Бунин детство стих


анализ и история создания :: SYL.ru

Одно из самых известных стихотворений раннего творчества Бунина - "Детство" - написано в молодой поре, когда детство, кажется, ушло еще недалеко, однако уже, очевидно, безвозвратно. В этой статье представлен анализ стихотворения, а также история его создания и использованные выразительные средства.

"Чем жарче день, тем сладостней в бору..."

Прежде чем анализировать это стихотворение, необходимо освежить в памяти его строки. Стихотворение знакомо многим с юных лет:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

История создания

Стихотворение "Детство" Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет. Это время в биографии поэта характеризуется началом серьезного творчества, первыми публикациями и участием Бунина в литературном кружке "Среда", завсегдатаями которого были также Максим Горький и Леонид Андреев. Первые поэтические признания, серьезные коллеги - и вдруг Бунин пишет это стихотворение, наполненное торжеством свежести детских впечатлений и тоской по времени, когда "деревья были большими".

Детство Ивана Бунина было счастливым. Когда мальчику исполнилось четыре года, семейство Буниных переехало в свое родовое поместье, расположенное в Елецком уезде. С малых лет Иван был окружен любовью, хорошим воспитанием и богатой природой. Словно с картин Шишкина, выступали перед мальчиком густые хвойные леса, сияющие в проблесках солнечного света. С детства одаренный тонким восприятием и богатым воображением, Иван нередко проводил время в лесу - один, с неизменной книгой под мышкой или в сопровождении гувернера - Николая Ромашкова, оказавшего значительное влияние на раннее образование будущего поэта. Маленький Бунин - на фото ниже.

Скорее всего, стоя на пороге между двадцатилетней юностью и тридцатилетним началом зрелости, между безвестностью начинающего поэта и славой знаменитого, Иван Бунин с особой ностальгией предался воспоминаниям о своем детстве. Тогда все было еще впереди, а сосновый бор мог стать надежным укрытием от любых неурядиц, которые могли случиться в его детской жизни.

Первая публикация этого стихотворения состоялась лишь в 1906 году, спустя одиннадцать лет после написания.

Анализ произведения

Темой стихотворения Бунина "Детство" является ностальгия по прошлому, по времени, когда целые дни можно было беззаботно проводить в лесу, а о взрослой жизни, кажущейся очень далекой, и вовсе не задумываться. Стихотворение написано в жанре лирического произведения с использованием перекрестной рифмы и в размере четырехстопного ямба - благодаря ему стихотворение звучит весело и легко, позволяя представить беззаботного мальчишку, радостно шагающего по утреннему лесу. Лирическим героем произведения является сам автор, его сверхзадача - рассказать о своей любви к природе, к летнему солнцу, но именно так, как он чувствовал это в детстве.

Выразительные средства

Основным средством художественной выразительности в стихотворении Бунина "Детство" является аллитерация: в каждой строке используется несколько шипящих и глухих звуков, позволяющих услышать шелест песка, скрип тяжелых стволов, хруст коры. Также обильно использованы твердые и мягкие звуки "л" - благодаря этому чувствуется, как сквозь деревья льется яркий свет, как горячая смола стекает по стволам сосен.

Помимо этого к выразительным средствам следует отнести метафору ("солнечные палаты"), сравнение ("песок - как шелк"), олицетворение ("величавый ствол"), лексический повторы ("повсюду блеск, повсюду яркий свет", "как тепла, как солнцем вся прогрета") и огромное количество восторженных эпитетов ("смолистый аромат", "солнечные палаты", "блеск и яркий свет", "ствол - тяжелый, величавый", "солнечное лето"). Именно преувеличенная восторженность позволяет почувствовать неподдельный, искренний восторг, на который человеческая душа способна только в детстве.

www.syl.ru

Анализ стихотворения Бунина И. А. "Детство"

Тут представлены:

  • текст стихотворения Бунина И. А. "Детство",
  • школьный анализ стихотворения Бунина И. А. "Детство".

 

Бунин И. А. "Детство"

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

10.03.1906

 

Школьный анализ стихотворения Бунина И. А. "Детство"

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Детство" написано в зрелом возрасте и содержит воспоминания из детства поэта. Автор является героем произведения. Погружаясь в воспоминания, он делится с читателями чувствами, которые ему очень дороги.

Стихотворение наполнено яркими впечатлениями от общения с природой.

Особенностью данного произведения является увлекательный сюжет. Иван Алексеевич Бунин гуляет в лесу. Чувство ностальгии переносит его в детские годы, когда он ещё мальчишкой часто прогуливался между высоких сосен.

