Бабушкины сказки стих


Школьное чтиво: Есенин С. "Бабушкины сказки"


Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Бабушкины сказки" и их характеристика

  1. Крестьянские дети. Веселые, озорные, любят сказки.
  2. Бабушка. Старая, добрая, знает множество сказок.

План пересказа стихотворения "Бабушкины сказки"
  1. Зимний вечер
  2. Гурьба ребятишек
  3. Забытые салазки
  4. Сказки про Ивана-дурака
  5. Полночь
  6. Пора спать
  7. Галдеж ребят
  8. Решение бабушки

Главная мысль стихотворения "Бабушкины сказки"
Нет ничего интереснее для ребенка, чем старые бабушкины сказки.

Чему учит стихотворение "Бабушкины сказки"
Стихотворение учит любить читать, будит фантазию и воображение. Учит хитрости и настойчивости в достижении цели. Учит любить детей.

Отзыв на стихотворение "Бабушкины сказки"
В этом стихотворении поэт рассказывает о том, как часто зимними вечерами бабушка рассказывала ему и другим ребятам сказки, и как они с восторгом слушали ее целую ночь напролет. Стихотворение пронизано легкой ностальгией, оно полно самых светлых детских воспоминаний.

Анализ стихотворения "Бабушкины сказки"
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915 году.
В нем поэт обращается к своим детским годам и с любовью вспоминает бабушку, чьи сказки он так любил слушать. Простые народные истории захватывали воображение деревенских детей, и они забывали про сон и отдых. Эти сказки будили детское воображение, заставляли мечтать о чем-то великом, о подвигах и благородных поступках. Несомненно, эти бабушкины сказки оказали большое влияние на мировоззрение поэта.
Стихотворение написано от первого лица, множественного числа.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Бабушкины сказки"
Эпитеты: зимней. вечер, разухабистой гурьбой.
Метафоры: гурьбой, в два рядка.
Олицетворения: время идет.
Гипербола: еле дышим.

Пословицы к стихотворению "Бабушкины сказки"
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Для внука дедушка - ум, а бабушка - душа.
Речь красна слушанием.
Хорошая речь лучше меда.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Бабушкины сказки"
В зимний вечер уставшие дети возвращаются домой. Они бросают надоевшие салазки и садятся слушать бабушкины сказки про Ивана-дурака.
Приближается полночь, и мать начинает звать детей спать. Они притворяются, что не слышат, и галдят, упрашивая бабушку рассказать еще сказку. И бабушка соглашается, чтобы не просто так сидеть до зари. Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Бабушкины сказки"


Читать стихотворение "Бабушкины сказки"

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело,
Говори да говори.

coolchtivo.blogspot.com

Сергей Есенин — Бабушкины сказки: Стих читать онлайн бесплатно

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

Анализ стихотворения «Бабушкины сказки» Есенина

С. Есенин с большим уважением относился к русскому народному фольклору. Родившись в простой крестьянской семье, он с детства был знаком со множеством сказок и преданий, рассказываемых бабушкой. Эти сказки перед сном оказали большое влияние на раннее творчество поэта. Многие стихотворения молодого Есенина напоминают волшебную сказку, в которой оживают предметы и явления окружающего мира. В 1915 г. поэт написал стихотворение «Бабушкины сказки», в котором отразились его счастливые детские воспоминания.

Детство поэта трудно представить современному поколению. Не было телевизора и компьютера, игрушки деревенских детей были в лучшем случае сделаны руками их родителей. Все развлечения и игры проходили на улице. Зимой особое удовольствие доставляло катание на санках с горок. Но с наступлением темноты, когда «опостылеют салазки», приходилось возвращаться домой. После нехитрого ужина детей ждало самое главное развлечение — «бабушкины сказки».

Поучительные и захватывающие истории о похождениях Ивана-дурака настолько увлекали деревенских детей, что они сидели, затаив дыхание. Скучная и однообразная крестьянская жизнь словно расцветала яркими красками под влияние волшебных сказок. В своем воображении дети уносились в далекие страны, где происходили чудеса, а добро всегда побеждало зло.

Оторваться от прослушивания было невозможно. Дети всячески оттягивали момент, когда все же придется ложиться спать. Они притворялись, что не слышат требование матери. Но даже когда сама бабушка заявляла, что на сегодня сказки кончились, возбужденные дети начинали к ней приставать с просьбой рассказать хоть еще одну. Расстаться с волшебным миром было очень нелегко. Да и самой рассказчице, судя по всему, были по душе эти долгие посиделки с детьми. Ее жизнь прошла в тяжелой изнуряющей работе. Понимая, что внуков ждет такая же судьба, бабушка рада доставить им хотя бы в детстве как можно больше счастья, отвлечь от суровой реальности. Поэтому она говорит «несмело»: «Что ж сидеть-то до зари?». Почувствовав неуверенность и податливость бабушки, дети радостно заявляют: «Говори да говори».

За незатейливым сюжетом стихотворения «Бабушкины сказки» скрывается глубокий смысл. Рассказы стариков оказывали большое влияние на крестьянских детей. Они учились различать добро и зло, усваивали нравственные идеалы, в волшебной форме знакомились с прошлым своей страны. Одним из источников зарождения поэтического таланта Есенина с уверенностью можно считать «бабушкины сказки».

www.skazo4ka.ru

Урок и презентация по литературному чтению "Бабушкины сказки" С.А. Есенин" (3 класс)

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3класс
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Петрова Елена Валентиновна

  1. Цель урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста

  2. Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”

  • Учить анализировать поэтическое произведение

  • Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу

Развивающие:

  • Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз

  • Развитие познавательной активности

  • Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности

  • Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля

Воспитательные:

  • Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье

  • Воспитывать любовь к русской поэзии

  1. Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

4. УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль: текущий.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

5. Необходимое техническое оборудование

Мультимедийная установка, интерактивная доска, ПК учителя

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название использу-емых технологий

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин)

1

Организационный момент

Мотивирует учащихся на деятельность

Сегодня у вас на уроке много гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Готовятся к уроку, настраиваются

1 мин

2

Речевая разминка

Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте предложение громко все вместе.

