Алимбаев м стихи 3 класс


Стихи для детей: Музафар Алимбаев (Казахстан)

Музафар АЛИМБАЕВ (Казахстан)


Нитку вдеть – для пальца
Непосильный труд,
Но зато ДВА пальца
Платьице сошьют,
Три – в тетрадке нашей
Пишут хоть куда,
ДЕСЯТЬ – поле пашут,
Строят города!

Перевёл Яков Аким

"Мурзилка", 1986, №3


День назад мели метели,
А сегодня,
Всем слышны,
Вдруг запели-зазвенели
Капли – вестницы весны.

Вот они слетают в снег
С крыш,
С карнизов,
С мокрых слег,
То отдельно,
То гурьбой
И галдят наперебой:

- Эй, ребята,
Прячь ушанки,
Сбрасывайте валенки,
Потому что на полянке
Вновь видны проталинки.

И вот-вот проснётся степь,
Засинеют дали...
А иначе так вот петь
Мы бы - подождали!

Перевёл Игорь Мазнин

"Мурзилка", 1987, №3


Выросла смородина
Прямо на сосне,
То ли вправду выросла,
То ли снилось мне…

Улитка лань обогнала –
Летела без оглядки.
Медведя заяц уложил
В два счета на лопатки.

С земли на небо дождик шёл
И капал беспрестанно,
И было в небе много луж,
Как всё это ни странно…

Выросли на крыше груши,
Очень вкусные на вид.
Теплоход идет по суше
И прохожему гудит.

Перевёл Роман Сеф

"Мурзилка", 1986, №3


Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы, ата, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, -
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
- Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перевёл Роман Сеф

"Мурзилка", 1986, №3


Купила кукушку
На рынке старушка.
Зачем бы
Столетней старушке
Кукушка?
Закутала птицу
Хозяйка в тряпицу —
Должно быть,
За птичье здоровье
Боится.

Спросил я старушку:
— Зачем вам кукушка? —
И тут мне старушка
Шепнула на ушко:
— Слыхала, три века
Живёт эта птица.
Но хочется в этом
Самой убедиться!

"Мурзилка", 1989, №3

a-pesni.org

тексты и слова песни, видео

Музафар АЛИМБАЕВ (Казахстан)

ДЕСЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

Нитку вдеть – для пальца
Непосильный труд,
Но зато ДВА пальца
Платьице сошьют,
Три – в тетрадке нашей
Пишут хоть куда,
ДЕСЯТЬ – поле пашут,
Строят города!

Перевёл Яков Аким

«Мурзилка», 1986, №3

КАПЛИ

День назад мели метели,
А сегодня,
Всем слышны,
Вдруг запели-зазвенели
Капли – вестницы весны.

Вот они слетают в снег
С крыш,
С карнизов,
С мокрых слег,
То отдельно,
То гурьбой
И галдят наперебой:

— Эй, ребята,
Прячь ушанки,
Сбрасывайте валенки,
Потому что на полянке
Вновь видны проталинки.

И вот-вот проснётся степь,
Засинеют дали.
А иначе так вот петь
Мы бы — подождали!

Перевёл Игорь Мазнин

«Мурзилка», 1987, №3

НЕБЫЛИЦЫ

Выросла смородина
Прямо на сосне,
То ли вправду выросла,
То ли снилось мне…

Улитка лань обогнала –
Летела без оглядки.
Медведя заяц уложил
В два счета на лопатки.

С земли на небо дождик шёл
И капал беспрестанно,
И было в небе много луж,
Как всё это ни странно…

Выросли на крыше груши,
Очень вкусные на вид.
Теплоход идет по суше
И прохожему гудит.

Перевёл Роман Сеф

«Мурзилка», 1986, №3

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ

Слон муравью уступает дорогу:
— Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: — Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
— Вы, ата, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: — Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, —
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: — Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
— Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перевёл Роман Сеф

«Мурзилка», 1986, №3

ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ

Купила кукушку
На рынке старушка.
Зачем бы
Столетней старушке
Кукушка?
Закутала птицу
Хозяйка в тряпицу —
Должно быть,
За птичье здоровье
Боится.

Спросил я старушку:
— Зачем вам кукушка? —
И тут мне старушка
Шепнула на ушко:
— Слыхала, три века
Живёт эта птица.
Но хочется в этом
Самой убедиться!

Залайкать и забрать к себе на стену:

a-pesni.work

Музафар алимбаев стихи... -wolpik.ru

Музафар АЛИМБАЕВ (Казахстан) 

ДЕСЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

Нитку вдеть – для пальца
Непосильный труд,
Но зато ДВА пальца
Платьице сошьют,
Три – в тетрадке нашей
Пишут хоть куда,
ДЕСЯТЬ – поле пашут,
Строят города!

Перевёл Яков Аким

"Мурзилка", 1986, №3

КАПЛИ

День назад мели метели,
А сегодня,
Всем слышны,
Вдруг запели-зазвенели
Капли – вестницы весны.

Вот они слетают в снег
С крыш,
С карнизов,
С мокрых слег,
То отдельно,
То гурьбой
И галдят наперебой:

- Эй, ребята,
Прячь ушанки,
Сбрасывайте валенки,
Потому что на полянке
Вновь видны проталинки.

И вот-вот проснётся степь,
Засинеют дали...
А иначе так вот петь
Мы бы - подождали!

Перевёл Игорь Мазнин

"Мурзилка", 1987, №3

НЕБЫЛИЦЫ

Выросла смородина
Прямо на сосне,
То ли вправду выросла,
То ли снилось мне…

Улитка лань обогнала –
Летела без оглядки.
Медведя заяц уложил
В два счета на лопатки.

С земли на небо дождик шёл
И капал беспрестанно,
И было в небе много луж,
Как всё это ни странно…

Выросли на крыше груши,
Очень вкусные на вид.
Теплоход идет по суше
И прохожему гудит.

Перевёл Роман Сеф

"Мурзилка", 1986, №3

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ

Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы, ата, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, -
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
- Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перевёл Роман Сеф

"Мурзилка", 1986, №3

ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ

Купила кукушку 
На рынке старушка. 
Зачем бы 
Столетней старушке 
Кукушка? 
Закутала птицу 
Хозяйка в тряпицу — 
Должно быть, 
За птичье здоровье 
Боится. 

Спросил я старушку: 
— Зачем вам кукушка? — 
И тут мне старушка 
Шепнула на ушко: 
— Слыхала, три века 
Живёт эта птица. 
Но хочется в этом 
Самой убедиться! 

"Мурзилка", 1989, №3

КАПЛИ

День назад мели метели,
А сегодня,
Всем слышны,
Вдруг запели-зазвенели
Капли – вестницы весны.

Вот они слетают в снег
С крыш,
С карнизов,
С мокрых слег,
То отдельно,
То гурьбой
И галдят наперебой:

- Эй, ребята,
Прячь ушанки,
Сбрасывайте валенки,
Потому что на полянке
Вновь видны проталинки.

