это помогает мозгу разгрузиться и упорядочить информацию. Почему бы не делать это в стихах? Даже если просто пересказывать события дня в стихотворной форме, можно достичь как минимум две цели: получить психологическую разрядку и лингвистический опыт.

Подбор рифмы и поддержание ритма требует умственных усилий, и они не пройдут для вас даром. По сути, к литературе такое действие не имеет никакого отношения. Только тренировка ума.

Слушайте стихотворения

Немецкий нейробиолог Эрнст Пёппель и поэт Фредерик Тёрнер в своем очерке приписывают прослушиванию стихов лёгкий гипнотический эффект. Мозг подстраивается под стихотворный ритм и постоянные повторы (рифмы). Человек благодаря этому расслабляется.

Когда вы слушаете стихи, начинают работать оба полушария мозга. Правое отвечает за ритм, а левое — за словесную составляющую.

Получается, прослушивание поэзии обеспечивает стереоэффект. Он гораздо полезнее моноэффекта обычной прозы, которую обрабатывает только левое полушарие.

Взаимодействие полушарий позволяет мозгу оценивать любую ситуацию со всех сторон. Научив мозг работать целиком, а не частями (полушариями), вы сможете наиболее целостно подходить к проблеме. Согласитесь, полезный навык.

Учите стихи

Учить стихи — это один из самых доступных и приятных способов улучшить свою память. Если вы возьмёте за правило учить хотя бы одно стихотворение в неделю, уже через пару месяцев заметите, что запоминать тексты любой сложности вам стало значительно легче. Не забывайте и об эрудиции. Все мы хоть раз восхищались человеком, читающим любимое стихотворение наизусть.

Декламируйте

Недавние исследования показали, что поэзия развивает эмпатию. Декламация сильных строчек вызывает у людей глубокие эмоции и даже мурашки.

Оказывается, появление мурашек на коже — одна из форм проявления эмпатии. Этот эффект учёные сравнивают с зевотой: когда зевает один, невольно начинает зевать и кто-то другой. То же самое с мурашками. Таким образом мозг учится понимать эмоции других людей.


Работы исследователей и личный опыт говорят о благотворном влиянии поэзии на мозг. Но не расстраивайтесь, если вы продолжаете из раза в раз засыпать над томиком Данте. Да, стихотворные тексты — мощный тренажёр для ума, но вовсе не единственный. Если не подходит этот, просто перейдите к следующему.

lifehacker.ru

Сила рифмы: почему важно читать стихи детям


Олеся Ахмеджанова

«Если были бы у ёлочки ножки, побежала бы она по дорожке…», — неожиданно вспомнились строчки стихотворения, которое я учила в детстве с мамой. И хотя я уже взрослая, эта информация никуда не уходит: история про ёлочку прочно засела в моей голове. Так что сегодня говорим о стихах. Почему они полезны, как их правильно читать и какие книги выбирать.

Зачем читать ребёнку стихи

Стихи — один из методов развития речи малыша. Они построены на звуковых сочетаниях: вот «пчёлка» рифмуется с «ёлка», «игрушка» — с «хлопушка», а «сердечко» — с «колечко». Такая забавная фонетическая игра со звуками постепенно подготавливает малыша к чтению и развивает чувство языка. Ребёнок прислушивается к словам и понимает, как можно сочетать одни звуки с другими. А ещё малыши легко запоминают стихи, а значит, развивают память и мышление.

Я хочу смотреть в окошко,
Засыпай скорее кошка
Вместо меня


Стихотворение и иллюстрация из книги «Баю-бай, до утра!»

Стихи помогают и во время изучения букв. Чтобы закрепить какие-либо звуки, можно использовать рифмы: например, когда проходите букву «ш», расскажите про кошку на окошке, «ч» — про синичку и лисичку, «ё» — поросёнка и непослушного ребёнка. Или придумайте свои оригинальные примеры.

Как читать стихи

Заведите традицию — читать стихи малышу перед сном. Важно делать это с выражением: громко вздыхать, удивляться, восхищаться или хохотать. Начинайте с простых двустиший и четверостиший. Выбирайте, к примеру, классические хрестоматийные произведения.

Скок-поскок,
Мой конёк,
То лужок, то мостик.
Глиняная голова,
Из соломы хвостик.


Стихотворение и иллюстрация из книги «Давай почитаем»

Затем переходите к более сложным стихотворениям: с перечислениями, интересными рифмами или забавным сюжетом.

Ещё он заказал пирог
с цукатами внутри,
две полных вазочки желе,
мороженого — три,
четыре штруделя
(сказать,
чтоб не жалели джема),
творожных пудингов
штук пять
и к ним шесть порций крема


Стихотворение и иллюстрация из книги «Принц и Свинтус»

Стихи+иллюстрации

Ещё одна детская (и признаемся, наша тоже) любовь: когда в книге есть стихи, «приправленные» красивыми иллюстрациями. Они могут описывать сюжет и показывать героев.

…Они танцевали
с утра и в обед:
плие, релеве! батман, пируэт!


