А к толстой о природе стихи


Стихи о природе Алексея Константиновича Толстого

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Стихи Толстого Алексея о природе

Древний дворянский род Толстых, чрезвычайно разветвлённый и многочисленный, подарил России трёх великих деятелей литературы – писателей Льва Николаевича и Алексея Николаевича, а также Алексея Константиновича – поэта, писателя и драматурга.
 
Алексей Константинович умер 28 сентября (10 октября) 1875 года, по ошибке введя себе смертельную дозу морфия, который был прописан ему врачом для борьбы с приступами головной боли. Эта трагическая случайность лишила страну выдающегося литературного деятеля, но, по счастью, к своим на тот момент 58 годам, он успел создать богатое творческое наследие. Стихи Алексея Константиновича Толстого – лирические произведения, поэмы и баллады, которые не так известны сегодня, как произведения ряда других поэтов XIX века, но сильно повлияли на развитие русской литературы.
 
Происхождение, детство и образование поэта
Алексей Константинович родился 24 июля (5 сентября по новому стилю) 1817 года, в семье графа Константина Петровича, и Анны Перовской – внебрачной дочери графа Разумовского. Вскоре после его рождения брак родителей распался. Воспитывался будущий поэт дядей по материнской линии – Алексеем Перовским, достаточно известным писателем, который пользовался псевдонимом Антоний Погорельский.
 
Детство Алексея прошло на Украине, в поместье дяди, а также за границей, по которой его части возили. В детские годы он был частью окружения будущего императора Александра II. Образование он также получил прекрасное. В 1834 году, будучи семнадцатилетним юношей, он поступил на службу в архив Министерства Иностранных Дел, позже работал в Германии в дипломатической миссии, а в 1840 получил придворную должность.
 
Творческий путь Алексея Константиновича
Первые произведения были написаны им в конце 1830-х годов – это была проза на французском языке. В 1841 году Алексей Толстой впервые был напечатан – вышла под псевдонимом повесть «Упырь», о которой весьма положительно высказался Виссарион Белинский, уже известный в то время писатель.
 
Алексей Константинович Толстой стихи начал писать примерно в то же время, но его основные поэтические произведения были созданы позже. Первый поэтический сборник он опубликовал в 1867 году, уже после отставки с государственной службы. В отставку он ушёл в 1861, после этого проживал в имениях, и редко бывал в столице. Зато много путешествовал, писал, стихи Алексея Константиновича Толстого часто печатались в различных литературных журналах – «Современнике», «Русском вестнике», «Вестнике Европы».
 
В 1863 году Алексей Константинович официально оформил свои давние отношения с Софьей Миллер – прежде ей не давал развода первый муж, да и мать Алексея не одобряла этот союз.
 
Алексей Толстой стихи видел далеко не единственным направлением своего творчества – он активно занимался драматургией, преимущественно исторического характера. Его «Царь Фёдор Иоаннович» стал первой постановкой открытого в 1898 году Московского Художественного театра.
 
Но всё же его стихи – лирика, новеллы в стихах, вдохновлённые историей и фольклорными мотивами, оставили значительный след в истории русской поэзии.
 
Также он являлся одним из авторов, работавших под знаменитым псевдонимом Козьма Прутков – именно его перу принадлежит почти половина произведений Пруткова. После смерти поэта было опубликовано много политических сатир его авторства.

© Poembook, 2013
Все права защищены.
 

poembook.ru

Стихи о природе Алексея Толстого

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Если вопросы остались — напишите нам.

