Башлачев стихи поэт


Башлачёв, Александр Николаевич Топ список всех стихов

Талантливый поэт оставил в истории музыкальный след из стихотворений с правильной рифмой, редко встречающейся среди рок-исполнителей. На протяжении творческого периода жизни он искал стиль подачи собственной мысли, созвучной русскому менталитету. Александра Башлачева читать можно в виде публицистического стиха, но его популярность связана с музыкальными трудами.

Творчество в жизни музыканта

Родился поэт 27 мая 1960 г в семье рабочего теплосилового цеха и учителя химии. Уже в 3 года проявился творческий талант. Это выразилось в создании собственного короткого стиха. Подход к творческому процессу был основательный, что характеризуется академичностью текстов. Строфа заканчивается по правилам перекрестной рифмы, а слова выверяются с поразительной точностью.

Александр Башлачев стихи

Музыкальные стихи ложатся под аккомпанемент, раскрываясь полнотой звука и мелодии. Поучительные слова произведений Александра Башлачева читают в книжных изданиях, что не умаляет их ценности в смысловом понимании. На раннем этапе творческого пути ориентиром служат лучшие образцы западных исполнителей. Постепенно идет отрыв от них в поисках индивидуального стиля.

Более поздние тексты наполнены художественно-самобытным звучанием. Народные стихи создаются в принципиально новой форме, отличающей Александра Башлачева от других рок-произведений. Интересное соединение русской частушки и западного рок-н-ролла продемонстрировали возможность преодоления любых границ. Читать стих в этой манере легко и просто.

Противопоставление образов и художественную подачу перенимают и другие рокеры. Завораживающее исполнение уникальных текстов отправляет в историю, где вершились судьбы. Воплощение разных образов стало визитной карточкой поэта, отличающей его от других.

Список всех стихов поэта: «Александр Башлачев» на одной странице.

stihi.deti.guru

Все стихи Александра Башлачёва

Слёт-симпозиум

 

Куда с добром деваться нам в границах нашей области?

У нас – четыре Франции, семь Бельгий и Тибет.

У нас есть место подвигу. У нас есть место доблести.

Лишь лодырю с бездельником у нас тут места нет.

 

А так – какие новости? Тем более, сенсации...

С террором и вулканами здесь всё наоборот.

Прополка, культивация, мели-мели-мели - орация,

Конечно, демонстрации. Но те – два раза в год.

 

И всё же доложу я вам без преувеличения,

Как подчеркнул в докладе сам товарищ Пердунов,

Событием высокого культурного значения

Стал пятый слёт-симпозиум районных городов.

 

Президиум украшен был солидными райцентрами –

Сморкаль, Дубинка, Грязовец и Верхний Самосер.

Эх, сумма показателей с высокими процентами!

Уверенные лидеры. Опора и пример.

 

Тянулись Стельки, Чагода... Посёлок в ногу с городом.

Угрюм, Бубли, Кургузово, потом Семипердов.

Чесалась Усть-Тимоница. Залупинск гладил бороду.

Ну, в общем, много было древних, всем известных городов.

 

Корма – забота общая. Доклад – задача длинная.

Удои с дисциплиною, корма и вновь корма.

Пошла чесать губерния. Эх, мать моя целинная!

Как вдруг – конвертик с буквами нерусского письма.

 

Президиум шушукался. Сложилась точка зрения:

– Депеша эта с Запада. Тут бдительность нужна.

Вот, в Тимонице построен институт слюноварения.

Она – товарищ грамотный и в аглицком сильна...

 

– С поклоном обращается к вам тетушка Ойропа.

И опосля собрания зовёт на завтрак к ней...

– Товарищи, спокойнее! Прошу отставить ропот!

Никто из нас не завтракал – у нас дела важней.

 

Ответим с дипломатией. Мол, очень благодарные,

Мол, ценим и так далее, но, так сказать, зер гут!

Такие в нашей области дела идут ударные,

Что даже в виде исключения не вырвать пять минут.

 

И вновь пошли нацеливать на новые свершения.

Была повестка муторной, как овсяной кисель.

Вдруг телеграмма: – Бью челом! Примите приглашение!

Давайте пообедаем. Для вас накрыт Брюссель.

 

Повисло напряженное, гнетущее молчание.

В такой момент – не рыпайся, а лучше – не дыши!

И вдруг оно прорезалось – голодное урчание

В слепой кишке у маленького города Шиши.

 

Бедняга сам сконфузился! В лопатки дует холодом.

А между тем урчание всё громче и сочней.

– Позор ему – приспешнику предательского голода!

Никто из нас не завтракал! дела для нас важней!

 

– Товарищи, спокойнее! Ответим с дипломатией.

Но ярость благородная вскипала, как волна.

– Ту вашу дипломатию в упор к отцу и матери! –

Кричала с места станция Октябрьская Весна.

 

– Ответим по-рабочему. Чего там церемониться.

Мол, на корню видали мы буржуйские харчи! –

Так заявила грамотный товарищ Усть-Тимоница,

И хором поддержали её Малые Прыщи.

 

Трибуну отодвинули. И распалили прения.

Хлебали предложения как болтанку с пирогом.

Объявлен был упадочным процесс пищеварения,

А сам Шиши – матёрым, но подсознательным врагом.

 

– Пущай он, гад, подавится Иудиными корками!

Чужой жратвы не надобно. Пусть нет – зато своя!

Кто хочет много сахару – тому дорога к Горькому!

А тем, кто с аппетитами – положена статья...

 

И населённый пункт 37-го километра

Шептал соседу радостно: – К стене его! К стене!

Он – опытный и искренний поклонник

стиля «ретро»,

Давно привыкший истину искать в чужой вине.

 

И диссидент Шиши горел красивым синим пламенем.

– Ату его, вредителя! Руби его сплеча!

И был он цвета одного с переходящим знаменем,

Когда ему товарищи слепили строгача.

 

А, впрочем, мы одна семья – единая, здоровая.

Эх, удаль конармейская ворочает столы.

Президиум – «Столичную», а первый ряд – «Зубровую»,

А задние – чем бог послал, из репы и свеклы.

 

Потом по пьяной лавочке пошли по главной улице.

Ругались, пели, плакали и скрылись в чёрной мгле.

В Мадриде стыли соусы.

В Париже сдохли устрицы.

И безнадежно таяло в Брюсселе крем-брюле.

45ll.net

Александр Башлачев - На жизнь поэтов: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Поэты живут. И должны оставаться живыми.
Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
Поэты в миру оставляют великое имя,
Затем, что у всех на уме — у них на языке.
Но им все трудней быть иконой в размере оклада.
Там, где, судя по паспортам — все по местам.
Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада
По чистым листам, где до времени — все по устам.

Поэт умывает слова, возводя их в приметы,
Подняв свои полные ведра внимательных глаз.
Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта.
И за семерых отмеряет. И режет — эх, раз, еще раз!
Как вольно им петь. И дышать полной грудью на ладан…
Святая вода на пустом киселе неживой.
Не плачьте, когда семь кругов беспокойного лада
Пойдут по воде над прекрасной шальной головой.

Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
Прорвется к перу то, что долго рубить и рубить топорам.
Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.
Поэты идут до конца. И не смейте кричать им: — Не надо!
Ведь Бог… Он не врет, разбивая свои зеркала.
И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
Глядят ему в рот, разбегаясь калибром ствола.

Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку,
Свой вечный допрос они снова выводят к кольцу.
В быту тяжелы. Но однако легки на поминках.
Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу.
Не верьте концу. Но не ждите иного расклада.
А что там было в пути? Метры, рубли…
Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
Позволят идти, наконец, не касаясь земли.

