А с пушкин стихи и сказки


Сказки Пушкина для детей - читать онлайн

Коллекция всех сказок Пушкина для детей: золотой петушок, поп и его работник Балда, рыбак, поймавший золотую рыбку, царь Салтан, богатыри и, конечно, ученый кот.

Сказки Пушкина читать

О сказках Пушкина

Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все нюансы русской души. Сказки Пушкина можно условно разделить на два периода: ранний и поздний. Представленный на сайте список сказок Пушкина относится к позднему периоду, который был наиболее плодотворным для автора.

Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки Пушкина – именно такие произведения.

Стихийная поэзия народа отражалась в творчестве многих писателей, глубоко проникая в их произведения. Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа. Пушкин, любивший историю и своих предков, в склонной ему лирической манере довольно реалистично и с юмором описывал настроения близкого ему народа. Такому проникновению в душу содействовала ссылка писателя в Михайловское, где он жил в тесной связи с крестьянами, их сетованиями на жизнь и маленькими радостями. Пушкин в то время не просто проникся культурой народа, но и старался изложить его мысли и идеи в своем поэтическом творчестве.

Сказки Пушкина список

Читая сказки Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком. Список сказок Пушкина можно разделить логически на две группы:

  • Сказка о попе и о работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке: написаны в народном стиле, используя образы и дух народа, стиль речи, выглядят действительно как народные сказки.
  • Сказка о царе Салтане, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке, сказка об ученом коте: написаны с использованием литературных оборотов пушкинского поэтического языка, при этом сохранив характер народности.

Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. Примечательно, как Пушкин использовал народное творчество в своих сказках: кроме характерного написания встречаются также поговорки, различные чудесные причитания. Королевич Елисей общается с солнцем, месяцем и ветром, Гвидон обращается с заклинанием к волне.

deti-online.com

Сказки А.С. Пушкина. Произведения, жизнь, творчество, биография — Сказки. Рассказы. Стихи

Сказки А.С. Пушкина. Произведения, жизнь, творчество, биография

 
Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Весь мир знаком с творчеством великого поэта, драматурга, писателя.
 

Пушкин Александр Сергеевич

/1799, Москва — 1837, Петербург/
 


 

Читаем сказки Пушкина. Полный список произведений

 
Руслан и Людмила
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Сказка о золотом петушке
Песнь о Вещем Олеге
У лукоморья дуб зелёный
Сказка о царе Салтане
Сказка о медведихе
Царь Никита и сорок его дочерей
 

Читать краткое содержание сказок Пушкина
Перейти в раздел «Народные сказки»
 

Пушкин. Жизнь

 
Александр Сергеевич родился в 1799 году. Обучение будущего поэта началось в домашних условиях, благодаря французским гувернерам Пушкин с юных лет отлично говорил по-французски и полюбил книги. Основное обучение проходило в Царскосельском лицее. Именно там начинается творчество великого Пушкина. Товарищи и учителя первыми знакомятся с его работами. В лицее Александр Сергеевич написал первые строки к поэме «Руслан и Людмила», а закончил её лишь спустя три года.
 
Несмотря на колкости юного Пушкина, которые испытывали на себе его товарищи, они хорошо отзывались нем. Самым близким другом с вступительных экзаменов и до конца жизни был Иван Иванович Пущин.
Все жизненные этапы, путешествия, мысли и эмоции поэт и драматург отразил в своих трудах. У Александра Сергеевича с его супругой было четверо детей. Потомки величайшего писателя сегодня живут в разных уголках мира.
 
Зимой 1837 года писатель был смертельно ранен. Поводом для дуэли стала жена Пушкина Наталья Николаевна, которая, по слухам завистников, имела роман с Ж. Дантесом.
 

Произведения Пушкина – великое наследство русского народа

 
С работами Александра Сергеевича знаком каждый человек нашей необъятной Родины. В школах посвящают занятия и творческие вечера. В педагогических университетах произведениям Пушкина уделяется особое внимание. В театрах ставятся спектакли, актеры часто со сцены читают стихи и цитируют Александра Сергеевича. Кино экранизирует свое видение творчества гения.
 
Герои его произведений стали любимыми для людей разных поколений. И практически каждый может вспомнить строки из поэмы «Руслан и Людмила» или бессмертного романа «Евгений Онегин». Эти огромные произведения в стихах читаются и запоминаются очень легко.
 
