Ахматова стих перед весной бывают дни такие


План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: А. А. АХМАТОВА. «ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...». ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ

А. А. АХМАТОВА.

«ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...».

ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ

Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А. А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет. (слайд 1)

«Я родилась 11 (23) июня 1989 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до 16 лет.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски.

Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет».

  1. Творческая        разминка.
  • Давайте проведем творческую разминку. Тему для этой творческой работы нам подсказала сама Анна Андреевна.

Мы поговорим о весне. Для многих это любимое время года. Для природы это пробуждение ото сна, пора цветения, обновления. Попробуйте в одном предложении выразить то состояние души, которое вызывает у вас весна.

(Слайды2-4. Учащиеся читают свои примеры, обсуждают вместе с учителем.)

3.Знакомство с творчеством А. А. А х м ато в о й .

  • Давайте посмотрим, как А. А. Ахматова в одном предложении, - но развернутом, сложном - передает свое ощущение весеннего пробуждения и природы, и человека.

Читаем стихотворение «Перед весной бывают дни такие...» (слайд 5)

  • Какие картины рисует поэтесса?

(Луг отдыхает под снегом, деревья шумят, веет ветерок. Пейзаж здесь так чувственно реален, так нам это все знакомо, привычно! Поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) мы слышим, видим, осязаем, воспринимаем на вкус.)

  • Обратите внимание на лексику стихотворения, на слова- образы.

(Лексика обыденная, разговорная.)

  • Что, по-вашему, испытывает лирический герой? Почему так трудно в словах выразить это состояние?

(Из обычных слов рождается нечто неуловимое, необычное.)

Учитель. В этом и заключается особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть ассоциации.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое*. (Запись в тетради.)

  • О чем вы вспомнили, что ощутили, читая это стихотворение Ахматовой?
  • Какая строка «подсказывает» нам состояние лирического героя?

(«И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь».)

Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя. Это и есть выразительная художественная деталь.

  • Что необычного есть в языке стихотворения?

(Оно начинается с предлога; ряд последующих предложений начинается с союза «и»; предложения простые, небольшие. Возникает ощущение доверительного разговора. Это еще одна особенность лирики Ахматовой. Многие ее стихотворения напоминают то дневниковые записи, то отрывки из письма, то жалобу, то песенку вполголоса. Они как бы случайно выхвачены из речевого потока.)

4. Комментированное чтение стихотворений

 А. Ахматовой.

Учитель. Продолжим разговор о способности Ахматовой «понимать и любить вещи... в их непонятной связи с переживаемыми минутами», причем «вещи» высвечены с точностью и обостренностью «предметного» видения. Послушайте еще одно стихотворение.(слайд 6)

1-й чтец.  Молюсь оконному лучу –

                                         Он бледен, тонок, прям.

                                               Сегодня я с утра молчу,

                           А сердце - пополам.

                    На рукомойнике моем

                    Позеленела медь,

                    Но так играет луч на нем,

                                          Что весело глядеть.

                           Такой невинный и простой

                           В вечерней тишине,

                           Но в этой храмине пустой

                           Он словно праздник золотой

                           И утешенье мне.

Учитель. О душевном состоянии почти ничего не сказано, только «сердце - пополам». Остальное чудесным образом понятно без объяснений. Простая бытовая вещь, рукомойник, преображается игрой солнечного луча, который для лирической героини превращается в «праздник золотой» и даже в «утешенье». Обыденная деталь становится значимой. Звонкий слог, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе, первое слово и последняя строка как будто закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние.

А теперь давайте послушаем, как рождались стихи у А. Ахматовой.

2-й чтец. Когда б вы знали, из какого сора

                  Растут стихи, не ведая стыда,

                        Как желтый одуванчик у забора,

                          Как лопухи и лебеда.

                          Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

                        Таинственная плесень на стене...

