Барсук любитель стихов японская сказка


Конспект урока по теме « Таинственный мир Японии. Японская сказка «Барсук

Урок по теме « Таинственный мир Японии.

Японская сказка «Барсук - любитель стихов»

Цели урока

  1. учить детей ориентироваться в тексте, находить в нем нужные места, опираясь пока на маркировку цветом;

  2. приучать детей все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя — только это позволит им глубоко их переживать. (На материале японской сказки «Барсук — любитель стихов».)

  3. продолжить знакомство детей с такой малой поэтической формой, как хокку, или хайку;

  4. создать ощущение, что у народов мира – единый круг ценностей: в России так же любят и ценят природу, как и в Японии;

  5. развивать умение бегло читать, слушать, вникать в слушаемое, выбирать объект для наблюдения,

Задачи урока:

  1. обсудить с детьми такую нравственную проблему: осуждать ли барсука за то, что он крал листочки со стихами?

  2. в конце урока подвести детей к выводу, что люди простили барсука из уважения к его эстетическим переживаниям, к его чувству прекрасного (на языке школьника это прозвучит по-другому: барсук любил стихи; барсук умел наслаждаться стихами; барсук умел ценить поэзию и т.п.)

Оборудование: картинки с видом Японии, толковый словарь в учебнике «Русский язык» (УМК «Перспективная начальная школа», М.Л,Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова, Русский язык, с.98).

Ход урока.

1.        Организационный момент.

Нас звонок собрал всех в класс,
Урок чтения у нас.
Будем думать, рассуждать.
Нам пора урок начать.

2.        Постановка темы и целей.

Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не в кино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

Традиции древние нас поразят,

И то, как их бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтятся во все времена.

 

Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придётся вовсю удивляться,

Скорей собирайся, пора отправляться.

3. Актуализация знаний

- На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца. Это Япония.

Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны - золотая хризантема – тоже

символ солнца.

Расположена Япония на 3900 островах и островках. Четыре главных острова Японии самые крупные из всех – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. На самом большом острове Хонсю находится главный город – Токио.

На большей части всех островов высятся крутые горы. Самая высокая – Потухший вулкан Фудзияма. Эта гора считается священной.  

В сегодняшней Японии живёт около 130 миллионов человек. Большая часть населения проживает в городах. Но в горных районах сохранилось немало традиционных японских жилищ из дерева, бамбука, бумаги. Обычная хижина – одноэтажное здание, внутри нет мебели, пол покрыт циновками из рисовой соломы. На полу сидят, когда обедают, там же спят, подстелив под себя специальные матрасы.

Жители страны очень любят красоту нетронутой природы и стараются сохранить её. Самые любимые деревья – цветущая вишня и вечнозелёная сосна.

- А что вы знаете про Японию?


-
Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек, не вилками, а палочками.(Демонстрирует палочки.)

Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно.


Подготовленные дети рассказывают:

- 1. Есть специальные дома, которые называются Чайными домами.

Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Домик совершенно пустой. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит ваза или свиток.

 

- 2. В Чайном домике проводится чайная церемония – определённый ритуал, когда готовится зелёный чай (хозяин взбивает измельчённый в порошок зелёный чай с кипятком специальным венчиком, разливает по чашкам, раздаёт друзьям). Чашки глиняные, у каждой своя форма. На чайной церемонии принято рассматривать свои чашки, пить чай маленькими глотками, читать стихи, поддерживать беседу, рассматривать вазу или свиток.

Поэзия – любимейшее искусство японского народа.

 
У. Уже в школе дети учатся любоваться увиденным, есть специальные уроки – уроки любования. На этих же уроках пишут стихи любования – хокку (хайку). Вспомните хокку.

Вот выплыла луна.

И самый мелкий кустик

На праздник приглашен.

- С какой целью я вам рассказала о Японии? (Будем читать японскую народную сказку «Барсук – любитель стихов»)

У. – Какие мысли вызывает у вас название сказки? Какое-то несоответствие – барсук и стихи.

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели можно поставить для себя на уроке?

Д. – читать, учиться ценить красоту, быть заинтересованными и наблюдательными, быть поэтами.

Мы продолжаем уроки любования.

4. Работа по теме урока.

Сказка в Японии — это отдых после трудового дня. «Если днем рассказывать, то мыши будут смеяться»,— говорят в некоторых деревнях.

И в самом деле, что может быть приятнее, чем, сидя зимою вокруг зажженного очага, слушать целый вечер то смешные, то увлекательно-волшебные предания старины.

1. Работа с текстом. (Учебник литературного чтения автор Чуракова Н.А )

Чтение цепочкой по цветовой отметке.

- Почему барсук поселился под верандой дома? А где живут барсуки?

- Зачем барсуку понадобился листок?

- Мог ли хозяин предположить, что листок украл барсук?

- Почему хозяин обвинил сына в пропаже?

- Как мог чувствовать себя мальчик, когда его обвинили незаслуженно? Удастся ли мальчику доказать свою невиновность?

У. Вспомните, кто нас встретил в чайном домике? Гостеприимный Барсук. Что он любил делать? Какой секрет знал? (секрет любования) Какое чувство осталось после прочтения сказки? Поделитесь своими мыслями.

Д. – У барсука развито чувство прекрасного, он по-особому ощущает мир, тонко чувствует и даже может передать свои ощущения.

У. Какие слова отмечены? Может кто-то знает их значение?

2. Работа по толковому словарю с выделенными словами.

3. Ответы на вопросы. Разбор сюжета сказки.

- Осуждаете ли Барсука за то, что он украл стихи? (С одной стороны, красть нехорошо. С другой это особая кража: барсук крадет не еду, не вещь, а нечто, относящееся к миру духовного богатства, нравственных ценностей (миру поэзии, литературы, искусства).)

-Почему после чтения стихов Барсук бьёт себя лапами по животу? (От восторга!)

-Найдите в тексте отрывки, в которых говорится о его реакции на стихи. (В розовых рамках)

-Умеет ли барсук передавать своё чувство окружающим? Кому именно? (В жёлтой рамке)

-Как реагируют насекомые? В какой сказке такое проявление восторга встречается?

-Приходилось ли вам чувствовать нечто такое в своей жизни? (Восторг, восхищение.)

-Чем восхищается Барсук?