Ну вот, ты — поэт… Еле-еле душа в черном теле.
Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.
Не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять все одно ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь — Семь кругов беспокойного лада —
Поэты идут. И уходят от нас на восьмой.

rustih.ru

Башлачёв, Александр Николаевич — Википедия

Александр Башлачёв

Москва, 1987 год. Фото: И. Мухин
Полное имя Александр Николаевич Башлачёв
Дата рождения 27 мая 1960(1960-05-27)
Место рождения
Дата смерти 17 февраля 1988(1988-02-17) (27 лет)
Место смерти
Похоронен
Страна
Профессии автор-исполнитель, журналист, поэт
Годы активности 1983 — 1988
Инструменты гитара
Жанры авторская песня, бард-рок, фолк-панк
Псевдонимы СашБаш
 Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец — 17 февраля 1988, Ленинград) — советский поэт, рок-бард, автор и исполнитель песен. Один из представителей советского андеграунда[1].

Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.

Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.

Александр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны[3]. После окончания школы в 1977 году пробовал поступить на журфак Ленинградского университета им. Жданова, однако не поступил из-за отсутствия публикаций. Тем не менее, во время приезда Башлачёв познакомился с будущим журналистом Леонидом Парфёновым. В 1977—1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате. В 1978—1983 годах учился в Свердловске в Уральском государственном университете на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию «квартирников» в Москве и Ленинграде. Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград. Первый концерт-квартирник Башлачёва в Москве прошёл в квартире художника Николы Овчинникова, второй — через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках[4]. В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка»[5]. В это же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни. Позже эта запись вышла под названием «Третья столица». С этого момента Фирсов считал себя директором Башлачёва[5].

На следующий год Башлачёв окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года был официально трудоустроен в котельной «Камчатка»[5]. В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

Весной 1987 года был занят на съёмках в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв погиб, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события[6].

В июне 1987 года выступил на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, затем выступил на рок-фестивале в Черноголовке. В августе 1987 года участвовал в съёмках фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался. 29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Смерть[править | править код]

Между 7 и 9 часами утра 17 февраля 1988 года выпал из окна кухни съёмной однокомнатной квартиры № 281, расположенной на 8 этаже дома № 23, корп. 1 по проспекту Кузнецова в Ленинграде. Погиб на месте[7]. Истинные причины падения точно не установлены. По словам его фактической жены Анастасии Рахлиной, Башлачёв был очень одинок, так как его духовное видение было особенным, а взаимопонимание с людьми было возможно лишь до некоего барьера, который невозможно преодолеть, поскольку ты видишь то, что не видят другие. Невзирая на то, что люди были ему интересны (а он, в свою очередь, им), и были люди, которых Александр любил (равно как и были те, кто любил его), в общем и целом он был одинок, даже несмотря на свою общительность[8]. Кроме того, по воспоминаниям людей, общавшихся с Башлачёвым, примерно с середины 1986 года он испытывал серьезный творческий кризис, который мог послужить причиной самоубийства (об этом подробно рассказывается, в частности, в книге Льва Наумова «Александр Башлачёв. Человек поющий»).

23 февраля был похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище. Покойного Башлачёва иногда включают в т. н. клуб 27 наряду с другими известными музыкантами, погибшими в 27 лет.

Сын Егор родился у возлюбленной Александра, Анастасии Рахлиной (28 мая 1965 — 2 июня 2018)[9][10], дочери режиссёра Рафаила Рахлина, 3 августа 1988 — уже после гибели музыканта (Анастасия поехала рожать в Череповец).

Ранее у Башлачёва был ещё один сын — Иван (родился осенью 1985 года), который умер в младенчестве.

Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум[11].

  • 1989 — Время колокольчиков (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием.
  • 1990 — Всё будет хорошо (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
  • 1990 — Третья столица (LP), (2CD) — запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня.
  • 1992 — Таганский концерт (3LP), (2CD) — запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке.
  • 1994 — Вечный пост — записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му» на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор — Вячеслав Егоров «Аквариум».
  • 1994 — Лихо (2CD) — записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
  • 1995 — Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) — записано 18 марта 1985 года с Шевчуком. Расширенная часть концерта Александра Башлачёва выпущена в 1997 году под названием ...В городе Пушкина и рок-н-ролла...
  • 1996 — II — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
  • 1996 — IV — записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
  • 1998 — Первый концерт в Москве — записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко.
  • 1998 — I — записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
  • 1998 — III — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
  • 1998 — V — записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
  • 1998 — VII — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
  • 1999 — Чернобыльские Бобыли на краю света — запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал — Александр Башлачёв; гитара — Андрей Шаталин; клавиши — Павел Кондратенко; бас, перкуссия — Святослав Задерий
  • 2002 — VI — 1, 2, 7 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3—6 — записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8—11 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 — записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 — записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка — Борис Гребенщиков. 15—20 — записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
  • 2006 — «Семь кругов беспокойного лада», первый трибьют Александру Башлачёву. Создан по инициативе Святослава Задерия (основатель группы Алиса), примечателен участием Константина Кинчева.[12]
  • 2014 — «Серебро и слёзы», трибьют-альбом, посвященный памяти Александра Башлачёва, записанный в 2010 году и выпущенный в ноябре 2014 года. В проекте участвовали многие известные рок-музыканты России и постсоветского пространства, большинство из которых лично знали Александра. Автором идеи и почти всех аранжировок является Дмитрий Ревякин и его группа Калинов мост[4], они же записали большую часть аккомпанемента[2].

Краткая хронология записей[править | править код]

Названия «официальных» альбомов даны жирным шрифтом.
В скобках римская цифра (IVII) указывает, в какой сборник антологии вошли песни из данного альбома.
  • 1984, сентябрь — «Ещё в Череповце» (или летом) (I)
  • 1984, 17октября — Первая «студийная» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар) (I)
  • 1984, 20 октября — Первый концерт в Москве (у Сергея Рыженко)
  • 1984, ноябрь — «Песни шёпотом» (I)
  • 1984, ноябрь — «Толоконные лбы» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар
  • 1985, январь — Первый концерт в Ленинграде (у Павла Краева)
  • 1985, 18 марта — СашБаш & Шевчук «Кочегарка I» (Ленинград)
  • 1985, 18 марта — СашБаш & Шевчук «Кочегарка II» (В городе Пушкина и RnR)
  • 1985, апрель — У Александра Липницкого (Москва, Каретный ряд)
  • 1985, 19 мая — У Владимира Кузнецова (Москва, Ясенево)
  • 1985, 30 мая — Третья столица (Ленинград, студия Алексея Вишни)
  • 1985, 21 декабря — Концерт для Новосибирской Ассоциации Рокеров (V)
  • 1986 — Концерт у Кати (Башлачёв и Олеся Троянская)
  • 1986, 20 января — Лихо 2CD (Москва, студия Александра Агеева)
  • 1986, 20 января — Время колокольчиков/Складень/Посошок (запись Агеева, по альбомам) (IV, V)
  • 1986, январь — Таганский концерт 3LP, впоследствии переиздан как 2CD
  • 1986, май — Вечный пост (Николина Гора, на даче у Липницкого).
  • 1986, 15 августа — СашБаш & Алиса. Чернобыльские бобыли на краю света
  • 1986, 22 августа — Квартирник у Фирсова (Задерий и Башлачёв) (VI)
  • 1986, 5 декабря — Квартирник на Кантемировской (Москва)
  • 1987, 24 мая — Концерт в ДК Ильича
  • 1987, 7 июня — V фестиваль рок-клуба (Ленинград)
  • 1987, июнь — Барды покидают дворы (для фильма) (Киев) (IV)
  • 1987, 5 июля — У «Киры» — Кирилла Кувырдина (Москва) (VI)
  • 1987, 8 июля — На открытии выставки Митьков (Ленинград) (VI)
  • 1988, 14 января — Концерт на «Речном вокзале» (Москва)
  • 1988, 29 января — Последний концерт у Марины Тимашевой (Москва) (VII)
  • 2007 — Рокси’87 — DVD. Неполная запись существует также на VHS-кассете (1997) и DVD (2007) под названием «Концерт в ДК Ильича» — 24 мая 1987 года на устном выпуске журнала «Рокси». Запись Игоря Леонова и Александра Старцева. Продолжительность записи 1 ч. 23 мин. 03 сек.
  • 2009 — В коммуналке у БГ — DVD. Видеосъёмка — Джоанна Стингрэй и Джуди Филдс, коммуналка Бориса Гребенщикова, Ленинград, май 1986 г. Продолжительность записи 55 мин.
  • 26 мая 2015 года, к 55-летию Башлачёва, лейбл Отделение Выход выпустил DVD «ЛДМ-87 / ДК МЭИ-88»[13]. На диске представлены:
    • Запись выступления на пятом фестивале Ленинградского рок клуба, 7 июня 1987 г. Цветная.
    • Запись концерта в ДК МЭИ, 9 января 1988 г.
  • Существует бонус-трек на DVD-релизе фильма «Рок», длина записи примерно 10 минут, из них 6 минут — сцена похорон[6]. В запись входит фрагмент без звука выступления Башлачёва в кочегарке в кругу друзей.
  • Любительские кадры с фестиваля Московской рок-лаборатории «Движение в сторону весны» 1986 года. Фестиваль проходил в ДК МИИТ. Башлачёв проскакивает на нескольких кадрах снятых около самого ДК. Звука нет, запись черно-белая, качество очень плохое.
Могила Александра Башлачёва на Ковалёвском кладбище

