Безглагольность стих бальмонт


Константин Бальмонт - Безглагольность: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье — глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Анализ стихотворения «Безглагольность» Бальмонта

Писатели и поэты во все времена обращались к образу русской природы. Прежде всего, для того чтобы лучше выразить состояние души, в котором творит автор. Если он счастлив и спокоен, то природа изображается как нечто гармоничное, прекрасное, умиротворяющее. Но если поэт тоскует, если ему тяжело и больно, то и в окружающем мире он видит только печаль и горе. «Безглагольность» Константина Бальмонта — одно из таких произведений.

Само слово «безглагольность» обозначает отсутствие «глагола», действия. Русская природа изображается Бальмонтом как раз такой: бездеятельной, недвижимой, утомленной. Застыла она от горя, которое нельзя выразить ничем — ни словом, ни жестом. Мир вокруг лирического героя как будто устал, он не в силах пошевелиться, а может только остановиться, замереть в своей печали.

В этом автор видит отличительную черту и характера русского человека, который переживает горе молча, внутри, не стремясь говорить о нем или просто не в состоянии это делать. Все лишения и тяготы, всю несправедливость мира русский человек терпит, будучи лишенным голоса, чтобы высказаться. Насколько широка и многогранна его душа, настолько же скрытна и терпелива. Социальный подтекст стихотворения, таким образом, тоже чрезвычайно силен.

В первой строфе произведения природа изображается безбрежной и бесконечной, но абсолютно безмолвной и безгласной. Как будто само горе автора не имеет границ и не может быть выражено ничем. Пейзаж, безусловно, полон и нежности, и печали, но не светлой и возвышенной, а безвыходной и горькой. Как и душа самого поэта полна тоски.

Следующие четыре строфы раскрывают эту мысль. Неважно ни место, ни время дня. «И сердцу так больно, и сердце не радо» утром, на рассвете, над рекою. Но «сердцу так грустно, и сердце не радо» также и вечером, на закате, в деревенском саду. Ведь не окружающий мир делает человека несчастным. Наоборот, несчастный человек склонен видеть все вокруг темным и мрачным.

Эти переживания, безусловно, связаны с личной жизнью Бальмонта. Поэт пережил тяжелый разрыв с женой, предпринял попытку самоубийства, которая закончилась тем, что он оказался прикован к постели. Тяжело оставаться жизнерадостным человеком, переживая подобное.

В финале произведения поэт говорит о том, что боль, с которой приходится жить, незаслуженна. И даже простив обиды, он продолжает страдать, а сердце его застыло и плачет.

rustih.ru

Стихи. Литература. Поэзия. Константин Бальмонт.


Гармония слов

 Почему в языке отошедших людей Были громы певучих страстей? И намеки на звон всех времен и пиров, И гармония красочных слов? Почему в языке современных людей Стук ссыпаемых в яму костей? Подражательность слов, точно эхо молвы, Точно ропот болотной травы? Потому что когда, молода и горда, Между скал возникла вода, Не боялась она прорываться вперед, Если станешь пред ней, так убьет. И убьет, и зальет, и прозрачно бежит, Только волей своей дорожит. Так рождается звон для грядущих времен, Для теперешних бледных племен.
Из книги "Будем как солнце", 1903

* * *

 Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, В впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей. Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая, Все пойму, все возьму, у других отнимая. Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я – изысканный стих.
Из книги "Будем как солнце", 1903

* * *

 Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море, И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце, А если день погас, Я буду петь... Я буду петь о Солнце В предсмертный час!
Из книги "Будем как солнце", 1903

Безглагольность

 Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. Приди на рассвете на склон косогора, – Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет громада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо. Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье, глухое, немое. Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную тень деревенского сада, – Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо. Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. и сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Из книги "Только любовь" Семицветник, 1903

Снежинка

 Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено. Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается, Звезда кристальная. Лежит пушистая, Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая!
Из книги "Только любовь" Семицветник, 1903

К зиме

 Лес совсем уж стал сквозистый, Редки в нем листы. Скоро будет снег пушистый Падать с высоты. Опушит нам окна наши, В детской и везде. Загорятся звезды краше, Лед прильнет к воде. На коньках начнем кататься Мы на звонком льду. Будет смех наш раздаваться В парке на пруду. А в затишье комнат - прятки, В чет и нечет - счет. А потом настанут Святки, Снова Новый год. 

Дурной сон

 Мне кажется, что я не покидал России, И что не может быть в России перемен. И голуби в ней есть. И мудрые есть змии. И множество волков. И ряд тюремных стен. Грязь "Ревизора" в ней. Весь гоголевский ужас. И Глеб Успенский жив. И всюду жив Щедрин. Порой сверкнет пожар, внезапно обнаружась, И снова пал к земле земли убогий сын. Там за окном стоят. Подайте. Погорели. У вас нежданный гость. То - голубой мундир. Учтивый человек. Любезный в самом деле. Из ваших дневников себе устроил пир. И на сто верст идут неправда, тяжба, споры, На тысячу - пошла обида и беда. Жужжат напрасные, как мухи. разговоры. И кровь течет не в счет. И слезы - как вода.

* * *

 Мой друг, есть радость и любовь, Есть все, что будет вновь и вновь, Хотя в других сердцах, не в наших. Но, милый брат, и я и ты - Мы только грезы Красоты, Мы только капли в вечных чашах Неотцветающих цветов, Непогибающих садов.

* * *

 Можно жить с закрытыми глазами, Не желая в мире ничего, И навек проститься с небесами, И понять, что все кругом мертво. Можно жить, безмолвно холодея, Не считая гаснущих минут, Как живет осенний лес, редея, Как мечты поблекшие живут. Можно все заветное покинуть, Можно все навеки разлюбить. Но нельзя к минувшему остынуть, Но нельзя о прошлом позабыть!

* * *

 Мы убиваем гения стократно, Когда, рукой его убивши раз, Вновь затеваем скучный наш рассказ, Что нам мечта чужда и непонятна. Есть в мире розы. Дышат ароматно. Цветут везде. Желают светлых глаз. Но заняты собой мы каждый час - Миг встречи душ уходит безвозвратно. За то, что он, кто был и горд, и смел, Блуждая сам над сумрачною бездной, Нам в детстве в душу ангела напел, - Свершим сейчас же сто прекрасных дел: Он нам блеснет улыбкой многозвездной, Не покидая вышний свой предел.