Читатели и книголюбы признаются, что перечитывают его произведения, каждый раз открывают что-то новое. Произведения, не вошедшие в обязательную школьную программу, вызывают не меньший интерес и любовь потомков. Название сказок Пушкина, его романов, поэм и стихов близки и знакомы русскому человеку.
 

Пушкин для детей

 
Если иностранцы думают, что творчество Александра Сергеевич входит в сердца русских с прочтением Евгения Онегина, они очень ошибаются. С ранних детских лет родители знакомят своих малышей со сказками Пушкина. Причем не только по книгам. В основу фильмов для детей и мультфильмов советского периода легли сказки Пушкина. Полные названия их оставались такими, какими их задумал автор.
 
И хотя сегодня детям представлен огромный выбор сказок, мультфильмов и книг, родители и педагоги не забывают о проверенных годами произведениях. Хорошо запоминаются, развивают фантазию и учат добру все сказки Пушкина. Список названий любимых произведений каждый определяет самостоятельно.
 

Сказки Пушкина

 
Как и положено автору сказок, Пушкин учит через них самым главным вещам: доброте, терпению и вере в чудеса. Каждая сказка – повод задуматься для взрослого человека.
 
Сказки Александра Сергеевича отличаются не только яркостью образов и характеров. Главная отличительная черта – гармоничность стихотворной формы. Название сказок Пушкина очень понятны и приоткрывают тайну содержания. Не все современные сказки придерживаются этого принципа, название некоторых остается непонятным даже после прочтения текста. Если читатель запамятовал, какие есть сказки Пушкина, названия их с удовольствием напомним:
 
«Жених».
«Сказка о медведихе».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
«Сказка о попе и работнике его Балде».
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».
«Сказка о золотом петушке».
«Царь Никита и сорок его дочерей».
«Амур и Гимней».
 

Вдохновение и сказки

 
Сказки относятся к расцвету творчества Пушкина. Смысл, закладываемый автором, описание борьбы добра и зла изначально были рассчитаны на взрослых. Но вскоре золотой петушок, золотая рыбка, прекрасная Лебедь, богатыри, белочка и остальные герои и персонажи сказок завоевали детские сердца и прочно обосновались в детской литературе.
 
Александр Сергеевич Пушкин очень точно подмечал быт, культуру, образы народа и переносил их в свои сказки. Фольклором дышит каждое его творение. В те годы основная передача народной мудрости шла по устному каналу, а писатель смог увековечить русский народный фольклор в своих произведениях. Название сказок Пушкина навсегда останется в сердцах русских людей.
———————————————-
Сказки Пушкина.
Читаем бесплатно онлайн
 

Читать краткое содержание сказок Пушкина
Перейти в раздел «Народные сказки»  

skazkibasni.com

Александр Пушкин - Сказка о медведихе: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися.
Отколь ни возьмись мужик идет,
Он во руках несет рогатину,
А нож-то у него за поясом,
А мешок-то у него за плечьми.
Как завидела медведиха
Мужика со рогатиной,
Заревела медведиха,
Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек.
Ах вы детушки, медвежатушки,
Перестаньте играть, валятися,
Боротися, кувыркатися.
Уж как знать на нас мужик идет.
Становитесь, хоронитесь за меня.
Уж как я вас мужику не выдам
И сама мужику …. выем.

Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-от он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в нее рогатину
Что повыше пупа, пониже печени.
Грянулась медведиха о сыру землю,
А мужик-то ей брюхо порол,
Брюхо порол да шкуру сымал,
Малых медвежатушек в мешок поклал,
А поклавши-то домой пошел.

«Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,
Трои медвежата по пять рублев».

Не звоны пошли по городу,
Пошли вести по всему по лесу,
Дошли вести до медведя чернобурого,
Что убил мужик его медведиху,
Распорол ей брюхо белое,
Брюхо распорол да шкуру сымал,
Медвежатушек в мешок поклал.
В ту пору медведь запечалился,
Голову повесил, голосом завыл
Про свою ли сударушку,
Чернобурую медведиху.
— Ах ты свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати,
Не качати, не баюкати. —
В ту пору звери собиралися
Ко тому ли медведю, к боярину.
Приходили звери большие,
Прибегали тут зверишки меньшие.
Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, богатый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласточка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка бедненькой, зайка серенькой.
Приходил целовальник еж,
Всё-то еж он ежится,
Всё-то он щетинится.