www.culture.ru

Алексей Толстой. Лучшие стихи Алексея Толстого на портале ~ Beesona.Ru

НазваниеТемаДата
Дон Жуан 1859-1860
Когда кругом безмолвен лес дремучий… Стихи о природе 1856
Колодники Первая половина 1850-х годов
О, если б ты могла хоть на единый миг 1859 г.
Бор сосновый в стране одинокой стоит… Стихи о природе 1843
В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба… 1855
Вeсeнние чувства Стихи о природе, Стихи о весенней природе, Стихи о всех временах года 1859
Все забыл я, все простил… 1871
Острою секирой ранена береза… 1856
Не приставай ко мне, Борис Перовский…
По гребле неровной и тряской… Стихи о природе 1840-1849
Ушкуйник Осень 1870 г.
Иоанн Дамаскин (Отрывки) Стихи о войне, Стихи о любви 1858 г.
Мой строгий друг, имей терпенье… 1857-1858
Трещат барабаны, и трубы гремят Август 1870 г.
Двух станов не боец, но только гость случайный… 1858
Молитва стрелков
На нивы желтые нисходит тишина
Крымские очерки 1 («Над неприступной крутизною…») Стихи о природе, Стихи о природе Крыма, Стихи о Крыме 1856-1858
Бегут разорванные тучи… Стихи о природе, Стихи о России и родине, Стихи из школьной программы 1840-1849
Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре - Стихи о любви 1858 г.
Отрывок 1871
Когда кругом безмолвен лес дремучий Август или сентябрь 1856
Из вод подымая головку Стихи о любви Осень 1856 г.
Вырастает дума, словно дерево… 1858
Вырастает дума, словно дерево 1858 г.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад Стихи о природе, Стихи про осень
Уж ты нива моя, нивушка… 1856
Алеша Попович Стихи о любви Лето 1871 г.
Переход через Балканские горы
Эти бедные селенья
Алхимик 1867
Под шум балтийских волн Самарина… 1869
Колышется море; волна за волной… Стихи о природе, Стихи из школьной программы, Стихи для 8 класса 1856
На нивы желтые нисходит тишина; Стихи о любви 1862 г.
Крымские очерки 13 («Смотри, все ближе с двух сторон…») Стихи о природе, Стихи из школьной программы, Стихи для 5 класса 1856-1858
Не ветер, вея с высоты… Стихи о любви 1851-1852
Боюсь людей передовых… 1873
Я задремал, главу понуря 1858 г.
Сватовство 1871
Прогулка с подругой жизни
С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко 1858 г.
Порой, среди забот и жизненного шума 1857 г.
Закревский так сказал пожарным… 1856
Вздымаются волны как горы… Стихи о природе 1866
К страданиям чужим ты горести полна 1859 г.
Колокольчики мои… Стихи о природе, Стихи о России и родине, Стихи из школьной программы 1840-1849
Баллада («Аскольд плывет, свой сняв шелом…»)
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты Октябрь 1856 г.
Что ни день, как поломя со влагой… 1858
Источник за вишневым садом 1858 г.
Не верь мне, друг, когда, в избытке горя… 1856
То было раннею весной… Стихи о любви, Стихи о природе, Стихи о весенней природе 1871
Как филин поймал летучую мышь 1841
Песня о Гаральде и Ярославне Стихи о любви, Песни Январь-февраль 1869 г.
* * * 1840-е годы
Ты жертва жизненных тревог… 1858
Не брани меня, мой друг… Стихи из школьной программы, Стихи для 11 класса 1858
Боривой Лето 1870 г.
Темнота и туман застилают мне путь… 1870
Причину моего смятенья и испуга… 1856
Источник за вишневым садом… Стихи о природе, Стихи из школьной программы, Стихи для 8 класса 1858
Бегство Наполеона из России
О, не пытайся дух унять тревожный 1856 г.
Меня, во мраке и в пыли… Стихи о любви 1851-1852
Замолкнул гром, шуметь гроза устала 1858 г.
Угораздило кофейник… 1868
Князь Михайло Репнин 1840-е годы
Есть много звуков в сердца глубине 1859 г.
* * * Лето 1856 г.
Я вас узнал, святые убежденья… 1858
Деревцо мое миндальное 1857 или 1858
Средь шумного бала, случайно Стихи о любви 1851 г.
Надписи на стихотворениях А.С. Пушкина
Цыганские песни 1840-1849
Стрелковые песни 2 («Уж как молодцы пируют…») 1855
Исполнен вечным идеалом… 1856
Войдем сюда; здесь меж руин… 1856
Басня про Ромула и Рема
Двух станов не боец, но только гость случайный 1858 г.
Господь, меня готовя к бою… 1857
Вот уж снег последний в поле тает 1856 г.
Богатырь 1849
Крымские очерки 11 («Где светлый ключ, спускаясь вниз…») 1856-1858
Об этом я терзаюся и плачу…
Сказка про короля и про монаха
Шумит на дворе непогода… 1840-1849
Ходит Спесь, надуваючись 1854 г.
Пантелей-целитель 1866
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! 1856

www.beesona.ru

Лев Толстой Природа в его произведениях ~ Поэзия (Поэмы и циклы стихов)

Л.Н.ТОЛСТОЙ ПРИРОДА
В ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

МЕТЕЛЬ
В этом рассказе Л.Н.Толстой дал не только превосходное описание
зимней русской природы, но и превосходно изобразил состояние
и характер русского человека в экстремальных условиях.