                           И стих уже звучит, задорен, нежен,

                          На радость вам и мне.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитайте другие стихотворения Ахматовой; подготовьте выразительное чтение понравившегося стихотворения; запишите свои наблюдения: в чем своеобразие лирики А. А. Ахматовой?

nsportal.ru

7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения. Урок 2

Видеоурок: Особенности поэзии А. А. Ахматовой

Лекция: А.А. Ахматова. Стихотворения: «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

«Приморский сонет» (1958)

Стихотворение из сборника «Седьмая тетрадь». Один из ярчайших шедевров ахматовской лирики, в некотором смысле - подведение жизненных и творческих итогов.

Жанр: сонет. Приморским назван по месту пребывания в то время Ахматовой на берегу Финского залива, в поселке Литфонда Комарово.

Образ смерти фактически заменяет образ вечности, перед которым все тускнеет и замирает – обиды, житейские неурядицы, мелочи жизни.

Ахматова строго подчиняет содержание выбранной форме: в начале дается тезис, затем, в остальных строфах – его раскрытие. Согласно канонам сонета, в стихотворении 2 катрена, 2 терцета.

В завершающих строках – образ Царского села, где прошла счастливая юность, впереди была целая жизнь, счастье, радость…

Ритмический рисунок стиха достаточно сложен: в стихотворении использован 4стопный ямб с пиррихием и спондеем, рифмы точные. В катренах – четверная опоясывающая рифма, в терцетах – три двойные рифмы (ссе, dde).

«Перед весной бывают дни такие…» (1915 год, лето)

В стихотворении всего 8 строк. Лирический герой пребывает в радужном ожидании весны. В I четверостишии - повествовательная интонация ожидания, во II – новые, удивительные ощущения от наступающих перемен, обновления жизни.

Стихотворение передает  радостное, приподнятое ожидание обновления жизни, интонационно радость едва удерживается в лаконичных коротких строках, но – вот-вот прорвется радостным ликованием, душу переполнит счастье…

Использован 5стопный ямб, стопа двухсложная с дарением на 2 слог.

В качестве изобразительных средств привлечены анафора (повтор «И» в четырех строках), олицетворение, метафора.

«Не с теми я, кто бросил землю…» (1922)

Стихотворение отражает настроение Ахматовой в сложное для страны и нее лично время: еще свежи последствия Мировой войны, страна недавно пережила революцию, гражданскую войну, везде царят голод и разруха.

Из первой строфы ясно, что поэт не одобряет покинувших Родину псевдопатриотов, она не с ними. Эмиграция для Ахматовой совершенно невозможна, те, кто покинул страну, для нее – «больной, заключенный».

Поэт остается со своей страной, какие бы испытания не довелось пережить («А здесь, в глухом чаду пожара/…./Мы не единого удара / Не отклонили от себя»).

Заключительные строки – смысловой центр стихотворения. Поэт уверена, что («в мире нет людей бесслезней,/ Надменнее и проще нас»).

Использован 4стопный ямб с двухсложной стопой, ударение – на 2 слог. Мужская/женская рифмы чередуются.

В художественных средствах применены инверсии, сравнения, эпитеты.

«Стихи о Петербурге» (1913)

2 стихотворения включены в сборник «Четки». Образ Петербурга у Ахматовой – строгий, холодный, торжественный. Поэт находит такие слова о родном и бесконечно близком городе такие слова и выражения, что стихотворение звучит подлинным признанием в любви к Петербургу. В ее стихах – Летний сад, Марсово поле, белые ночи… Ахматова впустила город в свою жизнь, сделала его участником своей судьбы.

В первом восьмистрочнике – изображение города на Неве; вторая строфа – переход от парадного города к Петербургу рабочих окраин.

Второе стихотворение – великолепный образец любовной лирики. Теперь Петербург – хранилище любовной памяти. Чувства персонажей становятся вневременными.В заключительных строках настроение меняется с появлением образа Невы, которая в поэзии начала XX века ассоциировалась с рекой забвения в загробном мире – Летой.