Теперь читаем, выделяя голосом по одному слову.

1) Какое чудесное утро! (по порядку)

2) Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

И.З.Суриков

- Кто из вас помнит, как называется стихотворение, отрывок из которого мы читали?

- А вот почему именно отрывок из этого стихотворения я взяла для разминки, вы узнаете чуть позже.

Читают хором

  • Читаем с радостью.

  • Читаем грустно.

  • Читаем с вопросительной интонацией.

  • Читаем тихо.

(«Детство»)

3 мин

3

Актуализа-

ция знаний

Фронталь-ная работа

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта.

Послушайте стихотворение и вы узнаете, какого. (Слайд)

В этом имени — слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты...

Только скажут —

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты...

«Какой чистый и какой русский поэт» - так писали о нем. Посмотрите на портрет Есенина. Всмотритесь в это лицо. Что вы можете о нем сказать?

Есенин – поэт Руси. Он взял у природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных озер и голубых небес; золото волос – у российских нив. «Душа моя – поле безбрежное», - так говорил о себе поэт.

Называют ФИО поэта: Сергей Есенин

Молодой, красивый, умный, у него серьезные глаза, мечтательный, задумчивый, добрый

2 мин

4

Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина

Посмотрите на выставку книг со стихами Есенина.

Какие вам знакомы?

Какие стихи Есенина вы знаете?

Послушайте, что расскажут вам ребята о некоторых фактах из жизни Сергея Есенина

1 ученик (Слайд) Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

2 ученик. (Слайд) Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами. Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери).

3 ученик. (Слайд) "Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.»

Учитель

Можно без преувеличений сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. В доме у бабушки всегда было шумно и весело, сюда приезжали погостить и другие внуки. Детвора, после надоевших за день игр, спешила домой, к любимой бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущал себя героем рассказанной истории, совершая подвиги. Став взрослым поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой.

«Пороша», «Ночь»

Ученики рассказывают о фактах из жизни С.Есенина

5 мин

5

Формулирование учениками темы и задач урока

Как вы думаете, в 1915 году кому посвятил своё стихотворение Сергей Александрович Есенин?

Что любил слушать Серёжа?

Сформулируйте тему урока полностью

Зная тему, поставьте задачи урока

Есенин посвятил стихотворение бабушке.

Сказки

Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”

Познакомиться со стихотворением Сергея Есенина “Бабушкины сказки”,

Учиться правильно, выразительно читать.

Учиться быть внимательным к другим людям (не перебивать, помогать)

2 мин

6

Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия

Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении артиста С. Безрукова.

Во время прослушивания, вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.

Организует проверку первичного восприятия стихотворения:

Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

Какие картины вы представили?

- Откройте учебники на странице 72 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

Что вы видите?

Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)

Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают

Стихотворение о детях, бабушка рассказывает сказки Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут за собой санки; Деревенская изба внутри, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки.

3 мин

7

Физминутка

У Есенина много стихотворений о природе, о временах года. Давайте с вами перенесемся в лес и представим, что мы деревья.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

Выполняют упражнения

1 мин

8

Чтение и анализ стихотворе ния

Приём

стилисти-

ческого

эксперимен-та

Прочитайте стихотворение про себя. (Слайд)

Подчеркните непонятные вам слова.

Проверка:

Уточним значения некоторых слов:

  • по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором

  • разухабистой гурьбой – молодцеватой, задорной

  • бредёмсиноним – шагаем

Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

Опостылели – надоели

Салазки – маленькие деревянные ручные санки

загалдели – заговорили одновременно, громко говорить

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “заговорили”. Как лучше?

А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)

Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

Самостоятельная работа на листочках.

Дети читают и отмечают непонятные слова.

Работа со словарём

Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. Всё своё детство провёл Есенин в деревне, сказки в детстве ему рассказывала его бабушка

5 мин

9

Выразительное чтение стихотворе-ния (1 этап – подготовка)

Тренировоч-ное чтение

Индивиду-альная

Работа на ИД

а) Самостоятельное чтение первой строфы.

- Подумайте над тем, как меняется настроение, тон и темп стихотворения.

- Прочитайте первое четверостишие вслух. Какие слова хочется выделить голосом? Подчеркните их (логические ударения).

б) Чтение следующей строфы.

- Как меняются настроение, тон, темп стихотворения?

- Какие сказки про Иванушку– дурачка вы знаете?

(Русская народная сказка «Царевна – лягушка», Ершов «Конёк – Горбунок и др.).

- Какую картину вы себе представляете?

- Прочитайте четверостишие ещё раз, выделяя голосом слова (логическое ударение).

в) Чтение следующего четверостишия.

- Как теперь меняется настроение?

- Прочитайте четверостишие.

- Любил ли С.А. Есенин сказки?

- Подчеркните главные, важные слова.

- Выразительно прочитайте четверостишие вслух.

г) Самостоятельное чтение четвертого четверостишия.

- Как меняется настроение? - Расставьте логические ударения.

- Прочитайте четверостишие вслух

д) Самостоятельное чтение пятого четверостишия.

Учащиеся работают с текстом стихотворения, подчёркивают логические ударения.

1-2 строки –веселье;

3-4 строки – усталость.

Усталость сменяется успокоенностью, желанием слушать бабушкины сказки.

Разочарование, возмущение

7 мин

10

Выразитель-

ное чтение (2 этап самостоя-тельное)

Работа в парах

Самостоятельное выразительное чтение стихотворения. Работа в парах

Наблюдает за работой учеников.

Проверка.