И вот-вот проснётся степь,
Засинеют дали...
А иначе так вот петь
Мы бы - подождали!

Перевёл Игорь Мазнин

"Мурзилка", 1987, №3

НЕБЫЛИЦЫ

Выросла смородина
Прямо на сосне,
То ли вправду выросла,
То ли снилось мне…

Улитка лань обогнала –
Летела без оглядки.
Медведя заяц уложил
В два счета на лопатки.

С земли на небо дождик шёл
И капал беспрестанно,
И было в небе много луж,
Как всё это ни странно…

Выросли на крыше груши,
Очень вкусные на вид.
Теплоход идет по суше
И прохожему гудит.

Перевёл Роман Сеф

"Мурзилка", 1986, №3

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ

Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы, ата, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, -
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
- Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перевёл Роман Сеф

"Мурзилка", 1986, №3

ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ

Купила кукушку 
На рынке старушка. 
Зачем бы 
Столетней старушке 
Кукушка? 
Закутала птицу 
Хозяйка в тряпицу — 
Должно быть, 
За птичье здоровье 
Боится. 

Спросил я старушку: 
— Зачем вам кукушка? — 
И тут мне старушка 
Шепнула на ушко: 
— Слыхала, три века 
Живёт эта птица. 
Но хочется в этом 
Самой убедиться! 

"Мурзилка", 1989, №3">

wolpik.ru

Урок литературного чтения 3 класс Музафар Алимбаев "Глаза голубые замли"

Краткосрочное планирование урока.

Литературное чтение, 3 класс, 4 четверть.

Тема: Музафар Алимбаев «Глаза голубые земли»»

Цель: пополнение знаний о жизни и творчестве великого казахского поэта

М. Алимбаева; воспитывать бережное отношение к природе, к животному миру, культуру общения и взаимоуважения, любовь и патриотизм к своей Родине,

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный момент. 3 мин.

Деление на группы.

Организация класса.

Звучит музыка леса, на фоне музыки нужно улыбнуться друг другу и пожелать хорошего дня. Слайд 1 рисунок природы.

Распределить детей в 5 групп по цветам

На обратной стороне листа даны слова.

Сущ, прил, глагол, предлог.

Мы сегодня будем говорить о ...природе.

Настраиваются психологически на начало урока, говорят пожелание своему однокласснику.

Выбирают один лист из 5 цветов. Читают слово на обратной стороне листа.

Составляют группой пословицу о природе.

4. Мотивационный этап.

На 2 слайде:

Строки из стихотворений, автором которых является Музафар Алимбаев.

-Сын степей

-Кто если не ты

-Наша родина Казахстан

-Ахмет по имени Рахмет

Кто автор, этих стихотворений? Помните ли вы их? Кто может прочитать несколько строк из стихотворений, по предложенному началу.

Слайд 3.

Портрет Музафара Алимбаева. Выполняется приём Корзина понятий.

Слайд 4. Дано высказывание М.Алимбаева:

Нашёл я однажды своё богатство и с той поры не расстаюсь с ним, стараюсь умножить это великое богатство – (……….).

Приём Отсроченная отгадка.

Начинают вспоминать пройденный материал, изученный в 1, 2 классе, произведения автора.

Смотря на портрет пытаться дать характеристику автора.

Поиск ассоциаций.

В течение урока мы попытаемся отгадать, что является богатством М. Алимбаева.

.

Операционный этап

Рефлексивный этап.

Знакомство с биографией автора по группам. Каждая группа получает биографию автора и должна рассказать её с помощью:

1) 50 слов, 2 ) 40 слов, 3) 30 слов, 4) 20 слов, 5) 10 слов.

Подведение итогов работы по группам.

Что помогло вам в вашей работе? Кому было легче всего? От количества СЛОВ зависит целостное восприятие текста.

Знакомство со стихотворением «Глаза голубые земли».

Чтение по кусочкам каждой группы.

Физминутка.

ДЕСЯТЬ ПАЛЬЦЕВ (автор М.Алимбаев)

Нитку вдеть – для пальца

Непосильный труд,

Но зато ДВА пальца

Платьице сошьют,

Три – в тетрадке нашей

Пишут хоть куда,

ДЕСЯТЬ – поле пашут,

Строят города!

Прочитать повторно самостоятельно и найти в тексте сравнения.

Задание каждой группе: задать один вопрос по прочитанному произведению другой группы.

Взаимооценивание.

К чему призывает своих маленьких читателей Музафар Алимбаев..

. И каким богатством делится с нами автор? Попытайтесь отгадать

Слайд 4. Нашёл я однажды своё богатство и с той поры не расстаюсь с ним, стараюсь умножить это великое богатство - слово»

Завет Музафара Алимбаева: «Благословение аксакала»

В ученье будь хватким, а в мыслях – не шатким

Всегда терпеливым и справедливым.

В работе - не грустным, надёжным, искусным.

Смелым - в беде, героем - в труде.

В словах - крепким, в делах - цепким,

Другом - верным, учеником – примерным!

Домашнее задание. Читать выразительно стихотворение. Нарисовать рисунок к нему.

Каждый ученик самостоятельно выделяет нужное количество слов, обсуждают в группе выбирают лучший вариант и зачитывают.

Один ученик говорит 1 предложение об авторе, выделяет для себя главное о нем. (слабый учащийся)

Чтение (глазами) – слежение по тексту, участие в беседе

Придумывают и выполняют движения.

Читают стихотворение, отвечают на вопросы.

Работа в парах. Выписать из текста сравнения.

Отвечают на поставленные вопросы.

Если не получается ответить у детей используется стратегия 10 вопросов (ответы да или нет)

Дифференцированное задание:

Написать краткое эссе 2- 3 предложения на тему СЛОВО(для ТИО)

Составить группой синквейн на тему «озеро».

Авторский стул. Чтение эссе на тему «слово».

Чтение синквейна.

Оценивание Две звезды одно пожелание.

Делают выводы, рефлексируют свою деятельность с помощью приёма светофор.

Учитель начальных классов: Зингатинова Ляззат Дюсенгазыевна

infourok.ru

Внеклассное чтение. Н.Поляков. Родина моя. М. Алимбаев. Иртыш.Программа "Атамұра"

Тема урока: Внеклассное чтение. Н.Поляков. Родина моя. М. Алимбаев. Иртыш.

Цели:

  • познакомить учащихся со стихами о Родине, научить читать их выразительно

  • развивать творческие способности учащихся

  • развивать навыки работы в группе,

  • умение находить главную мысль в тексте, концентрировать внимание и умение восстанавливать деформированный текст

  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Оборудование:

  • библиографические данные поэтов

  • карточка с вопросами для анализа произведения

  • конверты с названием стихов

  • конверты с разрезанными пословицами

  • таблица для анализа произведения

  • визитки «Сотрудник литературно-аналитического центра»

  • В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»

Ход урока

Организационный момент

Сегодня мы находимся в литературно-аналитическом центре и у нас есть возможность познакомиться с его работой.