-Почему люди простили Барсука? (Из уважения к его эстетическим переживаниям, к его чувству прекрасного. Барсук любил стихи, умел наслаждаться ими и ценить поэзию.)

4. Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Что ж, давайте отдыхать.
Предлагаю вам усталость
Упражнениями снять.

5. Творческая мастерская. (если останется время)

У. А вы любите стихи? Так же как барсук? Представьте, что наш класс Чайный Домик. Есть что-то такое, чем можно любоваться в нашем классе? (ваза с голыми ветками и один желтый листок, желтые листья…) Попробуем сочинить хокку?

Творческая работа учащихся: высказывания о ветке, о листе, восхищение красотой желтого листа, коллективное сочинение стихотворения из трех строчек.
Желтый листок
на голой ветке,
как солнце освещает мой дом.

Осенние листья

Под моими ногами,

Как солнца осколки.

Последний цветок орхидеи,

Ты остался один

В ожидании зимы.

6. Итог урока.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор? (Японский народ)

- Чему учит сказка? Японская поэзия и проза помогают нам чувствовать и понимать прекрасное. Учат беречь все живое, жалеть все живое, потому что жалость - великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком.

Японские поэты повторяют вновь и вновь: всматривайтесь в привычное – увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое, всматривайтесь в простое – и увидите сложное, всматривайтесь в малое и увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо. Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хайку, воспевающая человечность в Природе.   

Наблюдательный человек постепенно всё больше и больше развивает свой глаз (им он видит красоту), а потом глазу всё больше и больше явлений представляется интересными и замечательными. Глаз связан с сердцем и душой и если мы будем стараться тренировать свой глаз и душу, мир постепенно откроется как очень разнообразный и прекрасный.

-Чем запомнился вам урок? Спасибо за интересную работу.

7. Дифференцированное домашнее задание ( выбрать задание по желанию)

1.Сочинить хокку по начальной строке: «Снег выпал первый …»

2.Нарисовать иллюстрацию к выбранному хокку из хрестоматии

3.Перечитать сказку и ответить еще раз на вопросы

infourok.ru

Читать онлайн страница 82

А вот что случилось в другой раз. Дождался барсук ночи потемнее, влез на дерево, вытянул вперед лапу-ветку с призрачной луной и поджидает путников. Вот наконец показался на дороге один путник. Увидел он призрачную луну и прошептал сквозь зубы:

- Эге, господин барсук! Ты думаешь меня обморочить. Не выйдет! Я сам славно тебя проведу.

Этот путник был человек бывалый и слышал не раз про барсучьи проказы. Барсук старался вовсю. Луна у него так и сверкала, так и горела над темной изогнутой веткой.

Вдруг прохожий сказал:

- Что-то здесь неладно. Луна в это время должна стоять ниже.

Барсук, услышав это, спохватился, и луна вдруг нырнула вниз.

- И опять не то, - громко говорит прохожий. - Сейчас она стоит уж слишком низко. Отчего это, хотел бы я знать?

Вдруг луна взлетела вверх.

- Чудеса! А теперь съехала куда-то в сторону. Ведь она была правее.

Еще больше растерялся барсук. Вытянул он луну-ветку, сколько мог дальше и не удержался, кувырком слетел с дерева.

Убежал барсук опрометью в чащу, а прохожий, посмеиваясь, пошел опять своей дорогой.

152. Одураченный барсук

В старину, в далекую старину в горах водилось множество барсуков. Возле одной деревни обитал на горном перевале один проказливый барсук. Часто он появлялся перед прохожими в образе великана и навел страх на всю деревню.

В той деревне жил Санкити, погонщик лошадей, на диво смышленый мальчик. Про него шел слух, будто он один не был ни разу одурачен барсуком, когда ходил через перевал. И в самом деле, Санкити даже ночью в горах ничего не боялся.

Однажды жители деревни стали просить Санкити усмирить барсука. Санкити согласился и попросил три рыбы-иваси. Привязал он их к веревке и пошел к перевалу. Только Санкити поднялся на вершину, как вдруг из кустов выглянул барсук:

- Санкити-са, Санкити-са, не дашь ли ты мне этих иваси?

- А-а, барсук! Что ж, пожалуй, дам. Но ты, говорят, мастер превращаться. Давай будем состязаться. Если победишь меня, получай иваси.

- Как, Санкити, разве ты тоже умеешь превращаться?

- Еще как, велика хитрость! Это для меня плевое дело.

- Ну, раз так, давай состязаться.

- Ладно. Ты, барсук, начинай первым.

Барсук обрадовался. Он решил оборотиться великаном и как следует напугать мальчика. Хлопнул себя по голове - пон! - и стал великаном.

- Что, Санкити, страшно тебе? - спросил барсук.

- Ха, подумаешь! Самый обыкновенный великан. Невидаль какая! Вон на той горе барсуки делают то же самое. А вот превратиться во что-нибудь маленькое - это куда похитрее. Например, можешь ли ты стать блохой, а?

Барсук сразу принял свой прежний образ.

- Блохой? Такой, что ли? - Он поймал у себя на груди блоху и показал мальчику.

- Вот, вот. Трудновато тебе стать такой крохотулей.

- Увидишь. Сейчас превращусь в блоху, - барсук хлопнул себя по голове - пон! - и вдруг пропал из виду.

- Санкити, я тут, я тут. Видишь ли ты меня?

- Не разгляжу что-то. Прыгни мне на ладонь, тогда увижу.

И тут на ладонь Санкити прыгнула маленькая блошка.

Санкити вмиг поймал ее и зажал между ногтями.

Испугался барсук и взмолился дрожащим голоском:

- Спасите, пощадите!

Санкити заставил барсука поклясться, что он не будет больше пугать людей, и отпустил на свободу.

Так рассказывают.

153. Барсук - любитель стихов

В старину под верандой дома Идзумия в городе Комацу жил барсук. Хозяин этого дома очень любил хокку. В ясные осенние ночи он, бывало, раздвинет сёдзи в комнате для занятий. А комната эта глядела прямо в сад. Читает хозяин громким голосом любимые стихи, попивает вино и любуется светлой луной. А барсук притаится внизу - и слушает, слушает…

Как-то хозяин получил из Эдо от своего друга - поэта Сюкановое стихотворение:

О цветы орхидей!
Как торжественно-величаво
Вы раскрылись в тиши.

