Анапест примеры стихов


Что такое анапест в литературе? Пример анапеста

В прошлом, во времена Серебряного века литературы, соблюдение размера было исключительной необходимостью. Сейчас в среде современных поэтов есть тенденция пренебрегать размером ради уникальности образа, многие намеренно заменяют в своих произведениях гармонию на диссонанс звуков для обличения негативных моментов реальности. Однако есть и современные любители стихов с чистым метром.

Остановимся на таком размере, как анапест. Пример анапеста найдем у таких поэтов, как Александр Блок, Афанасий Фет, Александр Твардовский, Александр Пушкин, Иван Бунин и другие.

Этимология слова "анапест"

Попытаемся узнать, что такое анапест в литературе. И примеры знаменитых поэтов будут в этом деле учебным материалом. Значение слова близко удастся рассмотреть, когда приходит понимание его истоков. Само слова "анапест" произошло от греческого и означает "обратный". То есть в этом случае имеется в виду противоположность анапеста дактилю. Трехсложный дактиль отличается ударением на 1 слог соответственно, его ритмика имеет интонацию «падения». Эта интонация прекрасно слышится в стихах, и даже для людей, не занимающихся анализом стихотворных строф, различение дактиля и анапеста не станет сложным заданием. Между ритмикой падающего и растущего слога есть середина — третий размер трехсложного «мира» в поэзии — амфибрахий, в котором ударение падает, как уже понятно многим, на 2 слог.

Трехсложный стихотворный размер анапест. В чем особенность?

Ударением пользуются, чтобы усилить логическое построение, указать основные понятия стихотворного сообщения. А также сохранить «мелодию» сказанного. Значение его в литературе неизмеримо. Анапест как размер обладает незабываемым ритмом. Трехсложный стихотворный размер может иметь до 5 слогов в строфе, как писал А. Фет. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии. Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам. Анапест — это трехсложный красивый размер, с нарастающей ритмикой слога. Чтобы его увидеть и ощутить слог, обязательно приведем пример анапеста.

Как определить размер?

Для определения размера стихотворение нужно обязательно написать на черновике, соблюдая строфы. Затем прочитать вслух, определяя ударные слоги голосом. Если ударение повторяется через 2 слога — это двухсложный размер, а когда через 3, то трехсложный.

Если не удается сперва понять размер точно, постарайтесь понять: это двухсложный или трехсложный стихотворный размер. Не отчаивайтесь сразу. Стоит сказать, что не все современные поэты знают абсолютно все стихотворные размеры, которых насчитывается, конечно, больше 5.

Примеры в стихах знаменитых поэтов

В моду анапест среди поэтов вошел в XX веке. Очень интересно узнать, как же использовали анапест в своих стихах признанные гении бесконечно молодых, хоть и старых исторических эпох. Для этого приведем пример анапеста в стихотворении мастера своего времени — Александра Блока.


Принимаю тебя, неудача,
И, удача, тебе мой привет. (А.Блок)

Ударения располагаются вот как: --/--/---/--/-

Александр Блок часто пользовался этим размером. Его стих захватывает душу и читается мелодично, хоть и напомним, что анапестом писать сложно. Вот еще один маленький пример анапеста в знаменитом стихотворении:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

Стихотворение написал Иван Бунин, и здесь также использован анапест.

Размеры в стихах А.С. Пушкина

Лучезарный поэт — А.С. Пушкин - не слишком жаловал анапест. Примеры стихов Пушкина, конечно, есть, и мы их приведем. Но в основном он использовал шестистопный ямб и экспериментировал с хореем. В то время анапест был в новинку, и только когда поэт в более позднем возрасте уже пытался разнообразить метрику и звучность стиха, стал иногда использовать трехсложный стихотворный размер.

Мы можем найти анапест в поэме «Цыгане». В этом произведении с помощью анапеста написан монолог героини Земфиры:

Ненавижу тебя,

Презираю тебя;

Я другого люблю,

Умираю любя.

Еще позже он написал в анапесте произведение «Будрыс и его сыновья», которое изучают в школах.