(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)

Музыкальный эпиграф

(звучит песня Д. Кабалевского «Наш край» в исполнении учащихся)

- О чем вы спели?

Тема Родины действительно будет является главной в работе нашего литературно-аналитического центра.

Постановка целей и задач урока

Нашим сотрудникам, работающих в группах, предстоит сегодня познакомиться и проанализировать стихи поэтов о Родине.

Наша задача:- сравнить эти стихотворения и выяснить, как авторы в стихах передают свое отношение к Родине.

Все необходимое для работы находится у вас на столе, поэтому можно приступать к работе.

(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)

Проверка домашнего задания

  1. А начнем мы ее с проверки домашнего задания, где надо было составить рассказ о своей родной местности, исполь­зуя слова и выражения из текста.

(дети читают по цепочке)

Спасибо за ваше чтение.

- Как вы понимаете значение слова Родина? (ответы детей)

Различные авторы по-разному говорят о родине.

Мысли о Родине интересно сформулированы в народных пословицах, с которыми вы сейчас будете работать, потому что в пословицах хранится народная мудрость.

Работа с деформированным текстом

(каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу)

Сторона родная чужая мать а мачеха

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Не за родину – мать умирать страшно

За родину – мать не страшно умирать.

Изучение нового материала

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь найдите в хрестоматии фамилии авторов, с которыми мы сегодня познакомимся.

Сотрудники из каждой группы выступят с биографическими сообщениями (Приложение1)

(выступают дети)

- Что интересного узнали? (ответы детей)

- Примите позу слушатели и послушайте стихи Н.Поляков. Родина моя. М. Алимбаев. Иртыш. (стихи звучат в исполнении учителя)

- Выберите стихотворение, с которым вы будете работать

(задания в конвертах)

Прочитайте ваши стихи еще раз и найдите в них слова, значение которых вы не знаете.

Словарная работа

- Какие это слова?

Сизый туман, клубясь, целина.

- Где можно узнать значение этих слов?

- Словари есть у вас на столах, поэтому вы можете найти их значение.

(дети работают со словарями)

- Назовите значение этих слов

Молодцы, прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте отдохнем.

Физминутка

Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх – где там муха летит!
Глазами повертим, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.

Вам необходимо будет проанализировать стихи с помощью вопросов и рассказать о своем стихотворении от 3 лица.

(вопросы даны на карточках)

  1. Какое настроение передает нам автор в своем стихотворении? (радостное, грустное, возвышенное, восторженное, нежное, приподнятое, торжественное, торжествующее)

  2. Как, по вашему, автор относится к родине? (с уважением, почтительно, трепетно)

  3. Как ты думаешь, какие чувства испытывал автор при написании этого стихотворения? (гордости, удивления, уважения, восторга)

Для выполнения задания даётся 5-7 минут

Сотрудники центра выступают со своим анализом

Данные анализов заносятся в таблицу

А теперь, используя эти данные, прочитайте стихи выразительно.

(дети читают стихи)

Мне очень понравилось, как вы читали стихи.

Дифференцированное д/з

Сотрудники литературно-аналитического центра могут выбрать себе д/з :

  1. Выразительно прочитать стихотворение

  2. Выучить его наизусть

  3. Написать рассказ о своей малой Родине (8-10 предложений) на тему:

Почему я люблю свою родину?

Итог урока

- Стихи, каких авторов мы читали?

- Чем они отличаются?

- Что общего заметили в этих стихах?

- Какое стихотворение понравилось больше?

Я надеюсь, что вам понравилось работать в нашем аналитическом центре, поэтому будем рады видеть вас у нас. Урок окончен

*НВ: Текст стихотворения «Родина моя» в разных источниках найдено с авторами: Н. Полякова (НЕ Поляков), М. Агашина –это более правдоподобно….

Музафар Алимбаев (род. 19 октября 1923) — казахский поэт, детский писатель, переводчик. Народный писатель Казахстана. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.

Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить! 

Музафар Алимбаев (род. 19 октября 1923) — казахский поэт, детский писатель, переводчик. Народный писатель Казахстана. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.

Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить! 

Музафар Алимбаев (род. 19 октября 1923) — казахский поэт, детский писатель, переводчик. Народный писатель Казахстана. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаром-полководцем, но сын стал поэтом.

Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике».

Музафаром Алимбаевым переведены на казахский язык многие произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Назыма Хикмета и многих других.

Много книг написал Музафар Алимбаев. Они переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить! 

multiurok.ru

Музафар алимбаев стихи

Музафар АЛИМБАЕВ (Казахстан) 

ДЕСЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

Нитку вдеть – для пальца
Непосильный труд,
Но зато ДВА пальца
Платьице сошьют,
Три – в тетрадке нашей
Пишут хоть куда,
ДЕСЯТЬ – поле пашут,
Строят города!

Перевёл Яков Аким

"Мурзилка", 1986, №3

КАПЛИ

День назад мели метели,
А сегодня,
Всем слышны,
Вдруг запели-зазвенели
Капли – вестницы весны.

Вот они слетают в снег
С крыш,
С карнизов,
С мокрых слег,
То отдельно,
То гурьбой
И галдят наперебой:

- Эй, ребята,
Прячь ушанки,
Сбрасывайте валенки,
Потому что на полянке
Вновь видны проталинки.

И вот-вот проснётся степь,
Засинеют дали...
А иначе так вот петь
Мы бы - подождали!

Перевёл Игорь Мазнин

"Мурзилка", 1987, №3

НЕБЫЛИЦЫ

Выросла смородина
Прямо на сосне,
То ли вправду выросла,
То ли снилось мне…

Улитка лань обогнала –
Летела без оглядки.
Медведя заяц уложил
В два счета на лопатки.

С земли на небо дождик шёл
И капал беспрестанно,
И было в небе много луж,
Как всё это ни странно…

Выросли на крыше груши,
Очень вкусные на вид.
Теплоход идет по суше
И прохожему гудит.

Перевёл Роман Сеф

"Мурзилка", 1986, №3

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ

Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы, ата, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, -
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
- Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Перевёл Роман Сеф

"Мурзилка", 1986, №3

ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ

Купила кукушку 
На рынке старушка. 
Зачем бы 
Столетней старушке 
Кукушка? 
Закутала птицу 
Хозяйка в тряпицу — 
Должно быть, 
За птичье здоровье 
Боится. 

Спросил я старушку: 
— Зачем вам кукушка? — 
И тут мне старушка 
Шепнула на ушко: 
— Слыхала, три века 
Живёт эта птица. 
Но хочется в этом 
Самой убедиться! 

