Ахмадулина стихи о любви лучшие


Стихи Беллы Ахмадулиной о любви

Невеста

Хочу я быть невестой,
красивой, завитой,
под белою навесной
застенчивой фатой.

Чтоб вздрагивали руки
в колечках ледяных,
чтобы сходились рюмки
во здравье молодых.

Чтоб каждый мне поддакивал,
пророчил сыновей,
чтобы друзья с подарками
стеснялись у дверей.

Сорочки в целлофане,
тарелки, кружева…
Чтоб в щёку целовали,
пока я не жена.

Платье мое белое
заплакано вином,
счастливая и бедная
сижу я за столом.

Страшно и заманчиво
то, что впереди.
Плачет моя мамочка,-
мама, погоди.

… Наряд мой боярский
скинут на кровать.
Мне хорошо бояться
тебя поцеловать.

Громко стулья ставятся
рядом, за стеной…
Что-то дальше станется
с тобою и со мной?..

Прощание

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? Ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? Ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело,
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

Прощай, Прощай, Со лба сотру

Прощай! Прощай! Со лба сотру
воспоминанье: нежный, влажный
сад, углубленный в красоту,
словно в занятье службой важной.

Прощай! Все минет: сад и дом,
двух душ таинственные распри,
и медленный любовный вздох
той жимолости у террасы.

Смотрели, как в огонь костра,-
до сна в глазах, до муки дымной,
и созерцание куста
равнялось чтенью книги дивной.

Прощай! Но сколько книг, дерев
нам вверили свою сохранность,
чтоб нашего прощанья гнев
поверг их в смерть и бездыханность.

Прощай! Мы, стало быть, из них,
кто губит души книг и леса.
Претерпим гибель нас двоих
без жалости и интереса.

Пришла, Стоит, Ей восемнадцать лет

Пришла. Стоит. Ей восемнадцать лет.
— Вам сколько лет? — Ответила: — Осьмнадцать.
Многоугольник скул, локтей, колен.
Надменность, угловатость и косматость.

Все чудно в ней: и доблесть худобы,
и рыцарский какой-то блеск во взгляде,
и смуглый лоб… Я знаю эти лбы:
ночь напролет при лампе и тетради.

Так и сказала: — Мне осьмнадцать лет.
Меня никто не понимает в доме.
И пусть! И пусть! Я знаю, что поэт! —
И плачет, не убрав лицо в ладони.

Люблю, как смотрит гневно и темно,
и как добра, и как жадна до боли.
Я улыбаюсь. Знаю, что — давно,
а думаю: давно ль и я, давно ли?..

Прощается. Ей надобно — скорей,
не расточив из времени ни часа,
робеть, не зная прелести своей,
печалиться, не узнавая счастья…

Молитва

Ты, населивший мглу вселенной,
то явно видный, то едва,
огонь невнятный и нетленный
материи иль божества,
ты — ангелы или природа,
спасение или напасть,
что ты ни есть, твоя свобода,
твоя торжественная власть.
Не благодать твою, не почесть,
судьба земли, оставь за мной
лишь этой комнаты непрочность,
ничтожную в судьбе земной.
Зачем с разбега бесприютства
влюбилась я в ее черты
всем разумом-де безрассудства,
всем зрением-де слепоты!
Кровать, два стула ненадежных,
свет лампы, сумерки, графин,
и вид на изгородь продолжен
красой невидимых равнин.
Творилась в этих бедных стенах,
оставшись тайною моей,
печаль пустых, благословенных,
от всех сокрытых зимних дней.
Здесь совмещались стол и локоть,
тетрадь ждала карандаша,
и, провожая мимолетность,
беспечно мучилась душа.

Ни слова о любви

Луну над головой держать я притерпелась
для пущего труда, для возбужденья дум.
Но в нынешней луне — бессмысленная прелесть,
и стелется Арбат пустыней белых дюн.

Лепечет о любви сестра-поэт-певунья —
вполглаза покошусь и усмехнусь вполрта.
Как зримо возведен из толщи полнолунья
чертог для божества, а дверь не заперта.

Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара,
и одинок вблизи вселенской полыньи.
Столь длительной луны над миром не бывало,
сейчас она пройдет. Ни слова о любви!

Так долго я жила, что сердце притупилось,
но выжило в бою с невзгодой бытия,
и вновь свежим-свежа
в нем чья-то власть и милость.
Те двое под луной — неужто ты и я?

 

Нежность

Так ощутима эта нежность,
вещественных полна примет.
И нежность обретает внешность
и воплощается в предмет.

Старинной вазою зеленой
вдруг станет на краю стола,
и ты склонишься удивленный
над чистым омутом стекла.

Встревожится квартира ваша,
и будут все поражены.
— Откуда появилась ваза? —
ты строго спросишь у жены.

— И антиквар какую плату
спросил? —
О, не кори жену —
то просто я смеюсь и плачу
и в отдалении живу.
И слезы мои так стеклянны,
так их паденья тяжелы,
они звенят, как бы стаканы,
разбитые средь тишины.

За то, что мне тебя не видно,
а видно — так на полчаса,
я безобидно и невинно
свершаю эти чудеса.

Вдруг облаком тебя покроет,
как в горных высях повелось.
Ты закричишь: — Мне нет покою!
Откуда облако взялось?

Но суеверно, как крестьянин,
не бойся, «чур» не говори
те нежности моей кристаллы
осели на плечи твои.

Я так немудрено и нежно
наколдовала в стороне,
и вот образовалось нечто,
напоминая обо мне.

Но по привычке добрых бестий,
опять играя в эту власть,
я сохраню тебя от бедствий
и тем себя утешу всласть.

Прощай! И занимайся делом!
Забудется игра моя.
Но сказки твоим малым детям
останутся после меня.