О чём же это стихотворение?

Работа с учебником с. 72 Чтение в парах

Взаимопроверка.

1ученик выразительно читает вслух

О тёплых, нежных воспоминаниях детства Есенина, связанных с любимым человеком – бабушкой.

4 мин

11

Моделирова-ние обложки произведения

Индивиду-альная работа

Работа с интердоской

В каком жанре написано произведение «Бабушкины сказки»?

Назовите тему стихотворения

Выберите нужную фигуру

Дополните модель обложки

Учащиеся «заместителями» обозначают жанр, тему произведения

Стихотворение

О детях, людях

1 ученик перемещает название и ФИО автора

2 мин

12

Сравнение стихотворений С. Есенина «Бабушкины сказки» и И. Сурикова «Детство».

Посмотрите на иллюстрацию. Какие строки относятся к иллюстрации? Прочитайте их. (Выразительное чтение стихотворения по желанию 1ученик).

- Как поэт говорит о своём детстве? (С любовью).

- Подтвердите словами из текста.

- Что ему запомнилось? (Бабушкины сказки).

- Вспомните стихотворение И.Сурикова «Детство».

- Чем же похожи? (О детях, зимних развлечениях, (бабушкиных) сказках бабушек).

- Чем различаются? (Разные названия, разные авторы, разное детство, разные сказки: «Иван царевич», «Жар-птица»).

6 мин

13

Домашнее задание.

Уровневая дифференциация

1 уровень – выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки». Выполнить задания в тетради с.44-45

2 уровень – подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки». Выполнить задания в тетради с.44-45

3 уровень - подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки». Нарисовать иллюстрацию.

Выбирают задания для домашней работы

2 мин

14

Рефлексия

Прием Синквейн

Фронталь-ная работа

1стр.-1 существительное

2 стр.- 2 прилагательных

3 стр.- 3 глагола, которые характеризуют действия предмета

4 стр.- фраза из 4 слов

5 стр.- синоним к 1 слову

Дети

Шумные, разные

Бредут, сидят, слушают

Мы загалдели, начинаем приставать

Гурьба

Оценивают выступление смайликами

3 мин

15

Итог урока

Учитель: Поэзия Есенина всегда вдохновляла композиторов на создание музыкальных произведений. Сейчас я предлагаю вам послушать песню «Бабушкины сказки» на слова С. Есенина в исполнении детского хора.

2 мин

Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы.

Познакомились биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”,

Учились правильно, выразительно читать

16

Рефлексия работы на уроке

Оцените свою работу на уроке

- Мне понравилось …

- Я научился …

- Я сегодня работал …

Кого из одноклассников вы сегодня можете похвалить?

Оценивают свою работу на уроке.☺

- Мне понравилось … - - Я научился … - Я сегодня работал …

Оценивают работу одноклассников на уроке.

2 мин

17

Заключительное слово учителем о Есенине.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся.

Вместе с ним Россиею живем! Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Потому что в его стихах отражается душа России.

И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить строками С.А. Есенина, которые были написаны

перед его смертью, когда ему было 30 лет

«До свиданья, друг мой,

до свиданья…

Милый мой, ты у меня в груди,

Предначертанное расставание

Обещает встречу впереди»

Спасибо за работу на уроке!

1 мин

infourok.ru

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Бабушкины сказки"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Кольчурина Людмила Юрьевна

Предмет: Урок литературного чтения

Класс: 4

Тема: Анализ стихотворения С.А. Есенина « Бабушкины сказки»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока: проанализировать глубину восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки»; развивать умение создавать некий образ на основе его словесного описания; пополнить библиографические знания о поэте; обогащать словарный запас.

Планируемые результат:

Предметные УУД: Умение прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом про себя, увеличивать темп чтения вслух

Метапредметные УУД:
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных произведений.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Учебник: “Литературное чтение. 4 класс. 2 часть” Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, с.71;

Средства обучения:

  • Презентация

  • Выставка книг Есенина

  • Картины: Максимов Василий Максимович. «Бабушкины сказки», Красносельский Александр Андреевич «Бабушкины сказки»

  • Видеоролик стихотворения «Бабушкины сказки»

  • Словарь настроений

  • Текст с биографией автора

ХОД УРОКА

п/п

Этап урока

Название используемых технологий, форм и приёмов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

- Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь. Я рада вашему присутствию на уроке.

Готовятся к уроку, настраиваются.

Л:

Положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности.

II.

1.

2.

Работа с текстом до чтения

Подготавливает учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания и тематической эмоциональной направленности.

Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев произведения

П: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов

Р: высказывать свои предположения на основе работы с иллюстрацией.

К: слушать и понимать речь других

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Антиципация чтения.

Приём антиципации.

ЗКИСАК

- Переставьте буквы местами. Какое слово у вас получилось?

КАРТИНА С БАБУШКОЙ

- Кого вы видите на картине?

-Как картину и слово, вы свяжите с темой урока?

ВЫСТАВКА КНИГ ЕСЕНИНА

- Посмотрите на выставку книг. Что общего между ними?

-Воссоединив все ваши открытия, сформулируйте тему урока полностью.

СКАЗКА

-бабушку

- стихотворение «Бабушкины сказки»

-автор Сергей Есенин

- Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”

Целеполагание

Просит поставить цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

-Определив тему, сформулируйте задачи урока:

  • Мы познакомимся с …

  • Мы узнаем…

  • Мы будем учится…

  • Мы сможем поразмышлять…

  • Мы будем уметь…

Формулируют цели урока, готовятся к чтению и обсуждению текста.

- творчеством С. Есенина.

-новые факты из его биографии.

- раскрывать тайны поэтического произведения.

- над авторским замыслом.

- анализировать стихотворение С. Есенина.

Р: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

3.