Царь-ложь

 Народ подумал: вот заря, Пришел тоске конец. Народ пошел просить царя. Ему в ответ свинец. А, низкий деспот! Ты навек В крови, в крови теперь. Ты был ничтожный человек, Теперь ты грязный зверь. Но кровь рабочего взошла, Как колос, перед ним. И задрожал приспешник зла Пред колосом таким. Он красен, нет ему серпа, - Обломится любой, Гудят колосья, как толпа, Растет колосьев строй. И каждый колос - острый нож, И каждый колос - взгляд. Нет, царь, теперь не подойдешь, Нет, подлый царь, назад! Ты нас теперь не проведешь Девятым января. Ты - царь, и, значит, весь ты ложь, - И мы сметем царя!
1907

Воспоминания о вечере в Амстердаме

 О тихий Амстердам, с певучим перезвоном Старинных колоколен, тихий Амстердам! Зачем я здесь, не там, зачем уйти не волен К тебе, о тихий Амстердам? К твоим церковным звонам, К твоим немым затонам, К твоим как бы усталым сонным берегам, К загрезившим каналам с безжизненным их лоном, С закатом запоздалым, Амстердам. С закатом запоздалым, и ласковым, и алым, Горящим здесь и там по сумрачным мостам, По этим синим водам, по окнам и по сводам Домов и колоколен, Амстердам. Где, преданный мечтам, Какой-то призрак болен, Упрек сдержать не волен, Здесь поет и там, Тоскует с долгим стоном, И вечным перезвоном - О тихий Амстердам, о тихий Амстердам...

* * *

 О, женщина, дитя, привыкшее играть И взором нежных глаз, и лаской поцелуя, Я должен бы тебя всем сердцем презирать, А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя! Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю, Живу одной тобой в моих терзаньях страстных, Для прихоти твоей я душу погублю, Все, все возьми себе - за взгляд очей прекрасных, За слово лживое, что истины нежней, За сладкую тоску восторженных мучений! Ты, море странных снов, и звуков, и огней! Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

Осень

 Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветках благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья.

* * *

 Смотри, как звезды в вышине Светло горят тебе и мне. Они не думают о нас, Но светят нам в полночный час. Прекрасен ими небосклон, В них вечен свет и вечен сон. И кто их видит - жизни рад, Чужою жизнию богат. Моя любовь, моя звезда, Такой, как звезды, будь всегда. Горя, не думай обо мне, Но дай побыть мне в звездном сне.

* * *

 Тебя я хочу, мое счастье, Моя неземная краса! Ты - солнце во мраке ненастья, Ты - жгучему сердцу роса! Любовью к тебе окрыленный, Я брошусь на битву с судьбой. Как колос, грозой опаленный, Склонюсь я во прах пред тобой. За сладкий восторг упоенья Я жизнью своей заплачу! Хотя бы ценой исступленья - Тебя я хочу!
1895

* * *

 Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. И внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.

* * *

 Я с ужасом теперь читаю сказки - Не те, что все мы знаем с детских лет. О, нет: живую боль - в ее огласке Чрез страшный шорох утренних газет. Мерещится, что вышла в круге снова Вся нежить тех столетий темноты: Кровь льется из Бориса Годунова, У схваченных ломаются хребты. Рвут крючьями язык, глаза и руки. В разорванный живот втыкают шест, По воздуху в ночах крадутся звуки - Смех вора, вопль захватанных невест. Средь бела дня - на улицах виденья, Бормочут что-то, шепчут в пустоту, Расстрелы тел, душ темных искривленья, Сам дьявол на охоте. Чу! - "Ату! Ату его! Руби его! Скорее! Стреляй в него! Хлещи! По шее! Бей!" Я падаю. Я стыну, цепенея. И я их брат? И быть среди людей! Постой. Где я? Избушка. Чьи-то ноги. Кость человечья. Это - для Яги? И кровь. Идут дороги всё, дороги. А! Вот она. Кто слышит? Помоги!

Ветер

 Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем луны. Я жить не хочу настоящим, Я внимаю намекам струны, Цветам и деревьям шумящим И легендам приморской волны. Желаньем томясь несказанным, Я в неясном грядущем живу, Вздыхаю в рассвете туманном И с вечернею тучкой плыву. И часто в восторге нежданном Поцелуем тревожу листву. Я в бегстве живу неустанном, В ненасытной тревоге живу.

Лебедь

 Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится, печальная, Как последний вздох души. Это плачет лебедь умирающий, Он с своим прошедшим говорит, А на небе вечер догорающий И горит и не горит. Отчего так грустны эти жалобы? Отчего так бьется эта грудь? В этот миг душа его желала бы Невозвратное вернуть. Все, чем жил с тревогой, с наслаждением, Все, на что надеялась любовь, Проскользнуло быстрым сновидением, Никогда не вспыхнет вновь. Все, на чем печать непоправимого, Белый лебедь в этой песне слил, Точно он у озера родимого О прощении молил. И когда блеснули звезды дальние, И когда туман вставал в глуши, Лебедь пел все тише, все печальнее, И шептались камыши. Не живой он пел, а умирающий, Оттого он пел в предсмертный час, Что пред смертью, вечной, примиряющей, Видел правду в первый раз. 

www.kostyor.ru

Константин Бальмонт – стихотворение «Безглагольность» - 16 Мая 2011 - Творческие проекты и программы

Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942) — поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии "Серебряного века".

Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков (У. Блейк, Э. По, П. Б. Шелли, О. Уайльд, Г. Гауптман, Ш. Бодлер, Г. Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия).

Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.

Представляю вашему вниманию одно, на мой взгляд, из самых красивейших стихотворных произведений русской поэзии, одновременно грустных, но объясняющую российскую тоску, загадку так называемой «русской души».

Сначала прочтём медленно, вдумчиво сам текст, без всяких разъяснений, душою вкусим самую суть, а потом уже порассуждаем…

Безглагольность

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора,—
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье — глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,—
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце просила, но сердце заныло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.