Хозяин переписал эти строки красивым почерком на длинном листе бумаги и несколько раз прочел вслух, но в это время его пригласили в гости, и, уходя, он забыл второпях листок со стихами на столе. Только хозяин ушел, как барсук пробрался в комнату, схватил листок и побежал в сад. Положив драгоценный листок под сосной, барсук стал глядеть на полную луну. И вдруг, надув свой толстый живот, давай от восторга колотить по нему лапами, как по барабану, так что гул пошел кругом.

На другое утро хватился хозяин, что листок со стихами пропал. Обыскал он и дом и сад - нет нигде, да и только! Вспыхнул он от гнева, как огонь:

- Кто украл листок с моего стола, сознавайтесь!

Все домашние в один голос отвечали:

- Не видели мы никакого листка и знать ничего не знаем!

А у хозяина был проказливый сынок.

- Значит, это ты, и никто другой! - закричал на него отец. - Больше некому. И не смей отпираться, озорник! Сейчас же неси сюда листок, а не то я тебя так проучу, что надолго запомнишь.

И решил тогда мальчик подкараулить вора, чтобы оправдаться перед отцом. Каждый вечер он прятался в засаду возле веранды, но вор все не показывался. Так прошло несколько дней. Вдруг мальчик видит: выбежала из кабинета какая-то черная тень и бросилась в сад. Выглянул мальчик из-за столба. Что за чудо? Да ведь это барсук, и в зубах у него листок. Вот, значит, кто стихи таскает!

А барсук положил листок у подножия сосны и начал что-то бубнить себе под нос, словно трудные знаки разбирает. А потом давай надуваться, да как застучит по своему животу, будто по барабану! И сразу, как по команде, запели, зазвенели, застрекотали в саду все сверчки и цикады - ни дать ни взять целый оркестр заиграл.

Мальчик позвал отца. Пришел отец и видит: барсук-то не первый попавший листок стащил, а тот, что со стихами.

- Значит, и барсук может любить стихи! - воскликнул хозяин. - Кто бы подумал! - И он оставил листок со стихами барсуку - любителю поэзии.

154. Барсуки-музыканты

Давно-давно это случилось в Сёсэйдзи - Храме свидетельства истины, что стоит возле гавани Кисарацу. Тогдашний настоятель был человек великой учености и сверх того очень любил играть на сямисэне. В огромном храме даже днем было сумрачно - музыка помогала коротать вечера.

Однажды глубокой осенней ночью вдруг что-то разбудило настоятеля. Со двора доносился гул множества голосов. "Сейчас будто не время собираться людям", - подивился настоятель, встал с постели и начал потихоньку глядеть в щелку двери. Нет ни души. Только сверкает лунный свет на мокрых от росы травах и цикады без устали стрекочут в густых зарослях. "Значит, почудилось мне. Но все же странно…"

Настоятель решил, что у него в ушах шумело, и снова лег почивать. Но только задремал, как опять зазвучало множество голосов. Он стал прислушиваться, не вставая с постели, а шум все ближе, все громче, словно целая толпа к храму валит. "Удивительное дело!" - подумал настоятель. На его памяти такого еще не бывало. Слушал он, слушал и вдруг понял: это не простой шум, можно различить ритм и мелодию.

Музыка звучит уже у самого окна. "А-а, это деревенская молодежь затеяла ночью веселье. Нет на них угомону!" Настоятель встал и снова поглядел в щелку двери. "Как! Да ведь это барсуки! Барсуки!" - Настоятель так и замер от испуга.

Посреди храмового двора, покрытого росой, собрались большие барсуки и малые барсучата числом не менее сотни. Ходят они длинной вереницей и бьют себя по надутым животам, словно стучат в барабаны. Дуют в камышовые дудки и свистульки из древесных листьев. А иные барсуки под эту музыку даже в пляс пустились.

Настоятель молча глядел во все глаза.

Но вот барсуки хором грянули песню:

В храме Сёсэйдзи
Пэнпэкопэн.
А мы - барсуки
Дондокодон.
В храме Сёсэйдзи
Пэнпэкопэн.
А мы - барсуки
Дондокодон.

Спели они эту песню несколько раз и пошли водить хоровод вокруг храма, играя на флейтах и стуча в барабаны - свои надутые животы.

Перепуганный настоятель понемногу пришел в себя: "Ха-ха, а ведь барсуки - отличные музыканты. Песенка у них очень хороша" - и начал тихонько напевать про себя:

В храме Сёсэйдзи
Пэнпэкопэн.
А мы - барсуки
Дондокодон.

Понемногу он увлекся, стал петь все громче и громче и наконец запел в полный голос. Даже в лад песне постукивал по двери и притоптывал ногой. Словом, настоятель, развеселившись, присоединился к музыкантам, но барсуки, ничуть этому не удивляясь, кружились в хороводе и все больше входили в раж.

Настоятель заводил песню:

В храме Сёсэйдзи
Пэнпэкопэн.

В ответ гремел хор:

А мы - барсуки
Дондокодон.

Но вот настоятель вышел на веранду, и началось состязание, кто кого перепоет. Но только пропели первые петухи в деревне, как барсуки мигом куда-то исчезли.

На другую ночь снова пришли большие барсуки и малые барсучата. Настоятель поджидал их с радостью. Опять зазвучал оркестр из флейт и барабанов и настоятель вступил в состязание. Барсуки еще больше наддали жару.

То ли у настоятеля было железное терпение, то ли у барсуков крепкая кожа на животах, но песням, казалось, конца не будет.

dom-knig.com

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Конспект урока "Барсук - любитель стихов"

 

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

по теме «Барсук – любитель стихов»

                                                                                                                               

Разработала  и провела

                                                                    учитель начальных классов                                                                                        МКОУ СОШ №7

 пос. Советское Руно        

 Ипатовского района

Ставропольского края

                         Свечкарева Людмила Васильевна

2012 – 2013 учебный год                                                                                    

Тема: Барсук – любитель стихов

Цель урока: формирование  читательской компетенции и умение анализировать текст.

Задачи:

- знакомство с историей и традициями Японии, с малой поэтической формой  хокку;

-формирование УУД: поиск и выделение необходимой информации из словаря хрестоматии, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение сотрудничать со сверстниками и учителем,  формирование нравственных качеств.                                                                                                                                                                                                                                                      

Оборудование: компьютер, учебник «Литературное чтение» часть 1(Н.А.Чуракова), иллюстрированный словарь в хрестоматии по окружающему миру(О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова).

