Чайковский ночи безумные стихи


А. Спиро и др., А. Апухтин

#Д4д


Слова Алексея Апухтина

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

1876

Апухтин А. Н. Стихотворения. М.: Сов. писатель, 1991. С комментарием: "Положено на музыку П. И. Чайковским, С. И. Донауровым, Е. Вильбушевичем; также известно как популярный цыганский романс в музыкальной обработке А. А. Спиро, С. В. Зарембы, П. Веймарна".

Романсы на стихотворение создали Сергей Донауров (1871), Александр Спиро (дуэт, 1873), Н. Сервиз (дуэт, 1873), Петр Чайковский (1886), А. Сологуб (дуэт, 1890), Е. Вильбушевич (мелодекламация, 1900-е гг.), и другие. Наиболее популярен "цыганский романс" А. Спиро (?-1917) - именно с этой мелодией романс сейчас прочно ассоциируется. В версии Спиро только два куплета, третий он отбросил, но на практике при желании поют и третий.

В репертуаре Марии Наровской (1905-1973) романс значится с подписью: "муз. П. Чайковского, сл. А. Апухтина, обр. М. Наровской" . См.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004. С. 322. Апухтин и Чайковский в юности учились вместе в Училище правоведения, и многие стихи Апухтина положил на музыку именно Чайковский.

Есть вольная переработка текста А.А. Протопоповой, положенная на музыку аранжировщиком ресторана "Яр" Яковом Пригожим; в этой версии романс исполняла, в частности, Ляля Черная - см. "Смятые розы".

ВАРИАНТ СПИРО:

Ночи безумные

Музыка А. Спиро
Слова А. Апухтина

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые,
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые...
Ночи бессонные, ночи безумные.

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…
Ночи бессонные, ночи безумные.

Такун Ф. И. Славянский базар. М.: Современная музыка, 2005.

Немного другая аранжировка:

Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2007.

НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (2 листа):


Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

ДРУГАЯ РЕДАКЦИЯ НОТ (2 листа):


Старинные романсы. Для пения с фортепиано. Под ред. Аз. Иванова. Л.: Музгиз, 1955.

a-pesni.org

Ночи безумные, ночи бессонные… ~ стихотворение Алексея Апухтина ~ Beesona.Ru

Главная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Алексей Апухтин ~ Ночи безумные, ночи бессонные…

На этой странице читайте стихотворение «Ночи безумные, ночи бессонные…...» русского писателя Алексея Апухтина, написанное в 1876 году.

Стихотворение Алексея Апухтина

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!
Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…
Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Год создания: 1876

Мне нравится:

0

© Алексей Апухтин

Другие стихи Алексея Апухтина:

19 Октября 1858 года

Памяти Пушкина
Я видел блеск свечей, я слышал скрипок вой,
Но мысль была чужда напевам бестолковым,
И тень забытая носилась предо мной

Ночь

К ***
Замолкли, путаясь, пустые звуки дня,
Один я наконец, все спит кругом меня;
Все будто замерло… Но я не сплю: мне......

На новый 1859 год

Радостно мы год встречаем новый,
Старый в шуме праздничном затих.
Наши кубки полные готовы, —
За кого ж, друзья, поднимем их?

Во время болезни

Мне всё равно, что я лежу больной,
Что чай мой горек, как микстура,
Что голова в огне, что пульс неровен мой,
Что сорок градусов моя температура!

На новый год

Безотрадные ночи! Счастливые дни!
Как стрела, как мечта пронеслися они.
Я не год пережил, а десятки годов,
То страдал и томился под гнетом оков,

www.beesona.ru

Анализ стихоторения Апухтина Ночи безумные ночи бессонные

А. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским, который впоследствии стал его близким другом и написал не один романс на его стихи. Пожалуй, один из самых известных, чувственных и проникновенных – романс на стихотворение «Ночи безумные, ночи усталые…»

Его основной мотив – эскапизм, стремление скрыться, спрятаться в туманном сумраке ночи, среди ее эфемерных образов - «речи несвязные, взоры усталые» - которые окружают его, поглощают, уносят в свою фату-моргану.