Лексика стихотворений – сочетание разговорной речи с патетикой высоких восклицаний, местами сближающимися с речитативным фольклором – причитаниями, частушечными интонациями.  В тексте встречается много слов, обозначающих быстрый бег времени: «нетерпенье», «миг», «навсегда», «завтра», «вчера».

«Мужество» (1942 год, 23 февраля)

Стихотворение написано в начале войны, призывает весь народ подняться на борьбу с фашизмом. Все содержание произведения вложено в его название – это стихи о человеческом мужестве, несгибаемой стойкости человеческого духа. Поэт призывает не опускать руки от первых неудач - время спокойствия, безмятежности минуло, пришло время тяжелой борьбы.

В стихах содержится призыв сберечь русский язык, русскую речь, как живительный источник, связывающий и объединяющий всех русских людей.

Произведение содержит 3 строфы, 11 строк. Стихотворная рифма – разностопный ямб, стопа трехсложная с ударением на 2 слог. В двух четверостишиях рифма перекрестная, в заключительной строфе рифма ААВ.


Онлайн-библиотека:
А. А. Ахматова. «Приморский сонет»
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»
А. А. Ахматова. «Не с теми я, кто бросил землю…»
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» 
А. А. Ахматова. «Мужество»

cknow.ru

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни такие 6 класс

Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны.  Эта подруга, Надежда Чулкова, муж которой быт известный литератор, участвовала в творчестве Анны и помогла ей издать первые сборники.

Поэтесса посвятила стихотворение именно Чулковой. Этим Анна своеобразно ответила на недопонимания среди подруг. Дело в том, что Чулкова настаивала на пейзажный характер лирики, а Анна не разделяла с ней интерес к пейзажной лирике. Позиция Чулковой не была не обоснованной: замужная Ахматова признавалась в любви вымышленным персонажам.

Анна приезжает в имение Гумелёвых и приступает к написанию данного стихотворения, как и рекомендовала Чулкова. Анна не интересовалась пробуждением природы, её переходом из зимы в весну, поэтому переход она описывает за три первые строчки. Её больше интересуют чувства, эмоции. Поэтому далее стихотворение посвящено эмоциям автора, когда она наблюдает природное пробуждение.

Анна замечает, что, наблюдая за природой, особенно за её пробуждением, мир переосмысливается, меняется отношение к многому, если не ко всему. По мнению Ахматовой, предугадать пробуждение можно исключительно с помощью новых этих духовных ощущенях. Изменённое настроение, новые душевные чувства меняют поэтессу глубоко внутри неё самой, а также наполняют её радостными, счастливыми, приключенческими чувствами.

За один день в стихотворении сама героиня ощущает это обновление, пробуждение мира. Она понимает, что старое уходит, что-то новое, пробуждающееся приходит на место старого.  Благодаря такому обновлению мировоззрение изменится, и то, что надоело, вполне сможет заиграть новыми красками, стать интересным.

Как часто это бывает с произведениями Анны, стихотворение короткое, всего восемь строк, но, как часто это бывает, стихотворение гениально. Анна гений своего дела. Негромоздкое произведение содержит глубокий смысл, тонко передаёт духовную окраску. Чтобы проявить чувства и эмоции, Ахматова воспользовалась олицетворением, метафорой, анафорой. Начальная часть стихотворения короткая, сдержанная. Тут поэтесса использовала простые конструкции, не акцентируя внимание на начальную часть. Вторая же часть длинная, поскольку она содержит суть произведения. От неё веет радостью и умиротворённостью.

Прочитав произведение, понимаешь, что надо радоваться, не задумываться о прошлом, стремиться в будущее.

Анализ стихотворения Перед весной бывают дни такие Ахматовой

Анна Ахматова в предпочтениях дружбы большую роль отводила общению с мужчинами, к женщинам она относилась немного скептически, так как считала их немного глупыми, завистливыми и корыстными личностями. Это, конечно же, не говорит о том, что она не дружила с женским полом. В ее жизни появилась та, которая стала для нее подругой. Этой женщиной была супруга русского литератора Надежда Чулкова. Именно с Надеждой Анна делилась многим, особенно творческими планами. Это время сыграло положительными моментами для пейзажной лирики поэтессы. Она написала стихотворение "Перед весной бывают дни", которое посвятила подруге Надежде.