Стихотворение и иллюстрация из книги «Маленькие балерины»

Или же быть самостоятельным произведением искусства, которое удачно дополняет поэзия. Как, например, в удивительной «Красивой книге о животных».

Если мы решим фламинго ради шутки стать,
Ярко-розовые перья надо нам достать:
Будем мы другого цвета — пары не найдём,
Ни один фламинго рядом не построит дом…
Чтобы лучше сохранился этот нежный цвет,
Нам придётся прямо в иле добывать обед.


Стихотворение и иллюстрация из книги «Красивой книге о животных»

В таких книгах можно разглядывать картинки и мелодично сопровождать их чтением стихов. Так вы познакомите ребёнка с миром животных и, возможно, выучите с ним первый стих о могучем тигре, задумчивом хамелеоне и нежной бабочке.

6 забавных и красивых книг со стихами

Каждый год мы выпускаем яркие и необычные книги со стихами. Выбираем лучшие: с качественными иллюстрациями, забавными и мелодичными стихами, которые хочется читать, перечитывать и учить наизусть. Они отлично подойдут для знакомства ребенка с рифмами.

Милое, забавное стихотворение о мальчике, который не хочет ложиться спать и предлагает маме уложить вместо него кого-нибудь еще: собаку, кошку, рыбку, братика, соседа… Знакомая для вас ситуация? Конечно, так обидно отправляться в кровать, когда все еще бодрствуют, и столько интересного происходит вокруг! Эта добрая книга станет прекрасным чтением перед сном. Малыш узнает в герое самого себя, и, возможно, вместе с книгой найдется способ ложиться спать с хорошим настроением, а не скандалом.

Классическая хрестоматия для самых маленьких: сборник самых любимых малышами сказок, а также стихов, историй в картинках, первой познавательной информации о мире вокруг. Все главные герои — животные, а истории построены на том, как проходит день малыша. Вот он просыпается, и его встречает любимая мама, а в самом конце книги — он отправляется спать под убаюкивающее стихотворение.

Книга о бескрайней фантазии ребенка, способности видеть хорошее в любой ситуации, верить, надеяться и уметь ждать. Она объясняет, что нужно выполнять свои обещания, быть терпеливым и дружелюбным, защищать слабых, заботиться о питомцах и не предавать своих друзей. В книге — яркие, реалистичные иллюстрации и стихи, которые легко запоминаются. Прочитайте историю несколько раз, и ребёнок сам сможет, рассматривая картинки, по памяти воспроизводить текст.

Это одна из самых красивых наших книг о животных. В ней раскинулись зеленые леса, желтые пески, морские глубины и густые джунгли. Вместо обычного текста в книге — стихи. Написала их автор множества детских книг, лауреат литературных премий и зоолог по образованию Никола Дэвис. Она изучала китов, летучих мышей и даже работала на канале BBC «Живая природа». В 2017 году книга стала лучшей научной книгой для детей и получила награду Royal Society’s Young People’s Book Prize — премию Королевского общества в области науки, которая выбирает выдающиеся научно-популярные книги со всего мира.

Эта очаровательная история о дружбе, взаимодействии, трудностях и радостях балета понравится всем танцорам и зрителям, независимо от возраста. Замечательные стихи Марины Бородицкой — читаются легко и весело. А динамичные и атмосферные иллюстрации — так приятно рассматривать.

Когда встречаются забавные герои, отличные стихи и классные иллюстрации, получаются замечательные книги — такие, как «Принц и Свинтус». Английский писатель Питер Бентли придумал её, глядя на своего сына Тео, «который съедает всё, что видит». Несмотря на то, что стихи кажутся простыми, удовольствие получат не только малыши, но и мамы и папы, бабушки и дедушки. Эта книга для детей от 4 до 104 лет, которая поднимает настроение, стоит только ее открыть.

Обложка поста freepik

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Чем полезно заучивание стихов наизусть: 5 фактов от ученых

5 вещей, которые происходят с ваши мозгом, когда вы учите наизусть стихи + разъяснения к ним.

Если вы до сих пор с содроганием вспоминаете уроки литературы, на которых, краснея и обливаясь потом, декламировали Пушкина и Лермонтова, то мы готовы вступить на защиту вашей учительницы, рассказав, чем полезно заучивание стихов наизусть:

1. Вы тренируете свое чувство ритма.


Да, да, попробуйте с выражением прочитать, скажем, стих Маяковского и тут же – Есенина. Вы непременно почувствуете разницу: взрывной, ударный, Владимир Владимирович и разухабистый, словно качающий на волнах, Сергей Александрович.

А люди с развитым чувством ритма, между прочим, лучше танцуют, музицируют, водят машину, достигают больших успехов в спорте.

2. Вы развиваете свою память.

Ученые выяснили, что память, как и мышцу, можно тренировать, и стихи – лучшее средство для этого. Ну не газетные же новости заучивать наизусть, право!

3. Вы развиваете воображение, ассоциативное мышление.

Поэзия полна метафор, сравнений и прочих языковых выкрутасов. Все это заставляет ваш мозг работать на полную, укрепляются нейронные связи.