Прогнозирование

Приём «Выдвижение гипотезы»

По иллюстрации и заголовку стихотворения просит детей предугадать содержание произведения.

-Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

-Что вы видите?

-А сейчас прочитайте название стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение?

По иллюстрации и заголовку прогнозируют содержание произведения

-детей

- дают варианты прогноза содержания

III

1.

Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

Обеспечивает полноценное восприятие текста стихотворения

Знакомятся с текстом стихотворения. Ведут диалог с учителем.

П: уметь извлекать информацию из текста, иллюстрации; на основе анализа объектов делать выводы.

Р: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;.

К: уметь слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

Л: проявление внимания к суждению товарищей.

Включает видеоролик со стихотворением Есенина «Бабушкины сказки». Проверяет первичное восприятие. Даёт словарь настроений. Просит детей аргументировать свои эмоции. (Приложение1)

- Оправдались ли ваши прогнозы о сюжете стихотворения?

-О чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

- С каким чувством он вспоминает детские годы?

Воспринимают стихотворение на слух, отвечают на вопросы, рассуждают. Дети используют словарь настроений и аргументируют свой ответ.

-ответы детей

- о детстве

2.

Перечитывании текста.

Стилистический анализ стихотворения

Приём «Комментированное чтение»

Словарная работа

Приём «Стилистический эксперимент»

Организует медленное «вдумчивое чтение», вычитывание подтекста. Организует словарно-логическую работу.

-Как вы думаете, кому он посвятил это стихотворение? Почему вы так считаете?

- Перед чтением уточним значение слова, догадайтесь какого?

-Найдём его значение в словарике в конце учебника.

Просит детей читать стихотворение по строчкам и отмечать непонятные слова.

-Уточним значения некоторых слов. Какое слово в первой строке требует объяснения:

  1. гурьба, какие ассоциации?

  2. Разухабистая толпа, как понимаете?

- Попробуйте заменить его словом “шагаем”. - - Как лучше?

- А почему автор так написал – бредём домой? 

- Что такое салазки?

- Что обозначает слово загалдели?

- Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?

- А почему ребята загалдели? 

- Для чего использует автор данную лексику?

Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

-Своей бабушке

-опостылеют

– опостылеть - значит, надоесть

Дети читают по строчкам и отмечают непонятные слова.

– задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором;

– молодцеватой, задорной

- толпа, весёлая, шумная…

– синоним – шагать

- Устали

– маленькие деревянные ручные санки

– заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

- Хотят продолжения сказки

- Чтобы ярче и выразительнее раскрыть лирический образ героев произведения

3.

Проблемный вопрос

- Что послужило истоками поэзии Есенина? Т.е. вдохновил писать стихи?

- мысли детей

4.

Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина

Прием «Инсерт»

٧- я знаю;

+ – новые знания;

?- хочу знать больше

Организует работу с библиографическим текстом.

- Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А. Есенина и попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

Читают библиографический текст и делают пометки в квадраты.

5.

Беседа по содержанию биографии.

Проверяет понимание прочитанного текста

- Что для вас было знакомо из жизни поэта?

- Что узнали нового о Есенине?

- Что узнали о детстве поэта?

- Кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина?

Отвечают на вопросы учителя

-Родная природа

– Бабушка и дедушка

Родина поэта – село Константиново находится недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село Есенино.

Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на реку. Здесь и прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка.

С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы.

И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами

Мальчика воспитывали в семью деда ( отца матери)

“Стихи начал слагать рано, – вспоминал Есенин. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки я переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. 

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

6.

Динамическая пауза

У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им, чем можете.

Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы потопайте ногами.

Выполняют движения по заданному правилу.

7.

Повторное чтение

Предлагает учащимся прочитать стихотворение вслух. Проводит работу по подготовке детей к выразительному чтению и конкурс «Чтецов»

-Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки” выразительно, выражая чувства. А для этого разделим стихотворение на смысловые части.

- Прочитайте первую часть (первые четыре строчки).

- О чем говорится в этой части стихотворения?

- Как мы будем читать эти строчки?

- Прочитайте вторую часть (следующие девять строчек).

-О чем говорится в этой части стихотворения?

- Какова тема этой части, основная мысль?

-Как их будем читать?

- Ну а в третьей части о чем речь?

- Какова тема этой части, основная мысль?

- С какой интонацией будем читать последние строчки?

- Кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?

Выполняют задание учителя. Готовятся к конкурсу «Чтецов»

- дети возвращаются с катаний с горки

- они устали

-Как дети садятся и слушают бабушкины сказки

- Как сидят и слушают сказки еле дыша, с интересом

- дети внимательно слушают, голос негромкий

- О том, что сказки уже все закончились, а спать неохота. Дети начинают приставать к бабушке, но она им отказывает

- дети обрадовались

- слушают 2-3 ребят выставляют оценки

ПАМЯТКА ОЦЕНИВАНИЯ:

  • Помним – стихи (текст) читаем… , выражаем...

  • Чтение вслух.

  • За что можно похвалить?

  • Какие замечания?

П: уметь выразительно читать текст стихотворения

К: уметь слушать и давать оценку работе товарищей Л: понимают эмоции других людей.

III.

1.

Работа с текстом после чтения.

Концептуальная(смысловая) беседа по тексту

Проводит с детьми коллективное обсуждение прочитанного текста. Помогает выявлять и формулировать основные идеи текста.

– А теперь поработаем над содержанием стихотворения.

– Каковы были мотивы детей сидеть до утра?

– Можете ли вы объяснить, какие сказки рассказывала бабушка? Прочитайте.

– Почему дети притворялись, что не слышали, как их мама зовёт спать?

– Что вы можете сказать об отношении бабушки к ребятам?

– Какова главная мысль этого стихотворения?

- Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

- Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей?

Вступают в дискуссию о прочитанном тексте с учителем. Соотносят читательскую интерпретацию с авторской позицией.