"Мурзилка", 1989, №3

reshaika.com

Урок литературного чтения. 3 класс. М.Алимбаев "Глаза голубые Земли"

ΙV четверть

День:

Урок: литературное чтение

Тема урока

М.Алимбаев "Глаза голубые Земли"

Общая цель

Учить выразительному чтению и анализу поэтических произведений, учить видеть в них воспитательное значение и скрытый смысл, воспитывать стремление познавать мир

Ожидаемые результаты

А: Знают этапы работы над произведением, умеют выполнять чтение с пометами, выделяют главное
В: Умеют работать с тренажерами, умеют работать со словарями, умеют отвечать на вопросы высокого и низкого порядка, знают содержание и основные идеи рассказа, умеют кратко пересказывать прочитанное произведение
С: умеют давать характеристику героям, умеют рассуждать на заданную тему

Тип урока

урок усвоения навыков и умений;

Задания

Работа в группах, выразительное чтение, пересказ и анализ текста, работа с пословицами, практические задания в тетради

Необходимые материалы

Учебник «Литературное чтение 3 класс» 2 часть.Авторы: В.К.Павленко, Ж.А.Баянбаева Издательство «Атамұра» 2014 год

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Вводная часть

.Психологический настрой.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

Игра «Буги-вуги» -деление на группы.

Дети приветствуют друг друга,

настраиваются на урок.

Играют в игру.

Презентация

Проверка домашнего задания

выразительное чтение стихотворение А. Введенского «Когда я вырасту большой».

Фаза вызова интереса. Актуализация опорных знаний.

Так Сергей Есенин в 1914 году проникновенно писал об озере

«Выйду на озеро, в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать».

Какие озера Казахстана вам знакомы? Какие вы видели и можете описать?

-Многие художники рисовали и рисуют озера. Выдающийся русский художник – пейзажист Исаак Ильич Левитан не раз изображал на своих полотнах водную гладь.

-Давайте рассмотрим внимательно картину.

-Какое настроение, чувства вызывает картина?

-Можно, что ты видишь выразить в стихах.

Вывод: дети высказывают мнения, читают свои стихи. Картина вызывает светлые чувства, ощущение простора, чистоты, умиротворения.

Целевая установка.

Она рождает стихи. Сегодня мы будем читать стихотворение М. Алимбаева « Глаза голубые земли», проникнутое любовью автора к своей стране.

Отвечают на вопросы.

Пересказывают текст,

С помощью учителя определяют задачи урока

Основная часть

Изучение нового материала.

1. Первичное чтение стихотворения учителем.

2. Проверка восприятия.

– О чем стихотворение?

Каким чувством проникнуто?

Что понравилось в стихотворении?

3. Словарная работа.

4. Повторное чтение и анализ содержания по вопросам к тексту 1–3.

1. Прочитай стихотворение. Определи его тему и основную мысль. Найди строчки, в которых выражена идея стихотворения.

2. Найди в тексте сравнения. Объясни, почему автор сравнивает озёра с голубыми глазами, с весенней лазурью. Как сияло озе­ро? Как ты понимаешь выражение «озеро вобрало в свою чашу всё небо»?

3. Подбери сравнения к словам озёра, трава, небо, степь.

5. Выборочное чтение.

6. Выразительное чтение стихотворения.

Слушают, отвечают на вопросы.

Читают. Составляют по два вопроса.

Итог

Подведение итогов урока.

– Какое стихотворение читали?

Кто его автор?

Захотелось ли вам выучить стихотворение?

Задание на дом.

Напиши стихотворение или рассказ о родном крае. Какие чувства ты передашь в своём сочинении?

Рефлексия

Урок:

  • привлек меня тем…

  • показался интересным…

  • взволновал…

  • заставил задуматься…

  • навел меня на размышления…

М.Алимбаев "Глаза голубые Земли"

Прорабатыва-

ют задачи.

Алимбаев Музафар родился в 1923 году в селе Маралды Шарбактинского района Павлодарской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации окончил Казахский государственный университет имени С. М. Кирова, работал заведующим отделом журнала «Пионер», заведующим отделом художественной литературы и заместителем главного редактора газеты «Казах адебиеты». М. Алимбаев был главным редактором детского журнала «Балдырган». Член КПСС.
В 1952 году выходит его первая книга «Песни о Караганде». После этого на казахском языке изданы его книги «Моему сверстнику» (1952), «Выше-выше» (1955), «Лирика» (1958), «Подснежник» (1959), «На лоне Алатау» (1960), «Мой Казахстан» (1960), «Избранное» (1961), «Урак-неумейка» (1962), «Пути-песни» (1964), «Шепот сердца» (1967), «Вечный огонь» (1969), книжки-картинки «Загадки», «Мои игрушки», «Не играй с огнем», «Закалка—залог здоровья». М. Алимбаев автор текстов современных казахских песен.
Многие произведения писателя переведены на языки народов СССР. Отдельными книгами вышли сборники стихов: на русском — «Казахская песня», «Казахские степи», «Мой Казахстан», «И мы были юными», «Отчего да почему»; на туркменском — «Я — гость туркмен», на киргизском — «Мысли, песни, годы».
В переводе М. Алимбаева казахские читатели познакомились с книгами «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика, «Кем быть?» Маяковского, «Мудрость вымысла» С. Орбелиани, «666 пословиц и поговорок», «Пословицы и поговорки разных народов», «Пословицы разных народов о труде». Кроме того, он активно участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Петефи,
Хикмета, Исаковского, Тихонова, Суркова, Баруздина, Токтагула, эпоса «Манас» и др.
Перу М. Алимбаева принадлежит литературный труд «Образные слова - общее сокровище» (издательство «Казахстан», 1967).
М. Алимбаев награжден медалями Советского Союза, Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.

Алимбаев Музафар

1923 г.

videouroki.net

Картотека стихотворений казахстанских авторов - дошкольное образование, прочее

Джамбул Джабаев

КАЗАХСТАН

«Посмотри, мой жолдас, посмотри,

В чистом пламене ясной зари,

Перед хозяевами сполна

Все богатства раскрыла страна!

Каратау дает свинец, Кокчетау гонит овец.

Тянет с -золотом руки Алтай,

Медь обильно дает Кор-Сакпай.

Белый хлопок дарит Чимкент.

Предлагает руно Джаркент.

Золотые, как в сказке, хлеба

Для народа растит Актюба...

Дни и ночи грузит поезда

Черным золотом Караганда.

В Эмбе вышки гордо стоят,

И кипит нефтяной водопад.

В Кармакчинской степи зреет рис,

В Алатау сады поднялись,

А в садах слаще сна и мечты,

Спеют яблоки Алма-Аты.

Все, что щедро цветет и поет,

Это наше — твое и мое!»

Джамбул Джабаев «Урожай у казахов богат,

Молодые заводы дымят,

А в степях, где душисты цветы,

Вольно бродят овечьи гурты

С белой шерстью пышней облаков,

Табуны вороно1х скакунов

Под железное пенье подков —

Скачут степью быстрее ветров.

На закате, что тих и багров,

Над стадами молочных коров

Пыль клубится.

И пахнет кругом

Теплым, сладким парным молоком.

И, когда отпылает закат,

И начнется во тьме звездопад,

Чабаны, как детишек, хранят

Теплых, маленьких, безрогих телят,

Тонкорунных, кудрявых ягнят,

Тонконогих степных жеребят.

