Баратынский 6 класс стихи


Конспект урока по литературе на тему "Е.А. Баратынский и А.К. Толстой" (6 класс)

6 КЛАСС

Тема: Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, А.К. Толстого.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе.

Задачи урока: а) образовательная – расширить знания учащихся о Е.А. Баратынском и А.К. Толстом; закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

б) развивающая – развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов; развить навыки защиты проекта;

в) воспитательная – воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах; воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: экологическое сознание.

Метапредметные –

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Коммуникативные: учатся принимать решение и реализовывать его.

Предметные: выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Русские поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас.

2. Теоретическая разминка

В течение пяти — семи минут повторить размеры стиха, используя уже изученные в этом году поэтические произведения.

Хорей:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана...

(М.Ю. Лермонтов. « Утес»)

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля...

(Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»)

Ямб:

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там...

(И. А. Крылов. «Ларчик»)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил...

(А.С. Пушкин. «И.И. Пущину»)

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился...

(Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун

поднялся...»)

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

(А.А. Фет. «Еще майская ночь...»)

Дактиль:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною...

(М.Ю. Лермонтов. «Тучи»)

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному...

(А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит...

(Н.А. Некрасов. «Железная дорога»)

Раз у отца, в кабинете,

Саша портрет увидал...

(Н.А. Некрасов. «Дедушка»)

Амфибрахий:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой...

(А.С. Пушкин. «Узник»)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

(М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»)

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат...

(Ф.И. Тютчев. «Листья»)

Среди изученных в 6 классе стихотворений нет написанных анапестом. Для примера можно предложить одно из стихотворений А.А. Фета.

Анапест:

Только месяц взошел

После жаркого дня, —

Распустился, расцвел

Цвет в груди у меня. —

(А.А. Фет. «Только месяц взошел...»)

Ночь лазурная смотрит на скошенный луг.

Запах роз под балконом и сена вокруг...

(А.А. Фет. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...»)

3. Рассказ о жизни и творчестве Е.А. Баратынского.

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок - принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Читает стихотворение учитель. Сразу можно определить размер стиха: чередование четырехстопного и трехстопного ямба.

— Какое ощущение создает у слушателя изменение длины строки (количества стоп в строках)?

Беседа

— Если вы вспоминаете о лучших днях весны, какие картины вы представляете? Совпадает ли при этом ваше настроение с настроением, которое хотел передать нам Баратынский?

Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.

— Что особенно восхищает поэта?

Поэта особенно восхищают весной чистота воздуха, ясность, легкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.

— Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни?

Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения.

Можно вспомнить фетовское: «...Как свеж и чист твой вылетает май!», «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор».

— Какие художественные приемы использует поэт?

Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»

Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими , рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).

Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (Записывается на доске и в тетради)

Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает, что полностью сливается с природой в последней строфе:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

Обучение выразительному чтению

Можно начать коллективное чтение стихотворения, затем продолжить по строфам: каждый ученик читает по одной строфе, но так, чтобы сохранялся общий ритм и тон, не возникали ненужные паузы. Затем следует индивидуальное чтение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

А.К. Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А. Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А. Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Стихотворение читает учитель или подготовленный ученик.

— Какими вы представляете стрекоз из этого стихотворения? Что это за существа? Что в тексте настораживает нас, заставляет сомневаться в том, что на зов стрекоз стоит идти?

Современные дети читают много книг про волшебных существ, поэтому они могут легко ассоциировать стрекоз с эльфами или другими сказочными созданиями. Настораживает слово омут и фраза:

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

— Стрекозы обращаются к ребенку. Но описано ли в стихотворении, что делает ребенок? Как вы представляете себе всю картину?

Ребенок с мамой пришел летом на реку, чтобы купаться и загорать. Мама задремала, а ребенок засмотрелся на стрекоз, может быть, его тоже стало клонить в сон, и от жары ему стало казаться, что стрекозы не просто летают, но ведут таинственный хоровод и зовут его к себе:

«...Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!..»