 

Весной, весной, в ее Начале

Весной, весной, в ее Начале,
я опечалившись жила.
Но там, во мгле моей печали,
о, как я счастлива была,

когда в моем дому любимом
и меж любимыми людьми,
плыл в небеса опасным дымом
избыток боли и любви.

Кем приходились мы друг другу,
никто не знал, и все равно —
нам, словно замкнутому кругу,
терпеть единство суждено.

И ты, прекрасная собака,
ты тоже здесь, твой долг высок
в том братстве, где собрат собрата
терзал и пестовал, как мог.

Но в этом трагедийном детстве
Былых и будущих утрат
свершался, словно сон о детстве,
спасающий меня антракт,

когда к обеду накрывали,
н жизнь моя была проста,
и Александры Николавны
являлась странность и краса.

Когда я на нее глядела,
я думала: не зря, о, нет,
а для таинственного дела
мы рождены на белый свет.

Не бесполезны наши муки,
и выгоды не сосчитать
затем, что знают наши руки,
как холст и краски сочетать.

Не зря обед, прервавший беды,
готов и пахнет, и твердят
все губы детские обеты
и яства детские едят.

Не зря средь праздника иль казни,
то огненны, то вдруг черны,
несчастны мы или прекрасны,
и к этому обречены.

Глубокий нежный сад

Глубокий нежный сад, впадающий в Оку,
стекающий с горы лавиной многоцветья.
Начнёмте же игру, любезный друг, ау!
Останемся в саду минувшего столетья.

Ау, любезный друг, вот правила игры:
не спрашивать зачем и поманить рукою
в глубокий нежный сад, стекающий с горы,
упущенный горой, воспринятый Окою.

Попробуем следить за поведеньем двух
кисейных рукавов, за блеском медальона,
сокрывшего в себе… ау, любезный друг!..
сокрывшего, и пусть, с нас и того довольно.

Заботясь лишь о том, что стол накрыт в саду,
забыть грядущий век для сущего событья.
Ау, любезный друг! Идёте ли?- Иду.-
Идите! Стол в саду накрыт для чаепитья.

А это что за гость?- Да это юный внук
Арсеньевой.- Какой?- Столыпиной.- Ну, что же,
храни его Господь. Ау, любезный друг!
Далекий свет иль звук — чирк холодом по коже.

Ау, любезный друг! Предчувствие беды
преувеличит смысл свечи, обмолвки, жеста.
И, как ни отступай в столетья и сады,
душа не сыщет в них забвенья и блаженства.

loveset.ru

Белла Ахмадулина. Лучшие стихи Беллы Ахмадулиной на портале ~ Beesona.Ru

Ахмадулина Белла Ахатовна (1937 - 2010) — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

НазваниеТемаДата
Сон (О опрометчивость моя!..) 1963 г.
О, мой застенчивый герой 1960-1961
Случилось так, что двадцати семи 1964 г.
Так и живем — напрасно маясь 1960-1961
Я вас люблю, красавицы столетий Стихи о любви 1973 г.
Андрею Битову
Мазурка Шопена 1958 г.
Живут на улице Песчаной 1958 г.
Газированная вода 1960 г.
Не уделяй мне много времени 1957 г.
Дождь и сад 1967 г.
Влечет меня старинный слог.
Заклинание 1968 г.
Описание обеда Стихи о любви 1967 г.
Дождь в лицо и ключицы Стихи о любви 1955 г.
Невеста 1956 г.
Теперь о тех, чьи детские портреты 1973 г.
Борису Мессереру Стихи о любви Июнь 1984, Ленинград
* * * Стихи о любви 1966 г.
В опустевшем доме отдыха 1964 г.
Зимняя замкнутость Стихи о любви 1965 г.
Прощание 1960 г.
Влечет меня старинный слог 1959 г.
Всех обожаний бедствие огромно 12 мая 1985, Комарово
Возвращение из Ленинграда Стихи о любви 1978 г.
Опять сентябрь, как тьму времён назад
* * * 1973 г.
Подражание 1960-е
Последний день живу я в странном доме 1965 г.
Варфоломеевская ночь 1967 г.
Черный ручей
Однажды, покачнувшись на краю 1960-е
Август 1958 г.
Рисунок 1968 г.
Строка
Другое 1966 г.
Так дурно жить, как я вчера жила
Сон (Наскучило уже, да и некстати... Стихи о любви
Не добела раскалена 1978 г.
Зима на юге. Далеко зашло Стихи о природе, Стихи про зиму
День: 12 марта 1981 года 12-13-14 марта 1981, Таруса
Театр 1983 г.
Прощай! Прощай! Со лба сотру Стихи о любви 1968 г.
Опять в природе перемена Стихи о природе 1959 г.
Анне Ахматовой
Четверть века, Марина, тому
Андрею Битову 18-19 мая 1983, Таруса
Кофейный чертик Стихи о любви 12 марта 1981, Таруса
Всех обожаний бедствие огромно.
Нежность 1959 г.
Пятнадцать мальчиков 1950-е
Бабочка 1979 г.
Слово 1965 г.
Свеча 1960 г.
Твой дом 1959 г.
Медлительность 1972 г.
Чужая машинка 1974 г.
Быть по сему: оставьте мне 14 мая 1983, Таруса
Мне вспоминать сподручней, чем иметь Стихи о любви 1968 г.
А. Н. Корсаковой
Из глубины моих невзгод 1960-1961
Что за мгновенье! Родное дитя 1973 г.
Пререкание с Крымом 1969 г.
Ни слова о любви! Но я о ней ни слова 1973 г.
По улице моей который год 1959 г.
Не писать о грозе 1968 г.
Ночь 1965 г.
Сны о Грузии - вот радость... 1960 г.
Отрывок из маленькой поэме о Пушкине 1973 г.
Бьют часы, возвестившие осень: Стихи о природе, Стихи про осень 1973 г.
Пришла Стоит Ей восемнадцать лет 1974 г.
Сон (О опрометчивость моя!..
Приключение в антикварном магазине Стихи о любви
Уроки музыки Стихи о любви Октябрь 1963 г.
Завидна мне извечная привычка 1974 г.
А Н Корсаковой 1967 г.
Памяти Осипа Мандельштама
Молитва Стихи о любви 1968 г.
Молоко
Цветы 1956 г.
Снегурочка 1958 г.
Венеция моя
Веничке Ерофееву 1960 г.
Немота 1966 г.
Игры и шалости 1 марта 1981, Таруса
Веничке Ерофееву
Как холодно в Эшери и как строго 1979 г.
Снимок 1973 г.
Ночь перед выступлением
Жила в позоре окаянном 1960-1961