Зима вечерняя в степи
в Земле Донского Войска
особых тайн всегда полна -
причин для беспокойства.
Не знаешь, что случится вдруг,
особенно, в дороге,
когда метель застанет здесь,
и ночь пройдёт в тревоге.

Фигуры мельниц в темноте
ещё виднелись сносно,
когда со станции одной
ямщик на тройке удалой
погнал её в дорогу, просто.

Поднялся ветер.
Снег сухой с земли, ещё не с неба,
холодной струйкой пробежал
под рукавом тулупа слева.
На темном небе, низко и черно
спустились грозно тучи.
Ни звёздочки не видно, ничего,
лишь ветер, снег, да эти тучи.

Стоим. Потеряна дорога.
На два шага не видно ничего.
Ямщик, мужик бывалый, но
и он тушуется в кромешной тьме,
по-моему, немного.
Волнуется, совета просит:
"Назад вернуться или продолжать...?" -
и лишь, когда услышал колокольчик,
решил, что лучше ехать с ними, не стоять.

То почта, тройка, целых три,
курьерский колокольчик
уверенно звучит в метельной тьме,
промчались мимо нас. Извольте!
За ними мы, но вскоре след пропал
в мельтешной тьме из снега.
Нам встретился в ту ночь обоз.
У нас не ближняя дорога.

Он двигался, чернея,
ведомый сонным ямщиком,
лежал под пологом,
а лошади лениво
обоз тащили снежным прямиком.

Метель сильнее становилась.
С земли и с неба сыпал снег,
сухой и мелкий, проникал он
под шубу где-то снизу вверх.
Дорога потерялась где-то,
и мы кружили по степи,
но не одни,
обоз вновь показался впереди,
в нем также люди спали под рогожей,
и также лошадь осторожно
искала путь средь снежной белизны.

Дорога, холод усыпляли сознание.
Оно вдруг яркий свет увидело
и белую равнину,
далёкую и бледную луну,
что тучи разошлись
и в проблески меж ними
к земле неслись
косые
лучи и снег, холодные, слепые,
и небо застилали заодно.

Слышнее становилось завыванье ветра.
И в вихре воздуха росло
число снежинок,
мелких, колющих и льдистых,
как будто обозлившихся на что-то,
скорее без причины, скорее ни с чего.

Вновь тройка почтовая подлетела,
соединилась с нами, чтоб искать
дорогу, скрытую под снегом,
её найти, по ней скакать.
Ямщик дорогу ищет,
топая ногой,
и, кнутовище в снег втыкая,
ругается тихонько сам с собой,
метельную погоду проклиная.
Другие, ему советы подают,
он огрызается на них,
итак,
дорогу, не найдя, вслепую,
в путь отправляются,
за ними мы, держа свой шаг.

Мы долго ехали за ними
в пустыне белой, а метель,
по-прежнему, кружила, нас кружила,
в колеблющемся и холодном свете,
такая канитель!
Картина неизменна предо мною:
фигуры ямщиков,
их лошадей,
гнедых и пегих в постромках,
на дугах колокольцы,
дорога под копытами, полозьями саней,
но снега пелена всего видней.

Напрасно глаз чего-то ищет!
Нет ни столба, ни стога, ни забора,
Не видится живого огонька.
Везде всё бело, бело и подвижно,
как будто горизонт становится далёким,
то сжатым по бокам на два шага,
то вдруг высокая стена возникнет справа,
она бежит, вдруг исчезает,
то вырастает слева, то впереди бежит,
быстрее лошадей почтовых мчит.

Вверху покажется светло, всего минуту,
увидишь звёздочки, туман закроет их,
и только снег безустали несётся с неба
к тебе за воротник, в лицо
и часто, часто из-под копыт.

Метель. Картина чудотворна.
Белеет всё, мерещится вокруг,
и лошадиный бег неровный
склоняют седоков ко сну.