Музей[править | править код]

  • 1 ноября 2009 года в Череповце открылся музей Александра Башлачёва[14]. Он расположен в здании Нотно-музыкальной библиотеки. В музее постоянно проходят музыкальные вечера в день рождения и в день смерти Александра Башлачёва. Директор библиотеки — Татьяна Мельникова. Постоянно проходят концерты местных и приезжих музыкальных коллективов. В ближайшее время планируется расширение музея — будет создана специальная комната для проведения «квартирников». Музей был создан на основе постоянной экспозиции в библиотеке-филиале № 5 города Череповца, созданной к 40-летию поэта[15]. Музей Башлачёва не является юридической организацией и представляет собой экспозицию без определённого юридического статуса.

Памятники[править | править код]

Бюст А. Башлачёва на стене здания череповецкой филармонии
  • Памятник Башлачёву (в полный рост, с гитарой в руке поднимающимся по лестнице) планировалось установить в Череповце на берегу Ягорбы. Проект памятника был подготовлен Марией Ивановой-Очерет и поддержан родственниками Башлачёва и известными музыкантами, сбор средств начат в 2014 году на платформе Planeta.ru[16]. Над проектом ведётся работа[17]. (Другой проект: в результате нехватки средств и окончания времени сбора средств часть денег была возвращена по желанию жертвователей, на оставшуюся часть установили мемориальную доску с бюстом Башлачёва на здании Череповецкого Филармонического Зала на ул. Советской 35А)[18].
  • Осенью 2016 года было объявлено о планах установить памятник в Санкт-Петербурге (автор скульптуры Мария Иванова-Очерет)[17][19][20].

Фестивали и концерты[править | править код]

  • 21 февраля 1988 года[источник не указан 976 дней] состоялся первый концерт памяти Александра Башлачёва.
  • 20 ноября 1988 года во Дворце спорта «Лужники» состоялся концерт памяти Башлачёва, на котором выступили специально приехавшая из США на этот концерт Джоанна Стингрей и группа «Кино». На этом концерте впервые в СССР из партера были убраны стулья и поднята сцена, как это принято на концертах рок-музыки. Однако, выступление Виктора Цоя было прервано, когда его оборвали, пустив фонограмму песни Башлачёва «Время Колокольчиков», которой должен был завершиться концерт, после чего зрителям было велено покинуть зал. Зрители стали бурно выражать свое недовольство, но лидер группы «Кино» вновь появился на сцене и успокоил толпу[21].
  • 27 мая 2010 во Дворце культуры металлургов Череповца прошёл первый фестиваль «Сашин День», посвящённый 50-летнему юбилею Александра Башлачёва. Организатор — общественный деятель Светлана Кунина.
  • В феврале 2011 года страница музея[22] появилась на сайте Творческого движения «Палитра N»[23].
  • 27 мая 2011 во Дворце культуры строителей Череповца состоялся второй фестиваль «Сашин День». Глава города Олег Кувшинников объявил, что в дальнейшем фестиваль «Сашин День» будет проходить ежегодно при поддержке администрации города.
  • 27 мая 2012 состоялся концерт «Рок-Череповец», организатор и спонсор — мэрия Череповца. Данное мероприятие не является преемником фестиваля «Сашин День».
  • 26 мая 2013 состоялся «Рок-Череповец»-2 в Ледовом дворце Череповца. Учредитель и спонсор — череповецкая мэрия.
  • 25 мая 2014 состоялся «Рок-Череповец-2014» с участием земляка Башлачёва — Николая Носкова, финской группы Face of God, Full pockets, Мармеладъ и другие. В отличие от предыдущих концертов, ведущим был не Артемий Троицкий, а Александр Липницкий.
  • 24 мая 2015 состоялся рок-фестиваль «Время Колокольчиков», посвящённый юбилею Александра Башлачёва, в котором приняли участие солист череповецкой группы «Рок-Сентябрь» Олег Хакман, группы «Ключевая», «Пилот», «Сурганова и оркестр», «Крематорий», «Калинов мост» и её лидер Дмитрий Ревякин, «Чайф». Исполнители представили трибьют песен Александра Башлачёва.
  • 27 мая 2015 фестиваль был проведен в Москве под первоначальным названием «Сашин день». Организатор — общественный деятель Светлана Кунина. Фестиваль был проведен на частные пожертвования, которые собирались через площадку Planeta.ru. Главному спонсору фестиваля была подарена акустическая гитара с автографами мэтров, поддержавших фестиваль: Бориса Гребенщикова, Вячеслава Бутусова, Юрия Шевчука, Константина Кинчева, Олега Сакмарова, Федора Чистякова, Севы Новгородцева[24].

Музыкальные посвящения[править | править код]

Пусть сегодня никто не умрёт

И он снова будет петь о любви,
И каждый дом ему будет рад,
И он возьмёт зубную щётку,
Откроет дверь и закроет окно,
Ведь: «любовь — это поезд Свердловск-Ленинград — и назад!»

«Разные люди», 19??

  • Смерть А. Башлачёва упоминается в песнях:
    • «Вершки и корешки» и «Свобода» Егора Летова 1989 года: «Поэт Башлачёв упал-убился из окна»[25], «Как и что обрёл, обнял летящий Башлачёв»[26]
    • «В среду днём» Александра Градского,
    • «До посинения» группы Флирт,
    • «Сорвало башню» Фёдора Чистякова,
    • «Бардам России» группы «Водопад им. В. Кикабидзе» 1989 года: «Для Саши Башлачёва полна дарами чаша — все двери на засовах, все окна нараспашку. Надежная гарантия — управа на прыжок в булыжные объятия обрубленных дорог»,
    • В песне «Про дома»[27] группы Адаптация,
    • В песне группы Чиж и Ко «Предпоследняя политика» — «На моей стене два фото: Башлачёва и Битлов»,
    • В песне «Контрабандист» («И вижу тени — Башлачёв и Пушкин ждут третьего на меченом снегу») группы «Зимовье Зверей»,
    • В песне «Пусть сегодня никто не умрёт» группы «Разные люди» целый куплет,
    • «Последняя буква» и «Эра Ягуара» группы Полтора Землекопа: «Хочу как GG Allin или как Саша Башлачёв нырнуть в окно, три раза плюнув через левое плечо».
    • В песне «Слёзы осени» группы «Реквием», исполненной совм. с группами «Братья Карамазовы» и «ПаникА-Киев»(pre-«Сердце СолнцА») есть куплет, посвящённый ушедшим звёздам отечественной рок-музыки: «В воздухе летает Шура Башлачёв, Цой застрял в дороге, потерял седло Крупнов, То ли ещё будет, и мы встретимся все, На круги своя, в вертикальной полосе.»
    • В песне «Рок-н-Ролл — это МЫ» группы «Алиса»: «Огнём СашБаша не насытилась жизнь».
    • В песне «Чёрный поезд» группы 25/17 строчка: «Кореец и Хрипатый пьют в тамбуре „Три топора“», о Цое и Башлачёве.
    • В песне «Мемориал» группы Министерство Любви: «Прошлогодний снежок заметает ещё одного ненашедшего истину. Наконец-то сдох очередной Башлачёв! Эй, за дело, рок-журналистики!»
    • В песне «Нерпы Охотского моря» группы Соломенные Еноты: «И поступать как Д’ркин, Башлачёв и Виктор Цой, но смерти нет и жизни нет, всё замкнуто в кольцо»
  • Памяти А. Башлачёва посвящены песни «Солнце за нас» (при жизни) из альбома «Шестой лесничий» и «Шабаш» (как песня, так и весь альбом) из одноимённого альбома группы «Алиса»

лидер группы Константин Кинчев:

Что касается Башлачёва, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в «Шестом лесничем» есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется «Солнце за нас». Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами.