www.beesona.ru

Ахмадулина Белла – Стихи о любви

Вы здесь

Влечет меня старинный слог

Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.

Вскричать: «Полцарства за коня!» —
какая вспыльчивость и щедрость)
Но снизойдет и на меня
последнего задора тщетность.

Когда-нибудь очнусь во...Читать далее

Я думала, что ты мой враг

Я думала, что ты мой враг,
что ты беда моя тяжелая,
а вышло так: ты просто враль,
и вся игра твоя — дешевая.

На площади Манежная
бросал монету в снег.
Загадывал монетой,
люблю я или нет.

И шарфом ноги мне обматывал
там, в Александровском...Читать далее

Из глубины моих невзгод

Из глубины моих невзгод
молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки.

Я, не сумевшая постичь
простого таинства удачи,
беду к нему не допустить
стараюсь так или иначе.

И не на радость же себе,
загородив...Читать далее

Не писать о грозе

Беспорядок грозы в небесах!
Не писать! Даровать ей свободу —
не воспетою быть, нависать
над землей, принимающей воду!

Разве я ей сегодня судья,
чтоб хвалить ее: радость! услада! —
не по чину поставив себя
во главе потрясенного сада!

Разве я ее...Читать далее

Молитва

Ты, населивший мглу вселенной,
то явно видный, то едва,
огонь невнятный и нетленный
материи иль божества,
ты — ангелы или природа,
спасение или напасть,
что ты ни есть, твоя свобода,
твоя торжественная власть.
Не благодать твою, не почесть,
...Читать далее

Клянусь

Тем летним снимком на крыльце чужом
как виселица, криво и отдельно
поставленным, не приводящим в дом,
но выводящим из дому. Одета
в неистовый сатиновый доспех,
стесняющий огромный мускул горла,
так и сидишь, уже отбыв, допев
труд лошадиный голода и горя...Читать далее

Нежность

Так ощутима эта нежность,
вещественных полна примет.
И нежность обретает внешность
и воплощается в предмет.

Старинной вазою зеленой
вдруг станет на краю стола,
и ты склонишься удивленный
над чистым омутом стекла.

Встревожится квартира ваша,...Читать далее

Декабрь

Мы соблюдаем правила зимы.
Играем мы, не уступая смеху,
и, придавая очертанья снегу,
приподнимаем белый снег с земли.

И, будто бы предчувствуя беду,
прохожие толпятся у забора,
снедает их тяжелая, забота:
а что с тобой имеем мы в виду.

Мы бабу...Читать далее

www.romanticcollection.ru

Белла Ахмадулина. Стихи о любви. - Стихи - Любовь - Каталог статей

Белла Ахмадулина

Знаменитый русский писатель Е. Шварц говорил о Белле Ахмадулиной как о великой поэтессе, «недостающей звезде пушкинской плеяды», которая заняла бы достойное место, живя в конце XVII – начале Х1Х века. И действительно, слог Ахмадулины довольно архаичен и, читая ее стихотворения, поневоле убеждаешься, что и мироощущение поэта тесно связано с прошедшей эпохой.

Любовная лирика Ахмадулиной полна изящества и своеобразной «высокопарности». Поэтесса умела говорить о чувствах, терзающих сердце и о простых радостях любви всегда витиевато. За это многие ее недолюбливали, считая, что таким образом она утрачивает связь с реальностью. Другие же наоборот боготворили, указывая не просто на подражание, а на своеобразный поэтический дар, через который она легко передает душевные порывы.

Любовь для Беллы Ахмадулиной - это чувство сопереживания, нужности себя в мире, чувствования природы вещей и возможности прикоснуться к их тайнам. И если желание поделиться этим чувством, этими открытиями с другими вызывает у других радость и понимание, то это и есть любовь, которая граничит с таким философским понятием как радость бытия.

Камерность любовной лирики Ахмадулины, в которой так часто упрекали поэтессу современники, на самом деле невероятно глубока. Она сама создает мир своих любимых, который узок, но при этом удивительно глубок и полон.
«Мы слух на слух не обменяем.
Мой обращен во глубь мою,
к сторонним звукам невменяем».

Мотив дружбы - один из главных в творчестве Беллы Ахмадулиной. Можно даже говорить о том, что тема любви и страсти у Ахмадулиной практически заменена темой дружбы. Для поэтессы зачастую нет разницы между дружбой и любовью, эта два понятия она ставит в один ряд и на одну чашу весов. Любовная лирика поэтессы полна чувств, которые она адресует не только своему избраннику, а и всем тем, кого видит и знает: прохожим, знакомым, своим читателям. Но прежде всего своим родным друзьям. Это чувство у Ахмадулиной возвышенное, изысканное, даже обладающее некоей музыкальностью. Она постоянно признается в любви, «воздает благодаренье», не пряча ее, делясь ею с другими. Но при этом дружба, любовь являются обособленными от чувства собственного одиночества, ведь двое никогда не смогут до конца понять друг друга, говорит Белла Ахмадулина.