Стихотворение было написано в 1925 году, в то время, когда Анна находилась в родовом поместье мужа. Прекрасная весенняя обновленная природа положительно сказалась на работе поэтессы. Достаточно точно, с помощью различных художественных средств Ахматова описывает приближение весны. "Перед весной бывают дни" показывает читателям гениальность творца, отличающегося гениальными замыслами и лаконичностью.

Произведение описывает то время года, где на смену суровой, холодной зиме, приходит теплая, мягкая весна. Хоть видны еще сугробы, это не значит, что природа не готова проснуться от долгого зимнего сна, она так жаждет пробудиться. Сухие, еще холодные деревья готовятся выпускать свои почки, но еще немножко рановато. Все же зима закончилась, чувство тепла пронзает воздух и на душе становится приятно. Для поэта не столь важны детали пробуждения природы, ее больше интересует чувство, то волнение, которое возникает от понимания того, что природа оживает, медленно снимая "зимние оковы". Наблюдая изменения природы, героиня словно приобретает умиротворение, чувствует себя намного счастливее, забывая о всех прежних жизненных проблемах.

Сама Анна признает, что именно в такие дни и она сама, ощущая окружающую действительность, некоторым образом менялась, начинала все воспринимать абсолютно в другом свете. Заново воспринималась окружающая ее действительность, даже привычные обыденные вещи и явления казались немного другими. Стихотворение дает понять, что прошлая жизнь отходит на второй план, на смену ей, постепенно, приходит что-то новое и неизведанное. Судьба приобретает очередной поворот, происходит обновление души.

Ахматова олицетворяет весну с большими душевными переживаниями, которые будто разрывают ее изнутри. Наступает осознание того, что жизнь быстротечна и стоит переосмыслить некоторые свои поступки. Появляются новые надежды, которые дают силы двигаться и жить дальше. Предчувствие перемен природы, ожидание, волнение и радость, это ощущается достаточно глубоко. На первый план выходят чувства наблюдателя за происходящим и радость новым ощущениям. Весна Ахматовой это время осознания всего происходящего, что было и что предстоит пережить. Данное произведение показало критикам, что Анна не ограничивается только любовной лирикой

Своим произведением поэтесса смогла доказать критикам, что своим талантом она не ограничена только любовной лирикой, Анна способна раскрывать даже самые сложные жизненные темы.

Вариант №3

Подруг у Ахматовой было мало. Дружба с женщинами была ей в основном неизвестна, потому что Анна считала их злыми, глупыми, корыстными. Женщины были ей отвратительны. Но была в её жизни одна, с которой Ахматова могла более-менее дружить и даже назвать своей подругой. Это Надежда Чулкова.

Чулкова была женой человека, помогавшего Ахматовой составлять сборники поэзии. Анна без страха могла посвятить Надежду в свои планы насчёт творчества. Однажды у подруг разгорелся спор, и во время него Чулкова предложила подруге написать пейзажную лирику.

Чулкову смущало то, что женщина, у которой есть хороший муж, пишет стихотворения о любви к мужчинам. Более того, эти мужчины были всего лишь выдумкой! Ахматова приняла вызов и написала стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Посвящено оно Надежде Чулковой. О чём это стихотворение?

Сначала идёт описание природы. Описание того, как она ещё отдыхает под снегом. Нет весеннего солнца, и нет смысла пробуждаться от зимнего сна. Деревья сухие, и в то же время они веселы, будто предчувствуют наступление праздника воскресающей жизни. А ветер уже тёплый. Он нежный и упругий, его уже можно назвать весенним.

Затем идёт описание внутренних переживаний. Весна наступает, и пробуждается не только природа, но и душа, и даже тело. Оно настолько лёгкое, что это удивляет. Будто на теле была гора снега, а оно его сбросило.