Первое четверостишие. «Есть в русской природе…» - Речь идёт, прежде всего, о природе души русского человека, его сути, закваске. Поэт показывает её на примере осязаемой природы  растений, где и проживает народ с «загадочной» душой.

Что присуще русскому человеку? Усталая нежность (чуткость, открытость, откровенность, которую ранили, мучили и она устала), Безмолвная боль затаенной печали (глубоко спрятанная печаль из-за гнетущих страданий, но молчаливая, терпеливая боль), Безвыходность горя, безгласность, безбрежность (горе, которое никогда не кончается, при этом никто из горюющих не говорит о нём, но безбрежность души – христианское терпение), Холодная высь, уходящие дали (высота души такая сильная, что отрывающая от земли, холодная и далёкая).

Второе четверостишие. Обращение к тому, кто поймёт – русскому человеку.

Приди на рассвете на склон косогора,—
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.


Придя на рассвете на склон косогора, ты видишь, что над холодной рекой, как от костра (который на самом деле жгуч, горяч – противоречивый образ, присущий природе «загадочного народа»), дымится прохлада. Рядом громада (образ вражины, могучего недруга из сказок) притаившегося тёмного леса. От увиденной привычной картины твоему сердцу очень больно, сердце не радо увиденному.

Третье четверостишие.Переломный момент в теле стиха. Во всех словосочетаниях-костях и фразах-мышцах идёт отрицание хорошего, невозможность действия (полное бездействие - безглагольность):

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье — глухое, немое.


Камыш – недвижный, осока – не трепещет (живая ли она???), если тишина – то она не просто тишина, а глубокая, сверх-тишина. Покой безглагольный – бездейственный, действия нет, приложения силы… нет физики… одна сплошная метафизика!

Если луга здесь – то они обязательно убегают далёко-далёко: бескрайность русских равнин, где когда-то заколебался идти бессмысленно вперёд Наполеон, не поняв русских, где наткнулся на них, как на пни и сорняки, Гитлер, увязнув как в болоте, в загадочных русских душах, которые не жалея  тел своих (живота своего), голыми руками побеждают железные оружия… 

«Во всем утомленье — глухое, немое». Этим утомлением все утомлены - все, кто здесь живёт и кто сюда попадает. Сказочное место, заколдованное, отчуждённое, волшебное. Глухое, немое – ни услышать, ни сказать. Никто не слышит, никто не говорит. Но все терпят.

Четвёртое четверостишие. То был «рассвет», теперь начинается «закат», ни чем не отличающийся от рассвета (опять парадокс, загадка).

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,—
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.


Ты идёшь на закате (вечереет) снова  в «прохладную» глушь (в самый бор) деревенского сада – но как в свежие волны… плыви, друг, плыви. Образ деревьев «рубит» трехсловным эпитетом «сумрачно-странно-безмолвны»: молчание в тени, в странном полумраке. Души застыли – не говорят почему-то, умирая в начинающейся ночи. И снова повтор, как и во втором четверостишье: «И сердцу так грустно, и сердце не радо» - только «боль» уже заменили на «грусть». Боль рассветная переходит в грусть закатную, чувство растворяется в сумраке, делается еле различимым, слабеет…

Пятое четверостишие. Все эти загадки русской природы, русской души «разъясняются» вот так:

Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце просила, но сердце заныло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.


Начинается почти просьба сказочным словом «как будто»… душа о желанном просила: о самой высокой чистоте, красоте, любви. Однако земные реалии сделали ей незаслуженно больно («униженные и оскорблённые»)… душа и у сердца просила: у сердца, являющимся связьюдуши с земным миром, но сердце только заныло… тоже больно…

«И плачет, и плачет, и плачет невольно» – плачет, потому что оно в неволе, в земных оковах зла.

Можно теперь подумать, сделать вывод, что в стихотворении звучит абсолютная безысходность. Но это не так. Не смотря на полную недвижимость, бездействие, безглагольность, мы теперь знаем, что есть некая мечта, которая где-то там, в высотах полной чистоты, недосягаемости, если глядеть с рассветного косогора или закатного деревенского сада (а они бывают только в России!)

Есть мечта, есть, а значит существует и то место, где нас нет, но мы можем там быть. Русская душа именно тем и загадочна, что имеет связь с метафизическимместом, но здесь, на Земле, томится в ожидании встречи. Вот и недвижима, безглагольна, терпелива к врагам, постоянно подставляет всё новые и новые «щеки» на провокации зла. Главное, что связь есть, это самое главное – и в том просветление. Вот она, разгаданная загадка!


Александр Тененбаум

poetree.ru

«Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта

Образ родной стороны, русской природы присутствует в стихотворениях почти каждого поэта. Чаще всего это пейзажная лирика, исполненная умиротворения и красоты. Константин Дмитриевич Бальмонт, русский поэт и прозаик, ключевая фигура символизма в поэзии, иначе видит окружающий его мир. В его стихотворении «Безглагольность», созданном поэтом в 1900 году, картина русской природы лишена светлых и радостных тонов, она печальна и сумрачна. Куприяновский писал об этом времени так: «В условиях больших изменений в общественной жизни России происходят существенные сдвиги в мироощущении русских символистов. С середины 1900-х годов реальная жизнь все более вторгается в их творчество, и Россия, иногда в мистифицированном виде, становится их темой. Бальмонта можно считать ее зачинателем».

Через призму пейзажа Бальмонт хочет донести философские смыслы и думы о славянской культуре, о ее людях. Русские люди, особенно человек маленький, долгие годы терпели тиранию государственного строя, классовое неравенство и нищету, не имея права голоса и свободы. Это выражено в следующих строках: «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали». Родная природа зачастую рождает тоску в душе человека, опустевший сад и утренняя река, скрытая в клубах тумана вселяют в сердце неизбывную печаль. Стихотворение написано будто бы «без глагола», без действия, в нем как бы застыла невыразимость чувства.

Душа русского человека — вот о чем хочет рассказать поэт. О сердце русского человека, что «плачет невольно», которое не радуют бескрайние просторы родной земли, а деревья, что «так сумрачно-странно-безмолвны», чернеющая «громада застывшего бора» вселяют в него грусть. У человека отняли возможность высказаться, распахнуть душу, открыться, безглагольность — это невозможность говорить, это вынужденное молчание. «Безглагольность покоя» — это безглагольность тоски, пронизывающей пейзаж вокруг героя и его самого. Настроение этого стихотворения перекликается с трагическими событиями жизни Бальмонта, переживающего неудачный брак и неудавшееся самоубийство, приковавшее его к постели. Произведение выражает и личную драму поэта, и трагическое положение русского народа.