Рассказывая историю о походе в лес, Иван Алексеевич Бунин использует средства художественной изобразительности. Его речь остаётся простой, доступной, и вместе с тем поэт украшает свой рассказ необычными словами.

Метафора, которая появляется в первом четверостишии, передаёт настроение поэта. Он говорит о богатстве и красоте природы, сравнивая лес с дворцом:

И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Теперь, когда молодой человек, раскрывший в себе талант поэта, снова приходит в лес, он может передать сладкие мгновения общения с природой. Эти чувства заставляют его вернуться в прошлое:

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Поэт благодарен природе. Он хочет поделиться своими переживаниями с другими.

Приём антитезы, используемый в третьем четверостишии, говорит о силе связи поэта с родной землёй. Его не печалит грубость коры сосны. Он полон светлых переживаний, замечая как всё вокруг прекрасно.

Идея данного произведения - показать нетронутую красоту природы. Пусть в жизни человека происходит множество событий, он взрослеет, узнаёт многое об окружающем мире, приобретает новые знакомства, становится частью общества. Но с ним остаются сладкие мечты об уютном уголке природы, где лето, зной, высокие сосны и приятный тёплый аромат.

 

Фото: http://picssr.com/photos/silveryfoxheart/interesting/[email protected]

xn-------c5dc1dj4a.xn--p1ai

Бунин Детство

Для большинства людей детство является весьма интересным периодом жизни, когда самому не нужно практически ни о чем беспокоиться. Все решается взрослыми, и чаще всего в пользу ребёнка. Именно поэтому многие люди регулярно возвращаются в мыслях к этому периоду жизни. Действительно, в детстве и отрочестве мы не заботимся практически ни о чем. Можно учиться, играть, отдыхать – вот и все, что нужно. Со временем приходят хлопоты, ответственность, заботы и, естественно, все это далеко не всегда носит приятный характер. Но всё это будет позже, а пока маленький человек растёт он может рассчитывать на снисхождение, поддержку и любовь взрослых.

Бунин Иван Алексеевич


Иван Бунин вспоминает начальный период своей жизни в собственном произведении «Детство». Собственно, мало кто знает, с чего именно начинался творческий путь писателя. До того момента, как Бунин стал переводчиком и писателем, он занимался тем, что писал стихи, именно с поэзии начался его длинный путь. Впоследствии, конечно, он не забывал про это увлечение и продолжал писать стихи, хотя большую часть времени у него отнимала проза. Большинство его произведений носят сугубо лирический характер, часто это воспоминания о прошлом.

До одиннадцати лет писатель воспитывался дома в Орловской губернии в поместье Озерки. Окружающий мир вокруг ребёнка действительно был изумительной красоты, о чем в будущем автор будет говорить в собственных произведениях – русская природа, такая манящая и удивительная, способная подарить восхитительное и непередаваемое ощущение спокойствия. Бунин в детстве любил проводить время в лесу или в поле, наслаждаясь окружающей природой. Это ему давало какие-то особенные ощущения и развивало чувства прекрасного. Как только у него появлялась возможность улизнуть из дома, то он непременно ей пользовался. Мальчик так «сдружился» с природой, что в дальнейшем, во взрослой жизни, работая над своими произведениями, практически в каждой работе автора, можно найти качественное описание природных явлений, которые помогают лучше воспринимать смысловую нагрузку.

Например, очень часто можно заметить упоминания о чувствах людей друг к другу или о любви человека к самой природе. Тем не менее он говорит о том, что любовь к природе – гораздо сильнее, чем ее испытывают люди, так как для человека чувство любви лишь вспышка, яркий огонек, способный осветить ненадолго человеческую жизнь, не более. Как ярко он разгорается, так же быстро потухает, хотя это действительно священное и по-своему уникальное чувство. Зато любовь к природе – она может быть бесконечной, вечной, вне зависимости от обстоятельств, о чем, собственно, можно узнать в произведении Бунина «Детство».

Произведение «Детство»


Вся красота окружающего мира писателя действительно глубоко запала ему в душу. Этот период жизни он очень любит вспоминать, и регулярно мысленно возвращается к тем событиям, которые происходили с ним в детстве.

В 1895 году выходит стихотворение Бунина «Детство», в котором писатель пытается передать все те чувства, которые он испытывал раньше. Он делится своими ощущениями и будто переносится на пятнадцать лет назад, увлекая за собой читателя. В этом произведении очень сокровенный, можно сказать, интимный смысл.