Анализ «Сказки о медведихе» Пушкина

Неоконченная «Сказка о медведихе» написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. Это черновой набросок очередной стилизации поэта под устное народное творчество. Мастерски сочетая народную интонацию и традиционный сказочный сюжет, поэт заставляет читателя и слушателя сочувствовать горю чернобурого медведя, потерявшего семью.

Произведение написано примерно в 1830 году, в ту пору, когда поэтом создавались и самые знаменитые его сказки. Название дано издателями, а не автором, поскольку стихотворение было напечатано только в 1855 году. Некоторое сходство сюжета можно усмотреть, например, с прозаической народной сказкой «Медведь-липовая нога». Эта стилизация не так выразительна, как, скажем, «Сказка о рыбаке и рыбке», потому что автор больше играет с формой и выстраиванием типичного сюжета, а не творчески переосмысляет фольклор, создавая собственное литературное произведение на его основе. Начинается все с прогулки медведихи с детушками, затем ее убивает охотник, а детушек сажает в мешок, наконец, о произошедшем узнает глава медвежьего семейства. В самом конце к нему собираются звери: то ли разделить его горе, то ли с планами отмщения мужику.

Много нерифмованных строк, есть смежные рифмы, часто используются глагольные рифмы с просторечным окончанием: кувыркатися, подымалася. Характерно употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах: медвежатушки, дворяночка, серенькой. Этот прием очеловечивает зверей. Олицетворения в каждой строке, поскольку с самого начала звери заявлены не просто на равных с людьми, но и играют человеческие социальные роли: белочка княгинечка, скоморох горностаюшка. Даже сам медведь — вдовец. Это усиливает сопереживание героям. В сказке есть контраст прагматичной прямой речи мужика (он даже называет цену добычи) и причитаний убитого горем медведя, много устаревших слов, значение, которых, впрочем, почти всегда понятно из контекста. Требует пояснения разве что еж-целовальник (трактирщик) и байбак (сурок). Много повторов: дремучего, распорол, приходила, у него-то. Звери описаны как аллегории человеческих качеств и чувств: у волка завистливые глаза, зайка-смерд — бедненькой.

Сюжет «Сказки о медведихе» А. Пушкина остался незавершенным. Созданная в период его обращения к фольклору, она осталась лишь в его черновиках. Сказку опубликовали через 18 лет после смерти поэта.

rustih.ru

"Сказки Пушкина бродят по свету"

Цели:

  1. Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор;
  2. Приобщить учащихся к сказкам А.С.Пушкина.
  3. Развивать внимание, мышление, речь, память детей.
  4. Воспитывать культурных слушателей и зрителей.

Оформление:

  • выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина,

Оборудование:

  • музыкальные произведения по сказкам А.С.Пушкина,
  • компьютерная презентация творчества поэта,
  • видеозаписи фильмов-сказок А.С.Пушкина ,
  • жетоны,
  • выставка книг поэта.

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем работать с презентацией «Сказки Пушкина бродят по свету».

Обратите внимание на эпиграф и главные вопросы нашего урока, написанный на экране монитора.

Слайд 2. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

- Чему может научить сказка?

(Проблемные вопросы)

- Все ли герои сказок Пушкина у тебя вызывают положительные эмоции?

- На кого из героев сказок Пушкина ты хотел быть похож и почему?

- Добрые или злые герои в сказках Пушкина?

- Зачем нужны отрицательные герои?

Итак, давайте определим, с какой целью, мы проведём сегодня урок литературного чтения? (чтобы вспомнить какие произведения мы называем сказками и какие особенности они имеют; поговорим о том, что любая сказка чему-то учит, какие герои встречаются в сказках, выясним для чего люди читают сказки?).

Слайд 3. Фото А.С. Пушкина

Я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт”.

Слайд 4.

А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.

Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

В годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.

В годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.

Слайд 5. Что вы знаете об А.С.Пушкине?

Когда и где родился А.С.Пушкин? (В Москве, 6 июня 1799 года).

Слайд 6.

Раскройте смысл предложения: «Пушкин вошел в жизнь празднично». (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки Императора Павла I).

Слайд 7.

На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке).

Слайд 8.

Когда Александр Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким).

