|
Бальмонт стих шорохиКонстантин Бальмонт - Русский язык: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихЯзык, великолепный наш язык. В нем воркованье голубя весной, Журчание подземного ключа. И снова ровный гул широких вод. Костер бродяг за лесом, на горе, Соха и серп с звенящею косой. Пастуший рог. Жалейка до зари. Чу, рог другой. В нем бешеный разгул. Я снаряжу тебя в далекий путь. Подснежник наш всегда прорвет свой снег. И ты пойдешь дорогой Ермака, Поняв, что речь речного серебра Гремучим сновиденьем наяву Ты клад найдешь, которого искал, Добросил ты свой гулкий табор-стан, Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог, Анализ стихотворения «Русский язык» БальмонтаКонстантин Дмитриевич Бальмонт является одним из ярчайших представителей Серебряного века в русской литературе. «На Бальмонте – в каждом его жесте, шаге, слове – клеймо – печать – звезда поэта», — говорила о нем Марина Цветаева, знавшая его долгое время. Стихотворение «Русский язык» написано в 1924 году. В это время поэт находился в эмиграции во Франции и очень скучал по родине. Он несколько раз порывался вернуться, но так и не решился. Вместо этого он написал множество произведений, пронизанных тоской и любовью к России. Темой данного произведения является русский язык, во всем его величии и красоте. Главная идея – передать любовь, которую автор испытывает к своему родному языку. «Язык, великолепный наш язык», — используя местоимение «наш», Бальмонт подчеркивает свою принадлежность, свою причастность к русскому языку. Он еще не раз использует этот прием: «наш Олег», «подснежник наш», «над нашим водоемом». Логически стихотворение можно разделить на две части. В первой части Бальмонтом описывается вся красота русской природы, жизнь и звуки обычной деревни. Поэт рассказывает, какие образы у него встают перед глазами, когда он слышит звучание русского языка. Ему представляется березовая роща, жаворонки, зеленый луг, молодые девушки у колодца, крестьяне, пашущие землю и родной дом. Бальмонту слышится журчание ручья, звон колоколов, в лесу кукушка, треск костра и былины про Соловья-разбойника. Когда читаешь эти строки, действительно представляешь себе Россию, чувствуешь какую любовь пытался передать автор. Для того, чтобы передать атмосферу, Бальмонт использует множество эпитетов: небесный дождь, весенний луч, веселый хоровод, проворные салазки. Также используется такой прием, как одушевление: бег зарницы, подснежник прорвет снег, зарницы сцепляются. Во второй части автор обращается к русской истории. Он упоминает Олега, затем поход Ермака, Петра Великого и Пушкина. Отдельно стоит упомянуть образ Богородицы, переданный следующими строками:
Автор использует перекрестную рифму во всем стихотворении: язык – рык, ключа – меча, наяву – Неву. Для создание звукового «рисунка» используется эпифора: «Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше», «Здесь хорошо. А там — смотри, смотри». Также можно проследить по всему произведению наличие ассонанса – повторения гласных [е] и [я]. Перечисляются также географические названия, названия которых значат много для любого русского человека, в том числе и для Бальмонта, вынужденного покинуть свою родину и воспевать ее красоты из чужой земли. Они звучат словно заклинания, возрождая в памяти великолепные по красоте картины русской природы. rustih.ru Константин Бальмонт - Камыши: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихПолночной порою в болотной глуши О чем они шепчут? О чем говорят? Мелькают, мигают — и снова их нет. Полночной порой камыши шелестят. В болоте дрожит умирающий лик. И тиной запахло. И сырость ползет. «Кого? Для чего? — камыши говорят,- Но месяц печальный безмолвно поник. И, вздох повторяя погибшей души, Анализ стихотворения «Камыши» БальмонтаВ конце XIX века начинающий поэт Константин Дмитриевич