Только в зрелом возрасте поэт свободно писал всеми классическими размерами, и все его произведения отражают личный стиль. Причем это уже была отшлифованная долгим трудом стилистика, где свободно уживались все стихотворные размеры. Именно поэтому Пушкин и стал гением всех времен.

Как найти свой стихотворный размер?

Каждый в душе поэт, кто имеет чувства. Необязательно равняться на великих, когда пишешь для себя, лишь с целью выразить эмоции. Литературные произведения не пишутся под линейку, так как это живой и многоликий организм. Если у человека достаточно воображения и он знает литературные приемы, почему не попробовать найти свой стиль в поэзии? Пример анапеста вы уже видели, а помня, что иные отличаются только ударением, то легко проанализировать и иные размеры.

Сначала будет полезно прочитать пару сборников приятных вам поэтов и попытаться проанализировать, каким они пишут стихотворным размером. Это только для развития техники, никого не нужно копировать. Важно сохранять свою индивидуальность, как вот этот юноша:

Можно экспериментировать с различными размерами, пробовать выражать свою мысль нестандартно. Но всё-таки основы стихосложения нужно знать. Когда соблюдена ритмика, тогда стихотворение будет приятно читать. Оно не «режет уши» окружающим, а, наоборот, лелеет нежный слух.

fb.ru

Анапест

Другие категории

Слово анапест – греческое, переводится как «противоположный дактилю». То есть этот трёхсложный литературный размер – зеркальный вариант дактиля: если во втором случае первый слог ударный, а второй и третий безударны, то в случае анапеста всё наоборот. Когда последний из трёх слогов ударный, создаётся такое впечатление. как будто человек поднимается в гору.

Классический трёхсложный анапест моложе амфибрахия. Во времена Пушкина стихи нечасто писали анапестом – этот стихотворный размер был непривычным и весьма непростым. Поначалу и сам Король-тигр русских поэтов не жаловал анапест, и неудивительно – проще идти по прямой дороге или спускаться, нежели подниматься в гору. Но годы усердного труда не прошли даром – к тридцати годам А.С. Пушкин наконец-то познал своеобразие анапеста и начал использовать его наравне с другими классическими стихотворными размерами. Пушкин – истинный универсал в поэзии, и никому не удалось превзойти его.

А.А. Фет (Шеншин) прославился как поэт-лирик, и у него есть стихотворения, построенные на анапесте. Именно в таких стихах чувствуется лирика во всей красе. Мелодия этих стихов нетороплива.

Совсем другой случай – стихи Н.А. Некрасова. Если поэт и строил стихотворение на анапесте, то получалась отнюдь не лирика. Напротив, в таких стихах можно услышать нарастающее негодование, сама манера стиха напоминает речь профессионального оратора.

В конце 19 – начале 20 столетия одним из ведущих русских поэтов стал А.А. Блок. Этот мастер лирики создал много стихов, в основе коих – анапест. Эти стихи отчасти напоминают лирику Фета – с той самой неспешной чарующей мелодией, «берущей за душу».

 А как же советские поэты? В их стихах анапест нечасто встретишь – и неудивительно, учитывая сложность построения стиха на основе такого размера. Разве что А.Т. Твардовский мог без проблем писать стихи анапестом.

Анапест примеры

на нашем сайте

stiholov.ru

Амфибрахий, анапест, хорей, ямб, дактиль: примеры стихов :: SYL.ru

Любое стихотворное произведение можно отличить по размеру, которым оно написано. Дактиль, примеры которого приведены в этой статье, - это только один из них. Также существуют амфибрахий, анапест, хорей и ямб. Стоит отметить, что это только основные стихотворные размеры, в действительности их еще больше, некоторые из них на данный момент уже устарели. Отдельные поэты в своих произведениях придерживаются только одного заранее выбранного стихотворного размера, это может быть дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры вы найдете в этой статье. Другие пользуются различными техниками и стилями при написании своих стихов.