Поэт отмечает, что в детстве мы все были беззаботными, могли получать удовольствие и неподдельное наслаждение от разных мелочей: теплоты летнего солнца, запаха смолы на соснах, от окружающей природы. Читателю становится ясно, что Бунин делиться собственною любовь не только к своему прошлому счастливому детству, но и устойчивому настоящему, когда можно спокойно погружаться в собственные воспоминания.

В жизни писателя обстоятельства сложились таким образом, что он просто не мог оставаться жить на Родине, и эмигрировал во Францию, в Париж. Расставание и Родиной тяжело давалось писателю. По этой причине он в каждом своем произведении вспоминает Россию, ее богатую, удивительную и интересную природу, её людей, культуру, обычаи. До самого своего последнего вздоха писатель помнит Россию. Её величественные, могучие леса, бесконечные поля, деревья – все то, что так или иначе у него ассоциируется с самым счастливым периодом в жизни, детством. Писатель постоянно намекает читателю, подводит его к мысли о том, что родные края нужно любить и относится к ним с трепетом.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — это, пожалуй, ярчайшее воспоминание Ивана Алексеевича, которым он делится с читателями в своем произведении. Пытаясь укрыться в лесу от солнечных лучей в тени сосен-великанов, наблюдать за пробуждением густой чащи леса – излюбленное занятие поэта в детстве. Он вспоминает о том, как ему было радостно «бродить по этим солнечным палатам», что говорит о том, что мелочи могут радовать человека до глубины его души.

Поэт говорит читателям о том, что детство является по-настоящему золотой порой жизни, когда взрослый человек может буквально прикоснуться к своему прошлому, затронув тонкие струны своей памяти и вспомнить, как он был тогда счастлив.

Это стихотворение о природе имеет более глубокий смысл, чем может показаться изначально. Возможность вернуться в детство в собственных воспоминаниях — вот философия безграничных возможностей человеческих мыслей. Там в собственном детстве остались многочисленные радости жизни, возможность беззаботно играть и открыто смотреть каждому дню в лицо, ничего не бояться, не лукавить. Природа сама протягивает руки, создавая целый мир из звуковых и визуальных впечатлений, которые дарят счастье даже по прошествии многих лет жизни. Все, чего бы ни происходило в детстве непременно связано с радостным, веселым настроением, даже солнца жар или сухой смолистый аромат.

Характеристика произведения


Немаловажной особенностью самого произведения является уникальное сочетание сонорных звуков [л] и [л’]. Именно такое сочетание позволяет намного глубже прочувствовать само произведение, узнать об ощущениях, о которых нам рассказывает Бунин, понять их. Таким образом, он буквально на листке тетради передает нам звуки «льющегося солнца», «шелкового песка под ногами» и множество другого.

Кроме благоприятного и интересного сочетания звуков, нельзя не обратить внимания на цветовую гамму, которую предлагает поэт. Это разноцветье прямо говорит, что детская пора – сама по себе золотая, ею следует дорожить так же, как вы бы дорожили случайно найденным слитком золота. Также нельзя не отметить наличие красных «оттенков». Безусловно, такой цвет ассоциируется с кровью и огнем, следовательно, наличием родства между многими-многими поколениями. Таким образом, писатель буквально олицетворяет кровное и духовное родство, которое проявляется в единении с самой природой.

Как уже было сказано выше, в произведениях Бунина чаще всего присутствуют лирические герои. Это стихотворение не исключение. Действительно, несмотря на то, что он рассказывает о герое, как о взрослом человеке, но тот перед мощью самой природы, ее величием, сравнивая ничтожного человека с могучими столетними огромными соснами, буквально возвращает его в детство, создавая из взрослого человека ребенка. Ощущения лирического героя писатель довольно умело передает посредством применения самых различных эпитетов, например:


• Смолистый аромат;

• Шелковый песок;

• Льющегося солнца.


Здесь присутствует огромное количество цветовых эпитетов, которые еще больше указывают нам на важность детского периода жизни в судьбе каждого человека.

Как во многих своих произведения, в стихотворении «Детстве» Бунин снова рассказывает читателям о любви, только не той приземленной, подобной яркой вспышке между двумя людьми, а о любви человека и природы. Он рассказывает нам о детстве, которое, действительно, проходит очень быстро и всё, что человеку посчастливилось запомнить, следует хранить в своей памяти как бесценный дар. В этом и состоит счастье в единении с природой и с самим собой.

gfom.ru

Конспект урока на тему "Детство" И.А. Бунин.