Слайд 9.

Кто учил его писать по–русски? (Писать по-русски учила его бабушка).

Слайд 10.

Кто ему рассказывал сказки? (Дядька Никита и няня Арина Родионовна).

Слайд 11.

Учитель: Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

Слайд 12.

(Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о попе и о работнике его Балде. Сказка о мертвой царевне. Сказка о золотом петушке. Сказка о царе Салтане. Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).

Ученики читают стихи о сказках.

  1. Когда я не умел еще читать,
    Мне довелось от бабушки узнать
    Как черта обманул Балда,
    И как он проучил тогда попа,
    И как старуху рыбка наказала,
    Мне бабушка однажды рассказала.
  2. Про царевну-лебедь и Гвидона,
    И про жадного царя Дадона,
    Я из сказок Пушкина узнала,
    Много их уже я прочитала.
  3. Узнал про лукоморье я в пять лет,
    Не ведая, что Пушкина уж нет,
    Но больше сотни лет его стихи,
    И взрослым, и ребятам – всем близки!
  4. Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!

Учитель: А теперь давайте вспомним признаки сказки?

(Сказочные герои. Волшебство и чудеса. Зачин. Концовка. Возможна присказка. Сказочные речевые обороты, устаревшие слова (архаизмы), наличие пословиц и поговорок. Победа добра над злом).

Слайд 13. Слова – архаизмы.

Помогите, добры молодцы!
Помогите, красны девицы!
Не могу я перевести слова

С устаревшего языка на современный.

(Вороты - ворота, чело - лоб, очи - глаза, уста - губы, перст – палец,, воитель - воин, рать - войско, старче - старик).

Слайд 14.

Угадай сказку по иллюстрации?

Слайд 15. «Сказка о мертвой царевне»

Инсценирование детьми отрывка из сказки “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

Учитель:

  • Какова она была из себя? (подтвердите словами из текста).
  • Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).
  • Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить).
  • По какой причине царица рассердилась на зеркальце? (за то, что оно хвалило молодую царевну).
  • Почему царица решила избавиться от царевны?
  • Чем закончилась прогулка царевны с Чернавкой?
  • Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее).
  • Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).
  • К кому обращался Елисей при поисках царевны? (месяцу, ветру)
  • Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
  • Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).

Физминутка:

- Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – вставать тихо.

- Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская девица, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Золотая рыбка, хоббит.

- МОЛОДЦЫ!

Учитель: В каких сказках Пушкина встречалось море?

Слайд 16. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель:

  • Сколько раз ходил старик к морю? (3)
  • Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
  • Опишите, каким было море первый раз, второй раз, третий раз. Подтвердите словами из текста.
  • Почему оно менялось таким образом? (как человек, рыбка выражала свое недовольство, свой гнев через бурю на море).
  • За что была наказана старуха? (жадность, жажда власти и богатства).
  • А за что был наказан старик? (не выдержал испытания, не перечлив, не мог постоять за себя).
  • Пословица.
  • В каких сказках за эти же качества были наказаны герои? (о попе, о царе Салтане (сестры).

Слайд 17. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Просмотр видеофрагмента «Сказки о попе и работнике его Балде».

Учитель:

  • На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)
  • За какую плату согласился работать Балда у попа? (“В год за три щелчка тебе по лбу.”)
  • Как работал Балда? (“Работает за семерых, досветла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет. Печь затопит, всё заготовит, закупит.”).
  • За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (“Лучшего б не надобно дохода, да есть на них недоимки за три года”)
  • Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).
  • Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).
  • Пословица: «Скупой платит дважды».

Слайд 18. «Сказка о царе Салтане»

Чтение по ролям отрывка из сказки «Сказка о царе Салтане»

Учитель:

  • Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)
  • На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
  • Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).
  • Прочитайте о них.
  • За что наказаны сестры? (зависть).
  • По сюжету “Сказки о царе Салтане…” великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков написал оперу. Предлагаю вам прослушать фрагмент из этого произведения, который называется “Полёт шмеля”
  • Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

Слайд 19. «Сказка о золотом петушке»

Учитель:

  • За что был наказан царь Дадон? (не выполнил обещания).
  • В чем оно заключалось?
  • Пословица: «Лучше сделать не обещав, чем, обещав, не сделать».

Слайд 20. Продолжаем работать с иллюстрациями.