Неуклюжих смешных верблюжат,

Черноглазых мохнатых козлят.

Край народной заветной мечты,

Край обилия и красоты».

МУЗАФАР АЛИМБАЕВ

МОИ ИГРУШКИ

Неосторожный ребенок мой жеребенок:

ты много сегодня играл,

и вот результат: захромал!

Кукла сидит довольная:

от мыла глазам не больно!

Немножко совсем потерпела —

как новенькая заблестела!

Слушай, дудка, не

дуди, папу, дудка, не буди:

папа наш всю ночь не спал,

он работал, он устал.

Завтра песенку споешь,

а сегодня — отдохнешь

МУЗАФАР АЛИМБАЕВ

ОСЛИК ПЛЯШЕТ

Чудеса в ауле нашем! Поглядите

— Ослик пляшет: Пляшет,

Кружится как ветер!

— Отчего ты, ослик, весел?

— Мой хозяин, мой Ораз, для меня травы припас!

Мальчик сам ее косил, друга ею угостил

НЕ ЗНАЕТ ЛИ ЩЕНОК ОБ ЭТОМ?

Серый

Маленький щенок

Сжался в конуре

В комок.

Он дрожит.

Морозно!

Вьюжно!

А лежит!

Побегать нужно!

Вот побегал бы,

Как мы,

Не боялся бы Зимы!

МУЗАФАР АЛИМБАЕВ

ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ

У мальчишек не без толка

В гальках тонкая иголка:

За каких-то пять минут

Крепко пуговку пришьют!

Говорят мальчишки маме:

— Мы полы помоем сами!

— Краской выкрасим забор!

— Мусор вынесем во двор! Если вдруг заметит кто-то'

— Это женская работа! Скажут парни от души:

— Все работы хороши

ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ

Дождику только бы злиться...

Падают листья

Блестят.

Видно, что желтые листья

На ветки обратно хотят.

Осень.

Тоскливо и мокро.

Так и текут день за днем.

Яркая, желтая охра

Светит холодным огнем.

МУЗАФАР АЛИМБАЕВ

ЭХО

Мы идем с друзьями лесом, мы шагаем два часа.

Нам ужасно интересно — в чаще кто-то неизвестный

Повторяет голоса.

Мы кричим ему: — Ау-у!

Отзывается:

— Ау-у! Мы кричим:

— Побольше смеха! А в ответ:

— Я эхо, эхо!

РИСУНКИ НА АСФАЛЬТЕ

Кто мелком нарисовал сад и горный перевал?

Желтым — горку, синим — речку, красным — чудо человечка?

На асфальте-мостовой город вышел, как живой!

Удивляются друзья:

— Кто рисует?

— Это я...

ЖУРАВЛИ

«Курли, курли»— журавли!

Кушать хотите — к ребятам летите.

Дети вас ждут, зерен дадут.

МУЗАФАР АЛИМБАЕВ

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ

Уже не стало зноя, уже дожди явились.

Медовой желтизною все степи засветились.

И ветер листья кружит, гудит над проводами,

и лед хрустит на лужах, и веет холодами...

— Теперь нельзя лениться!

- Трещит могучий трактор и новую пшеницу везет на элеватор.

И пышною лепешкой нас мама угостила:

кусаем понемножку, покуда не остыла.

МУЗАФАР АЛИМБАЕВ

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ 1

Дядя — архар считал джейранят,—

хлопал по спинкам веселых ребят и приговаривал:

— Здравствуйте! Желаю Вам счастья и радости.

Рано утром добрый слон муравью отдал поклон:

— Доброе утро! Это замечено мудро:

Сегодня действительно Доброе утро!

Утке курица с гумна принесла мешок зерна:

— Пожалуйста, отведайте! Со мною пообедайте.

— А мы-то волновались с самого утра,

что без еды остались! Спасибо Вам, сестра!

Теплый вечер лег на плечи, не шумит Сарыарка,

Подойдя к норе сурка, суслик вежливо заметил:

— Добрый вечер!

И сурок ему ответил:

— Добрый вечер!

МУЗАФАР АЛИМБАЕВ

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ 2

— Добрый вечер! Семейство бобров — папа, три сына — строят по речке

из бревен плотину. Соседка ондатра сказала бобрам:

— Удачи в работе, Желаю я вам!

Встретив дедушку-орла, уступил скворец дорогу и сказал орлу:

— Арма!1 Наш отец, Живите долго! И орел ответил:

—- Пусть красит вежливость твой путь!

Раздается птичье пенье, весел птичий весь народ:

— Брат любимый наш, Удод:

Поздравляем с днем рожденья!

Музафар Алимбаев

Арма — приветствие

Мама зайчиха сказала:

— Если морковка помыта, ешьте, зайчата, досыта!

Приятного Вам аппетита!

Осенью на край земли улетают журавли:

— Стая добрая, лети! Всем — счастливого пути!

Все медведи, между прочим, перед тем,

как лечь в кровать, говорят:

— Спокойной ночи!- и потом ложатся спать.

Музафар Алимбаев

ПРИВЫЧКА КОТА

Если утро,

час восьмой —

кот уже поднялся мой:

черно-белый умный кот

раньше всех

у нас встает.

Он уже совсем старик,

но лениться не привык,—

сладко-сладко потянулся,

окончательно проснулся.

V кота одна привычка: спинка выгнута клубком —

он сидит и моет личико ярко-красным языком.

ЖАРАСКАН АБДИРАШЕВ

ПРИЗНАНИЕ

— Нуралы,— спросила мама,

Кто же все-таки успел

Выпить сливки?

Здесь так мало,

А уже и чай вскипел...

Нуралы сказал солидно:

— Сливки, что ли? Не видал.

Это наш котенок, видно,

— Он из чашки их лакал.

И пушистого бедняжку

Не за что почти, поверь,

Как бездомного дворняжку,

Грубо выгнали за дверь.

Бедный, жалобно мяучит,

Лапкой тихо в дверь скребет.

Кто же маленьких-то мучит,

Их наказывает, бьет?

Может, здесь неразбериха,

Может, в доме кто-то был?

Нуралы сказал вдруг тихо:

— Я с котенком сливки пил.

ОРАЗАКЫН АСКАРОВ

НАША СОБАКА

Наша собака огромного роста,

Очень внушительный вид у нее!

С ней подружиться любому не просто,

У нее удивительное чутье:

Злой человек подойдет поближе —

Пес наш поднимет отчаянный лай,

К доброму — ластится, ноги лижет,

Молча юлит, хоть его оседлай!

Пес караулит огромное стадо,

Вместе со стражем: в ногу — нога!

Если, случается, драться надо,

Он побеждает любого врага.

Дедушка-сторож всегда говорит нам,

Если поесть принесем ему вдруг:

«Прежде собаку мою покормите —

Это мой лучший помощник и друг!»

КАСТЕК БАЯНБАЕВ АРГАМАК

ЗЕМЛЯНИКА

Горы в небо упираются

Ледниками.