Бальмонт стал одним из основоположников символизма. Стихотворение «Камыши» — пример поиска поэтом новой стилистики, формы и глубины содержания. Стихотворение написано в 1895 году. Его автору исполнилось 28 лет, он выпустил второй сборник стихов «В безбрежности», изучил несколько иностранных языков и занялся переводами. Жанр произведения — пейзажная лирика с философским подтекстом, размер — четырехстопный амфибрахий со смежной рифмой (открытой и закрытой), состоит из 9 двухстиший с кольцевой композицией (конец возвращается к началу). Лирический герой — рассказчик, наблюдатель. Автор пытается создать у читателя определенное настроение. Для этого он пользуется приемом аллитерации, делая упор на звук «ш». Вопросительные фразы полны испуга и безнадежности: о чем шепчут? Зачем горят? Кого? Для чего? Сердце сжимается от тоскливых предчувствий. Автор дает понять, что эти вопросы бессмысленны и не получат ответов, как бессмысленна для него и сама жизнь. Между тем, камыши все шуршат, все беспокоятся. Здесь он проводит аналогию с людьми, которые вдруг замечают свою уязвимость, слабость, смертность. На всем лежит зловещий отсвет («месяц багровый, печальный»), печать страдания и разобщенности, нереальности этого мира. Болотные огоньки — по народным поверьям, души утопленников. Они невольно заманивают в топь других людей. Лексика нейтральная. К. Бальмонт не избегает глагольных рифм: шелестят-свистят, ползет-засосет. Да и в целом стихотворение полно глаголами, создающими атмосферу чавканья, всхлипа, трепета: забрезжил, гнездятся, дрожит. Образы животных выбраны отталкивающие: жабы, гнездящиеся вместо птиц, змеи со свистящим дыханием. Даже месяц болен лихорадкой и трясется от страха: он тоже «не знает», что происходит и какова будет развязка. Повторы усиливают всплеск эмоций: бесшумно шуршат камыши, огоньки между нами (ними) горят, месяц печально (печальный) поник. Эпитеты: блуждающий, умирающий, погибшей. Олицетворения: сырость ползет, трясина заманит, камыши говорят. Дана даже прямая речь болотной растительности. Оксюмороном можно посчитать выражение «бесшумно шуршат». Метафора: вздох погибшей души. На заре своего литературного успеха поэт К. Бальмонт создавал произведения, поражавшие всех своей музыкальностью и изяществом формы. Окрыленный первыми успехами, он размещает в сборнике «В безбрежности» стихотворение «Камыши». rustih.ru Константин Бальмонт - Золотая рыбка: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихВ замке был веселый бал, В замке, в сладостном бреду, И кружились под луной, Пруд качал в себе звезду, Хоть не видели ее Чуть настанет тишина, Снова скрипка зазвучит, Взор ко взору шепчет: «Жду!» Анализ стихотворения «Золотая рыбка» БальмонтаСтихотворение К.Д. Бальмонта «Золотая рыбка» элегично, лирично и мелодично. Кто еще как не он, один из самых романтичных поэтов русской культуры, мог так чутко обернуть мысль в слово, оживив ее, заставив играть в свете огней, как чешую настоящей золотой рыбки? Да и образ такой выбран не случайно. С детства всем нам известно, что волшебная рыбка способна исполнять желания, пусть только в сказках, но, вырастая, мы сохраняем надежду на чудо. Это свойственно всем тонко чувствующим душам, а так же самому поэту. Произведение было издано в 1903 году и вошло в сборник «Только любовь», — как необычно для тех времен, не правда ли? Тогда, на заре революции, измученные войнами и царскими репрессиями, обычные крестьяне, рабочие и люди культуры желали перемен, воспевали дух революции, общество буквально жило в пылу предвестия преобразований. И как, казалось бы, не к месту, появляется этот сборник, превозносящий совсем иные ценности. «Гармония, любовь, надежда» — вот, чего не доставало тогдашнему человеку, думал поэт, а потому культивировал эти истины в своем творчестве. К тому времени Бальмонт был весьма разочарован