ВАЖНО! Хотите развить креативность ? Попробуйте простой способ: пусть кто-то зачитает вам вслух начало четверостишья, а вы попробуйте его закончить. Затем сравните с оригиналом. Особенно увлекательно так играть с японскими хоку.

Заучивание стихов наизусть позволяет развить воображение, пробуждает творческую жилку

Как мотивировать себя на учебу: 12 золотых советов

4. Заучивание стихов расширяет наш словарный запас.


Исследования показали, что мы практически не запоминаем то, что не понимаем. И, «споткнувшись» о незнакомое слово в поэзии, человек узнает его значение, чтобы запомнить стихотворение.

Со временем речь любителей поэзии становится все богаче и образней, делает их интересными собеседниками.

5. Изучение поэзии помогает мозгу структурировать информацию.

Любое стихотворение имеет свою, особую структуру, темп и ритм. Заучивая его наизусть, вы обязательно их уловите, а ваш мозг в это время учится «расставлять все по полочкам».

Умение структурировать информацию особенно важно для работников в сфере финансов, юриспруденции, медицины, педагогов.

И если мы убедили вас, что изучение стихов – полезное занятие, то не лишними будут советы из этого видео, как сделать этот процесс максимально быстрым и комфортным:

Таким образом, заучивание стихов наизусть может стать не только увлекательным хобби для творческих натур, но и крайне полезным занятием. Его польза для мозга очевидна.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

dnevnyk-uspeha.com

Зачем учить стихи? Польза от изучения стихов

У многих детей в школе возник вопрос по поводу того, какой смысл в том, чтобы учить стихи. С одной стороны, как бы все правильно, ведь действительно зарабатывать  как-то с помощью них вряд ли получится. А ведь все только и думают о том, как свои знания монетизировать. Так есть ли польза от изучения стихов или же нет, и в чем конкретно она именно заключается? Попробуем разобраться с этим вопросом. Начнем с того, что ничего из того что дети учат в школе не является лишним и бесполезным, и все может пригодиться в жизни.

Стихи позволяют развивать память. Таким образом, запоминая стих, вы развиваете свою память, а она в свою очередь не подведет, когда вам нужно будет. Развитая память позволяет развиваться и добиться чего-то в жизни. У человека много видов памяти, некоторые вещи он помнит на всю жизнь, другие забывает, но в любом случае в голове храниться некоторая информация, и для того чтобы ею пользоваться, нужна хорошая память.

Стихотворения улучшают речь. Когда речь об изучении стихотворений, тот, кто учит должен запомнить слово в слово все. Это позволяет запоминать слова и фразы, а потом применять их в реальной жизни. Так как это литературная речь, то речь становится красивее и  интереснее. В случае, когда нужно рассказывать текст, речь тоже развивается, только часто возникает желание заменять одни слова другими, поэтому словарный запас не так сильно обогащается.

Стихотворения улучшают дикцию. Для того, чтобы получить хорошую оценку необходимо не только рассказать стихотворение, а сделать это четко, правильно и с интонацией. Это позволяет развивать навыки речи, делает речь разборчивой и понятной, а также разрабатывает интонацию. В итоге получается, что стихотворения могут развивать ораторские способности и умение выступать эффектно перед публикой.

О пользе стихов можно говорить много, но нужно одно запомнить, они не бесполезны. Учите стихи, развивайте свою личность, и вы добьетесь успеха. Любое действие приближает человека к истине, в том числе поможет это сделать обсуждение законопроектов (http://www.monitoring.law.edu.ru/zakonoproekty/). Знание законов позволяет их применять с пользой для себя.



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

Исследовательская работа "Для чего нужно учить стихи"

МБОУ «Большеучинская СОШ»

Можгинского района УР

Исследовательская работа

на тему

«Хочешь гармонии в мире – учи стихи»

( о пользе заучивания наизусть поэтических текстов)

на литературный конкурс «Сохраним землю и душу»

Номинация: «Экология языка»

Выполнил: Шаранова Александра,

ученица 8 класса

Руководитель: Борисова Мария Васильевна,

учитель русского языка и литературы.

2017 год

Содержание

Введение стр.

В мире поэзии 3-6

Глава 1. Какую пользу приносит человеку заучивание наизусть стихов?

1.1. Из работы Ирины Лукьяновой «Для чего учить стихи?» 7-11

1.2. Трудности, с которыми может встретиться человек при

заучивании стихов. 11-12

Глава 2. Исследование отношения учащихся и взрослых к заучиванию

наизусть стихов

2.1. Результаты опроса учащихся и взрослых 12-13

2.2. Из личных наблюдений 14-16

Глава III. Советы: как учить стихи. 17-18

Заключение 19-20

Литература 21

Введение

В мире поэзии

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека.

Огонь этот жжёт, греет и освещает…

Настоящий поэт сам невольно и с страданием

горит и жжёт других. И в этом всё дело.

Л.Н. Толстой

Записная книжка. 1870 г.

Что такое ПОЭЗИЯ?