Интервью интернет-изданию Лента.ру 16 октября 2009 года[28]
  • В песне Славы КПСС «5500» — «Мой товарищ Башлачёв молча выпал из окна»
  • в песне Александра Логунова «Бди, брат» есть строчка, посвящённая Башлачёву.
  • У группы «Немного нервно» в песне «Ты и твои женщины» — строчка «Нет у меня ни Башлачёва, ни Летова, Ни змеиного яда, ни дверей восприятия.».
  • в песне «Жизнь красивая» из альбома «Прозрачный» (группа «ДДТ»") есть строчка, посвящённая Башлачёву. («Я узнал тебя в час рождения яблок, листьев, гуманных замыслов, и в башлачёвское наводнение я найду ещё пару главных слов»)
  • В песне «Мужество заваривать чай» с альбома «Галя Ходи» (группа ДДТ) есть строчка: «Твой чай пили СашБаш, Майк Науменко, Цой, теперь пришло наше время косить отстой»
  • Юрий Наумов посвятил песню «Ночной Полёт» Башлачёву:

Ночной Полёт (часть 2-я)

Шаг из окна...
Жажда весны больше сна;
и я взлетел над ледовым безумьем,
над нервным сплетением
каменных тел.

«Юрий Наумов»

  • Памяти А. Башлачёва также посвящены песни:
    • «Некому берёзу заломати» — Дмитрий «GARM» Левин[источник не указан 1502 дня]
    • «Русское поле» — Максим Касьянов
    • «Поплачь о нём» из альбома «Не беда» группы Чайф[29]
    • «Прощание» — Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»)
    • «Памяти Александра Башлачёва» — Александр Щербина
    • «Зимняя баллада» — группа «Гудвин и Банда-на»
    • «Патроны» — Николай Макеев (группа «М4»)[источник не указан 3672 дня]
    • «Дороги» и «Просвистела» — Юрий Шевчук (группа «ДДТ») (упоминается в фильме «Время ДДТ»)
    • «Казак» и «Вымыты дождём» — Дмитрий Ревякин (группа «Калинов мост»)
    • альбом «Парашют Александра Башлачёва» Ермена Анти (Адаптация)
    • Александр Васильев («Сплин») на концертах признаётся, что песню «Летела жизнь» посвятил Башлачёву
    • «Крик» — Константин Кинчев (группа «Алиса»)
    • Альбом «Стыд и срам», песня «Про чертиков» — Яна Дягилева[источник не указан 2109 дней]
    • «Вороны» — Эдуард Старков (группа Химера)
    • «Памяти А. Башлачёва» — группа «Записки Неизвестного»
    • «Памяти Александра Башлачёва» — исполнитель Decorator
    • «В тесте» — группа Серебро
    • «СашБаш» — Алексей Витаков
    • «Разведчик» — НАТЕ!
    • «Памяти Александра Башлачёва» — Максим Цепелев (группа «Дети одной реки»)
    • «Ложь» — Ольга Ступина
    • «Штурмуя небеса» — Lounа
    • «Связной» — Максим Ляшко

Поэтические посвящения[править | править код]

  • Стихотворение Янки Дягилевой «А. Б.»
  • Стихотворение Александра (Шамана) Красовского «Памяти Башлачёва»
  • Стихотворение Николая Стародубцева (Звездодуба) «Манифест удивлённых»

Театр[править | править код]

В ноябре 1988 года в Читинском театре-студии «Под старой люстрой» поставлен музыкальный спектакль «Прими свою вину» по песням Башлачёва.

17 февраля 2011 в санкт-петербургском Большом театре кукол состоялось премьера спектакля «Башлачёв. Человек поющий»[30].

В 2013 году московским театром МастерскаЯЮ поставлен спектакль «Все от винта!» по творчеству и биографии Александра Башлачева. Режиссер — ЯЮ.

14 июня 2014 в Центре современной драматургии в Екатеринбурге состоялась премьера спектакля «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад»[31].

  • Башлачёв А. Н. Посошок: Стихотворения / Вступ. ст. и составление А. Житинского. — Л.: Лит. изд.-ред. агентство «Лира», 1990. — 78 с. ISBN 5-85490-001-7
  • Башлачёв А. Н. Стихи / Примеч. А. Каменцевой и др. — М., 1997. — 189 c.
  • Башлачёв А. Н. Как по лезвию. — М.: Время, 2005. — 254 с. (Поэтическая библиотека) ISBN 5-9691-0059-5
(Переизд.: М.: Время, 2007. ISBN 978-5-9691-0065-7)
  1. ↑ Александр Башлачёв — рок-бард, поэт
  2. ↑ Окуджава Б. Люблю оттого, что болит… // Огонёк (Москва). 1988. № 25. с. 24.
  3. ↑ Александр Николаевич Башлачев. Биографическая справка
  4. ↑ Татьяна Кокина-Славина «Зачем Гребенщиков носил с собой запасные джинсы и почему дамы обожали Башлачева» // kokina.ru, 2010
  5. 1 2 3 Екатерина Борисова. Друг народа // FUZZ : Журнал. — 2003. — Вып. № 11.
  6. 1 2 Фотография похорон, из бонус-трека фильма (неопр.). Александр Башлачёв — фотогалерея. Йа-Хха. Авторский сайт Рашид Нугманова. Дата обращения 3 апреля 2010.
  7. ↑ 17 февраля 1988 года погиб поэт Александр Башлачев
  8. ↑ История про невостребованность // Елена Кутловская, Независима газета 01.06.2007
  9. ↑ Умерла тулячка Анастасия Рахлина, последняя жена рок-барда Александра Башлачева
  10. ↑ Памяти монахини Иулиании (Анастасии Рахлиной)
  11. ↑ Наумов Л. Александр Башлачёв: человек поющий. — СПб.: Амфора, 2010. — 439 с. ISBN 978-5-367-01398-6
  12. ↑ Семь кругов беспокойного лада (Трибьют), Александр Башлачёв mp3 (неопр.) (недоступная ссылка). musicmp3spb.org. Дата обращения 1 ноября 2016. Архивировано 3 ноября 2016 года.
  13. ↑ http://www.otdelenievyhod.ru/news К 55-летию Александра Башлачева выходит DVD «ЛДМ-87 / ДК МЭИ-88»
  14. ↑ Ошибка: обслуживание сайта было приостановлено Архивировано 28 октября 2015 года.
  15. ↑ Череповец Новый музей Александра Башлачева открывается в Череповце (неопр.). Дата обращения 9 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  16. ↑ Lenta.ru: Культура: Музыка: В Череповце начали собирать деньги на памятник Башлачеву
  17. 1 2 Памятник Башлачёву (англ.). Архивировано 12 августа 2017 года. Дата обращения 13 августа 2017.
  18. ↑ На здании филармонии в Череповце открыли бюст Александра Башлачёва (неопр.).
  19. ↑ Телеканал «Санкт-Петербург» — Новости — Совесть русского рока. В Петербурге ищут возможность установить памятник СашБашу (А. Башлачеву)
  20. ↑ Планета (рус.). Planeta.ru. Дата обращения 13 августа 2017.
  21. Шагги А., Осадчая И. Концерт памяти друга // Советская Молодёжь. — Рига, 1989. — 4 февраля.
  22. ↑ Адрес музея на портале «Наш Череповец»
  23. ↑ Cult-portal.ru — Культурный портал творческого движения Палитра N, музыка, поэзия, кино, фотография, живопись, музей Башлачёва
  24. ↑ — Официальный сайт фестиваля «Сашин День» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 мая 2015. Архивировано 1 июня 2015 года.
  25. ↑ Текст песни «Вершки и корешки» Егора Летова
  26. ↑ Текст песни «Это знает моя свобода» Егора Летова
  27. ↑ Текст песни «Про дома» Архивная копия от 10 октября 2008 на Wayback Machine группы Адаптация
  28. ↑ Интервью К.Кинчева Лента.ру
  29. ↑ Рок музыка (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 февраля 2012. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  30. ↑ Спектакль «Башлачёв. Человек поющий» на сайте Большого театра кукол
  31. ↑ СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад (неопр.). Центр имени Вс. Мейерхольда. Дата обращения 21 января 2016.
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. — СПб.: Амфора, 2010. — 439 с. ISBN 978-5-367-01398-6
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. Второе издание — СПб.: Амфора, 2013. — 543 с. ISBN 978-5-367-02389-3
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. Третье издание — М.: Выргород, 2016. — 608 с. ISBN 978-5-905623-06-6
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв // В серии «Легенды нашего рока» — СПб.: Амфора, 2014. — 94 с. ISBN 978-5-367-03403-5
  • Горбачев О. А. Александр Башлачёв: стихи, фонография, библиография. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — 217 с. ISBN 5-87049-205-X
  • Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. — Елец, 2007
  • Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении: А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачёв. Диссертация кандидата педагогических наук. — Самара, 1997
  • Белоногова А. В. Живой (статья в книге посвящений «Ставшему ветром») — М.- Спб, 2011, при содействии издательства «Поматур», ISBN 978-5-91832-020-4
  • Ярко А. Н. Вариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. — Тверь, 2008
  • А. Голев. Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников. — СПб.: Лимбус Пресс, 2011. — 469 с. ISBN 978-5-8370-0570-1
  • Александр Башлачёв: исследования творчества / сост.: Л. Н. Дмитриевская. — М.: Русская школа, 2010. — 144 с. ISBN 978-5-91696-008-2
  • Гавриков В. Русская песенная поэзия XX века как текст. Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ». 2011. — 634 с.
  • Гавриков В. А. В поэтической вселенной Александра Башлачёва: Монография. Москва; Калуга; Венеция: Bull Terrier Records, 2019. 260 с.
  • Мышкин Е. Космология Башлачева: песни русского посвященного. — Издательские решения, 2019. — ISBN 9785449610423
Дополнительная литература