Но мы из первой строки знаем, что действие происходит у омута, где берег обрывистый, большая глубина и дно, как правило, глинистое. Мы можем представить, что это стихотворение — первая страница волшебной сказки, которую каждый из нас сочинит в своем воображении.

Возвращаясь к теме начала занятия, определим размер стиха: трехстопный амфибрахий.

IV. Итог урока.

1. Рефлексия.

- С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Какие художественные средства мы встретили в стихотворениях?

2. Заключительное слово учителя.

Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

О жизни поэтов, с чьими именами мы познакомились, их творческом пути мы будем знакомиться в старших классах, а те, кому хочется больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать о них во вступительных статьях поэтических сборников. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.

V. Д/з. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..».

infourok.ru

Литература Евгений Абрамович Баратынский. Стихотворения «Весна, весна!...», «Чудный град…»

Описание видеоурока

Евгений Баратынский родился в 1800 году в дворянской семье Тамбовской губернии. Родители мальчика заботились о его образовании, поэтому в 5 лет Женя уже знал русскую грамоту, превосходно говорил по-французски и по-итальянски. В 15 лет Евгения отправляют в Петербург в военное учебное заведение – ПАжеский корпус, но за мальчишеские шалости исключают. Поэтому в 18 лет, чтобы получить офицерское звание, Евгений АбрАмович поступает на военную службу простым солдатом, а в Петербурге уже его знают как талантливого поэта. Баратынский был близко знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным, который восторгался его стихами. В 1820 году напечатана поэма «Пиры», принесшая Евгению славу по всей России, а солдат Баратынский в это время служит в Финляндии и пишет элегии.   

Эле́гия — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Друзья пытаются добиться офицерского звания для Баратынского, но император отказывает из-за резких высказываний в стихах. Только в 1825 году он был произведен в офицеры, но сразу же подаёт в отставку, женится на Анастасии Львовне Энгельгардт и с семьей живёт в Москве. После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. Появляются стихи одиночества, великой скорби. С 1832 года в журнале «Европеец» начинают издаваться стихотворения, проза и драма Евгения Абрамовича. Но журнал вскоре был закрыт, и сборник стихов поэта «Сумерки», изданный в 1842 году, оказался последним. В 1843 году поэт уезжает в Париж, встречается с писателями и общественными деятелями Франции, верит в будущее. Но в Неаполе он заболел и скоропостижно скончался 29 июня 1844 года. Баратынский прожил короткую жизнь, но его стихи до сих пор волнуют всех, кто чуток к русской поэзии.

Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов!
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
Это стихотворение Евгений Абрамович написал в 1830 году, когда уединился в своём загородном имении, решив посвятить себя поэзии. 
С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грёз и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». 
Но жизнь есть жизнь, бытовые мелочи отвлекают от творчества, и поэтические фантазии рассеиваются, как дым. Человек всегда из эфемерного, волшебного города мечтаний возвращается к реальной действительности.
Стихотворение написано хореем.
Хорей – двусложный размер стиха с ударением на первый слог. 
В небольшом произведении яркие метафоры передают сотканный из слов мир поэзии. Олицетворения «ветр коснется, дыханье суеты» показывают его незащищенность. 
Старославянские слова с неполногласием «град, ветр» придают торжественность мыслям лирического героя об удивительном мире грёз и фантазий. 

Музыкальностью поражает ещё одно стихотворение поэта о природе. Александру Сергеевичу Пушкину, например, больше всего нравилась пейзажная лирика Баратынского. 
 Послушайте.

 Весна, весна! Как воздух чист!
         Как ясен небосклон! 
Своей лазурию живой
         Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
         На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
         Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
         Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
         Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,
         Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
         И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
         И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
         Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
         С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
         Летает в небе с ней!