ПОЭЗИЯ - стихотворное словесное художественное творчество, и к тому же произведения, написанные стихами. Не побоюсь сказать, что любить поэзию – удел не многих. Лирика как лакмусовая бумага для проверки человека на тонкость чувств и чувство формы. А для этого нужно какое-то особое качество, объединяющее и душу, и ум. И хотя А.С. Пушкин писал о том, что «поэзия…должна быть глуповатой», но, как мы давно поняли, имел он в виду то, что роднит поэзию с музыкой: их непосредственное воздействие на человеческие чувства в обход разума.

«Да, от лирики мы ждём потрясений, вызванных тем сцеплением звуков, слов, образов, ритмов, смыслов, в которых и создаётся лирическое переживание, ради которого мы и открываем сборники стихотворений», -пишет В.Приходько в книге «Постижение лирики». Истинный любитель поэзии пробует осознать, как же создано это чудо, затронувшее потаенные струны его души, но сначала эти струны должны зазвенеть от напряжения.

Сама лирика – это откровение поэта (или лирического героя, или героя лирического произведения). «А душу можно ль рассказать!» - восклицал герой М.Ю. Лермонтова Мцыри. Возможно, об этом и писал Ф.И. Тютчев в «Silentium!»: «Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя…»

Рассказывание, высказывание души, сердца – это и есть лирика. Это всегда стремление быть понятым другим. Но для этого нужно не только хотеть понять. Язык лирики, может быть, самая сложная форма существования языка. Лишь некоторым это знание дано от природы, кто-то будет его развивать в течение жизни.

Современное литературоведение справедливо считает, что лирика – это, по самой своей сути, разговор о значительном, высоком, прекрасном, это своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей.

Владимир Приходько считает, что лирика – это жажда идеала. Это осмысленный в художественных образах сгусток жизни во всей её полноте и противоречивой прелести! Лирика – это великое средство познания мира и человека.

С. Дмитриенко писал, что настоящая поэзия, в какие бы непомерные бездны горя и страданий ни погружала читателя, всегда, в конце концов, выводит его к свету и добру.

Поэзия уклоняется от определений. Ведь она одновременно стихия, «природа» и – искусство, дело рук человеческих. Она живая. Лучшие произведения мировой лирики тем и замечательны, что ставят вопросы и сами отвечают на них, только «ответы», так сказать, «сформулированы» там в самой ткани стиха, в слове, ритме, особым образом: языком поэзии. Но всё же есть некоторые определения поэзии. Одно из них принадлежит молодому Борису Пастернаку:

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок.

По-моему же, поэзия – это нечто святое, прекрасное.Ты просыпаешься под музыку поэзии, ты идешь по улице и слышишь поэзию ветра, дождя…

Где бы человек ни находился, он всегда будет идти в ногу с поэзией. Поэзия она как подруга. В трудный момент может помочь. «Но как?»-спрашивают меня многие. Когда мне грустно на душе, я беру любое стихотворение и читаю его вслух. И знаете, успокаиваюсь. Ведь стихи они несут свой смысл, свой сюжет. И ты погружаешься в этот сказочный мир.

Поэзия делает душу более восприимчивой к великой радости жизни. Усиливает счастье. Обладает способностью смягчать горесть, разрешать противоречия и внутренние конфликты.

Но каждый ли человек может полюбить поэзию?

Давайте вспомним ролик о том, как маленький мальчик учит стихотворение, заданное учителем. Ученик долго пытается выучить текст, но никак не удаётся это сделать. В конце концов, он стал употреблять нецензурные слова.

Трудно представить, что этот мальчик полюбит когда-нибудь поэзию. Наверно, с этого первого стихотворения у него появится неприязнь, вообще, к литературе. Если бы кто-то ему помог правильно понять то, о чём говорится в тексте, подсказал, как легче и быстрее запоминать стихи и для чего их нужно учить, вряд ли этот ученик так мучился бы… А если представить, сколько стихотворений ему предстоит заучить за всю школьную жизнь – это несколько десятков стихотворений, что может учёбу ребёнка превратить в кошмар.

Понаблюдав за героем ролика и за нашими учениками, которые не любят учить стихи, я задумалась над вопросом, для чего нужно учить стихи, и решила исследовать эту проблему.

Актуальность работы заключается в том, что дети не интересуются поэзией, которая помогает развивать душу, память, обогащает речь, учит жить в согласии с окружающими людьми и природой.

Цель моей работы: выяснить, какую пользу получает человек от заучивания

наизусть стихов.

Задачи:

  1. Изучить особенности поэзии, уточнить некоторые поэтические определения

  2. Провести исследование, какую пользу приносит чтение стихов.

  3. Изучить литературу о способах заучивания стихов.

  4. Провести опрос среди учащихся и интервью со взрослыми.

Предмет исследования:отношение учащихся и взрослых к стихам.

Гипотеза:заучивание наизусть стихов не только развивает память, но и приводит к гармонии души.

Методы исследования:

  • изучение литературы;

  • беседы с учащимися, анкетный опрос;

  • интервью;

  • наблюдение.

Практическая значимость работы заключается в том, что советы по заучиванию наизусть стихов могут пригодиться для учителей начальной школы, учителей литературы, учащихся, родителей, всех людей, которых интересует поэзия, состояние своей памяти и внимания.