Уже в первой строфе сквозит легкое разочарование от «безумных ночей», осознание их как миража. Автор сравнивает их запоздалыми осенними цветами – для него их шум и блеск кажутся не настоящим праздником, а его блеклой, отцветшей калькой, которая сверкает лишь миг, а потом угасает, и от нее остается только горькое послевкусие, ощущение времени, жизни, прожитой впустую.

Вторая строфа дает развитие этой теме. В ней переживания лирического героя приобретают еще более драматичный оттенок: он не просто прямо говорит, что мир, который создают ночи иллюзорен, обманчив, ложен, лишен смысла, он осознает это на своем горьком опыте («время <…> мне указало, что было в вас ложного»), с печалью вспоминает об ошибках, которым «бессонные ночи» стали причиной.  Однако, несмотря на эти рассуждения, он не в силах отказаться от того иного мира, который ему предлагает ночь. Он слишком притягателен для него.

В третьей строфе мы видим, почему же этот, казалось бы, состоящий из обмана мир так тянет к себе лирического героя. Ночь дает ему возможность убежать, скрыться от дневной суматохи – «несносной, шумной» - раствориться в изящном мираже, который он создал сам. Для него ночь – это своеобразный транс, инобытие, мир, который не может существовать – и в этом его прелесть. Только он способен дать ему то состояние покоя, которого он так жаждет – погрузить в сон наяву, где не нет места земным проблемам.

Наверное, именно это и делает романс «Ночи безумные, ночи усталые» таким проникновенным – чувство усталости от настоящего резонирует с внутренней опустошенностью, желанием скрыться в ином, лучшем мире, которую когда-нибудь испытывал каждый. Это стих-приглашение разделить такую бессонную ночь, испытать чувство пьянящей легкости бытия, которая открыта только вне земных дел, проблем, суматох.

Картинка к стихотворению Ночи безумные ночи бессонные

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Демону

    Данное стихотворение было написано великим поэтом в 1855г. По задумке автора оно должно было войти в сборник стихов, выход которого планировался годом позднее. Однако, этого не случилось, и сборник открыло совсем иное

  • Анализ стихотворения Тургенева Два богача 7 класс

    В 1882 г. вышли в свет последние творения И. Тургенева. В них вошли краткие статьи, его мысли и думы из записных книг. Название сборника менялось несколько раз. Сначала создатель именовал сборник «Посмертное», далее написал на латыни

  • Анализ стихотворения Фета Какая ночь как воздух чист

    Это великолепное произведение, которое вызывает у читателя огромный восторг, можно отнести к позднему периоду творчества Фета, так как на момент написания, он уже успел выпустить несколько сборников своих стихотворений,

  • Анализ стихотворения Некрасова Возвращение

    Николай Алексеевич Некрасов в 1864 году несколько месяцев путешествовал по Европе. Вернувшись на родину, поэт начал сомневаться в том, что его творчество представляет какую-либо ценность для соотечественников.

  • Анализ стихотворения Есенина Сторона ль моя сторонка

    Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет

analiz-stihov.ru

Апухтин

Алексей Апухтин (ноябрь 1840) вошел в русскую культуру классическими романсами, но не только: его именем Александр Блок назвал целую эпоху – глухие апухтинские времена, имея в виду не только восьмидесятые годы XIX века русской истории, но и предшествовавшие им шестидесятые - время больших надежд и общественного подъема, сменившегося глухой реакцией восьмидесятых.

Согласимся, что не всякое время ассоциируется с именем поэта, отказывавшимся печататься в крутые шестидесятые-семидесятые и вдруг ставшим востребованным в реакционные восьмидесятые. Что-то в шестидесятые пошло не так, не срослось, не случилось, раз общество отреагировало на них апухтинской тоской и душевной болью.

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!
Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Всё же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…
Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Шестидесятые годы, отмеченные именами Чернышевского, Писарева, Добролюбова, были временем, когда всё общество вдруг пришло в движение и начало метаться, по словам одного из современников, словно в любовном чаду и свадебном угаре.

