|
Чайковский ночи безумные стихиА. Спиро и др., А. Апухтин#Д4д
Ночи безумные, ночи бессонные, Пусть даже время рукой беспощадною Вкрадчивым шепотом вы заглушаете 1876 Апухтин А. Н. Стихотворения. М.: Сов. писатель, 1991. С комментарием: "Положено на музыку П. И. Чайковским, С. И. Донауровым, Е. Вильбушевичем; также известно как популярный цыганский романс в музыкальной обработке А. А. Спиро, С. В. Зарембы, П. Веймарна". Романсы на стихотворение создали Сергей Донауров (1871), Александр Спиро (дуэт, 1873), Н. Сервиз (дуэт, 1873), Петр Чайковский (1886), А. Сологуб (дуэт, 1890), Е. Вильбушевич (мелодекламация, 1900-е гг.), и другие. Наиболее популярен "цыганский романс" А. Спиро (?-1917) - именно с этой мелодией романс сейчас прочно ассоциируется. В версии Спиро только два куплета, третий он отбросил, но на практике при желании поют и третий. В репертуаре Марии Наровской (1905-1973) романс значится с подписью: "муз. П. Чайковского, сл. А. Апухтина, обр. М. Наровской" . См.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004. С. 322. Апухтин и Чайковский в юности учились вместе в Училище правоведения, и многие стихи Апухтина положил на музыку именно Чайковский. Есть вольная переработка текста А.А. Протопоповой, положенная на музыку аранжировщиком ресторана "Яр" Яковом Пригожим; в этой версии романс исполняла, в частности, Ляля Черная - см. "Смятые розы". ВАРИАНТ СПИРО: Ночи безумные Музыка А. Спиро Ночи безумные, ночи бессонные, Пусть даже время рукой беспощадною Такун Ф. И. Славянский базар. М.: Современная музыка, 2005. Немного другая аранжировка: Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. СПб.: Композитор•Санкт-Петербург, 2007. НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (2 листа): Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003. ДРУГАЯ РЕДАКЦИЯ НОТ (2 листа): Старинные романсы. Для пения с фортепиано. Под ред. Аз. Иванова. Л.: Музгиз, 1955. a-pesni.org Ночи безумные, ночи бессонные… ~ стихотворение Алексея Апухтина ~ Beesona.RuГлавная ~ Литература ~ Стихи писателей 18-20 века ~ Алексей Апухтин ~ Ночи безумные, ночи бессонные…На этой странице читайте стихотворение «Ночи безумные, ночи бессонные…...» русского писателя Алексея Апухтина, написанное в 1876 году. Стихотворение Алексея АпухтинаНочи безумные, ночи бессонные,
![]() Другие стихи Алексея Апухтина:19 Октября 1858 годаПамяти Пушкина К *** Радостно мы год встречаем новый, Мне всё равно, что я лежу больной, Безотрадные ночи! Счастливые дни! www.beesona.ru Анализ стихоторения Апухтина Ночи безумные ночи бессонныеА. Н. Аптухин – замечательный русский поэт конца XIX века. Он родился в небогатой дворянской семье в Орловской губернии. С блеском окончил Императорское правовое училище, где познакомился с П. И Чайковским, который впоследствии стал его близким другом и написал не один романс на его стихи. Пожалуй, один из самых известных, чувственных и проникновенных – романс на стихотворение «Ночи безумные, ночи усталые…» Его основной мотив – эскапизм, стремление скрыться, спрятаться в туманном сумраке ночи, среди ее эфемерных образов - «речи несвязные, взоры усталые» - которые окружают его, поглощают, уносят в свою фату-моргану. Уже в первой строфе сквозит легкое разочарование от «безумных ночей», осознание их как миража. Автор сравнивает их запоздалыми осенними цветами – для него их шум и блеск кажутся не настоящим праздником, а его блеклой, отцветшей калькой, которая сверкает лишь миг, а потом угасает, и от нее остается только горькое послевкусие, ощущение времени, жизни, прожитой впустую. Вторая строфа дает развитие этой теме. В ней переживания лирического героя приобретают еще более драматичный оттенок: он не просто прямо говорит, что мир, который создают ночи иллюзорен, обманчив, ложен, лишен смысла, он осознает это на своем горьком опыте («время <…> мне указало, что было в вас ложного»), с печалью вспоминает об ошибках, которым «бессонные ночи» стали причиной. Однако, несмотря на эти рассуждения, он не в силах отказаться от того иного мира, который ему предлагает ночь. Он слишком притягателен для него. В третьей строфе мы видим, почему же этот, казалось бы, состоящий из обмана мир так тянет к себе лирического героя. Ночь дает ему возможность убежать, скрыться от дневной суматохи – «несносной, шумной» - раствориться в изящном мираже, который он создал сам. Для него ночь – это своеобразный транс, инобытие, мир, который не может существовать – и в этом его прелесть. Только он способен дать ему то состояние покоя, которого он так жаждет – погрузить в сон наяву, где не нет места земным проблемам. Наверное, именно это и делает романс «Ночи безумные, ночи усталые» таким проникновенным – чувство усталости от настоящего резонирует с внутренней опустошенностью, желанием скрыться в ином, лучшем мире, которую когда-нибудь испытывал каждый. Это стих-приглашение разделить такую бессонную ночь, испытать чувство пьянящей легкости бытия, которая открыта только вне земных дел, проблем, суматох. Картинка к стихотворению Ночи безумные ночи бессонные![]() Популярные темы анализов
analiz-stihov.ru Апухтин
Согласимся, что не всякое время ассоциируется с именем поэта, отказывавшимся печататься в крутые шестидесятые-семидесятые и вдруг ставшим востребованным в реакционные восьмидесятые. Что-то в шестидесятые пошло не так, не срослось, не случилось, раз общество отреагировало на них апухтинской тоской и душевной болью.