Русскому человеку присущи душевная чуткость, глубоко сокрытая внутри печаль, безбрежность души, ее широта и милосердие, именно об этом говорит первое четверостишие стихотворения. Тоска — это ключевой концепт русского языка и культуры, как пишет Вержбицкая. Второе четверостишие — это обращение к ближнему, кто сможет понять. Переломный момент произведения — это третье четверостишье, где отрицается надежда, отрицается возможность действовать, говорить, звучать, быть услышанным: «Во всем утомленье — глухое, немое». Четвертое четверостишие погружает в атмосферу прохладной глуши, которая окутывает человека, заставляющая его душу застыть в безмолвии. Пятое четверостишие — это мечта о лучшей жизни, о красоте и любви, которой душе не досталось: «Как будто душа о желанном просила, и сделали ей незаслуженно больно».

В произведении использовано большое количество красочных эпитетов, таких как «безмолвная боль», «усталая нежность», «безвыходность горя», «затаенная печаль». Присутствуют также метафоры и олицетворения: «сердце плачет», «сердце простило», «душа о желанном просила», «луга убегают далеко-далеко». Использование Бальмонтом однородных подлежащих, повторений слов с компонентом «без», предложений, близких по лексическому содержанию создает почти музыкальный ритм в стихотворении. Также поэт применяет аллитерацию буквы «б» и ассонансы буков «а», «е».

  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Безглагольность»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич


goldlit.ru

Анализ стихотворения Бальмонта Безглагольность 11 класс

Константин Дмитриевич Бальмонт был одним из самых знаменитых и популярных поэтов. Многие критики и специалисты в области литературы сравнивали его творчество и популярность с такими известными поэтами, как Пушкин, Лермонтов, Достоевский и так далее.

Каждое произведение данного поэта было очень проникновенным и удивительно наполненным по своему смысловому содержанию.

Молодежь из поколения в поколение заучивала его произведения наизусть, выхватывала некоторые строчки, вставляя их в свою разговорную речь, записывали его фразы в свои дневники и записки. Стихотворение "Безглагольность", написанное в 1900 году, не стало исключением. Его так же, как и все другие произведения поэта, очень быстро признали и полюбили, назвав одним из неповторимых стихотворений.

Основной идеей данного произведения становится человеческая душа. Уже с самых первых строчек произведения можно понять русскую душу, увидеть всю её многогранность и так далее. Автор в данном произведении считал своей главной задачей показать, как отличается русская душа, и русский человек в целом от людей другой национальности.

Самым главным отличием русских людей от других Константин Дмитриевич считал умение русской души сдерживать все в себе, все свои мысли, переживания, обиды и так далее.

Образ русской природы, так или иначе, присутствует в произведениях различных русских поэтов, но именно Бальмонт мог показать ее по особенному индивидуализировав каждую её составляющую.

В данном стихотворении использовано большое количество различных литературных приемов, здесь легко можно встретить и метафору, и эпитеты, и красочные прилагательные. Всё это помогает автору показать ту самую неповторимость каждой русской души, её уникальность, красоту и чистоту.

Прочитав данное произведение, ни один читатель не сможет остаться равнодушным, так как он непременно найдет отражение самого себя.

Анализ стихотворения Безглагольность Бальмонта

В пейзажной лирике К. Д. Бальмонт через образы природы отражает свое мироощущение. Поэтому в его произведениях нередко рисуются пессимистичная картины. К таким работам относится и его стихотворение «Безглагольность», написанное в 1900 г. На момент создания произведения поэт переживал тяжелые времена: он развелся с женой, совершил попытку самоубийства.

Уже в самом названии автор демонстрирует особенности русской души, указывая на стремление русского человека сдерживать эмоции и скрывать свои чувства. По мнению поэта, к этому располагает окружающая обстановка: описываемый им пейзаж выглядит уныло и гнетуще. И река в тумане, и опустевший сад вгоняют лирического героя в меланхолию («Во всем утомленье – глухое, немое»).

В первых строфах описывается раннее утро. Рассветные лучи едва успели коснуться земли. Пробуждающаяся природа настраивает на размышления. Во второй части произведения описаны вечерние сумерки, что символизирует тишину и безмолвие, окружающие лирического героя.

Стихотворение богато художественными тропами. Эпитеты («безмолвная боль», «устала нежность») помогают подчеркнуть чувство тоски, завладевшее как окружающим миром, так и сердцем лирического героя.

Олицетворения позволяют читателю острее ощутить одиночество героя. Именно безграничное одиночество, терзающее и сковывающее героя, является основной идеей произведения. Используя гиперболу («громада леса»), автор говорит, что герой – лишь крошечная частица в огромном мире, который кажется ему угрюмым и холодным.

11 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Безглагольность

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Мои пенаты Батюшкова

    Появление в раннем творчестве К. Н. Батюшкова мотива, связанного с определением особого внимания земным благам - яркий, своеобразный элемент, который выделил его поэзию. Произведение написано вдали от интеллигенции

  • Анализ стихотворения Лермонтова Три пальмы 6, 9 класс

    Михаил Юрьевич Лермонтов очень сильно любил природу, он трепетно относился к ее красоте, пышности и величию. Лермонтов хотел, чтобы люди так же как он, смогли рассмотреть природную красоту, полюбить ее. С помощью некоторых своих

  • Анализ стихотворения Фета Я пришел к тебе с приветом

    Любовная лирика А. Фета, вобравшая в себя каждый романтический сюжет, или эпизод, закончившийся трагически, из жизни поэта, представляет собой огромную художественную ценность. Стихотворение "Я пришел к тебе с приветом" отличается простотой фраз,

  • Анализ стихотворения Лермонтова Валерик

    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик», написанное в 1940 году, считается одним из ярких произведений военной лирики в творчестве поэта. М.Ю. Лермонтов находится во второй своей ссылке на Кавказе, но в отличие от первой, сейчас он в гуще

  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой

    Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

analiz-stihov.ru

Глубокий анализ стихотворения. Бальмонт "Безглагольность"

Константин Бальмонт в свое время пользовался невероятной популярностью. Особенно его стихами увлекалось молодое поколение, склонное к анализу и размышлениям. Произведения Бальмонта наполнены романтизмом и лиризмом, они проникнуты нежностью и юношеской тоской. Данный поэт принадлежал к числу символистов, к которым относил себя и Александр Блок. Во многом распознать основную мысль произведения помогает анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольность» писал с особенным настроением. Он показывает читателю русскую душу, склонную испытывать хандру и депрессию. Строки буквально проникнуты тайной грустью, с которой поэт возвещает миру о своем присутствии.