Стихотворные размеры

Примеры дактиля позволят вам наглядно представить себе, что это за стихотворный размер. В русском стихосложении чаще всего варьируется длина строчки поэтического произведения. Таким образом, каждый стихотворный размер подразделяется на несколько составляющих. Так, ямб может быть, к примеру, одностопным, двустопным или трехстопным.

Отличительной характеристикой практически любого стихотворного размера является присутствие или отсутствие цезуры (это ритмическая пауза) и каталектики (урезание и сокращение стопы).

Какими бывают стихотворные размеры?

Все стихотворные размеры, которые широко используются в русском стихосложении, можно условно разделить всего на три группы.

К первой относятся односложные размеры. Классический пример такого размера - брахиколон. Это однодольный размер, когда в каждой стопе содержится слово, состоящее строго из одного слога. При этом в одной строке произведения может быть несколько стоп, это вполне допускается правилами стихосложения.

Ко второй группе относятся двусложные размеры. Это, пожалуй, самые распространенные размеры в русской поэзии, к которым относятся ямб и хорей. О них мы еще поговорим более подробно.

В стихотворениях, написанных хореем, ударение всегда падает на первый слог в стопе. В произведениях, созданных при помощи ямба, ударение в обязательном порядке падает на последний слог в стопе.

И наконец третья группа называется логаэд. Его принципиальное отличие состоит в том, что если все приведенные ранее примеры стихотворных размеров основывались на последовательности любого количества стоп одного типа, то логаэд - это размер, при котором в одной строке могут чередоваться сразу несколько стоп.

Ямб

Примеры ямба, хорея, дактиля помогут вам без труда отличать один стихотворный размер от другого. В русском стихосложении ямбом называют стихотворный размер, при котором безударный слог постоянно чередуется с ударным.

Установить точную этимологию этого термина не представляется возможным до сих пор. Известно только, что так называемые ямбические песнопения были хорошо известны еще во время древних праздников в честь богини плодородия Деметры. Именно поэтому многие сейчас связывают рождение этого термина с именем служанки царя Келея, которую звали Ямба. Если вспомнить миф, только ей удалось развеселить Деметру, которая оставалась безутешной на протяжении длительного времени из-за того, что не могла найти свою дочь Персефону. Примечательно, что сделать это Ямбе удалось при помощи непристойных стихов.

По другой версии, имя Ямба является отголоском древнего слова, имеющего жаргонное значение. Получается, что так или иначе термин уходит своими корнями в ненормативную лексику. Правда, существует еще одна версия, по которой слово произошло от созвучного музыкального инструмента, который сопровождал исполнение ямбических песен.

Примеры использования ямба

Ямб хорошо известен еще со времен античной поэзии. Основное отличие ямба от других стихотворных размеров - его легкость, похожесть на обычную речь. Поэтому его чаще всего использовали поэты, которые писали драматические или лирические произведения. Например, трагикомедии или басни. А вот для эпических жанров ямб не подходил.

Ямб активно использовался и используется в русской поэзии. Например, его часто применял Александр Пушкин. Ямбом написано начало его знаменитого "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил..."). Это, кстати, пример четырехстопного ямба.

В русской поэзии четырехстопный ямб использовался в эпосе и лирике, пятистопный применялся в лирике и драмах XIX-XX веков, а шестистопный - в драмах и поэмах XVIII века. Выделяют также вольноразностопный ямб, который любили автора басен XVIII-XIX веков и комедий XIX века.

Хорей

Примеры дактиля и хорея помогут вам отличать один стихотворный размер от другого. Так, хорей - это двусложный стихотворный размер. В этом случае стопа содержит сначала долгий, а затем краткий слог, ударный слог, за которым следует безударный. Как и ямб, широко применяется в русском стихосложении.

Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.

Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение "Зимний вечер", которое начинается строчкой "Буря мглою небо кроет...".

Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...". Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.

Дактиль

Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.

Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.

Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова - "Тучки небесные, вечные странники...". Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза "Вырыта дактилем яма глубокая".

В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный - в XIX столетии.

Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.

Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.