- Слушать бабушкины сказки

- Русские народные, про Ивана

- Сюжет сказки завораживал, заинтересовывал, и было жаль уйти, не узнав, чем закончится сказка

- ответы детей

- О добрых, тёплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком – бабушкой

- да

-Кудрявый мальчик.

П: делать выводы в совместной работе учителя и детей

Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Л: умение высказывать своё отношение к героям и их поступкам, выражать свои эмоции;

2.

Исследование «Бабушка в изображении русских художников»

Работа в группах.

Организует работу в группах по исследованию поэтических строк о бабушках и изображении бабушек в картинах художников. Предлагает рассмотреть несколько картин.

- А теперь давайте проведем небольшое исследование. Я предлагаю вам рассмотреть картины подобранные мною заранее, и сопоставить их со стихотворением С. Есенина.

Для исследования предлагает картины

-Какие сюжеты написали художники?

-Назовите тему картины.

- Какие краски использовал художник для своей картины? (тёплые или холодные)

- Найдите строки из стихотворения, в которые подходят к данному сюжету

- Какая из картин больше подходит к стихотворению С. Есенина.

- Вспомните биографию поэта.

Принимают учебную задачу учителя. Включаются в работу в группе.

4 группы: работа с картинами

План работы:

  1. Рассмотрите картину

  2. Какой сюжет написал в своей картине художник.

  3. Определите тему картины.

  4. Какие краски использовал художник для своей картины? (тёплые или холодные)

  5. Найдите строки из стихотворения, в которые подходят к данному сюжету.

Максимов Василий Максимович. «Бабушкины сказки». 1867 год

Красносельский Александр Андреевич «Бабушкины сказки»

П: учатся извлекать информацию из текста, репродукции;

Р: действовать по плану;

К: Сотрудничать друг с другом в группе; самостоятельно вычитывать информацию в неявном виде;

Л: проявление внимания к суждению товарищей.

3.

Творческая мастерская.

Приём «СИНКВЕЙН»

Предлагает детям высказатся о творчестве поэта через приём «Синквейн». Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

- Выскажите своё отношение к поэзии Есенина через Синквейн.

СИНКВЕЙН

1

Существительное

Есенин

2

2 прилагательных

3

3 глагола

4

Предложение показывающее отношение к поэту.

5

Синоним к существительному

IV.

Итог урока

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы.

П: делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

V.

Рефлексия.

Просит оценить свою работу на уроке.

Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:

Л: высказывают свое эмоциональное отношение к уроку.

VI.

Домашнее задание.

Уровневая дифференциация

Предлагает выбрать одно задание из предложенных вариантов домашней работы.

1 уровень – найти в дополнительной литературе стихотворение С. Есенина и подготовить выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию.

2 уровень – выучить наизусть стихотворение «Бабушкины сказки».

3 уровень- подготовить выразительное чтение стихотворения «Бабушкины сказки»

Выбирают задание для домашней работы с учётом индивидуальных возможностей

Л: умение оценивать свои способности.

VII.

Оценивание работы учащихся

Просит оценить детей деятельность одноклассников на уроке.

Оценивают результат деятельности товарищей.

Р: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

infourok.ru

Конспект урока С.А.Есенин « Бабушкины сказки».

Конспект урока С.А.Есенин « Бабушкины сказки».

Цели урока: познакомить с творчеством Сергея Есенина, провести исследование текста лирического произведения.

Задачи урока

Образовательные:

• Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”

• Учить анализировать поэтическое произведение

• Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу

• Учить рассуждать, делать выводы

Развивающие:

• Развивать навыки выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз

• Развивать коммуникативные умения в процессе совместной деятельности

• Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля

• Закреплять навыки парной и групповой работы над текстом;

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к родине, к семье, к родным

• Воспитывать любовь к русской поэзии

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация « С.А. Есенин « Бабушкины сказки»»

аудиозапись песни «Кабы не было зимы», видеоролик « Бабушкины сказки».

Ход урока

  1. –Здравствуйте, ребята.

Звучит песня « Кабы не было зимы». (Слайд 1)

-О каком времени года вы слушали песню? ( о зиме)

-Покажите как вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

-А теперь покажите как дети лепят снежки, ставят снежные комки друг на друга. Молодцы у вас получились замечательные снеговики. Вы пришли домой веселые, довольные. С таким настроением мы поработаем на уроке.

2. –Ребята представьте себе зимний, морозный вечер, теплая комната.

-Что вы любите делать с друзьями в это время? (играть, рассказывать различные истории)

-А слушать сказки вы любите? (Да)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного всем поэта, который в детстве тоже очень любил слушать сказки.

-Кто такой поэт? Что он пишет? (человек, который пишет стихи)

У вас на партах анаграммы, поработайте в парах, переставив цифры в правильном порядке вы узнаете о ком идет речь. (Есенин ) (Слайд 2)

-Да, ребята, это Сергей Александрович Есенин - учитель вывешивает на доску.

Сообщение ученика:

С.А.Есенин – русский поэт. Он не писал стихи только для детей, как Агния Барто или Самуил Маршак, но часть его творчества все же была посвящена малышам и подросткам. Детские стихи Есенина стали появляться, когда поэту еще не было 20 лет. «Стихи начал слагать рано. Толчки к этому давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад, вспоминал Есенин из своей биографии. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Она подталкивала Сергея к сочинению стихов.

-Для кого писал Сергей Есенин? ( для детей)

-Когда начал слагать стихи? ( рано, до 20 лет)

-Кто дал толчок к написанию стихов? (Бабушка)

-Что сумела передать бабушка своему внуку? (прелесть народной устной и песенной речи)

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением « Бабушкины сказки»

( вывешивание на доску)

-Какова тема сегодняшнего урока? Что мы будем изучать?