Родники перекликаются

С родниками.

На траве кошма расстелена.

Отогни-ка!

Притаилась в сочной зелени

Земляника.

КАСТЕК БАЯНБАЕВ АРГАМАК

ЮРТА*

Зеленая долина,

А средь долины той.

Как будто половина

Мяча в траве густой.

А поглядеть под утро,

Когда горит восток,—

В траве белеет юрта,

Как облака клочок.

Ковер в ней вместо пола

Цветет его узор,

Раскачивают полог

Порывы ветра с гор.

КАСТЕК БАЯНБАЕВ АРГАМАК

ЮРТА

В степи, на джайляу,

Пасутся овечки,

Там дедушка юрту

Поставил у речки.

Светла и бела,

Словно тучка, она

Под куполом дырка

Заместо окна.

В нее синева

Поднебесная льется.

Нам с дедушкой в юрте

Отлично живется.

К нам в гости с утра через коврик-порог

Влетает небесный Степной ветерок...

АНУАРБЕК ДУЙСЕНБИЕВ

ДЕТИ ЗЕМЛИ

Есть белые дети,

Есть черные дети,

Есть желтые дети

На нашей планете.

Вся наша земля —

Как большой детский сад,

Где каждый друг другу

Сестра или брат.

Пусть общими будут

Пусть будут

Все дети

Навеки друзьями.

ЖАРКЕН БОДЕШЕВ

ЯБЛОКО

Вышел с яблоком к друзьям,

Мне не жаль нисколько:

Яблоко разрезал я

На четыре дольки.

Дружно яблоко жуем,

Трое — в восхищенье:

— Это яблоко твое

— Просто объеденье!

АНУАРБЕК ДУЙСЕНБИЕВ

ЗИМНЯЯ ЗАБОТА

Белый снег

Лежит кругом —

На крыльце,

На лавке,

Ходят куры Босиком,

Поднимают лапки.

Не пойду

Играть в снежки

До конца недели —

Буду шить им сапоги,

Чтоб не заболели.

АНУАРБЕК ДУЙСЕНБИЕВ

НА ВЕЧЕРНЕЙ ЗАРЕ

На вечерней заре

Кто сидит во дворе,

Словно очень он устал –

Бить баклуши перестал.

Облизал он усы,

Подкрутил для красы:

Влево —

Три усинки,

Вправо —

Три ворсинки,

Рыжий хвост

Поднял трубой —

И доволен сам собой...

АНУАРБЕК ДУЙСЕНБИЕВ

ОДНАЖДЫ У РЕЧКИ 1

Однажды у речки

в полуденный час

Сидели на камне

Ардак и Олжас.

Сидели,

Смотрели на горы вдали и тихо такую беседу вели.

— Когда бы вдруг стал я

Таким силачом,

Которому было бы все нипочем,

Я эти бы горы,—

Ардак расхрабрился,—

Куда-нибудь в степь отодвинул плечом.

— А я бы,—

Ардаку Олжас возразил,—

Сейчас же на место бы их возвратил.

АНУАРБЕК ДУЙСЕНБИЕВ

ОДНАЖДЫ У РЕЧКИ 2

Одним бы пинком

Разрушил за это и двор твой и дом.

И всюду,—Ардак поглядел на Олжаса,

— По камушку их раскидал бы потом!..

— Построил бы вновь их...

И вспыхнула драка! Не мог

Распалившийся в ссоре Ардак

С упрямством Олжаса

Смириться Никак!...

Вот так вот у речки

В полуденный час

Поссорились как-то Ардак и Олжас,

Поскольку (Хоть сил у них было немало)

Чего-то им все-таки

Недоставало.

АНУАРБЕК ДУЙСЕНБИЕВ

ОХ, УСТАЛА Я

Ох, устала я, устала...

По хозяйству хлопотала,

Дом большой, а я одна,

Ох, болит моя спина!

Я посуду мыла, мыла —

Чашку мамину разбила.

Стала склеивать осколки —

На пол клей свалился с полки.

Пол отмыла добела,

Бац!— чернила пролила.

Час возилась я со стиркой —

Получилось платье с дыркой.

Села штопать в уголок —

Ежик нитки уволок.

Но опять нашла я дело —

Алычи тарелку съела.

Ела, косточки бросала

За окошко в огород...

Ох, устала я устала,

По хозяйству хлопотала,

И — увидите!— за это

Мне еще и попадет!

АНУАРБЕК ДУЙСЕНБИЕВ

ЛЕТО

Ярко-красная заря —

Середина лета.

Наливается не зря

Ягода рассвета...

Тихо тикают часы.

Утро наступает.

В каждой капельке росы

Солнышко сверкает!

АНУАРБЕК ДУЙСЕНБИЕВ

ПРОПАЖА

Только тучка солнце скрыла

Стало холодно и сыро,

Словно кто пролил чернила,

Темень улицу залила.

Тучка ближе,

Тучка ниже,

Надвигается на крыши.

— Эй, Камаш, Беги домой!

Будет дождик проливной!

Но Камаш стоит и плачет.

Что, Камаш,

Все это значит?

Разве мы обидели?

— Тень моя

Средь бела дня

Убежала от меня!

Вы ее не видели?

КАБДЫКАРИМ ИДРИСОВ

МОЙ КРАЙ

Казахстан — это край и отар, и пшеницы.

Край, и степи, и горы вместивший в границы.

Край заоблачных пиков, джайляу широких,

Неуемных и пенистых речек протоки,

Край батыров, героев порывистых край,

Лишь о нем мои думы, о нем мои строки

НУРХАН ЖАНАЕВ

ДОЖДИК, ДОЖДИК, ПОЛИВАЙ!

Дождик, дождик, поливай,

Чтоб расцвел родной мой край,

Чтоб у нашего аула

Роща ветками махнула,

Чтоб она зазеленела —

Принимайся, друг, за дело.

Дождик, дождик, веселей!

Дождик, дождик, пуще лей!

На жалей живой воды

На деревья и цветы,

Пусть цветет любимый край!

Дождик, дождик, поливай!

НУРХАН ЖАНАЕВ

НА ДЖАЙЛЯУ

На джайляу, на джайляу

Соревнуясь с ветерком,

С головой укроют травы,

И на камешках валяться,

На джайляу каждый рад

Загорать и закаляться.

Покормить из рук ягнят,

В наш зеленый, дивный край —

Мчаться к речке босиком,

На джайляу — приезжай!

НУРХАН ЖАНАЕВ ДУРЫСБЕК И БУРЫСБЕК

Сам не знаю, где, ребята,

Жили спорщики когда-то. ...

Если первый друг-джигит

«Слон — сильнее всех»,— твердит,

То второй уж тут как тут,

Говорит: «Сильней — верблюд».

Видит каждый — спору нет,—

Чей здесь правильный ответ.

Но друзьям нет дела вроде,

Новый спор они заводят.