Амфибрахий

Пять основных стихотворных размеров российской поэзии - это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.

Амфибрахий - это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог - ударный слог - безударный слог.

В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.

Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении "Мороз-воевода" есть такие строки: "Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои".

Анапест

Анапест - это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.

В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.

В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.

Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока - "О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта".

Гекзаметр

Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.

Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.

Гекзаметр использовал Гомер при написании "Иллиады" и "Одиссеи". Есть понятие и "современный гекзаметр", которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.

www.syl.ru

Пятистопный анапест (антология): davidaidelman — LiveJournal

Пятистопный анапест. Занудный, но опровергающий скуку. Его семантический ореол: смерть, осень, золото, мёд, плохая погода, переживаемая буря. Не обязательно всё вместе, но грустно, высокопарно, блестяще и тягуче.

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

Золотистого меда струя из бутылки текла
Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
— Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела.

Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь.
Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни.
Далеко в шалаше голоса — не поймешь, не ответишь.

После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
Как ресницы на окнах опущены темные шторы.
Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

Я сказал: виноград, как старинная битва, живет,
Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена —
Не Елена — другая, — как долго она вышивала?

Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

11 августа 1917, Алушта

ИВАН БУНИН
«За измену»

Вспомни тех, что покинули
страну свою ради страха смерти
.
Коран

Их Господь истребил за измену несчастной отчизне,
Он костями их тел, черепами усеял поля.
Воскресил их Пророк: он просил им у Господа жизни.
Но позора Земли никогда не прощает Земля.

Две легенды о них прочитал я в легендах Востока.
Милосерда одна: воскрешенные пали в бою.
Но другая жестока: до гроба, по слову Пророка,
Воскрешённые жили в пустынном и диком краю.

В день восстанья из мёртвых одежды их чёрными стали,
В знак того, что на них — замогильного тления след,
И до гроба их лица, склонённые долу в печали,
Сохранили свинцовый, холодный, безжизненный цвет.

<1903—1905>

ИВАН БУНИН

Смотрит месяц ненастный, как сыплются жёлтые листья,
Как проносится ветер в беспомощно-зыбком саду.
На кусты и поляны в тоске припадают деревья:
«Проноси, вольный ветер, скорей эту жуткую ночь!

Не за то ль так нещадно нас мучит холодная осень,
Что цвели мы весной, упиваясь улыбкой небес,
Забывая в дни счастья про чёрные ночи ненастья, —
Роковую расплату за радость весны и любви?»

С неземною печалью глядит затуманенный месяц…
Ветер в жутком восторге проносится в чёрных кустах:
«Достигайте в несчастии радости мук беспредельных!
Приготовьтесь к Великому мукой великих потерь!»
1901

АФАНАСИЙ ФЕТ

Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури,
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами,
Ни огня на земле, ни звезды в овдовевшей лазури,
Всё сорвать хочет ветер, всё смыть хочет ливень ручьями.

Никого! Ничего! Даже сна нет в постели холодной,
Только маятник грубо-насмешливо меряет время.
Оторвись же от тусклой свечи ты душою свободной!
Или тянет к земле роковое, тяжелое бремя?

О, войди ж в этот мрак, улыбнись, благосклонная фея,
И всю жизнь в этот миг я солью, этим мигом измерю,
И, речей благовонных созвучием слух возлелея,
Не признаю часов и рыданьям ночным не поверю!
Конец 1860-х гг. (?)

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

«Альбатрос»

Над пустыней ночною морей альбатрос одинокий,
Разрезая ударами крыльев солёный туман,
Любовался, как царством своим, этой бездной широкой,
И, едва колыхаясь, качался под ним Океан.

И порой омрачаясь, далёко, на небе холодном,
Одиноко плыла, одиноко горела Луна.
О, блаженство быть сильным и гордым и вечно свободным!
Одиночество! Мир тебе! Море, покой, тишина!

АЛЕКСЕЙ СУРКОВ

До чего же бывает речная вода хороша,
Если пить ее в полдень большими глотками из каски.
Отлетает усталость. Теплеет живая душа,
Как в недавнее время теплела от девичьей ласки.