Планируемые результаты урока

Личностные: 

проявлять:

- интерес к чтению произведений зарубежной литературы;

- интерес к самостоятельному общению с книгой;

- интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Познавательные УУД:

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для анализа произведения;

- анализировать содержание  иллюстрации;

- пользоваться словарями;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- осуществлять самооценку   и  взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные УУД:

- формулировать высказывания, используя термины;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в  группе;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

- читать осознанно и выразительно;

- работать с текстом: описывать героя, его характер, поступки;

- составлять словесный портрет литературного героя;                                                                                                                             - высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты: (история, окружающий мир)

- познакомится  с историей и традициями Японии;                                                                                                                      - узнают интересные факты  о цветах  и насекомых.

Технологическая карта урока

     Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.    Формирование  

групп

- По цвету жетона найдите свою группу

Объединяются в группы

Личностные: самооценка готовности к уроку

2.    Актуализация  знаний.

-Какой раздел мы изучаем по литературному чтению?

-Объясните значение фразы - «Настоящее и ненастоящее богатство»

Отвечают на вопросы.

Регулятивные:  умение

выполнять учебное задание в соответствии с целью.

3.Постановка учебной задачи

- Вы любите путешествовать?

Дружок, нас с тобой путешествие ждёт.                                           В страну, где румяное солнце встаёт.                        Увидим на улице, а не в кино,                                 Людей, что спешат по делам в кимоно.                                  Традиции древние нас поразят,                                                  И то, как их бережно все здесь хранят.                              Цветущая вишня, бамбук и сосна.                                                   В стране этой чтятся во все времена.                                           Здесь воин отважный составить готов,                              Как девочки наши, букет из цветов.                                                 Нам часто придётся вовсю удивляться,                                  Скорей собирайся, пора отправляться.                                 -Хотите научиться сочинять хокку?

Отвечают на вопросы и формулируют тему урока.

Познавательные: умение формулировать тему и цель урока.

   4.Знакомство с историей и       традициями Японии.

-  На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной  восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон. Это Япония.                                                                        Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны - золотая хризантема – тоже символ солнца.               Расположена Япония  на 3900 островах и островках. Четыре главных острова Японии самые крупные из всех – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. На самом большом острове Хонсю находится главный город – Токио.                                                                                                      На большей части всех островов высятся крутые горы. Самая высокая – Потухший вулкан Фудзияма. Эта гора считается  священной.                                                                         В сегодняшней Японии живёт около  130 миллион человек. Большая часть населения проживает  в городах. Но в горных районах сохранилось немало традиционных японских жилищ из дерева, бамбука, бумаги. Обычная хижина – одноэтажное здание, внутри нет мебели, пол покрыт циновками из рисовой соломы. На полу сидят, когда обедают, там же спят, подстелив под себя специальные матрасы.  Жители страны очень любят красоту нетронутой природы  и стараются сохранить её. Самые любимые деревья – цветущая вишня и вечнозелёная сосна. Старое часто соседствует  с новым. В школах изучают иностранные языки, но не забыто и древнее искусство письма. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов. С ними мы скоро познакомимся.                    Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек, не вилками, а палочками.   Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно («вещь для носки»).  Есть специальные дома, которые называются Чайными домами. Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Домик совершенно пустой. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре . Украшением служит ваза или свиток.                                                                В Чайном домике проводится чайная церемония – определённый ритуал, когда готовится зелёный чай (хозяин взбивает измельчённый в порошок зелёный чай с кипятком специальным венчиком, разливает по чашкам, раздаёт друзьям).                                            Чашки глиняные, у каждой своя форма. На чайной церемонии принято рассматривать свои чашки, пить чай маленькими глотками, читать стихи, поддерживать беседу, рассматривать вазу или свиток.                                                                       Уже в школе дети учатся любоваться  увиденным, есть специальные уроки – уроки любования.  На этих же уроках пишут стихи любования – хокку (хайку) .                                    -Вспомните хокку, с которой вы познакомились на прошлом уроке.

Мы продолжаем  уроки любования.

Слушают рассказ учителя и смотрят презентацию.

Рассказывают хокку:

 Вот выплыла луна.

 И самый мелкий кустик

На праздник приглашен.

Метапредметные:  ознакомление с Японией, её традициями и культурой.

5.   Словарная работа

- Найдите в иллюстрированном словаре и объясните  значение слов: хризантема, пион, орхидея, сверчки, цикады.

Работают с иллюстрированным словарем

Познавательные: поиск информации.

6.    Работа с текстом

-Откройте учебник на странице 99.

Читают по цепочке

Предметные:

умение  читать осознанно и выразительно,

работать с текстом. Личностные: умение  проявлять

интерес к чтению произведений зарубежной литературы и

 интерес к самостоятельному общению с книгой.

7.Анализ прочитанного текста

-Ты осуждаешь барсука за то, что он украл листочки со стихами?                                                                                                -Почему после чтения стихов барсук бьет себя лапами по животу?                                                                                                   -Умеет ли барсук передать свое чувство окружающим? Кому именно?                                                                                  -Как можно назвать подобные чувства?                          -Приходилось ли тебе хоть раз испытывать похожее чувство?                                                                                                     -Почему люди простили барсука?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и аргументируют его.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, составлять словесный портрет литературного героя,                                                                                                                         высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

8.Ознакомление с секретами хокку

-Сможете обнаружить секреты хокку?                              Задание первой группе:                                                                 Падает первый снег.                                                                  Я бы насыпал его на поднос,                                                         Всё бы глядел да глядел. (Кикаку)                                 Задание второй группе:                                                                       На луну загляделись…                                                              Наконец-то мы можем вздохнуть!                         Мимолетная тучка. (Басё)                                                                            Задание третьей группе:                                                                    Я к цветущим вишням плыву,                                            Но застыло весло в руках:                                                                   Ивы на берегу! (Басё)

Работают в группах

Коммуникативные: умение вступать в диалог, сотрудничать, высказывать свое мнение и аргументировать его, уважительно относиться к мнению партнеров, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

9.  Афиширование   результатов

-Поделитесь секретами хокку.                                                             -Сделайте вывод о секретах хокку.

Представители от каждой группы рассказывают о секретах  хокку.                          Делают вывод: секрет хокку – видеть красоту в простом.