( С.А.Есенин « Бабушкины сказки») (Слайд 3)

-Чему мы будем учиться на уроке? Какова цель нашего урока?

(учиться выразительно читать, разбивать стихотворение на смысловые части, проводить словарную работу)

  1. Послушайте это стихотворение. (Видеоролик)

-Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (радости, беззаботности, доброты, детских воспоминаний)

Прочитайте стихотворение еще раз. Подчеркните непонятные для вас слова.

-Поработайте в парах и попробуйте подобрать лексическое значение к

словам

После работы в парах проверка на доске (Слайд 4)

шумная, веселая группа людей.

Задворки

Разухабистая гурьба громко говорить, орать.

Опостылеть место за дворами, позади изб.

надоесть, надоевший, надоедать.

Галдеть

Брестинебольшой холм, бугор.

идти с трудом, медленно.

Пригорок

-Чтение стихов отличается от чтения рассказов?

- Кто знает как нужно читать стихи? ( медленно, четко проговаривая слова, соблюдая знаки препинания)

-У вас на партах есть подсказки как правильно расставить паузы в стихотворении.

Работая в парах расставьте в стихотворении паузы /- короткая пауза. //- длинная пауза.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Давайте разделим стихотворение на смысловые части и поработаем в группах

1 группа – первые 4 строки

Вопросы для 1группы:

- Какое время суток описывается в стихотворении? (вечер)

-Откуда возвращались дети? ( с прогулки)

-Как они шли? ( разухабистой гурьбой)

-Почему автор говорит идут, бредут? ( Устали)

-Какова была их дорога? ( по сугробам, по пригоркам)

-Как вы думаете от чего образовались сугробы? ( недавно был снегопад)

-Как можно озаглавить эту строфу? ( возвращение домой )

2 группа – следующие 9 строк

Вопросы для 2 группы:

-Как вы думаете почему детям надоели салазки? (нагулялись, устали)

-Как дети слушают сказки? ( Садятся в два рядка, еле дышат)

-Что делают дети, когда мама зовет их спать? ( Притворяются, что не слышат)

-Озаглавьте эту часть (Бабушкины сказки)

3 группа- последние строки

Вопросы для 3 группы

-Почему дети не хотят идти спать? ( интересно бабушка рассказывает сказки)

-Что значит сидеть до зари? (до утра)

- Почему дети снова загалдели? ( им не хочется идти спать, хочется слушать еще)

Озаглавьте эту часть (сказки до зари)

-Ребята, давайте пофантазируем и представим себя в роли кинорежиссеров, которые будут составлять диафильм к стихотворению,

Писателями, которые напишут план по прочитанному стихотворению и поэтами, они должны будут придумать другую концовку к этому стихотворению, у них интересная ,но пожалуй самая трудная работа.

( каждая группа делает отчет о выполненной работе, учитель вывешивает результаты на доску). Молодцы все справились с заданиями.

-О чем это стихотворение? ( о детстве)

-Какие чувства передал в стихотворении Сергей Есенин? (радости, беззаботности, доброты, воспоминания о детстве, когда рядом любимая бабушка, которая рассказывает сказки, печет вкусные булочки).

Синквейн (Слайд 5)

1. На листочках запишите название стихотворения.( Бабушкины сказки)

2. Запишите три существительных. (Радость, счастье, сказки)

3. Два прилагательных ( веселые, счастливые)

4. Два глагола ( гуляем, слушаем)

5. Ключевое слово, о чем это стихотворение?

Какое время жизни у человека самое счастливое? (Детство)

Дома выучите это стихотворение наизусть. (Слайд 6)

Начинали мы урок с радостного настроения ,если ваше настроение не изменилось покажите добрых сказочных героев, если вам стало грустно покажите злых сказочных героев. Я вам тоже дарю свое доброе, веселое настроение.

( Слайд 7)Спасибо за урок. Я думаю, что творчество Есенина вас заинтересовало.

С.А.Есенин – русский поэт. Он не писал стихи только для детей, как Агния Барто или Самуил Маршак, но часть его творчества все же была посвящена малышам и подросткам. Детские стихи Есенина стали появляться, когда поэту еще не было 20 лет. «Стихи начал слагать рано. Толчки к этому давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад, вспоминал Есенин из своей биографии. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Она подталкивала Сергея к сочинению стихов.

С.А.Есенин – русский поэт. Он не писал стихи только для детей, как Агния Барто или Самуил Маршак, но часть его творчества все же была посвящена малышам и подросткам. Детские стихи Есенина стали появляться, когда поэту еще не было 20 лет. «Стихи начал слагать рано. Толчки к этому давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад, вспоминал Есенин из своей биографии. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Она подталкивала Сергея к сочинению стихов.

Карта урока

  1. Узнайте, как зовут автора сегодняшнего урока.

4 6 1 3 5 2 1 2 3 4 5 6

Н Н Е Е И С

  1. Работа в парах. Соедините стрелками слова с их лексическим значением.

шумная, веселая группа людей.

Задворки

Разухабистая гурьба громко говорить, орать.

Опостылеть место за дворами, позади изб.

надоесть, надоевший, надоедать.

Галдеть

Брестинебольшой холм, бугор.

идти с трудом, медленно.

Пригорок

  1. Расставьте паузы в стихотворении, когда стоит запятая ставим одну наклонную линию / , когда стоит точка в стихотворении ставим две наклонные линии //.

  2. Работа в группах ( 1 группа)- разбирает первые 4 строки.

-Какое время суток описывается в стихотворении?

-Откуда возвращались дети?

-Как они шли?

-Почему автор говорит: идут, бредут?

-Какова была их дорога?

-Как вы думаете, от чего образовались сугробы?

-Как можно озаглавить эту строфу?