Поэтесса Ахмадулина - поэт любви, но любви особенной, любви-признания. В ее любовной лирике не часто услышишь такие строчки:
«Ударь в меня, как в бубен, не жалей,
Озноб, я вся твоя! Не жить нам розно!
Я - балерина музыки твоей».

Стихи о любви Ахмадулиной легко угадываются благодаря эмоциональному напряжению, некой таинственности и непонятности, «вязкому и гипнотическому синтаксису», как характеризовал его Бродский, которую автор создает особым образом. Переживания и накал чувств, раздумья над своей судьбой как поэтессы и как женщины, - вот характерные черты лирики Ахмадулиной.

Интересно, что творчество у Ахмадулиной не зависит от нее. Ее муза приходит тогда, когда посчитает нужным и от этого зависит многое. Так, в стихотворении «Как много у маленькой музыки этой» поэтесса называет поэзию «маленькой музыкой», для рождения которой требуется уход от действительности и даже любимый человек не должен находиться в этот момент рядом:
«Для музыки этой возможных нашествий
Возлюбленный путник пускается в путь».

Читая любовную лирику Ахмадулиной, иногда возникает чувство, что поэтесса страдает от своей одаренности, что она желает быть как все, как любая женщина ее эпохи.
Однако, можно с уверенностью сказать, что лирическая героиня отчетливо понимает и различает эти две ипостаси - женщину-поэта и земную женщину, которой не чужды откровения любви. И иногда даже намеревается спрятать от глаз любимого ту, которая может помешать любви:
«Лукавь, мой франт, опутывай, не мешкай.
Я скрою от незрячести твоей,
Какой повадкой и какой усмешкой
Владею я - я друг моих друзей».

Любовная лирика Ахмадулиной рассматривает мотив творчества как помеху любви. Когда приходит понимание, что радость вызывают лишь «причастий шелестящих пресмыканье», лирическая героиня доказывает, что больше не имеет пола, говоря о себе как о «бесполом существе» и снимая с себя, таким образом, принадлежность к любви. Творчество начинает тяготить, мешать действительности:
«В удобном сходстве с прочими людьми
не сводничать чернилам и бумаге,
а над великим пустяком любви
бесхитростно расплакаться в овраге».

Но при этом любовь к творчеству больше, чем любовь к другим, она даже больше, чем любовь к своей семье:
«Что за мгновенье! Родное дитя
дальше от сердца, чем этот обычай -
красться к столу сквозь чащобу житья,
зренье возжечь и следить за добычей».

Однако, поэт не был бы поэтом, если бы не писал и не чувствовал окружающих его людей и вещи так же чутко, как и себя самого. В любовной лирике Беллы Ахмадулиной много проникновенного, глубоко чувства, много нежности к тем, кто вокруг. Нежность - это одна из главных ипостасей ее творчества:
«...крала, несла,
Брала себе тебя и воровала,
забыв, что ты - чужое, ты - нельзя,
ты - богово, тебя у бога - мало».

Глубина и сила чувства - вот тот бесценный дар, который подарила читателям в своем творчестве поэтесса Белла Ахмадулина.

Ни слова о любви! Но я о ней ни слова

Ни слова о любви! Но я о ней ни слова,
не водятся давно в гортани соловьи.
Там пламя посреди пустого небосклона,
но даже в ночь луны ни слова о любви!

Луну над головой держать я притерпелась
для пущего труда, для возбужденья дум.
Но в нынешней луне - бессмысленная прелесть,
и стелется Арбат пустыней белых дюн.

Лепечет о любви сестра-поэт-певунья -
вполглаза покошусь и усмехнусь вполрта.
Как зримо возведен из толщи полнолунья
чертог для Божества, а дверь не заперта.

Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара,
и одинок вблизи вселенской полыньи.
Столь длительной луны над миром не бывало,
сейчас она пройдет. Ни слова о любви!

Так долго я жила, что сердце притупилось
но выжило в бою с невзгодой бытия,
и вновь свежим-свежа в нём чья-то власть и милость.

Прощание

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? - ты пригубил
Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело моё опустело.

Работу малую висок
ещё вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

Ночь (Андрею Смирнову)

Уже рассвет темнеет с трёх сторон,
а всё руке недостает отваги,
чтобы пробиться к белизне бумаги
сквозь воздух, затвердевший над столом.

Как непреклонно честный разум мой
стыдится своего несовершенства,
не допускает руку до блаженства
затеять ямб в беспечности былой!

Меж тем, когда полна значенья тьма,
ожог во лбу от выдумки неточной,
мощь кофеина и азарт полночный
легко принять за остроту ума.

Но, видно, впрямь велик и невредим
рассудок мой в безумье этих бдений,
раз возбужденье, жаркое, как гений,
он всё ж не счёл достоинством своим.

Ужель грешно своей беды не знать!
Соблазн так сладок, так невинна малость -
нарушить этой ночи безымянность
и всё, что в ней, по имени назвать.

Пока руке бездействовать велю,
любой предмет глядит с кокетством женским,
красуется, следит за каждым жестом,
нацеленным ему воздать хвалу.

Уверенный, что мной уже любим,
бубнит и клянчит голосок предмета,
его душа желает быть воспета,
и непременно голосом моим.

Как я хочу благодарить свечу,
любимый свет её предать огласке
и предоставить неусыпной ласке
эпитетов! Но я опять молчу.

Какая боль - под пыткой немоты
всё ж не признаться ни единым словом
в красе всего, на что зрачком суровым
любовь моя глядит из темноты!

Чего стыжусь? Зачем я не вольна
в пустом дому, средь снежного разлива,
писать не хорошо, но справедливо -
про дом, про снег, про синеву окна?

Не дай мне бог бесстыдства пред листом
бумаги, беззащитной предо мною,
пред ясной и бесхитростной свечою,
перед моим, плывущим в сон, лицом.