С одной стороны - Александровские реформы, религиозно-философские искания, творческий взлет в искусстве (Чайковский, Толстой, Достоевский, Тютчев, Фет, В. Соловьев), с другой - засилье в литературе бывших семинаристов-разночинцев, диктовавших обществу  как жить, о чем писать и чем жертвовать.

Нигилисты-отрицатели отказывались не от чего-то конкретного, а вообще - от всего, от всякого прошлого, от всей прежней культуры и всей русской истории вообще. При этом они не утруждали себя полемикой, заменив ее сведением счетов и навешиванием ярлыков.

Душевной боли - противопоставляли пользу, философским размышлениям – плоский морализм, живой действительности – простые схемы. В семинариях их нещадно ломали, в академиях – гнули, и раз усвоенные ими взгляды и схемы стали определяющими: под них они хотели прогнуть и подогнать русскую реальность, «преобразовать» ее и очистить от «прежнего мусора», в том числе и религиозного.

Из семинарий разночинцы-интеллигенты вышли озлобленными, надорванными, с нечувствием к русской истории и российской действительности.  Вот в такое время вступил в литературную жизнь Алексей Николаевич Апухтин, дворянин по матери и отцу, выпускник привилегированного Училища Правоведения, готовившего элиту для Минюста.

Училище пользовалось репутацией рассадника смуты, Николай I решил раз и навсегда покончить с этим вольнодумством: сменил директора училища и ввел военную дисциплину. Основанное как противовес царско-сельскому лицею, Училище гордилось своими выпускниками.

Из его стен вышли не только известные правоведы и юристы, но и культурная элита России: Алексей Апухтин, Иван Аксаков, Петр и Модест Чайковские, Александр Алехин (чемпион мира по шахматам), Алексей Жемчужников и другие.

«У них – Пушкин, у нас – Апухтин», - так стали говорить, когда юное дарование обратило на себя внимание Тургенева, Фета и Тютчева, а первые стихи четырнадцатилетнего воспитанника по рекомендации директора Училища были напечатаны в газете «Русский инвалид». Все прочили Лёлику, как называли его друзья, карьеру Пушкина, не меньше.

Уже в двенадцать, при поступлении в Училище, преподаватели удивлялись способностям мальчика и его знаниям русской поэзии: он часами мог декламировать Пушкина, перед которым преклонялся всю жизнь. Его поэтическим способностям удивлялась даже мать, нежно любившая и баловавшая сына.

Её любовь и нежность сформировали душевный мир поэта: тонкий, меланхоличный, грустный, философский. Тот контраст, который подросток почувствовал, попав из традиционного дворянского поместья в военизированное Училище, вызвало у него стресс.

Интонация грусти и печали, появившаяся в первых стихах, так и останется главной характеристикой его поэзии. Вот отрывок из раннего стихотворения «Романс», написанного в двенадцать лет в подражание то ли Антону Дельвигу, то ли Алексею Мерзлякову. В нём он словно программирует свою судьбу на грусть-тоску:

Что мне делать одинокому?
Только всё грустить
Да по милой по сторонушке
Горьки слёзы лить.
Целый век мне лишь кручиниться
Дан удел судьбой.

Подростком Алексей Апухтин пишет много патриотических стихов, вспоминая свое детство, мать, родных, по которым всегда тосковал. Смерть  его любимой матушки  стала для поэта таким ударом, от которого он так и не мог оправиться. Потом все его сердечные привязанности, дружеские отношения и увлечения были лишь попытками восстановить из обломков разрушенный  храм любви.

В девятнадцать лет (1859), в год смерти матери и окончания Училища, у него выходит цикл стихов «Деревенские очерки», открывающийся «Посвящением» с размышлениями над могилой любимой матери. В цикл поэт включает и ранее написанные стихи, очень мелодичные и тоже грустные.