«Безглагольность» (Бальмонт)

Анализ по плану эффективен, он позволяет ничего не упустить и выделить наиболее существенные детали. Основная мысль текста – это то, на что направлено все повествование. Ее выделению способствует глубокий, вдумчивый анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольностью» хотел показать поиск душой утраченного «я», это безуспешная попытка самопознания. Лирический герой тоскует по самому себе и собственному потенциалу, который пока не вполне раскрылся. Оттого и нет удовлетворения в сердце, и не посещает чувство наполненности. Одиночество – центральная проблема произведения. Такое состояние представляется лирическому герою всеобъемлющим и безграничным, поэтому и появляется сковывающее ощущение безысходности.

Едва ли еще можно найти столь пафосные строки, как те, что написал Бальмонт («Безглагольность»). История создания самого стихотворения показывают саму безысходность, неспособность предпринять решительные шаги для изменения ситуации. Бездействие проявляется буквально во всем: от невозможности лирического героя противостоять законам этого мира до звенящей тишины, разлитой в природе.

Образ главного персонажа

Лирический герой Константина Бальмонта погружен в себя, он отягощен грустными раздумьями и размышлениями о жизни. Неутешительная истина, к которой он приходит, ранит его намного больше, чем переживания, связанные с состоянием природы. Он не уверен в себе, не способен оценить по достоинству собственные перспективы, не видит выхода.

Его можно назвать безнадежным романтиком, мечтающим отыскать свое место в мире и обнаружить принадлежность к природе. Глядя на окружающий мир, он тоскует, созерцает собственное состояние.

Образ тишины

Природа у Бальмонта олицетворяет собой русский характер, загадочную душу, которую невозможно постичь разумом, но только сердцем. Отсюда возникает склонность к раздумьям, типичная национальная хандра, сопутствующая глубоким и важным переосмыслениям. В природе разлито безмолвие – это последний час, минуты перед рассветом. Состояние окружающего мира отмечено скрытостью.

Природа как будто находится в собственном коконе, позволяющем ей укрыться от посторонних глаз. Здесь возникает знаменитая метафора Бальмонта: спрятаны чувства, сдержанность их проявлений. Центральный образ тишины возвеличен до предела – она обволакивает собой все видимое пространство, и такому видению помогает анализ стихотворения. Бальмонт, «Безглагольность» демонстрируют читателю загадочную русскую душу, которая не находит понимания и успокоения.

Вместо заключения

Данное лирическое произведение является одним из самых любимых и узнаваемых в русской поэзии Серебряного века. Особенно его строки оказываются до боли понятными молодым людям. Они будоражат душу, заставляют сердце сладко трепетать от восторга и ощущения близости всего происходящего. Читая эти строки, как будто начинаешь самостоятельно проживать все то, о чем в них говорится. Вот почему необходим анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольностью» показывает отношение отдельного человека к миру, самому себе, своим возможностям.

fb.ru

Анализ стихотворения Бальмонта Безглагольность сочинения и текст



Анализ стихотворения Бальмонта "Безглагольность"

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 2 похожих сочинений. Показать


К. Бальмонт в свое время был чуть ли не популярнее Блока. Молодежь выхватывала отдельные строчки из знаменитого бальмонтовскош стихотворения "Безглаголыюсть", записывала их в свои дневники, цитировала на поэтических вечерах. Ничего удивительного пет: Бальмонт и его лирический герой не представляли себя вне любви. Редкий дар. Бальмонт всегда влюблен. Нередко оп переносил всю лирическую нежность своей души на природу:

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Душа лирического героя, восторгаясь величием Божьего мира, все же подсознательно жаждет свидания с подобной себе душой:

Приди на рассвете на склон косогора,—

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Далее лирический герой, словно почувствовав приближение желанного свидания, как бы оправдывает свое сиюминутное охлаждение к природе тем, что она сама не может ответить на его чувства:

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко-далеко.

Во всем у томленье, глухое, немое.

В следующий момент лирический герой уже прямо обращается к некоему женскому образу, предлагая разделить с ним красоту и светлую печаль:

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада,—

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны.

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Концовку Бальмонт драматизирует. Это его излюбленная "поза":

Как будто душа о желанном просила

И сделала ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце простило,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Итак, стихотворение завершается почти театральной позой лирического героя: он не понят, но все прощает и в этом находит утешение и даже наслаждение, равное любви. По сути, это брачная песня соловья, со всеми классическими символами. Безглагольность — образ, который символисты использовали в своей творческой работе очень часто. Ритм стиха завораживает, чередование шипящих с мягкими, длящимися концовками слов придает поэтическому веществу особую нежность, почти физически ощущаемую. Популярным это стихотворение стало еще и потому, что Россия по духу — страна все еще языческая. Наши гены четко реагируют на образы природы, созвучные любви русского человека к избраннику или избраннице.

Этим стихотворением Бальмонт создал себе определенный образ. Он влюбил в своего лирического героя читательскую аудиторию. Но главное, "Безглагольность" — стихотворение, еще раз подчеркнувшее любовь поэта к России.
Похожие сочинения:
  • Анализ стихотворения Бальмонта "Придорожные травы"
  • Анализ стихотворения Бальмонта "В безбрежности"

Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Безглагольность»

12 декабря 2015

Константин Бальмонт в своих произведениях показывает мир такой, какой он есть на самом деле. Он видит его далеко, но не в радужных оттенках, описываемые часто авторами. Поэтому в его стихах картина не очень оптимистичная получается. В 1900 г. поэт создает свое произведение, описывая пессимистические картины.