ru.wikipedia.org

На жизнь поэтов «Александр Башлачев» читать стих

Поэты живут. И должны оставаться живыми.
Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
Поэты в миру оставляют великое имя,
Затем, что у всех на уме — у них на языке.
Но им все трудней быть иконой в размере оклада.
Там, где, судя по паспортам — все по местам.
Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада
По чистым листам, где до времени — все по устам.

Поэт умывает слова, возводя их в приметы,
Подняв свои полные ведра внимательных глаз.
Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта.
И за семерых отмеряет. И режет — эх, раз, еще раз!
Как вольно им петь. И дышать полной грудью на ладан…
Святая вода на пустом киселе неживой.
Не плачьте, когда семь кругов беспокойного лада
Пойдут по воде над прекрасной шальной головой.

Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
Прорвется к перу то, что долго рубить и рубить топорам.
Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.
Поэты идут до конца. И не смейте кричать им: — Не надо!
Ведь Бог… Он не врет, разбивая свои зеркала.
И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
Глядят ему в рот, разбегаясь калибром ствола.

Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку,
Свой вечный допрос они снова выводят к кольцу.
В быту тяжелы. Но однако легки на поминках.
Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу.
Не верьте концу. Но не ждите иного расклада.
А что там было в пути? Метры, рубли…
Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
Позволят идти, наконец, не касаясь земли.

Ну вот, ты — поэт… Еле-еле душа в черном теле.
Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.
Не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять все одно ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь — Семь кругов беспокойного лада —
Поэты идут. И уходят от нас на восьмой.

Предыдущий стих - Омар Хайям — Хоть мудрец не скупец и не копит добра Следующий стих - Наталья Астафьева — В полдневный жар в долине Дагестана Стихи этого поэта:

stihi.deti.guru

17 февраля 1988 года ушел из жизни поэт Александр Башлачев — Российская газета

Александр Башлачев, трагический символ целого поколения, которое Гребенщиков назвал "поколением дворников и сторожей", написал всего около 70 стихотворений. Но этого оказалось достаточно, чтобы за надрывность и образность поэзии его сравнивали с Есениным и Высоцким. Башлачев ушел из жизни в самый светлый год перестройки, ранним утром выбросившись из окна ленинградской многоэтажки. Устав от жизни, устав от ее неправедности, которую чувствовал каждым своим обнаженным нервом, как-то сказав, "поэты в миру после строк ставят знак кровоточия"…

"РГ" представляет факты из жизни русского поэта, разделившего трагическую судьбу многих собратьев по перу.

1. Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года в семье начальника участка завода и преподавательницы химии. В возрасте четырех лет умел перемножать большие цифры. В своем классе, где было около 40 человек, Башлачев выпускал альманах. Обожал Есенина и Высоцкого. В 7-м классе заявил классной руководительнице, что мечтает стать журналистом. В 10-м классе научился играть на гитаре.

2. Проработав год после школы художником в одном из домов культуры, Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета. Местный факультет журналистики считался третьим по силе в стране после МГУ и Ленинградского госуниверситета. Однокурсники поражались способности Башлачева, изучавшего немецкий язык, "слышать" другие языки. Смысл английских слов он понимал по их звучанию, переводил с английского, не зная его. Как вспоминают друзья, он очень тонко чувствовал слог, звучание слов, интонации. Башлачев разработал свою структуру стиха, согласно которой каждое слово должно плавно вытекать из предыдущего, а строки в первую очередь должны соотноситься не по рифме, а по смыслу.

3. Учась в Свердловске, Башлачев большую часть учебного года проводил в родном Череповце. Писал тексты для местной группы "Рок-сентябрь". Эта команда стала лауреатом конкурса, организованного "Комсомольской правдой". По признанию друзей, Саша не интересовался политикой, лекции посещал крайне редко, проводя время в небольшой комнатке в помещении факультета, которую ему выделили как университетскому художнику. Друзья называли его СашБаш.

4. Песни Башлачев начал сочинять в 1983 году, когда закончил университет. Он вернулся в родной Череповец, начав работать в местной газете "Коммунист". По иронии судьбы, поэт и музыкант попал на работу не в отдел культуры, как хотел, а в скучный партийный отдел газеты. В 1984 году на квартире ныне известного журналиста Леонида Парфенова, сверстника, друга и земляка Башлачева, состоялось знакомство последнего с известным музыкальным критиком Артемием Троицким. "Хотя словами этого действительно не выразишь, мне посчастливилось стать одним из первых слушателей Башлачева, и впечатление было абсолютно ошеломляющим, сродни прикосновению к чему-то магическому и запредельному", - писал Троицкий в предисловии к книге стихотворений Башлачева "Как по лезвию", вышедшей в Москве в 2005 году. Троицкий предложил Башлачеву переехать в Москву.

5. Башлачев начал вести жизнь трубадура, бродячего певца и поэта, скитавшегося по российским городам и весям, останавливаясь на ночлег в квартирах знакомых. Не имея возможности пробиться на сцену, давал квартирники - концерты на квартирах, в которые набивались десятки людей. Он абсолютно не хотел продвигаться в каком-то профессиональном плане, хотя с точки поэтического дара был "на несколько этажей" выше тогдашних рокеров. Он говорил, что песни и стихи приходят к нему свыше, осеняя его. Во время выступлений его пальцы часто были в крови, настолько Башлачев "выворачивал" себя, поражая слушателей своей исповедальностью. "Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума", - говорил о нем Борис Гребенщиков.