Потому, видать, в народе

Их зовут который век —

Дурысбек и Бурысбек.

Поглядите-ка вокруг:

Может, кто из них — ваш друг?

«Дурыс» и «бурые»— по-казахски «правильно» и «не¬правильно».

НУРХАН ЖАНАЕВ

ШУБАТ

Что за вкус и аромат —

В пиалы разлит шубат.

Хочешь пить — попей шубат,

Хочешь есть — поешь шубат.

Слаще меда наш шубат —

Так в народе говорят.

Как волшебный эликсир,

Он тебе прибавит сил.

Шубат — верблюжье молоко.

НУРХАН ЖАНАЕВ

Я ПОСАДИЛ ЦВЕТЫ

Лишь пришла весны пора,

Я у нашего двора

Посадил цветы.

Тороплю — считаю дни,

Пусть быстрей растут они —

Милые цветы.

Воду ведрами таскаю,

Каждый вечер поливаю Я

свои цветы.

Не даю их рвать ребятам,

От собак, от коз бодатых

Берегу цветы.

Наконец в листве зеленой

Распускаются бутоны —

Краше в мире нет.

Не цветы, а загляденье!

Завтра маме в день рожденья

Подарю букет.

КАЙРАТ ЖУМАГАЛИЕВ

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Я спрашивал у всех

За чаем, за обедом:

— А что такое —

День Победы?

И дедушка мне

Старенький ответил,

Лукаво на меня взглянув,

Что и сегодня —

Тоже День Победы,

Раз Мир сегодня

Победил войну!

КАЙРАТ ЖУМАГАЛИЕВ

ЩЕДРЫЙ МАРАЛ

Марал — мой маленький братишка —

Весь день заглядывает в книжку;

А в книжке — вкусная картинка:

Там вишен полная корзинка!

Над книжкой наклонившись ниже,

Он вишню трогает и лижет,

За стебель пальцами берет

И отправляет вишню в рот.

Когда «наелся до отвала»,

Тогда друзей своих позвал он:

«Ребята, угощайтесь вишней!»

(Сегодня здесь никто не лишний!)

Он книжку развернул перед гостями

И «вишню раздает» горстями!..

Я рад, что щедрый мой братишка,

Но жаль... что пострадала книжка!

СУЛТАН КАЛИЕВ

СТЕПЬ

Хорошо жить в городе большом,

Но когда я побывал в ауле,

То забыл свой трехэтажный дом

И машинный запах гулких улиц.

За аулом — степь, кругом — цветы,

Важно смотрят на меня верблюды...

Тишь и синь...

Людской нет суеты.

Словом,

Степь — как сказочное чудо.

СУЛТАН КАЛИЕВ

ВСТРЕЧА У ДОРОГИ

Снова я в аул приехал летом,

С дедушкой иду родной сторонкой.

У степной дороги за кюветом

Увидал смешного верблюжонка.

Тонконогий, милый, чуть лохматый,

На меня он смотрит с любопытством,

Словно хочет шерсть

Мне дать на валенки

Иль зовет с ним вместе веселиться.

— Здравствуй, милый,

Добрый верблюжонок!

— Я любуюсь рыженьким красавцем.

Видимо, меня он понял все же:

Закружился и запрыгал в танце.

АБУБАКИР КАЙМАНОВ

БАБУШКА

Бабушка моя встает с зарею,

Тихо напевает свои песни.

Если рано будит, я не спорю —

Прибирать квартиру надо вместе.

Сколько добрых песенок мне спела!

Возле глаз — морщинок легких стая,

Кимишек ее — как лебедь белый...

Я здоровья бабушке желаю.

Кимишек — головной убор, накидка с прорезью для лица.

ТУМАНБАЙ МОЛДАГАЛИЕВ

ЯГНЕНОК-БЕСПРИЗОРНИК 1

Я веду с собой ягненка,

Песенку мурлычу. А ягненок

Блеет звонко, В руку мордой тычет.

Мой ягненок-беспризорник,

Сирота пугливый. У него кудрявый лобик

И глаза как сливы. А в глазах —

Блестят росинки — Две большие капли.

Он красивый, Как с картинки,—

Не зазнался как бы! По знакомому маршруту

Он идет к аулу. Отвернешься на минуту —

Словно ветром сдуло. Я держу его,

Он блеет, Отпущу — Он в горы.

Ох, пока он повзрослеет, Я хлебну с ним горя!

К матерям бегут ягнята — Только пыль клубится.

Бедолага мой лохматый Тоже суетится.

Тянет к вымени, Как к блюду,

Ласковые губы. Но ягненка отовсюду

Прогоняют грубо.

ТУМАНБАЙ МОЛДАГАЛИЕВ

ЯГНЕНОК-БЕСПРИЗОРНИК 2

Он вокруг овечек скачет Головой поводит,

А потом

Вдруг как заплачет:

«Что же происходит?»

Солнце с неба жарко светит

На ягненка прямо.

И решает он, что это

Греет его мама.

Он бежит лугам навстречу —

Цокают копытца.

Но ведь солнышко под вечер

За горы садится.

Вот уже луна смеется

Высоко-высоко,

Возле дома раздается

Голос одиноко,

Я иду на эти звуки,

Что несутся тонко.

Я беру к себе на руки

Белого ягненка.

Накормлю его,

Согрею,

Спрятав под рубашку, И шепну ему:

— Скорее, подрастай, дурашка!

КОСЖАН МУСРЕПОВ

УПРЯМАЯ КОШКА

Кошка наша хоть и черная,

По опрятности ученая:

Как поест — так умывается,

И не ленится, старается!

Лижет лапки, моет носик,

Но не хочет, как ни просим,

Помнить правило простое:

«Руки мой перед едой!»

Ей свое, кошачье, ближе:

Как поест — так лапки лижет.

ДМИТРИЙ СНЕГИН

ПЕСНЯ О МОЕМ ГОРОДЕ

Есть город в Казахстане,

Чудесный город-сад.

У самых гор Тянь-Шаня

Дворцы его стоят

А в небе, над дворцами

Фонтанами, цветами

Пестрит Алма-Ата.

В том городе заветном

Стоят деревья в ряд.

И под весенним ветром

Они шумят, шумят…

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Стихотворение М. Алимбаев "Кто если не ты!"

Здравствуйте ребята, меня зовут Иван Алексанлвич. Сегодня урок литературы проведу у вас я.

 -Перед вами стихотворение. Прочитайте его.

Берегите, ребята , ………,

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду .

Ведь ………. – надежный наш друг.

- Как вы думаете, какое слово пропущено?

- К чему призывает нас автор этого стихотворения?

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением казахского поэта Музафара Алимбаева, которое называется «Кто, если не ты» .

Музафар Алимбаев – казахский поэт, переводчик, детский писатель. Родился в 1923 году в селе Маралды Павлодарской области. Имя Музафар в переводе с арабского языка означает « победитель». Мать будущего поэта знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Два старших брата и отец рано выучили Музафара грамоте, в пять лет он уже хорошо читал. В первом классе он не учился, его сразу зачислили во второй, так как к тому времени он уже усвоил школьные предметы для первого класса. Написал много стихотворений для детей.