Личностные: умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

10.Творческая работа

-А вы любите стихи? Так же как барсук?                         -Представьте, что наш класс Чайный Домик. Есть что-то такое, чем можно любоваться в нашем классе? (ваза с голыми ветками и один желтый листок, желтые листья…)                                                                                                -Попробуйте  сочинить хокку.

Работа в группах.                          Сочиняют хокку.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, сотрудничать, высказывать свое мнение и аргументировать его, уважительно относиться к мнению партнеров, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

11.Афиширование результатов

- Поделитесь со всеми тем, что получилось

Представители от каждой группы озвучивают свои хокку.

Коммуникативные:  умение владеть монологической и диалогической формами речи.

12. Рефлексия

Итог урока

- С какой страной мы сегодня познакомились?

- Что изображено на флаге и гербе этой страны?

- Что узнали о культуре этой страны?

- Как называется праздничная одежда японцев?

-Как называется домик, в котором японцы любят размышлять о жизни?

- Как называются стихи, которые японцы сочиняют?

-Вам понравились хокку? А почему, ведь вы же не японцы?                                                                        -Действительно у народов всего единый круг ценностей: всем людям нравится цветущая вишня или золотая хризантема, всем нравится нежная бабочка, севшая на цветок. В России также любят и ценят природу, красоту, как и в Японии.

Я вам желаю научиться видеть красоту простом,  уметь любоваться  всем, что нас окружает.

Отвечают на вопросы.

 Метапредметные: применение новых знаний в жизненной ситуации.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: урок литературного чтения по теме "Барсук-любитель стихов" 2 класс

Урок по теме « Таинственный мир Японии.   

Японская сказка Барсук- любитель стихов»

Цели урока

  1. учить детей ориентироваться в тексте, находить в нем нужные места, опираясь пока на маркировку цветом;
  2. приучать детей все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя — только это позволит им глубоко их переживать. (На материале японской сказки «Барсук — любитель стихов».)
  3. продолжить знакомство детей с такой малой поэтической формой, как хокку,   или хайку;
  4. создать ощущение, что у народов мира – единый круг ценностей: в России так же любят и ценят природу, как и в Японии; 
  5. развивать умение бегло читать, слушать, вникать в слушаемое, выбирать объект для наблюдения,

Задачи урока:

  1. обсудить с детьми такую нравственную проблему: осуждать ли барсука за то, что он крал листочки со стихами?
  2. в конце урока подвести детей к выводу, что люди простили барсука из уважения к его эстетическим переживаниям, к его чувству прекрасного (на языке школьника это прозвучит по-другому: барсук любил стихи; барсук умел наслаждаться стихами; барсук умел ценить поэзию и т.п.)

Оборудование: картинки с видом Японии, толковый словарь в учебнике  «Русский язык» (УМК «Перспективная начальная школа», М.Л,Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова, Русский язык, с.98).

Ход урока.

1.        Организационный момент.

2.        Постановка  темы и целей. Дети читают стихи:

    Д.   Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не в кино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

Традиции древние нас поразят,

И то, как их бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтятся во все времена.

 

Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придётся вовсю удивляться,

Скорей собирайся, пора отправляться.

3. Актуализация знаний

У. -  На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной  восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон. Это Япония.

Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны - золотая хризантема – тоже

символ солнца.

Расположена Япония  на 3900островах и островках. Четыре главных острова Японии самые крупные из всех – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. На самом большом острове Хонсю находится главный город – Токио.

     На большей части всех островов высятся крутые горы. Самая высокая – Потухший вулкан Фудзияма. Эта гора считается  священной.  

      В сегодняшней Японии живёт около  130 миллион человек. Большая часть населения проживает  в городах. Но в горных районах сохранилось немало традиционных японских жилищ из дерева, бамбука, бумаги. Обычная хижина – одноэтажное здание, внутри нет мебели, пол покрыт циновками из рисовой соломы. На полу сидят, когда обедают, там же спят, подстелив под себя специальные матрасы.  

 Жители страны очень любят красоту нетронутой природы  и стараются сохранить её. Самые любимые деревья – цветущая вишня и вечнозелёная сосна.

 Старое часто соседствует  с новым. В школах изучают иностранные языки, но не забыто и древнее искусство письма. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов. С ними мы скоро познакомимся.

 Д.   Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек, не вилками, а палочками.(Демонстрирует палочки.)

  Д.    Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно («вещь для носки»).

Д.   Есть специальные дома, которые называются Чайными домами.

 Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Домик совершенно пустой. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре . Украшением служит ваза или свиток.

 

Д.    В Чайном домике проводится чайная церемония – определённый ритуал, когда готовится зелёный чай (хозяин взбивает измельчённый в порошок зелёный чай с кипятком специальным венчиком, разливает по чашкам, раздаёт друзьям). Чашки глиняные, у каждой своя форма. На чайной церемонии принято рассматривать свои чашки, пить чай маленькими глотками, читать стихи, поддерживать беседу, рассматривать вазу или свиток.

 У.  Уже в школе дети учатся любоваться  увиденным, есть специальные уроки – уроки любования.  На этих же уроках пишут стихи любования – хокку (хайку) . Вспомните хокку.

  Вот выплыла луна.

 И самый мелкий кустик

На праздник приглашен.

Мы продолжаем  уроки любования.

4. Работа по теме урока.

 1. Работа с текстом.  (Учебник литературного чтения  автор Чуракова Н.А )

Чтение цепочкой по цветовой отметке.

У.  Вспомните, кто нас встретил в чайном домике? Гостеприимный Барсук. Что он любил делать?

 Читаем сказку про предков нашего барсука  по цветовой  отметке.

У.   Какие слова отмечены? Может кто-то знает их значение?

2. Работа по  толковому словарю с выделенными словами.

 3.   Ответы на вопросы. Разбор сюжета сказки.

- Осуждаете ли Барсука за то, что он украл стихи?

-Почему после чтения стихов Барсук бьёт себя лапами по животу?

-Приходилось ли вам чувствовать нечто такое в своей жизни?(Восторг, восхищение.)

-Чем восхищается Барсук ?

-Почему люди простили Барсука?

5. Творческая мастерская.

У. А вы любите стихи? Так же как барсук? Представьте, что наш класс Чайный Домик. Есть что-то такое, чем можно любоваться в нашем классе? (ваза с голыми ветками и один желтый листок, желтые листья…) Попробуем сочинить хокку?