Дачный роман

Вот вам роман из жизни дачной.
Он начинался в октябре,
когда зимы кристалл невзрачный
мерцал при утренней заре.

И тот, столь счастливо любивший
печаль и блеск осенних дней,
был зренья моего добычей
и пленником души моей.

Недавно, добрый и почтенный,
сосед мой умер, и вдова,
для совершенья жизни бренной,
уехала, а дом сдала.

Так появились брат с сестрою.
По вечерам в чужом окне
сияла кроткою звездою
их жизнь, неведомая мне.

В благовоспитанном соседстве
поврозь мы дождались зимы,
но, с тайным любопытством в сердце,
невольно сообщались мы.

Когда вблизи моей тетради
встречались солнце и сосна,
тропинкой, скрытой в снегопаде,
спешила к станции сестра.

Я полюбила тратить зренье
на этот мимолётный бег,
и длилась целое мгновенье
улыбка, свежая, как снег.

Брат был свободен и не должен
вставать, пока не встанет день.
Кто он? - я думала. - Художник.
А думать дальше было лень.

Всю зиму я жила привычкой
их лица видеть поутру
и знать, с какою электричкой
брат пустится встречать сестру.

Я наблюдала их проказы,
снежки, огни, когда темно,
и знала, что они прекрасны,
а кто они - не всё ль равно?

Я вглядывалась в них так остро,
как в глушь иноязычных книг,
и слаще явного знакомства
мне были вымыслы о них.

Их дней цветущие картины
растила я меж сонных век,
сослав их образы в куртины,
в заглохший сад, в старинный снег.

Весной мы сблизились - не тесно,
не участив случайность встреч.
Их лица были так чудесно
ясны, так благородна речь.

Мы сиживали в час заката
в саду, где липа и скамья.
Брат без сестры, сестра без брата,
как ими любовалась я!

Я шла домой и до рассвета
зрачок держала на луне.
Когда бы не несчастье это,
была б несчастна я вполне.

Тёк август. Двум моим соседям
прискучила его жара.
Пришли, и молвил брат: - Мы едем.
- Мы едем, - молвила сестра.

Простились мы - скорей степенно,
чем пылко. Выпили вина.
Они уехали. Стемнело.
Их ключ остался у меня.

Затем пришло письмо от брата:
Коли прогневаетесь Вы,
я не страшусь, мне нет возврата
в соседство с Вами, в дом вдовы.

Зачем, простак недальновидный,
я тронул на снегу Ваш след
Как будто фосфор ядовитый
в меня вселился - еле видный,
доныне излучает свет
ладонь... - с печалью деловитой
я поняла, что он - поэт,
и заскучала...

Тем не мене
отвыкшие скрипеть ступени
я поступью моей бужу,
когда в соседний дом хожу,
одна играю в свет и тени
и для таинственной затеи
часы зачем-то завожу
и долго за полночь сижу.

Ни брата, ни сестры. Лишь в скрипе
зайдётся ставня. Видно мне,
как ум забытой ими книги
печально светится во тьме.

Уж осень. Разве осень? Осень.
Вот свет. Вот сумерки легли.
- Но где ж роман, - читатель спросит. -
Здесь нет героя, нет любви!

Меж тем - всё есть! Окрест крепчает
октябрь, и это означает,
что тот, столь счастливо любивший
печаль и блеск осенних дней,
идёт дорогою обычной
на жадный зов свечи моей.

Сад облетает первобытный,
и от любви кровопролитной
немеет сердце, и в костры
сгребают листья... Брат сестры,
прощай навеки! Ночью лунной
другой возлюбленный безумный,
чья поступь молодому льду
не тяжела, минует тьму
и к моему подходит дому.

Уж если говорить люблю! -
то, разумеется, ему,
а не кому-нибудь другому.
Очнись, читатель любопытный!
Вскричи: - Как, намертво убитый
и прочный, точно лунный свет,
тебя он любит! -
Вовсе нет.

Хочу соврать и не совру,
как ни мучительна мне правда.
Боюсь, что он влюблён в сестру
стихи слагающего брата.

Я влюблена, она любима,
вот вам сюжета грозный крен.
Ах, я не зря её ловила
на робком сходстве с Анной Керн!

В час грустных наших посиделок
твержу ему: - Тебя злодей
убил! Ты заново содеян
из жизни, из любви моей!

Коль ты таков - во мглу веков
назад сошлю!
Не отвечает
и думает: - Она стихов
не пишет часом - и скучает.

Вот так, столетия подряд,
все влюблены мы невпопад,
и странствуют, не совпадая,
два сердца, сирых две ладьи,
ямб ненасытный услаждая
великой горечью любви.

Я вас люблю, красавицы столетий

Я вас люблю, красавицы столетий,
за ваш небрежный выпорх из дверей,
за право жить, вдыхая жизнь соцветий
и на плечи накинув смерть зверей.

Ещё за то, что, стиснув створки сердца,
клад бытия не отдавал моллюск,
отдать и вынуть - вот простое средство
быть в жемчуге при свете бальных люстр.

Как будто мало ямба и хорея
ушло на ваши души и тела,
на каторге чужой любви старея,
о, сколько я стихов перевела!

Капризы ваши, шеи, губы, щёки,
смесь чудную коварства и проказ -
я всё воспела, мы теперь в расчёте,
последний раз благословляю вас!

Кто знал меня, тот знает, кто нимало
не знал - поверит, что я жизнь мою,
всю напролёт, навытяжку стояла
пред женщиной, да и теперь стою.

Не время ли присесть, заплакать, с места
не двинуться? Невмочь мне, говорю,
быть тем, что есть, и вожаком семейства,
вобравшего зверьё и детвору.