Глава 1. Какую пользу приносит человеку заучивание наизусть

стихов?

1.1. Изучение статьи Ирины Лукьяновой «Зачем вообще учить стихи?»

Обратимся за помощью к специалистам, например, к Ирине Лукьяновой, известному писателю, журналисту, учителю литературы1.

Зачем вообще учить стихи? Ирина Владимировна называет несколько аргументов, которые доказывают полезность заучивания наизусть стихов.

  1. Тренировка памяти.

Единственная причина, которая кажется многим родителям и детям заслуживающей внимания, — это «тренировка памяти».Нужно сказать, что заучивание стихов прекрасно развивает память, а хорошая память - секрет долголетия. Здесь работает здоровьесберегающая технология. Доказано, что поэзия А.С. Пушкина благотворно влияет на человека, что заучивание именно поэмы «Граф Нулин» дает самые превосходные результаты. Был проведен эксперимент, где проверили влияние на память «Графа Нулина», при котором учащиеся, заучивавшие эту поэму, по сравнению с другими, стали выполнять контрольные тесты лучше на 40 %. Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно.

  1. Встроенный эстетический стандарт. Что это такое? Когда ты учишь наизусть хорошие стихи – а в школе обычно дают для заучивания хорошие стихи – это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи – как привыкаешь мерить пространство шагами, как можешь отмерить один метр руками… Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе.

Из этого следует третья причина, для чего нужно учить стихи.

  1. Расширение твоих границ понимания мира. В них добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его.

  2. Апдейт и апгрейд мозга (модернизация системы). Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего: и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься. Особенно важно это тогда, когда вдруг отключаются все внешние источники информации.

  3. «Жизнь в шкуре автора». Что запомнил – то твое, никому не отнять. Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, разговаривать с ними, понимать их. Ты пропускаешь через себя стихи – и делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства.

В классе становится понятно: есть стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко. Хочешь научиться легко говорить с аудиторией – выучи Маяковского, выйди, говори с ней во весь голос, громко и свободно. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха; научись восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе. Выучи Цветаеву – научись сложно интонировать; научись рассказывать о своей боли без воплей. Выучи Ахматову – научись читать стихи звучно, царственно, — так, чтобы на последнем ряду тебя слышали, хотя ты не напрягаешь голосовых связок. Выучи Блока – пусть на тебя все смотрят зачарованно, как кролики на удава, ты услышишь сам эту мертвую тишину, которая бывает, когда хорошо читают Блока…

Умение говорить с людьми так, чтобы тебя слышали,умение не бояться публики – полезное умение для жизни. Даже многие взрослые испытывают страх передвыступлением на публику. Актерское мастерство – тоже важно. Любой актер вам скажет, что стихотворение, которое собираешься читать вслух, нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.

  1. Гармонизация мира.Стихи гармонизируют мир и делают его выносимым. Стихи учат справляться с эмоциями. Стихи дают слова для счастья и для горя.

Здесь можно привести пример того, как в творческом центре трудных детей учили выражать свои эмоции в творчестве – в стихах, в картинах, в звуках, — а не в драках, битье стекол и поджогах машин. В центре была литературная студия, где трудных подростков учили писать стихи.

Это как с музыкой. Музыка Чайковского и Паганини - воплощенная тоска – но тоска, спетая скрипкой, пропущенная через творческое сознание мастера, делается песней о тоске — и отпускает ее, и тоску становится возможно вынести. Когда трудно жить, можно послушать классическую музыку - становится легче. И со стихами так же: необыкновенная энергия стиха дает силы – скептически, горько и спокойно, как античный стоик, терпеть, научась у Бродского. Или – научившись у Блока – увидеть, как сквозь самую темную тьму

В тишине голубой и глубокой

С дивной ратью своей многокрылой

Бог идет сквозь ночные леса.

  1. Умение применять выученные стихотворные строки.

Стихотворные строки могут украсить речь во время дружеской беседы и публичного выступления, во время дискуссий илюбовных объяснений.

Стихи, которые живут в памяти выпускников школы, могут помочь в экзаменационных сочинениях: стихотворение как самостоятельное литературное произведение может служить убедительным аргументом в рассуждении.

Представленные Ириной Лукьяновой аргументы кажутся убедительными, хотя каждый может их приобрести для себя свои.

1.2. Трудности, с которыми может встретиться человек при

заучивании стихов.

  1. Трудности интерпретации (истолкования, объяснения, перевода на более понятный язык)

Когда ребенок пытается учить на слух – проблемы интерпретации очень возможны. Кроме того, одним детям легче учить со слуха, другим – глядя в книжку. В книжку глядеть очень полезно, особенно если ребенок на слух не различает анафор, одинаковых начал строчек. Решение проблемы – в том, чтобы сначала попытаться понять, что значит каждая строчка.

Кроме того, даже когда все слова понятны, из них не складывается образ. Ребенок говорит слова – а не видит ни травки, ни солнышка, ни ласточки, которая летит «с весною». Стоит спросить его, как он это видит, обсудить эту картинку, — когда она есть в голове, выучить стихотворение гораздо легче.