6. Один из своих квартирников Александр дал на квартире Аллы Пугачевой. Потом, приезжая в Череповец, показывал знакомым оборот обложки своего паспорта, где, по его словам, рукой примадонны были нарисованы сердце и капля крови. Поэтический дар Башлачева высоко оценили Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Последний с восторгом отозвался о Башлачеве в своей "Антологии русской поэзии", которая с большим успехом печаталась в конце 1980-х годов в популярном в те годы журнале "Огонек".

7. В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в аудитории Ленинградского медицинского училища. Кустарная запись этого концерта была издана под названием "Кочегарка". В 1985 году Башлачев вступил в легендарный ленинградский рок-клуб, а в 1986 году устроился на работу в не менее знаменитую котельную "Камчатка", где в свое время работал Виктор Цой. Голос Башлачева был хронически сорван из-за постоянных выступлений на квартирниках.

8. Любимой группой Александра Башлачева была "Дорз". Ее лидер Джим Моррисон, гениальный американский поэт, так же как и Башлачев ушел из жизни в 27 лет. Считается, что это - роковая дата для многих поэтов, артистов, музыкантов.

9. Самой знаменитой композицией Башлачева считается "Время колокольчиков". На концертах перед знакомыми и случайными людьми он выступал с браслетом из колокольчиков на руке и тремя колокольчиками на груди. Подавляющее большинство своих стихов и песен Башлачев создал менее чем за два года - с лета 1984 по весну 1986 года. Перед смертью практически не писал. А лишь перерабатывал свои старые песни. Незадолго до смерти снялся в культовом фильме "Рок" режиссера Алексея Учителя, но затем попросил вырезать все сцены со своим участием.

10. Утром 17 февраля 1988 года он открыл створку окна в доме 23 по улице Кузнецова в Ленинграде и шагнул в вечность. Похоронен Александр Башлачев на Ковалевском кладбище Северной столицы. На гроб в землю положили его гитару. Уже после гибели у него родился сын Егор. Башлачеву посвятили свои песни многие российские рокеры и музыканты, включая Егора Летова ("Гражданская оборона"), Константина Кинчева ("Алиса"),  "Чайф" - "Поплачь о нем", "Чиж" и многие другие. Об Александре Башлачеве был снят документальный фильм "Смертельный полет".

Александр Башлачев

Грибоедовский вальс

В отдаленном совхозе "Победа"
Был потрепанный старенький "ЗИЛ".
А при нем был Степан Грибоедов,
И на "ЗИЛе" он воду возил.

Он справлялся с работой отлично.
Был по обыкновению пьян.
Словом, был человеком обычным
Водовоз Грибоедов Степан.

После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер.

На заплеванной маленькой сцене
Он буквально творил чудеса.
Мужики выражали сомненье,
И таращили бабы глаза.

Он над темным народом смеялся.
И тогда, чтоб проверить обман,
Из последнего ряда поднялся
Водовоз Грибоедов Степан.

Он спокойно вошел на эстраду,
И мгновенно он был поражен
Гипнотическим опытным взглядом,
Словно финским точеным ножом.

И поплыли знакомые лица...
И приснился невиданный сон -
Видит он небо Аустерлица,
Он не Степка, а Наполеон!

Он увидел свои эскадроны.
Он услышал раскаты стрельбы
И заметил чужие знамена
В окуляре подзорной трубы.

Но он легко оценил положенье
И движением властной руки
Дал приказ о начале сраженья
И направил в атаку полки.

Опаленный горячим азартом,
Он лупил в полковой барабан.
Был неистовым он Бонапартом,
Водовоз Грибоедов Степан.

Пели ядра, и в пламени битвы
Доставалось своим и врагам.
Он плевался словами молитвы
Незнакомым французским богам.

Вот и все. Бой окончен. Победа.
Враг повержен. Гвардейцы, шабаш!
Покачнулся Степан Грибоедов,
И слетела минутная блажь.

На заплеванной сцене райклуба
Он стоял, как стоял до сих пор.
А над ним скалил желтые зубы
Выдающийся гипнотизер.

Он домой возвратился под вечер
И глушил самогон до утра.
Всюду чудился запах картечи
И повсюду кричали "Ура!"

Спохватились о нем только в среду.
Дверь сломали и в хату вошли.
А на нас водовоз Грибоедов,
Улыбаясь, глядел из петли.

Он смотрел голубыми глазами.
Треуголка упала из рук.
И на нем был залитый слезами
Императорский серый сюртук.

Враги сожгли родную хату

Сегодня ночью - дьявольский мороз.
Открой, хозяйка, бывшему солдату!
Пусти погреться, я совсем замерз,
Враги сожгли мою родную хату.

Перекрестившись истинным крестом,
Ты молча мне подвинешь табуретку,
И самовар ты выставишь на стол,
На чистую крахмальную салфетку.

И калачи достанешь из печи,
С ухватом длинным управляясь ловко.
Пойдешь в чулан, забрякают ключи.
Вернешься со своей заветной поллитровкой.

Я поиграю на твоей гармони.
Рвану твою трехрядку от души.
- Чего сидишь, как будто на иконе?
А ну, давай, пляши, пляши, пляши.

Когда закружит мои мысли хмель
И "День Победы" я не доиграю,
Тогда уложишь ты меня в постель,
Потом сама тихонько ляжешь с краю.

А через час я отвернусь к стене.
Пробормочу с ухмылкой виноватой:
- Я не солдат. Зачем ты веришь мне?
Я все наврал. Цела родная хата.

И в ней есть все - часы и пылесос.
И в ней вполне достаточно уюта.
Я обманул тебя - я вовсе не замерз!
Да тут ходьбы всего на три минуты.

Известна цель визита моего -
Чтоб переспать с соседкою-вдовою.
А ты ответишь: - Это ничего...
И тихо покачаешь головою.

И вот тогда я кой-чего пойму,
И кой о чем серьезно пожалею.
И я тебя покрепче обниму
И буду греть тебя, пока не отогрею.

Да, я тебя покрепче обниму
И стану сыном, мужем, сватом, братом.
Ведь человеку трудно одному,
Когда враги сожгли родную хату.

rg.ru

Александр Башлачёв

Башлачёв Александр Николаевич («СашБаш») — российский поэт и музыкант, автор и исполнитель своих песен. Ключевая фигура для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей — поэт среди рокеров, рокер среди поэтов.

Родился в Череповце, в семье начальника теплосилового цеха Череповецкого металлургического завода Николая Сергеевича Башлачёва и преподавательницы химии филиала ленинградского Северо-Западного политехнического института Нелли Николаевны Башлачёвой. По словам Александра Башлачёва, свои первые рифмованные строки он сложил ещё в возрасте трёх лет. По воспоминаниям друзей детства, в возрасте шести лет он не просто читал «Тома Сойера», а читал его вслух своим друзьям во дворе, уже в 1971 году сочинил на мотив из фильма «Кавказская пленница» свою первую (пусть и «подражательную») песенку со словами «Мимо бегут канадцы, режут коньками лёд».

В музыкальную школу Александр, как вспоминала его мама, идти не захотел, но когда родители купили пианино — практически самостоятельно его освоил до уровня исполнения «Лунной сонаты», которую очень любил и часто играл «для себя», никак не бравируя своим умением. Все школьные годы Башлачёв продолжал писать стихи, «Разлюли-малина» (1978) — далеко не первое его стихотворение; более ранние сохранились только фрагментами в воспоминаниях друзей детства, а сам он к этим своим поэтическим опытам никогда серьёзно не относился.

В 1977 году, после окончания средней школы, пытался поступить (вместе со своим земляком Леонидом Парфёновым) на журфак Ленинградского университета, с сентября работал на Череповецком металлургическом комбинате художником-оформителем, 4 апреля 1978 — уволился и вскоре поступил в Уральский университет (г. Свердловск) на факультет журналистики. В период учёбы активно участвует в работе факультетского «Театра трёх актёров», пишет для него пьесы-миниатюры, песни для постановок; в это же время он близко сошёлся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле.