Довольно мне чудовищем бесполым
быть, другом, братом, сводником, сестрой,
то враждовать, то нежничать с глаголом,
пред тем, как стать травою и сосной.

Машинки, взятой в ателье проката,
подстрочников и прочего труда
я не хочу! Я делаюсь богата,
неграмотна, пригожа и горда.

Я выбираю, поступясь талантом,
стать оборотнем с розовым зонтом,
с кисейным бантом и под ручку с франтом.
А что есть ямб - знать не хочу о том!

Лукавь, мой франт, опутывай, не мешкай!
Я скрою от незрячести твоей,
какой повадкой и какой усмешкой
владею я - я друг моих друзей.

Красавицы, ах, это всё неправда!
Я знаю вас - вы верите словам.
Неужто я покину вас на франта?
Он и в подруги не годится вам.

Люблю, когда, ступая, как летая,
проноситесь, смеясь и лепеча.
Суть женственности вечно золотая
всех, кто поэт, священная свеча.

Обзавестись бы вашими правами,
чтоб стать, как вы, и в этом преуспеть!
Но кто, как я, сумеет встать пред вами?
Но кто, как я, посмеет вас воспеть?

1973

ПОЭЗИЯ

Copyright © 2015 Любовь безусловная


lubovbezusl.ru

Стихи Ахмадулиной Беллы о любви

Биография

Белла Ахмадулина – одна из ярчайших представителей русской лирической поэзии второй половины XX века, чьи заслуги перед литературой признаны не только на Родине: она удостоилась почётного членства в Американской академии искусств и литературы. За либеральную политическую позицию и активную защиту многих советских диссидентов, власти не слишком жаловали поэтессу, хотя никогда особо и не преследовали. Зато, благодаря своей правозащитной деятельности, Ахмадулина стала хорошо известна на Западе.
 
Белла Ахатовна скончалась в возрасте 73 лет, 29 ноября 2010 года в Переделкино – подмосковном местечке, чрезвычайно популярном среди деятелей искусств. Поэтесса с 1962 по 2000 года издала десятки сборников стихов, сыграла несколько ролей в кино. Стихи Беллы Ахмадулиной звучат во многих знаменитых советских фильмах. Её творчество и общественная деятельности были отмечены многими государственными наградами (в основном, конечно, уже после развала СССР).
 
Начало творческого пути
Дата рождения поэтессы – 10 апреля 1930 года; она появилась на свет в Москве, и провела в столице всю жизнь. Несмотря на характерное имя, еврейских корней у Ахмадулиной не было: её отец – татарин по национальности, занимавший высокий министерский пост, а мать – итальянка, работавшая переводчиком.
 
Белла Ахмадулина стихи, как и большинство выдающихся поэтов, писала со школьных лет. Примерно к пятнадцати годам она была уже довольно-таки сложившейся поэтессой, с выраженной собственной творческой манерой. Однако известность Ахмадулина получила ближе к концу 1950-х годов (по крайней мере, в это время её уже критиковали в печати, причём включая даже «Комсомольскую Правду»). Тогда она уже была женой другого знаменитого советского поэта – Евгения Евтушенко.
 
Ахмадулина, как и многие выдающиеся деятели советской литературы, окончила Литературный институт имени Горького. Хотя удалось ей это с трудом – поэтессу исключили из учебного заведения после того, как она отказалась участвовать в публичной травле Бориса Пастернака (хотя официально отчисление мотивировали тем, что Ахмадулина не сдала экзамен по марксизму-ленинизму). Позже ей удалось восстановиться.
 
В 1959 году Ахмадулина, уже расставшаяся с Евтушенко, стала женой другого видного деятели советской литературы – писателя Юрия Нагибина. Позже она выйдет замуж ещё дважды, родит двоих детей.
 
Ахмадулина на творческом пике
В первые в виде сборника стихи Беллы Ахмадулиной вышли в печать в 1962 году. Позже их будет издано ещё много, за сборник «Сад» во времена «перестройки» Ахмадулина получит Государственную Премию СССР.
 
Творчество Ахмадулиной – это лирика, явно следующая поэтическим традициям прошлого. Её трудно было назвать «модной», «современной» поэтессой, но стихи Ахмадулиной от этого не были ни менее хороши, ни менее популярны. О ней говорили, как о творческой наследнице Лермонтова и Пастернака. Другой значительный пласт творческого наследия Беллы Ахатовны – переводы грузинских поэтов.
 
Печататься в Советском Союзе Ахмадулиной было хоть и не невозможно, но трудно. Большая часть её сборников выходила уже после начала «перестройки». Она также печаталась в самиздатовском альманахе «Метрополь», вместе с другими советскими поэтами, к которым официальная цензура была неблагосклонна: Высоцким, Вознесенским, и другими.
 
Последние годы жизни
Ахмадулина открыто высказывалась в поддержку многих преследуемых властью диссидентов, включая Андрея Сахарова. Сохранила активную гражданскую позицию и после развала СССР – в частности, подписала «письмо сорока двух».
 
Последний её сборник был издан в 2000 году; Белла Ахмадулина стихи в последние 10 лет жизни почти не писала, страдала от тяжёлых болезней. В 2007 году поэтессе был вручён орден «За заслуги перед Отечеством».
 
© Poembook, 2013
Все права защищены.

poembook.ru

Все стихи Беллы Ахмадулиной

Анне Каландадзе

 

Как мило все было, как странно.

Луна восходила, и Анна

печалилась и говорила:

- Как странно все это, как мило.

В деревьях вблизи ипподрома -

случайная сень ресторана.

Веселье людей. И природа:

луна, и деревья, и Анна.

Вот мы - соучастники сборищ.

Вот Анна - сообщник природы,

всего, с чем вовеки не споришь,

лишь смотришь - мгновенья и годы.

У трав, у луны, у тумана

и малого нет недостатка.