  1. Работа в группах. Группа «КИНОРЕЖИССЕРОВ». Составьте диафильм по стихотворению С.А.Есенина «Бабушкины сказки»

Карта урока

  1. Узнайте, как зовут автора сегодняшнего урока.

4 6 1 3 5 2 1 2 3 4 5 6

Н Н Е Е И С

  1. Работа в парах. Соедините стрелками слова с их лексическим значением.

шумная, веселая группа людей.

Задворки

Разухабистая гурьба громко говорить, орать.

Опостылеть место за дворами, позади изб.

надоесть, надоевший, надоедать.

Галдеть

Брестинебольшой холм, бугор.

идти с трудом, медленно.

Пригорок

  1. Расставьте паузы в стихотворении, когда стоит запятая ставим одну наклонную линию / , когда стоит точка в стихотворении ставим две наклонные линии //.

  2. Работа в группах ( 2 группа)- разбирает следующие 8 строк.

-Как вы думаете, почему детям надоели салазки?

-Как дети слушают сказки?

-что делают дети, когда мама зовет их спать?

-Озаглавьте эту часть.

5. Работа в группах. Группа «ПИСАТЕЛЕЙ» Вы должны составить план по строфам стихотворения.

План

Загалдели, начинаем приставать. 1.

Возвращение домой. 2.

Сказки до утра. 3.

Чтение сказок. 4.

Хитрости детей. 5.

Карта урока

  1. Узнайте, как зовут автора сегодняшнего урока.

4 6 1 3 5 2 1 2 3 4 5 6

Н Н Е Е И С

  1. Работа в парах. Соедините стрелками слова с их лексическим значением.

шумная, веселая группа людей.

Задворки

Разухабистая гурьба громко говорить, орать.

Опостылеть место за дворами, позади изб.

надоесть, надоевший, надоедать.

Галдеть

Брестинебольшой холм, бугор.

идти с трудом, медленно.

Пригорок

  1. Расставьте паузы в стихотворении, когда стоит запятая ставим одну наклонную линию / , когда стоит точка в стихотворении ставим две наклонные линии //.

  1. Работа в группах ( 3 группа)- разбирает последние 8 строк.

-Почему дети не хотят идти спать?

-Что значит сидеть до зари?

-Почему дети снова загалдели?

-Озаглавьте эту часть.

5. Работа в группах. Группа «ПОЭТОВ» Вам нужно составить другую концовку к этому стихотворению.

Долго бабушку ______________________

Все мы сказку рассказать.

А нам бабушка_______________________

«Хватит, детки, нужно спать!

Крепко бабушку_________________________

Поцелуем и прижмём.

« Знаем нам ты не откажешь,

Много сказок нам ________________________

У свечи под огоньком,

А поспим мы завтра ____________________!

Слова для справок: (просили, сказала, обнимем, расскажешь, днём).

infourok.ru

Анализ стихотворения Есенина Бабушкины сказки

Стихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно, что разъехались друг от друга. И маленький Серёжа переехал жить в другой дом.

Там ещё жили трое подростков, тоже родственников Есенина. Иногда в гости приезжали и другие дети. И всегда была шумная, весёлая компания. Бабушка поощряла страсть Серёжи Есенина к устному живому слову и подталкивала к собственному творчеству. А дедушка по субботам и воскресеньям пересказывал ему книги – Библию и священную историю.

Как поэт позже писал в своей биографии, писать стихотворения он начал, подражая частушкам. А ещё когда бабушкины сказки ему не нравились из-за плохих концовок, он переделывал их на свой лад.

Так что неудивительно, что самые счастливые воспоминания Есенина были связаны с детством. Когда ему было 16 лет, бабушка умерла. Будущий поэт вернулся в родительский дом, и там он чувствовал себя никому не нужным. Там же и созрело его желание переехать в Москву и стать поэтом. Что и было осуществлено. А в 1915 году появилось стихотворение «Бабушкины сказки».

Дети идут домой зимой вечером. Они садятся в два ряда слушать новую бабушкину сказку – или не новую, но всё равно добрую и хорошую. Дети внимательно слушают и притворяются, что не слышат, как мама зовёт их спать, ведь скоро полночь. И бабушка не слышит.

Сказки кончились и пора по кроватям, но дети возбуждены, они не хотят спать. И снова пристают к бабушке с просьбами рассказать новую сказку. Бабушка не может отказать, только скажет несмело: зачем сидеть до зари? Но детям всё равно.

И эти свои воспоминания Есенин перенёс в стихотворение «Бабушкины сказки». Оно возвращает и нас в детство, у каждого своё.

По плану

Картинка к стихотворению Бабушкины сказки

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гумилева Заблудившийся трамвай 11 класс

    Тяжелое время наступило для России. С 1917 года страна погрузилась в ужасы гражданской войны. Началась борьба за власть между различными классами населения. Много кто хотел хоть как-то добраться или ухватить кусочек власти. Многие поэты

  • Анализ стихотворения Ахмадулиной Прощание

    Как правило, самыми проникновенными стихотворениями являются те, которые пропитаны болью утраты. Таким стихотворением и является «Прощание» Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Данное произведение было написано в тяжелый

  • Анализ стихотворения Гиппиус Пауки

    Паук – идеальный хищник. Он не выходит на охоту, но жертва сама приходит в его паутину. Паук ненасытен, но может долго голодать. Его почти никто не ест, но он может съесть любое насекомое, а если паук достаточно крупный, то и птицу.