Творческая работа учащихся: высказывания о ветке, о листе, восхищение красотой желтого листа, коллективное сочинение стихотворения из трех строчек.

Желтый листок
на голой ветке,
как солнце освещает мой дом.

Осенние листья

Под моими ногами,

Как солнца осколки.

Последний цветок орхидеи,

Ты остался один

В ожидании зимы.

8. Итог урока.

-Чем запомнился вам урок? Спасибо за интересную работу.

9. Домашнее задание. Перечитать сказку, нарисовать иллюстрации, попробовать сочинить хокку.

nsportal.ru

rrulibs.com : Детское : Сказка : БАРСУК — ЛЮБИТЕЛЬ СТИХОВ : читать онлайн : читать бесплатно

БАРСУК — ЛЮБИТЕЛЬ СТИХОВ

В старину под верандой дома Идзумия́ в городе Кома́цу[40] жил один барсук.

Хозяин этого дома очень любил хо́кку[*]. В ясные осенние ночи он, бывало, раздвинет рамы сёдзи в комнате для занятий. А комната эта глядела прямо в сад. Читает хозяин громким голосом любимые стихи, попивает вино и любуется светлой луной. А барсук притаится внизу и слушает, слушает...

Как-то раз хозяин получил из Эдо от своего друга — поэта Сюка́[41] новое стихотворение:


О цветы орхидей!
Как торжественно-величаво
Вы раскрылись в тиши.

Хозяин переписал эти строки красивым почерком на тандза́ку[*] и несколько раз прочел вслух, но в это время его пригласили в гости, и, уходя, он забыл второпях листок со стихами на столе. Только хозяин ушел, как барсук пробрался в комнату, схватил тандзаку и побежал в сад. Положив драгоценный листок под сосной, барсук стал глядеть на полную луну. И вдруг, надув свой толстый живот, давай колотить от восторга по нему лапами, как по барабану, так что гул пошел кругом...

На другое утро хватился хозяин, что листок со стихами пропал. Обыскал он и дом, и сад, нет нигде, да и только! Вспыхнул он от гнева, как огонь:

— Кто украл тандзаку с моего стола, сознавайтесь!

Все домашние в один голос отвечали:

— Не видели мы никакого тандзаку и знать ничего не знаем!

А у хозяина был проказливый сынок.

— Значит, это ты, и никто другой! — закричал на него отец.— Больше некому. И не смей отпираться, озорник! Сейчас же неси сюда тандзаку, а не то я так тебя проучу, что надолго запомнишь.

И решил тогда мальчик подкараулить вора, чтобы оправдаться перед отцом. Каждый вечер он прятался в засаду возле веранды, но вор все не показывался.

Так прошло несколько дней.

Вдруг видит он: выбежала из кабинета какая-то черная тень и бросилась в сад. Выглянул мальчик из-за столба. Что за чудо, да ведь это барсук, и в зубах у него тандзаку. Вот, значит, кто стихи таскает.

А барсук положил листок бумаги у подножья сосны и начал что-то бубнить себе под нос, словно трудные знаки разбирает. А потом давай надуваться, да как застучит по своему животу, будто по барабану!

И сразу, как по команде, запели, зазвенели, застрекотали в саду все сверчки и цикады — ни дать ни взять целый оркестр заиграл.

Мальчик позвал отца. Пришел отец и видит: барсук-то не первый попавшийся листок бумаги стащил, а тандзаку со стихами.

— Значит, и барсук может любить стихи,— воскликнул хозяин.— Кто бы подумал! — И он оставил листок со стихами барсуку — любителю поэзии.

rulibs.com

Барсук — любитель стихов 🎈- Японские сказки

В старину под верандой дома Идзумия в городе Комацу жил один барсук.

Хозяин этого дома очень любил хокку. В ясные осенние ночи он, бывало, раздвинет рамы сёдзи в комнате для занятий. А комната эта глядела прямо в сад. Читает хозяин громким голосом любимые стихи, попивает вино и любуется светлой луной. А барсук притаится внизу и слушает, слушает…

Как-то раз хозяин получил из Эдо от своего друга — поэта Сюка новое стихотворение:

О цветы орхидей!

Как торжественно-величаво

Вы раскрылись в тиши.

Хозяин переписал эти строки красивым почерком на тандзаку и несколько раз прочел вслух, но в это время его пригласили в гости, и, уходя, он забыл второпях листок со стихами на столе. Только хозяин ушел, как барсук пробрался в комнату, схватил тандзаку и побежал в сад. Положив драгоценный листок под сосной, барсук стал глядеть на полную луну. И вдруг, надув свой толстый живот, давай колотить от восторга по нему лапами, как по барабану, так что гул пошел кругом…

На другое утро хватился хозяин, что листок со стихами пропал. Обыскал он и дом и сад, нет нигде, да

и только! Вспыхнул он от гнева, как огонь:

— Кто украл тандзаку с моего стола, сознавайтесь!

Все домашние в один голос отвечали:

— Не видели мы никакого тандзаку и знать ничего не знаем!

А у хозяина был проказливый сынок.

— Значит, это ты, и никто другой! — закричал на него отец.— Больше некому. И не смей отпираться, озорник! Сейчас же неси сюда тандзаку, а не то я так тебя проучу, что надолго запомнишь.

И решил тогда мальчик подкараулить вора, чтобы оправдаться перед отцом. Каждый вечер он прятался в засаду возле веранды, но вор все не показывался.

Так прошло несколько дней.

Вдруг видит он: выбежала из кабинета какая-то черная тень и бросилась в сад. Выглянул мальчик из-за столба. Что за чудо, да ведь это барсук, и в зубах у него тандзаку. Вот, значит, кто стихи таскает.

А барсук положил листок бумаги у подножия сосны и начал что-то бубнить себе под нос, словно трудные знаки разбирает. А потом давай надуваться, да как застучит по своему животу, будто,по барабану!

И сразу, как по команде, запели, зазвенели, застрекотали в саду все сверчки и цикады — ни дать ни взять целый оркестр заиграл.

Мальчик позвал отца. Пришел отец и видит: барсук-то не первый попавшийся листок бумаги стащил, а тандзаку со стихами.

— Значит, и барсук может любить стихи,— воскликнул хозяин.— Кто бы подумал! — И он оставил листок со стихами барсуку — любителю поэзии.

kazka.ru

Сказка Барсук – любитель стихов ❤️

В старину под верандой дома Идзумия в городе Комацу жил один барсук.