Уже в первом слове можно увидеть русскую душу, ее особенность, она отличается от других самообладанием и неразговорчивостью. Если бывает человеку плохо, он сдерживает все внутри себя. И во всех бедах обвиняет писатель всю вселенную, в которой он живет: «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали». Все окружение, где проживает человек, оно выглядит уныло и тоскливо.

Бальмонт говорит часто, что все увиденное вокруг, например, река в утреннем тумане, садик пустой, не шевелящиеся кусты осоки, все это должно вызывать терзания внутри человека.

Поэт говорит о том, что во всем существует утомляемость безмолвное и глухое. Его даже приводят в уныние широкие поля и леса, поселяя надолго в душе поэта печаль. Все происходит из-за того, что хочется совсем другого. Но никак добиться желаемого нельзя, поэтому и уныние вокруг. Все это длится бесконечно, кажется, и Вселенная такая же угрюмая и не имеет очарования.

Но это все преувеличения, потому что Бальмонт как-то воспринимает все свои переживания не так, как нужно. Он отказывается воспринимать окружающую действительность в ее красоте. Он не может согласиться с тем, что вокруг существует и красота. В его сердце нет места сиянию солнца, капелькам воды на траве, нежный ветерок весной.

Хоть сердце и простило все, но оно все равно плачет и застыло в безмолвии, так изъясняется поэт. Он не желает думать о том, что такое может произойти и с другими людьми, но только на время. А у Бальмонта это можно отнести к личной драме, потому что у него был неудавшийся брак, потом попытка самоубийства.

Но по истечении времени поэт сможет осознать, что в жизни есть еще что-то хорошее, а природа может быть прекрасной. Но в во время создания этого произведения Бальмонт вокруг видит только плохое, и не замечает ничего хорошего.

«Безглагольность» К.Бальмонт

«Безглагольность» Константин Бальмонт

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье — глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада,-
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Анализ стихотворения Бальмонта «Безглагольность»

Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и чистых тонах, к которым все мы привыкли. Все дело в том, что поэт пытается сопоставить то, что открывается его взору, со своими внутренними ощущениями. И в итоге вырисовывается далекая от оптимизма картина, которую автор рисует в своем стихотворении «Безглагольность», созданном в 1900 году.

Само название этого произведения указывает на особенности славянской натуры, которая отличается молчаливостью и сдержанностью. Даже когда нам больно и плохо, мы предпочитаем скрывать это от окружающих. Источником такого поведения поэт считает окружающий мир, утверждая: «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали». Именно то среда, в которой живет русский человек, словно бы располагает к унынию и тоске. Во всяком случае, Бальмонт видит именно эту сторону природы, утверждая, что образ утренней реки в тумане, опустевшего сада или же застывшей осоки неизменно рождает в душе человека боль. «Во всем утомленье – глухое, немое», — отмечает автор, ссылаясь на то, что очень часто даже так милые славянской душе луга и леса настраивают человека на пессимистический лад, вселяют в его душу тоску и печаль. Связано это с тем, что душа просит иного, но не может получить желанное, потому что кругом один и тот же унылый пейзаж, бесконечный, словно само существование Вселенной, угрюмый и лишенный очарования.

Конечно же, Бальмонт преувеличивает и утрирует собственные переживания, отказываясь замечать, что окружающий его миру все же может быть восхитительным в своей красоте. Но солнечный день, капли росы на листьях деревьев или же теплый весенний ветерок не находят отклика в душе поэта. «И сердце простило, но сердце застыло, и плачет, и плачет, и плачет невольно», — отмечает Бальмонт. Автор не хочет признаваться даже самому себе, что иногда подобное уныние накатывает на любого человека, и на это могут быть различные причины. У поэта это – личная драма, связанная с неудачным браком и попыткой самоубийства. Пройдет время, и Бальмонт вновь сможет осознать, что жизнь может быть по-настоящему прекрасной. Однако в момент написания этого стихотворения окружающая природа рождает в душе автора лишь печаль, и он подсознательно ищет в ней черты, способные усилить это гнетущее чувство.

Глубокий анализ стихотворения. Бальмонт "Безглагольность"

February 18, 2016

Константин Бальмонт в свое время пользовался невероятной популярностью. Особенно его стихами увлекалось молодое поколение, склонное к анализу и размышлениям. Произведения Бальмонта наполнены романтизмом и лиризмом, они проникнуты нежностью и юношеской тоской. Данный поэт принадлежал к числу символистов, к которым относил себя и Александр Блок. Во многом распознать основную мысль произведения помогает анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольность» писал с особенным настроением. Он показывает читателю русскую душу, склонную испытывать хандру и депрессию. Строки буквально проникнуты тайной грустью, с которой поэт возвещает миру о своем присутствии.

«Безглагольность» (Бальмонт)

Анализ по плану эффективен, он позволяет ничего не упустить и выделить наиболее существенные детали. Основная мысль текста – это то, на что направлено все повествование. Ее выделению способствует глубокий, вдумчивый анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольностью» хотел показать поиск душой утраченного «я», это безуспешная попытка самопознания. Лирический герой тоскует по самому себе и собственному потенциалу, который пока не вполне раскрылся. Оттого и нет удовлетворения в сердце, и не посещает чувство наполненности. Одиночество – центральная проблема произведения. Такое состояние представляется лирическому герою всеобъемлющим и безграничным, поэтому и появляется сковывающее ощущение безысходности.

Едва ли еще можно найти столь пафосные строки, как те, что написал Бальмонт («Безглагольность»). История создания самого стихотворения показывают саму безысходность, неспособность предпринять решительные шаги для изменения ситуации. Бездействие проявляется буквально во всем: от невозможности лирического героя противостоять законам этого мира до звенящей тишины, разлитой в природе.

Образ главного персонажа

Лирический герой Константина Бальмонта погружен в себя, он отягощен грустными раздумьями и размышлениями о жизни. Неутешительная истина, к которой он приходит, ранит его намного больше, чем переживания, связанные с состоянием природы. Он не уверен в себе, не способен оценить по достоинству собственные перспективы, не видит выхода.

Его можно назвать безнадежным романтиком, мечтающим отыскать свое место в мире и обнаружить принадлежность к природе. Глядя на окружающий мир, он тоскует, созерцает собственное состояние.