Сон. Снится лето, пруд, жара,
шиповник, куст колючий,
над ним жужжит пчела,
издалека я слышу бабий смех,
он звонкий и трескучий.
Прекрасно всё.
Великолепие кругом,
лишь надоедливые мухи
мешают, отгоняю их,
Иван, наш кучер,
бежит к пруду спасать кого-то,
за ним мужик бежит к пруду, кричит,
сбегается толпа,
за ней собаки с лаем,
бросают невод тащат из пруда
утопленника...
Меня толкают, просыпаюсь,
в другие сани к ямщикам сажусь
и вместе с ними отправляюсь
на неоконченный маршрут.

Метель сбивала с ног, когда садился.
Клонило в сон опять.
О нём не буду вспоминать
Да, он, пока писал, забылся.

Метель прошла.
Снег становился всё белее, ярче.
Глаза ломило, глядя на него.
Оранжевые полосы по небу
вверх поднимались высоко.
Круг солнца красный завиднелся,
его лучи сквозь сизых туч прошли,
лазурь стала блестяще и темнее,
след чёткий, ясный появился,
окрашен свет был в желтый цвет.
Станица. Тройка побежала.
Закончен долгий жутковатый путь.
Метель утихла. Утро наступало.
Морозный лёгкий воздух
хлынул в грудь.
19.04.2008 г.

Три смерти. Рассказ.
Л.Н.Толстой верный красоте природы,
показывает, что даже смерть не может остановить дыхание жизни
и её всепобеждающую силу, и прелесть, и пробуждение.

Весна.

Пришла весна.
По улицам текли с навозом льдинки.
Журчали торопливые ручьи.
Народ в одежды яркие оделся,
и голоса ребят звучат, как те ручьи.

В садах набухли на деревьях почки,
раскачивались ветки на ветру,
везде лилась вода, и капли
стекали вниз, прозрачны и легки.

Воробушки нескладным хором
попискивали разом и вокруг.
Всё двигалось и радостно блестело
в лучах весны и поднимало дух.

Деревья и дома,
подгнившие заборы,
казалось, ожили весной
такой повсюду был настрой,
что радовало даже человека,
который умирал.
Он стар был и больной.

Холодный матовый покров утра.
Роса ещё не высохла под солнцем.
Ничто не шевелилось:
ни трава, ни лист на ветке дерева,
ни первый робкий лучик солнца.

Лишь звуки в чаще крыльев птиц
пытались тишину нарушить.
Лес пробуждался с пеньем их
и нехотя стал это пенье слушать.

Туман волнами продирался
через кусты, деревья от реки,
в лощине он переливался,
блестел на капельках росы
в лучах сверкающего солнца,
как зеркала разбитого куски.

На небе тучки разбегались,
И на синевшем своде оставались
лишь единицы их,
чтобы следить
за происками птиц,
которые усердно гомозились,
порхали тут и там,
над ветками стремглав носились,
и щебет их счастливым был:
пришло тепло с весною
и гнезда надо вить
и птичью жизнь беспечную продлить.

Но, как бы соблюдая тишину,
над мёртвым деревом склонили
живые ветки - голову свою.
О нем печалясь и тоскуя...
20.04.2008 г.

Лев Толстой
о природе в рассказе "Набег".

Рассказ "Набег".
На фоне красочной природы
Толстой оценивает сущность войн.
Его Кавказ, война, народ, природа
находятся в связи одной.

Набег начался до рассвета.
Лишь голуби вились над балкой и рекой.
Вдали виднелись очертанья гор
и пахло ранним утром лета.
Сверчки, стрекозы наполняли воздух звуком,
как будто колокольчики в ушах,
Туман, росистая трава,
на ней тёмно-зеленый след,
фазан, испуганно взлетевший вверх,
но солнца ещё нет.
И только камни, белеющие вдалеке,
жёлто-зеленый мох,
кусты карагача, кизила
и выпукло и ясно, обозначив,
говорили,
что начался восхода свет.

По мере общего движенья в горы
густая пыль из-под копыт и сотен ног,
поднявшись, заслоняя небо, говорила,
как бы набегу: «Стоп".

Жара и пыль солдат сморили.
Усталые они вступили
в ворота крепости, уже, когда
косые розовые лучи солнца
и облака образовали цепь
у снеговых вершин,
причудливо красиво,
о чём-то с ними говоря.