  1. Трудности обучения

Очень может быть, что у ребенка на видео есть реальные проблемы, которые мешают ему учить стихи – и это может быть не только низкий культурный уровень и отсутствие привычки слышать и читать стихи, не только усталость и немотивированность (не понимает, для чего это надо).Это очень может быть проблема понимания на слух, например, или проблема памяти.

И помочь ребенку особенно никто не может, и вместо радости от того, что весна, счастье, солнце, птичий щебет, — получается унылая тоска и истязание, а вместо поэзии – площадная брань в детских устах.

  1. Проблема культуры

Возвращаясь к несчастному ребенку, которого пытают Плещеевым, — заметна вторая серьезная проблема: отсутствие стиховой культуры (да и вообще культуры). Ребенок на видео не чувствует поэтического ритма, сбивается с него, все время ломает строку, делая ее прозаической.

Так бывает с детьми, которым с раннего детства не пели песен и не читали стихов. Как замечает Ирина Лукьянова, стихи Корнея Чуковского с необыкновенной стиховой энергией и поразительным разнообразием стиха особенно подходят для привития стиховой культуры. Поэт ненавязчиво вводит ребенка в мир русской поэзии, знакомя его не только с типичными для детской поэзии хореями, но и с дактилями, и с амфибрахиями…Ребенок вырастает, уже пропитанный этими ритмами, стихи легко воспринимаются и легко учатся. А когда этого нет – попытка выучить стихотворение превращается в пытку.

«Бывает стиховая глухота. Дети, когда учат длинные стихи, часто забывают отдельные слова. Но одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», а другие – выбрасывают забытое слово, переставляют слова – и, кажется, вовсе не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи». В этих случаях обязательно нужно обращать внимание на ритм, отбивать его, отстукивать, скандировать, — учить слышать стихи», - советует Ирина Лукьянова.

Из всего вышесказанного делаем вывод о том, что стиховая культура в человеке вырабатывается с детства, поэтому родителям, воспитателям детских садов, учителям начальной школы необходимо уделять этому должное внимание.

Глава 2. Исследование отношения учащихся и взрослых к заучиванию

наизусть стихов

2.1. Результаты опроса учащихся.

Мною было проведено исследование того, понимают ли окружающие меня люди, для чего нужно учить стихи.

Чтобы до конца провести свое исследование, мне нужно было опросить учащихся моей школы. Я подготовила небольшой вопросник и опросила разных по возрасту школьников. Итак, в моём вопроснике были такие вопросы:

1) Любите ли вы учить стихи?

а) да, б) нет

2) Помогают ли стихи в учебе?

а) да, б) нет

3) Для чего вы учите стихи?

а) для оценки, б) для удовольствия, в) для развития памяти

Рис.1 «Результаты опроса учащихся»

Из опроса учащихся я могу сделать вывод, что учащиеся считают, что заучивание стихов очень даже полезно. Некоторые считают, что это пополняет словарный запас, другие же говорят, что чем чаще ты учишь стихи, тем больше развивается память, и совсем небольшая часть опрошенных получает от чтения стихов удовольствие.

Вопросы для взрослых:

1) Как часто Вы учите стихи (песни)?

а) часто, б) редко, в) никогда

2) Какую пользу получаете от заучивания стихов?

а) развитие памяти, б) удовольствие, в) развитие речи

Рис.2 «Результаты опроса взрослых»

Из опроса взрослых я выяснила, что взрослые видят пользу в заучивании стихов больше, чем ученики, и берутся. Взрослые точно понимают, для чего им нужно выучить стихотворение, чем оно им пригодится. Так же, взрослым легче понять суть стихотворения, мысли автора в силу жизненного опыта.

2.2. Из личных наблюдений

Среди моих знакомых, к сожалению, немного любителей стихов, тех, кто может в любой беседе, в разных ситуациях прочитать или процитировать

подходящие стихи.

  • Образцом прекрасного владения речью и памятью является ветеран педагогического труда, бывший учитель русского языка и литературы Большеучинской школы Кузнецова Зоя Константиновна, которая нас удивляет ясностью ума, крепкой памятью, когда ей стало уже 85 лет. Не только своих ровесников, но и своих бывших учеников она называет по имени-отчеству (а их у Зои Константиновны - несколько поколений), интересуется их судьбами, помогает советами. Всегда приветлива, светла, пользуется уважением жителей села. Следит за новинками литературы. Зоя Константиновна - любитель и ценитель поэзии, поэтому мы не ошибёмся, утверждая, что знание стихов ей помогает жить в гармонии с миром.

  • Когда смотришь выступление хора ветеранов, удивляешься, как они, немолодые люди, запоминают слова множества песен (не каждый ученик не может выучить одно стихотворение к уроку или слова одной песни к концерту). С интересующими вопросами мы обратились к участникам художественной самодеятельности и в беседе узнали, что многие ветераны считают: заучивание песен им продлевает жизнь (они держат себя в тонусе, готовы в любое время выйти на сцену и выступить, любят общение, посещают общественные мероприятия, участвуют в общественно полезных делах). На самом деле с такими людьми приятно беседовать на любую тему, они легко идут на контакт, их жизнь насыщенна разными событиями.