Стихи с подачи И. Тургенева печатаются в престижном и популярном Некрасовском журнале «Современник». Они действительно попадали в унисон общей установке на демократические преобразования, и, казалось,  журнал и поэт нашли друг друга, но это только казалось.

Очень быстро, буквально через несколько месяцев стало ясно, что они – разного поля ягоды: в конце 1860-го года в итоговой статье «Современника» Апухтин попал в число не оправдавших надежд, поэт ответил бывшим товарищам убийственным стихотворением:

Посреди гнетущих и послушных,
Посреди злодеев и рабов
Я устал от ваших фраз бездушных,
От дрожащих ненавистью слов!
Мне противно лгать и лицемерить,
Нестерпимо - отрицаньем жить...
Я хочу во что-нибудь да верить,
Что-нибудь всем сердцем полюбить!
(Современным витиям. 1861)

Мягкий, лиричный Апухтин действительно был чужд всякой злобе и ненависти, исходящей от демократического журнала. Он не был революционером, не понимал народовольцев, не стремился никого и ничего переделывать, тем более насильственно, ничего не хотел разрушать и никому - мстить.

Он был философом, интровертом, глубоко погруженным в собственный мир и только в узком кругу друзей открывавшийся другими сторонами своего таланта. Друзья знали его как шутника, балагура, писавшего острые эпиграммы, пародии и юмористические стихи, наподобие вот таких:

Сегодня мне скажите вы,
Что не берут в России взяток,
Что город есть скверней Москвы,
Что в "Пчелке" мало опечаток,
Что в свете мало дураков...
Вполне достигнете вы цели,
Всему поверить я готов:
Сегодня первое апреля.
(Первое апреля. Отрывок)

После случившегося скандала с "шестидесятниками" Апухтин замолчал на долгих двадцать лет, уединился в деревне, но писать не перестал: только теперь его стихи расходились в рукописях и среди знакомых. Вернулся он к читателям только в конце жизни и то потому что не хватало денежных средств. Пришлось прибегнуть к типографскому станку и напечатать первый и последний при жизни поэта сборник стихов.

Но Алексею Николаевичу очень повезло с друзьями: с однокашником Петром Ильичом Чайковским он был дружен всю жизнь. они вместе гуляли, вместе ездили на Валаам, останавливались друг у друга, когда кому-нибудь из них приходилось бывать в Москве или Санкт-Петербурге.

И вместе они попали в очень некрасивую гомосексуальную историю. Впрочем, ни тот, ни другой, особо и не скрывали своих гомосексуальных предпочтений. Чайковскому Апухтин посвятил несколько стихотворений, а Петр Ильич, рано почувствовав красоту и мелодичность поэзии друга, написал на его стихи несколько замечательных романсов, ставших образцовыми:

«Ни отзыва, ни слова, ни привета»; «День ли царит, тишина ли ночная...»; «Ночи безумные, ночи бессонные» и другие.

Певучие, легкие, надрывные с четкими формулами о любви-старсти, не нуждающейся во взаимности, стихи Алексея Николаевича как нельзя лучше соответствуют русскому романсу. Поэтому, кроме Чайковского, еще восемь десятков композиторов обращались к поэзии Апухтина, написав классические:

«Пара гнедых…», «Разбитая ваза», «Забыть так скоро...», «Он так меня любил...», «Минуты счастья...», «Люби, всегда люби!..», «Отчалила лодка...» и другие.

Когда без страсти и без дела
Бесцветно дни мои текли,
Она как буря налетела
И унесла меня с земли.
Она меня лишила веры
И вдохновение зажгла,
Дала мне счастие без меры
И слезы, слезы без числа…
Сухими, жесткими словами
Терзала сердце мне порой,
И хохотала над слезами,
И издевалась над тоской;
А иногда горячим словом
И взором ласковых очей
Гнала печаль, — и в блеске новом
В душе светилася моей!
Я всё забыл, дышу лишь ею,
Всю жизнь я отдал ей во власть,
Благословить ее не смею
И не могу ее проклясть.
(Любовь. 1872)

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.