Урок литературного чтения

по программе (Планета знаний)

Учебник: Э.Э.Кац. 4 класс

Тема урока: И.А. Бунин. "Детство"

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением

Задачи:

- продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения;

- над развитием умения своим чтением передавать настроение и чувства автора, над формированием личностного отношения к природе на основе художественного анализа произведения;

- воспитывать любовь к природе, к чтению.

Оборудование: портрет  И.А.Бунина; учебник Э.Э. Кац

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

- Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.

II. Проверка  домашнего задания

Ещё не знаю, что будет

III. Сообщение темы урока.

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством И.А. Бунина.

IV Биография И.А.Бунина

- Начнём, урок с того, что рассмотрим портрет Ивана Алексеевича.

- Какие у него черты лица?

- Как бы вы его описали?

- Мы сегодня не будем останавливаться на биографии поэта, я лишь приведу некоторые интересные факты из его биографии.

Иван Алексеевич Бунин родился 1870 г. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В 50 лет писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции.

Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

- Что узнали?

IV. Изучение нового материала

- Ребята, а кто из вас знает его стихотворение «Детство»?

- Так вот, сегодня на уроке, мы с вами и познакомимся с этим стихотворением.

- А какие произведения про детство вы уже читали?

- Ребята, а что же такое детство?

Подготовка к восприятию

– Сейчас услышите стихотворение «Детство».
– Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
– В нем рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?

  • О нем самом, потому что он говорит о себе.  

  • О том, как он гулял в лесу.

  • О дубовой роще.

Чтение вслух учителем

– Изменились мнения у вас?

Вывод: за каждым стихотворением он сам,  его переживания, его мысли.  

Самостоятельная работа с текстом

– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение  самостоятельно.  Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте  непонятные слова.
– Какие непонятные слова вы встретили? Я написала, некоторые слова, которые они могут спросить. Остальные, я естественно, тоже объясню.

(В бору,   ароматом,  палатам, зной)
– Назовите близкое по значению   слово к слову «аромат» – (запах).
– К слову «зной» – (жара)
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне)
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны) 
– Слово «палаты». Что вы о нём знаете?  В каких случаях  употребляют в речи? (Палата бывает в больнице)
– А вот А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово…

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».

– Значит, что же такое «палаты»? (Большой и красивый зал)
– Подберите эпитеты, т.е. слова-признаки к слову «палаты» (Царские, огромные, красивые, расписные, светлые.)
– А у Бунина?  (Солнечные палаты)

V. Работа с текстом

1) Каким настроением проникнуто это стихотворение?
2) Какие слова и образы подчеркивают радость и торжественность, владеющие лирическим героем? (Весело бродить, сладостней дышать, повтор эпитета «солнечный»)
3) Почему лирический герой чувствует себя вновь ребёнком имен­но в сосновом бору? (Лирический герой — взрослый человек, но перед мощным величи­ем природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувст­вует себя вновь ребенком).
4) Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью каких эпитетов автор передаёт ощущения лирического героя? (Смолистый аромат, кора груба, тепла). Какие цветовые эпитеты мы находим в стихотворении? (Солнечные палаты, кора красна).
VI. Выборочное чтение

– Ответьте на вопросы строчками из стихотворения:
– В какой день в бору сладостнее дышать?

«Чем жарче день, тем сладостней в бору.
Дышать сухим смолистым ароматом».

– В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам».

– Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

«Повсюду блеск, повсюду – яркий свет,
Песок – как шелк».

– Почему так сказал Бунин? (Песок  мягкий и шелк  мягкий, песок блестит и шелк блестит.)
– Запомните этот пример. Называется эта форма поэтической речи – СРАВНЕНИЕ
– Что сказано о стволе сосны? (Тяжелый, величавый, гигант)

VII. Продолжение изучения  нового материала.

Работа над выразительным чтением.

Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).

- Такая рифма называется перекрестной.

- Давайте, расставим паузы и логические ударения.

- Выразительное чтение I строфы.

- Теперь, давайте посмотрим на II строфу.

- С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?

- Расстановим паузы и логические ударения.
- Выразительное чтение II строфы.

- В третьей строфе, представьте себе старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?

- Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.

- Выразительное чтение III строфы.

Чтение стихотворения
– Удалось ли вам проникнуть  в душу поэта, узнать его чувства?
– Вернемся к началу урока.  Почему стихотворение называется «Детство»?

VIII. Итог  урока

– Что нового узнали о жизни и творчестве  И.А.Бунина?

IX. Домашнее задание

Выучить наизусть

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.