А когда ту реку называют, к примеру, Днепром,
И снаряды у борта ложатся все чаще и чаще,
И двенадцатый "юнкерс" заходит в пике на паром, -
Вам водица покажется меда пчелиного слаще.

Мы сотрем рукавами холодного пота следы,
Вспомним прошлое лето - и Волгу, и Маныч, и Терек,
И, хмелея от ветра и чистой днепровской воды,
Ураганом атаки сорвемся с парома на берег.
1943

БУЛАТ ОКУДЖАВА

О Володе Высоцком я песню придумать решил:
вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную землю спустился.

1980

СТАНИСЛАВ МИНАКОВ

Обещал, что скажу. Вот теперь говорю: золотой.
Словно шар золотой за душою Святого Франциска,
Этот мир — золотой. Подступивший так явственно, близко,
Но, как тайная тайна, в светящийся кокон свитой.

Чей анапест лелеет надежду в любой запятой,
Чьи слова сочетаются в речь, как янтарная низка,
Тот не ведает страха и дышит веселием риска,
И идет, восхищенный, вослед за державной пятой

Проходящего в Силе и Славе Своей Золотой —
Вне исчадий, глядящих в упор, но не видящих чуда.
Лишь тебе, моя певчая радость, родная пичуга,
Обещанье мое: золотой... золотой... золотой..

davidaidelman.livejournal.com

Анапест в литературе: пример

В прошлом, во времена Серебряного века литературы, соблюдение размера было исключительной необходимостью. Сейчас в среде современных поэтов есть тенденция пренебрегать размером ради уникальности образа, многие намеренно заменяют в своих произведениях гармонию на диссонанс звуков для обличения негативных моментов реальности. Однако есть и современные любители стихов с чистым метром.

Остановимся на таком размере, как анапест. Пример анапеста найдем у таких поэтов, как Александр Блок, Афанасий Фет, Александр Твардовский, Александр Пушкин, Иван Бунин и другие.

Этимология слова "анапест"

Попытаемся узнать, что такое анапест в литературе. И примеры знаменитых поэтов будут в этом деле учебным материалом. Значение слова близко удастся рассмотреть, когда приходит понимание его истоков. Само слова "анапест" произошло от греческого и означает "обратный". То есть в этом случае имеется в виду противоположность анапеста дактилю. Трехсложный дактиль отличается ударением на 1 слог соответственно, его ритмика имеет интонацию «падения». Эта интонация прекрасно слышится в стихах, и даже для людей, не занимающихся анализом стихотворных строф, различение дактиля и анапеста не станет сложным заданием. Между ритмикой падающего и растущего слога есть середина — третий размер трехсложного «мира» в поэзии — амфибрахий, в котором ударение падает, как уже понятно многим, на 2 слог.

Трехсложный стихотворный размер анапест. В чем особенность?

Ударением пользуются, чтобы усилить логическое построение, указать основные понятия стихотворного сообщения. А также сохранить «мелодию» сказанного. Значение его в литературе неизмеримо. Анапест как размер обладает незабываемым ритмом. Трехсложный стихотворный размер может иметь до 5 слогов в строфе, как писал А. Фет. Голос читающего нарастает от 1 слога до последнего в прогрессии. Это придает сказанному особую важность, величие и серьезность текстам. Анапест — это трехсложный красивый размер, с нарастающей ритмикой слога. Чтобы его увидеть и ощутить слог, обязательно приведем пример анапеста.

Как определить размер?

Для определения размера стихотворение нужно обязательно написать на черновике, соблюдая строфы. Затем прочитать вслух, определяя ударные слоги голосом. Если ударение повторяется через 2 слога — это двухсложный размер, а когда через 3, то трехсложный.

Если не удается сперва понять размер точно, постарайтесь понять: это двухсложный или трехсложный стихотворный размер. Не отчаивайтесь сразу. Стоит сказать, что не все современные поэты знают абсолютно все стихотворные размеры, которых насчитывается, конечно, больше 5.