И я понимаю, что Анна -

явленье того же порядка.

Но, если вблизи ипподрома,

но, если в саду ресторана,

и Анна, хотя и продрогла,

смеется так мило и странно,

я стану резвей и развязней

и вымолвлю тост неизбежный:

- Ах, Анна, я прелести вашей

такой почитатель прилежный.

Позвольте спросить вас: а разве

ваш стих - не такая ж загадка,

как встреча Куры и Арагвы

близ Мцхета во время заката?

Как эти прекрасные реки

слились для иного значенья,

так вашей единственной речи

нерасторжимы теченья.

В ней чудно слова уцелели,

сколь есть их у Грузии милой,

и раньше - до Свети-Цховели,

и дальше - за нашей могилой.

Но, Анна, вот сад ресторана,

веселье вблизи ипподрома,

и слышно, как ржет неустанно

коней неусыпная дрема.

Вы, Анна,- ребенок и витязь,

вы - маленький стебель бесстрашный,

но, Анна, клянитесь, клянитесь,

что прежде вы не были в хашной!

И Анна клялась и смеялась,

смеялась и клятву давала:

- Зарей, затевающей алость,

клянусь, что еще не бывала!

О жизнь, я люблю твою сущность:

луну, и деревья, и Анну,

и Анны смятенье и ужас,

когда подступали к духану.

Слагала душа потаенно

свой шелест, в награду за это

присутствие Галактиона

равнялось избытку рассвета,

не то, чтобы видимо зренью,

но очевидно для сердца,

и слышалось: - Есмь я и рею

вот здесь, у открытого среза

скалы и домов, что нависли

над бездной Куры близ Метехи.

Люблю ваши детские мысли

и ваши простые утехи.

И я помышляла: покуда

соседом той тени не стану,

дай, жизнь, отслужить твое чудо,

ту ночь, и то утро, и Анну...

 

1966

45ll.net

Стихи Ахмадулиной - лучшие и самые известные произведения поэтессы

Белла Ахатовна Ахмадулина сумела стать одной из самых знаменитых и читаемых русских лирических поэтесс второй половины 20 века.

Стихи она начала писать еще в детском возрасте, собственная поэтическая манера начала вырабатываться примерно в 15 лет. В 22 года поэтесса написала один из самых своих известных стихов «По улице моей который год…», который впоследствии стал песней и прозвучал в киноленте «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Помимо написания лирических произведений Белла Ахмадулина также не раз снималась в кино, писала сценарии к фильмам, занималась переводами. За свою творческую деятельность она получила немало престижных наград и премий.

В нашей статье можно ознакомиться с самыми известными стихами Ахмадулиной – ее лучшими произведениями.

10. Я столько раз была мертва...

Стихотворение было написано в 1975 году. В 70-х гг. поэтессе удалось побывать в Грузии, эта страна вдохновила ее на создание многих лирических произведений. В те годы Ахмадулина активно переводила тексты грузинских поэтов на русский язык.

Стихотворение «Я столько раз была мертва…» является своеобразной благодарностью Грузии за возможность жить дальше и продолжать творить.

Лирическая героиня говорит:

«Меня терзали жизнь, нужда,
страх поутру, что всё сначала.
Но Грузия меня всегда
звала к себе и выручала».

По всей видимости, эти строки являются отражением мыслей самого автора произведения. Грузия приняла поэтессу хорошо, «Тифлис дарами осыпал», дарил вдохновение. Последние строки стиха сообщают о том, что благодарность поэта велика, но ее все равно будет недостаточно, чтобы отблагодарить и «отслужить любовь» этой земли.

9. Не уделяй мне много времени

Произведение было создано автором в 1957 году. Творчество Беллы Ахмадулиной тяготело к поэзии шестидесятников, с 1957 г. по 1958 г. она даже была супругой Евгения Евтушенко, который был ярчайшим представителем данного литературного направления.

Для справки: Поэзия шестидесятников считалась поэзией нового поколения, в их стихах часто поднимались вопросы дружбы и любви.

Стихотворение «Не уделяй мне много времени» посвящено размышлениям о дружбе.

Произведение наполнено печалью, лирическая героиня выражает грусть по поводу того, что отношения между ней и ее другом разорваны, она сообщает:

«Я знаю – снова не получится
Из этой встречи ничего».

В дружбе поставлена точка, возобновить ее невозможно.

8. Не пора ли предаться любви?

Поэтесса написала немало стихотворений на любовную тематику, одним из них является и «Не пора ли предаться любви?».

Интересный факт: данное стихотворение было положено на музыку А. Петровым, песня прозвучала в мелодраматическом фильме Эльдара Рязанова 1984 года «Жестокий романс» по мотивам пьесы «Бесприданница» (А. Островский), исполняла ее Валентина Пономарева.

Стихотворение можно назвать романсом, в нем гармонично переплелись песенный жанр, напевность и мелодичность. Лирическая героиня скучает по былым дням, считая, что «наше ныне нас нежит и рушит». Лирический герой «влюблен он, и нежен, и статен».

Для создания образов поэтесса активно использует такие художественно-изобразительные средства, как эпитеты, метафоры и сравнения.

7. Взойти на сцену

Стихотворение “Взойти на сцену” было создано в 1973 году. В данном произведении автор отражает чувства поэта, которому необходимо презентовать свои творческие труды слушателю.

В первых строках автор признается публике, что для нее взойти на сцену подобно «нынешнему снегу легко лететь с небес в угоду февралю», но здесь же призывает слушателя не верить ей.

Далее поэтесса рассказывает, как тяжело автору даются публичные выступления, она сравнивает их с ходьбой по канату.

Интересный факт: творческие вечера Б. Ахмадулиной были любимы слушателями и почитателями ее таланта, но поэтесса всегда волновалась перед выступлениями, считая, что публика может быть переменчивой.