Хозяин этого дома очень любил хокку. В ясные осенние ночи он, бывало, раздвинет рамы седзи в комнате для занятий. А комната эта глядела прямо в сад. Читает хозяин громким голосом любимые стихи, попивает вино и любуется светлой луной. А барсук притаится внизу и слушает, слушает…

Как-то раз хозяин получил из Эдо от своего друга – поэта Сюка новое стихотворение:

О цветы орхидей!

Как торжественно-величаво

Вы раскрылись в тиши.

Хозяин переписал эти строки красивым почерком на тандзаку и несколько раз прочел вслух, но в это время его пригласили в гости, и, уходя, он забыл второпях листок со стихами на столе. Только хозяин ушел, как барсук пробрался в комнату, схватил тандзаку и побежал в сад. Положив драгоценный листок под сосной, барсук стал глядеть на полную луну. И вдруг, надув свой толстый живот, давай колотить от восторга по нему лапами, как по барабану, так что гул пошел кругом…

На другое утро хватился хозяин, что листок со стихами пропал. Обыскал он и дом и сад, нет нигде, да и только! Вспыхнул

он от гнева, как огонь:

– Кто украл тандзаку с моего стола, сознавайтесь!

Все домашние в один голос отвечали:

– Не видели мы никакого тандзаку и знать ничего не знаем!

А у хозяина был проказливый сынок.

– Значит, это ты, и никто другой! – закричал на него отец.- Больше некому. И не смей отпираться, озорник! Сейчас же неси сюда тандзаку, а не то я так тебя проучу, что надолго запомнишь.

И решил тогда мальчик подкараулить вора, чтобы оправдаться перед отцом. Каждый вечер он прятался в засаду возле веранды, но вор все не показывался.

Так прошло несколько дней.

Вдруг видит он: выбежала из кабинета какая-то черная тень и бросилась в сад. Выглянул мальчик из-за столба. Что за чудо, да ведь это барсук, и в зубах у него тандзаку. Вот, значит, кто стихи таскает.

А барсук положил листок бумаги у подножия сосны и начал что-то бубнить себе под нос, словно трудные знаки разбирает. А потом давай надуваться, да как застучит по своему животу, будто, по барабану!

И сразу, как по команде, запели, зазвенели, застрекотали в саду все сверчки и цикады – ни дать ни взять целый оркестр заиграл.

Мальчик позвал отца. Пришел отец и видит: барсук-то не первый попавшийся листок бумаги стащил, а тандзаку со стихами.

– Значит, и барсук может любить стихи,- воскликнул хозяин.- Кто бы подумал! – И он оставил листок со стихами барсуку – любителю поэзии.

pro-skazki.ru

rrulibs.com : Детское : Сказка : БАРСУК — ЛЮБИТЕЛЬ СТИХОВ : читать онлайн : читать бесплатно

БАРСУК — ЛЮБИТЕЛЬ СТИХОВ

В старину под верандой дома Идзумия́ в городе Кома́цу[40] жил один барсук.

Хозяин этого дома очень любил хо́кку[*]. В ясные осенние ночи он, бывало, раздвинет рамы сёдзи в комнате для занятий. А комната эта глядела прямо в сад. Читает хозяин громким голосом любимые стихи, попивает вино и любуется светлой луной. А барсук притаится внизу и слушает, слушает...

Как-то раз хозяин получил из Эдо от своего друга — поэта Сюка́[41] новое стихотворение:


О цветы орхидей!
Как торжественно-величаво
Вы раскрылись в тиши.

Хозяин переписал эти строки красивым почерком на тандза́ку[*] и несколько раз прочел вслух, но в это время его пригласили в гости, и, уходя, он забыл второпях листок со стихами на столе. Только хозяин ушел, как барсук пробрался в комнату, схватил тандзаку и побежал в сад. Положив драгоценный листок под сосной, барсук стал глядеть на полную луну. И вдруг, надув свой толстый живот, давай колотить от восторга по нему лапами, как по барабану, так что гул пошел кругом...

На другое утро хватился хозяин, что листок со стихами пропал. Обыскал он и дом, и сад, нет нигде, да и только! Вспыхнул он от гнева, как огонь:

— Кто украл тандзаку с моего стола, сознавайтесь!

Все домашние в один голос отвечали:

— Не видели мы никакого тандзаку и знать ничего не знаем!

А у хозяина был проказливый сынок.

— Значит, это ты, и никто другой! — закричал на него отец.— Больше некому. И не смей отпираться, озорник! Сейчас же неси сюда тандзаку, а не то я так тебя проучу, что надолго запомнишь.

И решил тогда мальчик подкараулить вора, чтобы оправдаться перед отцом. Каждый вечер он прятался в засаду возле веранды, но вор все не показывался.

Так прошло несколько дней.

Вдруг видит он: выбежала из кабинета какая-то черная тень и бросилась в сад. Выглянул мальчик из-за столба. Что за чудо, да ведь это барсук, и в зубах у него тандзаку. Вот, значит, кто стихи таскает.

А барсук положил листок бумаги у подножья сосны и начал что-то бубнить себе под нос, словно трудные знаки разбирает. А потом давай надуваться, да как застучит по своему животу, будто по барабану!

И сразу, как по команде, запели, зазвенели, застрекотали в саду все сверчки и цикады — ни дать ни взять целый оркестр заиграл.

Мальчик позвал отца. Пришел отец и видит: барсук-то не первый попавшийся листок бумаги стащил, а тандзаку со стихами.

— Значит, и барсук может любить стихи,— воскликнул хозяин.— Кто бы подумал! — И он оставил листок со стихами барсуку — любителю поэзии.

rulibs.com

Тест по литературному чтению ПНШ на тему "Два барсука в японских сказказ"

Ключ к тесту

1. «Луна на ветке», «Барсук- любитель стихов»- сказки:

а) японские б) русские в) китайские

2. Барсук любил удивлять людей в произведении:

а) «Луна на ветке» б) «Барсук- любитель стихов»

3. Барсук наслаждался красотой в произведении:

а) «Луна на ветке» б) «Барсук- любитель стихов»

4. Короткое японское стихотворение, состоящее из трех строчек это:

а) сказка б) хокку в) песня г) поэма

5. Оба барсука из сказок

а) скорее обманщики, чем проказники

б) стремятся навредить человеку

в) любят и ценят красоту

г) скорее проказники, чем обманщики.