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

Слайд 21.«Сказка о царе Салтане…»

Слайд 22. «Сказка о мертвой царевне».

Учитель: Добрые или злые герои в сказках Пушкина? Что общего у положительных героев в сказках Пушкина? Зачем нужны отрицательные герои? На кого вы из героев сказок Пушкина вы хотели быть похожи и почему?

А теперь проверим, как внимательно вы читали сказки. Из каких сказок эти строки?

  • В синем небе звезды блещут,
    В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».)
  • Буду служить тебе славно,
    Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда)
  • Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица).
  • Горе мне!
    Попались в сети оба наших сокола! («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон).
  • Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
    А сама-то величава, выступает будто пава,
    А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане». Описание царевны)
  • Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку).
  • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).
  • Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря).
  • Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком).
  • Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок…).

Вывод: Эти слова и послужили эпиграфом к нашему уроку.

Слайд 23. Настало время викторины по сказкам.

Слайд 24. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? (30 лет и три года).

Слайд 25. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

Слайд 26. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).

Слайд 27. С каких слов начинается «Сказка о попе…»? (Жил-был поп, толоконный лоб).

Слайд 28. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)

Слайд 29. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля»).

Слайд 30. Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой).

Слайд 31. Сегодня по Интернету в школу поступили рекламные объявления. Прочитав которые необходимо определить место действия.

Слайд 32. Предлагаю свои услуги: работаю за 7-х. Могу: - запрягать лошадь; топить печь; закупать продукты на рынке; печь яйца, варить кашу; нянчить детей. Мой адрес… (Балда. «Сказка о попе…»)

Слайд 33. Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как: укусы правого и левого глаза; волдыри на носу. Начало ближайших занятий… («Сказка о царе Салтане….»

Слайд 34. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес….Обращаться к… (Царице-мачехе из «Сказка о мертвой царевне»).

Слайд 35. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес… («Сказка о золотом петушке»).

Слайд 36. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к… (Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

Обобщение:

Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы). Учитель: давайте подведём итог нашего урока:

  • Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).
  • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
  • В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

Слайд 37. Молодцы!

VI. Заключительное слово учителя:

– Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом с

urok.1sept.ru

Александр Пушкин - Царь Никита и сорок его дочерей: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Царь Никита жил когда-то
Праздно, весело, богато,
Не творил добра, ни зла,
И земля его цвела.
Царь трудился понемногу,
Кушал, пил, молился богу
И от разных матерей
Прижил сорок дочерей,
Сорок девушек прелестных,
Сорок ангелов небесных,
Милых сердцем и душой.
Что за ножка — боже мой,
А головка, темный волос,
Чудо — глазки, чудо — голос,
Ум — с ума свести бы мог.
Словом, с головы до ног
Душу, сердце всё пленяло;
Одного недоставало.
Да чего же одного?
Так, безделки, ничего.
Ничего иль очень мало,
Всё равно — недоставало.
Как бы это изъяснить,
Чтоб совсем не рассердить
Богомольной важной дуры,
Слишком чопорной цензуры?
Как быть?.. Помоги мне, бог!
У царевен между ног…
Нет, уж это слишком ясно
И для скромности опасно,—
Так иначе как-нибудь:

Я люблю в Венере грудь,
Губки, ножку особливо,
Но любовное огниво,
Цель желанья моего…
Что такое?.. Ничего!..
Ничего иль очень мало…
И того-то не бывало
У царевен молодых,
Шаловливых и живых.
Их чудесное рожденье
Привело в недоуменье
Все придворные сердца.
Грустно было для отца
И для матерей печальных.
А от бабок повивальных
Как узнал о том народ —
Всякий тут разинул рот,
Ахал, охал, дивовался,
И иной, хоть и смеялся,
Да тихонько, чтобы в путь
До Нерчинска не махнуть.
Царь созвал своих придворных,
Нянек, мамушек покорных —
Им держал такой приказ:
«Если кто-нибудь из вас
Дочерей греху научит,
Или мыслить их приучит,
Или только намекнет,
Что´ у них недостает,
Иль двусмысленное скажет,
Или кукиш им покажет,—
То — шутить я не привык —
Бабам вырежу язык,
А мужчинам нечто хуже,
Что порой бывает туже».
Царь был строг, но справедлив,
А приказ красноречив;
Всяк со страхом поклонился,
Остеречься всяк решился,
Ухо всяк держал востро
И хранил свое добро.
Жены бедные боялись,
Чтоб мужья не проболтались;