Образ тишины

Природа у Бальмонта олицетворяет собой русский характер, загадочную душу, которую невозможно постичь разумом, но только сердцем. Отсюда возникает склонность к раздумьям, типичная национальная хандра, сопутствующая глубоким и важным переосмыслениям. В природе разлито безмолвие – это последний час, минуты перед рассветом. Состояние окружающего мира отмечено скрытостью.

Природа как будто находится в собственном коконе, позволяющем ей укрыться от посторонних глаз. Здесь возникает знаменитая метафора Бальмонта: спрятаны чувства, сдержанность их проявлений. Центральный образ тишины возвеличен до предела – она обволакивает собой все видимое пространство, и такому видению помогает анализ стихотворения. Бальмонт, «Безглагольность» демонстрируют читателю загадочную русскую душу, которая не находит понимания и успокоения.

Вместо заключения

Данное лирическое произведение является одним из самых любимых и узнаваемых в русской поэзии Серебряного века. Особенно его строки оказываются до боли понятными молодым людям. Они будоражат душу, заставляют сердце сладко трепетать от восторга и ощущения близости всего происходящего. Читая эти строки, как будто начинаешь самостоятельно проживать все то, о чем в них говорится. Вот почему необходим анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольностью» показывает отношение отдельного человека к миру, самому себе, своим возможностям.

К. Бальмонт в свое время был чуть ли не популярнее Блока. Молодежь выхватывала отдельные строчки из знаменитого бальмонтовского стихотворения «Безглагольность», записывала их в свои дневники, цитировала на поэтических вечерах. Ничего удивительного, я считаю, нет: Бальмонт и его лирический герой не представляли себя вне любви. Редкий дар. Бальмонт всегда влюблен. Нередко он переносил всю лирическую нежность своей души на природу: Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали. Душа лирического героя. восторгаясь величием Божьего мира, все же подсознательно жаждет свидания с подобной себе душой: Приди на рассвете на склон косогора, — Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет громада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо.

Далее лирический герой, словно почувствовав приближение желанного свидания, как бы оправдывает свое сиюминутное охлаждение к природе тем, что она сама не может ответить на его чувства: Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье, глухое, немое. В следующий момент лирический герой уже прямо обращается к некоему женскому образу (так я воспринимаю эти стихи), предлагая разделить с ним красоту и светлую печаль: Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, — Деревья так сумрачно-странно-безмолвны. И сердцу так грустно, и сердце не радо.

По сути — это брачная песня соловья, со всеми классическими символами. Безглагольность — образ. который символисты использовали в своей творческой работе очень часто. (По-моему, заимствован этот образ у Ф. И. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь».

) Ритм стиха завораживает, чередование шипящих с мягкими, длящимися концовками слов (ны, ла, но, ло, ли, оя, ое) придает поэтическому веществу особую нежность, почти физически ощущаемую. Популярным это стихотворение стало, по-моему, еще и потому, что Россия по духу — страна еще достаточно языческая. Наши гены четко реагируют на образы природы, созвучные любви русского человека к избраннику или избраннице. Этим стихотворением Бальмонт создал себе, как сейчас говорят, имидж. Влюбил в своего лирического героя читательскую аудиторию.

Но главное, «Безглагольность» еще одним взлетом поэзии укрепило любовь к России.

Лучшие Темы сочинений :

Послушайте стихотворение Бальмонта Безглагольность

Темы соседних сочинений

ostihe.ru

Анализ стихотворения Бальмонта “Безглагольность” 👍

Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и чистых тонах, к которым все мы привыкли. Все дело в том, что поэт пытается сопоставить то, что открывается его взору, со своими внутренними ощущениями.

И в итоге вырисовывается далекая от оптимизма картина, которую автор рисует в своем стихотворении “Безглагольность”, созданном в 1900 году.

Само название этого

произведения указывает на особенности славянской натуры, которая отличается молчаливостью и сдержанностью. Даже когда нам больно и плохо, мы предпочитаем скрывать это от окружающих. Источником такого поведения поэт считает окружающий мир, утверждая: “Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали”.

Именно то среда, в которой живет русский человек, словно бы располагает к унынию и тоске. Во всяком случае, Бальмонт видит именно эту сторону природы, утверждая, что образ утренней реки в тумане, опустевшего сада или же застывшей осоки неизменно рождает в душе человека боль. “Во

всем утомленье – глухое, немое”, – отмечает автор, ссылаясь на то, что очень часто даже так милые славянской душе луга и леса настраивают человека на пессимистический лад, вселяют в его душу тоску и печаль. Связано это с тем, что душа просит иного, но не может получить желанное, потому что кругом один и тот же унылый пейзаж, бесконечный, словно само существование Вселенной, угрюмый и лишенный очарования.

Конечно же, Бальмонт преувеличивает и утрирует собственные переживания, отказываясь замечать, что окружающий его миру все же может быть восхитительным в своей красоте. Но солнечный день, капли росы на листьях деревьев или же теплый весенний ветерок не находят отклика в душе поэта. “И сердце простило, но сердце застыло, и плачет, и плачет, и плачет невольно”, – отмечает Бальмонт. Автор не хочет признаваться даже самому себе, что иногда подобное уныние накатывает на любого человека, и на это могут быть различные причины. У поэта это – личная драма, связанная с неудачным браком и попыткой самоубийства.

Пройдет время, и Бальмонт вновь сможет осознать, что жизнь может быть по-настоящему прекрасной. Однако в момент написания этого стихотворения окружающая природа рождает в душе автора лишь печаль, и он подсознательно ищет в ней черты, способные усилить это гнетущее чувство.

lit.ukrtvory.ru

Урок русского языка и литературы в 7 классе "Красота природы в стихотворении К.Бальмонта "Безглагольность"

Урок русского языка и литературы

в 7 классе


«Красота в природе.

Лингвистический анализ поэтического текста. К. Бальмонт «Безглагольность»»

Цели:

1. Формирование навыка лингвистического анализа поэтического текста

2 .Помочь осмыслить учащимся идейный смысл стихотворения «Безглагольность».

3. Показать художественные средства, используемые К. Бальмонтом в стихотворении.