и потрепан жизнью в своем государстве, он хотел отойти от прежнего творчества, вдохнуть в него новую жизнь, и через него — нотки волшебства в самую обыденную реальность. В стихотворении представлены два мира, которые словно проникают друг в друга: это бал, что происходит в замке, и сад с прудом, где плавает золотая рыбка. Между людьми на празднестве возникают чувства, загораются искры, и автор хочет олицетворить эти чувства, передавая их с помощью «проводника» — рыбки: «Но от рыбки… Музыка звучала». Ее никто не видит: ни музыканты, ни гости, но она где-то есть, плавает в своем пруду-царстве, нерушимом и вечном, под луной. И знание этого, сравнимо с тем, когда влюбленные понимают, что их чувства тоже бессмертны и живут свою возвышенную жизнь. В стихотворении несколько раз прямо подчеркивается непосредственное влияние рыбки на присутствующих в замке: «стоит ей промелькнуть», причем не говорится где, но явно не на балу, а, скорее, в образе искрометного чувства блаженства от сладостной надежды, — как «…вновь видна меж гостей улыбка». rustih.ru Константин Бальмонт - Я мечтою ловил уходящие тени: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтихЯ мечтою ловил уходящие тени, И чем выше я шел, тем ясней рисовалисль, Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, И внизу подо мною уж ночь наступила, Я узнал, как ловить уходящие тени, Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» БальмонтаКонстантин Дмитриевич Бальмонт относится к плеяде старших символистов Серебряного века. Примером лирики подобного направления служит стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени». Стихотворение написано в 1894 году. Его автору исполнилось 27 лет, он выпустил сборник стихов «Под северным небом», достаточно тепло принятый критикой, занялся переводческой деятельностью. Но еще несколько лет назад после разрыва с родителями он бедствовал и сомневался в своих литературных способностях. По жанру — философская лирика, по размеру — четырехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Большинство рифм открытые, много глагольных. Лирический герой — сам поэт. Композиция единая, одночастная: герой поднимается по ступеням. Стихотворение не относится к лучшим образцам поэзии К. Бальмонта, оно типично для тогдашнего символизма. Человек здесь поставлен в центр мироздания: в Библии лестница спускается с небес на землю, здесь — наоборот. Герой не раздумывая совершает подъем на некую грандиозную башню, возможно, ту самую, Вавилонскую. Впрочем, о том, что ждет его наверху, не сообщается. Есть сходство со стихотворением Ф. Тютчева «Сон на море», персонаж которого также в мечтах покидает Землю. Невесомость и волшебное происхождение лестницы подчеркивает олицетворение «дрожали ступени». Много раз повторяются глаголы, создавая иллюзию восхождения: наступила, рисовались, дрожали. Есть и другие повторы: уходящие тени, тем ясней, уж ночь. Лексика возвышенная. Сравнение: сияньем словно ласкали. Антитеза: ночь для Земли, для меня дневное светило. Эпитеты: дремлющих, огневое, отуманенный. Инверсия: сверкали выси. Синекдоха: ступени под ногой. Звукопись: шипящие и свистящие согласные. Прописная буква в написании слов: Небес, Земли. Так поэт подчеркивает, что это аллегории, метафоры, что он идет не в открытый космос, а в мир мечты и фантазии. В переносном смысле поэт говорит о восхождении к вершинам мастерства: я узнал, как ловить. Но и останавливаться на достигнутом он не собирается: и все выше я шел. Последнее четверостишие возвращает читателя к первому. Конец XIX века был переломным для становления К. Бальмонта как поэта. Получив поддержку В. Брюсова, поэт все смелее ищет себя в литературе, его слог становится музыкальнее, а темы — разнообразнее. Примером такого поиска является стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени». rustih.ru |
||
|