Примеры в стихах знаменитых поэтов

В моду анапест среди поэтов вошел в XX веке. Очень интересно узнать, как же использовали анапест в своих стихах признанные гении бесконечно молодых, хоть и старых исторических эпох. Для этого приведем пример анапеста в стихотворении мастера своего времени — Александра Блока.


Принимаю тебя, неудача,
И, удача, тебе мой привет. (А.Блок)

Ударения располагаются вот как: --/--/---/--/-

Александр Блок часто пользовался этим размером. Его стих захватывает душу и читается мелодично, хоть и напомним, что анапестом писать сложно. Вот еще один маленький пример анапеста в знаменитом стихотворении:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья...

Стихотворение написал Иван Бунин, и здесь также использован анапест.

Размеры в стихах А.С. Пушкина

Лучезарный поэт — А.С. Пушкин - не слишком жаловал анапест. Примеры стихов Пушкина, конечно, есть, и мы их приведем. Но в основном он использовал шестистопный ямб и экспериментировал с хореем. В то время анапест был в новинку, и только когда поэт в более позднем возрасте уже пытался разнообразить метрику и звучность стиха, стал иногда использовать трехсложный стихотворный размер.

Мы можем найти анапест в поэме «Цыгане». В этом произведении с помощью анапеста написан монолог героини Земфиры:

Ненавижу тебя,

Презираю тебя;

Я другого люблю,

Умираю любя.

Еще позже он написал в анапесте произведение «Будрыс и его сыновья», которое изучают в школах.

Только в зрелом возрасте поэт свободно писал всеми классическими размерами, и все его произведения отражают личный стиль. Причем это уже была отшлифованная долгим трудом стилистика, где свободно уживались все стихотворные размеры. Именно поэтому Пушкин и стал гением всех времен.

Как найти свой стихотворный размер?

Каждый в душе поэт, кто имеет чувства. Необязательно равняться на великих, когда пишешь для себя, лишь с целью выразить эмоции. Литературные произведения не пишутся под линейку, так как это живой и многоликий организм. Если у человека достаточно воображения и он знает литературные приемы, почему не попробовать найти свой стиль в поэзии? Пример анапеста вы уже видели, а помня, что иные отличаются только ударением, то легко проанализировать и иные размеры.

Сначала будет полезно прочитать пару сборников приятных вам поэтов и попытаться проанализировать, каким они пишут стихотворным размером. Это только для развития техники, никого не нужно копировать. Важно сохранять свою индивидуальность, как вот этот юноша:

Можно экспериментировать с различными размерами, пробовать выражать свою мысль нестандартно. Но всё-таки основы стихосложения нужно знать. Когда соблюдена ритмика, тогда стихотворение будет приятно читать. Оно не «режет уши» окружающим, а, наоборот, лелеет нежный слух.

autogear.ru

Мне нужны примеры ямба,хорея,дактиля,амфибрахия и анапеста,пожалуйста!!!

Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А. С. Пушкин) Хорей (греч. choreios — плясовой) , или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. * Пример: Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. (А. С. Пушкин) Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. * Пример: В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! (Н. А. Некрасов) Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. * Пример: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. (М. Ю. Лермонтов) Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т. е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. * Пример: Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. (А. Блок)

Нет больше света в темноте Горят огни да всё не те… Корабль ищет путь домой Но ночь играет вновь с луной… Бушует шторм, волна поёт Лишь компас путь назад найдёт