  • Анализ стихотворения Пушкина Телега жизни

    Лирика Пушкина слишком универсальна и всепоглощающа. Она не только интригует она, будто затрагивает всю жизнь человека. Через свои произведения автор словно передает собственные жизненные наблюдения и даже пытается познать и дать ответы

  • Анализ стихотворения Некрасова Горящие письма

    В творчестве Николая Алексеевича Некрасова присутствовала любовная лирика. Много стихотворений поэт посвятил любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой. Влюблённые были счастливы, но их отношения сопровождались

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

О бабушке поэт вспоминает с большой теплотой: «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ». Вот эта самая бабушка знала много сказок, старинных преданий. Когда Сергею исполнилось 16 лет, Натальи Евстихиевны не стало, и он впервые почувствовал боль и одиночество. Не кто иной, как бабушка, привила Есенину любовь к чтению и к литературе в целом.

Спустя годы, Сергей напишет стихотворение, посвященное ей, любимой и незабвенной. «Бабушкины сказки» - так назвал Есенин произведение, в котором описывает эпизод своего детства. Мало того, что у мальчика были весёлые дядюшки, так ещё очень часто другие внуки приезжали навестить деда и бабушку. Они подолгу гостили у стариков. Ох, тогда становилось безумно весело! Дети находили для себя уйму развлечений. А, наигравшись вдоволь, уставшие и счастливые торопились домой к бабушке и к печке.

«… По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака».

Автор просто и незатейливо описывает вечера в деревне, особенно зимой, когда дети усаживаются рядом с бабушкой и, затаив дыхание, слушают её сказки. Неизвестно, какие именно сказки она рассказывала, но дети в эти минуты забывали, что уже давно пора спать. Они с головой окунались в тот волшебный мир, о котором повествует бабушка Наталья. Её тихий журчащий голос завораживает детей. Они делают вид, что не слышат, как зовёт их мама, и готовы слушать чудесные истории до утра, представлять себя героями, прекрасными принцами и принцессами, совершать подвиги и бороться с чудовищами.

«И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт!»

Поэзия Есенина кажется удивительно невесомой, доступной, легко читаемой и воспринимаемой, и вместе с тем утончённой, глубокой, возвышенной. Его творчеству присущи проникновенный лиризм, глубина философской мысли. У Есенина природа обобществляется с человеком и потому так глубоко волнует нас. Его поэзия наполнена любовью к людям, к природе, Родине, проникнута тонкой душевностью.

Есенин… Поэт, любимый многими. Его стихи кажутся такими летящими, звонкими, певучими. Композиторы часто писали музыку на его стихи. Родился поэт в Рязанской области 21 сентября (по старому стилю 3 октября) 1895 года в крестьянской семье. Прожил всего 30 лет, но оставил после себя богатое наследие лирических произведений. Сергей Александрович был последним поэтом, воспевавшим ту крестьянскую Русь, где он родился и вырос.

Когда маленькому Серёже исполнилось 2 года, родители расстались, и он воспитывался у дедушки по материнской линии, по тем временам довольно зажиточному. У деда было ещё трое взрослых сыновей, отчаянные шалопаи и шутники. С ними да с двоюродными братьями прошло детство Есенина.

Вариант 2

Много раз Есенин говорил о том, что самые запоминающие воспоминания, о которых он всегда рассказывал с восхищением и удовольствием, и это все было с ним в детстве. Конечно, он не родился в богатой семье, где все у него было. Наоборот, он родился в простой семье крестьян. Им постоянно не хватало денег. А немного погодя родители писателя разругались и стали жить раздельно. А вот Есенин отправился жить к бабушке. И после этого очень долго не виделся ни с родителями, ни с сестрами. Вот только скучно ему не было, ведь к ним постоянно приезжали другие дети и они вместе очень весело и шумно проводили время и всегда находили, чем заняться.

Есенин сначала писал стихотворения, а потом читал их бабушке и ей это все очень даже нравилось. И она все больше и больше начала подталкивать его к тому, чтобы он самостоятельно начал сочинять стихотворения, а потом выставлять на всеобщее обозрение. А тем временем дедушка каждый вечер пересказывал ему Библию.

Кроме этого иногда бабушка рассказывала своему внуку разные сказки, вот только Есенину не нравились они и тогда он решил просто переделывать их по-своему.

Когда парню исполнилось шестнадцать лет, то у него умерла любимая бабушка. А немного попозже он решил вернуться в свой дом, где он родился и вырос, хотя чувствовал себя не совсем уютно здесь. Но прожил он здесь недолго, а потом перебрался в Москву, где и решил, что станет поэтом. Вот отсюда и немного погодя и появилось новое стихотворение под названием «Бабушкины сказки», которое было написано в 1915 году.

Зимой большое количество детей собирались в доме у Есенина и слушали как его бабушка рассказывает разные сказки на ночь, а потом просили еще и еще. Порой бабушка рассказывала новые сказки, а есть и такие, которые раньше ребята уже слышали. Иногда они делают вид, что ничего не слышат, и продолжают слушать сказки.

Когда сказки кончились, все расходятся по кроватям, а спать им совсем не хочется. И тайком бегут к бабушке и просят еще сказки. Конечно же, бабушка не может им отказать, вот только уже очень поздно и ей тоже хочется отдохнуть. Вместе с этими сказками каждый ребенок ощущает себя настоящим героем, которые также как и герои сказки могут совершать настоящие чудеса.

Анализ стихотворения Бабушкины сказки по плану

Бабушкины сказки

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Маяковского Нате!

    На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного.

  • Анализ стихотворения Близнецы Тургенева 7 класс

    Это стихотворение, точней, белый стих Ивана Тургенева передаёт то самое (неоднозначное, странное, даже жуткое) ощущение, которое испытал сам автор.

  • Анализ стихотворения Дедушка Некрасова

    Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями

  • Анализ стихотворения Баратынского Пироскаф

    Данное стихотворение написано Боратынским под влиянием его поездки в Италию. Эта страна ассоциировалась у него с классической красотой Древнего Рима.

  • Анализ стихотворения Фета На заре ты ее не буди

    Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «На заре ты ее не буди…» было написано в 1842 году. В том же году оно было положено на музыку и стало народным романсом

sochinite.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.