Втайне думали мужья:

«Провинись, жена моя!»
(Видно, сердцем были гневны).
Подросли мои царевны.
Жаль их стало. Царь — в совет;
Изложил там свой предмет:
Так и так — довольно ясно,
Тихо, шепотом, негласно,
Осторожнее от слуг.
Призадумались бояры,
Как лечить такой недуг.
Вот один советник старый
Поклонился всем — и вдруг
В лысый лоб рукою брякнул
И царю он так вавакнул:
«О, премудрый государь!
Не взыщи мою ты дерзость,
Если про плотскую мерзость
Расскажу, что было встарь.
Мне была знакома сводня
(Где она? и чем сегодня?
Верно тем же, чем была).
Баба ведьмою слыла,
Всем недугам пособляла,
Немощь членов исцеляла.
Вот ее бы разыскать;
Ведьма дело всё поправит:
А что надо — то и вставит».
— «Так за ней сейчас послать!—
Восклицает царь Никита,
Брови сдвинувши сердито:
— Тотчас ведьму отыскать!
Если ж нас она обманет,
Чего надо не достанет,
На бобах нас проведет,
Или с умыслом солжет,—
Будь не царь я, а бездельник,
Если в чистый понедельник
Сжечь колдунью не велю:
И тем небо умолю».

Вот секретно, осторожно,
По курьерской подорожной

И во все земли концы
Были посланы гонцы.
Они скачут, всюду рыщут
И царю колдунью ищут.
Год проходит и другой —
Нету вести никакой.
Наконец один ретивый
Вдруг напал на след счастливый.
Он заехал в темный лес
(Видно, вел его сам бес),
Видит он: в лесу избушка,
Ведьма в ней живет, старушка.
Как он был царев посол,
То к ней прямо и вошел,
Поклонился ведьме смело,
Изложил царево дело:
Как царевны рождены
И чего все лишены.
Ведьма мигом всё смекнула…
В дверь гонца она толкнула,
Так примолвив: «Уходи
Поскорей и без оглядки,
Не то — бойся лихорадки…
Через три дня приходи
За посылкой и ответом,
Только помни — чуть с рассветом».
После ведьма заперлась.
Уголечком запаслась,
Трое суток ворожила,
Так что беса приманила.
Чтоб отправить во дворец,
Сам принес он ей ларец,
Полный грешными вещами,
Обожаемыми нами.
Там их было всех сортов,
Всех размеров, всех цветов,
Всё отборные, с кудрями…
Ведьма все перебрала,
Сорок лучших оточла,
Их в салфетку завернула
И на ключ в ларец замкнула,
С ним отправила гонца,
Дав на путь серебреца.

Едет он. Заря зарделась…
Отдых сделать захотелось,
Захотелось закусить,
Жажду водкой утолить:
Он был малый аккуратный,
Всем запасся в путь обратный.
Вот коня он разнуздал
И покойно кушать стал.
Конь пасется. Он мечтает,
Как его царь вознесет,
Графом, князем назовет.
Что же ларчик заключает?
Что царю в нем ведьма шлет?
В щелку смотрит: нет, не видно
Заперт плотно. Как обидно!
Любопытство страх берет
И всего его тревожит.
Ухо он к замку приложит —
Ничего не чует слух;
Нюхает — знакомый дух…
Тьфу ты пропасть! что за чудо?
Посмотреть ей-ей не худо.
И не вытерпел гонец…
Но лишь отпер он ларец,
Птички — порх и улетели,
И кругом на сучьях сели,
И хвостами завертели.
Наш гонец давай их звать,
Сухарями их прельщать:
Крошки сыплет — всё напрасно
(Видно, кормятся не тем):
На сучках им петь прекрасно,
А в ларце сидеть зачем?
Вот тащится вдоль дороги,
Вся согнувшися дугой,
Баба старая с клюкой.
Наш гонец ей бухнул в ноги:
«Пропаду я с головой!
Помоги, будь мать родная!
Посмотри, беда какая:
Не могу их изловить!
Как же горю пособить?»
Вверх старуха посмотрела,

Плюнула и прошипела:

«Поступил ты хоть и скверно,
Но не плачься, не тужи…
Ты им только покажи —
Сами все слетят наверно».
— «Ну, спасибо!» — он сказал..
И лишь только показал —
Птички вмиг к нему слетели
И квартирой овладели.
Чтоб беды не знать другой,
Он без дальних отговорок
Тотчас их под ключ, все сорок,
И отправился домой.
Как княжны их получили,
Прямо в клетки посадили.
Царь на радости такой
Задал тотчас пир горой:
Семь дней сряду пировали,
Целый месяц отдыхали;
Царь совет весь наградил,
Да и ведьму не забыл:
Из кунсткамеры в подарок
Ей послал в спирту огарок
(Тот, который всех дивил),
Две ехидны, два скелета
Из того же кабинета…
Награжден был и гонец.
Вот и сказочки конец.

————

Многие меня поносят
И теперь, пожалуй, спросят:
Глупо так зачем шучу?
Что за дело им? Хочу.

Анализ сказки «Царь Никита и сорок его дочерей» Пушкина

Стихи «Царь Никита и сорок его дочерей» Александра Сергеевича Пушкина – нескромная сказка, писанная в фольклорных традициях.

Поэма датируется весной 1822 года. Поэту почти 23 года, он в опале за крамольные стихи, отправлен служить в отдаленную Бессарабию. Впрочем, генерал И. Инзов делами его особо не обременял, и обращался с поэтом почти с родительской заботой. Сам же А. Пушкин свободное время делил между литературой, дуэлями, драками, балами и любовными похождениями. По жанру – сатира, анекдотическая сказка, по размеру – четырехстопный хорей, в целом, с парной рифмовкой. В письме 1825 года поэт упоминает эту сказку как свою. Позднее брат поэта Лев заново собрал ее текст из фрагментов черновика. В Европе с ней познакомились раньше, чем в России. В советское время сказку толковали в русле обличения нравов самодержавно-крепостнического строя. Название, как и зачин истории, фольклорны. Впрочем, имя царя несколько нетипично. Василий вначале, потом он, видимо, получил имя слуги автора, Н. Козлова. Число «сорок» означает полноту, предел. Итак, царь жил припеваючи, и то и дело становился счастливым отцом «милых сердцем и душой» (эпитеты) девушек, точнее, девушек наполовину. Годы идут, царь задумывается о будущем царевен.

На совете решают послать гонца к старой ведьме-сводне. Если она не справится – ее придется сжечь в первый день Великого поста, чтоб небо не коптила. «По курьерской подорожной»: вторжение современности в сказку, прозаизм. Спустя год ворожея отыскалась и, не моргнувши глазом, обещала пособить «цареву делу». «Уголек» — магический атрибут. Наконец, бес принес в ларце искомое – всей линейки размеров. Чтобы каждой дочери было впору. Гонец-растяпа, обследовав ларчик ухом и носом, решил его открыть: «птички порх – и улетели», еще и с песнями. Это – камень в огород сентиментализма, для любовных сцен которого такие птички на ветках – штамп. Пришлось гонцу снимать штаны в качестве наживки. Дело сладилось, царевны разобрали подношения ведьмы с бесом. Награждает царь по науке, чучелами, скелетами из Кунсткамеры – для красоты и опытов. «Сказочке конец»: типичный финал, как и «пир горой». После него – авторский голос, заявляющий свое право «глупо шутить». В стихах – критика цензуры («дуры»), традиция народных заветных (запретных) сказок, перекличка с непечатной поэзией И. Баркова. Есть версия, что стихи – еще и пародия на балладу В. Жуковского «Двенадцать спящих дев». История написана на русском материале. Комический рассказ чередуется с диалогом. Узнаваемые народные обороты (темный лес, мать родная), просторечная лексика (брякнул, вавакнул, кукиш, водка), глагольные рифмы, уменьшительные суффиксы (глазки), почти нет причастий и деепричастий, идиомы (ухо востро, без оглядки, на бобах), анафоры, перечисления, числительные: три, семь. Упоминаются «ножки», к которым поэт питал слабость. Вопросы. Индивидуальная окраска речи персонажей. Серебрец – платина (чуть позже из нее стали чеканить монеты). Нерчинск: каторга в Забайкалье.

Произведение «Царь Никита и сорок его дочерей» А. Пушкина, построенное на системе намеков, легло в основу комической оперы современного композитора А. Чайковского.

rustih.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.