4.Обратитьвнимание на особенности языка поэта.

5. Воспитание эстетического восприятия слова.

6. Использовать полученные знания при написании сочинения.

Ход урока.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, постигается, живёт в его душе. Вы знаете, что слово в стихах сохраняет своё лексическое значение, благодаря чему мы создаём в воображении картины жизни. А в конкретном произведении оно приобретает новое, более глубокое значение. Слово становится художественным образом, а нарисованная картина - явлением искусства.

И сегодня на уроке мы будем постигать красоту природы, красоту слова, вчитываясь в поэтическое творение К.Бальмонта «Безглагольность». Нам предстоит проанализировать это стихотвореине, всмотреться в поэтический текст, проникнуть в тайну слова поэта, увидеть, что спрятано за строкой, и подготовиться к написанию сочинения. С именем К.Д. Бальмонта мы уже знакомы.

Бальмонт был, несомненно, замечательной личностью. Он чувствовал особую радость при встречах с интересными людьми, необычными явлениями природы. «Мною всегда владела фантазия, любовь к новому и неизвестному»,- признавался он в одном из писем. Каждое его стихотворение - это миг, мимолётное впечатление; от мига к мигу спешит поэт в мечте воспеть многоцветье жизни. Его поэзия – это поэзия намёков и оттенков, удивительной музыкальности. Его поэзия – это упоение жизнью. В его поэзии было всё: движение светил, мельчайшие детали земной жизни, наука и магия, волшебство, красота русской природы с её тишиной и застенчивостью. И именно это можно увидеть в его стихотворении «Безглагольность».

Послушайте его.

Постарайтесь представить картину, нарисованную поэтом?

Какое настроение вызывает это стихотворение?

…………..

- настроение грусти

Какие образы и картины представились вам?

- образ русской природы

Это ваше первое восприятие, а теперь попробуем убедиться правы ли вы.

Начнём с названия. О чём оно вам говорит. Составим словообразовательную цепочку.

Безглагольность – глагольность – глагольный – глагол.

Таки образом, исходное слово – глагол.
Приставка без - обозначает отсутствие чего-либо,
Ость-суффикс

Можем ли мы по названию определить, о чём пойдёт речь в стихотворении.

-нет, не совсем понятно

Перечитаем 1 и 2 строфы. Какие поэтические образы рисует поэт?

-образ русской природы и образ русского человека

Верно. Какие слова помогают нам отчётливо представить поэтический образ русской природы?

-нежность, боль, безвыходность, безгласность, безбрежность, высь, дали.

В чём необычность этих слов?

-перед нами своего рода настроение русской природы, передаётся состояние природы. Суффикс – Ость- передаёт опредмеченный признак.

О чём последняя строчка?

-перед нами огромное пространство. Высь и дали.

Составим звукопись этой строчки:

А- о- а-а –ы- у- а-а- и- и- а- и

Какую картину вы представили ?

-огромное пространство, простирающееся от земли до неба.

И человек видит этот огромный мир. И именно этой строчкой связывается 1 строфа со второй. Как начинается 2 строфа?

- Глаголом «приди».

Куда приглашает нас лирический герой?

на склон косогора, ранним утром.

Какой поэтический образ рисует автор во 2 строфе?

- если в 1 строфе мы видим состояние природы, то во 2 строфе уже конкретную картину.

Обратим внимание на последнюю строку: и сердце так больно, и сердце не радо. Что передаёт это предложение?

- настроение, но уже не природы, а человека.

Верно. Мы незаметно для себя соединили настроение русской природы и русской души, перед нами поэтический образ русской души.

Выделим ключевые слова.

Итак, эти слова помогают понять состояние души человека. Ключевые слова повторяются при создании поэтических образов. Русская природа и русская душа словно сливаются.

Как развиваются образы, созданные поэтом, в следующих строфах. Проследим. Какие картины предстали перед вами?

камыш, осока, тишь, луга.

Картина природы расширяется, но также мы видим и состояние человеческой души.

- безглагольность покоя, утомленье, глухое, немое.

Верно. Душа словно погружается в безгагольность. Всё соединяется.

Куда теперь приглашает нас лирический герой?

- в деревенский сад на закате.

Как построена 4 строфа?

- она похожа на 2 строфу, построена по принципу параллелизма.

Продолжим ключевой ряд.

Посмотрите, какие слова подбирает поэт для создания образов?

Эти характеристики настолько тонкие и трудноуловимые, что Бальмонт для их определения прибегает к сложным определениям и к тропам.

Какие художественные средства использует поэт для создания поэтических образов?

Они помогают представить картину, почувствовать отношение автора к изображаемой картине.

Перед нами не просто картина русской природы, а одухотворённый мир.

Итак, мы прочитали первые 4 строфы. Заглянули за строчки. Что мы увидели благодаря тем словам, которые употребил К. Бальмонт.

- перед нами русская природа с её тишиной, нежностью, нам необычна её тишина и покой. И удивительно то, что природа словно проникает в душу человека. Это единое целое.

Но самая необычная строфа, на мой взгляд, последняя строфа. Прочитаем её.

Строфа начинается со слова «как будто». Это своеобразное сравнение. Вся строфа построена на сравнении. Какие особенности вы ещё заметили?

- ключевые рифмующиеся слова: просила – простила - застыло.

Лексический повтор:

И плачет, и плачет

Как вы думаете, какой поэтический образ в этой строфе создаёт?

- настроение природы, но оно передаётся через прямое сравнение с состоянием души.

Определим размер стихотворения?

- 4-стопнй амфибрахий с перекрёстной женской рифмой, что придаёт стихотворению особую мягкость.

Мы подошли к разгадке таны слова безглагольность. Так о чём это стихотворение?

- поэт стремится передать состояние природы и человека, характерное для русского мироощущения.

Безглагольность – это не только беззвучие, особая тишина, но и безответность, кротость и смирение.

Опишите свои мысли и чувства, возникшие при чтении стихотворения К.Бальмонта.

Итак, сегодня на уроке мы приоткрыли тайну слова «Безглагольность», проследили, как слова помогают понять красоту природы и состояние души человека.

Дома: дописать сочинение по теме: «Мои мысли и чувства, возникшие при чтении стихотворения К.Бальмонта».

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.