6. Обоих барсуков называют поэтами, потому что они

а) писали стихи

б) читали стихи

в) создавали и ценили красоту

7. В произведении «Луна на ветке» появилось две луны, потому что

а) барсук изображал луну б) на небе были месяц и луна в) луна отражалась от озера

Ф.И.______________________________________________

1. «Луна на ветке», «Барсук- любитель стихов»- сказки:

а) японские б) русские в) китайские

2. Барсук любил удивлять людей в произведении:

а) «Луна на ветке» б) «Барсук- любитель стихов»

3. Барсук наслаждался красотой в произведении:

а) «Луна на ветке» б) «Барсук- любитель стихов»

4. Короткое японское стихотворение, состоящее из трех строчек это:

а) сказка б) хокку в) песня г) поэма

5. Оба барсука из сказок

а) скорее обманщики, чем проказники

б) стремятся навредить человеку

в) любят и ценят красоту

г) скорее проказники, чем обманщики.

6. Обоих барсуков называют поэтами, потому что они

а) писали стихи

б) читали стихи

в) создавали и ценили красоту

7. В произведении «Луна на ветке» появилось две луны, потому что

а) барсук изображал луну б) на небе были месяц и луна

в) луна отражалась от озера

infourok.ru

Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Презентация к уроку " Барсук-любитель стихов"

Слайд 1

С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать. Начинаем урок !

Слайд 2

Дружок, нас с тобой путешествие ждёт. В страну, где румяное солнце встаёт. Увидим на улице, а не в кино, Людей, что спешат по делам в кимоно. Традиции древние нас поразят, И то, как их бережно все здесь хранят. Цветущая вишня, бамбук и сосна. В стране этой чтятся во все времена. Здесь воин отважный составить готов, Как девочки наши, букет из цветов. Нам часто придётся вовсю удивляться, Скорей собирайся, пора отправляться

Слайд 3

ЯПОНИЯ- Страна восходящего солнца

Слайд 4

Символы Японии Солнце изображено на флаге Японии Герб страны - золотая хризантема – тоже символ солнца.

Слайд 5

Токио-главный город Японии.

Слайд 6

Самая высокая гора – потухший вулкан Фудзияма. Эта гора считается священной.

Слайд 7

Вечнозеленая сосна

Слайд 8

Иероглифы человек карате до дзю-до

Слайд 9

Национальные костюмы- кимоно

Слайд 10

Чайные домики

Слайд 12

Тема урока: Барсук – любитель стихов. (японская сказка)

Слайд 13

Барсук

Слайд 14

Словарная работа Откройте иллюстрированный словарь, найдите и объясните значение слов: орхидея, пион, сверчок, цикада.

Слайд 15

Орхидеи

Слайд 16

Секреты хокку Видеть красоту в обычных, простых вещах!

Слайд 17

Видели все на свете Мои глаза – и вернулись К вам, белые хризантемы Иссё

Слайд 18

Хризантема желтого или оранжевого цвета с 16-ю лепестками – властный символ императорского дома в Японии. В 1888 году был создан – «Орден хризантемы», которым за все время его существования было награждено только трое человек. Обложка японского паспорта украшена хризантемой. Хризантемы изображены на японских монетах.

Слайд 19

Творческая мастерская Сочинить хокку о хризантеме

Слайд 20

Рефлексия - -С какой страной мы сегодня познакомились? - Что изображено на флаге и гербе этой страны? - Что узнали о культуре этой страны? - Как называется праздничная одежда японцев? -Как называется домик, в котором японцы любят размышлять о жизни? - Как называются стихи, которые японцы сочиняют?

nsportal.ru

Урок литературного чтения "Барсук-любитель стихов"

Урок литературного чтения ( 2 класс)

Тема урока: Японская сказка « Барсук – любитель стихов»

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока :

Учить ориентироваться в тексте, высказывать свою точку зрения на различные эстетические и нравственные ситуации, связанные с героями;

Приучать детей все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя — только это позволит им глубоко их переживать.
Продолжить знакомство детей с такой малой поэтической формой.

Создать ощущение, что у народов мира – единый круг ценностей: в России так же любят и ценят природу, как и в Японии; 

Развивать умение бегло читать, слушать, вникать в слушаемое, выбирать объект для наблюдения,

Планируемые результаты

Предметные

Научиться определять мотивы поведения героев; высказывать своё отношение к главному герою сказки

Личностные УУД

Проявлять желание учиться, интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с автором. Умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Метапредметные

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации; использовать общие приёмы решения задач, анализировать информацию. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объектах. Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Регулятивные УУД

Учиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные УУД

Учиться аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Информационное обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Ответить хочешь - не шуми, 
А только руку подними. 
Учитель спросит - надо встать, 
Когда позволит сесть- то сядь. 
Ты сиди за партой стройно 
И веди себя достойно. 

2. Проверка домашнего задания

Работа с текстом. Учащиеся читают сказку по цепочке ( 99-102)

3.Определение темы урока и постановка цели урока.

Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

Мы знакомимся со сказкой "Барсук-любитель стихов". В какой стране мира зародилась это произведение?

Что Вы знаете о Японии?

Сказки еще каких народов мира Вы можете назвать?

Чему учат нас произведения этого раздела?

Чему мы будем учиться на уроке?

4.Актуализация знаний.

Вспомните, кто нас встретил в чайном домике?

Осуждаете ли Барсука за то, что он украл стихи?

Почему после чтения стихов Барсук бьёт себя лапами по животу?

Приходилось ли вам чувствовать нечто такое в своей жизни?(Восторг, восхищение.)

Чем восхищается Барсук ?

Почему люди простили Барсука?

А вы любите стихи так же как барсук?
Представьте, что наш класс Чайный Домик. Есть что-то такое, чем можно любоваться в нашем классе

5.Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Учащиеся рассматривают иллюстрации к сказке ( с.100 – 101 )

6.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Работа в тетради с.26 №19

7.Рефлексия.

Какую цель мы поставили в начале урока?

Научились ли мы секрету любования?

Чем запомнился вам урок?

Спасибо за интересную работу.

8. Домашнее задание

Перечитать сказку, нарисовать иллюстрации. Выучить отрывок наизусть.

videouroki.net


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.