Дом переменился, и его не узнать. Солнце ли светит иначе или же снег уже начал оттаивать? Даже песня, которая раньше надоела, теперь поётся по-новому. Радость в душе просыпается и стремится наружу. Радость пробуждается и вокруг.

Ахматова описала, как всё живое предвкушает появление весны. Скоро запоют птички, и станет весело и хорошо. Не в первый раз происходит это чудо. Наступает весна, будьте готовы.

6 класс по плану, кратко вывод

Картинка к стихотворению Перед весной бывают дни такие

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Уступи мне, скворец, уголок

    Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого пестрит яркими природными зарисовками, в которых каждый объект окружающего мира наделён душой. Наиболее эмоциональным диалогом поэта с мирозданием по праву стоит считать стихотворение

  • Анализ стихотворения Баратынского Родина

    Яркая и загадочная звезда таланта Евгения Абрамовича Баратынского зажглась на поэтическом небосклоне России в первой половине XIX века. Отчисление Евгения Абрамовича из Пажеского корпуса круто изменило дальнейшую судьбу будущего поэта

  • Анализ стихотворения Фета Заря прощается с землею

    Афанасий Афанасьевич Фет, в конце 50-х годов, затронул такую тему как смерть. Причиной тому, стала девушка, которую он любил всем сердцем, но потерял из-за своей финансовой недостаточности. В своих стихотворениях, Афанасий Афанасьевич, часто

  • Анализ стихотворения Фета На качелях

    Проникающие в душу стихотворения о любви, Афанасий Фет написал, не будучи юношей или в период возвышенных чувств. Причиной такого довольно-таки удивительного факта являются невероятные воспоминания великого поэта. Его воспоминания

  • Анализ стихотворения Некрасова Перед дождем

    Николай Алексеевич Некрасов - народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.

analiz-stihov.ru

Конспект урока литературы по стихотворению А.А.Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." 6 класс

Тема: Постижение красоты. А.А.Ахматова.

«Перед весной бывают дни такие…»

Цели:

  1. Учебная: повторить понятия теории литературы, учить применять их на практике.

  2. Развивающая: развивать ассоциативное и логическое мышление, развивать устную и письменную речь;

  3. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к слову.

Ход урока

1. Сегодня у нас необычный урок. Необычность его в том, что работать мы будем по опорным конспектам, которые находятся у каждого из вас на парте. В этих конспектах есть как необходимые подсказки, так и задания, которые мы будем выполнять. Это во-первых. Во-вторых, тема нашего урока – постижение красоты. А как ее можно постигать? (Читая стихотворения, любуясь природой, посещая музеи, выставки…). Поэтому задачу нашего урока я вижу в том, чтобы учить и учиться постигать красоту во всем, умению видеть прекрасное, и поможет нам в этом, конечно, поэзия, а именно стихотворение Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966), которое поэтесса написала, когда ей было 26 лет. Поэтесса прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

2. Дома вы должны были выучить стихотворение наизусть, и мне бы очень хотелось, чтобы за время урока содержание стихотворения открылось для вас своей новой гранью, то есть будем пытаться в привычном, знакомом искать что-то новое, особенное.

3. Чтение стихотворения наизусть ученицей.

4. О чем это стихотворение? Какова его тема? (Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной) Какова идея стихотворения, что хотел сказать автор? (Весной все изменяется, обновляется, выглядит другим. Это касается как изменений в природе, так и перемен в душе человека)

5. Вы уже знаете, что такое композиция, изобразительно-выразительные средства, звукопись. Напомните определения знакомых понятий. (Учитель прикрепляет на доску таблички, ученики проговаривают определения)

Композиция – построение.

Метафора – скрытое сравнение.

Эпитет – образное определение.

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим при помощи союзов как, будто, словно, как будто, точно.

Аллитерация - повторение одинаковых согласных звуков.

Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.