С 1979 года начал писать тексты песен для созданной его другом Сергеем Герасимовым череповецкой группы «Рок-Сентябрь», но, по воспоминаниям друзей, Александр потом будет стесняться этих своих текстов. В 1982 году в эфире Би-Би-Си в передаче Всеволода Новгородцева прозвучала Рок-Сентябрьская песня «Манекен», после чего всем выступлениям группы моментально «перекрыли кислород». В 1983 году Башлачёв неожиданно для многих начал писать стихи гораздо более высокого уровня, чем ранее, — сразу же поразившие всех, кто их слышал. В этом же году появляется первая его известная песня — «Грибоедовский вальс» и несколько других известных произведений. В 1985 году один из его друзей спросил, как он пишет свои песни. — «А я попросил, чтобы мне их дали. И мне дали...» — ответил Башлачёв.

В сентябре 1983 года Александр окончил университет и вернулся в Череповец. Год проработал корреспондентом в газете «Коммунист», писал статьи про Череповецкий завод, порой так образно используя журналистские штампы, что это больше походило на стёб. Но, тем не менее, он был в газете «на хорошем счету», и ему даже позволили в январе 1984 года открыть авторскую рубрику «Семь нот в блокнот».

В сентябре 1984 года, на квартире у своего друга Леонида Парфёнова, Башлачёв показал свои песни опальному в ту пору музыкальному критику и журналисту Артёму Троицкому, с которым незадолго до этого и познакомился. С подачи Троицкого месяцем позже Башлачёв уехал из Череповца в Москву с серией «квартирников», а затем весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей всё новыми и новыми песнями. Он играет бесчисленные квартирные концерты в Москве, Ленинграде, Новосибирске и прочих городах страны, не участвуя в мероприятиях типа «рок-фестивали». В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде (в шестой аудитории Ленинградского ветеринарного института Московский пр., д. 99 — этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля») когда он, вместе с Юрием Шевчуком, спел несколько песен на неофициальном концерте (запись этого концерта в 1995 была издана фирмой «Manchester Files» под названием «Кочегарка»). В апреле 1985 в Череповце Александр Башлачёв и Евгения Каменецкая зарегистрировали брак, позже они не стали его расторгать, что позволило Башлачёву сохранить ленинградскую прописку.

В 1986 году Башлачёв переехал в Ленинград, январь этого года — необычайно активный концертный месяц, в первой половине этого года сделано несколько профессионально-студийных записей его песен. Он поёт для актёров Театра на Таганке, в редакции Литературной газеты, академических институтах, его с огромным интересом слушают такие разные люди, как Вознесенский и Гребенщиков, Пугачёва и Гурченко — всех восхищает его бьющая через край энергетика, талант и самобытность... но всего этого у Башлачёва «чересчур много», его органика не вписывается «в формат» (фолк-панк в Европе ещё только-только зарождается), и он остаётся, в сущности, одинок и маловостребован в своей песенной поэзии. С марта 1986 года Башлачёв официально трудоустроен в (ставшей уже тогда легендарной) котельной «Камчатка». В мае, в Череповце, написана последняя (из сохранившихся) песня — «Вишня». В конце 1986 / начале 1987 года Башлачёв, по воспоминаниям его друзей, испытывает острый творческий кризис, «его словно подменили» — он стал очень неохотно петь; говорил, что у него нет новых стихов — именно это, видимо, его сильно угнетало и доводило до депрессии.

Весна 1987 г. — съемки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок», Башлачёв участвовал в устном выпуске журнала «Рокси», в мае вступает в Рок-клуб. Основное событие этого года — с 3 по 7 июня выступление на V Питерском рок-фестивале, где получил приз «Надежда». Фрагменты его выступления были отсняты для фильма «Рок», но в процессе съёмок Башлачёв от участия в них отказался, и из фильма были убраны все кадры с его участием. В августе написана последняя песня — «Архипелаг гуляк», но она не сохранилась. Тем же летом-осенью принял участие в работе над фильмом «Барды покидают дворы» (в прокате — «Игра с неизвестным»), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачёва для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.

За короткий промежуток времени Башлачёв создал около ста песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Владимира Высоцкого и Александра Галича, песни Бориса Гребенщикова и Майка Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачёв создал свой собственный художественный мир.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. В начале 1988 в настроении Башлачёва, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (в т.ч. 29 января на квартире Марины Тимашевой — был последний концерт Башлачёва) и запланировал свои новые выступления. Однако утром 17 февраля Александр Башлачёв выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалёвском кладбище: 3 квартал, 3 участок. А без малого через полгода, 3 августа — родился Егор, сын Александра Башлачёва.

Александр Башлачёв стал одним из наиболее значительных явлений в отечественном бард-роке. В его многослойных стихах-песнях, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров, причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество. Когда петербургский музыкальный журналист Андрей Бурлака предложил в 1987 году Александру сделать сборник его стихов — тот ответил, что единственный вариант, который его бы устроил, состоит в том, чтобы представить каждый текст в виде единого слова без пробелов и знаков препинания. Через несколько месяцев после того, как Башлачёва не стало, — Булат Окуджава и Андрей Вознесенский совместно написали о нём статью. Евгений Евтушенко посвятил ему стихотворение, а также включил его произведения в свою антологию «Строфы века».

Александр Башлачёв, конечно, не является фантастом как таковым, но его стихотворения «Грибоедовский вальс» и «Галактическая комедия» — чистой воды фантастика.

©borch для fantlab.ru (компиляция по материалам сети)

fantlab.ru

Башлачев - На жизнь поэтов

«На жизнь поэтов» – песня Александра Башлачева. Входит в альбомы «Лихо» и «Вечный Пост». Также представлена в семитомной CD-антологии от музыкального издательства «Отделение Выход». Произведение написано в январе 1986 года.

Башлачев – На жизнь поэтов – слушать

Интересные факты

Песню «На жизнь поэтов» Башлачев посвящает всем творческим людям. В тексте отлично передан собирательный образ поэта. Строчка «семь кругов беспокойного лада» в некоторой степени перекликается в известными кругами ада Данте. Кроме того, эта фраза была взята Святославом Задерием для названия первого трибьюта Башлачеву, который так и не был доделан и издан.

Башлачев – На жизнь поэтов – текст

Поэты живут. И должны оставаться живыми.
Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
Поэты в миру оставляют великое имя,
Затем, что у всех на уме – у них на языке.

Но им все трудней быть иконой в размере оклада.
Там, где, судя по паспортам – все по местам.
Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада,
По чистым листам, где до времени – все по устам.

Поэт умывает слова, возводя их в приметы
Подняв свои полные ведра внимательных глаз.
Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта.
И за семерых отмеряет. И режет. Эх, раз, еще раз!

Как вольно им петь. И дышать полной грудью на ладан…
Святая вода на пустом киселе неживой.
Не плачьте, когда семь кругов беспокойного лада
Пойдут по воде над прекрасной шальной головой.

Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
Прорвется к перу то, что долго рубить и рубить топорам.
Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.

Поэты идут до конца. И не смейте кричать им – «Не надо!»
Ведь Бог… Он не врет, разбивая свои зеркала.
И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
Глядят Ему в рот, разбегаясь калибром ствола.

Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку,
Свой вечный допрос они снова выводят к кольцу.
В быту тяжелы. Но однако легки на поминках.
Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу.

Не верьте концу. Но не ждите иного расклада.
А что там было в пути? Метры, рубли…
Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
Позволят идти, наконец, не касаясь земли.

Ну вот, ты – поэт… Еле-еле душа в черном теле.
Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.

Да не жалко распять, для того, чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять все одно ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь. Семь кругов беспокойного лада
Поэты идут. И уходят от нас на восьмой.


Другие песни автора

reproduktor.net

Александр Башлачев - Абсолютный вахтер: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Этот город скользит и меняет названья.
Этот адрес давно кто-то тщательно стер.
Этой улицы нет, а на ней нету зданья,
Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер.

Он отлит в ледяную, нейтральную форму.
Он тугая пружина. Он нем и суров.
Генеральный хозяин тотального шторма
Гонит пыль по фарватеру красных ковров.

Он печатает шаг, как чеканят монеты.
Он обходит дозором свой архипелаг.
Эхо гипсовых горнов в пустых кабинетах
Вызывает волнение мертвых бумаг.