Шестидесятые годы, отмеченные именами Чернышевского, Писарева, Добролюбова, были временем, когда всё общество вдруг пришло в движение и начало метаться, по словам одного из современников, словно в любовном чаду и свадебном угаре.
Нигилисты-отрицатели отказывались не от чего-то конкретного, а вообще - от всего, от всякого прошлого, от всей прежней культуры и всей русской истории вообще. При этом они не утруждали себя полемикой, заменив ее сведением счетов и навешиванием ярлыков. Душевной боли - противопоставляли пользу, философским размышлениям – плоский морализм, живой действительности – простые схемы. В семинариях их нещадно ломали, в академиях – гнули, и раз усвоенные ими взгляды и схемы стали определяющими: под них они хотели прогнуть и подогнать русскую реальность, «преобразовать» ее и очистить от «прежнего мусора», в том числе и религиозного. Из семинарий разночинцы-интеллигенты вышли озлобленными, надорванными, с нечувствием к русской истории и российской действительности. Вот в такое время вступил в литературную жизнь Алексей Николаевич Апухтин, дворянин по матери и отцу, выпускник привилегированного Училища Правоведения, готовившего элиту для Минюста.
Из его стен вышли не только известные правоведы и юристы, но и культурная элита России: Алексей Апухтин, Иван Аксаков, Петр и Модест Чайковские, Александр Алехин (чемпион мира по шахматам), Алексей Жемчужников и другие. «У них – Пушкин, у нас – Апухтин», - так стали говорить, когда юное дарование обратило на себя внимание Тургенева, Фета и Тютчева, а первые стихи четырнадцатилетнего воспитанника по рекомендации директора Училища были напечатаны в газете «Русский инвалид». Все прочили Лёлику, как называли его друзья, карьеру Пушкина, не меньше. Уже в двенадцать, при поступлении в Училище, преподаватели удивлялись способностям мальчика и его знаниям русской поэзии: он часами мог декламировать Пушкина, перед которым преклонялся всю жизнь. Его поэтическим способностям удивлялась даже мать, нежно любившая и баловавшая сына.
Интонация грусти и печали, появившаяся в первых стихах, так и останется главной характеристикой его поэзии. Вот отрывок из раннего стихотворения «Романс», написанного в двенадцать лет в подражание то ли Антону Дельвигу, то ли Алексею Мерзлякову. В нём он словно программирует свою судьбу на грусть-тоску:
Подростком Алексей Апухтин пишет много патриотических стихов, вспоминая свое детство, мать, родных, по которым всегда тосковал. Смерть его любимой матушки стала для поэта таким ударом, от которого он так и не мог оправиться. Потом все его сердечные привязанности, дружеские отношения и увлечения были лишь попытками восстановить из обломков разрушенный храм любви.
Стихи с подачи И. Тургенева печатаются в престижном и популярном Некрасовском журнале «Современник». Они действительно попадали в унисон общей установке на демократические преобразования, и, казалось, журнал и поэт нашли друг друга, но это только казалось. Очень быстро, буквально через несколько месяцев стало ясно, что они – разного поля ягоды: в конце 1860-го года в итоговой статье «Современника» Апухтин попал в число не оправдавших надежд, поэт ответил бывшим товарищам убийственным стихотворением:
Он был философом, интровертом, глубоко погруженным в собственный мир и только в узком кругу друзей открывавшийся другими сторонами своего таланта. Друзья знали его как шутника, балагура, писавшего острые эпиграммы, пародии и юмористические стихи, наподобие вот таких:
После случившегося скандала с "шестидесятниками" Апухтин замолчал на долгих двадцать лет, уединился в деревне, но писать не перестал: только теперь его стихи расходились в рукописях и среди знакомых. Вернулся он к читателям только в конце жизни и то потому что не хватало денежных средств. Пришлось прибегнуть к типографскому станку и напечатать первый и последний при жизни поэта сборник стихов.
И вместе они попали в очень некрасивую гомосексуальную историю. Впрочем, ни тот, ни другой, особо и не скрывали своих гомосексуальных предпочтений. Чайковскому Апухтин посвятил несколько стихотворений, а Петр Ильич, рано почувствовав красоту и мелодичность поэзии друга, написал на его стихи несколько замечательных романсов, ставших образцовыми:
Певучие, легкие, надрывные с четкими формулами о любви-старсти, не нуждающейся во взаимности, стихи Алексея Николаевича как нельзя лучше соответствуют русскому романсу. Поэтому, кроме Чайковского, еще восемь десятков композиторов обращались к поэзии Апухтина, написав классические:
Тина Гай Related postscoded by nessussotvori-sebia-sam.ru |
|||
|