Пример четырехстопного хорея: Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Ви́хри сне́жныЕ крутя́; __/ __ __/ __ __ __ __/ (А. С. Пушкин) Разбор: Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер. В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы. Хорей __/__ Пример пятистопного хорея: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу; __ __ __/__ __/__ __ __ __/__ СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т; ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/ НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу, ___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __ И звезда́ с звездо́ю гОвори́т. __ __ __/ _____ __/__ __ __ _/ (М. Ю. Лермонтов) Хорей __/__ Пример трехстопного хорея: Ла́сточкИ пропа́ли, __/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́й __/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ли __/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ть, мелька́ли __/ __ __/ __ __/ __ Во́н над то́й горо́й. __/ __ __/ __ __/ (А. Фет) Хорей __/__ Пример четырехстопного ямба: Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́чше вы́думАть не мо́г. __ __/ __ __/ __ __ __ __/ (А. С. Пушкин) Ямб __ __/ Пример четырехстопного ямба: Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́й яви́лась ты́ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́тноЕ виде́нье __ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ний чи́стой крАсоты́ __ __/ __ __/ __ __ __ __/ (А. С. Пушкин) Ямб __ __/ Пример пятистопного ямба: Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть… __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/ (А. С. Пушкин) Ямб __ __/ Пример пятистопного ямба: Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т, __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й. __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ (Шекспир; перевод С. Я. Маршак) Ямб __ __/ Пример трехстопного дактиля: Кто́ бы ни зва́л - не хочу́ __/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́вую не́жность __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ть безнаде́жность __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́, замыка́ясь, молчу́. __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Блок) Дактиль __/__ __ Пример четырехстопного дактиля: Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ (М. Ю. Лермонтов) Дактиль __/__ __ Пример четырехстопного дактиля: Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный __/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́здух уста́лые си́лы бодри́т… __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н. А. Некрасов) Дактиль __/__ __ Пример трёхстопного амфибрахия: Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́р побежа́ли ручьи́ - __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́з-воево́да дозо́ром __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́дит владе́нья свои́. __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н. А. Некрасов) Амфибрахий __ __/__ Пример четырехстопного амфибрахия: Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́ __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ц, не люби́вший поко́я. __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __ (Н. А. Некрасов) Амфибрахий __ __/__ Пример

Пример четырехстопного хорея: Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Ви́хри сне́жныЕ крутя́; __/ __ __/ __ __ __ __/ (А. С. Пушкин) Разбор: Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер. В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы. Хорей __/__ Пример пятистопного хорея: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу; __ __ __/__ __/__ __ __ __/__ СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т; ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/ НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу, ___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __ И звезда́ с звездо́ю гОвори́т. __ __ __/ _____ __/__ __ __ _/ (М. Ю. Лермонтов) Хорей __/__ Пример трехстопного хорея: Ла́сточкИ пропа́ли, __/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́й __/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ли __/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ть, мелька́ли __/ __ __/ __ __/ __ Во́н над то́й горо́й. __/ __ __/ __ __/ (А. Фет) Хорей __/__ Пример четырехстопного ямба: Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́чше вы́думАть не мо́г. __ __/ __ __/ __ __ __ __/ (А. С. Пушкин) Ямб __ __/ Пример четырехстопного ямба: Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́й яви́лась ты́ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́тноЕ виде́нье __ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ний чи́стой крАсоты́ __ __/ __ __/ __ __ __ __/ (А. С. Пушкин) Ямб __ __/ Пример пятистопного ямба: Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть… __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/ (А. С. Пушкин) Ямб __ __/ Пример пятистопного ямба: Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т, __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й. __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ (Шекспир; перевод С. Я. Маршак) Ямб __ __/ Пример трехстопного дактиля: Кто́ бы ни зва́л - не хочу́ __/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́вую не́жность __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ть безнаде́жность __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́, замыка́ясь, молчу́. __/ __ __ __/ __ __ __/ (А. Блок) Дактиль __/__ __ Пример четырехстопного дактиля: Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ (М. Ю. Лермонтов) Дактиль __/__ __ Пример четырехстопного дактиля: Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный __/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́здух уста́лые си́лы бодри́т… __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н. А. Некрасов) Дактиль __/__ __ Пример трёхстопного амфибрахия: Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́р побежа́ли ручьи́ - __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́з-воево́да дозо́ром __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́дит владе́нья свои́. __ __/ __ __ __/ __ __ __/ (Н. А. Некрасов) Амфибрахий __ __/__ Пример четырехстопного амфибрахия: Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́ __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ц, не люби́вший поко́я. __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __ (Н. А. Некрасов) Амфибрахий __ __/__ Пример

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.