6. Я даю вам время, чтобы вы вгляделись в стихотворение и поискали какой-либо ключ к его истолкованию, можете применить названные понятия…

- состоит из 2 предложений (композиция), в одном речь о природе, в другом - о человеке и его душе;

- эпитеты;

- начало и конец…

7. А теперь проведем несколько наблюдений вместе. Если бы я попросила вас нарисовать иллюстрацию к стихотворению, какие слова помогли бы вам? (Луг, снег, деревья, дом, ветер) Это весна? (Нет) А откуда же в стихотворении такое сильное ощущение весны, ожидание перемен? (В стихотворении передаются чувства. Здесь много движения) Назовите слова, содержащие движение. (Шумят, ветер, дивится, волнение, поешь). Вот теперь весна чувствуется.

8. Предположите, какое слово в стихотворении будет являться своеобразным золотым сечением? (Слово «легкость») Ничего себе легкость. Все под снегом, люди в теплых одеждах…, и откуда-то легкость. Это слово связано с чувствами человека. Легкость связана с ожиданием чего-то нового, какой-то простор открывается в душе от одного только ожидания. Вспомните свои ожидания дня рождения, или как все ждут Нового года, или какой-либо праздник…)

9. Морфология. Заглянем в мастерскую поэтессы. Проведем небольшой эксперимент, посчитаем использование поэтессой слов разных частей речи. Глаголов – 7, существительных – 10, прилагательных - 7. Служебные части речи: союзов – 6, предлогов – 3.

В чем особенность использования глаголов и с чем она связана? (Все глаголы, кроме одного – «надоела» - стоят в форме настоящего времени. Настоящее дышит жизнью, полно движения, а «надоела» - в прошлом. Понаблюдаем, где, в каких строчках мы встречаемся с предлогами. В 1, 2 и в последней. В 1 и 2 строках встречаем предлоги «перед» и «под», свидетельствующие о начале перемен, а в последней – предлог «с», указывающий на соединение, объединение.

Всего 8 строк и 6 союзов. Это много или мало? Много. Причем союзы всегда соединяют, связывают. Что соединяют союзы в рассматриваемом стихотворении? Жизнь природы и жизнь человека

10. Ассоциации. Посмотрите на свои опорные конспекты и прочитайте определение ассоциации. Представим, что стихотворение – это картина, живописное полотно. Художник работает при помощи кисти и красок, он создает образы, рисуя линии, фигуры и используя определенные цвета. По ассоциативным связям предположите, какими деталями или образами на картине могут стать союзы, учитывая их функцию – соединение. (Дорогами, реками – они тоже соединяют) Это небольшое открытие помогло сделать нам стихотворение А.А.Ахматовой.

11. Выберите пейзаж к стихотворению, объясните свой выбор.

12. Вернемся к союзам еще. Какое место в стихотворении, с точки зрения употребления союзов, концентрирует наше внимание, останавливает его? (Повтор союза «и» в 4,5,6 строках) Когда каждая следующая строка начинается с одного и того же слова, мы имеем дело с анафорой. Волшебный, троекратный повтор союза «и» в середине стихотворения что-то меняет … и привычное, надоевшее обретает новое звучание. Докажите. (Ребята читают последние четыре строки)

13. Пунктуация. Мы знаем, что в стихотворении нет ничего случайного. Понаблюдаем за знаками препинания. Мы не увидим разнообразия. Есть (.), (,), (:), вовсе нет (!),(?),(-).В этом и есть гениальное мастерство Ахматовой, когда все обыкновенное: слова, предметы, знаки препинания… и в то же время необыкновенное.

14. Звукопись. Задания по вариантам. 1 вариант: найдите пример аллитерации в 1 части стихотворения, 2 вариант: найдите ассонанс во 2 части стихотворения. («под плотным снегом отдыхает луг» - аллитерация на «п», «т», «д»; 2 вариант – «и дома своего не узнаешь» - ассонанс на «о» и на «а»; «как новую, с волнением поешь» - на «о») Тема в стихотворении развивается, в восьмистишии есть движение, и это видно на примере звукописи: от аллитерации к ассонансу, от согласных к гласным, к звонкости, прозрачности, чистоте.