  • Среди сверстников хочу выделить свою близкую подругу Дарью К. .Даша с начальной школы нас удивляет способностью запоминать и рассказывать наизусть большие поэтические тексты. Она участница школьных, кустовых, районных конкурсов чтецов. В 6 классе она участвовала в республиканском этапе «Живой классики». Чем отличается Даша от других ребят? Она чувствительна, умеет проникаться прочитанным и услышанным, добрая и внимательная девочка, честная и верная подруга. Член ДОД «Юность» и волонтёрского отряда «Мы», ответственно подходит к поручениям. Даша – ведущая многих мероприятий. Я могу твёрдо сказать о том, что ей чтение стихов помогает преодолевать многие неприятности в жизни, справляться с трудностями и находить общий язык с людьми.

  • Чтобы провести своё исследование, мне нужно было найти такого учащегося нашей школы, который участвует в конкурсах и знает немалое количество стихов на самые разные темы. И вот в нашей школе нашёлся такой человек, это необыкновенная ученица 4А класса Сима С..Стихи из неё так и сыплются2. Пообщавшись с ней, я сразу заметила, что есть в ней тот настоящий чтец стихов. Мне, конечно, стало интересно, всегда ли она сможет сыграть интонацией, даже если её спросят в самый неожиданный момент. Услышав, как она читает стихи наизусть, я поразилась. Мне очень понравилось. Её актёрское мастерство просто замечательно, с первых строк она может погрузить человека в мысли и чувства автора. Она очень хорошо умеет менять интонацию в нужный для этого момент. Когда она рассказывает, её глаза, в зависимости от темы стихотворения, могут выразить и счастье, и горе. А как она старается, переживает, испытывает волнение притом, что она уже не в первый раз участвует в конкурсах. Удивительная девочка. Конечно, нужно было провести беседу с Симой. Итак, на вопрос: кто помог ей полюбить стихи», она ответила, что с самого детства любовь к стихам подарила ей мама, что мама тоже очень часто учит стихи». Второй вопрос был таким: «Сима, а с какими проблемами ты встречаешься при заучивании стихов наизусть?». Сима утверждает, что уже давно она не встречается с проблемами, потому что она так часто учит стихи, что проблемы исчезли сами собой. Безусловно, мне стало интересно, за сколько дней она может выучить, например, «Бородино». Сима же была уверенна, что «Бородино» она сможет выучить за один вечер. Лично для себя я сделала кое-какие выводы: во-первых, Сима –раскованная девочка. Она очень отзывчивая, добродушная.Мне показалось, что в её душе полная гармония.

Тем, что она часто учит большие по объёму стихи, она каждый раз привлекает учеников нашей школы тоже взяться за поэзию и познать мир литературы. Мне очень это нравится. И есть еще одна очень важный момент. Сима сказала, что когда ей не хочется учить стихи, а по-другому «лень», запомнить у нее никак не получается, вот когда ей нужно выучить стихотворение для конкурса или для получения оценки на уроке, всегда всё запоминается хорошо. А отсюда следует, что когда у нас есть желание выучить и нам это, действительно, нужно, мы с легкостью можем запомнить любое стихотворение. А вот когда совсем нет желания, запомнить бывает трудно. У неё в памяти держатся десятки стихов на разные темы. Девочка очень артистична, смело держится на сцене, свободно рассказывает стихи перед любой аудиторией. Думаю, чтение стихов Симе будет помогать и в учёбе, и в общении с людьми. Окружающим с ней интересно, она дарит радость людям своей открытостью, непосредственностью.

Делая вывод по своим наблюдениям, хочу сказать, что люди, читающие стихи, понимающие поэзию, не могут оставаться равнодушными к окружающему их миру. Это интересные собеседники. Это живые, любознательные, мирные люди.

Глава 3. Советы: как учить стихи.

Из моих личных наблюдений можно сделать вывод о том, что немного среди нас любителей поэзии. А таких ребят, как наш герой ролика, с трудом запоминающих стихи, по словам учителей начальной школы, становится всё больше. За все годы учёбы в школе ученику приходится учить наизусть несколько десятков стихотворений, поэтому легко представить себе, каково будет учиться ребёнку, которому не даются стихи.

Представим несколько правил, как учить стихи?
1. Тем, у кого хорошая зрительная память, стихотворение, которое он хочет заучить, стоит вначале переписать, переписывая, одновременно читать его вслух.

2. Стихи нужно учить не по строкам, а по строфам (если повторять по несколько раз одну строку, а затем переходить к следующей и ее снова повторять несколько раз (классическая зубрежка), то может оказаться, что вы будете путаться внутри строфы).

3. В связи с тем, что единовременная память воспринимает около 7 единиц информации, перегружать ее нежелательно. Поэтому желательно разбить стихотворение на блоки по 7-8 слов. Делайте паузы между такими блоками по 4 секунды.

4. Стихотворение, даже большое, легче запоминать не по частям, а целиком. (Разбивая на четверостишия при заучивании, мы утрачиваем связь между частями и при произнесении нередко путаемся в середине стихотворения, а конец вообще забываем).