Зачем так радует её
         И солнце, и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
         На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нём
         Забвенье мысли пьёт,
Кого далёко от неё
         Он дивный унесёт!
По значению слов понятно, что это стихотворение – гимн весне. Поэт приветствует её, используя девять восклицательных предложений!
Он восхищается весенним воздухом, ясным небосклоном, облаками, которые ласкаются к солнечным лучам, ручьями, рекой, и он чувствует себя частью природы, растворяется в ней: «что с нею, что с моей душой?»  
И читатель вместе с поэтом погружается в атмосферу весеннего настроения, переживает вместе с автором его душевное состояние и искренне радуется приходу Весны. 
Яркие эпитеты «живая лазурь, воздух чист, небосклон ясен» и другие передают трепетное отношение к родной природе. Восхищение силой реки, ломающей лёд, песней жаворонка вызывают высокие чувства и представляют красоту русской души, стремящейся к идеалу.

Сравнения «ликует ли, как дочь стихий», олицетворения «взревев, река несет», «шумят ручьи» передают возвышенное состояние души поэта при виде стремительного пробуждения природы от зимнего сна, делая его очень выразительным. 

Читая стихотворение, представляешь полноту описанных событий: безграничное небо, шумный ледокол, завораживающую песню жаворонка. 

Понимаешь, что Евгений Абрамович Баратынский – великий поэт, выразивший сочетание душевной ранимости поэтической натуры с огромной любовью к России

infourok.ru

"Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, А.К. Толстого." (6 класс ФГОС)

6 КЛАСС

Тема: Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, А.К. Толстого.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе.

Задачи урока: а) образовательная – расширить знания учащихся о Е.А. Баратынском и А.К. Толстом; закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

б) развивающая – развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов; развить навыки защиты проекта;

в) воспитательная – воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах; воспитывать любовь к родной природе.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: экологическое сознание.

Метапредметные –

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Коммуникативные: учатся принимать решение и реализовывать его.

Предметные: выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Русские поэты посвяти природе различных времен года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, как неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, являться всякий раз по-новому, волновать и удивлять нас.

2. Теоретическая разминка

В течение пяти — семи минут повторить размеры стиха, используя уже изученные в этом году поэтические произведения.

Хорей:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана...

(М.Ю. Лермонтов. « Утес»)

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля...

(Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»)

Ямб:

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там...

(И. А. Крылов. «Ларчик»)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил...

(А.С. Пушкин. «И.И. Пущину»)

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился...

(Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун

поднялся...»)

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

(А.А. Фет. «Еще майская ночь...»)

Дактиль:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною...

(М.Ю. Лермонтов. «Тучи»)

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному...

(А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит...

(Н.А. Некрасов. «Железная дорога»)

Раз у отца, в кабинете,

Саша портрет увидал...

(Н.А. Некрасов. «Дедушка»)

Амфибрахий:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой...

(А.С. Пушкин. «Узник»)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

(М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»)

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат...

(Ф.И. Тютчев. «Листья»)

Среди изученных в 6 классе стихотворений нет написанных анапестом. Для примера можно предложить одно из стихотворений А.А. Фета.

Анапест:

Только месяц взошел

После жаркого дня, —

Распустился, расцвел

Цвет в груди у меня. —

(А.А. Фет. «Только месяц взошел...»)

Ночь лазурная смотрит на скошенный луг.

Запах роз под балконом и сена вокруг...

(А.А. Фет. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...»)

3. Рассказ о жизни и творчестве Е.А. Баратынского.

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок - принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» С. 282 – 284.

Читает стихотворение учитель. Сразу можно определить размер стиха: чередование четырехстопного и трехстопного ямба.

— Какое ощущение создает у слушателя изменение длины строки (количества стоп в строках)?

Беседа

— Если вы вспоминаете о лучших днях весны, какие картины вы представляете? Совпадает ли при этом ваше настроение с настроением, которое хотел передать нам Баратынский?

Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.

— Что особенно восхищает поэта?

Поэта особенно восхищают весной чистота воздуха, ясность, легкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.

— Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни?

Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения.

Можно вспомнить фетовское: «...Как свеж и чист твой вылетает май!», «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор».

— Какие художественные приемы использует поэт?

Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»

Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими , рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).

Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. (Записывается на доске и в тетради)

Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает, что полностью сливается с природой в последней строфе:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

Обучение выразительному чтению

Можно начать коллективное чтение стихотворения, затем продолжить по строфам: каждый ученик читает по одной строфе, но так, чтобы сохранялся общий ритм и тон, не возникали ненужные паузы. Затем следует индивидуальное чтение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

А.К. Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А. Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А. Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». С. 287.