Алый факел — мелодию белой темницы —
Он несет сквозь скупую гармонию стен.
Он выкачивает звуки резиновым шприцем
Из колючей проволоки наших вен.

В каждом гимне — свой долг, в каждом марше — порядок.
Механический волк на арене лучей.
Безупречный танцор магаданских площадок.
Часовой диск-жокей бухенвальдских печей.

Лакированный спрут, он приветлив и смазан,
И сегодняшний бал он устроил для вас.
Пожилой патефон, подчиняясь приказу,
Забирает иглой ностальгический вальс.

Бал на все времена! Ах, как сентиментально…
И паук — ржавый крест — спит в золе наших звезд.
И мелодия вальса так документальна,
Как обычный арест, как банальный донос.

Как бесплатные танцы на каждом допросе,
Как татарин на вышке, рванувший затвор.
Абсолютный Вахтер — ни Адольф, ни Иосиф, —
Дюссельдорфский мясник да пскопской живодер.

Полосатые ритмы синкопой на пропуске.
Блюзы газовых камер и свинги облав.
Тихий плач толстой куклы, разбитой при обыске,
Бесконечная пауза выжженных глав.

Как жестоки романсы патрульных уставов
И канцонов концлагерных нар звукоряд.
Бьются в вальсе аккорды хрустящих суставов,
И решетки чугунной струною звенят.

Вой гобоев ГБ в саксофонах гестапо,
И все тот же калибр тех же нот на листах.
Эта линия жизни — цепь скорбных этапов
На незримых и призрачных жутких фронтах.

Абсолютный Вахтер — лишь стерильная схема,
Боевой механизм, постовое звено.
Хаос солнечных дней ночь приводит в систему
Под названьем… да, впрочем, не все ли равно.

Ведь этот город скользит и меняет названья,
Этот адрес давно кто-то тщательно стер.
Этой улицы нет, а на ней нету зданья,
Где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер.

rustih.ru

Александр Башлачев - Случай в Сибири: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Когда пою, когда дышу, любви меняю кольца,
Я на груди своей ношу три звонких колокольца.
Они ведут меня вперед и ведают дорожку.
Сработал их под Новый Год знакомый мастер Прошка.

Пока влюблен, пока пою и пачкаю бумагу,
Я слышу звон. На том стою. А там глядишь — и лягу.
Бог даст — на том и лягу.
К чему клоню? Да так, пустяк. Вошел и вышел случай.
Я был в Сибири. Был в гостях. В одной веселой куче.
Какие люди там живут! Как хорошо мне с ними!
А он… Не помню, как зовут. Я был не с ним. С другими.
А он мне — пей! — и жег вином. — Кури! — и мы курили.
Потом на языке одном о разном говорили.
Потом на языке родном о разном говорили.
И он сказал: — Держу пари — похожи наши лица,
Но все же, что ни говори, я — здесь, а ты — в столице.
Он говорил, трещал по шву — мол, скучно жить в Сибири…
Вот в Ленинград или в Москву… Он показал бы большинству
И в том и в этом мире. — А здесь чего? Здесь только пьют.
Мечи для них бисеры. Здесь даже бабы не дают.
Сплошной духовный неуют, коты как кошки, серы.
Здесь нет седла, один хомут. Поговорить — да не с кем.
Ты зря приехал, не поймут. Не то, что там, на Невском…
Ну как тут станешь знаменит, — мечтал он сквозь отрыжку,
Да что там у тебя звенит, какая мелочишка?
Пока я все это терпел и не спускал ни слова,
Он взял гитару и запел. Пел за Гребенщикова.
Мне было жаль себя, Сибирь, гитару и Бориса.
Тем более, что на Оби мороз всегда за тридцать.
Потом окончил и сказал, что снег считает пылью.
Я встал и песне подвязал оборванные крылья.
И спел свою, сказав себе: — Держись! — играя кулаками.
А он сосал из меня жизнь глазами-слизняками.
Хвалил он: — Ловко врезал ты по ихней красной дате.
И начал вкручивать болты про то, что я — предатель.
Я сел, белее, чем снега. Я сразу онемел как мел.
Мне было стыдно, что я пел. За то, что он так понял.
Что смог дорисовать рога,
Что смог дорисовать рога он на моей иконе.
— Как трудно нам — тебе и мне, — шептал он, —
Жить в такой стране и при социализме.
Он истину топил в говне, за клизмой ставил клизму.
Тяжелым запахом дыша, меня кусала злая вша.
Чужая тыловая вша. Стучало в сердце. Звон в ушах.
— Да что там у тебя звенит?
И я сказал: — Душа звенит. Обычная душа.
— Ну ты даешь… Ну ты даешь!
Чем ей звенеть? Ну ты даешь —
Ведь там одна утроба.
С тобой тут сам звенеть начнешь.
И я сказал: — Попробуй!
Ты не стесняйся. Оглянись. Такое наше дело.
Проснись. Да хорошо встряхнись. Да так, чтоб зазвенело.
Зачем живешь? Не сладко жить. И колбаса плохая.
Да разве можно не любить?
Вот эту бабу не любить, когда она — такая!
Да разве ж можно не любить, да разве ж можно хаять?
Не говорил ему за строй — ведь сам я не в строю.
Да строй — не строй, ты только строй.
А не умеешь строить — пой. А не поешь — тогда не плюй.
Я — не герой. Ты — не слепой. Возьми страну свою.

Я первый раз сказал о том, мне было нелегко.
Но я ловил открытым ртом родное молоко.
И я припал к ее груди, я рвал зубами кольца.
Была дорожка впереди. Звенели колокольца.
Пока пою, пока дышу, дышу и душу не душу,
В себе я многое глушу. Чего б не смыть плевка?!
Но этого не выношу. И не стираю. И ношу.
И у любви своей прошу хоть каплю молока.

rustih.ru

Александр Башлачев - Мельница: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Черный дым по крыше стелется.
Свистит под окнами.

— В пятницу, да ближе к полночи
Не проворонь, вези зерно на мельницу!

Черных туч котлы чугунные кипят
Да в белых трещинах шипят
гадюки-молнии.

Дальний путь — канава торная.
Все через пень-колоду-кочку кувырком да поперек.

Топких мест ларцы янтарные
Да жемчуга болотные в сырой траве.

— Здравствуй, Мельник Ветер-Лютый Бес!
Ох, не иначе черти крутят твою карусель…

Цепкий глаз. Ладони скользкие.
— А ну-ка кыш! — ворье,
заточки-розочки!

Что, крутят вас винты похмельные —
С утра пропитые кресты нательные?

…Жарко в комнатах натоплено.
Да мелко сыплется за ворот нехороший холодок.

— А принимай сто грамм разгонные!
У нас ковши бездонные
да все кресты — козырные!

На мешках — собаки сонные
да бляди сытые
да мухи жирные.

А парни-то все рослые, плечистые.
Мундиры чистые. Погоны спороты.

Черный дым ползет из трубочек.
Смеется, прячется в густые бороды.

Ближе лампы. Ближе лица белые.
Да по всему видать — пропала моя голова!

Ох, потянуло, понесло, свело, смело меня
На камни жесткие, да прямо в жернова!

Тесно, братцы. Ломит-давит грудь.
Да отпустили б вы меня… уже потешились.

Тесно, братцы. Не могу терпеть!
Да неужели не умеем мы по-доброму?

На щеках — роса рассветная.
Да черной гарью тянет по сырой земле.

Где зерно мое? Где мельница?
Сгорело к черту все. И мыши греются в золе.

Пуст карман. Да за подкладкою
Найду я три своих последних зернышка.

Брошу в землю, брошу в борозду —
К полудню срежу три высоких колоса.

Разотру зерно ладонями
да разведу огонь
да испеку хлеба.

Преломлю хлеба румяные
да накормлю я всех
тех, кто придет сюда
тех, кто придет сюда
тех, кто поможет мне
тех, кто поможет мне
рассеять черный дым
рассеять черный дым
рассеять черный дым…

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.