-Посмотрите портрет поэта.

Первичное чтение текста стихотворения М. Алимбаева «Кто, если не ты?»  учителем.

- Понравилось ли вам это стихотворение?

-Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам непонятны.

Работа в парепо карточкам. Соедините стрелочкой слово с его значением.

Обороняться-бить, ударять ногой или задними ногами

Корчиться -защищаться, отражая нападение противника

Попрекнуть- изгибаться в корчах, судорогах

Лягаться-выражать неудовольствие, неодобрение

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.

Анализ произведения.

- О каких животных говорится в стихотворении?

- От кого приходится оборонятся дереву? Почему?

- О чем попросил бы тюльпан, если бы умел говорить?

- Почему мышка может поранить ногу?

- Почему чиж может не дожить до весны?

- Кто и как ему может помочь?

- Объясните, почему так названо стихотворение?

- С какой целью поэт рассказал о природе, о животных, которые не могут обратиться к врачу?

- Чему учит стихотворение? К чему призывает автор?

Чтение стихотворения учащимися « про себя».

   По команде учителя чтение вслух.

Выборочное выразительное чтение стихотворения.

Чтение стихотворения в паре. Взаимооценивание.

Самостоятельная работа. Разделите стихотворение на логические части.

-Как их можно назвать?

( Учащиеся зачитывают части стихотворения, озаглавливают каждую часть , опираясь на текст стихотворения.)

Проверка:

Бедная косуля.

Дерево.

Красный тюльпан. Мышка.

Быстрокрылый чиж.

- Как вы думаете, кто из них занесен в Красную книгу Казахстана?

- В Красную книгу Казахстана внесен тюльпан, как исчезающий, редкий вид. Эти красивые цветы встречаются и в нашей Восточно – Казахстанской области.

-Какое стихотворение мы сегодня изучали?

-О чем оно?

-Что вы в своем возрасте можете сделать для того, чтобы сохранять природу?

Д/З: Выучить стихотворение «Кто, если не ты?» наизусть.

nsportal.ru

"Заучивание наизусть стихотворение Музафара Алимбаева «Падают листья»"

Образовательные области: Коммуникация.

Разделы: Художественная литература.

Тема: Заучивание наизусть стихотворение Музафара Алимбаева

«Падают листья».

Цель: Обогащать представления детей о поэтах Казахстана, учить выражать грустное настроение при чтении стихотворения, улавливать музыкальность, звучность, ритм поэтической речи. Познакомить и научить детей запоминать содержание стихотворения по схеме, развивать память, мышление, воображение.

Материал к занятию. Шкатулочка с хрустальным ключиком, портрет М. Алимбаева, цветная иллюстрация об осени, схема по содержанию стихотворения, дидактическая игра «Когда это бывает?»

Словарная работа. Охра.

Билингвальный компонент:кз, ырйек, азан, араша, жапратар, ааш.

Ход занятия:

Вступительная часть

1. Обыгрывание волшебной шкатулочки.

Воспитатель вносит в группу волшебную шкатулку.

Рассказывает детям, что царица Литературы подарила ребятам волшебную шкатулку. Что сегодня она хочет познакомить детей с новым художественным произведением.

Но чтобы шкатулка открылась нужно отгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки о явлениях природы.

(дети отгадывают загадки)

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(осень)

Он пришел, наполнил кадки.

Поливал усердно грядки.

С шумом окна промывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил на крыше вволю

И ушел по лужам в поле

(дождь)

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит -

Никому не понять,

И мудрецу не узнать.

(Гром)

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(Радуга)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы и обращает внимание что в шкатулке

что – то щёлкнуло – это открылась шкатулка.

«А в шкатулке ребята находится волшебный хрустальный ключ.

Который сегодня нам откроет новое произведение, но для этого мы сейчас все вместе скажем волшебные слова»:

(дети произносят волшебные слова)

«Ключик хрустальный,

Мы любим стихи,

Поэт сочинил их-

А ты отыщи!»

Воспитатель открывает волшебную книгу с помощью ключика и волшебных слов.

«Ребята волшебная книга сегодня хочет нас познакомить поэтам

Музофарам Алимбаевым.

2. Посмотрите, царица Литературы прислала вам портрет поэта, она хочет, что ба вы запомнили поэта и узнавали его.

Поэт Музофар Алимбаев очень талантливый и уважаемый поэт. Он является одним из авторов нашей главной песни - гимна Республики Казахстан.

Он написал очень много красивых стихов о Родине, о природе, для детей.

На слова его стихотворений композиторы пишут музыку.

Сегодня наша волшебная книга «Капелька» приготовила нам стихотворение об осени.

А что ребята вы можете рассказать об осени?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

А кто мне скажет как на казахском языке осень? (кз)

Назовите месяца осени на казахском языке? (ырйек, азан, араша)

Какое настроение у осени в нашем городе сегодня?

Какие стихотворения об осени вы помните?

Какой наряд у деревьев осенью?

Скажите как на казахском слово дерево, листья? (ааш, жапратар)

Ребята, мы устали. Выходите и встанте в круг, физминутка «Ааштар»

Тербеледі, ааштар

Алдымнан жел еседі

Кіп-кішкентай, ааштар

лкен болып седі

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстраццию с изображением осени.

«Ребята поссматрите на иллюстрацию, и опишите ее:

Что изображенно на картине?

Какое солнце осенью? (не яркое, не греет сильно).

Что стало с солнцем? (солнце меньше находится на небе)

Почему оно стало хуже греть?

А какой дождь бывает осенью?

Почему листья желтеют?

Почему листья облетают?

С чем можно сравнить осенние листья (с золотыми монетами).

Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Ребята сегодня мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева

«Падают листья», в стихотворение он рассказывает обо всех явлениях природы, которые происходят осенью».

3. Работа со стихотворением.

Воспитатель читает стихотворение.

(дети внимательно слушают воспитателя)

Дождику только бы злиться

Падают листья. Блестят.

Видно, что жёлтые листья

На ветки обратно хотят

Осень. Тоскливо и мокро

Так и текут день за днём

Яркая, жёлтая охра

Светит холодным огнём.

Затем воспитатель проводит краткую беседу по содержанию стихотворения.

Какое было настроение у поэта, когда он писал это стихотворение?

Какое по тону получилось стихотворение?

Каким голосом и в каком темпе нужно читать это произведение?

Воспитатель знакомит детей с новой техникой заучивания стихотворения по схеме

(можно составить вместе с детьми свою схему).

Работа со схемой. Чтение хором по изображенной символике - 2-3 раза.

Затем индивидуальное чтение по частям и в конце чтение целого текста.

Дидактическая игра «когда это бывает?»

Заключительная часть.

Подведение итога занятия. Поощрение активных детей. Закрытие книги хрустальным ключиком.

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.