15. Звуки имеют буквенное обозначение. Обратимся к буквам, которые обозначают эти звуки: Т, Д, П.(В кириллице звучат, как «Твердо», «Добро», «Покои») Все они закрытые, словно слоем снега, а внутри хранят какую-то тайну. А буква «О» в Кириллице звучит «Он» и имеет форму круга, свидетельствуя о совершенстве, цельности, полноте, завершенности.

16. А теперь еще раз обратимся к ассоциативным связям и попробуем найти в кириллице весенние буквы. Как действовать, вы знаете: можно подбирать слова, начинающиеся с определенной буквы, можно обращать внимание на написание буквы и т.д. Например, буква «о» похожа на солнце, на весенние лужи по форме, или буква «м» является начальной для таких слов, как «март», «май», а еще именно весной бывает праздник мам.

17. Все и просто и сложно одновременно. Одно переходит в другое: зима в весну, ночь в утро, - все находится в движении. Найдите в стихотворении главное слово, способствующее движению, изменению. (Волнение) Нарисуйте в своих опорных конспектах волнение. (Учащиеся могут нарисовать волну, могут цветок…) Волнение предшествует переменам.

18. Рассматриваемое нами стихотворение не имеет названия, и называем его по первой строчке. Попробуем дать название стихотворению. (Например, «Ожидание свидания»)

19. Еще раз сделаем вывод. С помощью природы, описания пейзажа передаются чувства и переживания человека. Прочитаем стихотворение еще раз.

20. Творческая часть. Я предлагаю вам написать творческий отклик на стихотворение А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» Задание дифференцированное, выполнять нужно что-нибудь одно из предложенного.

1 – написать сочинение по буквам слова «новое», учитывая первые три буквы, так как ое – это окончание…

2 – написать свое стихотворение или несколько прозаических предложений об ожидании весны и чувствах, связанных с этим ожиданием;

3 - ответить на вопросы, которые помещены в табличке ваших опорных конспектов, рассказав о стихотворении А.А.Ахматовой, которое мы рассматривали на уроке.

Например,

Вместо пасмурных деньков

Солнышко стремится

Осветить, согреть снега, землю и деревья.

Души наши растопить

Жаркими лучами.

Ждем весны прихода мы-

Она не за горами.

21. Домашнее задание: рассказать о стихотворении Ахматовой по таблице-подсказке письменно.

Таблица-подсказка

Пункты плана

Примеры записи

1. Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

В стихотворении (автор, название) говорится о … В стихотворении (название) …(фамилия поэта) описывает…

2. Настроение стихотворения

В стихотворении царит…настроение. Стихотворение пронизано … настроением.

3. Как выражается настроение в стихотворении?

а) как оно построено?

б) как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы)

в) какие приемы использует автор? (метафоры, олицетворения, звукопись, повторы, употребление слов определенной части речи, использование предложений определенной конструкции)

Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на … части, так как … Композиционно стихотворение делится на … части, потому что…

Звучание стихотворения создает …ритм. Короткие (длинные) строки стихотворения подчеркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки… Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…

Для создания настроения автор использует… С помощью … поэт дает нам возможность увидеть (услышать)… Используя…, поэт создает образ…

4. Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

5. Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

6. Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом

7. Личное впечатление от стихотворения

infourok.ru

“Перед весной бывают дни такие…” анализ стихотворения Ахматовой 👍

История возникновения стихотворения

Анна Ахматова никогда не отличалась большой любовью к женщинам, неизменно предпочитая проводить время в мужском обществе. По ее собственным словам, большинство представительниц женского пола слишком завистливы, глупы и корыстны. Да и собратьев по творческим интересам поэтессе было намного легче найти среди мужчин, составляющих основу литературных кружков ее времени.