На отдых дали три часа.
В глубокий вечер, лишь тогда,
когда жар солнца, его блеск
сменил на небе месяц,
и неба синева стала темнеть,
а звёзды ярче засверкали,
отряд вновь выступил в поход,
туда, где будут слава и печали.

Казалось, небо рассердилось,
покрылось тучами. Они длинны,
их темно-серые цвета забили
белеющие облака вдали.
За ними скрылся месяц молодой,
укрывшись среди чёрных гор.
Он был испуган и дрожал,
бросая слабый свет на мрак
к подножью гор.
Сплошная черная стена
вставала пред отрядом,
(она враждующие силы разделяла)
и тишина,
в которой только звуки природа издавала
и дышала, своею силой, красотой.
Она, как будто, примиряла
враждующих людей
и их с собой.
Уместно здесь цитату привести Толстого:
"Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звёздным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственнейшим выражением красоты и добра".
Продолжим мысль, друзья!

Вошли в глубокое ущелье.
Приблизились к разлившейся реке.
На мрачном фоне вспыхивали и исчезали
какие-то огни.
Но вскоре оказалось, что это выстрелы.
Набег встречали пули...
Стрелял передовой пикет, казаки - отвечали.

Глубокий брод с теченьем сильным
отряд прошёл.На берегу
рассыпались казаки вдоль опушек:
бой начался в пыли, в дыму.

Он кончился с заходом солнца.
Оно за снеговым хребтом
последние лучи бросало,
с погибшими прощаясь заодно.
И горы скрылись за туманом.
Лиловый цвет его окутал их.
И обозначались вершины
в багровом свете может быть
ушедших лиц.

Так Лев Толстой описывал природу,
сверяя взгляд свой на войну:
рассвета ещё нет,
он наступил, за ним
от солнца жар, затем вечерняя прохлада,
ночь, тишина, их бой сменил
и солнечный закат, как эпилог набега,
его итоги подводил.
18.04.2008 г.

www.chitalnya.ru

Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого

Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я. П. Полонского,

А. К. Толстого

Цели: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства, выраженные в стихах; развивать умения находить средства художественной выразительности; формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной работе.

Планируемые результаты: умение делать устные сообщения, выразительно читать и анализировать стих-я, находить тропы и определять их роль.

Оборудование: сборники стихов, презентация

Ход урока

I. Орг. момент.

Работа за экраном

Послушайте и повторите: родная природа, русские поэты, пейзаж, лирика, пейзажная лирика, пейзажная лирика русских поэтов

II. Работа по теме урока

-Вы уже, наверное, поняли, о чем мы сегодня будем говорить?

1.Родная природа - бесконечный источник поэзии.

Русские поэты посвятили природе времен года много стихотворений. При этом каждый по-своему видел весну, лето, осень и зиму.

Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, что хотели передать нам поэты своими стихотворениями.

2. Рассказ о жизни и творчестве Е. А. Баратынского

Небольшую биографическую справку о писателях рассказывают учащиеся.

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г. его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г. совершил тяжкий проступок - принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. В 1818 г. знакомится с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!»

Стихотворение читается уч-ся.

  1. Какие приметы ранней весны видит поэт?

  2. Какие литературные приёмы помогают сделать картину живой?

  3. Какие приметы ранней весны видит поэт?

  4. Какие литературные приёмы помогают сделать картину живой?

  • эпитеты («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»)

  • метафоры (на крыльях ветерка, на торжествующем хребте)

  • олицетворения («взревев, река несет поднятый ею лед!», «древа обнажены»)

- Обратим внимание на то, как поэт играет звуками.

Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).

Такой прием в литературе называется аллитерацией – это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний.

Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивленно замечает:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

Физминутка

3. Знакомство с Я. П. Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе

Биографическая справка.

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство: волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…»

Беседа по вопросам

  1. Какую картину рисует поэт?

  2. Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?

  3. Что вы можете сказать об отношении туч между собой?

  4. Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?

  5. Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?

4. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого

Биографическая справка (ученик)

А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

Анализ особенностей стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»

  1. Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?

  2. Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?

  3. Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пения стрекоз?

  4. Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?

- Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей? (Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

III. Итоги урока

С творчеством каких писателей мы познакомились?

Какие художественные средства встретили в стихотворениях?

Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, перечитывайте их, учите.

Рефлексия

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе

infourok.ru


Смотрите также



© 2011-
www.mirstiha.ru
Карта сайта, XML.