5. Читайте с чувством, эмоционально (это помогает при заучивании).

6. Прочитайте стихотворение вслух от начала до конца 2-3 раза. При этом старайтесь представлять картины, нарисованные поэтом. Теперь начинайте читать снова. Запомнившиеся строки произнесите, оторвав глаза от книги. Не напрягайтесь, чтобы вспомнить, а тут же смотрите в книгу, чтобы без запинок прочитать все стихотворение (всякое напряжение, усилие не помогает, а мешает заучивать стихи).

7. Лучшее время для запоминания с 8 до 10 утра или с 8 до 11 вечера (в эти часы кровь лучше питает мозг, а сон закрепляет в памяти заученное). Лучшая поза сидя.

8. Для того чтобы представить то, что хотел передать поэт в стихотворении, полезно нарисовать картинку, схему. При заучивании это тоже помогает.

А как же запомнить текст стихотворения надолго, а лучше навсегда?

Существуют такие методы и приемы для запоминания надолго. Чтобы меньше забывать, нужно часто повторять то, что было выучено. То, как долго мы хотим хранить что-то у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в нашем сознании. Повторение воздействует именно на долгосрочную память, помогая усвоить информацию на длительный срок. Правильное повторение улучшает его сохранение и облегчает его последующее воспроизведение. Большая часть информации обычно теряется уже в течение первого часа при отсутствии повторений. Поэтому первое повторение нужно проводить сразу по окончании чтения. Второе - через 20 минут после первого повторения. Третье – через 24 часа после второго. Четвертое – через 1 день (то есть через 48 часов после третьего). Пятое – через 2 дня (через 72 часа после четвертого)

По результатам опроса учащихся и взрослых могу сделать вывод о том, что люди чаще вспоминают и дольше помнят стихотворения, которые учили в детстве, которые их сильно взволновали, которые по ритму, по звучанию легко запоминаются. Например, родители многих учеников могут рассказать выученные ещё в школе отрывок из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» «Бой с барсом», отрывок из «Крестьянских детей» Н.А.Некрасова «Мужичок с ноготок», стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил», «Памятник» и другие произведения.

Заключение

«Душа обязана трудиться…»

2017 год объявлен Годом экологии. Экология как наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включающая в себя охрану природы и человека, напрямую связана с экологией души - охраной душевного состояния человека, заботой о чистоте и развитии души.

В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты.

Известный советский поэт Заболоцкий вывел универсальный рецепт здоровой жизни, которыйзаставляли заучивать наизусть всех учеников средней школы: "Не позволяй душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь".

Поэзия благотворно влияет на душу и ум человека, особенного растущего. Стихимогут быть разными: одни учат нас не забывать наших смелых и сильных предков и их подвиги, другие дают направление по жизни, а третьи раскрывают нам волшебство окружающего мира, учат жить с другими в дружбе, достойно преодолевать испытания судьбы. Стихи открывают нам ложь и правду, зло и добро. Учат нас по-настоящему любить Родину и близких. Чем больше учим стихи, тем культурней мы становимся, встраиваем в себя привычку к хорошим стихам и литературе.

Неспроста в нашем обществе большое внимание уделяют чтению стихов. В учебных заведениях организуются конкурсы чтецов различных направлений, многие телепередачи посвящены поэзии, в Интернете любители поэзии также могут найти свои сайты. Наши учащиеся принимают участие в социальном проекте «Читающая страна»3, в котором читают и записывают на видео произведения классиков школьной литературы. Этот проект создан для школьников, учителей и родителей, а также всех, кто любит российскую и зарубежную классическую литературу. Участники могут собрать уникальную коллекцию видеороликов на «вечные» темы: о любви к Родине, о войне, о дружбе, о семье, о природе.

Из изученной литературы и из личных наблюдений делаем вывод, какую пользу приносит чтение стихов и особенно их запоминание:

  • развивает память и внимание, предотвращает старение мозга,

  • воспитывает душу, обогащает её,

  • повышает уровень культуры человека,

  • помогает расширять кругозор,

  • учит понимать мир и принимать его,

  • способствует изучению самого себя (мыслей, чувств, переживаний),приводит к гармонии в душе.

Список использованной литературы

  1. В.Приходько «Постижение лирики», 1988, Москва, издательство «Детская литература», 237 стр..

  2. Н.М.Скоркина «Анализ лирического произведения в старших классах», 2002 год, Волгоград, издательство «Учитель – АСТ», стр.112

  3. Сайты в Интернете:

  1. https://yadi.sk/i/KQRuf7n13GDqgC

  2. http://www.pravmir.ru/zachem-i-kak-uchit-stihi/#ixzz3BCcVKtl5

  3. https://lit.drofa-ventana.ru/?utm_source=sendsay&utm_medium=email&utm_campaign=mayakovsky#/type=map&bounds=56.61763873032919,52.368475208007766,57.08564947529383,54.03702379199217

3https://lit.drofa-ventana.ru/?utm_source=sendsay&utm_medium=email&utm_campaign=mayakovsky#/type=map&bounds=56.61763873032919,52.368475208007766,57.08564947529383,54.03702379199217

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.