Читая стихотворение, можно понять, что автор говорит искренне, об этом свидетельствуют частые повторяющиеся эмоциональные восклицания.

Данное произведение стало очень близким творческим людям, в 1984 году его слова превратились в песню исполненную Аллой Пугачевой для киноленты «Пришла и говорю».

6. По улице моей который год...

Стих “По улице моей который год…” был написан в 1959 году, на тот момент поэтессе было всего 22 года, посвящен он теме дружбы.

Все произведение пронизано тихой грустью и печалью, лирическая героиня не упрекает, не держит злости на своих друзей, к их уходу из ее жизни она старается относиться мудро и с пониманием, даже оправдывая этих людей.

Также в своем произведении автор рисует картины взрослой жизни, которая полна рутины и не оставляет места для дружеских посиделок.

Оставшись в одиночестве, лирическая героиня принимает это чувство спокойно и уверенно, без страха.

5. Заклинание (Не плачьте обо мне - я проживу)

Произведение было написано в 1968 году. Стихотворение называется «Заклинание», что может означать страстную мольбу или просьбу или же словесную формулировку, обладающую магической силой.

Литературоведы не раз называли Б. Ахмадулину последовательницей творческих традиций А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Многие поэты писали о противостоянии поэзии и окружающих, данное стихотворение Ахмадулиной написано также на данную тематику.

Лирическая героиня противостоит толпе, она не боится выглядеть перед ней смешно или глупо, почти в каждой строфе стихотворения она показывает свою внутреннюю силу.

4. О, мой застенчивый герой

Произведение “О, мой застенчивый герой” было создано в 1960-1961-х гг. Исследователи творчества поэтессы предполагают, что в его основу легли факты из биографии Ахмадулиной.

Многим известно, что поэтесса недолгое время была замужем за поэтом Евгением Евтушенко, но их союз прервался по причине беременности, так как он был не готов к такой ответственности.

В стихотворении звучат глубокие переживания лирической героини, в нем проводится параллель между реальной жизнью и театральной постановкой, автор сравнивает актерскую игру, его присутствие на сцене с публичностью известного человека, личная жизнь которого сразу становится известна окружающим и делается предметом для осуждения.

Интересный факт: данное произведение звучало в киноленте «Служебный роман» (1978 г.), его читала Светлана Немоляева.

3. Она цеплялась за любовь

Авторство произведения “Она цеплялась за любовь” часто приписывают Б. Ахмадулиной, но большинство источников сообщают, что на самом деле это стихотворение написала сама Алла Пугачева, которая и была его исполнительницей.

Стих относится к любовной тематике. Лирическая героиня произведения отчаянно не отпускает предыдущие любовные отношения, хотя они уже закончены.

Также в стихотворении высказывается мысль о том, что любовь часто приходит не к тем людям, а к тому, кто ее ценить не сможет.

2. А напоследок я скажу...

Литературоведы считают произведение “А напоследок я скажу…” одним из самых глубоких и проникновенных.

Но, увы, вдохновение посетило Б. Ахмадулину не в момент счастья, а в один из самых тяжелых периодов ее жизни, а именно при расставании с Евгением Евтушенко (первый супруг). Разрыв между двумя творческими личностями был очень труден.

Стихотворение веет горечью, безнадежностью, у лирической героини разбито сердце, она сомневается в своем психическом состоянии, мир вокруг нее теряет краски и звуки.

Интересный факт: стихотворение прозвучало в киноленте «Жестокий романс» (1984), исполнила его Валентина Пономарева.

1. С любимыми не расставайтесь

Стихотворение “С любимыми не расставайтесь” было написано в 1932 году Анной Ахматовой, его авторство часто приписывают Б. Ахмадулиной в связи с тем, поэтесса не раз его читала со сцены.

Также Ахмадулину считают последовательницей поэтических традиций Ахматовой, поэтому авторство их произведений иногда путается.

top10a.ru

Цитаты Ахмадулиной: высказывания, афоризмы, мысли поэта Беллы Ахмадулиной

Стихи Беллы Ахмадулиной


Я уверена, что обязательная черта талантливого человека – это немедленно чувствовать и любить талант другого человека. Я уверена, что все злопыхатели бездарны.


Хороших предчувствий не бывает.


Счастье есть осознанный миг бытия.


Я вас люблю, красавицы столетий,
За ваш небрежный выпорх из дверей,
За право жить, вдыхая жизнь соцветий
И на плечи накинув смерть зверей.


Любовь выше всего, не правда ли? А выше любви только дружба…


Никто не знал, как мука велика за дверью моего уединенья.


Я говорю вам: научитесь ждать!
Еще не все! Всему дано продлиться!


Юмор всенепременно присутствует в правильно устроенных людях.


Мужчина должен быть старше, даже если он моложе, и жалеть женщину, как будто она еще и его дитя.


Умение прельщаться талантом другого человека и есть доказательство совершенного таланта.


О пошлость, ты не подлость, ты лишь уют ума.


…Эта беззащитность – и человеческая, и звериная, и природы – она так ранит, так терзает.


Лишь истина окажется права,
в сердцах людей взойдет ее свеченье,
и обретут воскресшие слова
поступков драгоценное значенье.


…Томительность предновогодних недель
терпеть и сносить – что за дивная участь!


Когда моих товарищей корят, я понимаю слов закономерность, но нежности моей закаменелость мешает слушать мне, как их корят.


Я ничего не знаю и слепа.
А Божий День – всезнающ и всевидящ.


Мы не успеваем узнать свое счастье.


Только вот что. Когда я умру,
страшно думать, что будет с тобою.


Человек обязан человечеству служить или развлечением, или поучением, или защитой от душераздирающих действий.


…Жизнь – это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам.

Страницы: 1 2 3 4 5

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.