Однако для одной женщины она всегда делала исключение, считая ее интересным собеседником и творческим человеком. Близкой приятельницей

поэтессы стала Надежа Чулкова, супруга известнейшего русского издателя 19-го века Михаила Дмитриевича Чулкова.

Супруги Чулковы имели свой литературный салон, в котором регулярно собирались выдающиеся писатели и другие творческие деятели. На одном из таких собраний Чулкова упрекнула Ахматову в том, что она пишет исключительно о страсти к мужчинам, причем к тем, которых создало воображение самой поэтессы.

По словам Чулковой, настоящий писательский талант многогранен. Для его развития необходимо прибегать к различным темам, оттачивая и совершенствуя свой дар. Для Ахматовой эти слова прозвучали

как вызов ее творческим способностям.

Она пообещала создать стихотворение на тему пейзажной лирики, демонстрирующее ее состоятельность и в других областях литературного жанра.

Летом 1915 года, находясь в поместье, принадлежавшем супругу поэтессы, Николаю Гумилеву, Ахматова пишет стихотворение “Перед весной бывают дни такие…” Это произведение ясно показало ее критикам, что талант поэтессы не ограничен любовной лирикой, а способен творить на самые разные темы.

Основная идея и эмоциональный лейтмотив произведения

Рассказывая о наступлении весны, поэтесса не посчитала нужным описывать изменения, происходящие в природе. Намного важнее для Ахматовой чувства, которые она испытывает, глядя на пробуждение природы. В такие дни, как отмечает она в начале стихотворения, ее мировосприятие меняется, она чувствует себя обновленной и счастливой, забывая о том, что все жизненные обстоятельства остались прежними.

Радостное предвкушение перемен Ахматова передает, рассказывая о природе, которая ждет весну. Еще не побежали ручьи, а на полях, как и прежде, лежит снег. Но уже сам воздух изменился, ветер стал теплым и упругим.

Ожидание для поэтессы намного радостнее, чем сам приход весны. Напряженное предчувствие перемен созвучно с состоянием лирического героя произведения, чувствующего в такие дни волнение и радость.

Но Ахматова не стремится подробно описать окружающую ее природу. Для характеристики дней, радующих ее, ей достаточно всего 2-3 строк. Она не художник-пейзажист, ей важно схватить самую суть, создать набросок, показать, как это время меняет характер ее героя.

Большая часть произведения рассказывает именно о чувствах наблюдателя. Он смотрит другими глазами на окружающие его предметы. Дом, к которому он привык, кажется ему новым и необычным.

Герой не узнает себя, удивляется и радуется новым ощущениям.

В эти дни к поэтессе приходит осознание того, что жизнь не стоит на месте, делая очередные витки согласно законам природы. Прошлое безвозвратно уходит, даже старая песня, “та, что прежде надоела”, обретает новый смысл и звучит по-другому. Все переживания, беспокоящие героя, уходят, уступая место другим, светлым чувствам.

Композиционные особенности стихотворения

Несмотря на краткость произведения (8 строк), Ахматовой в полной мере удается передать душевное состояние своего героя. Стихотворение вызывает яркие, положительные эмоции. Достичь такого эффекта поэтессе помогает ряд литературных приемов. В своем стихотворении она применяет:

    Метафоры, которые передают красоту природы. Например – “деревья весело-сухие”, “теплый ветер нежен и упруг”. Олицетворения, благодаря которым стихотворение будто “оживает” – “отдыхает луг”, “шумят деревья” и т. д. Анафора, придающая произведению еще большую выразительность – четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза “и”.

Стих написан с использованием парной рифмы. Размер произведения – ямб. Ахматова нередко прибегает к нему при создании своих произведений.

Во многих культурах символ весны связан с обновлением, началом новой жизни. Но Ахматова привносит в старый образ и другое, более глубокое звучание. Для нее весна – не только время созидания, но и этап переосмысления прошлого, попытки воспринять его на новый лад, давая простор новым идеям и чаяниям.

lit.ukrtvory.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.