Стихотворение читает учитель или подготовленный ученик.

— Какими вы представляете стрекоз из этого стихотворения? Что это за существа? Что в тексте настораживает нас, заставляет сомневаться в том, что на зов стрекоз стоит идти?

Современные дети читают много книг про волшебных существ, поэтому они могут легко ассоциировать стрекоз с эльфами или другими сказочными созданиями. Настораживает слово омут и фраза:

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

— Стрекозы обращаются к ребенку. Но описано ли в стихотворении, что делает ребенок? Как вы представляете себе всю картину?

Ребенок с мамой пришел летом на реку, чтобы купаться и загорать. Мама задремала, а ребенок засмотрелся на стрекоз, может быть, его тоже стало клонить в сон, и от жары ему стало казаться, что стрекозы не просто летают, но ведут таинственный хоровод и зовут его к себе:

«...Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!..»

Но мы из первой строки знаем, что действие происходит у омута, где берег обрывистый, большая глубина и дно, как правило, глинистое. Мы можем представить, что это стихотворение — первая страница волшебной сказки, которую каждый из нас сочинит в своем воображении.

Возвращаясь к теме начала занятия, определим размер стиха: трехстопный амфибрахий.

IV. Итог урока.

1. Рефлексия.

- С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Какие художественные средства мы встретили в стихотворениях?

2. Заключительное слово учителя.

Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

О жизни поэтов, с чьими именами мы познакомились, их творческом пути мы будем знакомиться в старших классах, а те, кому хочется больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать о них во вступительных статьях поэтических сборников. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.

V. Д/з. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..».

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» и «Посмотри — какая мгла...».

infourok.ru

Тест по литературе (6 класс) на тему: Тестовая работа по литературе для 6 класса « Родная природа в стихотворениях Баратынского, Полонского, Толстого»

Тестовая работа по литературе для 6 класса

« Родная природа в стихотворениях Баратынского,  Полонского, Толстого»

 1 . Постройте правильно 1 строфу стихотворения:

Посмотри, глубине, легла, в

какая, долин, мгла -

прозрачной, под, дымкой, ее,

ракит, в, сумраке, сонном

блестит, тускло, озеро.

2. Правильно соотнесите с фамилией поэта его имя и отчество

Баратынский                                                   Александр Сергеевич

Толстой                                                          Лев Николаевич

Пушкин                                                          Евгений Абрамович

Полонский                                                     Алексей Константинович

Гоголь                                                              Яков Петрович

Толстой                                                           Николай Васильевич

3. В стихотворениях Баратынского жизнь природы сопоставлена с чьей жизнью?

4. Какие средства художественной выразительности использует поэт в следующих строфах….

 По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали

5. Стихотворение  Толстого « Где гнутся под омутом…»

А. О материнской любви

Б. О красоте природы

В. О летнем дне у реки

Г. О губительной красоте летней реки

6. Какой пейзаж рисует Полонский в стихотворении « По горам две хмурых тучи»

А. Солнечный день

Б. Печальная ночь

В. Вечерний заход солнца

 Г. Вечернюю грозу

7. О чём говорит  Баратынский в следующих строчках:

 Чудный град порой сольётся

Из летучих облаков

Но лишь ветр его коснётся

Он исчезнет без следов

А. О волшебном городе

Б.  О воображении

В. О созданьях поэтической мечты

Г.  О красоте облаков

8. В строчке « Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака..» поэт использует

А. Антитезу

Б. Эпитет

В. Олицетворение

Г. Сравнение

9.  Выберите верное утверждение

 А. В стихотворениях Баратынского, Полонского, Толстого природа живая. Она наделена чувствами, качествами , способностями человека

Б. Природа губительна для людей, опасна

В. Картины природы у Толстого, Баратынского, Полонского, мрачные, печальные

Г. Мир природы чужд миру человека, по мнению этих поэтов

nsportal.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.